Когда я был маленьким, отец записал меня в школу тхэквондо. Тхэквондо – это корейский подвид каратэ для самозащиты и самодисциплины. Я обожал эти уроки. Каждый год мы учились и совершенствовались, чтобы получить следующий пояс. Я начал с белого и постепенно получил желтый, зеленый, синий, коричневый, а затем долгожданный черный. Удачная система поясов сохранилась с давних времен, она позволяет ученикам расти в мастерстве постепенно, разбивая путь на достижимые ступени. Обучение гораздо лучше дается ученикам, когда цель определена, а не звучит расплывчато, как, например, «стать мастером». Каждый пояс был для нас ценным подтверждением вложенных усилий и прогресса. Эта книга составлена по принципу поясов для сознания. Вы переходите от части I к части II – и поднимаетесь на новый уровень осознанности. Человечество в наше время в значительной степени действует в рамках культурного пространства, или на первом уровне, в тисках дуравил, оставшихся от давно ушедших предков.
Как только вы начнете по-настоящему видеть, что такое культурное пространство, вы начнете меняться изнутри. Вы начнете создавать свои правила, вместо того чтобы поступать согласно чужим. Вы начнете задавать вопросы. Чем больше вопросов, тем больше расширяется сознание. Чем больше расширяется сознание, тем больше вы растете. А чем больше вы растете, тем необычней становится ваша жизнь.
Сейчас вы достигли уровня II: пробуждение. На простом рисунке это выглядит так:
Маленькие крестики обозначают правила пространства. Вы поднимаетесь над ними, создав свою ячейку, где ВЫ устанавливаете правила.
На этом более высоком уровне вы получите инструмент для влияния на мир и работы над собственным ростом: программирование сознания. Представьте себе интерфейс между собой и культурным пространством. Вы решаете, что оставить, а что отвергнуть. Вы управляете тем, что формирует ваше сознание и что влияет на него.
В какие идеалы и ценности (назовем это вашей моделью реальности) вы выбираете верить? Как вы решаете жить, учиться и расти (назовем это жизненными системами)? В последующих главах вы научитесь выбирать модели и системы, которые помогут вам на пути к незаурядной жизни.
Чтобы научить человека думать по-новому, не трудитесь учить его. Дайте ему инструмент, который приведет к новому мышлению.
Программист из меня не вышел, но обучение подарило мне ценное преимущество: мышление, которое отлично подходит для того, чтобы ставить дуравила культурного пространства под сомнение. Вычислительное мышление.
Вычислительное мышление учит рассматривать задачу со всех сторон: разбивать ее на стадии и части (анализ), находить закономерности (распознавание паттернов) и решать ее логически и линейно (алгоритм). Суть в том, чтобы найти воспроизводимое решение, чтобы кто угодно – мужчина, женщина, ребенок из Индии, Малайзии или Северной Америки – мог получить такой же результат. Вычислительное мышление делает вас крайне логичным и прекрасно помогает решать задачи. Вот почему программисты и хакеры настолько отличаются от остальных.
С того дня, как девятилетний я взломал дуравило говядины, я хотел взламывать все в жизни. Родители разрешили мне задавать вопросы, и я стал спрашивать обо всем, что было в моей жизни: «Почему мы так поступаем?»
Но я никогда не думал, что задам этот вопрос применительно к человеческому разуму.
Чтобы объяснить, как именно я нашел способы жить незаурядно, сначала я должен рассказать вам о трудных годах моей жизни.
Я заинтересовался личностным ростом, потому что жизнь была тяжела. В 2001 году, едва окончив университет, я переехал в Кремниевую долину, чтобы открыть стартап. Мне было двадцать пять. Y-Combinator, 500 Startups и других программ помощи юным программистам, желающим начать свое дело, тогда еще не было. Заработать, особенно когда тебе двадцать пять, было непросто. Я взял свои сбережения, занял денег у отца и отправился на поиски удачи.
Сказать, что время было неудачное, значит ничего не сказать. Через несколько месяцев после моего переезда лопнул мыльный пузырь доткомов[8]. Я помню, как читал, что в апреле 2001 года работу потеряли 14 000 человек. Вечеринки «розовых листков», куда приходят безработные, чтобы завести полезные знакомства и найти утешение в выпивке, стали повседневной нормой. В отчаянии, без денег, я отправлял резюме на все подходящие вакансии из craigslist.org[9], но мне не отвечали. Мне не хватало денег не то что на квартиру, даже на комнату. Поэтому я снимал кушетку.
Кушетка была даже не трехместной, а всего лишь двухместной, поэтому я не помещался на ней во весь рост и ноги всегда свисали. Сдавал мне ее студент университета Беркли, чтобы улучшить свое финансовое положение. Вся моя жизнь умещалась на кушетке и обогревателе возле нее: вся моя одежда, все книги, ноутбук и разбитые мечты. Унизительно было жить в кампусе, будучи выпускником с образованием программиста, и понимать, что большинство студентов живет лучше меня.
Однажды, после того как я долго и нудно рассылал резюме, я получил ответ: мне написали из компании, которая набирала агентов-продавцов. Нужно было обзванивать юридические фирмы и пытаться продать им программу для обработки дел. Оплата предполагалась только комиссионными, то есть сколько продашь, столько и заработаешь. В экономике все было настолько плохо, что некоторые фирмы могли безнаказанно не платить базовую ставку.
Я ничего не знал о продажах и маркетинге, но другой работы не было, и я согласился.
В первую же неделю работы нам выдали участки, которые требовалось обзвонить. Мне достался Сан-Антонио, штат Техас.
Работал я так: сначала шел в библиотеку Сан-Франциско, брал «Желтые страницы», находил юридические фирмы и начинал обзванивать всех подряд по алфавиту, надеясь, что какому-нибудь юристу настолько скучно, что он не бросит трубку сразу, а выслушает меня. Так как мой начальник сомневался, что человек из Техаса сумеет произнести имя «Вишен», я стал Винсентом Лакьяни.
Поначалу я зарабатывал примерно 2500 долларов в месяц – этой суммы едва хватает на то, чтобы жить в Области залива[10].
Часто именно тогда, когда нам плохо, мы выходим на следующий уровень личностного роста. Помните тот рисунок из первой главы на стр. 15, на котором показано, что незаурядная жизнь и должна быть ухабистой? Меня поджидал очередной ухаб, которой помог расти и учиться.
Скучающий и подавленный, я начал искать в Интернете какие-нибудь курсы, чтобы отдохнуть от нудной рабочей рутины. Не помню точно, что именно я искал. Может быть, озарение, а может, это было просто желание отвлечься.
Я увидел курс по медитации и развитию интуиции, который должен был проходить в Лос-Анджелесе. Он показался мне интересным, так как лектор сама работала в сфере продаж. Она продавала лекарства и собиралась рассказать, как эти методы улучшили ее показатели. Отлично! И я решился, купил билет и отправился на курс. Я оказался единственным слушателем (тогда медитация не была настолько популярна). Я прослушал двухдневный курс за день и вернулся назад в тот же вечер.
Я сразу же стал применять то, чему научился, например простую технику медитации, чтобы войти в альфа-состояние. Альфа – это частота колебаний мозга, которая появляется, когда человек медитирует и расслабляется. Сторонники этой медитации утверждают, что альфа-ритм настраивает нас в унисон с интуицией, творческими талантами и способностями решать задачи. Также я научился прислушиваться к внутреннему голосу, или интуиции. Я стал тренироваться на телефонных звонках: перестал обзванивать фирмы по алфавиту, как делали мои коллеги, а вместо этого расслаблялся, впадал в медитативное состояние и вел пальцем по колонкам с названиями фирм. Если какая-то компания вызывала во мне внутренний отклик, я звонил туда. Мне самому казалось, что это не отклик, а гадание, но я прислушивался к внутреннему голосу. Я понимаю, что это не объяснить логически, но вскоре оказалось, что те, кому я звоню таким образом, покупают у меня с большей вероятностью. Мои показатели продаж стали быстро расти.
Каких перемен можно ожидать от медитации? Я надеялся, что научусь расслабляться и быстрее избавляться от стресса. Но к концу первой недели после курса оказалось, что это моя лучшая неделя продаж. Я предположил, что это случайность и долго она не продержится, но на следующей неделе я сделал еще две продажи. И затем на следующей. А потом стало еще лучше. Через месяц я уже делал три продажи в неделю. Похоже, совместная работа с голосом интуиции втрое улучшала мои шансы позвонить расположенному юристу.
Это оказалось не единственным плюсом: я стал чувствовать себя счастливей, повысилась уверенность в себе и улучшились отношения с коллегами. Полагаю, это потому, что каждый день я медитировал от пятнадцати до тридцати минут, прислушивался к интуиции и визуализировал, как я закрываю сделки.
Тогда я начал использовать еще одну простую технику, которой научился на другом курсе: простой эмпатический метод, улучшающий взаимопонимание с окружающими. Перед тем как позвонить юристу, я говорил себе, что установлю связь с клиентом на подсознательном уровне, буду сопереживать ему, буду точно знать, что нужно сказать в какой момент, и затем – только если я пойму, что программа, которую я предлагаю, действительно пригодится этому человеку и его компании, – буду закрывать продажу. Медитируя, я представлял, что юрист сидит передо мной, а я излучаю искреннюю доброту и настоящее желание помочь. Завершал я трехминутную визуализацию утверждением, что сделка обязательно состоится, если так будет лучше для всех ее участников.
И снова мои продажи улучшились. Вскоре я делал больше продаж, чем кто бы то ни было в компании. Мне было двадцать шесть, у меня не было опыта продаж, но в течение следующих четырех месяцев меня трижды повысили и сделали директором продаж. В сентябре 2002 года, всего лишь через девять месяцев после того, как я устроился в эту компанию, начальник назначил меня главой нью-йоркского офиса и отправил туда.
Я продолжал расти в компании. Я продолжал экспериментировать, улучшать и оттачивать медитативные практики. С каждым улучшением росли мои рабочие показатели. Вскоре я совмещал две должности – менеджера по развитию бизнеса (управлял рекламной кампанией на Google AdWords) и главы нью-йоркского офиса – и показывал отличные результаты. За несколько месяцев моя зарплата утроилась.
Тогда я не мог объяснить, почему мне удалось добиться успеха. Я только знал: то, что я делаю, работает.
Быстрый успех в мире продаж разжег мой интерес к тому, как работает человеческий разум. Я осознал, что можно улучшать показатели логическими способами – например, прочитать книгу о продажах, – и это тоже будет правильно. Но есть и другие способы работать лучше. Те, которым я научился, улучшили мою жизнь всего за одну неделю.
Вычислительное мышление, которому я обучился, включилось и заработало. Я хотел познать человеческое поведение – то, что на первый взгляд казалось огромным спутанным клубком мыслей, действий, реакций, чувств, импульсов, побуждений, желаний, привычек и Бог знает чего еще, – и расшифровать код работы человеческого разума.
Я практиковался в медитации и других техниках осознанности, и меня стало волновать, что на том курсе в Лос-Анджелесе я был единственным учеником. Я еще много чему мог научиться. И я хотел научить других тому, что так хорошо помогло мне. Поэтому я оставил работу по продаже программного обеспечения и открыл небольшой онлайн-магазин. Я назвал его Mindvalley. Сначала мы просто продавали CD с медитациями от известных издателей. Mindvalley росла, и я начал проводить все больше семинаров по осознанности, медитации, практикам мышления, улучшению взаимоотношений, оздоровлению, питанию – я делился всем тем знанием, которое нужно, чтобы жить более богато, здорово и осмысленно, знанием, которому не учит система образования индустриальной эры. Вскоре мы стали публиковать ведущих специалистов Америки по здоровью и осознанности, от Кена Уилбера до Джей-Джей Верджин[11] и Майкла Беквита[12]. Я основал Mindvally в 2003 году с начальным капиталом в 700 долларов. Через двенадцать лет, ни разу не одалживая ни у банков, ни у кого другого, компания разрослась до 200 сотрудников и более 500 000 оплачивающих обучение студентов.
К тому времени я лично познакомился с ведущими специалистами Америки по личностному росту. Я провел девять дней по приглашению автора и мотивационного лектора Тони Роббинса[13] в его вилле на Фиджи. Чтобы изучить разные уровни сознания, я подсоединял к голове электроды в экспериментах биохакера Дэйва Эспри[14]. Я встречался с мастерами и гуру из Индии, миллиардерами на вершине успеха, легендарными личностями общества и мира бизнеса. Каждое интервью, каждая встреча и новый опыт помогали мне собирать, познавать и осваивать систему, которую я описываю в этой книге.
И сегодня я неустанно разыскиваю новые способы и системы, которые помогают понимать себя и достигать всего, о чем мы могли только мечтать. Мышление хакера подталкивает меня искать самые эффективные и воспроизводимые решения – те, которые позволят добиться неординарных результатов наибольшему количеству людей. Вот так я разработал модель, о которой собираюсь вам рассказать: программирование сознания.
Если у вас есть компьютер, наверняка вам хотя бы иногда приходилось переустанавливать операционную систему. В последние два десятка лет Windows 95 уступила место Windows 8. А скучные компьютеры Macintosh 1996 года, которыми я пользовался, когда только поступил в Мичиганский университет, сменили МасВоок с его красавицей операционной системой Mac iOS. Каждые несколько лет мы выполняем апгрейд операционной системы компьютера, чтобы он работал быстрее, лучше и выполнял все более сложные задачи. Но кто из нас задумывался о том, чтобы сделать то же самое с собой? Программирование сознания – это работа с операционной системой человеческого разума. Это прекрасно тем, что, как и все лучшие хакерские находки, техника работы очень проста. Все сводится к двум пунктам.
Ваша модель реальности – это ваши убеждения о том, каков мир. Во второй главе мы говорили, что большинство правил, которые мы принимаем как данность, существуют только внутри разума, и те, кто их туда заложил, были, как выразился Стив Джобе, не умнее вас. Общество действует на убеждениях, которые собрали и оставили в наследство наши предки: экономическая система, определение брака, пища, способы учиться и работать – все это было создано давным-давно теми, кто жил в условиях, очень непохожих на современные.
Некоторые выросли с такими убеждениями, которые придают сил и позволяют видеть мир позитивно. У большинства же из нас есть хотя бы несколько убеждений, которые приносят вред и не дают двигаться вперед. Важно осознать, что независимо от того, что это за убеждения, они истинны только потому, что мы действуем и мыслим в соответствии с ними. То есть наши убеждения вполне ощутимо формируют окружающий мир.
Несмотря на то что убеждения формируют вас, они НЕ являются вами. При помощи программирования сознания можно стереть старые убеждения, установить новые и принять тот взгляд на мир, который будет служить вам лучше прежнего.
Продолжая компьютерную аналогию, можно сравнить вашу модель реальности с компьютерным железом. Хотите, чтобы компьютер работал быстрее или чтобы у монитора было более высокое разрешение? Просто замените старую модель новой. Нужно больше места? Замените жесткий диск, и места сразу станет больше. С убеждениями можно делать то же самое. Если прежнее убеждение не приносит пользы, замените его новым. Но мы почему-то так не делаем. Когда вы применяете тест на дуравила и заменяете устаревшие дуравила полезными правилами, вы проводите апгрейд «железа», чтобы операционная система работала оптимально. Иными словами, вы сами выбираете, во что верить, и берете управление жизнью в свои руки.
Заменять устаревшие модели реальности необходимо. Модель реальности не просто меняет наши мысли по поводу какого-то события или жизни в целом. Она невероятно сильно влияет на реальность мира, который окружает нас каждый день.
Что думаете – то и получите
Модели реальности делают нас теми, кто мы есть. Проблема в том, что большую их часть мы не выбирали, а усвоили подражанием. Убеждения о жизни, любви, работе, о том, как растить детей, о своем теле и чувстве собственного достоинства – зачастую это результат врожденной склонности подражать окружающим. Ваши мысли и убеждения о мире формируют вас и ваши ожидания от мира. Измените модели реальности – и ваш мир может невероятно измениться.
Например, доктор Эллен Лангер[15] и доктор Алия Дж. Крам провели исследование, опубликованное в 2007 году в Psychological Science. Они опросили восемьдесят четыре горничных, работавших в гостинице, какова, по их мнению, их физическая нагрузка. Можно было предположить, что, учитывая, что уборка номеров требует значительных усилий, опрошенные ответят: «Огромная!» Но хотя горничным приходилось убирать пятнадцать номеров в день, треть ответила, что никакой нагрузки у них нет, еще две трети сказали, что физическими упражнениями они занимаются, но нерегулярно. Любой, кому приходилось заниматься генеральной уборкой дома в выходные, скажет, что навести порядок, пропылесосить, помыть полы и так далее – это заметная физическая нагрузка. Но в модели реальности горничных их работа не считалась «нагрузкой» или «физическими упражнениями». Причем эта идея получила подтверждение: когда у горничных проверили уровень физической подготовки, он оказался примерно таким же, как у людей, ведущих сидячий образ жизни.
А вот дальше стало интересно. Исследователи предложили разуму горничных новую модель реальности. Они сообщили сорока четырем горничным, что их повседневные обязанности соответствуют по нагрузке рекомендациям Центра по контролю заболеваний и профилактике и превосходят рекомендации министра здравоохранения. Также ученые рассказали женщинам, сколько калорий сжигают разные действия по уборке, и повесили эти объявления там, где они постоянно попадались на глаза. Проще говоря, ученые попытались изменить имеющиеся убеждения горничных, показав им, что их работа – это действительно физическая нагрузка.