Примечания

1

Балтийский Порт – название города Палдиски до 1917 г.

2

Власьев Сергей Николаевич (1880–1955). Окончил Морской корпус (1900), курс в Морской учебно-стрелковой команде (1902) и Минный офицерский класс (1903).

В 1903–1904 гг. служил старшим минным офицером на минном транспорте «Енисей». При его гибели 29 января 1904 г. был тяжело ранен (поставив на подступах к порту Дальний минное заграждение, «Енисей» был снесен на него течением и, взорвавшись, пошел ко дну; погибли командир, три офицера и 92 человека команды).

Участвовал в обороне Порт-Артура на эскадренных броненосцах «Цесаревич» и «Победа», на последнем участвовал в бою с японским флотом в Желтом море 28 июля 1904 г. Осенью 1904 г. был направлен на сухопутный фронт. В сентябре 1904 г. вместе с Л. Н. Гобято участвовал в создании нового вида огнестрельного оружия – миномета.

Офицер подводного плавания по первому списку (1907). Командовал подводными лодками «Макрель» (1906–1907), «Пескарь» (1907), «Акула» (1907–1915). В 1915 г. назначен командиром заградителя «Нарова», в августе того же года переведен в транспортную флотилию Черноморского флота. По списку 1916 г. числится в 1-м Балтийском флотском экипаже. К 25 октября 1917 г. состоит в чине капитана 2 ранга (за отличие по службе 6.12.1912).

Во время Гражданской войны находился на Юге России в Добровольческой армии и Вооруженных Силах Юга России. В феврале 1919 г. был назначен начальником 2-го отряда судов для действия на реках. В августе 1919 г. в Севастополе участвовал в работе комиссии по приемке от союзников кораблей Черноморского флота. В приказах на июль 1920 г. именуется капитаном 1 ранга.

В ноябре 1920 г. эвакуировался из Крыма в Константинополь, где состоял членом Союза (русских) морских офицеров.

В ноябре 1922 г. возглавил переход в Марсель отряда русских буксиров, реквизированных Францией. С 1923 г. обосновался в Париже, состоял членом тамошней кают-компании и военно-морского исторического кружка. После окончания Второй мировой войны в Париже получил советский паспорт. Скончался 3 сентября 1955 г. и похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

В своей повести «Без страха и сомнения» о походе отряда русских буксиров в Марсель В. А. Меркушов, говоря о начальнике отряда С. Н. Власьеве, называет его «старым сослуживцем, с которым прожили душа в душу в течение долгих семнадцати лет». С. Н. Власьев написал некролог В. А. Меркушова, помещенный в парижской газете «Русские новости» 30 декабря 1949 г.

3

Терлецкий Константин Филиппович (1887–1966). В 1906 г. поступил на юридический факультет Петербургского университета, откуда в 1908 г. перешел в младший специальный класс Морского корпуса. Окончил Морской корпус (1911) и офицерский класс Учебного отряда подводного плавания (1913). Помощник командира подводной лодки «Акула» (1913–1915). С марта 1915 г. исполнял должность старшего офицера подводной лодки «Барс».

Лейтенант (1 января 1915). С 6 апреля 1916 г. – командир подводной лодки «Окунь», которую 9 апреля того же года принял у В. А. Меркушова. С 23 января 1917 г. состоял старшим производителем работ отдела подводного плавания Главного управления кораблестроения. С марта того же гола, оставаясь на указанной должности, был наблюдающим за постройкой подводных лодок на Балтийском судостроительном заводе.

Службу в Балтийском флоте не прерывал, оставаясь после октября 1917 г. на прежней должности. В декабре 1918 г. назначен начальником отдела подводного плавания, во время Гражданской войны руководил ремонтом подводных лодок, участвовал в переводе подводных лодок красного Флота Балтийского моря на Каспий. Вся последующая работа прошла на судостроительных заводах. В 1927 г. в Ленинграде участвовал в строительстве первой советской подводной лодки «Декабрист», в Николаеве был строителем подводных лодок типа «М», на Дальнем Востоке – лодок типа «Л» и «Щ». В 1936–1939 гг. работал на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре.

В годы Великой Отечественной войны находился в Ленинграде, руководил достройкой и ремонтом подводных лодок Балтийского флота. В 1945–1966 гг. работал на Адмиралтейском заводе заместителем главного инженера по судостроению, руководил постройкой ледоколов и крупнотоннажных танкеров. Дважды лауреат Государственной премии, кавалер двух орденов Ленина, Отечественной войны 1-й ст. и Красной звезды. Умер в Ленинграде 3 февраля 1966 г. и похоронен на Серафимовском кладбище.

4

Ильинский Николай Николаевич (1884–1917). Окончил Морской корпус (1905), Штурманский (1908) и Минный (1910) офицерские классы, офицер подводного плавания (1912). Флаг-офицер при начальнике 1-го дивизиона миноносцев Владивостокского отряда (1909), командир подводных лодок «Минога» (сентябрь 1913 – февраль 1915), «Дракон» (февраль-ноябрь 1915), «Барс» (ноябрь 1915 – май 1917). Старший лейтенант (за отличие по службе 6.12.1915).

В мае 1917 г. подводная лодка «Барс» не вернулась из своего 15-го боевого похода; найденная шведским минным тральщиком в феврале 1993 г. на глубине 127 м в точке с координатами: 58 град. 21,033 мин. сев. шир., 19 град. 51,902 мин. вост. долг, русская подводная лодка времен Первой мировой войны была опознана как «Барс» (см. В. В. Лобыцын. Подводная лодка «Барс» на дне Балтийского моря// Подводный флот, № 1, СПБ., 1998).

5

Карабурджи Дмитрий Ставрович (1881–1957). Родился в Таганроге, где окончил мореходные классы. Прапорщик по морской части (1904). Производитель работ партии траления Владивостокского порта (1905–1907). Окончил офицерский класс Учебного отряда подводного плавания (1910) и Минный офицерский класс (1913). Переведен во флот лейтенантом (1913). Старший помощник командира подводной лодки «Крокодил» (1911), минный офицер 1-го дивизиона Бригады подводных лодок Балтийского моря (1912–1913); командовал подводными лодками «Макрель» (1914–1916), АГ-15 (1916–1917), «Форель» (январь-апрель 1917), «Кугуар» (апрель 1917 – май 1918). Старший лейтенант за отличие (27.07.1917).

Во время Гражданской войны находился в Северо-Западной армии, воевал на бронепоездах. В эмиграции жил вначале в Таллине, затем в Рио-де-Жанейро, где в 1950-е гг. состоял председателем кают-компании русских морских офицеров в Бразилии.

6

Вальронд Ростислав Константинович (1878–1919?). Окончил Морской корпус (1898) и Минный офицерский класс (1904), офицер подводного плавания (1910). Командир подводных лодок «Сом» (1910), «Пескарь» (1911–1912), «Аллигатор» (1912–1915). Капитан 2 ранга (6.12.1912). С октября 1915 г. начальник 4-го дивизиона подводных лодок Балтийского моря. Георгиевское оружие (17.08.1915).

В апреле 1918 г. остался в Ревеле, не приняв участия в переходе кораблей Балтийского флота в Кронштадт («Ледовый поход»). В декабре того же года числился в т. н. Русской самообороне. По неподтвержденным данным, умер в феврале 1919 г. в Ревеле.

7

Гудим Николай Александрович (1882–1915). Окончил Морской корпус (1902) и Учебный воздухоплавательный парк (1903) с назначением помощником заведующего парком в Севастополе. Летом 1904 г. был откомандирован во Владивосток на такую же должность. В 1906 г. вахтенным офицером крейсера «Россия» вернулся на Балтику. Окончил офицерский класс Учебного отряда подводного плавания (1907). Командовал подводными лодками «Скат» (1907–1910), «Окунь» (1911–1912), «Дракон» (1912–1915). Капитан 2 ранга (за отличие по службе 6.12.1914). 20 февраля 1915 г. вступил в командование подводной лодкой «Акула», вместе с которой пропал без вести в ноябре 1915 г. во время боевого похода в район Либавы.

Изобрел устройство для работы дизеля под водой, образец которого был установлен на «Акуле».

8

Дудкин Василий Федотович (1881–1925). Окончил Морской корпус (1903), участник обороны Порт-Артура на эскадренном броненосце «Победа». Офицер подводного плавания (1907). Командир подводных лодок «Дельфин» (1907–1910), «Кайман» (1910–1913), старший офицер эскадренного миноносца «Пограничник» (1913–1914). Капитан 2 ранга (за отличие в делах против неприятеля 24.12.1914), командир подводной лодки «Барс» (с января 1915). С 4 мая 1915 г. начальник 1-го дивизиона Бригады подводных лодок Балтийского моря, 5 октября 1917 г. назначен начальником дивизии подводных лодок. В мае 1918 г. уволен с флота.

Службу в Красном флоте начал в апреле 1920 г. помощником морского начальника на Азовском море. В том же году состоял для связи с флотом в штабах Кавказского фронта и 13-й армии. В декабре 1920 г. назначен на службу в оперативное управление штаба Морских сил Республики. В декабре 1921 г. состоял помощником начальника Учебного отряда Балтийского флота по технической части. Последние годы работал в редакции журнала «Красный флот», издававшегося в Кронштадте. 13 февраля 1924 г. уволен по болезни «в бессрочный отпуск». Скончался 15 мая 1925 г.

9

Главнокомандующим VI армией, в оперативном подчинении которому находился Балтийский флот, был генерал от артиллерии К. П. Фан-дер-Флит. В статье «Уроки недавнего прошлого» («Часовой», № 219, 1938, с. 11) В. А. Меркушов по этому поводу пишет:

«Подчинение Балтийского флота Главнокомандующему VI армией, (Петроград) было одной из роковых ошибок, чтобы не сказать больше – несуразностей верховного командования, за которые нам пришлось заплатить крушением Российской Империи…

История всех войн, и в особенности несчастной русско-японской 1904–1905 гг., подтверждает старую истину, что флотом нельзя управлять с берега».

10

Это были крейсера «Аугсбург» и «Магдебург».

11

Игнатов Николай Андреевич (1879-?), прапорщик по адмиралтейству (1904), командовал подводной лодкой «Дельфин» (с апреля по ноябрь 1913), состоял помощником командира подводной лодки «Окунь» (с июля 1914). Капитан по адмиралтейству (за отличие по службе 6.12.1916).

12

Клетки – конструкция из дубовых брусьев, воздвигаемая на стапель-палубе дока перед вводом судна. Общая форма поверхности клеток в точности соответствует обводам судна, которое садится на клетки по мере откачки воды до полного осушения дока.

13

Верховным главнокомандующим с 20 июля/2 августа 1914 г. по 23 августа/5 сентября 1915 г. был Великий князь Николай Николаевич.

14

Альтфатер Василий Михайлович (1883–1919). Окончил Морской корпус (1902), Штурманский офицерский класс (1908) и Николаевскую морскую академию (гидрографический отдел, 1908). Флагманский штурман 1-й минной дивизии Балтийского моря (1909–1910), исполняющий должность флагманского штурмана штаба командующего морскими силами Балтийского флота (1910–1912), штаб-офицер высшего оклада Морского генерального штаба (с 6.12.1912). С началом войны состоял начальником военно-морского управления штаба Главнокомандующего 6-й армией, с 1915 г. – начальником военно-морского управления штаба Северного фронта; в 1916 г. был назначен начальником оперативного отдела по Балтийскому театру военных действий Морского штаба Верховного главнокомандующего. Контр-адмирал (10.10.1917).

С февраля 1918 г. на службе в Красном флоте: помощник начальника Морского генерального штаба, член коллегии Народного комиссариата по морским делам, член Реввоенсовета Республики, командующий Морскими силами Республики. В день назначения командующим, 15 октября 1918 г., им был получен мандат за подписью председателя Совнаркома В. И. Ульянова (Ленина): «Ввиду крайне важных и ответственных задач, поставленных товарищу Альтфатеру, всем властям и организациям РСФСР предлагается оказывать ему незамедлительно всякое содействие по выполнению возложенного на него поручения под страхом ответственности перед Революционным трибуналом». Свою службу советской власти коморси Альтфатер объяснял так: «Я не политик, я не понимаю того, что происходит, но я глубоко люблю свою родину и свой народ, и я хочу служить им так, как могу». Скоропостижно скончался 20 апреля 1919 г. в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище. В его честь были переименованы эскадренный миноносец «Туркменец Ставропольский», канонерская лодка «Донец» и вооруженный пароход «Петроний».

Загрузка...