Орск – крупный промышленный город и железнодорожный узел, только официальных станций три. Иван вышел на станции Орск (старый город), в вагоне ему сказали, что это как раз то, куда ему надо. Оказалось, что сам город находится в некотором отдалении от вокзала, что добраться к нему, – лучше всего на трамвае, который пересекает все части города насквозь. Иван доехал на трамвае до центра старой части города, и прошел до автобусной станции. После черной дождливой осени на Украине и в Молдавии, первой неожиданностью для Ивана стал – Холод. Да, обычный холод. Здесь везде лежал снег и хрустел под ногами на морозе не хуже, чем новые хромовые сапоги по асфальту в Тирасполе, только – погромче. Выйдя на площадь междугородней автобусной станции, Иван за несколько минут, не то, что продрог, а просто оцепенел, как будто его одели в ледяной металлический панцирь. Одет он был в свой старый «не изнашиваемый» матросский бушлат, во флотские же ботинки и фуражку. Уши у него, вначале, загорелись красным огнем, а потом начали так щемить, что пришлось их беспрерывно растирать. Да, про себя подумал Иван – не ожидал я такого «теплого» приема в Орске, но обратно пока дороги нет.
На площади автобусной станции, несколько в стороне, припарковались несколько автобусов, как после выяснилось – междугородние, внутриобластные. Они, как правило, делали один рейс в день, доставляя утром людей из дальних поселений, – на рынок, по делам, для различных покупок и т. п… А где-то после обеда, – собирали пассажиров и отвозили их домой, чтобы к ночи успеть доехать. В тех краях, и в тот период, после шестнадцати часов – начинало темнеть. С учетом состояния дороги и погоды, – вводились какие-то временные корректировки, с таким расчетом, чтобы и пассажиры были довольны, и безопасность доставки была обеспечена, насколько это возможно.
Автобусы стояли группой, двигатели работали. Солнце уже поднялось, но теплее от этого не стало. Иван прошелся вдоль стоящих машин, увидел за рулем одной из них пожилого водителя и постучал по стеклу двери.
Тот открыл дверь. «Можно у вас кое-что спросить? – обратился к нему Иван. «Спрашивай – добродушно ответил водитель- да заходи в салон, вижу ты замерз, морячок!». Увидев, что он с солдатским вещевым мешком на плече, уточнил: «Демобилизовался, что ли?. Одет не по сезону». «Да нет, – ответил Иван – просто приехал по совету одного человека сюда, но не думал, что у вас здесь такая погода».
В салоне автобуса было относительно тепло. Постепенно разговорились. Иван не особенно распространялся о себе – просто сказал, что пришлось уехать по семейным обстоятельствам, а Орск ему посоветовал один инвалид, коллега по работе, родом из этого города. В общем, – так получилось. Теперь буду искать, куда определяться. Шофер первого класса, в армии окончил курсы мотористов-дизелистов, немного понимаю в медницком деле.
Мужчина-водитель был раза в два старше Ивана. Внимательно выслушав его информацию, прямо сказал: «Знаешь сынок, Орск город неплохой и место здесь хорошее. Видишь – с северной стороны город как бы горами прикрыт, расположен при слиянии двух рек – Урала и Ори. Оттого и называется – Орск. На Юг, в сторону Казахстана, – в основном равнина, степи. Земля здесь хорошая, особенно в пойме рек. Все растет, и овощи и фрукты. Воды хватает, даже иногда излишняя бывает. Я живу в районном центре, там родился и вырос. Воевал, повезло – вернулся живым. Всю войну крутил баранку. Город этот знаю с детства. Работы здесь полно и рабочих рук всегда не хватает. Тут такие промышленные гиганты действуют! – Никелькомбинат, нефтеперегонный завод, механический завод с четырьмя орденами, не знаю, что они там делают. Один из крупнейших в Союзе мясокомбинат, где ежедневно забивают десятки тысяч голов скота на мясо, и чего только там не готовят и развозят по стране! Есть еще десятки разных других заводов и фабрик больших и малых, и везде можно устроиться на работу. Но я смотрю, сынок, ты не очень обеспечен в своей молодой жизни, поэтому я тебе не советую оставаться в городе. Поверь, я знаю, что говорю. Рабочих в этом городе многие десятки тысяч. И есть очень много высококлассных мастеров своего дела, по разным направлениям и водителей – тоже. Но и проблем в городе, особенно социальных, житейских, – во много раз больше, чем тех работников. Пусть меня Бог простит, но стараниями нашей верховной власти, в последние годы внимание к промышленности здорово ослабло и, особенно, к металлургической отрасли. А для наших городов Орска и Новотроицка, – это главное направление. Пока шла война, металлурги были на высоте, в большом почете. А сегодня – основное внимание перенесли на сельское хозяйство. Туда и деньги, и технику, и людей. Одна целина – сколько взяла на себя затрат. Теперь вот за кукурузу взялись. Даже у нас в районе, на севере от Орска, – заставили сеять кукурузу. Разными способами-то ленточным, то квадратно-гнездовым, а её у нас, как ни посей, – в лучший год только на силос можно вырастить, а про зерно – что уж там говорить. Да, целину уже распахали, многие льготы для села убрали, но все равно в таком положении как ты, тем более в такой период года, – тебе лучше поискать себе место в каком-нибудь селе. Там и работники нужны, и заработать пока можно, да и пропасть не дадут, помогут. А там видно будет, может, и закрепишься где-то, привыкнешь. Мой тебе совет, – сегодня воскресение. Большой базарный день. На наш рынок в такие дни приезжает много людей с разной продукцией из сел, и нашей области, и из соседней, Актюбинской, это уже Казахстан. Пойди на рынок, посмотри на людей, на обстановку, может, поговори с теми, кто тебе приглянется на вид, узнай, посоветуйся, а вдруг что-то подвернется подходящее. Если что будет не так, – приходи сюда к трем часам – поедешь со мной в наш район, – а там – посмотрим. Рынок-тут рядом, за сквером – через трамвайные пути. Если есть за что, – прибарахлиться бы тебе не мешало, там же на рынке, – можно найти, что на первый случай надо, из зимней одежды, а то задубнешь ведь в первый же день. Давай, я не прощаюсь. Удачи тебе, парень!».