Принят Государственной Думой 11 ноября 2009 г. Одобрен Советом Федерации 18 ноября 2009 г.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
2. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет круг правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон, Закон) и подразделяемых по двум направлениям:
1) отношения, связанные с энергосбережением.
Ранее действовавший Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении» носил общий и декларативный характер, и только подтверждал сложившуюся систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сфере энергосберегающей политики.
Как показала практика, прежние направления и способы организации энергосбережения в нашей стране оказались недостаточными и неэффективными. Кроме того, в последние десятилетия выявилась устойчивая тенденция роста затрат на все виды топлива. К основным причинам можно отнести следующие:
рост потребления энергоресурсов и либерализация цен на многие из них;
основные центры добычи нефти и газа преимущественно сосредоточены в отдаленных и труднодоступных районах, что неизбежно влечет за собой резкое удорожание приростов добычи основных энергоресурсов.
Как отмечают специалисты, нерациональное использование природных ресурсов и прогрессирующее негативное воздействие на окружающую среду может привести к глобальной экологической катастрофе.
Учитывая эти обстоятельства, государство должно вводить более действенные средства и меры энергосбережения, для чего необходимы и более совершенные формы организации управления, позволяющие перевести экономику страны на энергосберегающий путь развития. Деятельность по энергосбережению должна обеспечивать снижение негативного воздействия на окружающую среду, в том числе за счет сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов сточных вод при производстве, переработке, транспортировке, хранении и использовании энергетических ресурсов;
2) отношения, связанные с повышением энергетической эффективности.
Экономия энергии означает повышение эффективности ее потребления. По оценкам специалистов, внедрение мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов намного экономичнее наращивания соответствующей их добычи.
Субъектами отношений в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются юридические и физические лица (пользователи и производители энергетических ресурсов), осуществляющие следующие виды деятельности:
добычу, переработку, транспортировку, хранение, производство, использование и утилизацию всех видов энергетических ресурсов;
производство и поставку энергогенерирующего и энергопотребляющего оборудования, машин, механизмов, материалов, а также приборов учета, контроля и регулирования расхода энергетических ресурсов;
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных и других видов работ (услуг), связанных с повышением энергетической эффективности;
реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, использованием вторичных энергетических ресурсов;
информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовку кадров для сферы энергосбережения;
разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием энергетических ресурсов.
2. Пункт 2 данной статьи констатирует, что одной из основных целей Закона является создание условий для разработки и проведения на всех уровнях государственного управления целенаправленной энергосберегающей политики, в том числе и тщательно проработанного комплекса мероприятий по эффективному потреблению энергоресурсов.
Комментируемый Закон не является законом прямого действия, так как большая часть его норм предполагает издание дополнительных решений правительства, а также специальных региональных и муниципальных программ.
На основании этого закона разработана Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Российской Федерации на период до 2020 г. В том числе, в 2010 г. должны быть утверждены региональные и муниципальные программы по энергосбережению, а также приняты соответствующие программы для организаций с участием государства или муниципального образования и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) энергетический ресурс – носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);
2) вторичный энергетический ресурс – энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;
3) энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);
4) энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;
5) класс энергетической эффективности – характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;
6) бытовое энергопотребляющее устройство – продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд;
7) энергетическое обследование – сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;
8) энергосервисный договор (контракт) – договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;
9) организации с участием государства или муниципального образования – юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям;
10) регулируемые виды деятельности – виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов);
11) лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, – лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом;
12) застройщик – лицо, признаваемое застройщиком в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Комментируемая статья перечисляет и дает толкование основным терминам, которые вводит законодатель для регулирования отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории нашей страны. Она содержит 12 основных понятий, посвященных энергосбережению. Разъяснения терминов имеют важное значение для единообразного понимания их смысла в процессе правоприменения.
1) Одним из основополагающих понятий, используемых в Законе, является понятие энергетического ресурса. Под энергетическим ресурсом понимается носитель энергии, с помощью которого энергия передается потребителям (например, тепловая энергия передается с помощью таких носителей энергии, как водяной пар и горячая вода), а также электрическая, тепловая и другие виды энергии.
В нормативных правовых актах любого уровня и времени издания, а также в литературе термины «тепловая энергия», «электрическая энергия», «атомная энергия» употребляются без какого-либо толкования или определения. Между тем выяснение точного содержания данных терминов очень важно для правильной квалификации отношений, связанных со снабжением потребителей различными видами энергией через присоединенную сеть.
В Гражданском кодексе Российской Федерации 1996 г., а также в иных нормативных правовых актах, которые регулируют хозяйственную деятельность в сфере электро– и теплоснабжения, используются только термины – «тепловая энергия», «электрическая энергия», «атомная энергия».
В то же время эти термины отсутствуют в нормативно-технических документах по технической термодинамике, на базе которой решаются все технические задачи в области электро– и теплоснабжения; для этих целей используются такие термины, как: «теплота (количество теплоты)», «электрический ток», «энтальпия». Поэтому для того, чтобы правильно квалифицировать отношения, возникающие между теплоснабжающими организациями и потребителями, необходимо четко определить, что же следует понимать под вышеуказанными терминами.
В России действует ГОСТ 8.417–2002 ГСИ. Единицы величин[1], который дает перечень физических величин и предписывает их обязательное использование в различных областях деятельности, включая энергетику. В нем перечислены единицы измерения, приведены их русские и международные названия и установлены правила их применения. По этим правилам в международных документах и на шкалах приборов допускается использовать только международные обозначения. Во внутренних документах и публикациях можно использовать либо международные, либо русские обозначения.
Данный государственный стандарт введен в действие с 1 сентября 2003 г. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 4 февраля 2003 г. № 38-ст. В этом государственном стандарте приведены такие физические величины, как энергия, работа, количество теплоты, термодинамические потенциалы (внутренняя энергия, энтальпия и т. д.), электрический ток, но отсутствуют такие, как тепловая, электрическая, атомная и другие виды энергии.
Энциклопедия дает следующее определение: энергия (от греч. energeia – действие, деятельность) есть общая количественная мера различных форм движения материи; в физике различным физическим процессам соответствует тот или иной вид энергии:
механическая, тепловая, электромагнитная, гравитационная, ядерная и т. д.[2]. Из этого следует, что тепловая, электрическая и атомная энергии наряду с другими являются частными по отношению к общей для них величине под названием «энергия».
Как уже отмечалось, тепловая энергия передается потребителю с помощью теплоносителя (горячей воды, водяного пара), при этом она может быть измерена:
либо в виде теплоты (количество теплоты), которая является характеристикой процесса теплообмена и определяется количеством энергии, получаемым (отдаваемым) телом в процессе теплообмена; в международной системе единиц (СИ) она измеряется в джоулях (Дж), устаревшая единица – калория (1 кал = 4,18 Дж);[3]
либо в виде энтальпии теплоносителя, которая является термодинамическим потенциалом (или функцией состояния) и определяется массой, температурой и давлением теплоносителя; в международной системе единиц (СИ) она измеряется в калориях.[4]
Между тем под электрическим током понимается направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц: электронов, ионов и др. Характеризуется электрический ток направлением и силой тока. Условно за направление электрического тока принимают направление движения положительных зарядов.[5]
В такой науке, как физика, используется только понятие «электрический ток», «теплота» и т. п. В юридической литературе не дается определения терминов «электрическая энергия», «тепловая энергия»; по всей видимости, это экономические понятия, характеризующие товары. Таким образом, электрическая энергия, скорее всего, является экономическим понятием; вместе с тем в физике этот процесс, представляющий собой движение материи (заряженных частиц), именуется электрическим током.
Помимо термина «энергетические ресурсы»; в законодательстве используется термин «топливо». Под топливом традиционно понимались горючие вещества, применяемые с целью получения при их сжигании тепловой энергии.
Что же касается атомной энергии, то сегодня она в мирных целях используется не только для развития энергетики, т. е. для производства электрической энергии; радиоактивные изотопы и ионизующие излучения все шире применяются в различных отраслях экономики, в науке и промышленности, на транспорте, в агротехнике, биологии, медицине, космических исследованиях.
Радионуклиды и их соединения успешно применяются в медицине для лечения злокачественных новообразований различных органов и тканей и других серьезных недугов, для диагностики ряда заболеваний и исследования функционального состояния организма. В сельском хозяйстве атомная энергия находит применение для борьбы с вредителями растений, дезинсекции зерна, увеличения срока хранения овощей и получения новых сортов семян.
Как известно, энергоснабжение осуществляется посредством использования различных носителей энергии – энергетических ресурсов. Энергетические ресурсы можно классифицировать по различным основаниям. Так, энергетические ресурсы подразделяются на:
первичные (тепловая, электрическая, атомная энергии и др.);
вторичные, т. е. различные энергетические отходы, не используемые в настоящее время (например, отходы при переработке дерева; тепло, уходящее в трубу дымовых печей и т. д.).
2) Важным резервом экономии энергии является использование вторичных энергетических ресурсов. Под вторичными энергетическими ресурсами (ВЭР) понимаются ресурсы, полученные в качестве побочного продукта или отхода основного производства. Выделяют горючие и тепловые вторичные энергетические ресурсы.
Горючие (топливные) ВЭР – это содержащие химически связанную энергию отходы технологических процессов, не используемые или не пригодные для дальнейшей технологической переработки, которые могут быть использованы в качестве котельно-печного топлива.
При этом продукты и отходы топлива перерабатывающих установок (нефтеперерабатывающих, газогенераторных, углеобогатительных, по производству кокса и др.), содержащие химически связанную энергию, являются одним из видов переработанного топлива и к горючим ВЭР не относятся.
Тепловые ВЭР – это физическое тепло отходящих газов технологических агрегатов, физическое тепло основной, побочной, промежуточной продукции и отходов основного производства, тепло рабочих тел систем принудительного охлаждения технологических агрегатов и установок. К тепловым ВЭР относится также тепловая энергия (пар и горячая вода), попутно полученная в технологических и энерготехнологических установках.
К тепловым ВЭР не относятся:
теплота продуктов (отходящих газов, основной, побочной, промежуточной продукции и отходов производства), возвращаемая в агрегат – источник ВЭР за счет регенерации или рециркуляции;
энтальпия конденсата, возвращаемого в парогенераторы или источникам пароснабжения;
энтальпия продуктов, направляемая в следующую стадию переработки без изменения их параметров и энергетического потенциала.
Кроме того, к вторичным энергетическим ресурсам также относятся потери энергии, сопровождающие технологический процесс (например, отопление здания), полезное использование которых возможно на существующем или перспективном уровнях развития техники и технологий. К приоритетным для городского хозяйства ВЭР относятся вентиляционные выбросы и канализационные стоки зданий и сооружений.
3) Под термином «энергосбережение» понимается комплекс мероприятий, направленных как на ограничение или предотвращение потерь энергии, так и на обеспечение ее рационального использования.
4) Под показателем энергоэффективности понимается абсолютная, удельная или относительная величина потребления (использования) или потерь энергетических ресурсов для продукции (услуг) любого назначения или технологического процесса.
Например, под повышением энергетической эффективности зданий (домов) подразумевается совокупность нормативных, организационных, технических, административных и иных мер, направленных на увеличение эффекта от потребления топливно-энергетических ресурсов.
5) Класс энергетической эффективности – это характеристика группы товаров, объединенных по признаку эффективного или неэффективного использования ими энергетических ресурсов на основании установленных показателей энергоэффективности.
Например, класс энергетической эффективности для зданий – уровень энергетической эффективности здания или помещения, характеризуемый фактическими значениями показателей энергетической эффективности и тепловой эффективности здания или помещения.
Определение класса энергетической эффективности товара осуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и принципы которых устанавливаются Правительством РФ.
6) К бытовым энергопотребляющим устройствам относится бытовая техника, компьютеры, оргтехника, осветительные устройства и другие товары. В скором времени для бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров и других компьютерных электронных устройств и организационной техники должна появиться информация о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке и на их этикетках. Для бытовых устройств это требование должно быть реализовано начиная с 1 января 2011 г., для остальных товаров – с 1 января 2012 г.
7) Энергетическое обследование – это обследование потребителей энергетических ресурсов с целью установления показателей эффективности использования энергетических ресурсов и выработки экономически обоснованных мер по снижению потребления энергетических ресурсов; проводятся для установления эффективности использования потребителями энергетических ресурсов: электрической и тепловой энергии, природного, сжатого, сжиженного и попутного газов, твердого топлива, нефти и продуктов ее переработки, местных видов топлива и возобновляемых источников энергии и т. п.
Данный институт является по существу положением не новым для законодательства. Так, проведение энергетических обследований так называемого энергоаудита было предусмотрено ст. 10 Федерального закона от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении», постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 588 «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России», приказами Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 4 октября 2005 г. № 265, 267—269, от 13 января 2006 г. № 3.
8) Комментируемый Федеральный закон установил новый вид гражданско-правового договора – «энергосервисный договор (контракт)», предметом которого являются действия, дающие энергосберегающий эффект при обеспечении необходимого уровня комфортности, в соответствии с которым оплата выполненных работ и услуг (полностью или частично) осуществляется за счет средств, полученных от экономии энергетических ресурсов.
9) В целях стимулирования энергосбережения в бюджетном секторе экономики в комментируемой статье вводится понятие организации с участием государства или муниципального образования. К ним относятся:
юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц;
государственные или муниципальные унитарные предприятия;
государственные или муниципальные учреждения;
государственные компании, государственные корпорации;
юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.
10) Регулируемой признается деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), подлежащим госрегулированию (водо-, газо– и энергоснабжение, перевозка пассажиров и багажа, услуги связи, водоотведение и канализация, вывоз и утилизация бытовых отходов и т. д.). Такое определение применяется исключительно для целей ценообразования. Например, тарифное регулирование в энергетике осуществляется в соответствии с федеральными законами от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Правительство РФ наделено полномочием устанавливать основы ценообразования на тепловую и электрическую энергию и правила регулирования тарифов. В настоящее время действует основополагающий нормативный правовой документ в сфере ценообразования на электроэнергию – постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации». Постановлением утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
11) Согласно ст. 162 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом могут осуществлять:
непосредственно собственники жилых помещений в многоквартирном доме;
товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
управляющая организация.
12) Согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ застройщик – это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Определение понятию застройщика дано в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного закона застройщик – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, имеющие в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающие денежные средства участников долевого строительства в соответствии с указанным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании полученного разрешения на строительство. При этом к иным объектам недвижимости относятся гаражи, объекты здравоохранения, общественного питания, предпринимательской деятельности, торговли, культуры и иные объекты недвижимости, за исключением объектов производственного назначения.
Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В комментируемой статье определяется система законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, включая основополагающие источники и структуру.
Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности образуют нормативные правовые акты, регулирующие разработку и проведение на всех уровнях управления целенаправленной энергосберегающей политики, в том числе и тщательно проработанного комплекса мероприятий по эффективному потреблению энергоресурсов.
Закон предусматривает, что данное законодательство строится как трехуровневая система. Оно состоит из:
Конституции РФ, комментируемого Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
конституций, законов, уставов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ;
нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Конституция РФ закрепляет такие исходные основы, как верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); и др.
Комментируемый Закон является базовым актом в системе законодательства об энергосбережении. Он содержит основы (начала) всех иных законодательных и нормативных правовых актов об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Закон регулирует комплекс основных вопросов энергосберегающей политики. В нем установлены базовые принципы создания правовых, организационных и экономических основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации.
Что касается других федеральных законов, о которых говорится в комментируемой статье как об источниках законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, то в настоящее время законов, специально посвященных этой теме, еще нет.
Под иными нормативными правовыми актами в ст. 3 Закона подразумеваются акты Президента РФ и акты федерального Правительства.
Важная роль в организации принадлежит Правительству РФ. Федеральное Правительство принимает правовые и организационные меры по исполнению законов и указов Президента РФ об энергосбережении.
Правительством РФ определены содержание региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»).
В числе иных нормативных правовых актов – источников законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности – следует упомянуть региональные и муниципальные программы.
Субъекты РФ и муниципальные образования согласно ст. 3 Закона вправе иметь свое законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, что позволяет создать многообразие в системе, сохраняя единство принципов как ее организации, так и правового статуса.
Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:
1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;
2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.
В комментируемой статье Закона закрепляются основные принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Как известно, принцип является центральным понятием, руководящей идеей, основанием системы; он обобщает и распространяет какое-либо положение на соответствующие общественные отношения.
Комментируемый Закон является базовым законом, регулирующим отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Его нормы исходны для всех иных законов и других нормативных актов как федерального, так и регионального уровня. Поэтому принципы, закрепленные в данном Законе, выражают не просто его содержание, раскрывают его смысл, они образуют исходные начала целенаправленной энергосберегающей политики в Российской Федерации, учитываются законодателем при принятии новых, отмене или изменении действующих нормативных правовых актов об энергосбережении.
Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления обязаны проводить в жизнь эти принципы.
Комментируемая статья указывает, что правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на принципах:
эффективного и рационального использования энергетических ресурсов. Этот принцип требует эффективного использования первичных, вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
использования энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий. И это не случайно: приоритет должен отдаваться производству и использованию энергоэффективных технологий, топлива, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, средств измерения и контроля за расходованием топлива и энергии, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Необходимо учитывать, что осуществление энергосберегающей политики требует организации не только должного учета и контроля за расходованием энергетических ресурсов, но и создания стимулов для производителей, поставщиков и потребителей энергетических ресурсов в повышении эффективности их использования;
планирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Этот принцип требует осуществления программно-целевого подхода к проведению политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Долгосрочный характер энергосберегающей политики обусловливает необходимость целенаправленного планирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Ярким примером тому служат региональные и муниципальные программы в рассматриваемой сфере;
системности и комплексности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Данный принцип предполагает, что проведение активной целенаправленной политики не может ограничиваться стихийным планированием экономии энергетических ресурсов и ужесточением норм их расходования. Необходимо создание в нашей стране целостной системы управления энергосберегающими мероприятиями, включая действенный контроль за их внедрением.
1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.
2. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.
3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.
4. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области обороны страны и безопасности государства, оборонного производства, ядерной энергетики, производства расщепляющихся материалов с учетом положений законодательства Российской Федерации в области обороны, законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.
Статья 5 комментируемого Закона определяет область его действия и предмет правового регулирования. Так, основными направлениями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является регулирование отношений, связанных:
с эффективностью использования первичных, вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
с производством и использованием энергоэффективных технологий, топлива, энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, средств измерения и контроля за расходованием топлива и энергии, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
с развитием добычи и производства альтернативных видов топлива и энергии;
с обеспечением единства измерений в части учета отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов;
с осуществлением государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов; и т. п.
Кроме того, положения комментируемого Федерального закона распространяются на отношения по централизованному снабжению потребителей холодной водой, а также на регулируемую деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) осуществляются по тарифам (ценам), подлежащим госрегулированию, в том числе на тепловую и электрическую энергию. Как уже отмечалось, такое определение применяется исключительно для целей ценообразования.
Пункт 4 ст. 5 Закона устанавливает, что отношения, связанные с использованием атомной энергии, также относятся к сфере применения комментируемого Федерального закона и регулируются с учетом положений законодательства Российской Федерации в области обороны и в области использования атомной энергии.
В настоящее время в Российской Федерации активно идет процесс формирования законодательства, регулирующего вопросы использования атомной энергии. Уже действуют федеральные законы «Об использовании атомной энергии», «Об охране окружающей среды», «О радиационной безопасности населения», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории», «Об экологической экспертизе», «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», «О таможенном тарифе» и Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).
Вместе с тем нормотворческая деятельность в области использования атомной энергии не ограничивается только уровнем принятия федеральных законов, особо можно выделить систему подзаконного нормативного регулирования отношений, связанных с использованием атомной энергии. Подзаконные акты, регулирующие рассматриваемые отношения, не должны противоречить федеральным законам в данной сфере и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их.
Таким образом, законодательство Российской Федерации в области использования атомной энергии представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях, и характеризуется следующими признаками:
1) особый субъектный состав регламентирующих отношений, к числу которых относятся эксплуатирующие организации, Государственная корпорация «Росатом», уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления и т. п.;
2) особая сфера регулирования – деятельность, направленная на использование атомной энергии в мирных и оборонных целях, за исключением той, которая связана с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
3) комплексный характер этого законодательства обусловлен сочетанием в нем норм конституционного, гражданского, административного, экологического и земельного законодательства.