Примечания

1

Сочинения Пушкина здесь и далее по всему изданию цитируются по Полному собранию сочинений в 16 томах (Изд-во АН СССР, 1937–1949; Большое академическое издание). Римской цифрой обозначается том, арабской – страница; цитирование произведений, названных в тексте, не оговаривается. В квадратные скобки заключено зачеркнутое Пушкиным, а в ломаные – читаемое на основании реконструкции (конъектуры).

2

Каллаш В. В. Двенадцатый год в воспоминаниях и переписке современников. М., 1912. С. 253–254.

3

Предтеченский А. В. Записка Т. Е. Бока // Декабристы и их время. М.; Л., 1951. С. 193; подлинник по-французски, перевод публикатора. За свою записку Бок поплатился долгими годами крепости, позже покончил с собой в Вильянди.

4

Восстание декабристов. М., 1950. Т. 9. С. 117.

5

Восстание декабристов. М.; Л., 1927. Т. 4. С. 91.

6

Все даты даются по старому стилю.

7

Здесь и далее по всему изданию курсив, принадлежащий автору цитируемого произведения, специально не оговаривается.

8

Предок Пушкина был не негр, а арап, т. е. эфиоп, абиссинец. Появление его при дворе Петра I, возможно, связано с более глубокими причинами, чем распространившаяся в Европе начала XVIII в. мода на пажей-арапчат: в планах сокрушения Турецкой империи, которые вынашивал Петр I, связи с Абиссинией – христианской страной, расположенной в стратегически важном районе, в тылу неспокойного египетского фланга Турции, – занимали определенное место. Однако затяжная Северная война не дала развиться этим планам.

9

А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1974. Т. 1. С. 154.

10

Лермонтов М. Ю. Соч.: В 6 т. М.; Л., 1954. Т. 2. С. 136.

11

Это особенно заметно в тех редких случаях, когда литературная традиция заставляла его вводить в поэзию тему детства. Так, в лицейское «Послание к Юдину» Пушкин вводит черты реального пейзажа села Захарова, с которым были связаны его детские воспоминания. Однако образ автора, который мечтает над Горацием и Лафонтеном, с лопатой в руках возделывает свой сад, в собственном доме за мирной сельской трапезой с бокалом в руках принимает соседей, конечно, насквозь условен и ничего личного не несет: Пушкин бывал в Захарове с 1806 по 1810 г., т. е. между семью и одиннадцатью годами, и поведение его, конечно, не имело ничего общего с этой литературной позой. Редким случаем реальных отзвуков детских впечатлений является стихотворение «Сон» (1816). Но характерно, что здесь упоминается не мать, а нянька («Ах! умолчу ль о мамушке моей…»).

12

Русский архив. 1897. № 5. С. 89–90.

13

Модзалевский Б. Л. Пушкин под тайным надзором. 3-е изд. Л., 1925. С. 36.

14

Томашевский Б. В. Пушкин. М.; Л., 1956. Кн. 1. С. 40–41.

15

Дельвиг А. А. Полн. собр. стихотворений. Л., [1934]. С. 286–287.

16

А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 82–83.

17

А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 74.

18

Речь идет об особом молодечестве. Царь жаловался директору Лицея Энгельгарду: «Твои воспитанники <…> снимают через забор мои наливные яблоки, бьют сторожей…» (Там же. С. 91.) То, что яблоки были царские, придавало им особый вкус, а походу – опасность.

19

Там же. С. 81.

20

Толстой Л. И. Собр. соч.: В 22 т. М., 1980. Т. 6. С. 92.

21

Дельвиг А. А. Полн. собр. стихотворений. С. 191.

22

А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 351.

23

Тынянов Ю. Н. Безыменная любовь // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 217.

24

А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 332, 349.

25

Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1933. С. 386.

26

Слово «воспоминания» употреблено здесь и в лицейском стихотворении в несколько разных значениях: в 1814 г. поэт говорил об исторических воспоминаниях, которые вызывают памятники Царского Села, в 1829 г. – о личных и исторических.

27

Пыляев М. И. Старое житье: Очерки и рассказы. СПб., 1892. С. 104.

28

Кантемир А. Д. Собр. стихотворений. Л., 1956. С. 59.

29

Якушкин И. Д. Записки, статьи, письма. М., 1951. С. 20.

30

А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 98.

31

В беловом автографе определеннее: «тиранов» (II, 561).

32

«Арзамас»: В 2 кн. М., 1994. Кн. 1. С. 436.

33

Русский библиофил. 1914. № 5. С. 17.

34

Тургенев Н. И. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.; Л., 1936. С. 59.

35

Существует вполне правдоподобная биографическая легенда, согласно которой ода «Вольность» была начата по предложению Н. И. Тургенева, в его квартире, из окон которой виден Михайловский замок – место гибели Павла I (подробнее см.: Томашевский Б. В. Пушкин. Кн. 1. С. 147–148).

36

Памяти декабристов. Л., 1926. Т. II. С. 122.

37

Лит. наследство. М., 1952. Т. 58. С. 158–159.

38

Рылеев К. Ф. Полн. собр. стихотворений. Л., [1934]. С. 104.

39

Раевский В. Ф. Стихотворения. Л., 1952. С. 149.

40

Дельвиг А. А. Полн. собр. стихотворений. Л., [1934]. С. 429. Стихотворение написано Дельвигом совместно с Баратынским (1819).

41

Отчет имп. Публичной библиотеки за 1884 г. СПб., 1887. С. 162. Паг. 2–8.

42

Цит. по: Модзалевский Б. Л. Примечания // Пушкин А. С. Письма. М.; Л., 1926. Т. 1. С. 191.

43

Батюшков К. Н. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 517.

44

См.: Томашевский Б. В. Пушкин. Кн. 1. С. 193–234.

45

Горбачевский И. И. Записки декабриста. М., 1916. С. 300.

46

Цит. по: Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799–1826 / Сост. М. А. Цявловский. Л., 1991. С. 201.

47

Гостиница на Мойке, близ Невского пр.

48

Свербеев Д. Н. Записки. М., 1899. Т. 2. С. 386.

49

Брут – политический деятель в Древнем Риме, один из организаторов убийства Цезаря; в литературе XVIII – нач. XIX в. образ героя-республиканца. Маркиз Поза – герой трагедии Шиллера «Дон Карлос», республиканец, пытающийся повлиять на тирана.

50

А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 366.

51

Карамзин Н. М. Письма к И. И. Дмитриеву. СПб., 1866. С. 286–287.

52

Вертер – герой повести Гёте «Страдания юного Вертера», трагически влюбленный и кончающий самоубийством юноша; Мельмот – герой романа английского писателя Метьюрина «Мельмот-скиталец», таинственный злодей, демонический соблазнитель; Агасфер (Вечный жид) – персонаж ряда романтических произведений, вечный скиталец, отринутый Богом и людьми; Гяур и Дон-Жуан – образы романтических бунтарей и скитальцев из поэм Байрона.

53

Раевский говорил в 1813 г. своему адъютанту К. Н. Батюшкову в ответ на вопрос: «Помилуйте, ваше высокопревосходительство! не вы ли, взяв за руку детей ваших и знамя, пошли на мост, повторяя: вперед, ребята; я и дети мои откроем вам путь ко славе, или что-то тому подобное». Раевский засмеялся. «Я так никогда не говорю витиевато, ты сам знаешь. Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребенок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и всё тут, весь анекдот сочинен в Петербурге. Твой приятель (Жуковский) воспел в стихах. Граверы, журналисты, нувеллисты воспользовались удобным случаем, и я пожалован римлянином. Et voilà comme on écrit l’histoire!» (фр.): «И вот как пишется история!»). Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977. С. 413–414.

54

Вересаев В. В двух планах: Статьи о Пушкине. М., 1929. С. 135.

55

Обязательность этого, быстро опошлившегося, романтического штампа была так велика, что даже дядя Пушкина, В. Л. Пушкин, считал себя вынужденным иметь такую тайную и неразделенную страсть:

Люблю… никто того не знает,

И тайну милую храню в душе моей.

Я знаю то один… хоть сердце изнывает,

Хотя и день и ночь тоскую я по ней;

Но мило мне мое страданье,

И я клялся любить ее без упованья…

Сколь неосторожно на основании таких стихов создавать романтически окрашенные биографические построения, свидетельствуют показания современника об авторе этих стихов: «Предметами его песнопений бывали обыкновенно юницы, только-только что выходившие из коротеньких платьиц <…> Небольшого роста, толстенький, беззубый, плешивый и вечно прилизывавший скудные остатки волос фиксатуаром, он был чрезвычайно слезлив и весьма рано обребячился. Влюблялся он в десятилетних девочек и пресмешно ревновал их. Так рассказывали мне предметы его поклонения, ныне солидных лет дамы и девицы» (Семевский М. К биографии Пушкина // Русский вестник. 1869. Т. 84. Ноябрь. С. 87, 86).

56

Выделенное Пушкиным курсивом – неточная цитата из заметки Ф. Булгарина «Литературные новости», опубликованной в № 4 «Литературных листков» за 1824 г.

57

Папка для бумаг; портфель (фр.).

58

П. Шаликов – сентиментальный писатель. Фигура его воспринималась в литературных кругах как комическая.

Загрузка...