Федеральный закон

от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ

«О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ»


Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 г.

Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 г.


(в ред. федеральных законов от 3 июня 2009 г. № 121 – ФЗ

(ред. от 17 июля 2009 г.), от 17 июля 2009 г. № 162-ФЗ, от 27 июля 2010 г. № 192-ФЗ)

Введение

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в ред. 17 июля 2009 г.) (далее – Закон) является последней редакцией Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (далее – Закон РФ «О ККМ»).

Вот история принятия и появления новой редакции Закона. 1 марта 1993 г. Президиум Верховного Совета Российской Федерации (ВС РФ) во главе с Председателем Р.И. Хасбулатовым постановил направить проекты Закона РФ «О ККМ» и постановления ВС РФ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О ККМ» Президенту РФ, в постоянные комиссии палат и комитеты ВС РФ, субъектам РФ, в Высший экономический совет при Президиуме ВС РФ, в Контрольно-бюджетный комитет при ВС РФ, а также в Юридический и Редакционно-издательский отделы ВС РФ для подготовки замечаний и предложений по указанным проектам. Указанные замечания и предложения представить в Комиссию Совета Республики ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам до 15 марта 1993 г. Комиссии Совета Республики ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам обобщить замечания и предложения по указанным проектам закона и постановления и внести их на рассмотрение ВС РФ в марте 1993 г. (постановление Президиума ВС РФ от 1 марта 1993 г. № 4564-1).

14 апреля этого же года Совет национальностей ВС РФ во главе с Председателем Р.Г. Абдулатиповым постановляет одобрить основные положения проекта Закона РФ «О ККМ» и принять его в первом чтении, а постоянным комиссиям палат и комитетам ВС РФ и народным депутатам РФ представить свои поправки к указанному законопроекту в Комиссию Совета Республики ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам в двухнедельный срок, Комиссии же Совета Республики ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам доработать законопроект и представить его на рассмотрение ВС РФ во втором чтении (постановление Совета Национальностей ВС РФ от 14 апреля 1993 г. № 4795-1).

30 апреля того же года Совет Республики ВС РФ во главе со своим Председателем B.C. Соколовым постановляет одобрить основные положения проекта указанного Закона и принять его в первом чтении, а постоянным комиссиям палат, комитетам ВС РФ, народным депутатам РФ представить свои поправки к этому законопроекту в Комиссию Совета Республики ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам до 25 мая 1993 г., Комиссии Совета Республики ВС РФ по бюджету, планам, налогам и ценам с привлечением Юридического и Редакционно-издательского отделов ВС РФ доработать законопроект и представить его на рассмотрение ВС РФ во втором чтении (постановление Совета Республики ВС РФ от 30 апреля 1993 г. № 4915-1).

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ 1978 г. (в ред. от 9, 10 декабря 1992 г.) во втором чтении принимается Закон РФ «О ККМ», который 18 июня 1993 г. подписывается Президентом РФ Борисом Ельциным и которому присваивается № 5215-1.

Далее 12 декабря 1993 г. принимается новая Конституция РФ, в соответствии с которой Правительство РФ под председательством Виктора Черномырдина, обладая правом законодательной инициативы (ст. 104), своим распоряжением № 764-р от 3 июня 1995 г. вносит в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О ККМ». 21 февраля 1996 г. данный проект Федерального закона принимается в первом чтении Государственной Думой ФС РФ под председательством Г.Н. Селезнева (постановление № 106-П ГД от

21 февраля 1996 г.). 19 и 26 апреля 1996 г. ГД ФС РФ принимает соответственно в первом и окончательном чтениях Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О ККМ» и направляет его в Совет Федерации ФС РФ (постановления ГД ФС РФ № 280-П ГД от 19 апреля 1996 г. и № 321-П ГД от 26 апреля 1996 г.). Совет Федерации ФС РФ во главе со своим Председателем Е.С. Строевым 15 мая 1996 г. постановлением № 155-СФ одобряет принятый Федеральный закон, который отклоняется Президентом РФ. Затем 17 июля 1996 г. ГД ФС РФ вновь принимает указанный Федеральный закон с учетом предложений Президента РФ и вновь направляет его в Совет Федерации. Дальнейшее движение законотворческого процесса в связи с принятием комментируемого Закона рассмотрим в виде таблицы:









22 мая 2003 г., т. е. через шесть календарных дней, комментируемый Закон подписывается Президентом РФ Владимиром Путиным и ему присваивается номер 54-ФЗ. Через четыре дня, т. е. 26 мая 2003 г., Закон был официального опубликован в Собрании законодательства РФ, № 21, ст. 1957, а на следующий день – в «Парламентской газете», № 95 и в «Российской газете», № 99. В соответствии со ст. 10 Закона он вступил в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования в «Российской газете» 27 мая 2003 г. Более подробно вопрос вступления в силу Закона рассмотрен в данном комментарии к ст. 10. Но это не та редакция Закона, которая действует сегодня. Вот продолжение начатой таблицы:











В результате 3 июня 2009 г. Президент РФ Дмитрий Медведев подписывает Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и одновременно с ним Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», которым присваиваются соответственно № 103-ФЗ и № 121-ФЗ. Статья 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» вносит серьезные изменения в комментируемый Закон. Вот текст этих изменений:

«Статья 4.

Внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1957) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

«платежный терминал – устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты);

банкомат – устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.»;

2) статью 2 дополнить пунктом 4 следующего содержания:«4. Положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.»;

3) в статье 4:

а) абзац второй пункта 1 после слов «контрольно-кассовая техника» дополнить словами «(за исключением контрольно-кассовой техники в составе

платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами)»;

б) дополнить п. 1.1 следующего содержания:

«1.1. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна:

быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени;

обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде;

эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом;

передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца.»;

4) в статье 5:

а) в абзаце первом слово «Организации» заменить словами «1. Организации», после слов «контрольно-кассовую технику» дополнить словами «(за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами)»;

б) дополнить п. 2 следующего содержания:

«2. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны:

использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата;

осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;

предоставлять при регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах и замене накопителей фискальной памяти налоговым органам паспорт контрольно-кассовой техники и информацию, зарегистрированную в фискальной памяти контрольно-кассовой техники;

применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти;

эксплуатировать контрольно-кассовую технику в фискальном режиме;

выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом;

обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией и снятием с регистрации в налоговом органе, вводом в эксплуатацию, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, ходом регистрации контрольно-кассовой техникой информации о платежах, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с п. 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике и документации;

предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.»;

5) в статье 6:

а) в абзаце первом слово «Кредитные» заменить словами «1. Кредитные»;

6) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. Кредитная организация, которая применяет платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа, являющиеся основными средствами этой кредитной организации и принадлежащие только ей на праве собственности, обязана:

ежедневно осуществлять ведение бухгалтерского учета по каждому платежному терминалу и банкомату, которые осуществляют прием средств наличного платежа;

применять исправные платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа и обеспечивающие надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов, а также отражать операции в бухгалтерском учете этой кредитной организации в соответствии с нормативными актами Банка России.

В случае, если кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности или в силу специфики своей конструкции либо особенностей своего места нахождения не позволяющие ей выполнить обязанности, предусмотренные настоящей статьей, такой платежный терминал или банкомат должен быть оборудован исправной контрольно-кассовой техникой, зарегистрированной в налоговых органах, опломбированной в установленном порядке, эксплуатируемой в фискальном режиме и обеспечивающей фиксацию расчетных операций на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти.»

Указанные изменения должны были вступить в силу с 1 января 2010 г. Но так как в период между принятием этих изменений и их вступлением в силу были приняты изменения к этим изменениям, то они вступили в силу с 1 января 2010 г., но в другой редакции, которая образовалась в результате следующей законотворческой деятельности:



17 июля 2009 г. Президентом РФ Дмитрием Медведевым были подписаны указанные изменения к комментируемому Закону, которым присвоен № 162-ФЗ. Вот текст этих изменений:

«Статья 1

Статью 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1957; 2009, № 23, ст. 2776) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента)

документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи;

наименование для организации (фамилия, имя, отчество – для индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ-

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.».

Статья 2

Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 15, ст. 492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 33, ст. 1912; № 34, ст. 1966; 1993, № 12, ст. 429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 28, ст. 3484; 2002, № 1, ст. 2; 2003, № 21, ст. 1957; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 30, ст. 3101; 2006, № 31, ст. 3436) дополнить абзацем следующего содержания:

«Осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).».

Статья 3

Абзац первый статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2007, № 26, ст. 3089; 2009, № 23, ст. 2776) изложить в следующей редакции:

«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».

Статья 4

Внести в Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 121 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 23, ст. 2776) следующие изменения:

1) в абзаце втором пункта 2 статьи 4 слова «пунктов 2 и 3» заменить словами «пунктов 2, 2.1 и 3»;

2) абзац пятый пункта 1 статьи 7 изложить в следующей редакции:

«2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования».

Данные изменения были официально опубликованы в Собрании законодательства РФ, 20 июля 2009 г., № 29, ст. 3599 и в «Российской газете», № 132, 21 июля 2009 г. Следовательно, датой их вступления в силу считается 21 июля 2009 г., в то время как в окончательном варианте они действуют с 1 января 2010 г.

И, наконец, последние изменения в комментируемый Закон были внесены одновременно с внесением изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений, чему также предшествовала следующая процедура:



Итак, 27 июля 2010 г. Президентом РФ Дмитрием Медведевым были подписаны последние на сегодняшний день изменения к комментируемому Закону, которым был присвоен № 192-ФЗ. Вот текст этих изменений:

«Статья 2

Внести в пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1957; 2009, № 23, ст. 2776; № 29, ст. 3599) следующие изменения:

1) абзац десятый признать утратившим силу;

2) дополнить абзацем следующего содержания:

«Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.»…

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2010 года, за исключением статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Установить, что с 1 сентября 2010 года по 31 августа 2011 года включительно физические лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации и сертификат специалиста, работающие в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, имеют право на осуществление фармацевтической деятельности».

Как видно из ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения доступности лекарственного обеспечения жителей сельских поселений», эти изменения, создающие последнюю на сегодняшний день редакцию комментируемого Закона, вступили в силу 1 сентября 2010 г.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее – контрольно-кассовая техника), – контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты – произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память – комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим – режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные – фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее – Государственный реестр) – перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации;

платежный терминал – устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты);

банкомат – устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности) наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.

Комментируемый Закон сам по себе не определяет цель его написания в отличие, например, от Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ «Об использовании государственных ценных бумаг РФ для повышения капитализации банков». Цель здесь определяется лишь косвенно, через основные понятия, которые прописаны в комментируемой статье. Несмотря на то, что Закон очень много обсуждался (с 7 августа 1996 г.), шлифовался, не раз создавались согласительные комиссии по доработке, но цель самого Закона так и осталась не прописанной в самом Законе, что чревато свободным и порой неправильным толкованием этой цели.

Исходя из принципов законодательства и норм регулирования процессов в экономике, о целях комментируемого Закона можно сказать следующее.

Основной целью Закона можно назвать регулирование фискальной и контрольной функций в сфере предпринимательской деятельности, связанной с реализацией товаров, услуг или работ посредством наличных денежных средств с целью обеспечения полноты собираемости налогов и сборов. Практика рыночных отношений в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в. показала, что одним из наиболее простых и эффективных способов уклонения от налогов является отсутствие полной и достоверной фиксации и учета выручки, полученной при реализации товара или услуги за наличный расчет. Норма данного Закона направлена на усложнение получения «черного нала» – неучтенной в официальной бухгалтерии поступлений денежных средств за проданные товары и услуги, а также на увеличение ответственности за нарушение законодательства, регулирующего оплату наличными денежными средствами.

Второстепенной целью комментируемого Закона можно назвать упорядочение документирования при осуществлении хозяйственных операций (оплата наличными денежными средствами), т. е. регламентирование документального оформления сделок (с целью подтверждения факта оплаты) для потенциальных ситуаций, если возникнет спор между субъектами, вовлеченными в данную сделку (хозяйственную операцию); регламентированный порядок документирования кассовых операций упростит и поможет упорядочить бухгалтерские учетные процедуры и т. д.

В подтверждение мысли о том, что действие комментируемого Закона направлено в первую очередь на контроль за сбором налогов и сборов в доход государства (посредством контроля за полнотой оприходования и отражения в бухгалтерском и налоговом учете наличной выручки хозяйствующими субъектами) является норма законодательства, в которой указано, что субъекты предпринимательства, перешедшие на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), освобождены от обязанности применять ККТ (см. ст. 2 Закона и комментарий к ней). Освобождение от использования ККТ для хозяйствующих субъектов, уплачивающих ЕНВД, обусловлено тем, что жесткой необходимости за контролем доходов (со стороны государства) данных субъектов нет, так как величина налоговых платежей не зависит (при данной системе налогообложения) от величины получаемых доходов.

Отметим, что налоговое законодательство также (прямо или косвенно) предусматривает ответственность за нарушение ведения кассовых операций. Однако, по сути, ответственность предусматривается в более значимой и существенной мере не именно за нарушение ведения кассовых операций, а за занижение (в связи с этими нарушениями) базы налогообложения и, как следствие, занижение налогообложения.

Подробнее вопрос налоговой и иной ответственности за нарушение комментируемого Закона рассмотрен в настоящем комментарии к ст. 7 Закона.

Как можно понять из анализа налогового законодательства, ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций (в том числе неприменение ККТ) не столь высока, за исключением случаев, когда нарушение данного порядка приводит к занижению налоговой базы и налогообложения.

Таким образом, налоговое законодательство «подводит» порядок применения и использования ККТ в качестве контрольного механизма со стороны государства за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками (плательщиками сборов) обязательных платежей в доход государства.

Упорядочение документирования при осуществлении хозяйственных операций является второстепенной целью, так как потребность в упорядочении документирования может быть актуальна как относительно действий хозяйствующих субъектов, находящихся на общей системе налогообложения, так и относительно действий субъектов, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), однако Закон предполагает послабления (возможность не применять ККТ) для субъектов, оплачивающих ЕНВД (ст. 2 Закона), что, в свою очередь, говорит о меньшей значимости такой цели, как упорядочение документирования при осуществлении хозяйственных операций.

Следует заметить, что Закон РФ «О ККМ» вообще не содержал понятийного аппарата, в то время как в комментируемой статье дается восемь понятий, касающихся Закона. Причем два из этих понятий («банкомат» и «платежный терминал») были введены Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (ред. от 28 ноября 2009 г.) (далее изм. Федеральный закон «О платежных агентах»).

Как показала практика, в том числе и судебная, основные понятия необходимо четко определить в Законе, дабы не было двоякого толкования самих норм Закона.

Контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт

Итак, первое понятие, которое дается в Законе, – «контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее – контрольно-кассовая техника, ККТ)». Но, к сожалению, указанное понятие законодателем полностью так и не раскрывается, а дается только в форме перечислений менее объемных понятий, которые также следует конкретизировать. Итак, к контрольно-кассовой технике согласно комментируемой норме относятся:

контрольно-кассовые машины (далее ККМ), оснащенные фискальной памятью;

электронно-вычислительные машины (далее ЭВМ), в том числе персональные, программно-технические комплексы (далее ПТК).

Как уже сказано, законодатель не раскрывает понятий «контрольно-кассовая машина», «электронно-вычислительные машины», «программно-технические комплексы». Как следует из п. 1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. письмом Минфина России № 104 от 30 августа 1993 г.), ККМ является счетно-суммирующим, вычислительным и чекопечатающим устройством. Причем, как видно, чтобы отнести то или иное устройство к ККМ, оно должно одновременно обладать всеми этими признаками. Так, например, простой калькулятор, логарифмическая линейка и бухгалтерские счеты являются счетно-суммирующими устройствами, но не относятся к чекопечатающим устройствам. С другой стороны, существуют калькуляторы, оснащенные печатающим устройством, но не печатают чеков. Кстати, отсутствие понятий «чекопечатающий» и «чек» может служить основанием назвать распечатки печатающих калькуляторов чеками и, следовательно, отнести печатающие калькуляторы к ККМ.

Следует заметить, что не любую ККМ можно отнести к ККТ. Согласно комментируемой норме к ККТ относятся только такие ККМ, которые оснащены фискальной памятью. Отсюда ясно, если какой-то калькулятор и можно отнести к ККМ, то его нельзя отнести к ККТ при условии, конечно, если он не обладает признаком ЭВМ.

В соответствии с приложением 3 к письму Роскомторга от 25 июля 1995 г. № 11/8-109-2 «Классификатором контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации» (утв. решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (далее – ГМЭК) от 21 сентября 1994 г.) различаются следующие виды ККМ:

автономная ККМ – ККМ, расширение функциональных возможностей которой может достигаться только за счет подключения дополнительных устройств ввода-вывода, управляемых ККМ по размещенным в ней программам. К автономным относятся и портативные ККМ, имеющие возможность работы без постоянного подключения к электросети;

пассивная системная ККМ – ККМ, имеющая возможность работать в компьютерно-кассовой системе, но не имеющая возможности управлять работой этой системы. Пассивная системная ККМ может использоваться как автономная ККМ;

активная системная ККМ – ККМ, имеющая возможность работать в компьютерно-кассовой системе, управляя при этом работой системы. К активной системной ККМ относится также POS-терминал – ККМ с фискальной памятью, обладающая возможностями персонального компьютера по вводу-выводу, хранению, обработке и отображению информации. Активная системная ККМ может использоваться как пассивная системная или автономная ККМ.

В соответствии с данным Классификатором возможны такие сферы использования ККМ, как: торговля; сфера услуг;

торговля нефтепродуктами и газовым топливом; отели и рестораны.

Следует обратить внимание на приложение 5 «Пояснения к терминам, используемым в технических требованиях к электронным контрольно-кассовым машинам» к протоколу Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 19 декабря 2002 г. № 7/72-2002 (ред. от 18 декабря 2003 г.):

«1. Общие термины и определения

1.1. ККМ – машина электронная контрольно-регистрирующая, предназначенная для регистрации и учета денежных расчетов с населением при выполнении торговых операций или оказании услуг и обеспечивающая хранение информации и оформление документов по указанным расчетам.

1.2. Денежные расчеты с населением – проведение товарно-денежного обмена (включая предоставление услуг), в том числе с использованием безналичных, электронных денежных форм и кредитования.

1.3. Физическая структура ККМ – набор устройств в составе ККМ и соединений между ними.

1.4. Фискальная память (ФП) – устройство в составе ККМ, предназначенное для некорректируемого (защищенного от коррекции) хранения итоговой ежесменной информации, необходимой для контроля правильности исчисления налогов по денежным расчетам с населением, зарегистрированным на ККМ.

1.5. Накопитель ФП – устройство в составе ФП, содержащее носитель информации, регистрируемой в ФП.

1.6. Электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ) – программно-аппаратный модуль в составе ККМ, обеспечивающий контроль функционирования ККМ путем:

1) некорректируемой (защищенной от коррекции) регистрации в нем информации обо всех оформленных на ККМ платежных документах и отчетах закрытия смены, проводимой в едином цикле с их оформлением;

2) формирования криптографических проверочных кодов для указанных документов и отчетов закрытия смены;

3) долговременного хранения зарегистрированной информации в целях дальнейшей ее идентификации, обработки и получения необходимых сведений налоговыми органами.

1.7. Криптографический проверочный код (КПК) – совокупность параметров: значение КПК и номер КПК.

1.8. Значение КПК – контрольная сумма документа, рассчитываемая из его реквизитов на основании криптографических алгоритмов.

1.9. Номер КПК – уникальный для данной ЭКЛЗ порядковый номер операции формирования значения КПК.

1.10. Регистрационный номер ЭКЛЗ – номер, присвоенный данной ЭКЛЗ в процессе ее изготовления.

1.11. Системная плата (СП) – устройство в составе ККМ, предназначенное для управления функционированием ККМ и для поддержания информационной структуры ККМ.

1.12. Печатающее устройство (ПУ) – устройство в составе ККМ, предназначенное для оформления всех документов ККМ.

1.13. Дополнительное оборудование (ДО) – устройство в составе ККМ, размещенное под кожухом ККМ и предназначенное для расширения ее функциональных, интерфейсных и информационных возможностей.

1.14. Внешнее устройство (ВУ) – устройство, подключаемое к ККМ для расширения ее функциональных, интерфейсных и информационных возможностей.

1.15. Пакет прикладных программ (ППП) – программное обеспечение, предназначенное для реализации функций ККМ, имеющее файловую организацию и возможность загрузки в ККМ без нарушения пломбировки ККМ.

1.16. Открытая архитектура (ОА) – построение ККМ, обеспечивающее ее работу под управлением ППП.

1.17. Закрытая архитектура (ЗА) – построение ККМ, обеспечивающее ее работу под управлением программного обеспечения, не имеющего возможности загрузки в ККМ без нарушения пломбировки ККМ.

2. Информационная структура ККМ

2.1. Информационная структура ККМ – совокупность наборов состояний ККМ, счетчиков ККМ и их значений, а также часов реального времени.

2.2. Состояние ККМ – характеристика ККМ, определяющая набор операций, допустимых для выполнения в конкретный момент времени.

2.3. Денежный счетчик – зона памяти ККМ, используемая для накопительного учета денежных сумм.

2.4. Операционный счетчик – зона памяти ККМ, используемая для накопительного учета количества выполнений операции.

2.5. Смена – интервал времени между активизацией ЭКЛЗ и последующим закрытием смены или между двумя последовательными закрытиями смен, в котором оформление последнего платежного документа может быть начато не позднее чем через 24 часа после завершения оформления первого платежного документа.

2.6. Итог платежа – значение денежного счетчика, накапливающего итог текущего платежного документа.

2.7. Сменные денежные и операционные счетчики – набор денежных и операционных счетчиков, накапливающих информацию по текущей смене.

2.8. Итог сменных продаж – значение сменного денежного счетчика, накапливающего итоги платежей по документам продажи.

2.9. Итог сменных покупок – значение сменного денежного счетчика, накапливающего итоги платежей по документам покупки.

2.10. Итог сменных возвратов продаж – значение сменного денежного счетчика, накапливающего итоги платежей по документам возврата продажи.

2.11. Итог сменных возвратов покупок – значение сменного денежного счетчика, накапливающего итоги платежей по документам возврата покупки.

2.12. Периодические денежные и операционные счетчики – набор денежных и операционных счетчиков, накапливающих итоговую информацию за период.

2.13. Нарушена физическая структура – состояние ККМ, при котором средствами ККМ выявлена неисправность или отсутствие (отсоединение) одного или нескольких устройств (узлов, модулей), входящих в состав ККМ.

2.14. Нарушена информационная структура – состояние ККМ, при котором средствами ККМ выявлено:

1) несоответствие значений счетчиков ККМ информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ и (или) в ФП;

2) несоответствие информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ, информации, зарегистрированной в ФП;

3) нарушение целостности архива ЭКЛЗ, заполненность ЭКЛЗ, авария ЭКЛЗ, превышение лимита времени функционирования ЭКЛЗ;

4) нарушение целостности информации, зарегистрированной в ФП, заполненность ФП, авария ФП.

Примечание. Порядок выполнения ККМ операций в состояниях «нарушена физическая структура» и «нарушена информационная структура», регламентированный настоящими требованиями, должен соблюдаться в полном объеме только при наличии соответствующих физических возможностей ККМ.

2.15. Новая ФП – состояние ККМ, при котором не начато или завершено заполнение ФП в составе ККМ.

2.16. Новая ЭКЛЗ – состояние ККМ, при котором не начато или завершено заполнение ЭКЛЗ в составе ККМ.

2.17. Начало смены – состояние ККМ, при котором в текущей смене не производилось оформление платежных документов.

2.18. Закрыт документ – состояние ККМ, при котором завершено оформление платежного документа.

2.19. Состояние продажи – состояние ККМ при оформлении документа продажи.

2.20. Состояние покупки – состояние ККМ при оформлении документа покупки.

2.21. Состояние возврата продажи – состояние ККМ при оформлении документа возврата продажи.

2.22. Состояние возврата покупки – состояние ККМ при оформлении документа возврата покупки.

2.23. Состояние оплаты – состояние ККМ при регистрации денежного расчета по документу продажи или возврата покупки.

2.24. Состояние выплаты – состояние ККМ при регистрации денежного расчета по документу покупки или возврата продажи.

2.25. Оформление отчета – состояние ККМ при оформлении отчетного документа по информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ или в ФП.

3. Кассовые, контрольные и сервисные операции

3.1. Кассовая операция – операция регистрации денежных сумм в ККМ.

3.2. Контрольная операция – операция контроля зарегистрированной в ККМ информации.

3.3. Сервисная операция – операция настройки ККМ.

3.4. Продажа – кассовая операция регистрации в ККМ суммы за продажу товара (оказание услуги).

3.5. Покупка – кассовая операция регистрации в ККМ суммы за покупку товара.

3.6. Возврат продажи – кассовая операция регистрации в ККМ суммы за возвращаемый проданный товар (по претензии по оказанию услуги) или за неиспользованный платежный документ продажи.

3.7. Возврат покупки – кассовая операция регистрации в ККМ суммы за возвращаемый купленный товар.

3.8. Платежная операция – продажа, или покупка, или возврат продажи, или возврат покупки.

3.9. Скидка – кассовая операция уменьшения суммы платежной операции или итога платежа на величину, определяемую значением или процентной ставкой, но не превышающую сумму платежной операции или итог платежа соответственно.

3.10. Наценка – кассовая операция увеличения суммы платежной операции или итога платежа на величину, определяемую значением или процентной ставкой.

3.11. Сторно – кассовая операция, аннулирующая выполненные кассовые операции (кроме сторно) текущего (не закрытого) платежного документа.

Возможны три вида сторно:

1) немедленное сторно – отмена последней кассовой операции;

2) выборочное сторно – отмена любой кассовой операции или ее части;

3) полное сторно – отмена всех кассовых операций.

3.12. Оплата – кассовая операция прихода в ККМ суммы за продажу или возврат покупки при денежном расчете с учетом вида оплаты (наличные деньги, карта, чек, кредит и т. п.) и вычисления сдачи.

3.13. Выплата – кассовая операция расхода из ККМ суммы за покупку или возврат продажи при денежном расчете с учетом вида выплаты (наличные деньги, чек и т. п.).

3.14. Закрытие документа – кассовая операция формирования КПК платежного документа с последующим (по успешному формированию КПК) завершением его оформления и обнулением итога платежа.

3.15. Подкрепление – кассовая операция прихода в ККМ суммы без оплаты.

3.16. Инкассация – кассовая операция расхода из ККМ суммы без выплаты.

[Примечание авторов комментария Закона: Термин «инкассация» в данном контексте определен как «кассовая операция расхода из ККМ суммы без выплаты», хотя сам термин (в более широком толковании) заимствован и имеет более обширное значение. В соответствии с Положением Банка России от 24 апреля 2008 г. № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» под инкассацией наличных денег понимается сбор, доставка наличных денег клиентов в кредитную организацию, ВСП (за исключением обменного пункта), в том числе сданных клиентами через автоматические сейфы, с последующим зачислением (перечислением) их сумм на банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов, открытые в этих или иных кредитных организациях).

3.17. Чтение счетчиков – контрольная операция оформления отчетного документа по содержимому набора денежных и операционных счетчиков ККМ.

3.18. Гашение счетчиков – контрольная операция оформления отчетного документа по содержимому набора денежных и операционных счетчиков ККМ, кроме операционного счетчика общих гашений, с последующим (по успешному завершению печати документа) их обнулением.

3.19. Запрос отчета – контрольная операция оформления отчетного документа по информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ или в ФП ККМ.

3.20. Прекращение отчета – контрольная операция прерывания оформления отчетного документа по информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ или в ФП ККМ.

3.21. Закрытие смены – контрольная операция формирования КПК итогов смены и оформления отчетного документа по содержимому сменных денежных и операционных счетчиков ККМ с последующим (по успешному завершению печати документа) их обнулением и записи в ФП ежесменной итоговой информации.

3.22. Активизация ФП – сервисная операция, позволяющая начать заполнение ФП в составе ККМ.

3.23. Активизация ЭКЛЗ – сервисная операция, позволяющая начать заполнение ЭКЛЗ в составе ККМ.

3.24. Закрытие архива – сервисная операция, завершающая заполнение ЭКЛЗ в составе ККМ.

3.25. Установка параметров – сервисная операция изменения параметров ККМ, не затрагивающая денежных и операционных счетчиков кассовых и контрольных операций, проводимая без нарушения пломбировки ККМ.

3.26. Общее гашение – сервисная операция настройки параметров ККМ с возможным обнулением всех денежных и операционных счетчиков, кроме операционного счетчика общих гашений, проводимая с нарушением пломбировки ККМ.

4. Документы, оформляемые ККМ

4.1. Чек – оформленный ККМ на бумажном носителе отрывной или отрезной кассовый документ.

4.2. Вкладной документ – оформленный ККМ на бумажном бланке кассовый документ.

4.3. Кассовый документ – платежный документ или отчетный документ.

4.4. Платежный документ – оформленный ККМ документ, удостоверяющий регистрацию денежного расчета при продаже, или покупке, или возврате продажи, или возврате покупки.

4.5. Отчетный документ – оформленный ККМ документ, удостоверяющий выполнение операции, не связанной с регистрацией на ККМ денежного расчета.

4.6. Документ продажи – платежный документ, оформленный ККМ при продаже.

4.7. Документ покупки – платежный документ, оформленный ККМ при покупке.

4.8. Документ возврата продажи – платежный документ, оформленный ККМ при возврате продажи.

4.9. Документ возврата покупки – платежный документ, оформленный ККМ при возврате покупки».

В пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение ККМ» сказано:

«В соответствии со статьей 1 Закона в настоящее время наряду с контрольно-кассовыми машинами, оснащенными фискальной памятью, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее – наличные денежные расчеты) допускается применение электронно-вычислительных машин, в том числе персональных, а также программно-технических комплексов.

В связи с этим судам необходимо учитывать, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовой машины иных указанных в Законе видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины».

Из судебной практики

Из постановления ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г. по делу № А56-31470/2007:

«ИФНС неправомерно привлекла ООО к административной ответственности за прием наличных средств для зачисления на лицевой счет абонента сотового оператора через электронный терминал самообслуживания без применения ККТ, поскольку названный терминал, содержащий элементы ЭВМ (монитор, клавиатуру, системный блок и комплект программного обеспечения), относится к разновидности ККТ и его использование свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.

Согласно ст. 1 Закона № 54-ФЗ под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

Пунктом 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 285 функции по ведению Государственного реестра контрольно-кассовой техники возложены на Федеральное агентство по промышленности.

На момент проверки Государственный реестр контрольно-кассовой техники, включающий в себя электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, а также программно-технические комплексы, отсутствовал.

Судом установлено, что общество при осуществлении приема платежей за оказываемые операторами сотовой связи услуги не применяло контрольно-кассовую машину, однако использовало терминал самообслуживания – автомат по приему различного рода платежей, который содержит элементы электронно-вычислительной машины (монитор, клавиатуру, системный блок и комплект программного обеспечения) и, следовательно, относится к разновидности контрольно-кассовой техники.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 31 июля 2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъяснил, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовых машин, иных указанных в Законе № 54-ФЗ видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин (п. 2).

С учетом изложенного кассационная инстанция считает правильным вывод суда о неправомерности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».


Из постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 ноября 2007 г. по делу № А13-4625/2007:

«Суд признал незаконным постановление ИФНС о привлечении предпринимателя к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ при приеме платежей за оказываемые оператором сотовой связи услуги посредством принадлежащих предпринимателю платежных терминалов, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанности совмещения контрольно-кассовой машины и иных видов контрольно-кассовой техники, к которым относится платежный терминал.

Согласно ст. 1 Закона о ККТ под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

Пунктом 1 ст. 2 Закона о ККТ на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 285 функции по ведению Государственного реестра контрольно-кассовой техники возложены на Федеральное агентство по промышленности.

В настоящее время Государственный реестр контрольно-кассовой техники, включающий в себя электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, а также программно-технические комплексы, отсутствует.

Ссылка подателя кассационной жалобы на письмо Федерального агентства по промышленности от 28 ноября 2005 г. № БА-857/16 несостоятельна, поскольку в приложении к данному письму приводится перечень только контрольно-кассовых машин и их версий, включенных в Государственный реестр, а не всех видов контрольно-кассовой техники, приведенных в ст. 1 Закона о ККТ.

Загрузка...