Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее – граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Комментируемая статья определяет содержание понятия «служба в таможенных органах». Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
В связи с произошедшим реформированием службы в таможенных органах данное понятие стало несколько неопределенным. С принятием Закона № 78-ФЗ таможенная служба была разделена на два вида: службу на должностях сотрудников и службу на должностях федеральных гражданских служащих (федеральную государственную гражданскую службу). Соответственно, возникло две категории должностных лиц таможенных органов (см. комментарий к ст. 3).
На федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов распространяется общеправовой режим регулирования в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, без особенностей и изъятий.
Таким образом, в настоящее время о службе в таможенных органах как особом виде государственной службы следует говорить применительно к службе сотрудников, для которой действительно характерен особый порядок прохождения службы и особый правовой статус сотрудников.
Нельзя также не обратить внимания, что статья не определяет вид государственной службы, к которой относится служба в таможенных органах. В соответствии со ст. 2 Федерального Закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя три вида государственной службы: государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу Каждый вид службы осуществляется на соответствующих должностях: гражданская служба – на должностях государственной гражданской службы, военная – на воинских должностях, правоохранительная – на должностях правоохранительной службы.
Прохождение службы в таможенных органах на должностях федеральных гражданских служащих относится к федеральной государственной гражданской службе. Прохождение службы на должностях сотрудников таможенных органов в настоящее время законодательно не отнесено к тому или иному виду государственной службы, что связано с отсутствием федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации». Вместе с тем, очевидно, что служба в таможенных органах – это правоохранительная служба.
Представляется, что с принятием закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» таможенные органы будет ожидать новая волна перемен. С учетом правового статуса должностных лиц таможенных органов, задач и функций таможенных органов, нельзя исключить возможность перевода всех должностных лиц таможенных органов на правоохранительную службу и восстановление существовавшего ранее единства организационных и правовых основ службы в таможенных органах.
Законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.
Комментируемая статья определяет содержание понятия «законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах». Законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.
Таможенный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 2004 г., является базовым документом, устанавливающим основы таможенного дела в Российской Федерации. Непосредственно положения Таможенного кодекса не регулируют прохождение службы в таможенных органах. Между тем Кодекс содержит разд. Y «Таможенные органы», положения которого имеют непосредственное отношение к правовому статусу должностных лиц таможенных органов: § 2 «Обязанности, полномочия и ответственность таможенных органов», § 3 «Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия», § 4 «Обеспечение деятельности таможенных органов».
Федеральный закон о службе в таможенных органах является основополагающим нормативным правовым актом, который регулирует прохождение службы сотрудников таможенных органов. В числе иных важных законов, относящихся к службе в таможенных органах, следует назвать Федеральный закон от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», который устанавливает денежное довольствие сотрудников таможенных органов.
Представляется, что к законодательству о службе в таможенных органах следует отнести законодательные акты, которые распространяют свое действие на всю государственную службу Российской Федерации. Так, Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы» определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации. Важным законом является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Установленные им ограничения, запреты и обязанности распространяются на всех государственных служащих РФ.
К иным нормативным правовым актам, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах, относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, многочисленные нормативные правовые акты ФТС России.
Должностными лицами таможенных органов Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (далее – сотрудники таможенных органов) или классные чины.
Комментируемая статья раскрывает понятие «должностные лица таможенных органов».
С принятием Федерального закона «О службе в таможенных органах» (1997 г.) и до принятия Федерального закона «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (2002 г.) все должностные лица являлись сотрудниками таможенных органов, которым в установленном законом порядке присваивались специальные звания. Согласно Федеральному закону № 78-ФЗ часть сотрудников перешла на должности федеральной государственной гражданской службы, содержание понятия должностного лица таможенных органов претерпела изменения (см. комментарий к введению).
К должностным лицам таможенных органов Российской Федерации в настоящее время относятся: 1) лица, которым в установленном порядке присвоены специальные звания – сотрудники таможенных орган; 2) лица, которым присваиваются классные чины. Комментируемый Закон прямо не называет должностных лиц, которым присваиваются классные чины, федеральными гражданскими служащими, что создает некую законодательную неопределенность в их правовом статусе.
Таким образом, в настоящее время понятие «должностные лица таможенных органов» является собирательным, включающим в себя две категории служащих, проходящих службу в таможенных органах.
Следует отметить, что Федеральный закон № 78-ФЗ не установил критерии, по которым должно было происходить разделение должностей на категории. В результате перехода части сотрудников таможенных органов на условия государственной гражданской службы сотрудниками остались должностные лица правоохранительного блока таможенных органов РФ (подразделения, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, административными расследованиями, подразделения силового обеспечения, авиационные, морские, воздушные подразделения), а также руководящий состав таможенных органов до начальников отделов включительно. Вместе с тем в таможенных органах происходит постепенный перевод руководителей неправоохранительного блока на должности федеральной государственной гражданской службы. Таким образом, можно предположить, что в перспективе сотрудниками таможенных органов останутся только сотрудники правоохранительных подразделений. Представляется, что с принятием федерального закона «О правоохранительной службе» понятие «сотрудник таможенного органа» должно приобрести четкую концептуальную основу.
Отнесение должностного лица к той или иной категории имеет принципиальное значение, так как, по сути, определяет вид службы, которую они проходят в таможенных органах, а также правовое регулирование. Различия в правовом регулировании двух категорий должностных лиц таможенных органов влекут за собой различный порядок прохождения службы в таможенных органах, а также различный правовой статус должностных лиц, в том числе набор предоставляемых социальных гарантий и льгот.
1. В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов. Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
2. Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются должности работников таможенных органов. Должностные обязанности работников не связаны с выполнением задач и функций, возложенных на таможенные органы. На должностях работников в таможенных органах работают водители, уборщики, коменданты, кладовщики, лифтеры, сторожа, архивариусы и др.
Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы.
Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде. Приказом ГТК России от 28 декабря 1999 г. № 930 утверждена Типовая форма трудового договора с работниками таможенных органов.
1. Гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов (далее – специальные звания):
1) прапорщик таможенной службы;
2) старший прапорщик таможенной службы;
3) младший лейтенант таможенной службы;
4) лейтенант таможенной службы;
5) старший лейтенант таможенной службы;
6) капитан таможенной службы;
7) майор таможенной службы;
8) подполковник таможенной службы;
9) полковник таможенной службы;
10) генерал-майор таможенной службы;
11) генерал-лейтенант таможенной службы;
12) генерал-полковник таможенной службы;
13) действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.
2. Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:
1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;
2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;
3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;
4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.
3. Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.
4. Перечень должностей сотрудников таможенных органов высшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
5. Порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов, работающим в таможенных органах на день вступления в силу настоящего Федерального закона, устанавливается Президентом Российской Федерации.
6. При увольнении сотрудника таможенного органа со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии к специальному званию добавляются слова «в отставке».
Гражданам, принятым на службу в таможенные органы, сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов:
1) прапорщик таможенной службы;
2) старший прапорщик таможенной службы;
3) младший лейтенант таможенной службы;
4) лейтенант таможенной службы;
5) старший лейтенант таможенной службы;
6) капитан таможенной службы;
7) майор таможенной службы;
8) подполковник таможенной службы;
9) полковник таможенной службы;
10) генерал-майор таможенной службы;
11) генерал-лейтенант таможенной службы;
12) генерал-полковник таможенной службы;
13) действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.
Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:
1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;
2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;
3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;
4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.
Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы. Данный перечень утвержден приказом ФТС России от 4 июня 2009 г. № 1025.
Перечень должностей сотрудников таможенных органов высшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации. Данный перечень утвержден Указом Президента РФ от 24 марта 2008 г. № 394.
Предусмотренный в комментируемой статье порядок присвоения первых специальных званий не распространяется на сотрудников таможенных органов, которые проходили службу на день вступления в силу комментируемого Закона. Порядок присвоения специальных званий данным должностным лицам таможенных органов устанавливался Президентом Российской Федерации.
При увольнении сотрудника таможенного органа со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии к специальному званию добавляются слова «в отставке».