Развитие технического прогресса во всем мире привело к появлению множества наземных, водных, воздушных, космических объектов, которые перемещаются тем или иным способом (самостоятельно или с помощью соответствующих устройств). Возросшее количество (за последний век – полтора) самостоятельно перемещающихся по воде, воздуху, земле и в космосе объектов приводит к необходимости контроля за этими объектами, в том числе с целью предотвращения столкновений, предупреждения террористических актов и т. д. Именно поэтому все больше и больше становится актуальным создание в мире в целом и в каждой стране в частности соответствующей системы (систем), которые будут осуществлять соответствующие функции. В общепризнанной терминологии, юридической и технической литературе под подобной системой понимается навигация. В российском (и советском) законодательстве отдельные элементы регулирования навигационной деятельности встречаются в различных нормативных документах. В комментируемом Законе была сделана попытка обобщить общие положения регулирования навигационной деятельности. Отметим, что данный закон в большей степени носит «рамочный» характер, т. е. дает только основы регулирования навигационной деятельности, не рассматривает детально все необходимые термины, принципы и возможные ситуации в навигационной деятельности. Тем не менее развитие законодательства в навигационной деятельности позволит со временем упорядочить и усовершенствовать многие аспекты в этой области.
На наш взгляд, читателю будет интересна история утверждения и принятия Закона.
В соответствии с паспортом к проекту комментируемого Закона № 141725-5 этот проект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу 18 декабря 2008 г. (Вх. № 1.1-15154) в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1875-р от 16 декабря 2008 г. и письмом Правительства РФ № 5659п-П7 от 17 декабря 2008 г.
23 декабря 2008 г. на заседании Совета Государственной Думы Федерального Собрания РФ было принято решение направить указанный проект федерального закона Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции Государственной Думы, Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, Правительство Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Ответственным по работе над проектом Закона был назначен Комитет Государственной Думы по обороне, которому было вменено в обязанность до 24 декабря 2008 г. принимать все отзывы, предложения и замечания по проекту Закона и с учетом поступивших отзывов, предложений и замечаний подготовить указанный проект Закона к рассмотрению Государственной Думой в период осенней сессии 2008 г. (декабрь).
В соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва № 1552-5 ГД проект Закона был принят в первом чтении. Комитету Государственной Думы по обороне было указано доработать законопроект с учетом поступивших поправок (которые можно было направлять до 11 января 2009 г.) и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении. 30 января 2009 г. Закон был принят во втором (Постановление № 1669-5 ГД) и третьем окончательном чтении (Постановление № 1670-5 ГД).
4 февраля 2009 г. этот Закон был одобрен Советом Федерации и 14 февраля 2009 г. подписан Президентом России Медведевым Д. А., 18 февраля 2009 г. Закон был официально опубликован в Российской газете № 27. С этого момента данный Закон, за исключением ч. 1 ст. 4, вступил в силу в соответствии с его ст. 12. Часть 1 ст. 4 Закона вступает в силу с 1 января 2011 г. Более подробно вопрос вступления в силу Закона рассмотрен в комментарии к ст. 12 данного издания.