Алиса Бейли: «Хороший оккультист должен быть, прежде всего, практическим мистиком (или прикладным мистиком – а может, и обоими сразу)»
Знания нам открываются не просто ради знаний – их надлежит использовать. Это те же «таланты», которые дал «хозяин», и которые нельзя «зарывать в землю». Это относится и к тем, кто близко знаком с Таро, проникся их живой энергетикой и научился извлекать из карт их знания. Следующим шагом будет применение этих знаний – освоение магического искусства.
Часто на пути практикующего таролога стоит подспудный страх перед самим словом «магия». Попробуем его развеять.
Слово «магия» – этимологически связано со словами мочь, может, могучий. Эти слова в свою очередь, имеют латинские корни, и близки по смыслу и произношению с английскими «makе» – делать, «maker» – создатель, Творец. Маг, магнат и создавать – слова одного корня и значат «высшее достижение». Французское слово «магистраль» («главный путь») тоже от этого корня.
Всё, что происходит, «делается» – всё это магия. Масоны, Розенкрейцеры и оккультисты прошлого называли свои магические операции «Великим Деланием».
Те явления, которые можно объяснить, человек относит к науке, в числе которых кроме прикладных физики, химии или астрономии есть достаточно отвлечённые: социология, психология и т.п. Всё, что относится к категории необъяснимого и «непознанного», получило прописку в метафизике и магии. Но и то, что в наше время относится к науке, когда-то относили к непознанному.
В среде духовно безграмотных людей магию подразделяют на «белую» и «чёрную», полагая синонимами чёрной магии колдовство и ведовство, а также другие манипуляции, производимые с помощью тёмных сил и дьявола, а к белой – целительство и чудеса, сотворённые, якобы, благодаря силам небесным. Это наиболее примитивный подход к механизмам, которые ещё не объяснены наукой, а находятся в области теорий и гипотез.
Деление магии на чёрную и белую – это один из стереотипов, навязанных теми, кто стремится сохранить за собой власть над людьми. На самом деле магию можно отнести к искусству – а у искусства, к какому виду бы оно не причислялось и какие бы формы не принимало, нет деления на плохое и хорошее, позитивное и негативное. Приёмы магии безотносительны, а вот пользуются ими в разных целях. Всё зависит от того, какими моральными нормами руководствуется человек, применяющий магию.
Чтобы успокоить всё ещё сомневающихся в дозволенности магии, стоит напомнить о том, что все религиозные обряды и ритуалы – ни что иное, как магические действа. Это касается и церковных литургий в христианстве, во время которых священнослужители используют те же атрибуты, ритуалы и антураж, что и их предшественники – древние маги. А по правилам канонизации доказательством «святости» были чудеса, творимые праведниками при жизни.
Примеры применения магии можно найти в древних писаниях всех народов мира, в том числе в основных доктринах всех религий, а также в Библии и Новом Завете. И по ходу освоения практической магии Таро мы будем касаться этой темы.
Алистер Кроули, английский оккультист, каббалист и поэт начала XX века утверждал: «Магия есть наука и искусство вызывания перемен согласно Воле. Другими словами, это Наука – и Чистая, и Прикладная. Но в повседневном языке слово «магия» всегда использовалось для обозначения того вида науки, который непонятен обычным людям».
Магия – это совокупность средств воздействия человека на окружающую среду. Практически всё, что делает человек, включая и его мыслительную деятельность, является магией.
Магия использует особого рода энергию, включая биоэнергию, на которые откликаются силы природы. Магия может опираться на разные инструменты: физические предметы, специальные атрибуты, такие как камни, свечи, вино и вода – тогда это «предметная магия»; на действия – «церемониальная магия»; на символы и особые эмблемы (пантакли), отражающие понятия и представления – это уже более высокий уровень магии – «творение». И, наконец, Высшая магия – «теургия», в основе которой лежат образы и мыслеформы.
Магия – это всегда экстраполяция в будущее, даже тогда, когда объектом вмешательства является прошлое. На самом деле меняются не события прошлого, а их отражения, матрицы, которые они оставили в тонком плане, и которые проецируют формы будущего.
Практика программирования событий имеет в своём «портфеле» ряд способов, которые не являются догмой, но могут стать образцом для творческого применения магии. Существуют разные технологии экстраполяции будущих событий, в том числе и те, которые опираются на Таро.
По завету Элифаса Леви. Схема этой книги соотносится с последовательностью 22 Арканов, что стало традицией среди оккультных произведений. Подобная структура книги, как и её содержание является данью памяти одному из первых, кто подошёл к исследованию Таро с позиции оккультизма и магии – французскому ясновидцу «от бога» Элифасу Леви (Альфонс-Луи Констан, 1810–1875 гг.).
Элифас Леви называл Таро «Универсальным ключом» к вневременным знаниям и магии: «Универсальный ключ магических работ – это ключ всех древних религиозных догм, ключ каббалы и Библии, Маленький Ключ Соломона. Что ж, этот Ключ, на протяжении многих веков считавшийся утерянным, был найден нами, и мы получили возможность открыть гробницы древнего мира и заставить говорить мертвых; получили возможность увидеть памятники прошлого во всем их великолепии; разгадать загадку сфинкса и проникнуть во все святыни». Это выдержка из заключительной 22 главы трактата «Учение и Ритуал Высшей Магии» Элифаса Леви, увидевшей свет в 1855 году. Книгу Леви разделил на две части – Теорию и Практику, – которые назвал Догмой и Ритуалом. В каждой из частей по 22 главы, по главе на Старший Аркан Таро, в которой раскрывается идея и тайный смысл каждой карты.
Изучая каждый Аркан с позиции заложенных в нем знаний, в том числе практическое их применение в магии Таро, мы при необходимости будем обращаться к откровениям, сделанным в книгах Элифаса Леви, а также других уважаемых авторов и исследователей Таро.
В «Практической магии Таро» каждая глава посвящена одному из Старших Арканов, которому соответствуют свои Младшие Арканы, своя тема (сфера жизни), и своя магия с применением карт.
Опираясь на то, что Таро является отражением целостной структурой мироздания, лестницей Познания, по ступеням которой можно разложить любую законченную систему, мы рассмотрим каждый из Арканов Таро с разных позиций – концептуальной, исторической и магической. Мы постараемся соотнести Арканы Таро с магией, как целостной системой метафизики, опирающейся на карты, как на магические атрибуты.
В каждой главе в контексте магии будут рассмотрены изображённые на картах атрибутика и символы, а также мы обратимся к их истокам.
Мы заглянем в гости к средневековым магам, прочтём их тайные инкунабулы и познакомимся с их методами магической работы с картами. Мы вернёмся назад по времени и заглянем в мастерские военно-монашеских Орденов к создателям «прото-таро» – учебных таблиц, хранящих в иллюстрациях и символах сокровенные знания. Содержание этих таблиц – драгоценные крупицы оккультных знаний. Доктор Папюс (Жерар Анаклет Венсан Энкосс), известный Мастер Таро, оккультист и маг, в своём «Трактате о методах магической практики» (1888 г.) писал: «Магия без знания оккультизма – это то же, что управление паровозом без специального теоретического обучения. Результат не трудно предугадать. Будучи практической наукой, магия требует предварительного получения теоретических знаний, как и все другие практические дисциплины».
Также мы будем черпать знания из книг оккультистов Нового времени, и, научившись пользоваться тонкими источниками этих знаний, перенесём всё это в современную действительность и терминологию. Современная терминология не мешает Таро быть всё той же системой вневременных знаний, которой она была на первых этапах своего создания. Мы также будем пользоваться современной терминологией, но по ходу нашего знакомства с Магией Таро, вспомним и старые термины, к которым обращались наши предтечи, и познакомимся с другими символами и понятиями, отвечающими практической магической работе.
Специальных терминов, относящихся к магии с использованием карт, не имеется, но существуют устоявшиеся понятия, связанные с магическим искусством, которые подходят и к работе с Таро. Так, работу (магическое действо) называют операцией; того, кто производит операцию – Оператором, а того, чьи интересы реализуются в магии, того, кто ставит задачу именуют Заказчиком. Заказчик может выступать также как Кверент, если магическую операцию предваряет гадание; заказчик может одновременно брать на себя роль Оператора. Таролога, который также специализируется на магии, принято называть Мастером.
Код Таро. Код – это система знаков, предназначенная для передачи информации. Код Таро включает в себя знаки, числа и символические изображения, относящиеся к определённому Аркану, и взаимодействующие между собой. За каждым кодом скрываются соответствующие понятия, связанные с метафизическим смыслом, концепцией и аспектами магии Аркана.
Комплекс обучения и посвящения во вневременные знания в Орденах опирался на пошаговый процесс расшифровки кодов, используемых в таблицах прото-таро.
Так как выразить некоторые понятия и сейчас крайне сложно, не то что в древние времена, авторы прото-таро прибегали к системе аналогий. А, как известно, самая удачная аналогия – это сам человек и то, что его окружает. Так на картах прото-таро появились антропоморфные фигуры, персонажи, олицетворяющие комплекс понятий, вложенных в карту, один из её кодов.
Персонажи. Персонажи, изображённые на таблицах прото-таро играли большую роль в обучении. Они не были обезличены, а имели свои имена или прозвища. Они были известны ученикам по истории или по жизни: это мог быть правитель, глава или покровитель Ордена, духовный учитель или отличившийся воин. Это также мог быть мифологический герой, чьё имя, жизнь и деяния были хорошо известны. Кроме того, некоторые персонажи являлись аллегориями различных понятий, например, христианских Добродетелей или явлений природы.
Представление о том, что имя (Бога, героя, человека) содержит в себе суть его существа – одна из наиболее древних фундаментальных истин. Для философа-мага знание имени человека или божества позволяло вступить с ним в астральную связь, использовать его энергию или возможности. Поэтому для Мастера, работающего с Таро, важно было идентифицировать персонаж карты с некой личностью, которая включает в себя бытовое, философское или метафизическое значение карты в зависимости от уровня рассмотрения Аркана.
Персонажей карты можно разделить по широте и уровню охвата вопросов, которые «курирует» персонаж, на три основные группы: Концепт, Прообраз и Прототип.
Концепт. Само название говорит о высоком уровне значения – концепции соответствующего Аркана. Схоластическая философия признавала существование в уме людей общих понятий, «концепций» (от латинского conceptus – мысль, понятие), в которых Концепты выступали как особый инструмент познания действительности. Концепт связан с метафизическим значением Аркана, тайными знаниями и оккультными доктринами. Он являлся персонификацией идеи, сердцем эзотерических Знаний.
В роли Концепта, как правило, выступают языческие божества или библейские патриархи. На самом деле это не человек и не бог, а эфирная матрица, отзывающаяся на его имя (или псевдоним, прозвище, особый титул).
Прообраз. К философским понятиям, искусству, ясновидению и магии, то есть вещам, находящимся на границе психики и физики, тонкого и плотного, близки мифологические, сказочные и культурные герои. Среди них могут быть те, кто когда-то жил на земле и стал собирательным образом, эфирная матрица которого отзывается на его первоначальное имя. Матрица одного имени может представлять собой корреляцию разных героев: деталей их внешности, характера или жизненных ситуаций. Их имена могут быть даже вымышленными, а они сами – героями литературных произведений. В любом случае Прообраз отличает его мифологизация, элементы фантазии и мистики, с ним связанные.
Прототип. К прототипам карт Таро относятся реальные исторические личности, которые оставили ощутимые матрицы в тонком плане. Прототипами карт чаще всего становились близкие по времени или даже современники авторов колод, послужившие им отправным моментом для создания образа.
Можно предположить, что учебных таблиц, посвящённых одной и той же теме, было несколько вариантов, подстроенных под этапы освоения знаний (или Посвящения). На каждом этапе обучения последовательность «уроков» повторялась, но в более углублённом виде, что отражалось в персонажах карт прото-таро. Например, если на карте, иллюстрирующей «власть», на первых стадиях обучения изображался действующий герцог или король – Прототип, то на второй стадии – идеальный Прообраз – император, а на третьей – бог, король королей Юпитер – Концепт. При этом, как правило, сохранялся общий характер персонажа, что позже назовут – «архетипом».
В дальнейшем в каждом Аркане для примера будут даваться имена и характеристики отдельных возможных Концептов, Прообразов, а также Прототипов, соответствующих времени создания колод, так как они играют важную роль в практической магии Таро, что будет видно из дальнейшего раскрытия темы.
Прототип от Концепта и Прообраза отличается тем, что это матрица реального человека, который когда-то жил на земле. После смерти и ухода в тонкий план эфирное тело некоторых людей, оставивших след в истории, не рассеивается, как это обычно бывает, а как бы капсулируется, становясь основой матрицы, нарастающей благодаря воспоминаниям о нём.
Прототипы – это не души умерших – это их эфирные отражения, некий мифологизированный образ, отпечаток представлений, связанных с их именем, а часто даже с псевдонимом. Поэтому не имеет значения, насколько в действительности человек был «плох» или «хорош» – важно, какую матрицу ему создали. Надо понимать, что матрица также со временем может меняться: отрицательный герой может трансформироваться в положительного, и наоборот. На их примере демонстрируются «добродетели» или «пороки». Особенно часто смена восприятия образа происходит с персонажами из противоборствующих лагерей. Один и тот же герой может иметь даже несколько матриц, характер которых зависит от того, какая из сторон их нарабатывала. Например, император Российской империи Николай II имеет две матрицы-антагониста: Николай Кровавый и Святой страстотерпец Николай.
Эту группу персонажей можно назвать «бытовыми», часто сменяющимися в зависимости от событий, культурной среды, наличия приверженцев и последователей.
Любое касание эфирной матрицы вносит в неё свои коррективы – или чётче очерчивает уже установившуюся матрицу, или добавляет в неё новые детали. То же происходит и с матрицами Прообразов. Не надо искать исторической правды ни Прообразов, ни Прототипов. Это не души живых людей – это всего лишь их матрица. Прототип – это, скорее, имя, чем историческая личность, типизированная эфирная матрица.
В характер персонажа свою лепту вносят приметы времени – изменения в менталитете людей, в культуре, в мировоззрении авторов. Чем более яркой личностью являлся человек, тем большим смыслом наполняется его образ. Он становится типичным для какой-то определённой сферы бытия общества. Так происходит типизация образа, появляется Прототип.
Оправдывая процесс типизации Максим Горький, который в своих произведениях неоднократно перерабатывал образы реальных людей, добавляя к их чертам чужие детали, реальные или вымышленные, говорил: «Я признаю за литератором право и даже считаю его обязанностью «домысливать» человека». Процесс «домысливания» и есть процесс обобщения, типизации образа.
В магии Таро важно обращаться к тем Прообразам и Прототипам, которые известны Мастеру, о характере и роли которых он имеет достаточно чёткое представление, пусть из литературы или даже кинофильмов. Главное, чтобы эти персонажи имели достаточно плотную матрицу в Эфирном слое. В то же время надо понимать, что энергетическая работа с выбранной персоной уплотняет её эфирную матрицу, «возвращает к жизни».
Числовой код. Код Таро включает в себя Числовой код. Код – это то же самое, что «шифр». Термин происходит от франц. сhiffe – «цифра», «число». Ещё одним из изучаемых кодов Таро является его число, в котором кроются некоторые метафизические понятия, в том числе магия. На Числовой магии основывается соответствие номерных карт Старшим Арканам. В каждой главе мы уделим особое внимание числовому коду Старшего Аркана, а также его связи с Младшими Арканами и их применение в практической магии.
Магический Расклад. В магической работе могут использоваться от одной до нескольких карт. В последнем случае требуется определённая конфигурация, в которую раскладываются карты – Расклад. Но главное требование к магическому Раскладу – набор Арканов в нём должен иметь не менее 5 карт, а в основе конфигурации лежать крест. Почему?
Расклад – это тоже своеобразный код. Конфигурация и положение карт в Раскладе имеет в магии Таро важное значение, так как является организующим моментом для направленной энергии, с которой работает Оператор. Подробнее об этом будет сказано в I-ом Аркане «Маг». Из последующих глав мы узнаем, как составить действенную мыслеформу задачи, направленную на трансформацию или коагуляцию эфирной матрицы прогнозируемых или желаемых событий.
В каждой главе будут даны соответствующие способы магической работы с картами Таро, включающие образцы формулировки мыслеформы задачи и конфигурации Раскладов. Будут указаны сферы применения, приведены практические примеры и даны рекомендации, в том числе в отношении выбора колод Таро.
В наше время существует огромное разнообразие среди колод – это и классические (старые) колоды, и традиционные (с обычной символикой), и масса современных фантазийных, этнических, художественных, тематических и др. колод, из которых не все подходят для магической работы или подходят для отдельных ограниченных темой задач. Выбор колоды играет важную роль в практической магии Таро, поэтому мы в каждой главе будем подробнее рассматривать некоторые колоды и особое внимание уделим тем, которые, как образец, будем применять в магических Раскладах.
Всё, что описано в этой книге, не является догмой, тем более ограниченные рамки книги не позволяют изложить многое из накопленных знаний и опыта. Это просто основа для вашего «полёта» в Мире Таро. Не забывайте, что магия – это искусство: экспериментируйте, творите, создавайте…
И пусть поддержкой нам будут слова фараона и мага Древнего Египта Мерикара, навечно запечатлённые в камне: «Единственный день может стать вечностью. В течение единственного часа можно сотворить будущее, ибо Бог знает того, кто действует вместе с ним».