Товарищ верь, вернется празднество,
новую жизнь начинать тоже нужно.
правду искать – большое лакомство,
а лучше всего сохранить любовь и дружбу.
Елена Ананьева
Прелюдия романа
Штрих, штрих, пробел
Всё как прежде, но всё меняется. Ничто не стоит на месте. Интересы расширяются. Иногда входят в противоречия. Одно, порой, мешает другому, сталкиваясь во времени и пространстве. Валерии Вершининой среди массы духовных дел, просто необходимых для жизни, после командировки в Мексику повезло: она отправляется в одно из самых заповедных и ранее неприступных мест земли, для неё по крайней мере, – Тибет. Возможно, фамилия сыграла роль – получилось и на сей раз отхватить счастливый билет, вписаться в научный семинар по изучению книг, священных писаний и ритуальных принадлежностей тибетских монастырей. В подборе монастырей, опоясывающих священную гору, они несли неповторимость, собственный облик, заряд энергетики, информации.
Интересно, что до пятидесятых годов XX века Тибет был спрятан на Крыше мира, окутанный тайной и почти недоступный за пределами высокогорных гималайских территорий. Те немногие, кому удалось добраться до его столицы, Лхасы, в награду увидели достопримечательности, породившие в том числе и миф о Шангри-ла. Все тибетцы жили и умирали с верой в учения Будды, и около десяти процентов населения посвящало всю свою жизнь только молитвам и медитации. Они и сейчас все время медитируют и верят, что этим могут помочь всем живым существам достичь просветления. Это ли не верх благородства?!
Просветление – это ли не цель жизни?!
Лера открывала буддизм, как спасение сознания, в познании нового. Ее завораживают легенды и истории. Проследить бы, как пришёл буддизм в Тибет с VIII века. Здесь же собрана живая история. Эх, уйти в монастырь, что ли?! Шутка ли… Женские монастыри всех школ тибетского буддизма в том числе, особенно ее интересуют, существуют и поныне. Читая, проживая и трагедии переворота, совершенного китайцами, отзвуки слышны и до сих пор, она сама становилась мудрее. Хотя её интересуют больше артефакты. Она ведь оставалась действующим искусствоведом и хранителем если не самих ценностей, то знаний о них. Столь завороженно проникающие в тонкую Сущность личности. Сказочные предания гласят, что в пещерных лабиринтах в горе Кайлас хранится легендарный черный камень «Чинтамани» (санскр. – tchintamani) с… Ориона. Это не просто камень. Уникальный посол прибыл на землю с далекой звездной системы и содержит некое вещество, считается, помогающее хранить вибрации дальних миров. Он дает лучи, проникающие через все океаны и горы, на благо людей. Многое о камнях она знает и далее в повествовании есть тому свидетельства.
По легенде, записанной Николаем Рерихом, черный камень «Чинтамани» оказался в центре щита Сына Солнца, опустившегося на землю для помощи людям. Когда неожиданная тьма поглотила Солнце, Сын Солнца отчаялся, выронил щит и тот разбился при падении о землю. Камень из разбитого щита, обладающий силой мира, достался царю Соломону. Этим камнем поочередно владели царь Соломон, правители Китая, Индии, Тибета. Черный камень обладал чудесными свойствами, способными менять мир.
«Камень темный, который заключал кристалл жизни… имеет форму расплющенного плода или сердца, удлиненной формы… На камне указываются знаки, которые то появляются, то уходят вглубь. Камень предупреждает своего временного владельца о всяких значительных событиях. Камень издает треск в особых случаях. Становится особенно тяжелым или, наоборот, теряет вес. Иногда камень начинается светиться…», писал Николай Рерих в книге «Камень», изданной в 1925 году.
…Летела на Тибет Лера не одна. Попутчиком оказался мимолетный знакомый Патрик, не святой, а ищущий отдохновение и новый земной путь. Немного шил, немного пел, немного бузил и никогда не жалел, что менял раньше женщин, как перчатки. Он сохранил царственный взгляд из-под абсолютно рыжих ресниц, рыжих волос и слегка презрительной усмешки. Но из глубины души проступало едва уловимое жалкое состояние. И вечная манера жаловаться на жизнь, что сразу удивило Лерину. Уж как ей приходилось туго, обременённая заботами и не всегда порядочными деловыми партнерами, слабыми мужьями, с которыми жизнь, понятно, не заладилась… Всё равно, она держала «тугие паруса» Гомера, поступь и философичность. Позитив и движение. Если хочешь быть счастливым – будь! Нечто в этом роде. Не всегда получалось, жизнь брала своё, окружение давило и несовершенство, нагнетание военного противостояния между некогда братскими странами, куда от этого денешься убивало морально… Разделяло и наносило ущерб дальнейшему. Непонятность устрашает или обескураживает. Но одно есть, что не отнять – Действо. Нужно действовать. Даже присказка была: теперь разве что в Тибет! И вот сбывается. Мысль материальна! «Крыша мира» теперь покрышует и ее.
Возможность представилась.
Не святой Патрик оказался интересным попутчиком. Разговорились, летя в самолете и оказалось… также на Тибет.
Не святой искал спасение, ибо был обречён страшной болезнью. А познакомились они в зале, где выступала балерина – поэтин, Алина, свет и… Патрик прилетел к ней из Италии с цветами и надеждой соединить судьбы.
Как к ней раньше ее любимый Алекс в Марсель.
Как живо всё! Закрывая глаза в дальнем полете, она попадала в то, параллельное время…
И даже Патрик несвятой не мог ей помешать в него погружаться.
ТОСКА
Для этой книги на эпиграф
Пустыни сипли,
Ревели львы и к зорям тигров
Тянулся Киплинг.
Зиял, иссякнув, страшный кладезь
Тоски отверстой,
Качались, ляская и гладясь
Иззябшей шерстью.
Теперь качаться продолжая
В стихах вне ранга,
Бредут в туман росой лужаек
И снятся Гангу.
Лето 1917
Борис Пастернак.
«Когда мужчина вступает с вами в отношения, он думает, что вы – Дух. Это – единственная вещь, о которой вы сами забываете.
Мужчина любит женщину не из-за секса, не потому что она хорошо готовит, не потому что она хорошая мать. Он любит ее потому, что она может вывести его за рамки земного.
«Мои дорогие дочери Бога, вам предстоит кое-что сделать.
Наденьте свои доспехи, пробудите себя и идите.
Небеса преклонятся перед вами. Ангелы спустятся с неба.
Полубоги будут подчиняться вам, и Всемогущий Бог будет слушать вас.
Потому что вы – единственный путь.»
Йоги Бхаджан
«Ты знаешь, кто ты?… Ты, сидеть на вершине земли, и пальцы лучи света.» (Орф. сохранена)
Далай-Лама, Дармсала
«Движущиеся объекты стремятся продолжать движение.»
Исаак Ньютон
Звучит музыка. Она звучит дома постоянно. Как заглушить боль? Как повлиять на ход событий, на ход эмоций. О настоящем что сказать? Пока ничего. Состояние взвешенности.
Но музыка звучит. И не только в душе. С музыкой у Леры особые отношения. Мелодии определяют изначально ритм мгновений, складывающихся в дни и годы. Ее музыка уже перешагнула столетия.
Понять феномен музыки – к этому стремилась пытливой душой, силясь разобраться в строении терций, аккордов, извлечений звуков. Как влияет физика? Физика звука – и здесь окружает вездесущностью. Ведь как писал Эйнштейн:
«Настоящая наука и настоящая музыка -
требуют однородного мыслительного процесса.»
Издревле шёл и продолжается процесс осмысления: расшифровка Пифагором музыки Орфея только чего стоит. А вместе с этим известная присказка о теореме: «Пифагоровы штаны – на все стороны равны», – не наталкивает ли на определённые мысли в отношениях полов? И в основе лежат те же вечные чувства и отношения – а потом мюзиклы, драмы, трагедии, выливающиеся в оратории, фуги, симфонии, концерты, гимны, песни, частушки – обыкновенные музыкальные темы по системе хорд.
Сейчас и музыкальные системы пересматриваются. И музыка Баха становится углублённее по вертикале. И математики всё больше в осмыслении. А ведь, гениально, музыкальные, акустические закономерности основаны на звукоколебаниях. Ведь струна – зрима. И подлежит исследованию. Это же сказал о музыке Пифагор в VI веке до н. э.: можно определять числами интервалы, пропорции, основы гармонии. Значит, истину ищем в сочетаниях символов математических и музыкальных тонов.
А если перенести, то же самое на отношения между мужчиной и женщиной: в основе математические символы – экономика родов в сочетаниях музыкальных, пластичных либо, иных гармоничных проявлений. Это ли не основа основ?! Есть над чем подумать.
Все члены семьи разъехались кто куда.
Ее мужчины оказались слабее настолько, что их унесло и не ветром. А в мир иной. Безвременно рано ушёл любимый Алекс, чей образ часто приходит, а письма хранятся, как дорогие реликвии. Как свидетельства неподдельного чувства, которым стоит поделиться в противовес обесцениванию высоких мотивов, истинной любви и верности в современном обществе. Приверженность материальным ценностям вытравливает духовные начала.
Любимый художник Лерой остался с нелюбимой, как утверждал, женой Симой. Пришла тогда в дом и забрала, как «вещь в себе». Повод подвернулся: его мама была при смерти. Ее давно похоронили. Но повод, как утверждал редактор, найти можно всегда. Провокация также подходит для более серьезных дел. Так и живёт, грит, Валерий теперь на мансарде. Стерпится, слюбится… идеально подходит к ситуации. Хороший заголовок: «Любовь на мансарде». Ладно. Как ушел, так и пришел. Но отношения деловые и творческие, их никто не отменил. Столько трудов вложено в раскрутку. И то благо! А что?! Они же и не ссорились. Она ни с кем по сути и не конфликтовала, а так, не сходились характерами и разносило в стороны. Многие оказываются сейчас, как «переходящее знамя». Времена нестабильности диктуют. Их-то дедушки и бабушки по шестьдесят лет прожили вместе.
Страна Украина на перепутье многих нехоженых еще дорог усовершенствования. Отношение с недавно, кажется, братской страной, на чьем языке еще говорим, раскурочены. Бикфордов шнур отношений свернули с тугой узел. Не слышите, как он распрямляется и шипит, горящий. А язык уже трещит и теснится, переплетается с другими наречиями и диалектами.
Как пишет Жванецкий: «Наши люди говорят уже на всех языках неправильно. А шо такое?…» Но какие могут быть вопросы: языки нужно учить. И говорить на языке страны, где живешь. Во всем мире так. Что затевать из-за этого конфликты?! А русский язык учить, читать, писать, учить стихи, никто не запретит. Это как с юмором раньше: на кухнях и юмор был, а пришла гласность и чего юморить?! Возможно, теперь и великий, могучий станет в этой позиции более любимый и значимый. Мы уж точно будем на нем писать, и читать, и выступать. Возраст, батенька, также диктует свои права.
Всё течет, всё изменяется, а главный, вечный герой ее романа – первая, платоническая любовь, легендарный Алекс остался с нею по всем законам физики. И если у всех нормальных людей в любви определили – химия, у нее оказалась физика. И физики. Как положено в их время: физики и лирики. Их музыка продолжает звучать также по всем канонам.