Глава 1 От комиссаров Временного комитета Государственной думы до комиссаров Петроградского военно-революционного комитета (1917 г.)

Заимствованная из истории французских революционных войн, идея введения института комиссаров подымалась в разное время в различных кругах, имея своим главным обоснованием – недоверие к командному составу.

А.И. Деникин

Впервые в истории России новый политический институт военных комиссаров в русской армии зарождался в феврале – марте 1917 г. по стечению целого ряда обстоятельств. Эти обстоятельства оказывали как прямое непосредственное, так и косвенное влияние на весь организм и организацию жизнедеятельности русской армии. По нашему мнению, к основным предпосылкам для создания нового политического института в вооруженных силах России можно отнести все те обстоятельства, которые в той или иной мере затрагивали русскую армию и оказывали на нее влияние.

В числе таких предпосылок можно назвать следующие: прежде всего, Первую мировую войну, в которой царская армия к концу 1916 г. потерпела ряд тяжелых неудач и была в значительной степени деморализована; глубочайший экономический кризис в стране, вызванный войной; отречение царя от престола и последовавший за этим событием период безвластия в России; острую борьбу политических партий в стране за власть; коренное изменение ситуации в самой русской армии и втягивание армии различными политическими силами в вооруженный переворот; неспособность царя и правительства найти адекватный выход из кризисной обстановки в начале 1917 г. в городе Петрограде; как итог всех этих предшествовавших событий – Февральскую революцию 1917 г.

Безусловно, самой непосредственной предпосылкой стало создание в ходе Февральской революции новых органов власти – Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов и Временного комитета Государственной думы, которые под давлением политической ситуации стали направлять своих представителей (комиссаров) в действующую армию.

Первая мировая война явилась мощным катализатором Февральской революции 1917 г. Россия вступила в войну в союзе с Францией и Англией (Антанта) против Германии и Австро-Венгрии в ответ на ультиматум Берлина 1 августа с требованием демобилизовать русскую армию в течение 12 часов. При этом Россия вступала в войну менее подготовленной, чем союзники. В эти годы все крупные государства, участвовавшие в войне, успели мобилизовать экономику на нужды войны. В России мобилизация промышленности началась значительно позже. Только с осени 1915 г. наряду с широким привлечением частной промышленности к выполнению военных заказов в стране усиливается система государственного регулирования экономики.

Развертывание военного производства происходило за счет спада развития гражданских, мирных отраслей промышленности. Кризис железнодорожного транспорта, металлургической и топливной промышленности дополнялся упадком сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей.

За всю историю России впервые была набрана по мобилизации огромная армия, через которую прошли до 15 млн человек из 175-миллионного населения страны. Основную массу мобилизованных солдат (80–90 %) составили крестьяне, в том числе пришедшие в армию со своими представлениями о «земле и воле». Часть армии составили кадровые заводские рабочие, мобилизованные в 1914–1916 гг. и замененные на заводах выходцами из деревень.

В 1914–1916 гг. русская армия подверглась серьезным испытаниям и выдержала мощные удары германской армии. О.С. Поршнева отмечает: что «Второй год войны ознаменовался перенесением центра тяжести борьбы на Восточный фронт. Это происходило в условиях, когда кризис военно-технического снабжения армии достиг апогея. В начале 1915 г. потребности армии в боевом снаряжении удовлетворялись в среднем на 15–30 %. Эти обстоятельства грозили военной катастрофой, которая и разразилась летом 1915 г. Отступление русской армии из Галиции без патронов и снарядов с тяжелыми боями и переходами нанесло ощутимый удар по моральному самочувствию солдат, которые переживали бесконечную усталость, были психологически угнетены и озлоблены»[4].

Важное значение в изменении настроений в русском обществе сыграли большие потери русской армии за два с лишним года войны. Потери русской армии в 1916 г. достигли огромных величин – более 2 млн убитыми и ранеными, 344 тыс. пленными. Только за 35 дней Брусиловского прорыва были убиты, ранены и попали в плен свыше 300 тыс. чел., а Юго-Западный фронт потерял с мая по октябрь 1916 г. – 1 млн 650 тыс. чел.[5]

В тяжелых боях 1914–1915 гг. погибла почти вся кадровая армия, ей на смену пришло большое число прапорщиков запаса, т. е. демократической интеллигенции, «новобранцы», «запасные» и «ополченцы», т. е. в своем большинстве плохо обученные крестьяне.

В записке, поданной на имя императора Николая II в ноябре 1916 г., 28 членами Государственной думы и Государственного совета, входившими в Особое совещание по обороне государства, отмечалось, что потери армии, по имеющимся сведениям, достигли к тому времени 5500 тыс. чел. И что «принцип бережливости людской жизни не был в должной мере воспринят нашей армией и не был в ней достаточно осуществлен… В армиях прочно привился иной взгляд, а именно, что при слабости наших технических сил мы должны пробивать себе путь к победе преимущественно ценою человеческой крови»[6].

Война вызвала в стране глубочайший экономический кризис: как следствие острый характер приобрели продовольственный, топливный и финансовый кризисы.

Ведение боевых действий требовало колоссальных расходов. Были резко увеличены налоги, правительство прибегло к выпуску внутренних займов и пошло на массовый выпуск бумажных денег без золотого обеспечения. Это привело к падению ценности рубля, нарушению всей финансовой системы, необычайному росту дороговизны.

Последствием войны было тяжелое положение в промышленности и сельском хозяйстве, так как было мобилизовано 15 млн человек наиболее работоспособного населения, реквизировано 2,5 млн лошадей. Сократились посевные площади, в результате сбор хлеба уменьшился на 20 %, производство мяса упало в 4 раза.

К осени 1916 г. трудности и бедствия войны стали ощущаться особенно остро. Заготовки хлеба в 1916 г. составили лишь 170 млн пудов вместо планировавшихся 500 млн пудов. Продовольственные трудности вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной хлебной разверстки – обязательной сдачи крестьянами государству зерна, но это не решило проблемы. В стране начался голод. В конце 1916 г. покупательная способность рубля упала до 27 коп. Цены на мясо увеличились по сравнению с 1914 г. более чем на 200 %. Заработная плата рабочих выросла на 100 %, а цены в среднем – на 300 %. Отсутствовало топливо, повсюду стояли очереди за продуктами.

В октябре 1916 г. директор Департамента полиции Министерства внутренних дел А.Т. Васильев представил доклад о настроениях населения на местах. В докладе отмечалось, что основной причиной озлобления жителей столиц называется чудовищно растущая дороговизна, в обеих столицах «оппозиционность настроений» намного превосходит уровень 1905 г., что может привести к вспышке в столицах «крупных беспорядков чисто стихийного характера».

В конце февраля перебои с поставками продовольствия в Петроград вынудили городские власти принять решение о введении карточек на хлеб с нормой один фунт на человека в день. Такое решение вызвало панику у жителей города и стремление запастись хлебом, произошло несколько погромов булочных. По мере нарастания кризиса снабжения в Петрограде учащаются забастовки.

Одной из важных предпосылок было отречение царя от престола и последовавший за этим событием период безвластия в России. Революционные события февраля 1917 г. в Петрограде проявили неспособность государственного аппарата самодержавия к управлению страной.

Система политической власти в России оказалась в период войны и революции в «пространстве неопределенности», то есть рыхлости во взаимоотношениях царя и Совета министров, законодательной и исполнительной власти. Царь сохранял верховную власть управления, в том числе право создавать и упразднять министерства, назначать и увольнять министров, объявлять войну и мир, принимать решения в отношении всех вопросов ведения военного дела. В систему власти были встроены Государственный совет, Государственная дума.

С началом войны появился новый авторитетный центр принятия решений – Ставка Верховного главнокомандующего. Николай II хотел взять на себя обязанности главнокомандующего, но под давлением семьи временно отказался от этой идеи, так как его авторитет не должен был пострадать из-за возможных неудач в войне. Ставка, принимая ответственность за ход военных действий, получала право во многих случаях принимать самостоятельные решения. Например, в 1915 г. начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Н.Н. Янушкевич отменил решение царя о посылке дивизии в Персию[7]. Такое положение тяготило Николая II и его семью.

24 июля 1915 г. на заседании Совета министров был поставлен вопрос о недееспособности Ставки по причине военных неудач русской армии. В августе Верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич был отправлен в отставку, а его место занял царь. Роль «связующего звена» между Ставкой в Могилеве и правительством в Петрограде выполняла императрица Александра Федоровна, которая вела прием министров, предлагала Николаю II кадровые решения по ключевым представителям государственной власти.

В такой ситуации император оказывался все в большей зависимости от своего ближайшего окружения, где первое слово принадлежало императрице. Это вызывало резкое раздражение не только в органах власти, но даже у родственников Николая II. «В ней все зло, – считал великий князь Николай Николаевич. – Посадить бы ее в монастырь, и все бы пошло по иному, и государь стал бы иным. А так приведет она всех к гибели»[8].

Председатель Государственной думы М.В. Родзянко по этому поводу писал: «Невероятно быстрая и ничем не вызванная перемена и перестановка министров получила характер системы и членом Государственной думы Пуришкевичем с кафедры громко была метко охарактеризована „министерской чехардой“. Ясно, что быстрая перемена глав ведомств наносила непоправимый ущерб планомерному течению дел, внося в работу ведомств сумбур, что могло быть выгодно только нашим врагам. В прочность и долговечность наших министров никто не верил, да не верили и они сами в себя»[9].

За два года войны сменились четыре председателя Совета министров (И.Л. Горемыкин, Б.В. Штюрмер, А. Трепов, Н.Д. Голицын); шесть министров внутренних дел. Правительственный кризис все больше расшатывал государственный аппарат, являвшийся наряду с армией важной опорой самодержавия.

В такой ситуации предчувствие скорой смены политического режима стало обсуждаемой темой в обществе. Оценивая ее, великий князь Александр Михайлович 1 февраля 1917 г. писал императору: «Правительство есть сегодня тот орган, который подготовляет революцию, – народ ее не хочет, но правительство употребляет все возможные меры, чтобы сделать как можно больше недовольных, и вполне в этом успевает. Мы присутствуем при небывалом зрелище революции сверху, а не снизу»[10].

27 февраля премьер-министр князь Н.Д. Голицын обращается к царю с прошением об отставке, роспуске правительства и назначении «ответственного министерства», однако она царем не принимается со словами «относительно перемены в личном составе при данных обстоятельствах считаю их недопустимыми». Правительство отправляет в отставку министра внутренних дел Протопопова как вызывавшего особое раздражение.

Во время революции Николая II отказываются поддержать даже его ближайшие родственники – великие князья. На февраль 1917 г. в России насчитывалось 15 великих князей. Из них фактически никто не поддержал царя. По крайней мере трое великих князей – Николай Михайлович, Николай Николаевич и Георгий Михайлович – в конце 1916 г. безуспешно пытаются склонить царя к введению «ответственного министерства» (то есть фактически к введению парламентарной конституционной монархии).

Кроме того, несколько великих князей – Павел Александрович, Кирилл Владимирович и Дмитрий Константинович во время революции составляют собственный проект манифеста об отречении («великокняжеский манифест»). Наиболее влиятельный из них, великий князь Николай Николаевич, во время событий агитирует Николая II за отречение, наиболее вероятный преемник, Михаил Александрович, отказывается принять власть. Великий князь Кирилл Владимирович 1 марта переходит на сторону революции.

2 марта Николай II отрекается от престола в пользу своего младшего брата великого князя Михаила Александровича. Отречение происходит под давлением генералитета, в первую очередь начальника штаба Ставки генерала Алексеева и 7 командующих фронтами, единогласно ответивших согласием на телеграммы Алексеева о желательности отречения. Действия высшего генералитета впоследствии становятся поводом для обвинения ряда царских генералов в «масонском заговоре» так называемой «Великой ложи».

Однако 3 марта отрекается от престола и великий князь Михаил Александрович, так как представители Госдумы Родзянко, Шульгин и Керенский заявляют ему, что «не гарантируют безопасность», так что ему в случае принятия престола следует опасаться самосуда со стороны восставших. В такой обстановке великий князь передаёт вопрос о государственном устройстве России на рассмотрение будущего Учредительного собрания.

Таким образом, учитывая, что 26 февраля Николай II объявил Государственную думу распущенной, с этого момента Россия оказывается в пучине безвластия.

Борьба политических партий в стране за власть. Стремясь предотвратить революцию, либеральная оппозиция стала все более дистанцироваться от самодержавия. Противоречия между самодержавием и Государственной думой нарастали, по существу, Дума стала центром оппозиции правительству.

К концу 1916 г. все политические партии и группировки объединились в оппозицию к монархии. Впрочем, это было их единственной точкой соприкосновения – ни в чем другом они не сходились. Крайне левых не устраивало что-либо меньшее, чем радикальное преобразование политического, социального и экономического устройства России. Либералы и либерал-консерваторы удовольствовались бы парламентской демократией. И те и другие при всем их различии вели речь об институтах власти. Крайне правые, теперь тоже примкнувшие к оппозиции, напротив, сосредоточили внимание на личностях политических деятелей. По их мнению, в российском кризисе повинен был не сам режим, а люди, стоявшие у кормила власти, а именно императрица-немка и Распутин. И стоит убрать их с политической арены, считали они, как все пойдет хорошо.

С 27 февраля 2017 г. начинает активизироваться участие в событиях радикальных партий: большевиков, анархистов и радикальной социал-демократической фракции межрайонцев. Так как лидер межрайонцев Л.Д. Троцкий в это время находился в эмиграции, вместо него фактическим главой фракции был К.К. Юренев.

По предложению социалистов был сформирован Временный исполком Совета рабочих депутатов, в состав которого вошли известные социал-демократы и эсеры. Уже вечером 27 февраля состоялось первое заседание Совета, на котором присутствовали избранные и присланные заводами и воинскими частями представители.

Создание Совета рабочих и солдатских депутатов отвечало требованиям и духу народных масс. Восставшие по образцу революции 1905 г. образуют Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов (Петросовет). Большинство в первом составе Петросовета принадлежит партиям эсеров и меньшевиков.

После того как 2 марта стало известно об отречении царя, Временный комитет Государственной думы формирует Временное правительство России во главе с князем Г.Е. Львовым до предполагаемого созыва Учредительного собрания. В новом правительстве доминирует центристская партия кадетов, по составу представлявшая собой главным образом интеллигенцию. Временный комитет Государственной думы фактически стал в России новой властью.

Война привела также к коренным изменениям в русской армии, к изменению ее кадрового состава. В ходе Первой мировой войны почти вся кадровая армия, включая офицерский корпус, была уничтожена. К 1917 г. кадровые офицеры составляли в русской армии только 4 %, остальные 96 % – прапорщики военного времени из бывших крестьян, рабочих и мещан. Практически полностью был выбит в боях кадровый состав гвардии. В армии исчез былой корпоративный дух, фактически она перестала быть опорой самодержавия.

Проявлениями и последствиями деморализации и низкого морально-психологического состояния армии стали: массовая сдача солдат и нижних чинов в плен, дезертирство, саморанения, братание с противником, возросшая восприимчивость к различного рода слухам[11]. Во фронтовой полосе, особенно на ближайшем к столице Северном фронте, усилились мародерство и грабежи мирного населения. В январе 1917 г. отказались идти в наступление солдаты 408-го пехотного Кузнецкого полка, некоторые части 102-й пехотной дивизии. Чрезмерные потери (до 90 % личного состава), плохое питание, изматывающие окопные работы, «дурное» пополнение – все эти обстоятельства возмущали солдат и нижних чинов.

К февралю 1917 г. контрольными органами на границе фронтовых районов были задержаны 195 тыс. самовольщиков-дезертиров. Еще 220 тыс. дезертиров были пойманы во внутренней России железнодорожной жандармерией. Десятки тысяч дезертиров занимались «бродяжничеством» на театрах военных действий. Членовредительство и всевозможные симуляции охватили от 200 до 400 тыс. солдат. Сотни тысяч солдат растворились среди местного населения[12].

М.В. Родзянко по этому поводу пишет: «Симптомы разложения Армии были заметны и чувствовались уже на второй год войны. Так, например, в период 1915 и 1916 гг. в плену у неприятеля было уже около 2 млн солдат, а дезертиров с фронта насчитывалось к тому же времени 1,5 млн чел.»[13]

Ситуацию обостряла и десакрализация высшей власти в России. Отречение царя от престола, которому солдаты давали присягу и которого они были призваны защищать, превращала участие в войне (особенно на чужой территории) в бессмысленное для них занятие.

Понять события Февральской революции 1917 г. невозможно, не приняв во внимание состав и условия содержания Петроградского гарнизона. Гарнизон состоял фактически из новобранцев и отставников, зачисленных в пополнение ушедших на фронт запасных батальонов гвардейских полков, квартировавших в мирное время в Петрограде. Перед отправкой на фронт им предстояло в течение нескольких недель проходить общую военную подготовку.

Численность сформированных с этой целью учебных частей превосходила всякую допустимую норму. В некоторых резервных ротах было более 1000 солдат, а встречались батальоны по 12–15 тыс. человек; в общей сложности 160 тыс. солдат были втиснуты в казармы, рассчитанные на 20 тыс. Все они были размещены в скученном виде в казармах, где люди располагались для спанья в два-три и четыре яруса. Наблюдать за такими частями становилось трудно, не хватало офицеров, и возможность пропаганды была неограниченной.

Кроме того, часть солдат и матросов составляли мобилизованные рабочие, в том числе ранее участвовавшие в революционной деятельности; в первую очередь это относилось к Кронштадтской военно-морской базе, а также к военно-морской базе в Гельсингфорсе. Условия военной службы в Кронштадте были тяжелыми и сопровождались рядом унизительных ограничений для нижних чинов. Например, матросам запрещалось ходить по восточной стороне главной улицы, у входа на Екатерининский бульвар помещалась надпись, запрещающая вход «собакам, солдатам и матросам».

Солдаты подвергались ряду унизительных ограничений: им разрешалось передвигаться в трамваях только на подножках, в театрах не разрешалось сидеть рядом с офицерами. С 1915 г. в армии были восстановлены телесные наказания в виде порки розгами, среди офицеров были распространены обращение на «ты» к солдатам и рукоприкладство.

Волнения в войсках и на флоте начинаются задолго до 1917 г. Так, 19 октября 1915 г. взбунтовался стоявший на гельсингфорсском рейде линкор «Гангут», 2 мая 1916 г. отмечен первый случай отказа казаков разгонять толпу. В октябре 1916 г. происходят бунты солдат на распределительных пунктах в Гомеле и Кременчуге, 17 октября солдаты 181-го полка присоединяются к толпе рабочих Выборгского района Петрограда, 29 октября 1916 г. вызванные для разгона забастовки солдаты вместо рабочих открывают огонь по полиции.

Важным фактором победы революции стала агитационная работа, особенно среди солдат, которая во многом и обеспечила переход армии на сторону восставших. В роли агитаторов выступали в разных условиях разные люди. Это были профессиональные революционеры, простые рабочие и работницы, солдаты. Благодаря их усилиям ряды восставших ширились, вбирая в себя все новых участников.

26 февраля 1917 г. взбунтовалась 4-я рота запасного батальона лейб-гвардии Павловского полка, участвовавшего в разгонах демонстраций. Произошла перестрелка солдат Павловского полка с полицией и с собственными офицерами. Бунт был подавлен силами Преображенского полка.

27 февраля взбунтовалась также участвовавшая в разгонах учебная команда запасного батальона лейб-гвардии Волынского полка. Бунт распространяется на весь полк, восставшие солдаты по образцу бастующих рабочих начинают «снимать» соседние части, вынуждая их также присоединиться к восстанию: Преображенский полк, Литовский полк, саперный батальон и др. Толпа революционных солдат Волынского, Преображенского и Литовского полков продвигается по Кирочной улице, разгромив казармы жандармского дивизиона и школу прапорщиков инженерных войск.

Возникают перестрелки в расположении Московского полка. К полудню восставшие подавляют сопротивление 4-й роты этого полка, пытавшейся блокировать пулеметами Литейный мост. Революционная толпа громит полицейские участки, берет штурмом тюрьму «Кресты» и освобождает арестованных. Подожжено здание Окружного суда на Литейном проспекте. Прибывшие на тушение пожарные заблокированы толпой.

В течение нескольких дней мятеж распространяется практически на весь Петроградский гарнизон.

С 27 февраля восстание начинает перекидываться на пригороды Петрограда. 27 февраля восстал 1-й пулемётный запасной полк в Ораниенбауме, который после убийства 12 своих офицеров выдвинулся в Петроград через Петергоф и Стрельну, присоединив к себе по дороге ряд частей. 28 февраля начинается восстание части Царскосельского гарнизона.

Также 1 марта взбунтовалась Кронштадтская военно-морская база, 3 марта военно-морская база в Гельсингфорсе, начинается массовое истребление морских офицеров. Были убиты восставшими моряками командующий Балтийским флотом адмирал А.И. Непенин, военный губернатор Кронштадта адмирал Р.Н. Вирен и начальник его штаба адмирал А.Г. Бутаков.

Царское правительство, конечно, осознавало приближение революции, в январе 1917 г. начав подготовку к ее подавлению. Слабость этих планов заключалась в том, что они не предусматривали восстания запасных батальонов в Петрограде. Вместе с тем предполагалось опереться не на всех мобилизованных солдат, а в первую очередь на учебные команды. Однако и эти расчеты оказались неверными – учебные команды первыми присоединились к революции.

Единственной лояльной царю силой оказались полицейские, которых в Петрограде насчитывалось всего около 3,5 тыс. Надежды на лояльность гвардейских частей также оказались сильно преувеличены; все гвардейские части, во время революции находившиеся в Петрограде, присоединились к восстанию, включая одну сотню Собственного Его Императорского Величества конвоя. К тому же к 1917 г. уже до 70 % довоенного состава гвардии успели погибнуть на фронте и были (иногда и не один раз) заменены мобилизованными.

26 февраля 1917 г. царское правительство собирается на заседание, на котором обсуждает сложившуюся в столице ситуацию и постановляет ввести в Петрограде осадное положение. Однако властям не удалось даже расклеить в городе уведомления об осадном положении, так как они немедленно срывались революционерами.

Попытка подавить восстание 27 февраля силами отряда полковника А.П. Кутепова в составе до 1 тыс. чел. при 15 пулеметах проваливается. Остатки лояльных царю сил численностью до 2 тыс. чел. группируются в Адмиралтействе, откуда впоследствии вынуждены отступить под угрозой обстрела артиллерией Петропавловской крепости. Начинается массовое избиение полицейских. Армейские офицеры частью присоединяются к революции, частью разбегаются.

Незадолго до начала февральских выступлений рабочих и солдат в столицу прибыли с фронта два донских казачьих полка. Однако казаки, не желая оказаться в роли карателей по образцу 1905–1906 гг., отказались усмирять «бунтовщиков». В состоянии «полного разложения» находился и царскосельский гарнизон. Сообщали, что одни части ушли в столицу, а «оставшиеся вышли из повиновения, громят винные погреба, пьянствуют и спаивают все прибывшие свежие части»[14].

Попытка послать воинские части с фронта против «бунтующих» в Петрограде не удалась. Уже 27 февраля столица оказалась в руках восставших рабочих, к которым присоединились и солдаты гарнизона. Члены старого правительства были арестованы или сбежали.

Неудачи на фронтах, нараставшие социально-экономические трудности привели к развитию стачечного движения в стране и росту либеральной оппозиции. Растущее с весны 1915 г. стачечное движение приобретало все более политическую направленность.

Первые симптомы надвигавшейся революции появились в Петрограде поздней осенью 1916 г.: в октябре в Петрограде бастовало около 200 тыс. рабочих. Общая численность бастующих в январе 1917 г. в городе составила уже более 350 тыс., впервые за годы войны забастовали оборонные заводы (Обуховский и «Арсенал»). В такой ситуации решающим фактором стало закрытие 21–22 февраля властями крупнейшего в Петрограде Путиловского завода. Рабочие попытались поднять забастовку, несмотря на то, что завод с началом войны был национализирован, а забастовки на казенных военных заводах запрещались. Этот шаг выбросил на улицы 36 тыс. озлобленных рабочих.

Причиной забастовок стало обострение продовольственного положения в Петрограде. 23 февраля 1917 г. начались массовые митинги, демонстрации и забастовки. Бастующие рабочие часто занимают соседние заводы, силой вынуждая их присоединяться к забастовке. С началом восстания Петроградского гарнизона тот же метод начинают широко применять восставшие солдаты.

В последующие дни революционные выступления в Петрограде продолжились. К 1 марта практически весь гарнизон присоединился к революционным массам. 28 февраля всеобщая политическая стачка развернулась в Москве. 1 марта она переросла в вооруженное восстание, и к концу дня город был в руках восставших.

Вечером 26 февраля председатель Госдумы М.В. Родзянко получает царский указ о приостановлении заседаний Госдумы с 26 февраля до апреля. Этот указ официально был опубликован 27 февраля. Сама Госдума с началом событий оказывается в сложной ситуации; многие думские лидеры, включая и ее председателя Родзянко оказываются застигнуты врасплох революцией и на первых порах опасаются предполагаемой «карательной экспедиции» лояльных царю войск в столицу.

К середине дня 27 февраля у здания Думы стали собираться объединенные полки солдат и рабочих, сюда же направлялись делегаты от воинских частей, заводов и фабрик, активисты революционного подполья.

Таврический дворец, в котором располагалась Государственная дума, стал Центром революции. Именно здесь собрались депутаты, представители различных политических партий. Эти люди принадлежали к различным классам, партиям, объединениям, их взгляды во многом были диаметрально противоположными, но их объединяло стремление к изменению государственного устройства и желание возглавить начавшуюся революцию.

В это же время в другой части Таврического дворца шло заседание депутатов распущенной накануне царем Думы. Дума принимает решение, формально подчинившись царскому указу о собственном роспуске, собираться лишь «в порядке частных совещаний» и образовать по инициативе лидеров так называемого Прогрессивного блока с 27 февраля Временный комитет во главе с М.В. Родзянко «для водворения порядка в столице и для сношений с общественными организациями и учреждениями».

28 февраля был создан Петроградский совет рабочих депутатов, 1 марта преобразованный в Совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем Совета был избран меньшевик Н.С. Чхеидзе.

Так, в Петрограде, в одном здании в один день были созданы два органа, которые стремились распространить свое влияние на столицу и всю страну и взять управление государством в свои руки.

2 марта 1917 г. Временным комитетом Государственной думы по соглашению с Советом рабочих и солдатских депутатов было создано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым.

Такая стремительность и «легкость» победы революции объясняется крайней остротой общенационального кризиса, сложившегося в годы Первой мировой войны. Не меньшую роль сыграла неспособность царизма предотвратить революционный переворот упреждающей реформистской политикой. По сути дела, «проверку войной» не прошли ни российская экономика, ни политическая система.

По мнению М.В. Родзянко, основными причинами переворота (революции) стали:

1. Чрезмерное усиление влияния темных безответственных сил, окруживших и завладевших волей и мыслью верховной власти.

2. Неумелые и несогласованные распоряжения власти привели к окончательной разрухе экономических условий жизни населения, оставшегося в тылу, главным образом расстроены транспорт, затем финансы, обнаружилась общая бесхозяйственность, не была организована борьба с возросшей спекуляцией.

К этой группе причин нужно прибавить необыкновенно интенсивную немецкую агитацию, которой не было противопоставлено организованной пропаганды с русской стороны.

3. К третьей группе причин относится разложение армии.

4. Чрезвычайная и во всем двойственная правительственная внутренняя политика. Никто заранее не знал, как поступит завтра правительство, так как оно меняло свой курс с поразительной легкостью[15].

В декларации Временного правительства от 20 марта 1917 г. подчеркнуто: «…Старая власть сама вырыла ту бездну, в которую она была низвергнута. Старая власть погибла потому, что она была противогосударственна по всему направлению своей деятельности. Безучастная к судьбам родины и погрязшая в позоре порока, эта власть бесповоротно отгородилась от интересов народа, на каждом шагу принося их в жертву безумным порывам произвола и самовластия».

Бывший царский генерал С.Г. Лукирский так описывал отношение офицеров к событиям 1917 г.: «Накануне Февральской революции 1917 г. в среде офицеров старой армии определенно сложилось недовольство монархическим строем: крайняя неудачливость войны; экономический развал страны; внутренние волнения; призыв на высшие посты в государственном аппарате лиц, явно несостоятельных, не заслуживающих общественного доверия; наконец, крайне возмутительное подпадание царя под влияние проходимца (Г. Распутина) и разрастание интриг при дворе и в высших государственных сферах. Поэтому февральская революция была встречена сочувственно в основной массе всего офицерства».

Не стала исключением и позиция Русской православной церкви. В канун отречения Николая II обер-прокурор Синода просил церковных иерархов выступить в защиту царской власти и с осуждением революционного движения, но высший церковный клир отказался обращаться к верующим с подобным воззванием. Более того, духовенство открыто приветствовало установление новой демократической власти. Обычной практикой стало участие священнослужителей в митингах и демонстрациях.

Вместо поддержки царского правительства Синод выступил с постановлением, в котором революция объявлялась «божьим делом», а верующие призывались «довериться Временному правительству». Было принято решение о проведении еженедельных молебнов о Временном правительстве, а кресло императора демонстративно удалено из зала заседания Святейшего синода.

Во время Февральской революции Керенский вместе с князем Г.Е. Львовым ведут переговоры о возможном предоставлении политического убежища свергнутому царю. В ходе событий генерал М.В. Алексеев по поручению Николая II передает князю Львову требование о предоставлении гарантий, в том числе беспрепятственного проезда в город Романов-на-Мурмане (в настоящее время Мурманск), на рейде которого стояли британские военные корабли. Однако эти переговоры были заблокированы Петросоветом, 6 марта 1917 г. принявшего решение об аресте царя.

Взяв власть в свои руки, Петросовет и Временный комитет Думы, а потом и Временное правительство столкнулись с необходимостью отправить своих уполномоченных в государственные учреждения и воинские части, на заводы и фабрики и просто на заполненные народом улицы и площади столицы, а также в регионы. Их основной задачей было объявить о свершившейся революции, о падении старого режима, убедить признать новую власть и выполнять ее распоряжения. Важным направлением этой деятельности стала работа в армии, и в первую очередь на фронте.

Революция в Петрограде до чрезвычайности осложнила обстановку в армии, и особенно остро это проявилось в частях, находящихся на фронте. Телеграфные распоряжения из центров (столицы и ставки), газетные сообщения, частные письма, обывательские слухи и сплетни – все перемешалось. Это все оказывало на армию громадное влияние, причем и командный состав, и солдаты готовы были принимать за истину только то, что отвечало их интересам и желаниям. Армия внезапно стала ареной острой политической борьбы. Создававшиеся в войсках на всех уровнях комитеты вовлекали солдатские массы в политику. Все это привело к обострению взаимоотношений между рядовым составом и офицерами.

В таких условиях, понимая пагубность начавшихся в армии процессов и одновременно желая получить ее признание, Временный комитет Государственной думы начал посылать депутатов в тыловые и фронтовые части. По данным А.Б. Николаева, с конца февраля по март в армию были назначены 54 депутата. По политической принадлежности среди них преобладали кадеты, хотя встречались националисты и меньшевики.

По словам председателя Временного комитета Государственной думы М.В. Родзянко, они должны были «путем личных бесед с солдатами и офицерами разъяснить смысл и существо происшедших в столице событий, значение совершившегося переворота и те обязанности, которые новая форма правления возлагает на Действующую Армию».

В удостоверениях, которые Временный комитет выдавал своим делегатам, указывалось, «что тот или иной думец направляется в расположенные в Петрограде воинские части». В мандате могла быть указана цель командировки: «для осведомления о тех мерах, которые Временный комитет в интересах Родины принимает для установления законного порядка в государстве».

В более поздних удостоверениях, которые депутаты IV Думы, отправляемые в тыловые и фронтовые части, получали от Временного комитета, было написано, что «член Государственной думы командируется в расположение армий того или иного фронта». Формулировка «комиссар» в этих удостоверениях историком А.Б. Николаевым не обнаружена, однако он считает, что «депутаты Думы являлись комиссарами и получали широкие полномочия от Временного комитета Государственной думы. Последнее осуществлялось в устной форме при инструктировании их руководящими членами Думского Комитета».

Таким образом, в 1917 г. институт военных комиссаров в русской армии был создан в результате преобразований структур политической и военной власти в России. В своем коротком периоде существования после Февральской революции в 1917 г. институт военных комиссаров прошел несколько своеобразных этапов развития.

Так, в феврале – апреле 1917 г. практиковалось командирование в войска представителей новых высших органов власти с разовыми поручениями. В ходе Февральской революции в воинские части Петроградского гарнизона с соответствующими агитационно-пропагандистскими заданиями направлялись представители Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, Временного комитета Государственной думы, а позднее и от Временного правительства[16].

В конце апреля – июне 1917 г. действовал институт представителей (комиссаров) Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов в армии. В июле – октябре 1917 г. военные комиссары перешли под полную юрисдикцию Временного правительства и превратились в правительственных комиссаров. С конца октября 1917 г. по март 1918 г. политическую деятельность в армии осуществляли военные комиссары советской власти, пришедшие на смену комиссарам Временного правительства. В апреле 1918 г. были созданы институты военных советов и военных комиссаров в Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Военные комиссары Временного комитета Государственной думы

Государственная дума Российской империи являлась фактически нижней палатой парламента страны, верхней палатой был Государственный совет. Всего было 4 созыва Государственной думы Российской империи. Манифестом от 6 августа 1905 г. император Николай II учредил Государственную думу как особое законосовещательное установление, которому предоставлялась предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов.

В манифесте от 17 октября 1905 г. было установлено правило, что никакой закон не мог принять силу без одобрения Государственной думы. Эта норма была закреплена также в статье 86 Основных законов Российской империи в редакции от 23 апреля 1906 г.: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора». Таким образом, из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом от 6 августа 1905 г., Дума становилась законодательным органом. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце Санкт-Петербурга.

Выборы депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям – землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Из 448 депутатов Госдумы 1-го созыва кадетов было 153, автономистов – 63, октябристов – 13, трудовиков – 97, беспартийных – 105 и 7 прочих.

Последняя в истории самодержавной России Дума работала в предкризисный для страны и всего мира период. С ноября 1912 г. по февраль 1917 г. состоялось пять сессий. Две пришлись на довоенный период и три – на период Первой мировой войны. Председателем Думы был избран октябрист М.В. Родзянко. С 1915 г. ведущую роль в Думе играл Прогрессивный блок. IV Дума и до Первой мировой войны, и во время нее часто находилась в оппозиции к правительству.

25 февраля (10 марта) 1917 г. император Николай II подписал указ о прекращении заседаний Думы до апреля того же года, однако Дума отказалась подчиниться, и депутаты собирались в частных совещаниях. Будучи одним из центров оппозиции Николаю II, Дума сыграла ключевую роль в Февральской революции.

27 февраля (12 марта) 1917 г. рано утром началось вооруженное восстание части Петроградского гарнизона. Всеобщая забастовка рабочих получила поддержку солдат. Солдаты восставших полков направились в центр города, захватили арсенал, городские тюрьмы, выпустили на свободу заключенных. По городу начались убийства полицейских и городовых, грабежи и мародерство.

Жандармский генерал А.И. Спиридович пишет об этих событиях следующее: «27 февраля столица была объята восстанием. Высыпавшая из казарм солдатская масса, рабочие и чернь хозяйничают в городе. Горит окружной суд, подожжены Департамент полиции, Охранное отделение, тюрьма – Литовский замок, разгромлен арсенал, громят полицейские участки и жгут их бумаги; освобождают уголовных и вообще всяких арестованных; хватают офицеров и чинов полиции. Некоторых бьют, некоторых убивают.

Число убитых в те дни в столице офицеров доходило до 60. В Кронштадте в ночь на 1 марта были убиты два адмирала – Вирен и Бутаков и 36 офицеров»[17].

Государственная дума 27 февраля стала превращаться в штаб вооруженного восстания. Дума оказалась в двусмысленной ситуации: с одной стороны, она получила указ Николая II о собственном роспуске и опасалась подхода к Петрограду предполагаемой «карательной экспедиции». С другой стороны, она оказалась осаждена толпой революционных солдат и рабочих, пришедших к Таврическому дворцу как к основному на тот момент центру оппозиции царскому режиму.

Ввиду того, что Государственная дума не проявляла в этой ситуации своих намерений, Городская управа направила к Родзянко депутацию с просьбой, чтобы Государственная дума стала во главе революционного движения, так как ее авторитет мог предупредить нежелательные разрушительные действия. Родзянко долго не поддавался уговорам и только потом дал свое согласие на создание Временного комитета членов Государственной думы по водворению порядка[18].

Главными моментами стали заседание Совета старейшин и частное совещание членов Государственной думы, в ходе которых были приняты постановления по взятию временной власти. Прогрессивный блок и левые депутаты (трудовики и социал-демократы) решили, формально подчинившись указу о приостановлении заседаний, собраться под видом «частного совещания». Частное совещание членов Думы поручило Совету старейшин выбрать Временный комитет членов Думы и определить дальнейшую роль Государственной думы в начавшихся событиях.

Днем 27 февраля на заседании Совета старейшин был сформирован орган власти – Временный комитет Государственной думы («Комитет членов Государственной думы для водворения порядка в столице и для сношения с лицами и учреждениями»), который возглавил М.В. Родзянко. В состав Временного комитета (ВКГД) вошли представители партий, объединённых в Прогрессивном блоке, и левых партий, а также президиума Государственной думы: В.Н. Львов, В.А. Ржевский, С.И. Шидловский, М.В. Родзянко, В.В. Шульгин, И.И. Дмитрюков, Б.А. Энгельгардт (комендант Петроградского гарнизона), А.Ф. Керенский, М.А. Караулов.

Основной организационной структурой ВКГД в дни революции стала Военная комиссия – штаб А.Ф. Керенского. Эта неформальная структура сыграла важную роль в консолидации всех восставших сил и особенно солдатских масс и рабочих для борьбы против военных и полицейских центров власти в столице. А.Ф. Керенский указывает, что «только накануне революции депутаты Думы, наконец, поняли, что ее левое крыло – единственная группа, которой хорошо известны настроения масс и которая находится в курсе всех событий в городе. Мы действительно хорошо наладили по всей столице службу сбора информации, и телефонные сообщения о событиях поступали к нам каждые 10–15 минут»[19].

«К трем часам дня Дума приобрела совершенно неузнаваемый вид. В зал набились гражданские лица и солдаты. Со всех сторон к нам обращались за указаниями и советами. Только что созданный Временный комитет был вынужден взять на себя функции исполнительной власти. Мы чувствовали себя в положении генерального штаба ведущей военные действия армии. Сотни людей требовали внимания, давали советы, предлагали свои услуги. Вокруг царило возбуждение, порой граничащее с истерией. Нам приходилось на месте незамедлительно решать, какой кому дать ответ, какой отдать приказ, кого поддержать, кому отказать в поддержке, куда направить войска и подкрепления, как найти помещение для сотен арестованных… как накормить и где разместить тысячи людей, заполнивших Думу[20]».

К вечеру 27 февраля «штаб Керенского» сумел взять под свое влияние не только неорганизованные толпы солдат, но и воинские части, сохранившие командный офицерский состав. Вечером 27 февраля «штаб Керенского» был преобразован в Военную комиссию ВКГД, которая затем объединилась с «повстанческим штабом» формирующегося Петроградского совета рабочих депутатов.

«Штаб Керенского» незамедлительно со второй половины дня 27 февраля начал проводить политику революционного насилия путем издания приказов штаба о занятии учреждений старой власти и арестах сторонников царского режима.

А.Ф. Керенский пишет, что «к исходу дня 27 февраля весь Петроград перешел в руки восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу, а здания некоторых министерств и правительственных учреждений были заняты силами революции. Некоторые здания, в частности в которых размещались штаб-квартира охранки, полицейские участки, суды, были преданы огню. В Думе мы к этому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших»[21].

Активная и оперативная деятельность Военной комиссии обеспечила подавление последних опорных пунктов царского режима в Петрограде, а также сыграла важную роль в наведении порядка в воинских частях столичного гарнизона.

К участию в деятельности Военной комиссии были привлечены более 500 человек, подавляющее большинство среди них составляли офицеры, прапорщики и солдаты. Следует отметить, что в числе 47 членов Военной комиссии были три генерала (Г.Д. Романовский, А.С. Потапов, П.И. Секретов) и восемь полковников. Для обеспечения деятельности комиссии были привлечены 64 адъютанта и офицера для поручений.

Военная комиссия по своему составу включала: общую канцелярию, отдел регистрации войск, отдел радиотелеграфа, отдел вооружения, отдел военных сообщений, комендантский отдел (71 чел.), интендантский отдел, санитарный отдел, отдел автомобильный. Количество начальников охраны, комендантов районов и учреждений, их помощников и начальников милиций составляло 62 чел.[22]

Успехи в организации перехода войск на сторону Государственной думы и конкретные факты успешного развития революционных действий и предопределили решение ВКГД о взятии власти в свои руки при действующем императоре Николае II и Совете министров. Решение о взятии власти и дальнейшие мероприятия ВКГД сыграли важную роль в формировании других органов и элементов временной власти в стране.

А.Ф. Керенский писал: «Мы в Думе понимали, что победа на нашей стороне. К этому времени мы зашли настолько далеко, что обратной дороги уже не было. Разрыв между старым и новым режимами стал окончательным. Временный комитет, по сути дела, вырвал власть у царского правительства. Всю ночь провели мы за обсуждениями и спорами в кабинете Председателя Думы, подвергая тщательному рассмотрению все поступающие новости и слухи. Создание незадолго перед тем Совета было расценено как критическое событие, ибо возникла угроза, что в случае, если мы немедленно не сформируем Временное правительство, Совет провозгласит себя верховной властью России. Дольше всех колебался Родзянко. Однако, в конце концов, около полуночи он объявил о своем решении принять пост Председателя Временного комитета, который отныне, вплоть до создания Временного правительства, берет на себя верховную власть. В тот момент, когда в полночь с 27 на 28 февраля часы пробили 12 ударов, в России появился зародыш нового общенационального правительства»[23].

ВКГД сразу стал проводить революционные преобразования.

Для управления министерствами ВКГД назначил своих комиссаров (всего было назначено 24 комиссара), создал военную, продовольственную и другие комиссии. Комиссары приступили к работе незамедлительно, уже с вечера 27 февраля. Сами министры царского правительства после вечернего заседания в Мариинском дворце разошлись, и Совет министров на этом фактически прекратил существование.

Захват ВКГД верховной власти в свои руки способствовал обеспечению революционных преобразований для всей страны. «Вмешательство Государственной думы, – писал историк П.Н. Ючликов в своей „Истории второй русской революции“ (Т. 1. Вып. 1. София, 1921. С. 39), – дало уличному и военному движению центр, дало ему знамя и лозунг, и тем самым превратило восстание в революцию, которая кончилась свержением старого режима и династии».

Важнейшим направлением в деятельности ВКГД после 27 февраля оставался военный вопрос. Нужно было подавить сопротивление последних очагов старой власти и взять под свой контроль воинские части Петроградского гарнизона.

Ночью 28 февраля проходило заседание Военной комиссии с участием коменданта Петроградского гарнизона Б.А. Энгельгардта, которого назначил на эту должность председатель ВКГД М.В. Родзянко. Военная комиссия при непосредственном участии воинских подразделений и восставших солдат войсковых формирований Петроградского гарнизона последовательно проводила операции по захвату наиболее важных центров городских коммуникаций.

Военная комиссия 28 февраля и 1 марта последовательно осуществляла действия по взятию под свой контроль крупных воинских формирований столичного гарнизона. Одним из первых шагов Б.А. Энгельгардта на посту председателя Военной комиссии стала подготовка и опубликование приказа войскам Петроградского гарнизона от имени Временного комитета Государственной думы.

В приказе указывалось: «1) Всем отдельным нижним чинам и воинским частям немедленно возвратиться в свои казармы. 2) Всем офицерским чинам возвратиться к своим частям и принять все меры к водворению порядка. 3) Командирам частей прибыть в Государственную думу для получения распоряжений в 11 час. утра 28 февраля»[24].

Энгельгардт впоследствии писал, что этот приказ, подписанный председателем Временного комитета М.В. Родзянко, вызвал возмущение делегатов Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов и сыграл свою негативную роль в охлаждении доверия солдатской массы к Государственной думе.

Такая же линия руководства была и в опубликованном программном документе ВКГД, в котором были указаны его задачи: «Дума стремится установить связь между офицерами и нижними чинами. Чувствуется настоятельная потребность в организации воинских частей, исполненных лучшим стремлением, но еще не организованных: слишком быстро идут события. Поэтому офицеры приглашаются оказать всемерное содействие Государственной думе в этом тяжелом труде»[25].

Ночью завершилась операция по взятию Мариинского дворца, началось разоружение всех полицейских участков, были захвачены Департамент полиции, здание штаба Отдельного корпуса жандармов, Центральная телеграфная станция. Днем 28 февраля был установлен контроль над Главным телеграфом и Главным почтамтом, завершились операции по взятию Петропавловской крепости, Адмиралтейства, здания градоначальника. 28 февраля Военная комиссия взяла под свой контроль все железнодорожные вокзалы столицы, начала устанавливать контроль над финансовыми учреждениями, в том числе Госбанком, гостиницами, типографиями. 1 марта Военная комиссия взяла под свою охрану Эрмитаж, Русский музей и другие музеи города. К 3 марта большая часть Петрограда была охвачена комендантской системой, созданной Военной комиссией. Эта система дополнялась караулами.

Линия руководства была сохранена и при смене руководства Военной комиссии, когда во главе ее встал депутат Государственной думы А.И. Гучков. 1 марта он издал приказ о наведении порядка в частях, направленный на защиту офицеров[26]. В этот же день он выступил с речью перед общим собранием офицеров Петроградского гарнизона в зале «Армия и Флот». В собрании участвовали более одной тысячи офицеров. Гучков призвал офицеров начать мирную работу, организовать части, быть вместе с солдатами, внушать солдатам намерения поддерживать новый строй[27].

ВКГД принимал участие в назначении начальствующих лиц, в том числе и начальника гарнизона Петрограда. Так, обязанности главнокомандующего войсками Петроградского военного округа исполнял генерал Н.С. Аносов, который был назначен на эту должность 2 марта приказом председателя ВКГД М.В. Родзянко. Потом на эту должность был назначен генерал-лейтенант Л.Г. Корнилов. М.В. Родзянко послал соответствующую телеграмму о его назначении начальнику штаба Верховного главнокомандующего генералу М.В. Алексееву[28].

И впоследствии в условиях выборности командного состава частей Военная комиссия ВКГД стремилась сохранить свой контроль над воинскими формированиями. Имелись случаи, когда Военная комиссия утверждала командиров, выбранных солдатами. Например, 3 марта Военная комиссия утвердила в должности заведующего общим составом офицерской кавалерийской школы поручика Тиме.

Об исключительной роли Военной комиссии в революционных событиях дает представление документ под названием «Краткий очерк деятельности Военной комиссии при Временном комитете Государственной думы с 27 февраля по 3 апреля 1917 года», который подписал третий председатель Военной комиссии генерал-майор Потапов. В этом документе имеется Краткий перечень работ, исполненных Военной комиссией:

1. Боевое руководство восставшими войсками.

2. Организация борьбы с эшелонами, высланными из армии под командой генерала Иванова, для борьбы с революцией.

3. Участие чинов Военной комиссии в деле ликвидации вопросов отречения Николая II от престола, вопроса о регентстве и установлении ныне существующего управления страной.

4. Установление нового строя во всех тех местностях, где были проявлены властями растерянность и противодействие, причем в некоторых случаях приходилось принимать решительные меры к удалению сторонников павшего строя.

5. Внутренняя организация потрясенных событиями революции воинских частей не только в Петрограде, но и во всей стране.

6. Установление связи Государственной думы с войсками, учреждениями и населением.

7. Служба радиостанции, наблюдение за почтово-телеграфными сношениями Петрограда и их цензура.

8. Служба войск Петроградского гарнизона, Гатчины, Царского Села, Ораниенбаума и Красного Села.

9. Охрана Петрограда и его окрестностей.

10. Борьба с засевшими в разных частях города и окрестностях вооруженными приверженцами старого строя. Удаление не сочувствующих новому правительству лиц и арест лиц, ему противодействующих, а также агентов черносотенной пропаганды.

11. Борьба с немецким шпионажем.

12. Восстановление охраны границ Финляндии.

13. Участие в разработке вопроса об организации милиции в городах.

14. Командирование чинов в Ставку, в армию и в разные местности по делам государственного переворота.

15. Ходатайство о командировании депутатов Государственной думы и членов Исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов и содействие им в разрешении недоразумений по введению строя на местах.

16. Разрешение экстренных мер, вопросов ведения различных государственных учреждений, прекративших во время революции работу.

17. Рассмотрение и направление возбужденных войсками вопросов о личных, гражданских и политических правах воинских чинов. Рассмотрение и направление представленных в Комиссию войсками, учреждениями и отдельными лицами докладов о желательных реформах и реорганизациях.

18. Рассмотрение жалоб гражданского населения на свергнутых им правительственных лиц и на нарушение его прав. Возбуждение дел по обнаружению злоупотреблений в разных учреждениях.

19. Упорядочение вопроса о выборных начальниках и о праве отвода вновь назначенных.

20. Согласование действий нового правительства с постановлениями Совета рабочих и солдатских депутатов.

21. Посредничество между исполнительным комитетом Совета рабочих и солдатских депутатов, с одной стороны, и военным министерством, главнокомандующим войсками Петроградского военного округа, с другой.

22. Участие в совещаниях и комиссиях Исполнительного комитета рабочих и солдатских депутатов и совместная работа по некоторым вопросам.

23. Посредничество между офицерами и солдатским составом.

24. Принятие мер против неправильного толкования приказа № 1 Совета рабочих и солдатских депутатов, распространение приказа № 2 и участие в воззвании, подписанном Исполнительным комитетом Совета рабочих и солдатских депутатов.

25. Принятие экстренных мер к упорядочению службы Кронштадтского гарнизона и работы заводов, мастерских и др.

26. Принятие экстренных мер к восстановлению действия заводов, прекративших работу в Петрограде, как из-за недостатка подвоза, так и по другим причинам.

27. Принятие экстренных мер по восстановлению Скобелевского комитета.

28. Временное направление деятельности учреждений, не вошедших в состав министерств.

Вся эта работа вызвала самоорганизацию нижеследующих отделов, функционировавших в Военной комиссии:

1. Общая канцелярия.

2. Отдел регистрации войск.

3. Отдел нарядов.

4. Отдел радиотелеграфа.

5. Отдел службы связи, почт и телеграфа.

6. Отдел вооружения.

7. Отдел военных сообщений и разгрузки Петроградского узла.

8. Отдел комендантский (города и Таврического дворца).

9. Отдел санитарный, врачебный и благотворительных учреждений.

10. Отдел интендантский (участие в продовольственной комиссии).

11. Отдел информации.

12. Отдел контрразведывательный.

13. Отдел автомобильный.

14. Отдел юрисконсультский[29].

Начиная с 1 марта работа членов Государственной думы в войсках стала носить более организованный характер. В этот день ВКГД был создан Отдел поездок депутатов в воинские части при Государственной думе[30]. Отдел собирал информацию о ситуации в воинских частях гарнизона. Основными информаторами выступали командиры и офицеры. Отделом поездок в эти дни была собрана информация о положении дел в запасных батальонах Преображенского и Павловского полков, в Павловском юнкерском и Николаевском артиллерийском училищах.

Как правило, депутаты Думы направлялись в те воинские части гарнизона, где складывались обостренные, напряженные отношения между командным составом и солдатами. Так, с 1 по 3 марта были командировки депутатов в запасные батальоны Измайловского, Московского, Волынского и Литовского полков.

ВКГД распространял свое влияние и на воинские части, дислоцировавшиеся в ближайших пригородах Петрограда. Так, 1 марта в Кронштадт были направлены депутаты Думы В.Н. Пепеляев и С.А. Таскин (оба кадеты). В удостоверении, которое было выписано на Пепеляева, указывалось, что он «уполномочен посетить город Кронштадт, согласно желанию г. начальника гарнизона для собеседования с гг. офицерами и нижними чинами». Удостоверение подписали члены ВКГД Н.В. Некрасов, П.Н. Милюков, А.Ф. Керенский, В.Н. Львов. Документ был заверен старшим делопроизводителем. Тот факт, что этот документ был подписан сразу 4 членами Временного комитета, является уникальным случаем в практике ВКГД. Он передает дух времени, нервозность обстановки, когда кровавые события в Кронштадте настолько обеспокоили членов ВКГД, что они постарались придать своему «мандату» авторитетный вид. Прибыв в Кронштадт, 1 марта Пепеляев и Таскин произнесли перед восставшими «горячие речи», а кронштадтские солдаты и матросы заявили «о полном подчинении Исполнительному комитету Думы»[31].

По просьбе военного командования 2 марта в город Ревель были направлены комиссары-думцы кадет И.Т. Евсеев, социал-демократ И.Н. Маньков, прогрессист Н.И. Родзевич. Прибыв на место, они постарались смягчить недовольство матросов и солдат и как-то их организовать. Комиссары приняли участие в создании народной милиции и Совета депутатов. И.Т. Евсеев участвовал в выработке «правил быта» для военнослужащих судов крепости и морских судов. Он также дал санкцию на применение этих «правил быта» до утверждения их Временным комитетом.

Работая в войсках, комиссары ВКГД сталкивались с противодействием различных сил. Именно это обстоятельство заставляло руководство Временного комитета организовывать сотрудничество с Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов, которое осуществлялось через комиссаров с двойными полномочиями. Например, среди комиссаров с такими полномочиями был депутат Думы и депутат Петроградского совета А.И. Рыслев. По поручению Петроградского совета и ВКГД он выезжал в войска для улаживания конфликтов между офицерами и нижними чинами. Были и другие депутаты Думы, вошедшие в состав Петроградского совета, которые при выполнении тех или иных заданий использовали двойные мандаты.

ВКГД, осуществляя руководство революционными преобразованиями, не мог обойтись без взаимодействия с Петросоветом. Члены Петросовета обеспечивали силу и успех думско-советской власти при решении тех вопросов, которые замыкались на рабочие массы Петрограда, а также солдат войсковых формирований Петроградского гарнизона.

В этот период применялись и другие формы думско-советского сотрудничества при выездах комиссаров в воинские части Петроградского гарнизона. Так, Отдел поездок депутатов в воинские части при Государственной думе после конфликтов, которые возникали между комиссарами и солдатами, был вынужден принимать меры к тому, чтобы депутаты Думы командировались совместно с делегатами, входящими в состав Петроградского совета.

Всего ВКГД привлекал для работы в войсках 31 депутата Государственной думы, большинство из которых (18 чел.) по партийной принадлежности были кадетами.

ВКГД стал также создателем института правительственных комиссаров, наделенных чрезвычайными полномочиями. В постановлении Временного исполнительного комитета Государственной думы о назначении особых комиссаров для заведования отдельными частями (министерствами) указывалось, что «для заведования отдельными частями (министерством) назначены особые комиссары из состава членов Государственной думы». Всего было назначено 24 комиссара, в том числе в Военное и Морское министерства – депутаты Н.В. Савич и А.Н. Саватеев[32]

Загрузка...