Когда речь заходит о скрипках и, тех, кто их изготовляет сразу вспоминаются древние итальянские фамилии: Страдивари, Амати, Гварнери. Скрипки великих итальянцев считаются лучшими в мире – любой знаменитый музыкант просто «обязан» играть на «итальянцах» иначе его просто не поймут. Но действительно ли эти скрипки таковыми являются, или миф об их необыкновенном звучании был сформирован искусственно? Попробуем разобраться.
Начнем с того, что ни одна скрипка изготовленная теми же Страдивари, Амати или Гварнери не сохранилась с тех времен в первозданном виде. Все они неоднократно переделывались, реставрировались – руками прекрасных мастеров, в основном остававшихся для истории безымянными. Иногда от прежних скрипок оставался миллиметр старого дерева и слой лака.
Можно сказать, что мода на скрипки итальянцев была создана искусственно. Малоизвестно, что того же Страдивари заново открыли спустя 100 лет после его смерти – до этого никто не считал его гением. Своей славой Страдивари обязан французскому скрипичному мастеру Вильому, имевшему свой магазин музыкальных инструментов. Вильому нужно было продавать скрипки Страдивари и он устроил им гениальную рекламу, после чего они резко поднялись в цене. Малоизвестно и то, что на конкурсах музыкальных инструментов, когда прослушивание идет за ширмой, известнейшие профессора присуждали скрипкам Страдивари далеко не первые места. Во всяком случае скрипки лучших русских мастеров ничуть не хуже скрипок знаменитых итальянцев.
Много легенд ходит о лаке, которым покрывал свои скрипки Страдивари. Якобы именно благодаря лаку его скрипки так прекрасно звучат. Однако ученый из Кембриджа Клаир Барлоу, используя электронный микроскоп, доказал, что великий итальянец использовал такой же лак, как и другие скрипичные мастера его времени. И, вопреки легендам, в этом лаке нет ни крылышек насекомых, ни пыли с пола мастерской Страдивари. К тому же многие его скрипки были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке.
По мнению многих специалистов лучшие скрипки современных мастеров через триста лет будут звучать не хуже, чем сейчас звучат скрипки Страдивари. Как тут не вспомнить анекдот: «Сделать вам такую же скрипку, как я делал в 1700 году? – спросил Антонио Страдивари. – Нет проблем, я сделаю, но зазвучит она как гениальная скрипка только через сотню другую лет».
Историческая справка.
СТРАДИВАРИ, АНТОНИО. Точная дата (около 1644 года) и место рождения Страдивари не установлены. Прославленный итальянский скрипичный мастер. Скончался в Кремоне 18 декабря 1737 года.
Улыбнитесь
Ползут два короеда в деревяшке, грызут помаленьку. Тут один другому и говорит:
– Дерево как дерево, а все говорят: Страдивари, Страдивари!
В родном городе Иоганна Себастьяна Баха Эйзенахе всем туристам обязательно показывают Bachhaus – дом в котором якобы родился великий композитор. И это при том, что уже более семидесяти лет точно известно, что никакого отношения к рождению Баха этот дом не имеет (это дом ректора школы, в которой учился Бах). Тем не менее, его фото продолжают помещать в разных окломузыкальных изданиях.
Историческая справка.
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ. Родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком тюрингском городке в Германии, где его отец Иоганн Амброзиус служил городским музыкантом, а дядя Иоганн Кристоф – органистом. Величайший представитель музыкальной семьи Бахов. Скончался 28 июля 1750 года.
Цитата на полях
Рожденье.
Беспечно
ты спишь на руках.
Но это не вечно,
а вечен лишь Бах!
Улыбнитесь
Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах прервал его:
– В этом нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган.
Цитата на полях.
Бах! Сокрушительный слог, который заставляет трепетать композиторов, падать ниц исполнителей, осчастливливает почитателей Баха и приводит в уныние всех остальных. Как это может быть? Как может эта трепещущая, захватывающая музыка вызывать у кого-нибудь скуку?
…в самой этой музыке таилась величайшая красота; она лишь не так очевидна, как мы ждем! Она скрыта глубоко внутри. Но именно потому она не так-то легко стирается и воздействие ее безгранично во времени. Сколько силы, сколько жизни! А вы, вероятно, никогда не слышали этой музыки…
В разных источниках старшего брата великого композитора Иоганна Кристофа Баха называют «черствым и жестокосердным педантом». Утверждается, что методы, которые он использовал для обучения музыке Иоганна Себастьяна были совсем не гуманными («бил линейкой по рукам» и т.п.). Однако авторы книги «Занимательная бахиана» считают, что ничего подобного ордруфский Бах не делал, поскольку был «добрым мастером», умным и внимательным человеком, педагогом, уважаемым в мире музыкантов. Современные исследователи отмечают, что старший брат очень много дал в плане музыкального развития Иоганну Себастьяну. Тот, скорее всего, именно брата считал своим первым настоящим учителем. Впоследствии он посвятил брату знаменитое каприччио. А названо оно было: «Каприччио в честь Иоганна Кристофа Баха из Ордруфа».
«Добрый мастер», естественно никак не мог стать причиной переписывания нот при лунном свете – еще одной недостоверной легенды из жизни Баха. Вот как описывается это история в сборниках музыкальных историй и анекдотов:
«Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордруфа – Иоганну Кристофу Баху.
У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов: Фробергера, Пахельбеля, Букстехуде. Но этот сборник «модной» музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, чтобы Иоганн Себастьян не развратился и не потерял уважение к общепринятым музыкальным авторитетам.
Однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник… Он тайком переписывал его для себя, но вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно и приходилось пользоваться только лунным светом.
Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но, увы… Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного и оригинал, и копию…
Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:
– Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу еще лучше!
Брат рассмеялся в ответ и сказал:
– Иди спать, болтун.
Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил…»
Очень красиво, но, по мнению, современных баховедов действительности не соответствует. Это всего лишь выдумка романтически настроенных биографов Баха. Надо сказать, среди подобных выдумок есть совсем уж мистические. Например, вот эта:
Однажды молодой Бах отправился из Люнебурга в Гамбург – послушать игру знаменитого в ту пору органиста и композитора И. А. Раинкена. А был он тогда самым обычным школяром, с присущими всем школярам качествами: тощим кошельком и хорошим аппетитом. В шумном и веселом Гамбурге небольшой капиталей быстро истощился и в обратный путь Иоганн Себастьян пустился, обремененный новыми музыкальными впечатлениями и жалкой горсточкой мелких монет.
Где-то на полпути между Гамбургом и Люнебургом музыка голодного желудка уже безбожно заглушала творчество И. А. Райнкена. А тут еще на дороге повстречался трактир из которого шли волшебные запахи. Оголодавший Бах стоял перед этим великолепным сооружением и безнадежно перебирал мелочь. Увы, денег было так мало, что даже самый скромный обед ему был не по карману.
Вдруг открылось окно и чья-то (наверное, божественная) рука бросила в кучу мусора несколько селедочных голов. Будущий гений без всякого стеснения подобрал свалившуюся на него пищу и собрался было перекусить. Надкусывая первую селедочную голову, он уже с предвкушением поглядывал на вторую, и тут чуть было не лишился зуба. В селедке был спрятан золотой дукат! Изумленный Бах быстренько распотрошил вторую голову – еще золотой! И третья голова была нашпигована столь же замечательным образом.
Что сделал Иоганн Себастьян? Сытно пообедал и немедленно отправился в Гамбург – слушать И. А. Райнкена.
Самое забавное в том, что никакого объяснения чудесному появлению денег в селедочных головах никто так и не дал.
Улыбнитесь
– Мой годовалый сынишка очень музыкален!
– Откуда Вы это знаете?
– Вчера упали ноты с фортепьяно, а он говорит: «Мама, Бах!»
Цитата на полях
Работу своих учеников он судил строго, однако хвалил тех, кто этого заслуживая. Никогда не осуждал других музыкантов и не любил слушать о своих победах на творческих соревнованиях. Как сообщает Форкель, он не позволял в своем присутствии говорить о музыкальном «поединке» с Маршаном. Подробности этой победы известны. Маршан, органист при дворе короля в Версале и почетный органист различных парижских церквей, в 1717 году впал в немилость у своего повелителя и отправился в Германию. Его элегантная игра так понравилась при дрезденском дворе, что король предполагал дать ему должность. Волюмье, концертмейстеру придворной капеллы, пришла мысль устроить художественное соревнование между французом и Бахом. По Форкелю, с ведома короля Бах был вызван для этой цели в Дрезден. Скорее же всего он сам приехал послушать знаменитого органиста и поучиться у него; друзьям же Баха пришла в голову мысль, воспользовавшись его присутствием, устроить состязание между Маршаном, чей надменный и честолюбивый характер не внушал им особой симпатии, и скромным веймарским концертмейстером, его опасным противником. Бах письменно сообщил Маршану, что готов решить любую предложенную ему музыкальную задачу, если и тот со своей стороны возьмет на себя такое же обязательство. Все живо интересовались турниром, который должен был состояться в доме министра, графа Флемминга. Приглашенные, судьи и Бах явились в назначенное время, Маршан заставлял себя ждать. Когда послали за ним, узнали, что он уехал еще с утренней почтой Бах играл один и вызвал всеобщий восторг. Любопытно, что Бах не получил тогда ни подарка, ни вознаграждения. Форкель сообщает, что король велел выдать ему сто луидоров, но он их так и не получил. По-видимому, их утаили дворцовые чиновники.
Это не верно. Во времена Баха было достаточно много хорошей музыки для детей, которая не давала им сильно скучать. А легенда о скучных упражнениях появилась предположительно в середине девятнадцатого века, когда в музыкальном обучении возобладала мода на скучные и однообразные «ганоны», «черни» и т. п.
Улыбнитесь
Служа кантором в церкви св. Фомы, Бах получал дополнительные доходы от исполнения церковных треб (свадеб и похорон), которые неплохо оплачивались прихожанами. Однажды, когда все граждане города долгое время пребывали в полном здравии и никак не хотели умирать, а, следовательно, доходы Баха стали мизерными, жена пожаловалась ему, что скоро у них в доме будет денег не только на похлебку, но и на хлеб… Иоганн Себастьян развел руками:
– Дорогая моя, всему виной здоровый воздух Лейпцига, оттого и покойников маловато, и мне, живому, жить не на что…
Цитата на полях
День без Баха очень тяжел. Можно ошибиться и думать, что душа просит чего-то другого. Если не вспомнишь вовремя о Бахе. Порой он не напоминает о себе настойчиво. Нужно самому делать усилия.
Из традиционной биографии Баха все желающие могут узнать, что 6 ноября 1717 года Бах «за проявленное упрямство и за требование отставки был посажен под арест в помещении земельного суда». 2 декабря «вместе с изъявлением немилости ему… дана была отставка с одновременным освобождением из-под ареста».
В Веймаре туристам даже показывают тюрьму, в которой якобы почти месяц томился Иоганн Себастьян. Впрочем, предполагают, что камера у него была все-таки комфортабельная, а по одной из версий он «сидел» в комнате, «примыкающей» к комнате судьи.
На самом же деле ни в Веймарской тюрьме, ни в комнате, «примыкающей» к комнате судьи Иоганн Себастьян заточен не был. Так сложились обстоятельства, что он хотел покинуть свою службу в Веймаре, а герцог Саксен-Веймарский Вильгельм Эрнст стремился оставить великого музыканта у себя.
Герцог пробовал удержать Баха повышением оклада и повышением в чине до концертмейстера. Иоганн Себастьян от денег не отказывался, но продолжал стремиться в Кетен, где князь Леопольд предложил ему должность капельмейстера.
В такой ситуации с целью «сохранения лица» герцог был вынужден через судью объявить Баху арест, другими словами запретить выезжать за пределы герцогства. Через месяц получив отставку Иоганн Себастьян без каких-либо проблем уехал в Кетен.
Улыбнитесь
Все Бахи были музыкантами, кроме «основателя» династии Фейта Баха, жившего В XVI столетии, который был булочником и держал мельницу. Однако предание говорит, что и он прекрасно играл на каком-то струнном инструменте, напоминающем гитару, и очень любил музыку.
Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии…
Сам же Бах в конце жизни говорил:
– Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены.
Согласно распространенной легенде умирающий ослепший композитор перед смертью продиктовал своему зятю и ученику Иоганну Кристофу Альтниколю хорал про смерть и воскресение «Vor deinen Thron tret’ ich hiermit» («Пред троном твоим предстаю»). Вот, что писал об этом Алберт Швейцер в книге «Иоганн Себастьян Бах»:
"…Рукопись показывает нам все передышки, которые вынужден был делать больной Бах; высыхающие чернила, разбавляемые водой, день ото дня становятся жиже; едва разбираешь ноты, записанные в полутьме при плотно завешенных окнах. В темной комнате, предчувствуя близкую смерть, он создал творение, выделяющееся даже среди его произведений, единственное в своем роде… Мировая суета уже не проникала сквозь занавешенные окна. Умирающий мастер слышал гармонию сфер. Поэтому в его музыке более не чувствуется страдание: спокойные восьмые движутся по ту сторону человеческих страстей; все проникнуто просветлением». Далее Швейцер рассказывает о том, как изнуренный болезнями Мастер диктует хорал Альтниколю. Но закончить диктовку он не успел…
И все бы так и верили в эту легенду, если бы не дотошные баховеды, установившие, что «Предсмертный хорал» вовсе не был предсмертным. Создан он был задолго до смерти автора. К тому же, Альтниколь его вовсе не переписывал (запись принадлежит руке другого копииста).
Множество признаков указывают, что оказавшийся не предсмертным хорал был завершен композитором, а лист копии с продолжением был просто-напросто утерян.
Цитата на полях
Пусть виртуозами Италия кичится,
Превознося до звезд искусных имена,
Талантами и нам нетрудно похвалиться,
И чтить умеет их немецкая страна!
Усопший Бах! С тобой немногий мог сравниться:
Ты стал как органист Великим издавна,
А то, что ты нанес на нотные страницы,
На долгие тебя прославит времена.
Спокойно спи, твои заслуги велики:
Ученики твои и их ученики
Посмертный твой венок плетут тебе отныне.
Кто из сынов твоих не славный музыкант?
Но нам всего милей наследственный талант,
Что оценил Берлин в твоем достойном сыне!
Улыбнитесь
Непонятно почему, но Бах любил засыпать под музыку.
Вечером, когда он ложился спать, три его сына поочередно играли ему на клавесине. Подобные обязательные занятия очень досаждали детям, и самым сладким звуком для них был мелодичный отцовский храп. Они заметили, что быстрее всего он засыпал под игру Кристиана. Счастливчик! Быстренько усыпив отца, он вырывался на свободу.
Как-то была очередь Эммануила. Он терпеть не мог эти вечерние упражнения и, как только услышал долгожданное посвистывание, моментально удрал от клавесина, остановив игру прямо на неразрешенном аккорде. Уже погруженный в сладкую дремоту Бах моментально проснулся. Диссонанс истязал его слух! Диссонанс убивал его сон. Сначала он думал, что ребенок пошел помочиться и скоро вернется. Не тут-то было. Эммануил не возвращался!
Бах долго ворочался в теплой постели, потом одним рывком отбросил одеяло, в кромешной темноте, натыкаясь на мебель и набивая шишки, пробрался к инструменту и разрешил аккорд.
Через минуту композитор безмятежно спал.
Анекдот о Бахе и диссонансе, также рассказывается и в несколько ином варианте: «В знании гармонии с Бахом не мог сравниться ни один из смертных. Возможно, поэтому он совершенно не терпел неразрешенных аккордов… Обрывки музыкальной фразы терзали слух гения, и, по свидетельству современников, не было более верного средства вывести его из себя. Однажды Бах вошел в какое-то общество, где музицировал очень посредственный любитель. Увидев великого композитора, тот настолько растерялся, что вскочил, прервал игру и, на свою беду, остановился на диссонирующем аккорде. Ни с кем ни здороваясь, не обращая ни малейшего внимания на струхнувшего исполнителя, разгневанный Бах бросился к инструменту… Разъяренный лев, атакующий гладиатора, и тот выглядел бы овцой по сравнению с Иоганном Себастьяном. Даже не присев, он довел проклятый аккорд до надлежащего каданса. Вздохнул, поправил парик и пошел здороваться с хозяином».
Согласно еще одной очень популярной легенде Баху очень нравилось, переодевшись бедным школьным учителем заходить в какую-нибудь захолустную церковь и, получив у церковного органиста разрешение играть на органе. Все присутствовавшие в церкви бывали настолько поражены великолепием и мощью его игры, что некоторые, полагая, что обыкновенный человек не может играть так прекрасно, в испуге убегали… Они думали, что к ним в церковь заглянул… переодетый дьявол.
Однако еще при жизни Мастер, будучи человеком очень скромным, всеми силами открещивался от подобных уже тогда ходивших легенд. Впоследствии эту и подобные легенды опровергали и сыновья Иоганна Себастьяна и его серьезные биографы.
Цитата на полях
Не ручей, а море должно быть имя ему.
УЛЫБНИТЕСЬ
Несмотря на всю безграничную доброту и простодушие, Бах порой бывал сварливым и вспыльчивым. Как-то раз на репетиции второй органист церкви св. Фомы, играя, допустил небольшую ошибку…
Рассердившись и не найдя под рукой чем бы запустить в неумеху-музыканта, Бах в раздражении сорвал с себя парик и швырнул им в органиста.
– Тебе надо сапоги тачать, а не играть на органе! – закричал Иоганн Себастьян.
Как выглядел Бенджамин Франклин знают не только американцы, но и практически каждый наш соотечественник, а все потому, что его портрет мы имеем возможность лицезреть на стодолларовой купюре. В нашей стране почему-то практически все уверены, что на долларах изображены только президенты США. Ответственно заявляю, Бенджамин Франклин – президентом Соединенных Штатов Америки никогда не был. А был он государственным деятелем и ученым, одним из авторов Декларации независимости и Конституции США.
Историческая справка.
ФРАНКЛИН, БЕНДЖАМИН. Родился в Бостоне (шт. Массачусетс) 17 января 1706 года. Американский просветитель, государственный деятель и ученый. Один из «отцов-основателей» США. Скончался в Филадельфии 17 апреля 1790 года.
Улыбнитесь
Бенджамин Франклин был первым американским дипломатом во Франции. При этом он не владел французским языком. Из-за этого на приемах ему приходилось делать «как все». Однажды он слушал выступление одного из ораторов, закончившееся под аплодисменты присутствующих. Вдоволь нахлопавшись, Франклин, поинтересовался, о чем же шла речь? Ему перевели: «Он говорил, что вы хороший дипломат и очень скромный человек».
Цитата на полях
Если его застигали в одиночестве за игрой в «следопыта», а ему тогда уже перевалило за шестьдесят, – он тотчас притворялся, будто наблюдает за ростом травки, хотя какое, собственно, ему до этого дело? Мой дедушка хорошо его знал и говорит, что Франклин был очень сообразительный и никогда не терялся. Если кто-нибудь, бывало, нагрянет неожиданно, когда он совсем одряхлел и ловил мух, или лепил пирожки из грязи, или катался на двери чулана, он вмиг напускал на себя умный вид, выпаливал афоризм и величаво удалялся, напялив шапку задом наперед и прикинувшись рассеянным чудаком. Крепкий был орешек!
Набожность отцов-основателей Соединенных Штатов Америки обычно явно преувеличивается. Что касается Франклина, то был он человеком верующим, но, как отмечают историки, никогда не считал Христа единственной божественной сущностью. Кроме того, в семейных хрониках Франклинов можно найти свидетельства того, что Бенджамин свято верил в жизнь после смерти.
Цитата на полях
Личность эта из тех, кого величают философами. Он был сам себе близнец, поскольку явился на свет одновременно в двух разных домах города Бостона. Дома эти сохранились до сих пор, и в память о знаменательном событии к ним даже дощечки приклепали. Большой нужды в них нет, они висят на всякий случай, потому что все равно каждому приезжему жители показывают оба знаменитых дома, и иногда по несколько раз в день.
Франклин в свое время был одним из крупнейших исследователей в области электричества. В 1752 году ему удалось доказать, что молния – это электрический разряд. И в том же году Франклин установил первый громоотвод в стене дома, который улавливал молнию и безопасно отводил ее в землю*. Тогда же Бенджамин пришел к выводу, что концы громоотводов следует заострять. Этот его совет вошел во многие учебники и справочники. Но не так давно американские геофизики его опровергли. В течение семи лет на горном полигоне в штате Нью-Мексико проводились наблюдения, которые и показали, что молнии гораздо чаще ударяют в громоотвод с тупым концом.
Интересно, что среди отцов-основателей США Франклин был не единственным изобретателем. Так, вращающийся стул для музыкантов придумал никто иной как президент Америки (1800 – 1809 годы) Томас Джефферсон. Впрочем, все тот же Франклин также имел отношение к мебельному делу. Именно он изобрел кресло-качалку.
Кстати, само слово «громоотвод» – прекрасный пример «терминологического заблуждения». Правильнее было бы называть это устройство, предназначенное для защиты зданий и сооружений от последствий прямого попадания молнии, – молниеотводом.
Цитата на полях
Бенджамин Франклин совершил уйму великих деяний на благо своей молодой родины, тем самым прославив ее на весь свет как мать такого великого сына. Мы не ставим себе целью скрыть или затуманить этот факт. Нет, цель наша – развенчать претенциозные афоризмы, которые этот человек в своих потугах быть оригинальным переделывал из истин, завязших в зубах еще во времена вавилонского столпотворения, а также развенчать его печку, и полководческий гений, и совершенно неприличную страсть по приезде в Филадельфию лезть всем на глаза, и воздушного змея, и бестолковую трату времени на разную подобную чепуху, когда ему полагалось рыскать в поисках сырья для мыла или лить свечи.
Мне просто хотелось поколебать пагубную уверенность многих глав семейств, что Франклин сделался гением, ибо работал бесплатно, изучал науки при луне и поднимался с постели ночью, вместо того, чтобы, как добрый христианин, подождать до утра; и ежели строго придерживаться этой программы, из каждого папенькиного оболтуса можно сделать Франклина. Пора бы уже этим джентльменам смекнуть, что отвратительные чудачества в поведении и манерах лишь свидетельствуют о гении, но не творят его.
Авторство этой фразы часто приписывают французскому королю Людовику XV. Однако мемуаристы утверждают, что первой сказала ее фаворитка этого короля, маркиза Помпадур. Этими словами она пыталась утешить короля, огорченного поражением французских войск при Росбахе. Нечто похожее звучит и в стихе неизвестного греческого поэта, который любили цитировать Цицерон и Сенека: «После моей смерти пусть мир в огне погибнет».
Историческая справка.
ЛЮДОВИК XV. Родился 15 февраля 1710 года. Король Франции, прозванный Прекрасным. Скончался в Версале 10 мая 1774 года.
Михаила Васильевича Ломоносов традиционно считают великим поэтом и ученым. Но если с первым утверждением можно согласиться, то по поводу его вклада в науку можно с уверенностью сказать, что был он не велик. Ни какого влияния на мировую науку работы Ломоносова не оказали, но в то же время для русской науки он сделал не мало хорошего как организатор и популяризатор.
До середины прошлого века Ломоносова особо и не пытались сделать «нашим научным всем». Но с 1946 года в истории нашей страны начался период, когда все дружно принялись бороться с преклонением и «раболепием перед иностранщиной». В январе 1949 года на общем собрании АН СССР, крупный историк техники Данилевский заявил: «Это они, правящие классы Российской империи, отвечают перед судом истории за ту травлю, которую вели против Ломоносова немецкие подонки, прорвавшиеся в Академию наук». После этого Михаилу Васильевичу стали приписывать чуть ли открытие всех фундаментальных законов и чуть ли не во всех науках.
Историческая справка
ЛОМОНОСОВ, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ. Родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская, возле города Холмогор Архангельской губернии. Русский ученый, поэт и просветитель, один из основателей Московского университета. Скончался в Санкт-Петербурге 4 (15) апреля 1765 года.
Цитата на полях
Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвящения… Историк, риторик, механик, минералог, художник и стихотворец, – он все испытал и все проник.
Надо сказать, что эта легенда весьма и весьма распространена. Вот как она изложена в книге Наума Синдаловского ««Санкт-Петербург. История в преданиях и легендах»: «Здесь уместно привести одну малоизвестную и довольно сомнительную легенду о происхождении великого русского ученого от Петра I. Будто бы однажды, в 1711 году, во время одного из своих путешествий в Поморье Петр I в Тосно познакомился с холмогорской красавицей Еленой Сивковой, а когда узнал, что через девять месяцев Елена родила сына, был, как говорят, вне себя от радости. Известно, что Пет всю жизнь мечтал о наследнике. Отношения с сыном от Евдокии Лопухиной – царевичем Алексеем – были отвратительными, а Екатерина рожала ему только девочек. По одной из версий, именно поэтому Петр так долго – более десяти лет – не короновал ее как императрицу. Однако признать новорожденного своим сыном царь, понятно, не мог, тем не менее все сделал, чтобы обеспечить мальчику более или менее достойную жизнь. он поручил его попечению местного старосты Луки Ломоносова, причем лично указал, что фамилия старосты должна перейти к младенцу.
К тому времени подлинный отец ребенка, некто Василий Дорофеев запил, и однажды в пьяном угаре убил свою жену, приговаривая при этом, как рассказывают легенды: «Как вспомню Тосно, так на душе тошно», а вскоре, будто бы в 1724 году и сам отдал Богу душу. Через год умирает Петр I. Но на смертном одре все же успевает покаяться в своем грехе главе Священного Синода, взяв с него клятву, во-первых, свято хранить государеву тайну, и, во-вторых, «Избавить Ломоносова от тлетворного раскольничьего влияния». Известно, что Поморский край был краем раскольников, и известно отношение Петра к этой секте. Митрополит исполнил требование Петра. Вот почему, утверждает легенда, в 1730 году Михайло Ломоносов получает личный паспорт, что само по себе было случаем беспрецедентным для того времени. Этот паспорт давал его владельцу исключительное право на неограниченного передвижение по всей России. Ломоносов этим воспользовался и двинулся пешком из Холмогор в Москву».
Надо сказать, что сторонников у этой версии происхождения Ломоносова довольно много. Так, например, отставной капитан дальнего плавания Василий Корельский нашел в исторических документах 27 доказательств тому, что его великий земляк был сыном Петра I. Он даже издал автобиографическую книгу «На моем веку», в которой записано предание рода Корельских о «царском сыне» Ломоносове.
Однако большинство серьезных ученых в царское происхождение Михаила Васильевича не верят. Крупнейший «специалист по Ломоносову» Николай Шумилов (руководитель государственного архива Архангельской области) по поводу этой теории возмущается: «Полная чепуха, никакие родственные узы Петра I и Ломоносова не связывали! Хотя Феофан Прокопович действительно использовал свой огромный авторитет для поддержки Ломоносова. Трудно сказать, чем вызвано такое покровительство. Может, успехами поморского парня в постижении наук». Загадок действительно очень много. Тот же Николай Шумилов, написавший книгу «Поколенная роспись. Род Ломоносовых», перечисляет вопросы, на которые пока нет ответа: «Действительно ли его предки были новгородцами, переселившимися на Северную Двину после разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году? Почему Ломоносов называл себя то сыном „холмогорского дворянина“, то сыном священника? Почему крестьянскому сыну Ломоносову легко сходили с рук такие поступки, за которые крестьянина – человека „подлого“, как тогда считалось, сословия, засекли бы насмерть? На эти вопросы однозначных ответов пока нет».
Цитата на полях
Еще одно подтверждение рассказанной легенде о Ломоносове мы находим в петербургском фольклоре нашего времени. Студенты Университета убеждены, что памятник Ломоносову на Университетской набережной не случайно поставлен прямо напротив Медного всадника на противоположном берегу Невы. При выборе места будто бы было сделано все, чтобы «отец и сын постоянно смотрели друг на друга», напоминая всему миру о своей кровной связи».
Улыбнитесь
В 1748 году Ломоносов получил в награду за оду 2000 руб. Награду выдали в виде нововведенных медных монет, которые были доставлены Ломоносову домой на нескольких телегах.
Первый биограф ученого граф Андрей Шувалов летом 1765 года написал, что «господин Ломоносов родился в Архангельске». Тем самым он внес некоторую путаницу с определением малой родины Михаила Васильевича. Но уже можно считать точно установленным, что родился он в 80 километрах от Архангельска вверх по Северной Двине, близ города Холмогоры, на Курострове, в деревне Мишанинской. Найдены подтверждающие это документы.
Цитата на полях
Количество журналов так умножилось, что уже некогда… читать книги полезные и нужные или самому думать и трудиться… Дело дошло до того, что нет столь дурного сочинения, которое бы не расхвалил какой-нибудь журнал, и, наоборот, как бы превосходен ни был труд, его непременно очернит и растерзает какой-нибудь критик.
Этот миф живуч до сих пор. Якобы Михайло родом из бедной крестьянской семьи, а потому пешком пришел в Москву и там в полной нищете выучился на гения. На самом же деле отец ученого Василий Дорофеевич был черносошным (то есть лично свободным) крестьянином и совсем не бедным. Он был довольно таки крупным рыбопромышленником и землевладельцем. Известно, что он первым среди поморов купил себе гукор – двухмачтовое парусное судно водоизмещением около ста тонн.
Цитата на полях
Батюшка был человек добрый и умный. Грамоты не знал, но в промысле своем всегда имел успех. Как мне пошел одиннадцатый год, стал и меня на промысел брать. Первым выстроил на Двине галиот по-европейски, назвал «Чайкой». На галиоте мы ходили по Двине, по Белому морю и Северному океану, брали рыбу, били морского зверя. Попадали и в бури, и в туманы. Отец с артельщиками много мне рассказали тогда о зверях и рыбах, о норвежцах и англичанах, к которым плавали…
Согласно распространенной легенде Михайло без соизволения отца бежал из дома. Якобы у управляющего земскими делами в Холмогорах он взял паспорт, у соседа Шубного выпросил тулуп и три рубля денег и с рыбным обозом отправился в Москву.
Здесь верно только про рыбный обоз. Будущий поэт и ученый получил отцовское благословение и ушел из дома с его разрешения. В волостной книге Курострова об этом есть запись: «1730 года, декабря седьмого дня отпущен Михайло Васильев Ломоносов к Москве и к морю для сентября пребудущего 1731 года».
Это всего лишь красивая легенда. Как отмечают Вальтер Крамер и Гетц Тренклер «эти „последние“ слова Фридриха Великого заимствованы из его письма, направленного барону Гольцу в Кенигсберг». Император приказал ему осушить болота в поместьях, принадлежавших Гольцу: «Крестьяне, которые осели на ваших землях, должны считать их своими и не быть рабами».
Историческая справка.
ФРИДРИХ II. Родился 24 января 1712 года в Берлине. Прусский король из династии Гогенцоллернов, прозванный еще при жизни Фридрихом Великим. Скончался в Потсдаме 17 августа 1786 года.
Вопреки широко распространенному мнению это не так. Историки отмечают, что люди умели вырезать профили человека по отбрасываемой лицом тени задолго до рождения графа. Впрочем, в истории Франции имя графа ассоциируется с ножницами и по другой причине. Дело в том, что в 1757 году он занял пост генерального контролера финансов. Чтобы хоть как-то спасти от истощения казну (а спасать нужно было срочно, так как Людовик XV и его фаворитки роскошествовали во всю), он одним росчерком пера сократил штаты и урезал жалованье все до единого чиновникам. Сэкономив для страны 72 миллиона франков, он нажил множество врагов. Не удивительно, что на своем посту граф продержался недолго – всего восемь месяцев. С тех пор слово «силуэт» французы употребляют, чтобы выразить идею снижения расходов до предельного минимума. Правда, на своем посту граф продержался недолго – всего восемь месяцев.
Ничего подобного. Прототипом сказочного барона был вполне реальный Иероним Карл Фридрих фон Мюнхаузен. Его военная карьера была не слишком удачно и особых достижений в ней нет, но он был токовым и храбрым солдатом, честно служившим русской короне. Интересно, что почетный караул, встречавший княгиню Анхальт-Цербстскую Елизавету и ее дочь Софью Фредерику Августу (будущую императрицу Екатерину Вторую) на границе Российской империи состоял из русских кирасиров под командованием поручика барона фон Мюнхгаузена. Кстати, мать-княгиня записала в своем дневнике: «Я очень хвалила виденный мною кирасирский полк, который действительно чрезвычайно красив».
Историческая справка.
Иероним Карл Фридрих барон фон Мюнхгаузен. Родился 11 мая 1720 года в поместье Боденвердер недалеко от Ганновера.
Реальный фон Мюнхгаузен отличался от знакомого нам всем образа. Он был гладко выбрит и совсем не тощ.
Закончив свою карьеру в России фон Мюнхгаузен вернулся на родину, поселился в собственном замке и стал скучать. Чтобы как-то развеять скуку во время столь любимой им охоты, барон стал развлекать коллег байками о своих приключениях. Вряд ли их можно назвать лживыми, коллеги-охотники прекрасно понимали, что Мюнхгаузен иногда дает волю фантазии и любит прихвастнуть. Но затем процесс вышел из-под контроля. Вот, что пишет об этом автор газеты «Совершенно секретно» Сергей Макеев: «Известность рассказов Мюнхгаузена быстро распространилась по округе, а потом и по всей Германии. Казалось бы, что в них было особенного? Ведь и прежде передавались из уст в уста разные враки и байки; некоторые даже попадали в журналы и книжки.
И все же рассказы Мюнхгаузена были на особицу. В них появился герой, и этот герой был сотворен рассказчиком из самого себя. У героя было то же имя, тот же титул, та же биография, что и у автора – знатного дворянина с необычной судьбой. Все это придавало выдумкам Мюнхгаузена некоторую достоверность, и рассказчик словно играл со слушателем в «веришь – не веришь». Ну и, само собой, это были веселые рассказы, над которыми смеялись от всего сердца».
Добавим и то, что барон был великолепным рассказчиком, умевшим завладеть вниманием аудитории. Он рассказывал свои истории не только приятелям-охотникам и гостям своего поместья, но и не стеснялся большого стечения народа. Так, один из современников из Геттингена вспоминал о выступлении Мюнхгаузена в ресторации гостиницы «Король Пруссии»: «Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил руками на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии».
Обратите внимание на слова «очень правдивый человек». Иероним Карл Фридрих барон фон Мюнхгаузен действительно был человеком слова и чести. А тут помимо его воли в печати стали появляться рассказы о его приключениях. Вначале это было публикация в журнале «Путеводитель для веселых людей», а затем бежавший в Англию немецкий ученый и литератор Рудольф Эрих Распе выпускает в 1785 году веселую книжку «Рассказ барона Мюнхгаузена о его удивительных путешествиях и походах в России».
Уже через год в Германии выходит книга поэта Готфрида Августа Бюргера под названием «Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и веселые приключения барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих друзей».
Так появился совершенно другой, «книжный» Мюнхгаузен. А каково было реальному человеку, когда он слышал о себе «барон-лжец», «король лжецов», и «врун вранья всех вралей»? Не удивительно, что он был взбешен. Ведь излагаемое в книжках мало походило на те истории, что рассказывал он (например, Бюргер сочинил сюжеты о спасении из болота, полете на ядре и др.). Старый вояка пытался даже судиться с обоими писателями, правда, без особого успеха, может быть потому, что умерли они раньше, чем он.
Такое мнение какое-то время бытовало в нашей стране с подачи «самого великого философа» Владимира Ильича Ленина. Родивший в один день с Кантом, Ленин называл его «мелким мыслителем». На самом же деле по сравнению с наследием Иммануила Канта мелкими выглядят все философские потуги Ильича. И если о «философе Ленине» вспоминают только нео-большевистские мыслители, то труды Канта давно уже стали классикой мировой философии. К нему постоянно обращаются современные философы, его часто цитируют такие признанные авторитеты как Карл Поппер, Поль Рикер, Юрген Хабермас и многие другие.
Историческая справка.
Иммануил Кант. Родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (ныне Калининград). С января 1757 года по июль 1762 года – российский подданный. Великий немецкий философ. Скончался 12 февраля 1804 года в Кенигсберге.
Цитата на полях
Сохранились архивы, по ним можно установить, какие книги читали Маркс, Энгельс и Ленин, сохранились их конспекты. Канта они в руки не брали, знали понаслышке. Поэтому их критика немецкого философа просто нелепа и смехотворна. Ленин вообще называл Канта «мелким мыслителем». Тому, кто изучал Канта, непонятно даже, почему они относились к нему отрицательно. Хотя Энгельс в конце жизни все-таки написал, что Кант был предшественником научного социализма.
По существу Кант первым сформулировал теорию познания и сделал ее основным предметом философии.
Надо сказать, что так считал и сам Кант. Он даже гордился этим (лично мне не совсем понятно, чем же тут гордиться?). Однако не так давно историки установили, что его прадед Рихардс Кантс был выходцем из-под Приекуле в маленькой Латвии. Интересно, что он даже не владел немецким языком. Его сын перебрался в Мемель (Клайпеду), а его внук, отец философа, – в Кенигсберг, где женился на нюренбергской девушке Анне Регине. Так род Кантсов онемечился, а сам философ, похоже и не подозревал, что в нем течет и латышская кровь. А легенда о шотландском происхождении пошла от двух дочерей Рихардса Кантса, вышедших замуж за шотландцев.
Улыбнитесь
Когда философа спросили, какие женщины, по его мнению, склонны к большей верности – блондинки или брюнетки, он не задумываясь ответил: «Седые».
Цитата на полях
Надо иметь мужество пользоваться собственным умом.
С легкой руки Михаила Булгакова все читавшие роман «Мастер и Маргарита» уверены, что именно кенигсбергский затворник сформулировал пять доказательств существования Бога, о чем и поведал Воланду за завтраком:
« – Но, позвольте вас спросить, – после тревожного раздумья заговорил заграничный гость, – как же быть с доказательствами бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять?
– Увы! – с сожалением ответил Берлиоз. – Ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования бога быть не может.
– Браво! – вскричал иностранец. – Браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!
– Доказательство Канта, – тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, – также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством.
Берлиоз говорил, а сам в это время думал; «Но, все-таки, кто же он такой? И почему он так хорошо говорит по-русски?»
– Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! – совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.
– Иван! – сконфузившись, шепнул Берлиоз.
Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг.
– Именно, именно, – закричал он, и левый зеленый глаз его, обращенный к Берлиозу, засверкал, – ему там самое место! Ведь говорил я ему тогда за завтраком: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут».
Берлиоз выпучил глаза. «За завтраком… Канту?.. Что это он плетет?» – подумал он.
– Но, – продолжал иноземец, не смущаясь изумлением Берлиоза и обращаясь к поэту, – отправить его в Соловки невозможно по той причине, что он уже с лишком сто лет пребывает в местах значительно более отдаленных, чем Соловки, и извлечь его оттуда никоим образом нельзя, уверяю вас!
– А жаль! – отозвался задира-поэт».
Надо сказать, что и Воланд возводит на Канта напраслину и Иван Бездомный совершенно незаслуженно хотел отправить философа на Соловки. В действительности ни шести, ни пяти, ни даже четырех доказательств Божьего бытия Кант в своих работах не приводил. Напротив, систематизировав мысли философов античности и сконцентрировав их в три постулата: теологический, онтологический и космологический, Кант раскритиковал их, за что впал в немилость церкви. Уже после смерти философа, один из богословов приписал ему еще одно, четвертое, доказательство Божьего бытия – нравственное, сформулированное как «осознание наших обязанностей в виде божественных заповедей». Однако самому Канту оно вряд ли бы понравилось, ведь известно, что он часто говорил своим студентам: «В области разума никаких доказательств Его существования не было и быть не может».
Цитата на полях
Иммануила Канта можно смело назвать самой загадочной и самой знаковой личностью Кенигсберга. Несмотря на то что вся его жизнь связана только с этим городом и прошла на виду у земляков, и первый вариант биографии философа был написан еще при его жизни, имя Канта до сих пор овеяно невероятными легендами и мифами. Великий пересмешник всегда гордился своим кенигсбергским происхождением и даже не подозревал, что после смерти его трактаты станут объектом нешуточных притязаний и споров между Западом и Востоком. В Европе уверяли, что в основу трудов Канта легли открытия Ньютона. В Азии до сих пор существует мнение, что базисом работ ученого послужили рассуждения имама Газали и аль-Араби. Бытует даже утверждение, что на склоне жизни на одном из вариантов собственной биографии Кант начертал арабской вязью: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного!» Это лишь легенда, но, согласитесь, легенда красивая.