Том первый

Адам и Ева

№1. Ева была сотворена Богом из ребра Адама

Библейская история о сотворении Евы из ребра Адама (почему нельзя было использовать глину, как и для сотворения Адама, непонятно) возникла благодаря обыкновенному недоразумению. Дело в том, что подобная легенда существовала уже в Месопотамии. Клинописные таблички, найденные в развалинах Вавилона, рассказывают, что согласно одного шумерского мифа у бога Энки болело ребро. В шумерском языке слову ребро соответствует слово «ти».


Богиня, которую позвали, чтобы она вылечила ребро у бога Энки, зовется Нинти, т.е. «женщина от ребра». Но слово «нинти» также означает «дать жизнь».


Вот здесь, по мнению ученых, и коренится недоразумение. Древнееврейские племена заменили Нинти Евой, поскольку Ева была для них легендарной праматерью человечества, то есть «женщиной, дающей жизнь». Но так получилось, что в памяти евреев сохранилось и второе значение Нинти («женщина от ребра»). Именно от него и пошла легенда, что Ева была сотворена из ребра Адама.


Цитата на полях


В связи с Адамом стоит привести очень забавный инцидент, который произошел несколько лет назад в конгрессе Соединенных Штатов. В официальной брошюрке «Расы человечества» художник изобразил Адама с пупком. Это вызвало интерпелляцию конгрессмена из Северной Каролины Чарлза Т. Дергема. Он заклеймил рисунок как одно из проявлений коммунистической пропаганды, поскольку у Адама, которого бог вылепил из глины, не было матери и поэтому он не мог иметь пупка. В ходе бурной дискуссии ревностного поклонника Библии умиротворили тем фактом, что в Ватикане находится картина Микеланджело, на которой Адам тоже изображен с пупком.

Зенон Косидовский

«Библейские сказания»

Улыбнитесь


Приходит Бог к Адаму и говорит:


– Есть у меня для тебя две новости, одна хорошая, а вторая плохая.


Адам посмотрел на Бога и говорит:


– Ладно, давай сначала хорошую новость.


Бог объясняет:


– Я дарю тебе две части тела. Первая называется «мозг». Она позволит тебе стать более интеллигентным, вести с Евой умные беседы, изобретать новые вещи. Вторая называется «пенис». Она позволит тебе размножиться по всей планете, оставить после себя потомство. Ева будет счастлива, что у тебя есть этот орган и ты можешь дать ей детей.


Адам очень обрадовался этому. Он воскликнул:


– Какая отличная новость! Спасибо тебе, Боже, за твои подарки. А что за плохая новость?


Бог печально посмотрел на Адама и сказал:


– Плохая новость в том, что крови, которую я тебе дал, будет недостаточно, чтобы пользоваться одновременно двумя этими органами.

№2. Ева в райском саду надкусила яблоко познания

Почему-то считается, что Ева в райском саду надкусила яблоко познания. Об этом все говорят, так пишут в книгах писатели и рисуют художники. Однако в Библии нет упоминания яблока, а сказано: плоды древа познания. К тому же на Ближнем Востоке яблони не растут. Можно предположить, что Ева вкусила плоды фигового дерева (то есть, грубо говоря, съела фигу, что весьма символично), листьями которого и прикрылись Адам и Ева после того, как отведали плодов. По другим данным это мог быть инжир.


Кстати, именно гастрономическая страсть Евы стала причиной изгнания первопарочки из Рая. Обычно считают, что Бог выгнал Адама и Еву из Рая за то, что они занялись сексом. Однако это заблуждение. Сексом они занимались и до того, как «вкусили от древа познания». Тем более, что Бог их на это благословил: «плодитесь и размножайтесь». Вкусив же плодов запретного древа, они познали стыд. И первородным грехом следует считать вовсе не секс, а ослушание Бога.


Цитата на полях

Интересно, какой это умник выдумал и внушил всем остальным, что запретный плод был именно яблоком? Лично я считаю, что это, скорее всего, был банан. Потому что он и питательней яблока, и внешне привлекательней, как уверяла меня одна знакомая дама.


Вслушайтесь, как прекрасно звучит: «банан познания добра и зла»!

Давид Найдис «Библейская правда»

Улыбнитесь


Когда Бог создал Адама и Еву он сказал:


– Дети мои, нельзя!


– Hельзя что?


– Hельзя есть запретный плод!


– Запретный плод!? У нас есть запретный плод? Ева, у нас тут есть запретный плод?


– Hету у нас плода!


– Hет, есть!


– Hету!


– Есть!


Бог:


– Hи в коем случае не ешьте запретный плод!


– Почему?!


– Потому, что я ваш создатель, и не хочу, что бы вы ели запретный плод! – сказал Бог и пожалел, что он не остановился после слона.


Через несколько минут Бог увидел, что Адам и Ева жуют яблоко.


– Дети мои, разве я вам не говорил, что нельзя есть этот плод?!


Адам:


– Угу, говорил!


Бог:


– А почему тогда ты его съел?


Адам:


– Hе знаю. Она первая начала!


Ева:


– Hет, он первый начал!


Адам:


– Hет, она первая…


…и в наказание Бог велел им воспитывать их собственных детей..!!

Каин

№3. Каиновой печатью Господь выделяет злодеев

Многие считают, что Каиновой печатью Господь выделяет злоумышленника из толпы людей. В этом смысле это выражение довольно часто используется. Однако это не совсем правильно понимание. Ведь в Библии сказано, что Господь с помощью Каиновой печати хотел не покарать, а защитить раскаявшегося братоубийцу Каина. Когда Каин воскликнул: «Нет мне покоя на этой земле, и каждый, кто меня найдет, убьет меня!» – Господь заверил, что это не произойдет, после чего «сделал»… Каину знак, чтобы никто, кто найдет его, не убил братоубийцу. И ушел Каин от Господа и пришел на землю Нод, к востоку от Эдема».


Кстати, если вы помните, согласно Библии у Адама и Евы было три сына. Но обычно помнят только о двух: Каине и Авеле. А ведь третий брат (если, конечно, верить Библии) для нас нее менее важен. Ведь именно от него и пошёл род человеческий, потому что Авель умер, судя по Библии, бездетным, а у Каина хотя и были потомки, но на них тоже лежало проклятие. Этого третьего первых людей на Земле звали Сиф, а родился он согласно Книге Бытия, когда Адаму было уже 130 лет.


Улыбнитесь

Выпущена Библия для юристов. Первый пункт «Нового завета» выглядит так: «Внимание, Новый завет не отменяет Ветхого завета».

Люцифер

№4. Люцифер – одно из имен дьявола

В настоящее время любому мало-мало образованному человеку известно, что Люцифер – одно из имен дьявола. Однако в Библии нигде имя Люцифер не встречается. В античности, не имея в виду ничего дьявольского, слово «Люцифер» использовали для названия утренней звезды – планеты Венера.


Вальтер Кремер и Гетц Тренклер, авторы «Лексикона популярных заблуждений», предполагают, что это слово стало пониматься в своем нынешнем смысле «благодаря» Евангелию от Исайи, где применительно к вавилонскому царю говорится: «Ты упал с неба, ты – сверкающий сын утренней зари. Ты упал на землю, повелитель народов». Кремер и Тренклер отмечают: «Позднее отцы церкви увидели в этом намек на „истинного“ сатану. Получилось следующее соотношение: сатана = царь вавилонский = сын утренней зари = утренняя звезда = Люцифер». Что ж, объяснение достаточно правдоподобное.


Цитата на полях

…Но ежели к тебе подойдет Люцифер

Скажи ему, что Коля просил передать привет!

Б. Гребенщиков

Тутанхамон

№5. Тутанхамон именовался фараоном

Вопреки широко распространенному мнению правителей Древнего Египта не называли фараонами. Именовались они по-разному и в основном иносказательно: например, господин Верхнего и Нижнего Египта. Что же касается слова «фараон» (греческая переделка египетского «пер-о – большой дом, царский дворец), то оно прижилось в европейских языках благодаря Библии.


Историческая справка.


ТУТАНХАМОН. Правил Египтом примерно с 1361 по 1352 до н. э. Его родители точно не установлены. Предполагается, что он был внуком Аменхотепа III. За короткий срок правления успел по настоянию жрецов полностью отказаться от религии своего предшественника Эхнатона, вернул Фивам статус столицы (Эхнатон построил в Среднем Египте новую столицу Ахетатон) и восстановление почитания Амона и других отвергнутых богов египетского пантеона.


Улыбнитесь

В музее гид объясняет:


Вот это сын фараона. Это жена фараона, а это мумия фараона…


А мумия – она кем фараону приходится? – спрашивает один посетитель.

№6. Существует «проклятие Тутанхамона»

Издавна существует поверие, что смертельной опасности подвергаются те, кто осмелится потревожить покой древних и вскрыть их могилы. И в качестве подтверждения правдивости этого очень часто рассказывают таинственную историю о «проклятии фараонов». Однако непредвзятый анализ фактов показывает, что это ни что иное, как заблуждение. Но обо всем по порядку.


Согласно легенде 26 ноября 1922 года при вскрытии гробницы Тутанхамона археолог Говард Картер обнаружил дощечку с надписью, гласившей: «Смерть распластает крылья над тем, кто потревожит покой фараона». Тогда особого внимания на это предостережение никто не обратил. Однако вскоре один за другим стали умирать люди причастные к вскрытию гробницы. И о «проклятии фараона» заговорил весь мир.


Впрочем, известно о нем было и раньше. Примерно в конце девятнадцатого века были расшифрованы древнеегипетские тексты, упоминавшие о существовании так называемого «проклятия фараонов», согласно которому всякий, кто потревожит их покой будет умерщвлен. Интересно, что до этого археологи спокойно вскрывали гробницы, ничуть не беспокоясь о том, что им могут отомстить потревоженные мертвецы.


Что же касается таблички с «проклятьем Тутанхамона», то сам Говард Картер отрицал факт ее существования. Как бы там ни было, ни самой дощечки с текстом, ни хотя бы ее фотографии по сей день обнаружить не удалось.


Но вернемся к легенде. Все началось через четыре месяца после вскрытия гробницы. От укуса москита скончался лорд Карнавон. Английские газеты с подачи одного французского оккультиста, сразу же увязали его смерть с предупреждением фараонов. На протяжении 7 лет после вскрытия гробницы Тутанхамона умирали люди, каким-то образом причастные к этому событию. По различным источникам число жертв «проклятия фараона» составило от 11 до21 человека.


Кстати, первой жертвой проклятия Тутанхамона, уместней было бы считать не лорда Карнавона, а любимую канарейку Говарда Картера, которую в день вскрытия гробницы сожрала египетская кобра.


Сенсационные статьи под заголовками «Месть фараона», «Жертва мумии», «Кто следующий?», «Проклятие пирамид» будоражили воображение почтеннейшей публики (подобные статьи и в наше время частенько можно встретить в бульварной прессе). И никто почему-то не обращал внимания на преклонные годы жертв «проклятия фараонов». Как отмечает Гельмут Хефлинг в своей книге «Все „чудеса“ в одной книге» средний возраст шести маститых ученых, которые стоят в списке жертв, составляет 74,4 года. Даже в наше время это преклонный возраст, не говоря уже о двадцатых годах. И умерли эти люди своей смертью.


И вовсе уж, не понятно почему возмездие миновало Говарда Картера, первым потревожившего Тутанхамона. Скончался он лишь через семнадцать лет после вскрытия гробницы в возрасте 66 лет. «Пощадил» фараон и Алана Гардинера, переводившего надписи в усыпальнице. Он дожил до 84.


Стоит отметить и то, что далеко не юные археологи, долго проработали в тяжелом, изнуряющем климате Египетской пустыни. Не лучшим образом на их здоровье повлияла и последующая смена жаркого климата на европейский. А тут еще и пресса с прогнозами о том, кто же будет следующей жертвой. К 1936 году из двадцати двух свидетелей вскрытия гробницы скончалось шесть человек, что, согласитесь, исходя из вышеизложенного совсем не много.


Интересно, что до первых проявлений всеобщей истерии гробницы преспокойно вскрывали как археологи, так и целые кланы грабителей-профессионалов. И почему-то ничего ужасного ни с одними, ни с другими не случалось. Множество таких примеров приводит Петер Элебрахт в своей книге «Трагедия пирамид». В частности он рассказывает о клане братьев Расулов. В 1871 году братья обнаружили богатое захоронение и затем на протяжении 14 лет ходили в него, как современный европеец ходит как в банк, когда ему нужны деньги. Удивительно, но Мухамед Расул, первым обнаруживший сокровища, дожил до весьма преклонного возраста.


Вполне возможно, что и само «проклятие» и письменное предупреждение о нем существовали на самом деле. Но вот его смертоносное действие, больше походит на заблуждение, во славу которого потрудились охочие до сенсаций журналисты.


Улыбнитесь

Зашел мужик в антикварную лавку, вяло осмотрел, собрался уже уходить. Вдруг видит: в углу кошечка молочко пьет, а блюдечко Тутанхамон! Три тысячи лет до нашей эры! Мужик продавцу:


– Извините, я одинокий человек… А ваша кошечка мне так приглянулась… Вы не могли бы мне ее отдать?


– Нет, нет. Это любимица моих детей!


– Ну, я вам 10 долларов лам!


– Нет, нет, не продается.


Наконец на 150 долларах сторговались. Мужик уже в дверях оборачивается:


– Ваша кошечка, наверное, привыкла пить из этого блюдечка, вы не отдадите?


– Нет, нет.


– Я за него 10 долларов дам…


– Ну что вы, это же Тутанхамон, три тысячи лет до нашей эры… Я так уже 87 кошечек продал!..

Елена

№7. Троянская война началась из-за «прекрасных глаз Елены»

Традиционно считается, что война началась из за того, что троянец Парис похитил Елену супругу спартанского царя Менелая, прекраснейшую из женщин на Земле. Однако историки не очень в это верят. Во-первых, Елене к моменту взятия Трои было уже за пятьдесят и все предания о ее красоте, похоже, страдают излишними преувеличениями. Во-вторых, для начала войны была и более весомая причина. Троя контролировала вход в Черное море, куда не прочь были бы попасть греческие торговцы. Да и пограбить весьма и весьма богатую Трою ахейцы тоже были не против.

Что касается самой войны, то сомнительно, что она продолжалась десять лет. Во-первых, в те далекие от нас времена воинской дисциплины на такой огромный срок просто бы не хватило.


Во-вторых, как справедливо отмечает Эрик Дуршмид, автор книги «Победы, которых не было»: «…непрерывная осада, длящаяся десять лет, попросту невозможна: чем бы, спрашивается, питались две отважные армии, лишенные возможности засевать поля и собирать урожай? Скорее всего, война состояла из серий отдельных набегов, возможно сопровождаемых морскими сражениями».


Цитата на полях

…постараемся отвлечься от активного участия в Троянской войне богов, чтобы рассмотреть ее стратегические, тактические и экономические аспекты. В конце девятнадцатого века немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман обнаружил на холме Гисарлык развалины укрепленного города, основанного воинственным племенем фригийцев; вполне возможно, что это и есть Приамова Троя. Исходя из ее географического положения, мы можем заключить, что истинной причиной войны было столкновение морских интересов греков и троянцев. На карте стоял контроль над Геллеспонтом (современный пролив Дарданеллы) и Эгейским морем, фактически – над коммерческим судоходством в Средиземноморье

Эрик Дуршмид «Победы, которых не было».

Улыбнитесь

В южной Греции был создан миф о Троянской войне, или «Прекрасная Елена» в трех действиях с музыкой Оффенбаха.


Дело было вот как: у царя Менелая (комик буфф) была жена, прозванная за красоту и за то, что носила платье с разрезом, Прекрасной Еленой. Ее похитил Парис, что Менелаю очень не понравилось. Тогда началась Троянская война.

Война была ужасна. Менелай оказался совсем без голоса, а все прочие герои врали нещадно.

Тем не менее война эта осталась в памяти благодарного человечества; так, например, фраза жреца Калхаса: «Слишком много цветов» цитируется до сих пор многими фельетонистами не без успеха.

«Всеобщая история» обработанная «Сатириконом».

Моисей

№8. Моисей – кротчайший человек на Земле

Таковым именует его Библия {«Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле»} и все те, кто уверен в ее непогрешимости. Но описываемые в главной книге всех христиан некоторые поступки Моисея назвать «кроткими» как-то язык не поворачивается. Например, случай с хладнокровным убийством египтянина:


«Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим, сынам Израилевым, и увидел тяжкие работы их, и увидел, что Египтянин бьет одного еврея из братьев его. Посмотревши туда и сюда, видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке».


Этот неизвестный Египтянин был первой, но далеко не последней жертвой «самого кроткого человека». Так, Моисей приказал забросать камнями человека, все прегрешение которого состояло в том, что он в субботу собирал хворост, тем самым, нарушив закон о субботе. А сколько жертв на совести Моисея было во время Исхода? Одна история с мадианитянами {племя, родственное евреям} чего стоит.


Итак, согласно Библии двенадцать тысяч израильских солдат разгромили войско в несколько сот тысяч мадианетян, не потеряв при этом ни одного человека. Но не будем обращать внимания на абсурдность этого сообщения, посмотрим, что говорит победителям «самый кроткий человек»:


«И прогневался Моисей на военачальников, пришедших с войны. И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? Вот они, по совету Валаама, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору. Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте». (Чис. 31. 14—17)


Тому, у кого есть еще сомнения по поводу кротости «предводителя» можно посоветовать ознакомиться законами Моисея.


Например, с этим: «Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу её, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего». (Лев. 20. 17). Или с этим: «Если отец и мать приведут сына и скажут старейшинам: сей сын буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница, тогда все жители города пусть побьют его камнями до смерти». (Втор. 21. 19—21) Или этим: «Если муж приведёт жену к старейшинам и скажет, что не нашёл у ней девства, то, если это клевета, то муж этот должен уплатить родителям сто сиклей серебра пени. Но если это правда, то отроковицу следует побить камнями до смерти». (Втор. 22. 13—20.) А вот совсем замечательное: «Хулитель имени Господня должен умереть» (Лев. 24. 16). Или же: «Всякий, кто не станет искать Господа, должен умереть: малый или большой, мужчина или женщина». (2. Пар. 15. 13). Какая уж там свобода вероисповедания в законах кротчайшего человека?


Историческая справка.


МОИСЕЙ Жил предположительно в 13 веке до нашей эры. Согласно Библии, пророк, выведший израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве. Основатель иудаизма как религиозной системы. Обо всем, что касается Моисея можно говорить только предположительно, потому как в древнеегипетских письменных источниках о нем нет упоминаний. Единственный источник информации о Моисее – библейский текст.

№9. Моисей был автором первых пяти книг Ветхого завета

В том, что Моисей был автором так называемого Пятикнижия, сомневались многие мыслители прошлого (Филон, Иосиф Флавий, Ибн Эзра, Уриел да Коста, Бенедикт Спиноза), но церковная традиция упорно продолжает стоять на своем.


Тем не менее, уже можно считать доказанным, что текст Пятикнижия основывается на четырех обособленных источниках, причем, ведущих свое происхождение из разных эпох. И, как это не печально, для религиозных традиционалистов, каких-либо оснований приписывать его авторство одному человеку, будь то Моисей или кто-то другой, не имеется.


Улыбнитесь


Спустился как-то Моисей с горы Синай. И окружил его народ:


– Ну, что, Моше? Что?


– Есть у меня две новости, одна хорошая, одна – плохая. С какой начинать?


– С хорошей!


– Сошлись на десяти.


– А плохая?


– Прелюбодеяние вошло.

№10. Моисей был великим чудотворцем

В Библии Моисею приписывается множество чудес, совершенных им благодаря своим сверхъестественным способностям (как сказали бы йоги – сиддхам). Якобы это еще одно доказательство его избранности Богом. Однако практически все сотворенное Моисеем, за исключением явных выдумок, можно объяснить с позиции естественнонаучных знаний.


Так, в Библии Моисей рассказывает израильтянам, как с ним беседовал Яхве через горящий, но не сгорающий куст. Казалось бы чудо из чудес. На самом же деле ничего чудесного здесь нет. Такой куст и в наши дни встречается на Синайском полуострове. Называется он диптам, или куст Моисея. У этого растения есть забавная особенность: выделяемое им летучее эфирное масло легко воспламеняется на солнце.


Ничего чудесного нет и в истории с «манной небесной». Еще в 1927 году зоологом Еврейского университета в Иерусалиме Боденхаймером была обнаружена на Синайском полуострове разновидность тамариска, выделяющего в весеннюю пору сладковатую жидкость. Этот «сок растения» на воздухе быстро застывает в виде белых шариков, похожих на град. Для местных бедуинов это одно из любимых лакомств и каждую весну они собирают в степи липкие белые шарики. За день вполне реально собрать до полутора килограмм сладкой смолы тамариска, то есть в количестве достаточном для утоления голода.


Вряд ли можно отнести к чудесам и эпизод с перепелами. Для жителей Синайского полуострова прилет этих птиц явление рядовое. Весной перепала огромными стаями летят из Африки в Европу. Перелетев через море, измученные птички часто в большом количестве садятся вдоль берега. При этом они настолько слабы, что местные жители ловят их голыми руками.


Кстати, в другом эпизоде из Библии, откушав в очередной раз прилетевших перепелов, почти все израильтяне тяжело заболели, а многие, увы, скончались. Воспринимается, это, обычно, как божье наказание. Однако, скорее всего, Бог здесь не причем. Дело в том, что на Синайском полуострове и на самом деле порой появляются ядовитые перепела. Перед отлетом в Европу эти птицы, останавливаются в Судане, где и кормятся зернами с отравляющими свойствами. Директор Пастеровского института в Алжире профессор Сержан установил, что мясо таких птиц вредно и даже опасно для человеческой жизни.


Перейдем к рассмотрению очередного чуда. Так, согласно Библии, у подножия горы Хорив Моисей ударил посохом по скале и оттуда брызнула родниковая вода. Что может быть «чудесатее» этого? Да, все, что угодно, потому как в данном случае мы сталкиваемся лишь с использованием Моисеем знаний, которые он почерпнул во время своего изгнания и жизни на Синайском полуострове. Бедуины, кстати, их используют до сих пор. Им известно, что у подножия гор под хрупкой пленкой песка и извести обычно собирается дождевая вода (и остается там даже во время засухи). Чтобы добраться до воды нужно всего лишь разбить оболочку.


Что касается «казней египетских», то вот что пишет об этом Зенон Косидовский: «Уже давно известно, что так называемые казни египетские (за исключением десятой) были довольно обычным явлением в стране фараонов. В период половодья Hил часто окрашивается в коричнево-красный цвет в результате наносов из эфиопских озер. Кроме того, каждые несколько лет во время разливов комары и другие вредные насекомые размножались до такой степени, что египетские крестьяне рассматривали их как истинное бедствие. Что касается града, то, по правде говоря, над Hилом он выпадал чрезвычайно редко, но, тем не менее, иногда выпадал, и тогда убытки, причиненные им, бывали весьма ощутимы. Зато гораздо чаще в Египте случалась другая беда – нашествие саранчи. А виновником „тьмы египетской“ был стремительный вихрь сирокко; он подхватывал из пустыни огромные тучи песка и нес их на Египет, заслоняя солнце такой плотной завесой, что наступал полный мрак».


Он же объясняет каким образом совершение всех этих «казней» могли приписать Моисею: «Моисей, по мнению израильтян, был могучим чудотворцем, который своими чудесами неоднократно вызывал у сородичей восхищение и страх; следовательно, он мог и на Египет наслать десять казней, одну за другой. Интересный пример именно такой иллюзии мы находим в знаменитой пьесе Э. Ростана «Шантеклер». Там фигурирует петух, который подметил, что всякий раз, как он запоет, восходит солнце, и пришел к глубокому убеждению, что именно он и вызывает солнце на небосклон.


Причинные связи, приписываемые независимым друг от друга явлениям или событиям, таким образом, легли в основу многих легенд и религиозных мифов… В народной фантазии по мере уплыва лет временное расстояние между двумя памятными событиями постепенно сокращается, пока не наступает полная их синхронность. Израильтяне хранили в памяти народные предания о стихийных бедствиях, которые одно за другим низвергались на Египет, и с течением времени, для того чтобы подчеркнуть могущество Моисея, создали легенду, будто он был виновником этих казней. Это дало им моральное удовлетворение, ибо таким путем был унижен высокомерный фараон, а его жестокости по отношению к израильскому народу вызвали божью кару».


Кстати, с «казнями египетскими» связано одно забавное недоразумение. В процессе десяти казней Господь дважды (почему одного раза было мало, непонятно) уничтожает весь скот египтян, в том числе и коней. Тем не менее, именно на конях фараон преследует евреев по дну Мертвого моря, где они в очередной раз погибают. Откуда кони?


Цитата на полях


Моисей во время своего изгнания якобы провел сорок лет на Синайском полуострове и у местных жителей научился тому, как сохранить жизнь в суровых условиях пустыни, степи и горных районов. Свои познания, добытые путем опыта, он затем использовал во время исхода. Уже его товарищи по скитаниям, которые на протяжении нескольких поколений привыкли к оседлой жизни в Египте и были новичками на Синайском полуострове, должны были принять за сверхъестественные некоторые действия Моисея. Что же говорить об израильтянах, которые потом веками жили в Ханаане и вообще не соприкасались с природой Синайского полуострова? Последующие поколения в большинстве своем склонялись к тому, чтобы сделать из Моисея фигуру, одаренную от бога сверхъестественной силой. К моменту описания деятельности Моисея процесс мифологизации был уже полностью завершен, и, поскольку он отвечал интересам священников и компиляторов Пятикнижия, чудеса, будто бы совершенные Моисеем, стали догматом веры иудаизма.

Зенон Косидовский

«Библейские сказания»

Улыбнитесь.


«И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла, и отправился в землю Египетскую». (Исх. 4. 20).


По всей видимости, это был осёл размером со слона. Такие ослы когда – то водились в Палестине, но давно вымерли. Они могли нести на себе огромные тяжести. И поэтому, когда Моисей взгромоздил на такого гиперосла жену и двух своих взрослых сыновей (исходя из текста Библии, им было по лет пятьдесят), да ещё и некоторый нажитый домашний скарб, осёл даже не поморщился.

Давид Найдис «Библейская правда»

№11. По «слову Моисея» израильтяне попросили у египтян серебро и золото, а те, в свою очередь, с радостью им все это предоставили

Эта история напоминает мне финал фильма «Бриллиантовая рука», когда в титрах выражается благодарность всем предоставившим драгоценности для съемок. Как рассказывали создатели фильма, впоследствии многие в это верили. Так и здесь. Вот, что сообщает Библия:


«И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.


Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян; и они давали ему, и обобрал он Египтян». (Исх. 12. 36,37).


Вы верите, что египтяне вдруг ни с того, ни с сего дали израильтянам золото и серебро (и много чего еще)? Может им стало стыдно за то, что они так долго держали сынов Израилевых в рабстве и решили хоть как-то искупить свою вину? Но, честно говоря, в массовый альтруизм верится не сильно. Так может, израильтяне восстали и просто напросто ограбили египтян, тем более, что в вышли из Египта они вооруженными до зубов.


Но, не исключено, что ограблены были вовсе не египтяне. В тексте Библии сказано: «каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вырядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберёте вы Египтян». Но тут сразу две несуразицы. Во-первых, не жили египтяне в домах своих рабов. Во-вторых, и соседями они не были. Согласно той же Библии израильтяне жили совершенно изолировано, на земле Гесем (именно поэтому десять казней египетских и не коснулись сынов Израилевых).


Вторично напутствуя Моисея Господь говорит: «Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых». Но египтяне и евреи «ближними» никогда не были. Кого же тогда обобрали? Да, похоже, что своих. А также и почти своих. Ведь дальше в Библии сказано: «И множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое». Вот это «множество разноплеменных людей», скорее всего, и было «обобрано» по настоятельной рекомендации свыше, вместе со своими ближними. О том, как удалось осуществить столь непростую операцию пишет в книге «Библейская правда» Давид Найдис: «…необходимо было, не вызывая подозрений, убедить богомольцев, чтобы они захватили с собой как можно больше золота, серебра, меди и иных драгоценностей. За эти ценности можно будет купить еду и воду у кочевых племен, обитающих в пустыне.


Но как же это сделать? И возникло мудрое решение: нужно убедить народ, что следует во время богослужения освятить золото и драгоценности, в результате чего они не только не убавятся, но еще более возрастут в цене… Не все израильтяне поверили сладким речам Аарона и сверкающим глазам Моисея. Не всех начальников и старейшин колен сумели они зажечь своей авантюрной идеей…


Было много тех, кто оказался слишком ленив или не приспособлен к многодневному переходу.


Было много нищих, не имеющих запасов пищи. Им и нечего было одеть.


Были калеки, больные, старики, грудные дети. Для них такая прогулка оказалась невозможной.


Было тогда и много израильтян, которые ассимилировались, молились египетским богам, разочаровавшись в Иегове.


Были и смешанные семьи, в которых жена или муж, выходцы из родственных или дружественных евреям племён, не соглашались идти для поклонения Иегове, дабы не прогневать своих богов. И супруги их также вынуждены были остаться дома.


И, в то же время, все или почти все оставшиеся – добровольно! – отдавали свои ценности уходящим. Но не насовсем! А только для того, чтобы соседи освятили эти ценности при молебне, и вернули их владельцам уже освященными Богом Иеговой.


Сердобольные соседки отдавали уходящим детям праздничные нарядные одежды своих, остающихся детей. Никто из них и не подозревал, что уже никогда не увидит ни этих нарядов, ни своих драгоценностей, ни своих дорогих отходящих соседей.


В оправдание последним я еще раз должен напомнить, что они и сами об этом не догадывались. Не знали, в какую грандиозную авантюру затянули их вожаки – братья».


Версия Давида Найдиса выглядит вполне убедительной, но, как говорится, возможны и варианты. Не исключено, что все было и немного по другому. По прошествии стольких лет после Исхода, практически не реально со стопроцентной точностью установить не то, что причины, но и даже ход событий. Тем более, что такой источник как Библия несмотря на ее непогрешимость в глазах христиан, таковой вовсе не является.


Цитата на полях


Кое – где в Библии действительно говорится о египетском рабстве. Но встречали ли Вы таких щедрых господ? Слышали ли вы, читали ли вы когда – нибудь о господах, которые добровольно, а не в результате Великой Октябрьской социалистической революции отдали своё золото рабам своим?

Давид Найдис «Библейская правда»

Улыбнитесь


К психиатру обращается пациент:


– Доктор, у меня мания преследования, мне кажется, что куда бы я ни пошел. За мной следует огромная толпа. Я в пустыню, они за мной, я через море. Они следом…


– Да-а-а, случай, безусловно. Тяжелый. Так как вас звать?


– Моисей…

№12. Моисей в один день вывел из Египта около двух миллионов человек

Это еще одна библейская нелепица, давно уже превратившаяся в общепринятое мнение. Чтобы понять несуразность этого сообщения не обязательно быть серьезным математиком или специалистом по выживанию в экстремальных условиях. Читатели, проживающие в больших городах могут на мгновение представить, что произошло бы, если бы вдруг все население какого-либо города со всем своим скарбом отправилось в путь. Могли бы они, например, поместиться в одном лагере, как утверждает Библия? А какое расстояние было бы между авангардом и арьергардом? Его подсчитал Давид Найдис. И вот, что у него получилось: «…израильтяне не шли стройными рядами. Брела толпа. Плелись старики и дети. проходили стада животных.


Такая колонна должна была растянуться на расстояние… около семисот километров. Голова ее могла уже придти в землю Обетованную, а хвост – ещё некоторое время оставаться в египетском рабстве. Если Моисей решал раскинуть стан в каком либо месте, то пришлось бы ждать около месяца, пока сюда не подтянется весь народ. Исход с территории Египта должен был длиться не менее двух – трех недель».


Конечно же, и в этом месте, Библия, приводит, мягко говоря, неточные данные. Во-первых, число израильтян было сильно, даже можно сказать, очень сильно, преувеличено. Во-вторых, семитские племена выходили из Египта в течение нескольких лет, в чем давно уже нет сомнений ни у ученых, ни у теологов.


Правда, у некоторых ученых есть сомнения по поводу самого Исхода (и даже по поводу существования Моисея). Все дело в том, что ни о Моисее, ни об Исходе нет никаких свидетельств ни в древнеегипетских, ни клинописных хрониках. Да и каких-либо материальных следов временных стоянок целого народа, пусть даже не двухмиллионного, но все же многочисленного, также не обнаружено. Вот и высказываются предположения, что сведения приведенные в Библии относительно Исхода ни что иное, как поздняя политическая подтасовка, созданная с целью объединения разрозненных семитских племен.


Улыбнитесь


Мама сыну:


– Что вам сегодня рассказывали на уроке слова божьего?


– Ну, там, про то, как бог отправил Моисея за линию фронта, чтобы он вывел евреев из Египта. Когда они подошли к Красному морю, то их инженеры соорудили понтонную переправу и люди успешно перешли море. Затем Моисей связался по рации со штабом и попросил выслать подкрепление. Штаб прислал бомбардировщики, которые разбомбили переправу и противник был отрезан от отступающих евреев.


– Вам ЭТО рассказывали на уроке?!


– Мам, ну если я тебе перескажу то, что говорил учитель, – ты мне вообще не поверишь!

Давид

№13. Давид убил Голиафа

Уж это казалось бы известно всем. И это подтверждает Библия. В Первой книге царств мы можем прочесть историю о том, как малолетний будущий царь Израильский со словами: «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя… бога воинств израильских», камнем из пращи сразил великана Голиафа, у которого «древко копья его, как навой у ткачей», и наступив ногой на поверженного противника отрубил ему голову.


Но все не так однозначно. Если мы обратимся ко Второй книге царств, то узнаем из нее, что великана Голиафа, у которого «древко копья его, как навой у ткачей», убил Елханан, сын Ягаре-Оргима Вифлеемского. Какая то неувязочка получается. Кто же все-таки убил Голиафа? Однозначного ответа нет, потому как библейские авторы так и не определились какому персонажу приписать победу над мифическим великаном. Впрочем, некоторые исследователи предполагают, что Елханан это настоящее имя героя, который в каком-то из поединков победил пусть не великана, но все же сильного противника. Давид же – его позднее прозвище.


Но, скорее всего, вся эта замечательная легенда обычное заимствование из других источников. Так, в «Илиаде» рассказывается о том, как никто из данайцев не мог отважиться выйти на единоборство с Гектором. Тогда старец Нестор, рассказал «молодому поколению» одну из историй своей бурной молодости. Якобы когда-то давным-давно на полях Пелопоннеса сошлись два войска. Впереди одного из них стоял «богу подобный» богатырь Эревфалион. На его вызов на поединок ни кто не отважился выйти кроме тогда еще совсем юного Нестора:

Вспыхнуло сердце во мне, на свою уповаю отвагу,

С гордым сразиться, хотя между сверстниками был я и младший,

Я с ним сразился, – и мне торжество даровала Афина!

Большего всех и сильнейшего всех я убил человека!

В прахе лежал он, огромный, сюда и туда распростертый.

(Илиада, 7: 150—156).

Не правда ли, знакомый сюжет?


Историческая справка.


ДАВИД. Родился около 1043 года до нашей эры. Скончался около 973 года до нашей эры. Второй царь Израиля*. Ему приписывают авторство Псалмов. Согласно мессианской доктрине он является прародителем Мессии.


Цитата на полях


Факты, отслоенные от источника критикой, редко позволяют уяснит ход событий, потому что всегда многие важные события в источниках бывают опущены, а незначительные выпячены. Примером может служит Ветхий завет Библии. Читая только его, невозможно усомниться в том, вся история Ближнего Востока в первом тысячелетии до нашей эры вращалась вокруг Израиля и Иудеи. На самом же деле, как мы теперь хорошо знаем, Израиль и Иудея были захолустьями ближневосточного мира, исторические судьбы которого в эту эпоху определялись совсем другими народами.

Л. Н. Гумилев «В поисках вымышленного царства»

Улыбнитесь


Археолог нашел древнюю мумию на территории Израиля. Делает доклад в Академии наук:


– Я нашел мумию человека умершего 3000 лет назад от сердечного приступа.


Академики не поверили. Устроили международную экспертизу, полгода работы – все верно, 3000 лет, сердечный приступ.


Спрашивают археолога:


– Но как вы узнали?!


– Элементарно. У него в руке была записка «50 000 шекелей – на Голиафа…»

Соломон

№14. Соломон, наделенный всевышним мудростью, всю свою жизнь славил Единого Бога

Согласно Ветхого Завета Господь наделил Соломона великой мудростью. Приписываемые авторству Соломона Притчи Соломоновы, Екклесиаста, Песнь Песней, Псалмы 71 и 126, входят в канонические ветхозаветные тексты. Многочисленные легенды восхваляют деяния величайшего мудреца всех времен.


Гораздо реже упоминаются сведения о том, что самый мудрый из мудрейших имел большой гарем из чужестранных жен среди жен Соломона были хеттеянки, моавитянки, идумеянки, аммонитянки, египтянки, филистимлянки, ханаанеянки и представительницы других народов}, которым разрешал отправлять языческие культы. Более того, к старости Соломон построил капища языческим богам и даже сам склонился «к иным богам». Вот вам и вера в Единого Бога.


Историческая справка

СОЛОМОН. Сын царя Давида и последний царь единого Израильского царства, которым правил 40 лет (около 973 года до нашей эры – около 933 года до нашей эры).


Улыбнитесь


– У царя Соломона было 900 жен. Интересно, чем он их кормил?


– Меня больше интересует, как он сам питался…

№15. Царь Соломон «отличался умом и сообразительностью»

Судя по тому, что в период правления Соломона Израиль достиг экономического расцвета и больших политических успехов, царь, по меньшей мере, был умен и трудолюбив. Но каких-либо особых свидетельств о его мудрости в Библии как-то не приводится, если не считать приписываемые Соломону Песнь песней и Книгу притчей. Но об этих частях Библии чуть ниже, а здесь отметим, что сразу же после смерти «мудрейшего» еврейская держава, распалась на два отдельных слабых государства, занятых постоянными междоусобными войнами, что вряд ли было бы возможно после действительно мудрого правителя.


Кстати, историки отмечают, что кроме «светлых» сторон правления Соломона было не мало и «темных», например, тот факт, что ежегодно более двухсот тысяч человек принудительно отправляли на работы по «вахтовому методу» в ливанских лесах, в каменоломнях на берегу Иордана и на строительных площадках.


Цитата на полях


Никогда, ни до того, ни после того, Израилю не было так хорошо. Но народу Израиля становилось всё хуже и хуже. Грандиозное строительство, помпезная отделка зданий, бессмысленное, чрезмерное расходование дорогих материалов, – это требовало огромных денег… Всё население страны было обложено непосильной данью. Подати съедали большую часть доходов торговцев, ремесленников, ростовщиков, земледельцев. Были введены платные патенты на все виды частной деятельности. Огромное количество фискалов, сборщиков податей, государственных чиновников неустанно выявляли неплательщиков и должников. Их незамедлительно продавали в рабство за долги… Соломон изобрёл вахтовый метод, временную каторгу. Не рабы, свободные граждане посылались на каторжные работы в каменоломни, на лесоповал в горы Ливана. Работа была так тяжела, что бригады сменялись каждые три месяца. Малейшее недовольство тут же жестоко пресекалось. На пыточных дворах смутьянов забивали бичами до смерти. Всё это свидетельствует о том, что Соломон не был мудрым правителем страны и добрым отцом народа.

Давид Найдис «Библейская правда»

Улыбнитесь


И явился в ночь перед Рождеством к юноше ангел:


– Добрый я сегодня, о юноша, и выполню любое, но одно твое желание. Что хочешь ты? Богатства, равного которому нет? Несравненной мудрости? Или чудесной любви?


И рассудительный юноша выбрал мудрость.


Исполнил ангел желание. И спросил:


– Ну а что ты скажешь теперь, о мудрейший?


И сказал Мудрейший:


– Эх, деньгами брать надо было!

№16. Царь Соломон автор двух величайших литературных памятников «Песни песней» и «Книги притч»

Работоспособности царя Соломона можно только позавидовать. Мало того, что он успевал управлять государством и, надо сказать, довольно успешно, но еще у него хватало времени и на огромное количество жен, и на разрешение всяких мелких споров (если, конечно, верить Библейской истории о споре двух блудниц), и на сотворение литературных шедевров. Но, как это не печально, но в очередной раз приходится констатировать тот факт, что Библии как историческому источнику доверять нельзя. «Мудрейший из мудрейших» к написанию этих частей Библии никакого отношения не имеет.


Начнем с эротической поэмы «Песни песней». Ее эротизм всегда смущал благонравных отцов церкви и не со всеобщего согласия она вошла в канонический Ветхий завет. Помогло этому то, что составители Библии были уверены в авторстве Соломона и то, что кто-то особо хитроумный придумал, будто в Песни песней в аллегорической форме выражена любовь к богу.


Но была бы включена поэма в Ветхий завет, если бы было точно известно, что Соломон не является ее автором? А ведь именно к такому выводу можно прийти ознакомившись с результатами многочисленных исследований. Вначале ученые установили, что Песнь песней представляет собой сборник израильских народных песен, связанных со свадебными обрядами (кстати, подобные песни до сих пор поют на свадьбах сирийские крестьяне).


Затем расшифровав клинопись Месопотамии, исследователи обнаружили запись двух эротических поэм, в которых были собраны песни, что невеста царя пела своему жениху. Фрагменты этих песен поразительно напоминают отрывки из Песни песней.


Окончательный удар по версии об авторстве Соломона нанесли филологи. Проанализировав Песню песней они установили, что язык поэмы по меньшей мере на несколько столетий моложе древнееврейского языка эпохи Соломона.


Но разобравшись с Песней песней, дотошные ученые Соломона в покое не оставили, а взяли и опровергли еще одну традицию, приписывающую «мудрейшему» авторство Книги притч. Археологические находки в Египте, Сирии и Месопотамии не оставили камня на камне от общепринятого мнения. Оказывается нечто подобное Книге притч уже существовало примерно за полторы тысячи лет до Соломона. Так, во время царствования пятой династии фараонов придворный вельможа Птаготеп составил для своего отпрыска сборник житейской мудрости, изложенной в форме кратких пословиц. Похожий сборник поучительных сентенций был составлен и египетским мудрецом Аменемопе в шестнадцатом веку до нашей эры. И такие же сборники афоризмов имелись у шумеров, ассирийцев, халдеев и финикийцев. Точно установлено, что большинство приведенных в Книге притч Соломоновых, притч имеют иностранное происхождение, и никак не могли быть сочинены Соломоном.


Да и со словом «притча» выходит неувязочка. Возможно, все дело в неудачном переводе на русский язык, потому как того, что обычно понимается под притчами в Книге притч нет совсем. Притча – это маленькая (как правило) история поучительного характера. И в Библии таких притч не мало, но только не в Книге притч Соломоновых, где собраны изречения, поговорки, афоризмы, то есть коротенькие сентенции.


Цитата на полях


Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои – на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви её; и груди твои были бы вместо кистей винограда, а запах от ноздрей твоих, как от яблоков.

Песнь песней

Царица Савская

№17. Царица Савская посетила Соломона, чтобы проверить его мудрость

Из Ветхого Завета нам известно о мудрости и очаровании этой царицы. Якобы она прослышав о мудрости царя евреев лично отправилась в Иерусалим, чтобы проверить слухи. С собой она прихватила небольшой багаж: сотни верблюдов, нагруженных золотом и драгоценными камнями. А когда Соломон ответил на ее хитрые вопросы, она подарила ему все ценности (наверное, чтобы не тащить все это обратно). Правда, налегке ей уехать не удалось, Соломон, в свою очередь, будучи джентльменом, одарил ее не меньшим количеством всякой ценной всячины.


Такова легенда. Ученым же точно известно лишь то, что некогда на берегу Красного моря существовала одна аравийская страна под названием Савва (Саба, Сабея). О самой же царице Савской не известно ничего, ее имя не упоминается ни в одном источнике кроме Библии, а последняя, как мы уже убеждались и будем убеждаться источник крайне ненадежный.


Что же касается проверки мудрости Соломона, то ученые отмечают, что если и существовала когда-то царица Савская и если она действительно встречалась с царем евреев (сплошные допущения), то вряд ли для игры в отгадки. Скорее всего, они могли вести переговоры о торговых путях и об использовании Савскими (сабейскими) купцами некоторых средиземноморских портов.

Семирамида

№18. Висячие сады были построены по прихоти царицы Семирамиды

Еще со времен античного историка Геродота построение висячих садов приписывается жестокой покорительнице Азии ассирийской царице Шаммурмат (в греческом произношении – Семирамида). Якобы она повелела выстроить четырехъярусные сады, похожие на холм. Из каменных плит сложили платформы террас, покрыли их камышом и залили асфальтом. На них находились прокладки состоявшие из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, задача которых была не пропускать воду на нижние этажи сада. Эта сложная конструкция была покрыта толстым слоем плодороднейшей земли, в которой высаживали редчайшие виды деревьев и растений. Для орошения садов рабы день и ночь качали воду из Ефрата и глубоких колодцев. Живительная влага поднималась на вершину и оттуда стекала на нижние террасы. Согласно одному из преданий, с террасы своих любимых садов Семирамида бросилась вниз, когда передала престол своему сыну. Во время падения ее руки превратились в голубиные крылья, а тело – в тело голубя, после чего царица, которой не чуждо было увлечение колдовством, навсегда покинула наш мир.


И все было бы замечательно, если бы не дотошные ученые, выяснившие, что к построению висячих садов Семирамида никакого отношения не имеет. Оказалось, что построены они были по приказу вавилонского царя Навуходоносора II. Одной из его жен была мидийская принцесса Амитис, тосковавшая по зеленым холмам своей родины. Чтобы развеять ее тоску Навуходоносор и приказал создать в безлесном Вавилоне кусочек Мидии. Традиционно эти висячие сады причисляются к Семи чудесам света. Добавим, что после падения Вавилона они засохли, а платформы на которых сады были выстроены разрушили наводнения. В настоящее время на месте, где две тысячи шестьсот лет назад находились прекрасные зеленые сады, остался только огромный глиняный холм.


Историческая справка.


НАВУХОДОНОСОР. Родился в… году до нашей эры. Халдейский царь Вавилонии с 605 по 562 годы до н.э.. Величайший правитель Нововавилонской империи. Отстроил Вавилон, проложил каналы, вырыл озера и водохранилища основал несколько городов. Скончался в Вавилоне в 562 до н.э.


Семирамида. Царица Ассирии в конце 9 в. до н.э., вела завоевательные войны (главным образом в Мидии).


Цитата на полях


Об ассириянке Семирамиде существует множество различных рассказов. Динон же сообщает следующее: она была красивейшей из женщин, хотя и мало заботилась о своей наружности. Молва об ее красоте достигла ушей ассирийского царя, и он призвал Семирамиду ко двору, а увидев, влюбился. Тогда Семирамида попросила дать ей царские одежды и разрешить пять дней править Азией, чтобы все делалось, как она повелит. Просьба не встретила отказа. Когда царь посадил Семирамиду на трон и она почувствовала, что все в ее руках и в ее власти, она приказала дворцовой страже умертвить царя. Так Семирамида завладела ассирийским царством.

Элиан

Пифагор

№19. Пифагор первым доказал, что «его штаны на все стороны равны»

Тем, кто немного подзабыл когда-то изучавшееся в школе, напомню математическую формулировку теоремы: сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна квадрату гипотенузы (или «пифагоровы штаны во все стороны равны). Считается, что именно Пифагор первым смог доказать эту теорему. Однако есть все основания утверждать, что это не так. Знали эту теорему еще в Древнем Египте, и не только знали, но еще и использовали при строительстве пирамид.


Но, возможно, первыми, кто доказал эту теорему были не древние египтяне, а китайцы. Во всяком случае, китайскому математику Шану Гао в 12 веке до нашей эры, за шестьсот лет до Пифагора, была хорошо знакома теорема о прямоугольном треугольнике.


Отметим, что Пифагору приписывали не только доказательство этой теоремы. О нем было сложено множество совсем уж фантастических легенд. Так, согласно одной из них, он был перевоплощенным богом Аполлоном. По другой у него было золотое бедро, а по третьей Пифагор был способен преподавать в одно и то же время в двух местах.


Стоит упомянуть и тот факт, что Пифагор был не только, и не столько математиком, сколько великим мыслителем в широком понятии этого слова. Трудно не согласиться с Бертраном Расселом утверждавшем в своей книге «История западной философии»: «…я не знаю другого человека, который был бы столь влиятельным в области мышления, как Пифагор. Я говорю так потому, что кажущееся платонизмом оказывается при ближайшем анализе в сущности пифагореизмом. С Пифагора начинается вся концепция вечного мира, доступного интеллекту и недоступного чувствам. Если бы не он, то христиане не учили бы о Христе как о Слове; если бы не он, теологи не искали бы логических доказательств бытия Бога и бессмертия. У Пифагора все это дано еще в скрытой форме».


Историческая справка.


ПИФАГОР. Родился приблизительно в 580 году до нашей эры на острове Самос у берегов Малой Азии (Эгейское море). Древнегреческий философ и математик, прославившийся не только доказательством теоремы, названной его именем, но и учением о космической гармонии и переселении душ. Как утверждал Цицерон именно Пифагор впервые употребил слово философия, т.е. любовь к мудрости. Себя он называл не мудрецом, а любителем мудрости.


Цитата на полях


Египетская наука была очень мощной. Там появились цифры, алфавит, геометрия, астрономия… Скажу, к примеру, что египтяне определили радиус земного шара, ошибка составила менее одного процента! Вся греческая наука – Евклид, Пифагор и другие – это лишь «слепок» науки Египта. Грек Пифагор более десяти лет провел в Египте и всему там научился. В Египте жрецы всю науку засекретили, это было связано с пирамидами, с теологией. Пифагора же не сдерживали никакие обязательства, и, вернувшись в Грецию, он в своей школе сделал гласными открытия египтян. А его ученики приписали эти открытия ему… Далее – музыка. Гаммы, созвучия, октава – все это Орфей перенес в Грецию из Египта…

Академик В. И. Арнольд

Доктор Дживака

№20. Дживака – создатель тайского массажа

Статуи и изображения этого человека можно встретить во многих буддистских храмах Таиланда, Камбоджи, Малайзии и Бирмы. Дживака (не путать с «Доктором Живаго» Пастернака) – друг и личный врач самого Будды. Личность легендарная, чья великая слава только укреплялась веками.


Особых сомнений по поводу того, что такой человек действительно был у меня нет. Что касается всего остального, известного нам о Дживаке (Чиваке), то разобрать где правда, а где фантазии потомков очень сложно.


В русскоязычном интернете информация о Дживаке приводится в основном на сайтах по тайскому массажу. Причем к легендам из источников примешиваются фантазии переводчиков. Например, пишут: «На Атрею (Учитель Дживаки) произвели огромное впечатление разум и проницательность Дживаки, а также его глубокое понимание тибетских писаний». Забавно. Тибетские писания появились только в 7-м веке нашей эры. А Дживака (и Атрея) жили 2 500 лет назад, когда тибетских писаний никак не могло быть.


Или с сайта на сайт переписывают: «Дживака… был близким другом Будды, а также врачом Сангха, буддийского монашеского ордена». Сангха не есть монашеский орден. Сангха – буддистская община (одна из Трех Великих драгоценностей), что имеет совершенно иную смысловую нагрузку.


С самим именем легендарного врача тоже не все ясно. Так часто встречается версия, что происходит оно от слова «Джива» – «живой». В то же время с санскрита «джива» переводится как «живая душа». В Таиланде же считают, что имя Чивака (так его здесь называют) переводится как «сохраненный добрым поступком», а фамилия доктора Комарабхача переводится как «воспитанный принцем-опекуном». В данном случае идет отсылка к фактам из биографии врачевателя: он был сыном проститутки из города Раджгир в индийском государстве Магадха. Родная мать, не желавшая терять клиентов, буквально выбросила младенца на улицу, где на него случайно наткнулся принц Апхайос, сын махараджи Бимбасара. Ребенка взяли во дворец, где он долго рос в полной уверенности, что он принадлежит к королевскому роду.


О своем происхождении Дживака узнал, когда достиг зрелого возраста. Он принял решение искупить жестокий поступок матери служением людям. Чтобы достичь вершины знаний Дживака отправился в университетский город Такшашилу (ныне Таксила, Пакистан) и занялся изучением медицины.


О том, что происходило дальше рассказывает Ярослав Зика автор книги «В стране белого слона» (в этой книге используется имя Чивака):


«Чивака сразу показал себя прилежным и способным студентом. Один из его учителей не захотел терять такого исключительного студента и не допустил Чиваку к заключительному экзамену. Свое решение он объяснил тем, что хочет, чтобы его ученик достиг такого уровня знаний, какого еще никто не достигал. Однако по прошествии нескольких лет Чивака пожелал все-таки получить диплом, чтобы использовать полученные знания для лечения людей. Ему обещали выдать диплом, но поставили условие: найти в Юго-Восточной Азии такое растение, которое бы не обладало лечебными свойствами.


Чивака старательно собирал и тщательно исследовал самые разные растения, но не нашел того, что искал. Он так и сказал своему учителю, что, несмотря на все старания, не смог найти траву, куст или дерево, которые бы невозможно было использовать в медицине. Учитель поблагодарил его за проделанную работу, так как Чивака доказал основной принцип древней медицины, который гласил: все, что растет в Юго-Восточной Азии, можно использовать для лечения людей. Так Чивака окончил курс обучения и начал применять свои знания на практике. Он знакомил людей с лечебными свойствами растений и учил, как ими пользоваться. Он много путешествовал и везде, где бывал, оказывал людям помощь.


Как гласит предание, однажды, когда он путешествовал, его позвали в городе Сакету к известному богачу, который давно страдал головными болями. Чиваке не терпелось продемонстрировать свои знания, потому что некоторые родственники богача с недоверием отнеслись к молодому врачу. Но ни отвары, ни экстракты из трав не помогали. Тщательно исследовав больного, он пришел к выводу, что источник болей находится внутри черепа и что боль не удастся устранить тем способом, который он использовал до сих пор. И Чивака решился на лечение более радикальное и рискованное: он произвел трепанацию черепа. В легенде не сохранились подробности, как ему удалось это сделать. Но с той поры Чивака стал известен не только как терапевт, но и как искусный хирург. Успех операции побудил его сделать операцию и сыну богача, который страдал острыми болями в области живота. Он прооперировал слепую кишку. Эта операция прославила его на всю Юго-Восточную Азию. Чиваке еще много раз сопутствовал успех при лечении как простых людей, так и представителей королевского рода. Вскоре Чивака был приближен к самому Будде. В то время Будда путешествовал по Юго-Восточной Азии и был ранен упавшим на него деревом. Чивака приложил к ране травяной компресс, который приготовил из множества растений, и рана быстро затянулась. Позднее он еще не раз помогал Будде».


Но что интересно ни в одном из буддистских писаний нет каких-либо упоминаний о созданной Дживакой системе массажа. Скорее всего никакого отношения к тайскому массажу изначально он не имел. Но в настоящее время, почитаемый несколько столетий, как создатель тайской медицины, Дживака усилиями всех своих поклонников стал Покровителем и тайского массажа, и других видов тайской медицины. И поэтому не удивительно, что многие массажисты в Таиланде перед тем, как приступить к массажу читают специальную мантру, где есть следующие слова: «Призываю дух нашего отца-основателя доктора Дживаки, который приходит к нам через его пробужденную сострадательную жизнь…»


Интересно, что Дживаке приписывают не только создание системы тайского массажа, но и написание основополагающего труда по тибетской медицине – Чжуд Ши.

№21. Дживака написал первую книгу о клиторе

В некоторых книгах, а также повсеместно в Интернете, можно встретить такой текст: «Первая книга о клиторе была написана древнеиндийским врачом Дживакой. Он изучил более 1500 женщин в гареме раджи Бхопала. Ученый не только измерял каждый клитор, но и изучал темперамент его обладательницы. Советы Дживаки впоследствии использовались при отборе женщин в гарем».


Однако это заблуждение. никакого махараджи Бхопала во времена Дживаки просто быть не могло. Город Бхопал был основан примерно 1000 лет назад, а Дживака жил примерно за 1500 лет до этого события.


Теоретически, кстати, можно допустить, что две с половиной тысячи лет назад врач изучал женщин гарема (до мусульманского нашествия нравы были в Индии иные). Но цифра 1 500 представляется явно завышенной. Да, и не для того гарем создается, чтобы посторонние мужчины, пусть даже они и великие доктора, изучали его обитательниц.


В научной литературе никаких упоминаний о том, что Дживака является автором первой книги о клиторе не существует. Ничего об этом не сообщает и автор «Камасутры», более того, в трактате Ватсьяяны нет и упоминаний о столь важном с точки зрения любовного наслаждения органе.

Филиппиад

№22. Греческий воин Филиппиад пробежал 42 километра в полном снаряжении, сообщил афинянам о победе у Марафона и пал замертво

Многим из нас прекрасно известна легенда о возникновении бега на марафонскую дистанцию, считающуюся одной из самых престижных и сложных дисциплин в легкой атлетике. Рассказывают, что в 490 году до нашей эры после победоносного для греков сражения у Марафона греческий воин Филиппиад пробежал 42 километра в полном снаряжении, сообщил афинянам о победе и пал замертво. Однако в действительности, скорее всего подобного марафонского бега не было. Дело в том, что в те времена было хорошо налажено регулярное сообщение между фронтом и греческими городами. Его обеспечивала и система дневной и ночной сигнализации, и быстроходные конные связные, и военные повозки со сменными упряжками. Поэтому бег единственного воина (неужели не нашлось коня или повозки), да еще в полном снаряжении, кажется совершенно неправдоподобным.

Леонид

№23. Триста спартанцев во главе с царем Леонидом в сражении при Фермопилах противостояли многотысячной персидской армии.


Согласно традиционной версии в сражении при Фермопилах персидское войско, состоявшее из двухсот тысяч человек долгое время не могло одолеть защищавших проход в ущелье трехсот спартанцев во главе с их царем Леонидом. Тем самым, спартанцы дали возможность другим греческим частям благополучно отступить и соединиться с основными силами.


Сразу же отметим, что воинское мужество спартанцев в данном случае заслуживает, как минимум, уважения. И то, что в проходе ущелья персов встретили вовсе не триста человек, вряд ли умаляет подвиг греческих воинов.


Но все же будем точны. Тем более, что этого заслуживает память сражавшихся бок о бок со спартанцами отрядов фиванского и феспийского ополчений, общей численностью около 2000 человек. Как и спартанцы, они погибли, не сдавшись превосходившему их в десятки раз по численности врагу. Также, как и погибли перед решающим сражением еще три тысячи эллинских воинов, прикрывавших обходную тропу на горном склоне.


Историческая справка.


ЛЕОНИД, царь Спарты (правил около 490 – 480 годов до нашей эры.

№24. Леонид с соратниками погиб из-за предательства грека-фессалийца Эфиальта

Эфиальт действительно поспособствовал победе персов при Фермопилах, но называть его предателем, все же необоснованно. Но обо всем по порядку.


С основными силами (примерно 6 000 человек) Леонид удерживал проход через ущелье (предполагают, что он был не более нескольких метров в ширину, то есть идеальная позиция для сдерживания даже малыми силами большой армии). И все было бы замечательно, если бы не Эфиальт, показавший персам обходной путь. И хотя там по приказу Леонида находился в охранении тысячный отряд, противостоять личной гвардии Ксеркса так называемым бессмертным они не смогли. Посланные Леонидом на помощь ополченцам еще четыре с половиной тысяч воинов опоздали и также были разгромлены «бессмертными». С этого момента удерживание основного прохода с военной точки зрения потеряло смысл, но греки, как известно, предпочли бегству мужественную смерть, явив всему миру пример воинской доблести (историки отмечают, что в этом бою, длившемся три дня пало двадцать тысяч персов, среди них и два родных брата Ксеркса).


Но вернемся к Эфиальту. Предательство очень уж серьезное обвинение и нуждается в каком-то обосновании. В данном же случае проэллински настроенные историки называют предателем того, кто помогал персам. И почему-то не обращают внимания на то, что Фессалия не оказывала Ксерксу никакого сопротивления, более того в этом персидско-греческом конфликте фессалийские города-государства были на стороне персидского царя. Получается, что Эфиальт не «переметнулся на сторону противника», он изначально был на его стороне (служил в персидских «вспомогательных» отрядах). Какое же это предательство? Тогда уж в предатели нужно зачислить всех фессалийцев.


Цитата на полях


Путник, поведай, коль сможешь, всем гражданам Лакедемона:


Здесь мы в могиле лежим, честно исполнив свой долг.

Симонид Кеосский (V в. до Р.Х.)

Гиппократ

№25. Гиппократ – «отец медицины»

Легендарного греческого врача Гиппократа принято называть «отцом медицины». Широко распространено мнение, что он чуть ли не один, без предшественников, проложил путь от суеверного знахарства к истинной медицине.


На самом же деле все совсем не так. Называть Гиппократа «отцом медицины» по меньшей мере, смешно. И вот почему. Во-первых, на достаточно высоком уровне медицина существовала и в других цивилизациях – египетской, шумерской, древнекитайской и древнеиндийской. А, во-вторых, к тому времени, когда Гиппократ вступил на медицинское поприще, греческая медицина достигла уже значительно развития (увы, сочинения предшественников Гиппократа до нас просто не дошли). Конечно же, он как глава косской школы сделал для ее развития очень многое, и его с полным правом можно называть реформатором медицины и великим врачом (но уж никак не «отцом медицины»).


Историческая справка.


ГИППОКРАТ. Родился около 460 года до нашей эры. Греческий врач и педагог. Сведения о его жизни скудны и малодостоверны, самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь пять веков спустя. Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Скончался около 377 года до нашей эры.

№26. Существующие ныне сочинения Гиппократа написаны им самим

Это не соответствует действительности. В настоящее время точно установлено, что «сочинения Гиппократа» представляют собой конгломерат произведений различных авторов и к тому же различных медицинских школ. Выделить из них подлинного Гиппократа удается с трудом. Просмотрев весь Гиппократов сборник в хорошем переводе можно заметить, что стиль, манеры письма, выбор слов в различных книгах настолько различны, что производят впечатление разговора с совершенно различными лицами, что красноречиво свидетельствует о том, что вошли в него произведения разных авторов.

№27. Так называемая «клятва Гиппократа» была сочинена им самим

Пожалуй, самое распространенное заблуждение, связанное с именем Гиппократа относится к врачебной клятве, названной его именем. Вопреки широко распространенному мнению античный врач Гиппократ к клятве, названной его именем, не имеет никакого отношения. Ее приписали знаменитому эскулапу древности в более поздних изданиях его трудов. Когда Гиппократ умер в 377 году до рождества Христова, ничего напоминавшего подобную клятвы не было и в помине. Гиппократу приписали эту клятву, также как и многие другие сочинения, в позднейших изданиях его трудов. Скорее всего, это было сделано, чтобы придать им дополнительный вес.


Стоит отметить, что современная версия «клятвы Гиппократа» несколько отличается от ее средневекового варианта. В оригинале существовало ряд положений, которые подчеркивали не столько заботу о больном, сколько защиту интересов самих врачей. Например, во фразе «Я передам свои знания только моим сыновьям, сыновьям моих учителей и официально зарегистрированным студентам, а больше никому», явно угадывается желание сократить число конкурентов.


Цитата на полях


Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом {во времена написания клятвы хирургов считали еще не врачами, а цирюльниками – С.М.}. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Загрузка...