Наступила весна. Кажется, что с каждым днём всё разнообразнее становится щебетание птиц. Почувствовав тепло, они вернулись из дальних стран, чтобы свить гнёзда и дать жизнь новому потомству. Поля за нашим храмом постепенно освобождаются от снега. Проступает прошлогодняя пожелтевшая трава. Голые ветви берёз, высокие и стройные ели будто упираются в хмурое, нависшее над нами небо, обволакивая его своим густым покровом. Весь воздух пропитан каким-то особым ароматом, особой силой, которая и заставляет всё это происходить. Мне нравится называть эту силу Жизнью. Она проявляется не только сейчас – её действие непрерывно можно наблюдать в разнообразных явлениях природы: в одиноко ползущем муравье, в давно поросшем мхом пне, в холодном, пронизывающем ветре… и, конечно, в своём собственном теле, проявляющем спектр всевозможных реакций.
Для меня, как для священника, всё, касающееся такого понятия, как Бог, совершенно таинственно. Ничего определённого сказать о Нём невозможно. Все термины, которые употребляются в духовной среде, очень условны. И только ощущение жизни, проявляющееся во всём, что нас окружает, пожалуй, является тем единственным, что я могу принять за связь с Богом. По субботам после утренней службы мы со всеми желающими собираемся в здании воскресной школы, чтобы немного побеседовать. Конечно, часто предметом этих бесед становятся обыкновенные житейские ситуации: переживания и конфликты людей, их болезни, прочее. Но всегда мы стараемся говорить в контексте той силы Божией, которая позволяет всему этому случаться. Каждому православному христианину знакомо понятие Промысла Божия. И каждый воспринимает его немного по-своему, так как окончательно узнать, в чём он заключается, невозможно. Даже многие из христианских святых отцов, поднимая эту тему, свидетельствовали о невозможности познать Промысел и Волю Божию.
Для простоты рассуждений мы принимаем под Промыслом абсолютно всё, что есть. Всё, чему нашлось место в нашем мире. Это включает в себя всё самое прекрасное и чудесное, а также самое страшное и болезненное. Нельзя узнать причину происходящего, но мы верим, что поскольку Бог – это благо, то всё, связанное с Ним, имеет своё благое значение. Но благое вовсе не значит лёгкое, простое, понятное. Наша жизнь включает в себя и то, что нам нравится, и то, отчего мы страдаем, и то, что доставляет нам удовольствие, и то, что приносит боль. И знать, сколько в будущем нас ждёт боли или удовольствия, невозможно. Порой нам кажется, что если станем более праведными и духовно чистыми, то и Бог нас будет любить больше, а значит, и здоровья, и благополучия в нашей жизни будет больше. Но это совсем не так. Глядя на жизнь многих святых праведников, мы видим, что их одолевали болезни, голод, нищета, они подвергались оскорблениям и побоям со стороны других людей.