Эйб[1] – 55-летний разведенный мужчина, потомок выходцев из Европы. Он страдает от тяжелой депрессии уже два года, что сопровождается серьезными трудностями на работе и в семейной жизни. К тому времени, когда мы начали курс лечения, он нигде не работал и жил как затворник: смотрел телевизор, сидел в интернете или играл в компьютерные игры.
За восемь месяцев мы с Эйбом провели 18 сессий с использованием концептуализации и техник, присущих традиционной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и когнитивной терапии, ориентированной на восстановление (КТОВ). (О когнитивной терапии, ориентированной на восстановление, рассказывается на протяжении всей книги.) Сначала я провела диагностическую оценку. На следующей, первой сессии курса терапии я сообщила Эйбу результаты диагностики, рассказала о КПТ, терапевтическом процессе и предполагаемом плане лечения. Я спросила о его устремлениях (какой он хотел бы видеть свою жизнь) и ценностях (что для него действительно важно). Затем мы определили цели. Эйб хотел стать уверенным в себе человеком, стойким перед лицом проблем, более оптимистично смотреть на жизнь и помогать другим людям. Если более конкретно, то для него было важно лучше вести домашнее хозяйство, найти работу, наладить отношения с бывшей женой и детьми, восстановить связи с друзьями, вновь начать ходить в церковь и вернуться в хорошую физическую форму. Мы обсудили, что он может сделать уже на следующей неделе, и выработали «План действий» (терапевтическое «домашнее задание»). Затем я попросила Эйба оценить эту сессию.
На каждой последующей сессии фокус внимания в основном был на том, чтобы помочь Эйбу определить его цели в рамках данной сессии, решить, какие шаги можно предпринять на следующей неделе, выработать решения в случае возникновения препятствий и повысить позитивный настрой. Часто мы занимались решением проблем и развитием навыков, особенно тех, которые имели отношение к изменению депрессивного образа мышления и поведения. На занятиях с Эйбом я не только применяла корректирующие вмешательства, но и обучала его тому, как использовать эти навыки самостоятельно, повышать жизнестойкость и предотвращать рецидивы депрессии. Структурированность сессий и техники, которые мы использовали, имели большое значение, так же как и развитие хороших терапевтических отношений. Далее вы более подробно узнаете и об Эйбе, и о ходе его лечения.
Кроме того, вы познакомитесь с Марией[2]. Ей 37 лет. Она страдает от рецидивирующей тяжелой депрессии, и у нее наблюдаются признаки пограничного расстройства личности. Ее лечение было более комплексным и длилось гораздо дольше. Мария сама себе казалась беспомощной, ущербной, непривлекательной и эмоционально уязвимой. Окружающих она сразу воспринимала как настроенных критически, равнодушных и способных причинить ей боль. Эти убеждения часто давали о себе знать на наших сессиях. Поначалу Мария относилась ко мне с подозрением и постоянно была настороже, как бы я ей не навредила. С ней было гораздо сложнее установить крепкие терапевтические отношения. Ее тревожность насчет терапии и в отношении меня мешала полному вовлечению в процесс лечения. Если лечение Эйба – пример стандартного подхода, то в случае с Марией мне пришлось адаптировать курс лечения под нее.
В этой главе вы найдете ответы на следующие вопросы:
Что такое КПТ?
На какой теории основана КПТ?
Что говорят исследования об эффективности КПТ?
Как разрабатывалась КПТ?
Что такое КТОВ?
Как выглядит типичное когнитивное вмешательство?
Как можно стать эффективным КПТ-терапевтом?
Как использовать эту книгу наилучшим образом?
В 1960-х и 1970-х годах Аарон Бек разработал новый вид психотерапии, который назвал когнитивной терапией (этот термин часто используется как синоним когнитивно-поведенческой терапии). Бек создал структурированную, краткосрочную, ориентированную на решение текущих проблем психотерапию для лечения депрессии (Beck, 1964). С тех пор он и его коллеги по всему миру успешно адаптировали эту терапию к разным группам населения с широким диапазоном расстройств и проблем, применяя ее с различными параметрами и в разных форматах. В процессе этой адаптации менялись фокус, техники и длительность лечения, но теоретические положения оставались неизменными.
Во всех формах КПТ, основанных на когнитивной модели Бека, клиницисты базируют лечение на когнитивной формулировке: дезадаптивных убеждениях, поведенческих стратегиях и поддерживающих факторах, которые характеризуют конкретное расстройство (Alford & Beck, 1997). Вам предстоит также проводить терапию, основываясь на концептуализации, или понимании каждого клиента, характерных именно для него глубинных убеждениях и паттернов поведения. Одним из негативных базовых убеждений Эйба было следующее: «Я неудачник». Он использовал разнообразные виды охранительного поведения, чтобы его (предполагаемая) некомпетентность или несостоятельность была не столь очевидной. Ирония, однако, заключалась в том, что это избегание только укрепило его убежденность в том, что он неудачник.
Будучи психоаналитиком по образованию, для разработки нового вида психотерапии Бек использовал множество источников, включая труды древних философов (например, Эпиктета), и теоретиков психологии – Карен Хорни, Альфреда Адлера, Джорджа Келли, Альберта Эллиса, Ричарда Лазаруса, Альберта Бандуры и многих других. Работа Бека, в свою очередь, была расширена исследователями и теоретиками как в США, так и за границей, настолько многочисленными, что перечислить их всех не представляется возможным. Исторические обзоры данной области знаний дают подробное описание того, как зарождались и развивались различные направления КПТ (Arnkoff & Glass, 1992; Beck, 2005; Dobson & Dozois, 2009; Thoma et al., 2015).
Некоторые виды КПТ имеют общие черты с психотерапией Бека, но их концептуализации и акценты в лечении в некоторой степени отличаются. К таким видам относятся рационально-эмотивная поведенческая терапия (Ellis, 1962), диалектическая поведенческая терапия (Linehan, 1993), терапия, сфокусированная на решении проблем (D’Zurilla & Nezu, 2006), терапия принятия и ответственности (Hayes, Follette, & Linehan, 2004), экспозиционная терапия (Foa & Rothbaum, 1998), терапия когнитивной переработки (Resick & Schnicke, 1993), психотерапия когнитивно-поведенческого анализа (McCullough, 1999), поведенческая активация (Lewinsohn, Sullivan, & Grosscup, 1980; Martell, Addis, & Jacobson, 2001), когнитивно-поведенческая модификация (Meichenbaum, 1977) и другие направления. Виды КПТ, основанные на когнитивной модели Бека, часто вбирают в себя техники, разработанные в каждом из этих направлений, а также из других научно обоснованных видов психотерапии. С течением времени вам будет полезно узнать больше о других научно обоснованных вмешательствах, однако сделать это в процессе обучения КПТ достаточно сложно. Я бы порекомендовала вам сначала овладеть основами КПТ, а уже затем изучить дополнительные техники, с которыми можно работать в рамках когнитивной концептуализации.
КПТ была адаптирована для клиентов с разным уровнем образования и дохода, разной культурной принадлежности и разного возраста – от детей до пожилых людей. Сегодня ее применяют в клиниках и больницах, в школах, при разработке профессиональных программ и в реабилитации заключенных. Она используется в формате групповой, парной и семейной работы. Несмотря на то что в этой книге описывается индивидуальный формат лечения амбулаторных пациентов с сессиями продолжительностью 45–50 минут, терапевтическое взаимодействие может быть и более коротким. Сессии обычной продолжительности не подходят для некоторых клиентов, например для пациентов, госпитализированных с тяжелой шизофренией. Поэтому некоторые специалисты применяют техники когнитивной терапии в рамках коротких медицинских или реабилитационных мероприятий либо в ходе консультаций с целью проверки эффективности медикаментозных назначений. Помогающие специалисты без специального образования могут использовать специально адаптированные техники КПТ.
Если кратко, то когнитивная модель предполагает, что дисфункциональное мышление (которое влияет на настроение и поведение) является общим для всех психических расстройств. Когда в результате обучения люди начинают оценивать свои мысли более реалистично, у них наблюдается снижение интенсивности негативных эмоций и дисфункционального поведения. Например, если вы находитесь в подавленном состоянии и испытываете трудности с тем, чтобы сосредоточиться и оплатить счета, у вас может возникнуть автоматическая мысль – идея (выраженная в словах или образах), которая внезапно появляется в голове как будто ни с того ни с сего: «Я ничего не могу сделать правильно». Эта мысль вызывает определенную реакцию: вы можете почувствовать грусть (эмоция) и забраться под одеяло (поведение).
В традиционной КПТ ваш терапевт, скорее всего, поможет вам оценить валидность этой мысли, и вы поймете, что сделали сверхобобщение и на самом деле многие дела выполняете хорошо, несмотря на депрессию. Взгляд на ваш опыт с новой точки зрения может улучшить ваше настроение и позволит действовать более эффективно (например, начать оплачивать счета). В терапии, ориентированной на восстановление, терапевт поможет вам оценить автоматические мысли. Однако в фокусе здесь будут находиться не те когниции, которые уже возникли, а те, которые появятся в течение следующей недели и могут помешать осуществлению шагов для достижения конкретной цели.
Когниции (как адаптивные, так и дезадаптивные) проявляются на трех уровнях. Автоматические мысли (например, «Я слишком устал, чтобы что-нибудь делать») находятся на поверхностном уровне. У вас имеются также промежуточные убеждения, например условные предположения («Если я попробую завязать отношения, меня отвергнут»). На самом глубоком уровне находятся глубинные убеждения относительно себя, других людей и мира в целом («Я беспомощен», «Другие люди навредят мне», «Мир опасен»). Для долгосрочного улучшения эмоционального состояния и поведения вам предстоит работать на всех трех уровнях. Модификация автоматических мыслей и лежащих в их основе дисфункциональных убеждений приводит к устойчивым изменениям.
Допустим, что вы постоянно недооцениваете свои способности. В этом случае у вас, возможно, есть глубинное убеждение о некомпетентности (категория беспомощности). Модифицировав это убеждение (то есть научившись видеть себя в более реалистичном свете), вы измените свое восприятие конкретных ситуаций, с которыми сталкиваетесь ежедневно. У вас не будет так много мыслей, связанных с некомпетентностью. Вместо этого вы, скорее всего, подумаете: «Мне не очень удается это [конкретное задание]». Кроме того, в терапии, ориентированной на восстановление (КТОВ), важно развивать реалистичные позитивные автоматические мысли (например: «У меня хорошо получается делать многие вещи»), а также позитивные промежуточные и глубинные убеждения (например: «Если я буду настойчив, то наверняка научусь тому, что мне нужно», «У меня есть достоинства и недостатки, как и у всех остальных»).
Исследования в области КПТ проводятся постоянно с момента публикации первых результатов в 1977 году (Rush et al., 1977). На данный момент более 2000 исследований продемонстрировали эффективность КПТ в работе с широким спектром психических расстройств, психологических проблем и соматических заболеваний с психологической составляющей. Многие исследования также показали, что КПТ снижает тяжесть симптомов в будущем. Работа фон Брахель и ее коллег (2019), например, продемонстрировала, что состояние амбулаторных пациентов с целым рядом психических расстройств, проходивших курс лечения КПТ, продолжало улучшаться в течение 5–20 лет после окончания терапии – это более высокий результат, чем у пациентов, получавших медикаментозное лечение при целом ряде психических расстройств. (О метаанализах и обзорах КПТ см.: Butler et al., 2006; Carpenter et al., 2018; Chambless & Ollendick, 2001; Dobson et al., 2008; Dutra et al., 2008; Fairburn et al., 2015; Hanrahan et al., 2013; Hofmann et al., 2012; Hollon et al., 2014; Linardon et al., 2017; Magill & Ray, 2009; Matusiewicz et al., 2010; Mayo-Wilson et al., 2014; Öst et al., 2015; Wuthrich & Rapee, 2013. Перечень состояний, при которых КПТ доказала свою эффективность, см.: www.div12.org/psychological-treatments/treatments, www.nice.org.uk/about/what-we-do/our-programmes/nice-guidance/nice-guidelines. Об исследованиях в области КТОВ см.: Beck et al., in press; Grant et al., 2012, 2017.)
В конце 1950-х годов доктор Бек был дипломированным психоаналитиком; его клиенты высказывали свободные ассоциации, возлежа на кушетке, а он интерпретировал их. Бек понял, что для того, чтобы психоанализ серьезно воспринимался в научном сообществе, необходимо подтвердить истинность психоаналитических концепций экспериментально. В начале 1960-х Бек решил проверить психоаналитическую концепцию о том, что депрессия является результатом враждебности, направленной на собственное «Я».
Он изучил сновидения страдавших депрессией пациентов, в которых, как он предполагал, враждебность должна была проявляться в большей степени, чем у пациентов без депрессии. К его удивлению, обнаружилось, что сновидения пациентов с депрессией редко содержали идеи враждебности, но гораздо чаще в них присутствовали идеи дефективности, лишений и потерь. Он установил, что во время бодрствования пациенты продолжали думать на эти же темы. Результаты других исследований, которые провел Бек, убедили его в том, что ошибочной является и другая связанная с этим психоаналитическая концепция, согласно которой пациенты с депрессией испытывают потребность страдать (Beck, 1967). В тот момент, казалось, стройные ряды костяшек домино посыпались один за другим. Если эти психоаналитические концепции были неверны, как иначе объяснить депрессию?
По мере того как доктор Бек выслушивал все новых и новых пациентов, он стал отчетливо понимать, что они демонстрируют два типа мышления: поток свободных ассоциаций и поток быстрых оценочных суждений, в основном о самих себе. Например, одна женщина описывала свой сексуальный опыт. В конце сессии она неожиданно сообщила, что почувствовала тревогу. Доктор Бек интерпретировал это так: «Вы подумали, что я вас осуждаю». Пациентка не согласилась: «Нет, я боялась, что наскучила вам». Опросив других пациентов с депрессией, доктор Бек выяснил, что у всех появлялись автоматические негативные мысли, тесно связанные с их эмоциями. Он начал помогать своим клиентам выявлять, оценивать и реагировать на нереалистичные и дезадаптивные мысли. После этого состояние пациентов быстро улучшалось.
Тогда доктор Бек начал обучать ординаторов-психиатров, работавших в психиатрическом отделении Пенсильванского университета, применять этот вид лечения. Они также обнаружили, что их пациенты хорошо реагируют на терапию. Доктор медицины А. Джон Раш, который ныне стал ведущим специалистом в области лечения депрессии, обсудил с доктором Беком возможность провести исследования по результатам лечения. Они пришли к единодушному заключению, что подобное исследование необходимо для того, чтобы продемонстрировать эффективность когнитивной терапии. Их рандомизированное контролируемое исследование страдающих депрессией пациентов, выполненное в 1977 году, доказало, что когнитивная терапия была столь же эффективна, как и применение имипрамина, распространенного антидепрессанта. Поразительные результаты. Это один из первых случаев, когда разговорная терапия сравнивалась с медикаментозным лечением. В другом исследовании, проведенном вскоре после первого, когнитивная терапия показала более высокую эффективность, чем имипрамин, в предотвращении рецидивов. Через два года (в 1979-м) Бек и его коллеги опубликовали первое руководство по когнитивной терапии.
Начиная с конца 1970-х годов доктор Бек и его коллеги, получившие докторскую степень в Пенсильванском университете, приступили к изучению тревожности, употребления психоактивных веществ, расстройств личности, проблем в совместной жизни, враждебности, биполярного расстройства и других состояний, используя тот же процесс. Вначале они проводили клинические наблюдения за этим расстройством: выявляли поддерживающие факторы и ключевые когниции (мысли и лежащие в их основе убеждения, эмоции и поведение). Далее они проверяли свои теории, адаптировали лечение и проводили рандомизированные контролируемые исследования. И теперь, спустя несколько десятилетий, доктор Бек, я и наши коллеги-исследователи по всему миру продолжают изучать, дополнять, адаптировать и проверять систему лечения пациентов, страдающих от расстройств, список которых постоянно расширяется. Сегодня КПТ преподается в большинстве университетов США и во многих других странах. Этот вид терапии является наиболее широко практикуемым в мире (David et al., 2018; Knapp et al., 2015).
В последние десятилетия в сфере психического здоровья появилась инновация: восстановительное направление, которое сначала развивалось как подход, являющийся альтернативой медикаментозному лечению пациентов, у которых были диагностированы серьезные психические расстройства. В настоящее время Аарон Бек, наши коллеги из Института когнитивно-поведенческой терапии Бека и я совершенствуем ориентированную на восстановление терапию, чтобы применять ее у пациентов с широким диапазоном расстройств. КТОВ как адаптация традиционной КПТ использует когнитивную модель как теоретическую основу для концептуализации пациентов, планирования и проведения их лечения. Еще она делает дополнительный акцент на когнитивной концептуализации адаптивных убеждений клиента и его поведенческих стратегий, а также на факторах, способствующих повышению настроения. КТОВ делает упор скорее не на симптомы и психопатологию, а на достоинства, то есть сильные стороны человека (личные качества, навыки и внутренние ресурсы).
В рамках подхода, ориентированного на восстановление, для составления плана лечения я выявила и концептуализировала устремления и ценности Эйба. К примеру, семья была очень важна для Эйба, и, несмотря на глубокую депрессию, он был готов приложить усилия, чтобы больше общаться с детьми. Мы наметили целый ряд действий, которые Эйб мог бы предпринять между нашими сессиями (они вовлекли бы его в работу и помогли ему сделать положительные заключения об этом опыте). Мы развивали позитивные когниции и воспоминания и использовали терапевтические отношения наряду со множеством техник, чтобы укрепить адаптивное глубинное убеждение о себе и выработать положительный эмоциональный фон как на сессиях, так и вне их.
Одно из различий между КПТ и КТОВ – временная ориентация. В традиционной КПТ обсуждаются проблемы, возникшие на прошедшей неделе, и для их решения применяются техники КПТ. В КТОВ в центре внимания – устремления клиента, направленные в будущее, связанные с ними ценности и шаги, которые они могут предпринимать на пути к своим целям. Обычные техники КПТ используются для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются клиенты, когда делают эти шаги.
Ниже приведен фрагмент сессии терапии Эйба. Он дает понятие о типичной интервенции в КПТ. Прежде всего мы согласовываем, что будем говорить о цели, над достижением которой Эйбу хотелось бы работать. Мы обсуждаем шаги, которые он может предпринять, и препятствия, которые могут встретиться на его пути.
Джудит: Вы хотели начать с разговора о вашей цели найти работу?
Эйб: Да, мне очень нужны деньги.
Джудит: Какой шаг вы хотели бы предпринять на следующей неделе?
Эйб (вздыхает): Наверное, мне нужно обновить резюме.
Джудит: Это важно. [Начинаем решать проблему.] И с чего начнете?
Эйб: Не знаю. Сколько лет уж я в него не заглядывал.
Джудит: Вы знаете, где оно?
Эйб: Да, но я не знаю, что в нем написать.
Джудит: Каким образом вы можете это узнать?
Эйб: Наверное, нужно посмотреть в интернете. Но в последнее время мне трудно сосредоточиться.
Джудит: Может быть, будет лучше поговорить с кем-нибудь, кто знает о том, как составлять резюме, больше вас?
Эйб: Да. (Подумав.) Я мог бы поговорить с сыном.
Джудит: Что вы думаете о том, чтобы позвонить ему сегодня? Что может этому помешать?
Эйб: Не знаю. Я должен быть способен сам понять, что делать, не беспокоя его.
Джудит: Это интересная идея – то, что вы должны быть способны это понять. У вас большой опыт чтения резюме других людей?
Эйб: Нет, я не помню, чтобы когда-нибудь читал чье-либо резюме.
Джудит: Как вы думаете, сильно ли вы побеспокоите своего сына?
Эйб: Думаю, не очень.
Джудит: Что было бы неплохо напомнить самому себе перед тем, как звонить ему?
Эйб: Что у него больше опыта составления резюме, чем у меня. Что он согласится помочь мне.
Джудит (хваля Эйба): Отлично. Вы можете позвонить ему сегодня?
Эйб: Лучше вечером.
Эйб с легкостью смог выявить и отреагировать на неконструктивную мысль, которая могла стать препятствием на пути к значимой цели. Я попросила его представить себе, что с помощью сына он успешно обновит свое резюме. Затем я спросила его, какие эмоции он испытывал, представляя это, и помогла ему сформировать позитивный взгляд. (Некоторым клиентам, которые сталкиваются с подобными проблемами, может понадобиться больше усилий со стороны терапевта, чтобы они смогли изменить свое поведение.)
Надеюсь, что вы стремитесь стать высокопрофессиональным терапевтом и помогать сотням и даже тысячам пациентов. Это поможет вам продолжать настойчиво добиваться своей цели, даже если во время прочтения этой книги вас охватит беспокойство. Помните: когнитивная модель предполагает, что и у вас могут быть негативные мысли. Книга даст вам инструменты, с помощью которых можно воздействовать на подобные неконструктивные переживания. В то же время она помогает наметить определенные цели, касающиеся изучения данного материала, и очертить круг препятствий, с которыми вы можете столкнуться, предпринимая необходимые для этого шаги. Убедитесь, что вы уверены в своих силах.
Хочу, чтобы вы знали: когда я только начинала применять КПТ, то была отнюдь не высококлассным терапевтом. Да и могло ли быть по-другому? До этого я никогда не применяла психотерапию. Если вы только начинаете осваивать КПТ, не торопитесь. Вы в хорошей компании. Хвалите себя за каждую пройденную главу. Также отметьте свои успехи в ответах на вопросы для размышлений и выполнении практических упражнений, которые вы найдете в конце каждой главы. Сравнивайте себя с коллегами своего уровня, а не с экспертами в области КПТ.
В КПТ мы часто используем аналогии и метафоры (Stolt et al., 2010). Вот пример, который может пригодиться и вам.
«Помните ли вы, как учились водить автомобиль или играть на музыкальном инструменте? Не чувствовали ли вы себя поначалу немного неуклюжими [не в своей тарелке]? Приходилось ли вам уделять много внимания действиям, которые сейчас совершаются автоматически? Чувствовали ли вы себя обескураженными [удрученными]? По мере того как вы набирались опыта, этот процесс приобретал смысл – и вы чувствовали себя все более комфортно, не так ли? В конце концов вы достигли такого уровня мастерства, который позволил вам выполнять задания относительно легко и уверенно. Большинство людей переживали нечто подобное, развивая умения, в которых пока не достигли совершенства».
Процесс обучения терапевта КПТ протекает во многом так же. Ставьте себе небольшие, четкие и реалистичные цели. Сравнивайте свой текущий уровень с тем, на котором находились до прочтения этой книги или до того, как начали осваивать КПТ. Старайтесь не потерять уверенности в себе, не допускайте большого разрыва между уровнем вашей нынешней подготовки и тем, который вы наметили как конечную цель.
Если беспокоитесь о том, как пройдут ваши первые сессии с клиентами, сделайте копинг-карту (бумажную или электронную карточку, на которой будут записаны важные утверждения, чтобы вспомнить о них в нужный момент). Используйте такие карточки или их аналоги при работе с клиентами (нам ведь нужно убедиться, что все, что должны запомнить клиенты, записано на бумаге). Перед первой встречей со своими первыми амбулаторными пациентами мои ординаторы на психиатрическом отделении часто сталкиваются с дисфункциональными мыслями. После обсуждения они пишут карточки, которые помогают справиться с такими мыслями. Каждая карточка персонализирована, но в общих чертах содержит примерно следующее.
Чтение такой карточки поможет снизить беспокойство, чтобы вы сосредоточились на работе с клиентом и выполнили ее более эффективно.
Для наблюдателя со стороны КПТ может показаться обманчиво простой. Когнитивная модель, предположение о том, что мысли могут влиять на эмоции и поведение (а иногда и на физиологию), предельно ясная. Тем не менее опытные терапевты КПТ выполняют несколько задач сразу: установление контакта, социализация и психообразование, сбор данных, концептуализация случая, работа над достижением клиентом целей и преодолением препятствий, обучение навыкам, обобщение и получение обратной связи. Со стороны выполнение этих задач выглядит обычной беседой.
Моя цель не в том, чтобы вылечить этого клиента прямо сегодня. Никто от меня этого не ждет.
Моя цель в том, чтобы установить хорошие отношения, вселить надежду, определить, что действительно важно для клиента, и, возможно, выяснить, какой шаг клиент может сделать на этой неделе для достижения своей цели.
Если вы новичок в этой области деятельности, вам нужно быть более избирательным, сосредоточиваясь на меньшем количестве задач, выполняемых одновременно. Несмотря на то что конечная цель состоит в том, чтобы соединить эти элементы воедино и проводить терапию как можно более эффективно и результативно, прежде всего нужно обрести навыки построения терапевтических отношений и концептуализации клиентов. Также вы обучитесь техникам КПТ (и другим методам), которые лучше всего применять шаг за шагом.
В развитии профессиональной компетентности терапевта можно выделить четыре стадии. (Деление на стадии предполагает, что вы уже владеете основными консультативными навыками: умением выслушать, способностью к эмпатии, доброжелательным отношением и искренностью наравне с пониманием тонкостей, способностью осмысливать услышанное и делать обобщения, извлекая главное.) На первой стадии вы приобретаете базовые навыки концептуализации пациента в рамках когнитивной терапии, основанные на первичной оценке информации, полученной в ходе сессии. Вы учитесь выстраивать устойчивые терапевтические отношения. Обучаетесь тому, как структурировать сессию и использовать концептуализацию и здравый смысл для построения плана лечения, принимая во внимание ценности, устремления и цели клиента. Вы помогаете клиентам находить решение проблем, с которыми они сталкиваются, и взглянуть на их дисфункциональные мысли под другим углом. Вы овладеваете базовыми когнитивными и поведенческими техниками и обучаете ваших клиентов использовать их.
На второй стадии вы становитесь более опытными в объединении концептуализации и техник. Вам проще выявлять ключевые цели лечения, использовать концептуализацию для принятия решений о подходящих в данный момент интервенциях. Вы расширяете репертуар стратегий и лучше понимаете, когда и какую технику задействовать и как укрепить терапевтические отношения.
На третьей стадии вы интегрируете новые данные в концептуализацию уже автоматически. Вы совершенствуете способность выдвигать гипотезы для того, чтобы подтвердить или пересмотреть ваше ви́дение клиента. В зависимости от конкретного случая вы варьируете структуру и техники традиционной КПТ, что особенно важно для клиентов с расстройствами личности и другими сложными расстройствами и проблемами. Вы становитесь более квалифицированным в умении предотвращать и решать проблемы, возникающие в терапевтическом альянсе.
На четвертой стадии вы продолжаете изучать КПТ, и изучение это будет длиться всю вашу профессиональную жизнь. Я продолжаю учиться у каждого клиента, который приходит ко мне на лечение. Принимаю участие в клинических конференциях, обсуждаю клинические вопросы с коллегами и супервизантами, всегда в курсе последних исследований и достижений. Сегодня я лучше как терапевт, чем была пять лет назад. И надеюсь, что стану еще лучше за следующие пять лет. Хотелось бы, чтобы и вы придерживались такого подхода.
Если вы практикуете в другом направлении психотерапии, а КПТ для вас в новинку, скорее всего, дело пойдет более эффективно, если вы начнете применять методы когнитивной терапии в работе с новыми клиентами. Если вы решите применить ее методы к существующим клиентам, важно, чтобы процесс проходил в форме сотрудничества. Вам нужно описать то, что вы хотели бы сделать иначе, дать рациональное обоснование и получить согласие клиента. Большинство клиентов соглашаются на изменения, если подчеркнуть преимущества, которые они получат. Если клиент сомневается, то для того, чтобы мотивировать его, вы можете предложить ввести изменения (например, составлять повестку сессии) в качестве эксперимента, а не принудительной меры.
Терапевт: Я читал одну книгу о том, как сделать терапию более эффективной, и подумал о вас.
Клиент: Да?
Терапевт: Да, и у меня есть идеи, как быстрее улучшить ваше самочувствие. [Используем режим сотрудничества.] Вы не против, если я расскажу вам об этом?
Клиент: Не против.
Терапевт: Одна вещь, о которой я прочитал, называется «составить повестку сессии». Это означает, что в начале каждой сессии я спрашиваю у вас, над какими целями или проблемами вы хотите сегодня поработать. Например, вы можете сказать, что хотели бы поработать над социализацией или над тем, как лучше вести домашнее хозяйство. Это поможет выяснить, как наиболее эффективно провести время. (Пауза.) Как вам такой вариант?
Эта книга предназначена и для студентов, и для специалистов с опытом и квалификацией любого уровня, которым не хватает фундаментальных знаний в области когнитивной концептуализации и лечения, а также для тех, кто хотел бы научиться внедрять принципы КТОВ (CT-R) в процесс лечения. Овладение основными элементами КПТ (и КТОВ) имеет решающее значение для понимания того, как и когда нужно изменять стандартное лечение для конкретных клиентов.
Главы этой книги следует читать по порядку. У вас может возникнуть желание пропустить введение или что-нибудь еще и перескочить сразу к конкретным инструкциям. Суть КПТ кроется не просто в использовании когнитивных и поведенческих техник. Помимо прочего, она подразумевает умелый выбор и эффективное использование различных видов коррекции, основанных на вашей концептуализации клиента. Видео с записями лечения Эйба и рабочие бланки находятся на сайте beckinstitute.org/CBTresources. В приложении A приведен список дополнительных ресурсов КПТ.
Пара слов о рабочих бланках. Некоторые бланки, например «Запись мыслей» или «Тестирование ваших мыслей» (из главы 15), нужно распечатать, поскольку они содержат большой объем информации. Кроме того, если вы только начинаете использовать КПТ, может понадобиться распечатать и другие бланки. Когда вы усвоите эти материалы, вам может быть удобнее чертить бланки от руки во время сессии. Это позволяет сделать их персонализированными, а также избежать негативной реакции тех клиентов, которым не по душе формальные бланки.
Ваш профессиональный рост как терапевта КПТ будет более активным, если вы начнете применять полученные знания к себе самим. Выполняйте все практические упражнения. Например, в конце этой главы в задании предлагается выявить ваши автоматические мысли, возникающие по мере прочтения этой книги. Вы можете взять их на заметку и вновь сосредоточиться на чтении. Либо после их обнаружения можете создать копинг-карту, использовав для этого вопросы на следующей странице. Сконцентрировавшись на собственных мыслях, вы улучшите свои навыки в области КПТ, измените дисфункциональные мысли и улучшите свое настроение (и поведение), став более восприимчивым к обучению.
Другие упражнения предложат вам ролевую игру с другом, коллегой или членом семьи. Если не удастся найти партнера, можно написать стенограмму сессии с воображаемым клиентом. Можно делать и то и другое. Чем больше вы практикуетесь в использовании терминологии и концепций КПТ, тем эффективнее будет проходить лечение.
Самообучение основным навыкам работы с КПТ, вживание в роль клиента улучшат вашу способность обучать этим навыкам реальных клиентов. В качестве бонуса, научившись применять полезные навыки, вы можете использовать прием самораскрытия (приоткрыть завесу этой маленькой тайны) перед клиентами, что поможет мотивировать их практиковать эти навыки. Онлайн-курс дает массу возможностей попрактиковаться в использовании КПТ на самом себе; это один из лучших способов ухватить ее суть и понять, как применять этот вид терапии в реальности.
Важно также понимать, какие вопросы не освещает данная книга. Исследование сфокусировано на депрессии, и для того, чтобы лечить другие виды расстройств, необходима дополнительная информация. Здесь не рассказывается о том, как адаптировать лечение для молодых или пожилых пациентов. Не касается она и таких важных тем, как самоповреждающее поведение, употребление психоактивных веществ, суицидальное или гомицидальное поведение. Для изучения этих тем и успешного лечения пациентов, случаи которых существенно отличаются от случая Эйба, вам понадобятся дополнительные учебные материалы.
КПТ была разработана доктором Аароном Беком в 1960-е и 1970-е годы и с тех пор доказала свою эффективность в более чем 2000 исследований. Сегодня она считается «золотым стандартом» психотерапии (David et al., 2018). КПТ основана на теории о том, что мышление людей влияет на их эмоции и поведение. Помогая клиентам модифицировать дисфункциональное и неконструктивное мышление, можно добиться устойчивых изменений в настроении и поведении. КПТ-терапевты задействуют техники из разных направлений психотерапии, но применяют их в контексте когнитивной модели и персонализированной концептуализации клиентов. Недавно к традиционной КПТ добавился подход, ориентированный на восстановление, в котором делается акцент на ценностях и устремлениях, положительных заключениях о повседневной деятельности и переживании позитивных эмоций в рамках сессии и между сессиями терапии.
Вопросы для размышления
Какие новые мысли появились у вас о КПТ и КТОВ после прочтения этой главы? Как вам могли бы помочь техники КПТ? Какие мысли могут препятствовать применению навыков КПТ к самим себе? Какие конструктивные ответы на эти мысли можно сформулировать?
Практические упражнения
С этого момента начинайте отмечать, когда:
• ваше настроение сменилось на негативное или негативное настроение ухудшилось еще больше;
• у вас появились ощущения в теле, связанные с негативными эмоциями (например, учащенное сердцебиение при тревоге);
• вы стали вести себя дисфункционально или начали избегать функционального поведения.
Спросите себя, какую эмоцию вы переживаете, а также задайте фундаментальный вопрос когнитивной терапии:
О чем я сейчас думаю?
Когда вы научитесь выявлять собственные автоматические мысли, особое внимание уделите мыслям, препятствующим достижению ваших целей, особенно тем, которые мешают читать эту книгу и пробовать применять техники при работе с клиентами. Вы можете столкнуться со следующими мыслями:
«Это слишком трудно».
«Я никогда этому не научусь».
«Это доставляет мне дискомфорт».
«Что, если я попробую, а это не поможет моему клиенту?»
Опытные терапевты, работавшие до этого в других направлениях психотерапии, могут заметить такие мысли:
«Это не сработает».
«Клиенту это не понравится».
«Это слишком поверхностно».