– Ты правильно говоришь, – одобрительно покивал вождь. – Делай так. И да пребудут с тобой духи неба, земли и солнца.

* * *

Переход по тропе, петляющей между валунов вдоль реки, которая текла через неглубокий каньон, занял два полных дня. Основная часть отряда осталась в селении клана Белого ручья. В проход пошли четыре пары дозорных и трое охотников. Дозорные, подростки, готовые к посвящению в мужчины, разместятся по двое на вершинах невысоких утесов вдоль каньона и подготовят там сигнальные костры. Их зажгут, если заметят приближающихся степняков. Разведчики уйдут дальше, к устью прохода, чтобы поджечь степь. Их задание держалось в тайне. Простым членам племени ни к чему знать, что замыслил их вождь.

Расставив дозорных в выгодных точках, откуда хорошо просматривалась тропа и можно было быстро скрыться среди камней после того, как подашь сигнал, разведчики двинулись к выходу в степь. Ветер в проходе дул в нужном направлении с востока на запад, но на открытом пространстве все могло быть по-другому. Так и оказалось. В степи ветер был юго-восточный. Неидеальный для поджога травы, но все же вполне приемлемый.

Горный хребет, через который шел проход, тянулся с севера на юг. С запада от него – бескрайние степи. На другой стороне, на востоке – земли Мергара, широкая плодородная долина рек Инд и Сарасвати. Поэтому, если запустить пожар даже при юго-восточном ветре, он пойдет далеко в сухую степь. Нужно только отойти на юг, чтобы кочевники увидели, что дым идет не от места, где проход через перевал выходит в степь.

Оставив двоих отдыхать, старший поднялся на ближайший утес, чтобы осмотреться. Солнце уже садилось за горизонт. Степь была пуста, за исключением двух стад то ли куланов, то ли тарпанов, мирно пасшихся там, где река, выходящая из каньона, превращалась в ручей, который исчезал в широком сухом песчаном русле, напоминающем об обильных весенних паводках.

Ночью двигаться на юг по границе гор и степи было рискованно. Охотники не были знакомы с этой местностью. Они несколько раз выходили в степь, чтобы поохотиться на тарпанов, но все их вылазки были неудачны. Для того чтобы добыть диких лошадей, нужно много людей и много копий. А еще они знали, что в этой местности обитают опасные хищники: степные волки, гиены и горные леопарды. Они охотятся ночью. Разведчиков было всего трое. Возможно, им бы удалось отбиться от внезапного нападения небольшой стаи волков, гиен или от одиночного леопарда, но в этой схватке они бы получили ранения, возможно, потеряли бы соплеменника и не смогли бы выполнить приказ вождя. Поэтому старший решил вернуться в каньон, чтобы не было видно их костер, и стать там на ночевку.

Утром вышли в степь, готовые к переходу на юг. Старший снова забрался на утес, чтобы осмотреть окрестности, и заметил на пределе видимости группу людей, идущих по морю травы в сторону прохода. С такого расстояния нельзя было определить, сколько их. Но это явно были степняки. Больше в этих землях никто не обитал. Неужели они решили пройти через каньон и напасть на клан Белого ручья малым отрядом?

Охотник спустился с утеса и рассказал остальным об увиденном. Идти на юг поджигать степь теперь не имело смысла. Старший решил вернуться в каньон, подождать, пока отряд приблизится настолько, что можно будет его хорошо рассмотреть. Может, это отряд степных охотников, выслеживающий тарпанов. Если они войдут каньон и направятся в сторону селения, старший отправит самого быстрого к дозорному, чтобы тот поджег сигнальный костер.

Когда солнце близилось к полудню, разведчикам удалось рассмотреть степняков. Их было шестеро и один тарпан. Очень мало для нападения на клан, в котором больше полусотни мужчин. Охотники, не зная, что делать, скрылись за камнями и решили понаблюдать.

Группа подошла к устью каньона и остановилась. Потом от нее отделился один человек с тарпаном, который тянул за собой волокушу, и пошел вверх по тропе в сторону прохода. Остальные пятеро развернулись и отправились в обратный путь. Охотники первый раз видели, чтобы кочевники одомашнивали диких лошадей и использовали их в качестве тягловой силы, поэтому очень удивились. Они не представляли, как этих быстроногих животных можно было поймать и приручить. С ослами было проще. Они медлительны и неповоротливы. Когда нападали на стадо, то оно убегало, оставляя маленьких жеребят. Их забирали в селение и приручали. Дальше от них получалось потомство, с рождения привыкшее к людям. Но поймать дикую лошадь в степи… Это было выше их понимания.

Тем не менее прямо на них шел человек, который вел под уздцы прирученного тарпана, тянущего волокушу с грузом.

– Это степняк, – тихо сказал старший. – Он странный. Но это степняк. Он один. Остальные ушли обратно в степь. Когда он войдет в каньон, мы нападем из засады. Заберем его лошадь и поклажу. Если окажет сопротивление, убьем. Если нет, свяжем. Один отведет его в селение. Остальные пойдут на юг жечь степь.

Когда кочевник поравнялся с охотниками, те с гиканьем и улюлюканьем выскочили из-за камней и окружили его, выставив вперед свои копья. Вопреки ожиданиям, незнакомец не испугался, не стал отбиваться или еще каким-то образом проявлять агрессию. Он удержал за уздечку рванувшегося от неожиданности тарпана. Потом медленно положил на тропу копье с толстым древком, к которому был приделан необычный красный, очень ровно обработанный наконечник, и обвел напавших спокойным взглядом. Это был странный взгляд: уверенный, как у вождя, глубокий, как у шамана, и добрый, как у матери клана. От него охотникам стало не по себе. Они вдруг поняли, что делают что-то не так, что этот человек не причинит им зла, что ему нужно помочь.

Незнакомец поднял правую руку и, приложив ее к сердцу, чуть склонил голову в жесте приветствия.

– Атраха, – уверенным голосом произнес он. Два раза стукнул себя кулаком в грудь и повторил: – Атраха.

– Его зовут Атраха, – сказал старший, растерянно оглядев своих охотников. Он не знал, что делать. Этот необычный путник явно не вписывался в его планы.

– Атраха, – незнакомец стукнул еще раз себя кулаком в грудь и показал рукой вглубь каньона, в сторону клана Белого ручья.

– Степняк хочет идти через проход, – сделал вывод старший. Он открыл рот, чтобы сказать, что Атраха теперь их пленник, но путник, сверкнув карими глазами, показал на него пальцем и медленно проговорил что-то на незнакомом языке. Охотник не знал этого языка, но понял, что путник хочет, чтобы его провели через каньон. Еще он понял, что должен, обязан, не может не подчиниться. Старший согласно кивнул головой и, показав рукой в сторону прохода, сказал:

– Атраха, мы проведем тебя к Белому ручью.

Путник улыбнулся странной улыбкой, поднял с земли копье и, взявшись за уздечку тарпана, направился по тропе вдоль реки. Двое охотников пристроились сзади волокуши. Старший догнал его и пошел рядом. Эти люди забыли про то, что им нужно поджечь степь. Теперь их основной целью было довести этого необычного человека до дома, где живет старейшина клана Белого ручья.

Шли весь день, изредка останавливаясь на короткие привалы. Когда на каньон опустилась ночь, развели костер. Атраха привалил уздечку лошади крупным валуном, достал из волокуши охапку сухой травы, положил перед животным и, потрепав его по холке, что-то сказал на своем языке. Потом достал кожаную сумку и присел у костра. В сумке оказались завернутые в кожу полоски сушеного мяса. Незнакомец протянул каждому охотнику по кусочку, взял один себе и принялся жевать, задумчиво глядя на пламя небольшого костра. Вождь тоже отгрыз кусочек и осторожно пожевал. Мясо казалось жестким, но обладало насыщенным, приятным вкусом потому, что было подсоленным.

В древнем Мергаре не знали соли. Вместо нее использовали кислые ягоды и золу некоторых растений. Племя Атраха меняло соль на мясо и шкуры у людей, обитавших на западе степей вдоль внутреннего моря, а те добывали ее из солончаков.

– Хорошая еда, – старший показал на кусок мяса и чуть склонил голову в знак благодарности.

– Еда, – повторил за ним степняк, поднял кожаную флягу с водой, произнес слово на своем языке и, отпив немного, протянул соседнему воину.

Тот сделал несколько глотков и сказал:

– Вода.

– Вода, – снова повторил Атраха и показал на огонь.

– Огонь, – старший понял, что тот хочет выучить слова, и с готовностью начал подбрасывать ему названия предметов.

Так они сидели, пока не взошла луна. Потом степняк сказал короткое слово и, сложив руки лодочкой, поднес их к уху.

– Спать, – догадался вождь.

Лексика людей Мергара была небогатой. Для повседневного общения им вполне хватало трехсот слов и пяти-шести простых грамматических конструкций. Язык степняков был еще проще, но духи неба наделили Атраха уникальными способностями. Главной из них, помимо пентаграммы, раскрывающей суть вещей, было то, что он для себя назвал голосом духов. Этот шепоток возникал, только когда он общался с людьми и хотел, чтобы они что-то сделали. Как будто духи, поселившиеся в голове, произносили тихое, слышное одному ему заклинание. Если Атраха в это время смотрел на человека, то мог заставить его делать то, что он хочет. Он не пробовал навредить людям, используя голос духов, но вызывать к себе их расположение или заставлять выполнять нужные действия научился очень хорошо. Еще одним даром была способность быстро и легко воспринимать незнакомые языки. Слова и целые обороты запоминались сходу. Обычно через пару дней общения с незнакомым племенем он уже мог говорить инфинитивами и глаголами. Это выглядело комично, но позволяло без труда доносить свои мысли. Через неделю он осваивал грамматику и произношение. Через пару недель его почти невозможно было отличить от носителя языка.

Путь от Красной скалы до Боланского перевала занял почти два года. За это время Атраха прошел через земли нескольких племен и в каждом ему удавалось получить помощь, ночлег, еду, воду и воинов в сопровождение на несколько дней пути. Взамен он оставлял им часть своих знаний: обжиг глины, производство пряжи из растений. Если племя имело потенциал и рядом были залежи медных руд, он оставался на месяц, а то и дольше, и показывал устройство печи, обучал плавке, и ковке меди, и отлову животных для одомашнивания. На своем долгом пути он встречал в основном кочевников. Только несколько лун назад ему попалось оседлое племя на берегу озера. Но оно было слабым, почти умирающим под частыми набегами степняков.

С кочевниками было легко. Если, используя голос духов, сразу подавить их врожденную агрессию и недоверие чужакам, они были готовы оказать любую посильную помощь. В благодарность за те знания и умения, что он давал племенам, их вожди просили его остаться или хотя бы взять в жены одну из девушек, чтобы в племени остались дети Посланника духов, таинственного охотника из далеких западных степей. От женщин Атраха не отказывался, но остаться не мог. Предназначение, посланное духами, вело его все дальше и дальше на восток, за горы, в долину двух великих рек, текущих с гор, чьи вершины подпирают небо31, и впадающих в большую соленую воду, края которой нет.

И вот наконец он оказался у своей цели. Судя по виду и поведению, охотники, которые напали на него в устье каньона, принадлежали к оседлому племени. Их юбки и сумки были сделаны настоящими мастерами из хорошо выделанной кожи. Кремневые наконечники их копий тщательно обработаны. То, как умело они разводили костер, высекая из правильного камня искры, говорило о том, что они в совершенстве освоили природу огня. Если за перевалом нет степей, то эти люди наверняка принадлежат развитому оседлому племени. Значит, его долгое путешествие подходит к концу.

Когда вышли из каньона в долину, он понял, что не ошибся. Чуть ниже, там, где смыкались два горных ручья, образовывая неширокую реку, стояло небольшое поселение. Всего несколько крытых соломой домов. Но они были сложены из камня и глиняного кирпича! Селение огорожено частоколом направленных наружу заостренных кольев. Рядом две сторожевые вышки. Правда, в округе не видно ни скота, ни посевов, но сам факт, что племя строило дома, уже говорил о многом.

Завидев группу людей из каньона, один из воинов на вышке забил в тревожный барабан. Из домов вывалили несколько десятков вооруженных людей и заняли места у частокола. Старший издал клич и помахал копьем. Поняв, что возвращаются свои, навстречу вышли пять мужчин с копьями и плетеными из веток щитами, обтянутыми грубой кожей. По-видимому, это племя ждало нападения со стороны каньона и готовилось к его отражению. Значит, это не селение, а аванпост, и самое интересное еще впереди.

Наблюдая эту картину, Атраха довольно улыбнулся.

– Твои люди, – он показал рукой в сторону приближающихся воинов.

– Мои люди, – кивнул старший. – Клан Белого ручья.

– Клан? – посмотрел на него степняк.

– Племя, – охотник развел руки, чтобы показать что-то большое. – Клан, – он свел руки, чтобы показать что-то поменьше. – Белого, – ткнул пальцем в боевую раскраску на коже своего щита. – Ручья, – показал копьем в сторону речки.

– Клан Белого ручья, – проговорил Атраха и приложил руку к сердцу. – Благодарность.

Пять воинов с аванпоста подошли и в нерешительности остановились, с удивлением рассматривая странного, похожего на степняка незнакомца, ведущего под уздцы дикую лошадь.

– Это ваш пленный? – спросил один из них. – Почему его руки не спутаны?

– Это наш гость, – ответил старший. – Он пришел из далеких степей, в которые садится солнце. Он пришел, чтобы поведать нашему вождю волю духов неба.

– Духов неба? – в замешательстве переспросил воин и перевел взгляд на чужеземца. Их глаза встретились, мергарец сразу сник и отступил в сторону, давая дорогу. – Конечно. Мы почитаем духов неба и их Посланника. Проходите к десятнику. Он проводит вас к старейшине клана.

Десятник, руководивший аванпостом, пропустил охотников, и они проследовали вниз по долине, которая вывела их на равнину. Тут Атраха остановился и с минуту смотрел на открывшуюся перед ним картину. Впереди раскинулось крупное селение в полсотни кирпичных домов и глинобитных хижин. На его границе – загоны со скотом. Вдоль реки – полоски посевов с колосящимися злаками. Везде видны люди, занятые своими делами.

– Клан Белого ручья? – спросил он.

– Клан Белого ручья, – кивнул старший. – Мергар, столица кланов, дальше. Один день пути.

– Мергар, столица кланов, большой? – Атраха понял, что и это не основное селение племени.

– Мергар большой. Пять, – разведчик показал раскрытую пятерню. – Пять таких, как клан Белого ручья. В Мергаре много кланов. Но клан Белого ручья лучший.

– Конечно. Клан Белого ручья лучший, – улыбнулся Атраха. Он и не ожидал найти здесь настолько развитое племя, готовое положить начало полноценному народу. – Пойдем к твоему вождю, – степняк дернул за уздечку, и тарпан послушно потянул волокушу вниз в равнину по хорошо протоптанной тропе.

Старейшина клана был человеком подозрительным и осторожным. Когда ему сообщили, что в селении появился странный степняк с лошадью, он вышел посмотреть на него издали, но встречать отказался. Ему показалось странным, что разведчики вместо того, чтобы выполнить приказ поджечь степь, отправились обратно сопровождать незнакомца через перевал. Настораживало и то, что они называли его Посланником духов неба. Духов неба глава клана чтил, но не понимал, почему они выбрали посланником человека из диких племен. Возможно, тут задействована какая-то магия. А раз так, то лучше сразу попросить помощи у шамана.

Шаман выслушал рассказ старшего охотника, посланного поджечь степь, расстелил перед собой кусок кожи с нарисованными знаками духов неба и поставил на него фигурку символизирующего их идола.

– Ты говоришь, он быстро выучил наш язык? – спросил он, строго взглянув на разведчика.

– Атраха может говорить простыми словами. Он быстро все запоминает, – ответил тот.

– Ты говоришь, у него странное оружие?

– Наконечник его копья сделан из красного камня. Он острее и прочнее самого острого кремневого наконечника. А еще у него такой же нож и топор.

– Вы не забрали у чужеземца оружие? – старейшина бросил на разведчика недовольный взгляд.

– За два дня он не причинил нам зла. Таким оружие он легко мог убить нас всех, но не сделал этого. Он делился с нами едой. Он даже дал нам повести по тропе тарпана.

– Хм… – шаман полез в свою сумку и достал оттуда горсть мелких косточек и камешков. – Сейчас мы спросим духов неба.

Косточки и камешки рассыпались по лоскуту кожи, шаман нахмурился и долго смотрел на получившийся узор.

– Ну, что говорят духи неба? – нетерпеливо поерзал на своей циновке старейшина.

– Духи неба молчат, – шаман аккуратно собрал косточки и камешки и бросил их на кожу еще раз. – Да. Духи неба молчат. Или они скрывают тайну незнакомца, или не знают его.

– Так что мне делать? – задал вопрос старейшина. – В селении говорят, что из далеких степей, куда садится солнце, пришел Посланник духов. Они спрашивают зачем. Может, мне его умертвить? А ты скажешь, что духи сами забрали его жизнь.

– Атраха нельзя убивать. Он Посланник духов, – сказал разведчик.

– Молчи, – сверкнул на него глазами старейшина. – Ты не выполнил приказ. Ты не зажег степь. Вместо этого ты привел к нам незнакомца со странным оружием. Может, он нашлет на нас порчу или болезнь.

– Умертвить, конечно, можно. Но если он действительно Посланник духов, мы навлечем на себя их гнев. В долине итак уже много дней не было дождя. Если духи неба прогневаются, то могут наслать долгую засуху, – задумчиво проговорил шаман. – Дай мне поговорить с ним. Где он сейчас?

– В пустой хижине на окраине, – ответил разведчик. – Его охраняют мои люди.

– Пойдем туда, – шаман собрал свой реквизит и поднялся на ноги. – Я только зайду к себе и возьму ожерелье с оберегами.

Шаман клана Белого ручья не отличался от служителей культа других племен. Мир древних был населен множеством духов. У рек, гор, озер, долин, у каждого явления был свой дух. Чтобы задобрить их, мергарцы делали скромные символические подношения и придумывали в их честь простенькие молитвы. Во главе всего этого разнообразия стояли три верховных сонма духов: неба, земли и огня. Они сотворили все сущее из пустоты. Они управляли всем: и людьми, и духами помельче. Эти требовали богатых подношений, а в исключительных случаях и жертв. В их честь устраивались праздники. Им всем племенем пели молитвы под бой барабанов. Шаман очень не хотел разозлить духов неба, особенно сейчас, когда долго не было дождя. Поэтому он сам пошел к незнакомцу, чтобы все разузнать.

О том, что гость не простой степняк, говорило многое: то, что он приручил дикую лошадь, которую и поймать было невозможно, то, что у него было неизвестное оружие, и что он быстро выучил язык Мергара. Если иноземец действительно Посланник духов, ему окажут почести и попросят дождя. Если он обыкновенный степняк, его заставят работать на полях, и, если сушь и дальше будет продолжаться, принесут его сердце в жертву духам неба, чтобы те послали дождь.

С этими мыслями шаман вошел в хижину, куда поместили Атраха. Выглядел чужеземец как обычный степняк. Небольшого роста, жилистый и мускулистый, приспособленный к долгим переходам и длительному бегу. На затылке стянутый кожаным шнурком пук волос. Кожаная юбка от пояса до середины бедра. Но на шее… На шее у него было короткое ожерелье из волчьих клыков, черепов полевых мышей и птичьих лапок. Обычные люди могли носить только амулет из одного предмета. Ожерелье было знаком вождя или шамана.

Когда шаман вошел в хижину, иноземец сидел у очага и своим красным ножом вырезал из куска дерева какую-то фигурку.

– Я говорю с духами от имени клана Белого ручья, – с порога заявил он.

Степняк взглянул на него снизу-вверх, неторопливо отложил в сторону нож и поднялся с циновки.

– Я Атраха. Я иду из далеких западных степей, куда садится солнце. Я Посланник духов неба. Я пришел с миром.

– Ты степняк. Степняки нападают на нас. Забирают наше добро, женщин и скот.

– Я знаю. Мужчины с оружием у перевала. Я видел.

– Ты тоже степняк. Мы не верим степнякам. Зачем ты пришел к нам?

– Воля духов неба… – Атраха немного замялся, подбирая слова. – Воля духов неба, чтобы я вам помочь.

– Ты степняк. Чем ты можешь нам помочь? – ухмыльнулся шаман, поглаживая висящий на шее оберег из сушеной лапки сурка.

– Я иду к степнякам. Я говорю им не нападать клан Белого ручья. Я давать вам новое оружие. Я учить вас делать много новые вещи. Это воля духов. С этим я к вам пришел, – Атраха поймал взгляд шамана и услышал внутри знакомый шепоток. – Ты мне помогать. Ты вести Атраха к глава клана. Это воля духов. Я Посланник духов.

Шаман на секунду замер, сжав в кулаке оберег. Во взгляде бездонных карих глаз чужеземца он увидел похожие на звезды искорки – знамение, посланное духами. Видение длилось миг, но, исчезнув, оставило уверенность в том, что Посланнику духов нужно помогать. Склонив голову, он произнес:

– Ты Посланник духов. Я вижу. Я отведу тебя к старейшине клана.

* * *

С момента, когда к Белому ручью ушел отряд воинов, луна из узкого месяца превратилась в полную и затем снова стала месяцем32. Судя по тому, что плохих вестей оттуда не поступало, набега кочевников пока удалось избежать. Может, степняки убоялись горящей степи и перекочевали подальше, а может, у них были другие планы. В любом случае чем спокойней на перевале, тем меньше забот для столицы кланов и ее вождя.

И все бы хорошо, но от десятника Красных прибежал посыльный с докладом. По его словам, степь не подожгли. Вместо этого в клане Белого ручья появился странный чужеземец. Степняк, приручивший дикую лошадь. Посланник духов неба из далеких западных степей, куда садится солнце. У него новое оружие из неизвестного материала. Он может лечить болезни травами, как шаман. Он может читать звезды. Говорит, духи послали его, чтобы возвысить Мергар над другими племенами. А еще он сказал, что может сделать так, чтобы степняки не нападали. Он уже научил женщин клана делать пряжу из растений, а из нее плести нити и веревки, которые длиннее и прочнее кожаных. Он уже показал мастерам клана, как делать прочнее кирпичи и чаши из глины, чтобы они не разрушались от погоды и использования. Он сказал, что даст клану Белого ручья волшебное оружие, такое же, как у него, и поможет сделать так, что его поля никогда не будут пересыхать.

Что из этого слухи и выдумки, что правда, сказать было сложно. Поэтому Хасадж отправил к перевалу десятника, чтобы тот разобрался в том, что там происходит. Десятник вернулся через несколько дней. Он не видел в Белом ручье чужеземца, потому что тот с разведчиками ушел через перевал в степь говорить с кочевниками. Зато видел, как мастера клана делают кирпич крепче, предавая его огню. Он даже принес один, чтобы показать вождю. Кирпич был обычного размера, но без соломы33 и удивительно прочный. А еще десятник принес чашу из глины, которая была такой же прочной, как кирпич. А еще он принес моток веревки, что делают женщины клана из волокон растений. Ворсистая веревка толщиной с палец была сплетена из нескольких нитей и имела десять локтей в длину. На ней не было ни одного узла, но она свободно выдерживала вес человека. А еще женщины говорили, что незнакомец, когда вернется, покажет, как делать из нитей полотно, которое теплее кожи.

Удивленный и озадаченный услышанным, вождь спросил об оружии. Посыльный доложил, что для того, чтобы сделать оружие из прочного красного материала, Посланнику духов нужны камни, которые можно найти только в горах на той стороне перевала, где обитают кочевники.

Этот странный незнакомец, помогающий клану Белого ручья, явно стоил того, чтобы с ним познакомиться поближе. Поначалу Хасадж хотел, чтобы его привели в Мергар, но потом решил, что если он действительно Посланник духов и творит такие чудеса, то стоит самому съездить в Белый ручей и убедиться своими глазами, что все, что ему рассказали, правда. Он снова отослал посыльного к перевалу, чтобы тот сообщил ему о возвращении чужеземца.

* * *

В первую же неделю в Белом ручье Атраха показал местным мужчинам, как обжигать глину, а женщин научил делать пряжу из растущей в долине конопли. Мастеру по глине он поручил наделать достаточно кирпичей, чтобы соорудить три печи. Две для обжига кирпича, третью для получения древесного угля. Старшей женщине, которая по статусу выполняла роль матери клана, заказал наплести длинных прочных веревок.

На этом первый этап перехода Мергара к новому укладу можно было считать законченным. Дальше двигаться было невозможно, потому что в округе не было медной руды. Пентаграмма подсказывала, что она есть на другой стороне перевала в трех днях пути на север от Боланского прохода.

Это серьезно осложняло выплавку металла. Необходимо было обеспечить постоянную доставку руды в Мергар. Сделать это было непросто не только из-за расстояния. К западу от гор простирались степи, где хозяйничали кочевники. Атраха по себе знал, что они не потерпят в своих землях чужаков. Значит, для защиты караванов с рудой нужно будет отправлять большую охрану и оголять Белый ручей. И то не факт, что степняки не устроят ночной набег и не перебьют всех, кто пошел за рудой по их землям. В этой ситуации оптимальным выходом было бы договориться с кочевниками, предложить им что-то ценное взамен на доступ к залежам меди и даже попросить их охранять караваны. Такой договор имел еще один большой плюс. Он предотвратил бы набеги степняков на Белый ручей. Правда, чтобы провести эти переговоры, нужно было идти в степь.

С этой мыслью Атраха обратился к главе клана. Тот внимательно его выслушал, посоветовался с шаманом, подождал, пока тот побросает на кожу свои камушки-косточки, и разрешил выход за перевал для того, чтобы поговорить с кочевниками. Даже выделил в сопровождение трех уже знакомых разведчиков.

Группа быстро собралась, навьючила припасы на тарпана и отправилась через перевал. Чтобы не искать кочевников по степи, на выходе из каньона Атраха предложил развести костер. Там как раз был высокий утес, с которого ночью далеко будет виден огонь, а днем – дым. Поскольку ждать собрались несколько дней, то прямо на тропе у выходящей в степь реки установили небольшой навес и обустроили лагерь. Костер жгли несколько раз днем и ночью. Днем в него бросали вымоченные в реке охапки травы, а ночью – сухой хворост из кустарника, который пятнами рос там, где каменные склоны переходили в равнину.

Ждать пришлось долго. Припасы, взятые из селения, подходили к концу. Старший уже начал посылать охотников парами в ущелье ставить силки на птиц и горных сусликов. В степи дичи было больше, но там существовал риск попасть в плен к кочевникам. А это для охотников, не знающих степного языка, могло окончиться печально.

Наконец к концу третьей ночи сработала одна из сигнальных ловушек, установленных Атрахой в кустарнике. Утром он поднялся на утес и несколько раз что-то прокричал на степном языке. Не успел он спуститься вниз, как из кустов появился воин. Увидев степняка, он опустил копье и, прижав правую руку к сердцу, склонил голову в жесте уважения. Через минуту к нему присоединились еще двое. Посланник духов с ними долго о чем-то говорил, потом вернулся в лагерь и сообщил старшему, что должен пойти к вождю кочевников. Ждать его не имеет смысла. Пусть разведчики сворачиваются, берут лошадь и идут в Белый ручей. Он вернется, когда солнце взойдет и сядет столько раз, сколько пальцев на двух руках. Взяв копье, флягу с водой, моток веревки и немного еды, Атраха исчез в кустах вместе со степняками.

Новость о том, что Посланник духов ушел в степь, произвела на старейшину Белого ручья двоякий эффект. С одной стороны, он желал, чтобы тот не вернулся, остался с дикарями. С другой, понимал, что Атраха действительно осенен печатью духов. Он за несколько недель показал, как обжигать кирпич и глину34, научил делать пряжу из растительных волокон и плести из нее прочные веревки. Но самое главное, он объяснил, из чего сделано его оружие, и рассказал, как получить заветный металл. Правда, для этого были нужны особые камни, а за ними нужно идти далеко, на ту сторону перевала. Только Посланник знал, где лежат эти камни и как из них выплавить желанный металл. А с оружием из такого металла его клан и Мергар будут не просто процветать, они станут хозяевами этого берега Инда, а может, и всего междуречья. Какие еще тайны поведали духи Посланнику, можно было только гадать. Значит, нужно, чтобы он вернулся. Нужно сделать все, что он скажет, чтобы получить красный металл.

Выждав указанное Атрахой время, старейшина отправил ему навстречу охотников. Те встретили Посланника духов в каньоне на полпути в селение. К их удивлению, он вел под уздцы нового пойманного в степи и прирученного тарпана, через спину которого были перекинуты два кожаных мешка. Оказалось, что в мешках дары вождя степняков главе кланов Белого ручья: выделанные шкурки пушных зверьков, полоски сушеного мяса, но самое главное, несколько кожаных мешочков вкусного белого порошка – соли35.

Удивленный таким жестом воинственных дикарей старейшина потребовал у Посланника духов объяснений. Тот поведал ему, что вождь степняков готов заключить с Мергаром союз. Они пропустят караваны за рудой и даже дадут своих мужчин, чтобы те помогали ее собирать, но взамен хотят получить часть оружия из красного металла и веревки, чтобы ловить тарпанов и куланов. Еще они готовы менять соль и шкуры на то, что производит Мергар и чего нет у них.

Оружием старейшина делиться не хотел, но Атраха рассказал, что скоро все окрестные племена начнут плавить металл и сейчас важно освоить эту технологию первыми. Сделка, которую он предложил кочевникам, очень выгодна. Она обеспечит постоянный запас руды и соли и откроет возможность торговли с кочевниками и племенами, которые находятся на западе. К тому же, заключив такой договор, клан обезопасит себя от набегов. В конце концов старейшина уступил аргументам Посланника духов. Тот тут же высказал еще одну мысль. Было бы хорошо, если бы один из сыновей главы клана взял в жены дочь вождя кочевников. Этот союз надолго бы скрепил отношения Мергара со степняками.

Над этим неожиданным предложением старейшина задумался надолго. Где это видано, чтобы сын главы клана Мергара брал в жены дочь дикаря. Правда, она была дочерью не простого дикаря, а вождя племени. Но все равно дикарь есть дикарь. С другой стороны, у него было шесть сыновей от разных жен. Если сделка требует женить одного, то что в этом страшного? Свежая кровь его роду не помешает. Зато клан получит доступ в степи и будет возить оттуда руду и соль. Его клан будет процветать. Остальные будут ему завидовать. Он станет влиятельным и могущественным. Возможно даже, его выберут вождем Мергара. Хотя нет, это слишком хлопотное занятие. Он уже немолод. Лучше сидеть здесь, в Белом ручье, среди своих. Надо будет послать править Мергаром старшего сына. В конце концов, ему Хасадж обещал в жены свою дочь.

Пока старейшина, потягивая хмельное пиво, мечтательно прокручивал в голове эти сладкие мысли, в его дом вбежал запыхавшийся мальчишка и сообщил, что по дороге из столицы приближается караван. Впереди идет воин со штандартом вождя Мергара.

Причиной такого неожиданного визита оказался Посланник духов.

– Эта чаша сделана твоими мастерами? – спросил Хасадж, протянув старейшине обожженную пиалу.

– Моими, – ответил тот, повертев ее в руках. – Вот клеймо одного из них.

– Как получается, что твои чаши крепче тех, что делают в Мергаре?

– После лепки мы их предаем огню. Они становятся прочнее.

– Это вам Посланник духов подсказал? – нахмурился вождь.

– Да, – не стал лукавить старейшина, понимая, что рано или поздно в столице все узнают. – Он пришел из далеких западных степей, куда садится солнце. Он сказал, что духи послали его, чтобы возвысить клан Белого ручья.

– Возвысить клан Белого ручья? – нахмурившись переспросил вождь.

– Ну и Мергар, конечно. Он говорит, что даст нам оружие, с которым мы покорим все земли от гор до междуречья и дальше на восток.

– Я хочу его видеть. И пусть возьмет с собой свое оружие.

Когда Атраха вошел в хижину старейшины, он сразу понял, что высокий гость прибыл из столицы. О том, что это был не шаман, а воин, говорила охрана у двери, деревянный обруч на его голове, украшенный свисающими по бокам вороньими перьями, и узор из коротких неглубоких шрамов, вырезанный на плечах и груди. К тому же он был слишком молод и силен для шамана.

– Ты Посланник духов? – Хасадж строго посмотрел на гостя и тут же отвел взгляд. В глазах степняка открылись два бездонных колодца, и темный, как ночь, водоворот на секунду увлек его в их неведомые глубины. Он не испугался. Просто ощущение было настолько глубоким и неожиданным, что взгляд невольно ушел в сторону. Он вдруг понял, что этот степняк действительно осенен печатью духов и от него сейчас во многом зависит процветание Мергара.

– Я Атраха. Пришел в Мергар по воле духов из далеких западных степей, куда садится солнце.

– Как так вышло, что ты, степняк, исполняешь их волю?

– Она снизошла на меня вместе с огненным копьем, посланным с небес на землю две весны назад.

– Огненное копье, упавшее с небес? – поднял брови вождь. – Мы видели огненное копье, упавшее с небес в западных землях две весны назад.

– Я был в месте, где оно упало. Там я получил благословение духов.

– Хм… – вождь снова взглянул в глаза чужеземца и снова быстро отвел глаза. Он явно говорил правду и не мыслил ничего плохого. – И что тебе поведали духи?

– Духи поведали мне, что далеко на востоке, за горами, я найду племя, которому суждено править землями от гор до междуречья и дальше на восток. Они поведали, что я должен преподнести этому племени великий дар.

– Какой же это дар? Ты ничего не говорил о даре, – оживился старейшина. – Я не заметил, чтобы с тобой были дары.

– Дар духов – это знания и умения. Я научу ваше племя всему, о чем поведали мне духи. Я дам вам новое оружие, с которым вы победите врагов, – Атраха вынул из-за пояса медный нож. – Дам вам новые инструменты, чтобы возделывать землю и лучше обрабатывать камень и дерево. Я открою вам тайну многих вещей. С ними ваша жизнь станет легче. Народ Мергара будет процветать, а о его правителях будут слагать песни многие поколения.

– Если это так, то ты действительно послан нам духами, – вождь вдруг почувствовал расположение к этому степняку и понял, что может ему полностью доверять. – Что же духи хотят взамен?

– Почитайте их, как почитали. Стройте святилища. Приносите дары и жертвы. Несите веру в них в другие племена. Ведь все, что вы делаете, вы делаете в их честь. Чем больше племен будет им поклоняться, тем больше будет их сила.

– Что ты хочешь для себя, Посланник?

– Дом, где я мог бы жить, еду и воду, чтобы утолить голод и жажду. Еще я хочу выбирать себе в помощники ваших мастеров. Хочу, чтобы они делали то, что я буду говорить, какими бы странными мои просьбы им не казались. Мне понадобится помощь вождей и старейшин. Возможно, мне нужно будет собрать отряд и пойти в далекие земли, чтобы принести оттуда что-то ценное.

– Ты получишь все, что захочешь, – уверенно кивнул вождь. – Приходи в Мергар. Там у тебя будет хороший дом, наложницы и все помощники, которых ты пожелаешь.

– Я приду в Мергар. Но это будет позже. Сперва я должен пустить караваны в степь, чтобы они возили руду из далеких гор. Из нее я буду плавить металл, а из него научу ваших мастеров делать оружие и инструменты.

– Делай как знаешь. Но помни, тебя всегда ждут в столице. А теперь садись, испей с нами пива и отведай жареного мяса. Я проголодался с дороги, и во рту пересохло. Заодно поведаешь нам о чудесах, что ты видел в далеких землях, – вождь многозначительно посмотрел на старейшину. Тот тут же кликнул слугу-подростка, чтобы принесли еду и пиво.

На следующее утро Хасадж с небольшой свитой и двумя ослами, груженными подарками от вождя Белого ручья, отбыл в Мергар. Он был доволен тем, что увидел, и уже предвкушал, как его воины с новым оружием пойдут покорять соседние племена.

Еще через день Атраха с тремя охотниками отправился через перевал в степи, чтобы донести до вождя кочевников весть о том, что старейшина Белого ручья согласен заключить с его племенем союз и скрепить его перед лицом духов союзом сына с его дочерью.

Перед тем как тарпан потащил волокушу в каньон, глава клана отвел Посланника в сторону и спросил:

– Сейчас сухое лето. Дождя не было давно. Шаман говорит, что сушь будет продолжаться еще много дней до полной луны. Степняки, наверно, страдают от засухи. Скажи, они выполнят свою часть договора? Ведь если их река пересохнет и уйдут стада, если им нечего будет есть и пить, они могут прийти к нам за едой и водой.

– Не должны, – покачал головой Атраха. – Я научил их рыть колодцы в русле пересохшей реки. Из них они добудут достаточно воды, чтобы пережить сушь. Я беру с собой веревки, которые сплели женщины. Ими они смогут ловить тарпанов и куланов и держать их в загонах у своего поселения. Это даст им мясо, если стада уйдут.

– Это тоже тебе подсказали духи? – старейшина подозрительно посмотрел на степняка.

– Духи хотят, чтобы степное племя помогало Мергару. Для этого оно не должно испытывать нужды. От слабого племени мало помощи. От сильного много. Это итак понятно.

– Воистину, духи наделили тебя великой мудростью, – уважительно покачал головой старейшина и пошел к хижине шамана. Пусть принесет духам гор и степи дары, чтобы поход Атраха к кочевникам завершился успешно.

* * *

До осени Атрахе удалось многое. В Белом ручье стояло уже полдюжины крупных, в рост человека кирпичных печей. Они использовались в основном для обжига глины и плавки руды. Такие же печи стали появляться в столице и других кланах. В некоторых обжигали кирпичи и глиняную посуду, но большую их часть занимало производство древесного угля, которого нужно было огромное количество.

Сами печи усовершенствовали. Их больше не нужно было раздувать бурдюками. К каждой была приделана пара кожаных рычажных мехов, дававших в топку регулируемый приток воздуха.

Караваны регулярно уходили к руднику на западных склонах горного хребта. Дело это было небыстрое. Два дня через перевал и четыре дня на север. Для сбора медной руды в районе скального оползня кочевники отрядили небольшой отряд. Десяток мужчин и подростков собирали нужные камни и складывали их в плетеные корзины. Корзины потом вешали на ослов, и те тащили их в Мергар.

Чтобы показать, какие камни нужно собирать, Атраха провел с рудокопами почти три недели. За это время в Белый ручей пришло два каравана. Руду сваливали в кучи у печей в ожидании, пока вернется Посланник духов и покажет, как из нее добывать красный металл.

Убедившись, что кочевники собирают правильные камни, Атраха вернулся в Белый ручей и провел первую плавку. По сравнению с крохотными глиняными печами, которыми он пользовался в своем племени, эти давали гораздо больше металла. С одной плавки получалось три тяжелых слитка размером с человеческую голову. Переплавив всю имеющуюся руду, приступили к изготовлению и обжигу глиняных форм и их заливке. Начали с ножей и топоров. Получилось совсем неплохо. Три топора и десяток ножей тут же принялись точить о камни приданные плавильне мастера обработки кремня. Атраха применил и второй метод обработки меди, который подсказала ему пентаграмма. Заготовки нагревались на огне, чтобы сделать металл мягче, а затем выковывались камнями до нужной формы.

Назначив старшего над металлургическим производством, Посланник снова отправился на рудник. Там все шло своим чередом. Правда, он заметил одну проблему: руды в оползне было немного. Еще пара караванов – и кочевники выгребут всю, что оказалась на поверхности. Придется разгребать камни и лезть в глубину, а для этого десятка мужчин будет мало. Для устойчивого потока руды нужно было больше людей. Кочевники работали неохотно. Мергарцы были далеко, и их силы были нужны для сбора урожая и строительства дамб, которое затеял Атраха, чтобы избежать засухи. Можно было привлечь соседние племена, но тогда с ними нужно будет делиться медью. Оставался один выход – обзавестись достаточным количеством пленников, чтобы те работали на руднике.

С этим предложением он пошел к вождю степняков. Тот его внимательно выслушал, с явным удовольствием рассматривая подаренный медный нож. Воевать с другими степными кланами он не решился, а вот сделать набег на речное племя36 посчитал вполне возможным. Но для того чтобы рейд был успешным, нужны медные наконечники для копий.

Из двух следующих плавок получилось почти три десятка медных наконечников для копий. Половина осталась в Мергаре, половина ушла кочевникам. Через полную луну степняки привели на рудник два десятка мужчин и подростков речного племени. После этого выход руды значительно увеличился. Теперь у оползня стояло целое поселение из обтянутых кожей шалашей и навесов. Воду носили в бурдюках из ближайшего ручья. Он же снабжал первобытных горняков и едой, потому что туда на водопой ходили стада куланов, тарпанов и антилоп.

Идея с пленными понравилась вождю степняков. Раньше во время набегов они убивали мужчин и подростков, а детей и женщин забирали в племя. Оказалось, это была трата ценного ресурса. Мужчин можно было заставить работать. С другой стороны, племя постоянно кочевало, занять пленников было нечем, а таскать с собой лишние рты не имело смысла. Теперь же, когда появился рудник, рабочих рук требовалось много. Потому, недолго думая, вождь совершил еще один набег на речников. На этом речные племена на его участке степи закончились. Но даже тех трех десятков пленников, подгоняемых степными надсмотрщиками, было достаточно, чтобы загрузить все печи Белого ручья.

Тут Атрахе пришла мысль, что таскать руду в Мергар было не самым эффективным решением. Проще было построить печи у рудника и возить в Белый ручей уже готовые медные отливки. Правда, для этого нужно было много кирпича. Но сейчас караваны к руднику шли почти пустые, почему бы не начать понемногу ввозить туда кирпич. Через пару лун можно построить печь для обжига глины, которой в изобилии имелось у ручья. Из нее можно делать кирпич. Потом построить печь для древесного угля, потом плавильню. Это был неплохой план. По расчетам, к весне прямо от рудника можно будет возить в Мергар достаточно отливок, чтобы загрузить все печи. Правда, для этого придется задействовать мастеров Белого ручья и воинов для охраны рабов, но это было как раз вовремя. Летом степь высыхала, и степняки уходили за стадами на север. Если их на руднике сменят мергарцы, они будут только рады. Получив одобрение старейшины, Атраха приступил к реализации этого плана.

Помимо металлургии, Посланник показал женщинам Белого ручья, как из нитей льна производить ткань. Наличие острых медных инструментов значительно облегчило обработку дерева, и мастерам не составило труда изготовить первый простой рамочный ткацкий станок. Из льна ткань получалась грубая, ворсистая, но к тому времени женщины уже научились делать пряжу из шерсти коз и овец и вскоре получили первые короткие куски полотна, которые можно было сшить в накидки.

Уделил внимание Атраха и сельскому хозяйству. Видя, какой разрушительный эффект оказывают засухи, он еще летом, когда уровень воды в реке был минимален, получил согласие на строительство каменных запруд. Теперь во время дождей и весенних паводков река разливалась, образуя широкие водоемы. Во время засухи запруды должны были перегораживаться бревенчатыми щитами, чтобы удержать воду, которая подавалась на поля рычажными журавлями.

Все, что делалось в Белом ручье, тут же копировалось в столице и в других кланах. Так что к весне у воинов Мергара уже было немного нового оружия, у мастеров – базовый набор медных инструментов, женщины знали, как из шерсти и льна производить ткань, а крестьяне имели общее представление об ирригации.

За каждой из этих простых, но недоступных человеку того времени технологий стояла пентаграмма, в нужный момент короткой вспышкой появлявшаяся перед взором Посланника и подсказывавшая ему, что конкретно и как нужно делать.

В середине зимы проявилась одна проблема, которой Атраха как прирожденный степняк, охотник и воин уделил особое внимание.

Клан Южного предела, находящийся на границе джунглей, получив десяток копий с медными наконечниками, решил испытать их в деле. Не посоветовавшись с вождем Мергара, он отправил отряд воинов в сельву, чтобы напасть на селение дикарей и захватить пленников. Набег оказался неудачным. Из тридцати человек вернулись двадцать два. Из них еще четверо умерли от ран в течение недели. Причиной провала рейда, помимо глупости старейшины, который его спланировал, было то, что дикарям удалось заранее обнаружить приближающийся отряд. Они выслали вперед одного воина выяснить, зачем мергарцы идут в джунгли в таком количестве и с оружием. Когда того связали, вождь племени приказал всем оставить хижины и отойти в джунгли.

В прямом контактном бою у малочисленных дикарей против воинов Мергара, вооруженных щитами и копьями с медными наконечниками, не было шанса. Поэтому они выбрали другую тактику. Они обстреливали нападавших из луков. Небольшие группы лучников по три-пять человек делали несколько выстрелов из зарослей и исчезали в сельве. Преследовать их было бесполезно. Стрелы большого урона не наносили, но их каменные наконечники оказались отравлены каким-то сильнодействующим ядом. Через полчаса у раненого начинались проблемы с дыханием, конвульсивные сокращения мышц и боли в области груди. После этого организм либо побеждал яд и начинал медленно приходить в себя, либо наступала смерть.

Эта необдуманная и несогласованная атака на дружественное племя принесла массу неприятностей. Дикари перенесли хижины глубже в джунгли, а сами стали совершать набеги на ближайшие селения, воровать скот и людей и угрожать разорением главному поселку клана. Совет Южного предела снял старейшину и назначил нового. Тот обратился к вождю Мергара за помощью. Хасадж решил послать на юг подкрепление и запросил у Белого ручья больше медных копий. Об этом узнал Атраха, который как раз занимался обустройством прудовой ирригации на полях. Из новости он сделал два вывода. Мергару нужно обезопасить юг, вернуть расположение дикарей и привлечь их на свою сторону, как уже было сделано с кочевниками. Воинам Хасаджа нужно эффективное оружие дальнего боя с расстоянием поражения большим, чем у копья или дротика. В этот момент перед его глазами мелькнула и рассыпалась на фрагменты пентаграмма и он узнал, что нужно делать.

Лук и стрелы были известны степнякам уже много поколений. Однако использовались они в основном для охоты на мелкую дичь. Причин тому было несколько. В степи и предгорьях не росли в таком многообразии, как на севере, породы деревьев, из которых можно было сделать лук, обладающий достаточным усилием37, чтобы нанести летальный урон крупному животному или человеку. Производство каменных наконечников для стрел требовало тонкой работы и занимало много времени. Крупного зверя из слабого лука с первого выстрела положить не удавалось, и он почти всегда уходил в степь, даже если в него попадало несколько стрел. При этом дорогие стрелы терялись. Поэтому вместо лука степные охотники использовали копья или дротики с костяными или кремневыми наконечниками. Смазывание наконечника ядом решило бы проблему, но в отличие от джунглей, в степи, кроме змей и ядовитых насекомых, не было биоресурсов, чтобы делать быстродействующие яды. А извлекать яд из змей или скорпионов никто не умел. Во многих племенах они вообще считались тотемными существами. Поэтому кочевники считали охоту с луком на тарпана, кулана и антилопу неэффективной. Также малую эффективность лук показывал против человека. Даже после попадания нескольких стрел противник продолжал отбиваться, а сами лучники часто становились легкой добычей в ближнем бою.

Был известен лук мергарцам и дикарям джунглей. Но, как и у степняков, им не удалось создать оружие достаточной убойной силы, поэтому он использовался для охоты на мелкую дичь. Правда, племена джунглей наловчились смазывать наконечники растительным ядом, который делал их стрелы по-настоящему смертоносными.

Проблему силы натяжения лука можно было решить, и пентаграмма подсказала как. Но вначале нужно было замирить дикарей на юге. Атраха отправился в Мергар и убедил вождя больше не посылать отряды в джунгли. Вместо этого отпустить захваченных в неудачном рейде пленников и предложить мир даже ценой большого откупа. Подумав, Хасадж согласился. Мергар в то время не был воинственным племенем и предпочитал жить с соседями мирно.

Как прошли переговоры и какой откуп предложил вождь дикарям, Атраха не знал, но не успело новолуние перейти в полную луну, как из столицы пришла новость, что мир заключен.

Пока в столице вершилась большая политика, Посланник призвал к себе мастеров по изготовлению луков со всех кланов. Собралось больше десятка человек. Он расспросил, как и из чего они их делают. Оказалось, что все довольно просто. Для луков брали молодые деревца акации, которая в изобилии росла в долине. Заготовку стачивали каменными скребками вдоль до сердцевины. Потом шлифовали, выравнивали и сушили. После сушки сгибали и накидывали тетиву, сплетенную из бараньих кишок. Получался простой длинный дугообразный лук длиной в 4-5 локтей. Он давал усилие, достаточное, чтобы послать стрелу в цель на пятьдесят шагов, а навесом – на все сто. Однако скорость стрелы была недостаточной, чтобы нанести существенный урон крупному животному или человеку.

Пентаграмма подсказала Атрахе схему мощного комбинированного лука, состоящего из нескольких склеенных друг с другом сортов дерева и различных усиливающих элементов разной жесткости. Но изготовление такого лука могло занять от года до трех лет. К тому же он не был уверен, что в Мергаре есть достаточно прочные клеи, чтобы удерживать вместе сложную конструкцию. Поэтому Посланник духов решил пойти более коротким и простым путем, способным дать рабочий лук повышенной мощности уже через несколько месяцев.

Отправив мастеров за акацией, он пошел к скотоводам, чтобы выяснить, есть ли у них материалы для дополнительных элементов.

Порода коров, одомашненных в далеком прошлом в Мергаре, происходила от смеси бизонов, некогда обитавших на равнине, и буйволов из болот джунглей. Атраха уже видел, что она имеет длинные, разнесенные в стороны рога. Как раз то, что нужно. Кроме рогов от скотоводов требовались кости для варки клея и спинные сухожилия. В его планы входило сделать улучшенный дугообразный лук из акации с усиливающими элементами.

Когда мастера вернулись с материалом, он раздал им медные ножи и пилки и объяснил, что хочет сделать. Дерево нужно сточить вдоль ствола до середины. Получится двуслойная заготовка, состоящая из белой внешней части ствола и более темной ядровой древесины. У акации первая обладает упругостью и высокой прочностью на излом-разрыв, вторая хорошо выдерживает напряжение сжатия.

В этом для мастеров не было ничего нового. Много поколений назад мергарцы сами пришли к такому способу обработки, разве что острыми медными ножами было работать намного легче, чем каменными скребками. А вот дальше начались неожиданные манипуляции. Обычно после срезания половины ствола и утончения плеч лука дерево оставляли сушить. Атраха же сложил все заготовки в глиняную ванну и залил их горячей водой, которую приказал менять, как только она остынет. Мокнуть и париться дерево должно было три дня. За это время мастера вбили глубоко в землю толстые прочные колья по схеме, указанной Посланником. Когда древесина отпарилась, заготовки вынули из воды и медленно, чтобы не сломать, выгнули на кольях в обратную от натяжения тетивы сторону, оставив сушиться под навесом на две недели.

Пока сушилось дерево, Атраха показал, как из рогов сделать усиливающие элементы. Рог распаривали и разрезали медной пилкой на полоски по ширине центральной части лука. Затем их отпаривали еще и придавали нужный изгиб, соответствующий выгнутому в обратную сторону луку. Таких роговых полосок нужно было по две на лук. Часть мастеров занималась рогами, часть – сухожилиями. Их очищали, распаривали, разравнивали и сушили на плоских камнях. Как только высохнут, разминали. Пока мастера работали над усиливающими элементами, несколько человек варило костный клей, которым будет скрепляться вся конструкция.

Через месяц, когда заготовки высохли, их сняли с формовочных кольев и отшлифовали ножами и камнями. На внутреннюю сторону с помощью костного клея наложили полоски размягченных в кипятке рогов. Все это плотно стянули распаренными кожаными шнурами, оставили на месяц. Высохнув, кожа плотно прижала рог к луку, он приклеился и принял его форму. После проклейки рога на внешнюю сторону до середины плеч последовательно наклеили несколько слоев спинных коровьих сухожилий, опять стянули распаренными кожаными шнурами и оставили сушиться еще на месяц.

В такой конструкции внутренние роговые пластины, у которых предел прочности в разы больше, чем у дерева, и высокий коэффициент упругого восстановления, работали на сжатие, а несколько внешних слоев сухожилий – на растяжение. С помощью этих усиливающих элементов и обратного изгиба при сушке сложный дуговой лук при натяжении тетивы накапливал значительно больше энергии, чем простой, и быстрее ее высвобождал, придавая стреле гораздо большую начальную скорость.

К весне у мастеров были двадцать три изогнутых в обратную сторону лука. Сейчас их предстояло выгнуть в нужную сторону и натянуть тетиву, свитую женщинами из тончайших льняных нитей. Обычная тетива, сплетенная из бараньих кишок, крепилась напрямую к концам лука. Атраха предложил другой способ. На тетиве вязались петли из сухожилий, которые потом накидывались на концы лука. Так сама тетива не перетиралась и ее можно было легко снять.

Для выгибания в нужную сторону и натяжения тетивы потребовался специальный станок. Эту процедуру из двадцати трех луков выдержали девятнадцать. Четыре сломались или от них отошли плохо приклеившиеся усиливающие элементы. Зато те, что выдержали это испытание, удивили даже Атраху. Их было очень сложно натянуть. Для натяжения тетивы такого мощного лука нужно было приложить серьезные усилия. Стрела с иглообразным медным наконечником, пущенная из него, летела по прямой почти сто шагов и пробивала на пядь деревянный щит, обтянутый кожей. Посланная навесом, она исчезла из вида и улетела далеко в сторону засеянного пшеницей поля. Наблюдавшие за испытанием дети потратили полдня, пока нашли ее среди стеблей пшеницы на расстоянии более трехсот шагов. Наконец, пущенная в козу со ста шагов, она прошила животное насквозь, и то почти сразу же испустило дух.

Это был настоящий триумф нового оружия. С этого момента усовершенствованный дугообразный лук стал основным дальнобойным оружием Мергара и оставался таковым до тех пор, пока его через несколько столетий не сменил пришедший из степей еще более мощный и компактный комбинированный лук.

От новых технологий вождь кланов Хасадж и совет старейшин были на вершине счастья. Медь теперь использовалась везде: в наконечниках копий, дротиков и стрел, из нее изготавливали длинные ножи и боевые топоры, делали нагрудные защитные пластины для воинов. При этом мощности рудника и печей хватало, чтобы постепенно заменять каменные орудия труда на металлические. Медные мотыги, кирки, лопаты и наконечники на бороздовые палки38 давали возможность быстрее и эффективнее возделывать почву. Основанная на дамбах и запрудах прудовая ирригация с подачей воды журавлями на поля нивелировала воздействие засух. Вдобавок Атраха подсказал крестьянам, как начать селекцию семян. Самые сильные растения пшеницы с полновесным колосом не шли в амбар, а связывались в отдельные снопы, которые потом аккуратно обмолачивали, чтобы собрать семена для нового посева. Сеяли эти семена отдельно от основных полей, чтобы на следующий сезон снова повторить процедуру отбора. Через четыре-пять урожаев сильных семян было достаточно, чтобы засеять все поля. Эти нововведения позволяли получать более богатый и устойчивый урожай.

Мергар процветал. Его население увеличивалось. Влияние столицы кланов к востоку от гор росло. Со временем из-за высокой специализации производства внутри общества стали появляться гильдии: металлурги, крестьяне, скотоводы, ткачи, торговцы и, конечно, профессиональные воины. Все это хозяйство требовало управления, и вокруг вождя образовалась группа приближенных наместников, которые доносили его волю в дальние кланы, а если те сопротивлялись, то были готовы призвать на помощь из столицы воинов.

Растущую силу и мощь молодого государства оценили соседние свободные кланы. Они активно искали возможности для торговли и изъявляли желание стать частью Мергара. В течение пяти лет Мергар распространил свой контроль на обширные территории к востоку от Сулеймановых гор. Теперь, чтобы пройти его владения с севера на юг, требовалось столько дней, сколько пальцев на двух руках, – невиданный масштаб для оседлых племен.

Все это время Атраха помогал и подсказывал вождю кланов, как лучше организовать Мергар. За это Хасадж предложил ему в жены одну из своих дочерей и назначил своим первым наместником, добавив к имени Атраха почетное окончание «сис». Посланник с благодарностью принял и девушку, и свое новое имя Атрахасис, которое, если разбить его по частям, теперь означало «Раха – мудрый советник». Родство с будущим правителем Мергара и высокий сан в зарождающейся иерархии означали еще больше влияния и авторитета в племени.

Вскоре у молодой пары родился первенец, потом одна за другой две девочки.

В племени тем временем началась постепенная социальная трансформация от первобытно-общинного строя к чему-то более продвинутому. Роль совета старейшин постепенно снижалась. Роль вождя кланов возрастала. Хасадж, который все это время был у руля Мергара, все больше и больше принимал на себя функции единоличного правителя. Его авторитет подкреплялся браками детей с отпрысками глав других кланов, готовностью делегировать власть местным старейшинам и делиться с ними всеми благами, которые производила столица. Но в основе всего стояли копья, щиты и луки его персональной стражи, составлявшей почти двести человек. Такой хорошо подготовленной профессиональной силы не было ни у одного клана. Максимум, что они могли выставить в случае конфликта, было полсотни человек ополчения. Даже объединившись, два или три клана не могли бы противостоять хорошо подготовленной небольшой армии. К тому же Атрахасис посоветовал ограничить распространение медного оружия за пределами столицы. Старейшинам для защиты разрешалось иметь не больше тридцати копий, а если они хотели создать собственное профессиональное подразделение, то начальником над ним ставился десятник из столицы.

Содержание профессиональных воинов стоило дорого. Они не работали и ничего не производили. Мергар был самым мощным государством региона. На него никто не нападал, и оправдать перед народом содержание вооруженных воинов становилось все сложнее. Атрахасис и тут подсказал выход. Можно было отправить половину армии в поход на дальние кланы и привести оттуда пленников и добычу.

Первый же такой поход закончился триумфом. Оружие каменного века в руках крестьян не могло противостоять металлу профессиональных военных. Отряд, который возглавлял сын вождя, вернулся с толпой пленников, пригнал стада коров и овец и привел караван ослов, груженных добычей. С этого момента воины заняли почетное место в иерархии племени, а войны с соседями стали выгодным делом. Походы приносили рабов и добычу. Захваченные территории облагались данью и были готовы к поглощению, если Мергару нужно было больше земель.

Чуть больше чем за пять лет Мергар превратился из первобытного союза кланов в прототип мощного государства, которое будет доминировать в междуречье Инда и Сарасвати на протяжении следующих пяти сотен лет и эволюционирует в одну из процветающих цивилизаций древности.

Атрахасис с удовлетворением наблюдал за прогрессом, но внутренний голос все чаще подсказывал ему, что задача, возложенная на него духами, выполнена. Пентаграмма перед его внутренним взором появлялась все реже, а голоса внутри тихо нашептывали, чтобы он чаще по ночам смотрел в звездное небо, обращая свой взор на запад, туда, где среди дюн рядом с кратером, пробитым огненным небесным копьем, лежит Источник великой силы.

Однажды ночью ему приснился сон, будто он снова находится у Источника. Это было не воспоминание, а именно видение его сегодняшнего, взрослого, уверенного в себе мужа с луком и медным копьем, стоящего на вершине дюны и смотрящего вниз на то, как с бугорка в болотце стекает узкий ручеек. Атрахасис проснулся и долго смотрел в потолок, прислушиваясь, как рядом под шерстяным покрывалом мирно сопит его женщина и ворочаются в деревянной колыбели дочки. Он попытался заснуть, но сон больше не шел. Вышел на улицу и обратил свой взор на небо. Там с востока на запад тянулась звездная дорога, по которой степные охотники уходят в последний путь. На западе, где она упиралась в горный хребет, он увидел неясный столб света, бьющий в небо. Тряхнул головой. Столб света на секунду пропал и возник снова. В это время перед глазами мелькнула и рассыпалась тающими искрами пентаграмма и он понял, что должен делать.

Его миссия здесь закончена. Духи хотят, чтобы он вернулся к Источнику. Значит, так тому и быть.

Впереди лежал долгий путь в родные степи. Атрахасис решил покинуть Мергар, не говоря никому. Просто исчезнув в бескрайних пространствах травы, откуда пришел пять лет назад. Но перед тем как уйти, он решил оставить след, по которому тот, кто придет за ним, если того пожелают духи, смог бы найти среди мергарцев его кровь. Провозившись несколько дней с формой, он отлил три небольших амулета в виде пентаграммы в разорванном над верхним лучом круге. Один он повязал на кожаном шнурке на шею четырехлетнего сына, два других решил отдать жене, чтобы передала их дочерям при наречении именами39.

Женщина что-то почувствовала. За эти годы она привязалась к своему мужу, хотя тот и мало времени проводил дома. Он не был с ней груб или жесток и всегда оказывал знаки внимания ей и детям.

– Ты покинешь нас? – тихо спросила она.

– Да. Духи зовут меня на запад. Далеко. Туда, где в степи садится солнце. Я должен подчиниться их воле.

– Ты вернешься?

– Не знаю. Если духи прикажут, я проделаю обратный путь в Мергар. Я уже немолод40. Хватит ли мне сил, не знаю.

– Мы будем помнить о тебе, – они прильнула к нему и положила голову на грудь.

– Я знаю. Я сделал тебе амулеты для сына и дочерей. Это знак, которым меня осенили духи. Пусть носят их на себе постоянно. Если духи пришлют нового посланника, по ним он сможет найти мою кровь. Духи изменили меня. Я думаю, часть моей силы и часть благословения передалась детям с моей кровью. Передай это Хасаджу. Пусть обратит внимание на моего первенца. Скажи, что с ним над Мергаром всегда будет благословение духов.

– Ты сам не поговоришь с моим отцом?

– Нет. Я уйду тихо. Завтра с восходом солнца пойду в Белый ручей, оттуда – в степи и дальше на запад, – он обнял жену за плечи, потом положил ей в ладонь два амулета для девочек. – Скажи вождю, что меня призвали духи к Источнику силы. Скажи ему, чтобы хранил память обо мне. Чтобы, когда в эти земли придет новый Посланник духов, он знал, что тут до него был Атрахасис.

Тихо всхлипнув, женщина коротко кивнула и пошла в комнату, где на полу возились дочери.

На следующее утро еще потемну Атрахасис навьючил на своего тарпана кожаные мешки с припасами, в отдельных гнездах закрепил оружие: копье, топор и лук со стрелами, придирчиво все это осмотрел и, бросив последний взгляд на стоящую на пороге жену, пошел на север в сторону Белого ручья. Через четыре дня он вышел в степь и встретил караван с медью, идущий от рудника, – десять ослов, груженных корзинами, в которых лежали недавно отлитые медные болванки.

Рудник теперь вырос в настоящее поселение. Вместе с рабами, плавильщиками и охраной там постоянно находилось больше ста человек. Руду на поверхности и в верхних слоях оползня выбрали еще несколько лет назад. Теперь, используя кирки и ломы, копали внутрь склона, пробивая ямы, которые постепенно срастались в неглубокий карьер. При таком способе разработки руды хватит еще на десятилетия. А дальше… Дальше, если у местных рудокопов есть мозги, они отправят скаутов по окрестным горам искать камни, содержащие медь.

Довольный увиденным, Посланник помахал рукой десятнику, ведшему конвой, и направился в степь. Тот ответил ему таким же жестом, даже не понимая, что будет последним мергарцем, видевшим Атрахасиса, Посланника духов, осененного печатью пентаграммы. Степного кочевника, который за пять лет вывел Мергар из каменного века и открыл для всего человечества новый технологический уклад.

V тысячелетие до н. э. Пояс степей к югу от Каспийского моря

За восемь лет, что Атрахасис не был в родных местах, степь совсем не изменилась. Ветер также неторопливо гнал по бескрайним холмистым просторам волны ковыля. Все также мирно паслись небольшие стада, которые неспешно отходили в сторону, когда к ним приближался одинокий путник, ведущий за уздечку навьюченного мешками тарпана.

Путь на запад занял почти год. Как и во время путешествия в Мергар, Атрахасис останавливался в уже знакомых племенах. Кочевникам он показал, как делать усиленные луки, за что те были несказанно благодарны. Он не мог оставаться на месяцы, чтобы провести их мастеров через весь процесс изготовления, но те итак поняли, что обычный дуговой лук можно выгнуть в обратную сторону и усилить рогом и сухожилиями. А когда он демонстрировал мощь своего, становилось ясно, что для степняков новое оружие станет основным.

Лук его бил отлично. Понимая, что скоро будет не в силах с прежней ловкостью орудовать тяжелым копьем, он на протяжении последних лет много времени проводил с ним, метко посылая стрелу за стрелой на сто пятьдесят шагов в плотно стянутый веревкой сноп соломы.

Вот и сейчас шагах в сорока перед его тарпаном поднялась стайка степных фазанов и, немного отлетев, села в траву. Атрахасис быстро спутал лошадь, чтобы она ненароком далеко не убежала, вынул из сагайдака41 лук, а из колчана одну тонкую легкую стрелу с длинным острым, как игла, наконечником и пошел в сторону, где сели птицы. Осторожно подойдя шагов на сорок, он натянул тугую тетиву и легонько свистнул. Из травы показалось несколько голов любопытных петушков с ярко-красными бровями. Почти не целясь, пустил стрелу, и она под упругое «тунг», пропетое вибрирующей тетивой, ушла в траву. Испуганная стайка поднялась и перелетела подальше от охотника. Но в месте, куда попала стрела, было заметно шевеление. Степняк подошел и поднял с земли пронзенного стрелой крупного фазана. Ужин на сегодня обеспечен.

Довольный выстрелом, огляделся. Он был в своих землях. Слева от него шла гряда невысоких гор. Справа степь. Где-то здесь, в горах, должно быть ущелье, в котором он собрал первую руду для того, чтобы выплавить медь для своего племени. Значит, Красная скала в двух днях пути. Сейчас осень. Если ничего не изменилось, его племя должно уже быть в этой местности или скоро придет вслед за мигрирующими с севера стадами. Интересно, как они. Как вождь и братья-охотники. Смогли ли уберечь и преумножить то, что он им оставил. Под такие мысли Атрахасис распутал коня и начал забирать левее к предгорьям.

Солнце уже близилось к горизонту. Пора было становиться на ночлег. Делать это лучше на каменистых склонах. Там по камням никто не сможет подкрасться к нему незаметно, а редкий кустарник даст хворост для огня. К тому же с высоты предгорья его костер будет виден далеко в степи. Если его племя уже у Красной скалы, охотники могут быть где-то рядом. Увидев огонь в ночи, подойдут посмотреть, что за чужак пришел в их земли.

Выбрав для ночлега ровную площадку, усыпаннyю мелкой галькой, Атрахасис стреножил тарпана и, чтобы не отсвечивал, отвел его в кусты. Потом дал тому охапку травы и пошел расставлять сигнальные ловушки. Это была обычная практика в его племени. Когда охотники небольшими группами выходили на поиски стад, они всегда на ночь ставили вокруг костра ловушки. Огонь сам по себе отпугивал хищников, но бывало, что особо голодный старый волк-одиночка или спустившийся с предгорий леопард мог набраться смелости, чтобы атаковать остановившихся на ночлег людей. Поэтому шагах в пятидесяти от лагеря охотники обычно растягивали веревки, связанные из тонких стелющихся побегов ежевики. Одного их шуршания по траве хватало, чтобы понять, что кто-то подкрадывается к костру. Атрахасис же использовал льняные нити, которые растягивал на камнях. Когда их кто-то задевал, камни сдвигались и производили шум. Это была надежная и чуткая система, проверенная в деле. Прошлой ночью он так обнаружил каракала42, который в темноте пытался подобраться к костру. О том, что это был каракал, он узнал утром по следам. Но ночь не спал в ожидании незваных гостей.

Вот и сейчас Посланник, растянув нити, быстро ощипал, осмолил и поджарил на костре фазана. Половину съел, запив водой из бурдюка, половину завернул в кожу и оставил на завтрак. Подкинув в огонь толстых сырых веток, чтобы дольше горели, он сложил у костра вьючные мешки и накрыл их так, чтобы выглядели, как спящий усталый путник. Сам взял овечью шкуру и, расстелив ее на гальку, под прикрытием кустов завалился спать.

Сигнальные нити были первой линией безопасности, муляж человека у костра – второй. Была еще и третья – его тарпан. Помимо острого зрения, способного различать движение в темноте, и хорошего слуха, эволюция наградила диких лошадей и чутким обонянием, улавливающим посторонние запахи. Почуяв приближение чего-то незнакомого, тарпан обычно фыркал, привлекая внимание остальных животных в стаде, чтобы те были готовы сорваться в галоп и унестись в степь, подальше от опасности. В путешествии эти сторожевые функции очень пригодились. Особенно полезны они были ночью, в темноте. Например, вчера тарпан почуял крадущегося каракала даже раньше, чем тот задел ловушку.

Сейчас его лошадь стояла сзади в кустах, шагах в пяти и неторопливо хрустела травой, которую ей принес хозяин. Значит, опасности нет и можно немного подремать. Атрахасис лег на шкуру спиной к кустам, лицом в сторону костра. Сладко зевнув, он бросил взгляд на ночное небо в надежде увидеть на севере столб света, исходящий от Источника. Последний раз он видел этот таинственный сигнал две полные луны назад. С тех пор он больше не появлялся. Наверное, духи поняли, что их посланник возвращается, и больше не направляли ему свой зов. Прислушавшись к ночным звукам, он закрыл глаза и погрузился в чуткий сон степного охотника, живущего в мире, полном опасностей.

Его разбудило нервное фырканье тарпана. Костер еще не догорел. Значит, он дремал совсем недолго. Посланник напрягся и подтянул к себе лук и копье. За костром ниже по склону с сухим стуком сдвинулся камешек. Чуть правее еще один. Лошадь фыркнула и несколько раз глухо ударила копытом. Кто-то тихо приближался к костру. Это явно не каракал и не леопард. Те охотятся в одиночку. Волки обычно не лезут на камни предгорий. Их территория – степь. Может, горные гиены. Но те воняют так, что их слышно за сто шагов. Он принюхался. Пахло конским потом, паленым пером от фазана, кустами и остывающими камнями. Если не гиены, то тогда…

Его сомнения прервало вылетевшее из темноты копье. Оно темной молнией сверкнуло над костром и вонзилось во вьючный мешок, который у костра изображал человека.

Люди. К костру приближались люди. И они явно не желали ему добра.

Прихватив лук, Атрахасис медленно отполз в кусты.

То, что степняки атаковали спящего у костра путника ночью без предупреждения, было очень странно. Кочевники степей у соленого моря не воевали друг с другом. Даже когда одно племя заходило на территорию другого, все вопросы решались миром. Каждое лето, когда высыхала степь и стада мигрировали на север в предгорья Эльбруса, туда же собирались и племена. Там, на богатых альпийских лугах, они устраивали совместный праздник летнего солнцестояния.

Загрузка...