Введение

Приватизация как понятие имеет латинское происхождение: «privatus» означает «частный». Процесс приватизации представляет собой передачу государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие основные признаки приватизации:

передается имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности;

возмездность или безвозмездность передачи;

получателями (приобретателями) имущества являются физические и юридические лица, обладающие частноправовым характером.

Приватизация является деятельностью, противоположной национализации, при которой происходит переход частной собственности в государственную. Приватизация и национализация являются механизмами экономики, позволяющими государству активно участвовать в экономических отношениях. При этом основным фактором для приватизации и национализации является эффективность управления имуществом.

Особенностью вопросов собственности в Российской Федерации является наследие социалистического строя, где львиная доля собственности находилась у государства, остальное имущество принадлежало коллективным, общественным организациям (например, профсоюзам – общественная собственность), физическим лицам.

Конец 90-х годов прошлого века можно охарактеризовать как период становления частной собственности. В 1991 г. были приняты два закона, касающиеся приватизации государственного имущества: один регулировал приватизацию средств производства[1], другой – приватизацию жилищного фонда[2]. Таким образом, обозначилось два пути приватизации. Следует сказать, что за прошедший период приватизация средств производства кардинально менялась, и сегодня действует уже третий закон в этой сфере. Если закону давать общую характеристику, то получится следующее.

Во-первых, закон содержит нормы двух отраслей права:

административно-правовые нормы, закрепляющие органы государственной и муниципальной власти и их полномочия в сфере приватизации, порядок осуществления деятельности;

гражданско-правовые нормы, регулирующие правовое положение участников приватизации государственного и муниципального имущества.

Во-вторых, закон регулирует отношения по приватизации государственного и муниципального имущества, используемого в предпринимательской деятельности.

В-третьих, закон содержит большое количество отсылочных норм, т. е. при осуществлении приватизации недостаточно использовать данный закон и основанные на нем подзаконные акты.

В-четвертых, внесенные с течением времени изменения в данный закон установили большое количество исключений.

В соответствии с ст. 11 Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для капитализации банков» со дня вступления в силу указанного закона Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» применяется с учетом его положений. Целями указанного закона являются поддержание стабильности банковской системы и защита законных интересов вкладчиков и кредиторов банков.

Загрузка...