Глава 2. Формула обучения: предпосылка → поведение → последствие

В этой главе мы кратко рассмотрим один из основных методов собачьего обучения.

Еще в XX веке ученые обнаружили закономерность, которая состоит в следующем. Поведение животного приводит к последствиям – приятным (желаемым) или неприятным (нежелательным) для животного. Приятные последствия подкрепляют предшествующее поведение, делая его в будущем более интенсивным и частым; неприятные – наказывают поведение, сокращая его интенсивность и частоту реализации в будущем. Важно, что последствие должно следовать сразу же за поведением – не через минуту, час или на следующий день (иначе как собака поймет, что это – последствие того поведения, которое она совершила некоторое время назад), а в следующую же секунду.

Поведение не возникает само по себе, оно не рождается из вакуума. Любому поведению всегда предшествует предпосылка. Предпосылкой могут выступать факторы (внешние или внутренние), побуждающие собаку совершить действие.

Например, увидев кошку (предпосылка: внешний фактор), собака побежала за ней (поведение). Или собака очень голодна (предпосылка: внутренний фактор), и она стащила куриную ножку из сковородки (поведение).

Предпосылкой могут быть окружающая среда, кусочек лакомства перед носом собаки, физическое воздействие, словесная или жестовая команда, внутренние ощущения и многое другое.

Предпосылка запускает поведение, однако именно последствие, к которому привело поведение, заставляет поведение повторяться в будущем чаще или реже.

Если поведение привело к тому, что положение вещей изменилось к лучшему для собаки, оно в схожем контексте (при схожей предпосылке) будет повторяться чаще.

Если поведение привело к тому, что положение вещей изменилось к худшему для собаки, оно в схожем контексте (при схожей предпосылке) будет повторяться реже.

На само поведение в моменте мы влиять не можем, но можем влиять на предпосылки и на последствия, таким образом меняя и поведение.

Например, вы гуляете с собакой, которая бегает без поводка. Вы подзываете собаку (предпосылка), но в этот момент она видит белку (предпосылка) и бросается в погоню (поведение), игнорируя подзыв.

В этом случае между двумя предпосылками, которые уловила собака, она выбрала более интересную для себя – белку. Поведение (погоня), которое продемонстрировала собака в ответ на эту предпосылку, обладает сильным самоподкрепляющим действием (последствие). Наша собака усвоила:

1) что команду подзыва можно проигнорировать и получить за это сильнейшее подкрепление;

2) увидев белку, за ней надо гнаться, и это приносит невероятное удовольствие.

Получение подкрепления сразу после игнорирования команды подзыва повышает вероятность игнорирования вашей команды в схожих условиях в будущем.



Второй пример: вы гуляете с собакой на поводке (предпосылка). Вы подзываете собаку (предпосылка), в этот момент она видит белку (предпосылка) и хочет броситься в погоню, но поводок ее не пускает. Белка исчезает из поля зрения собаки, собака подходит к вам (поведение), вы награждаете собаку десятью кусками ароматной сосиски (последствие) и своим искренним восторгом.

В этом случае, даже проигнорировав команду подзыва, собака была лишена возможности самоподкрепиться погоней, но как только она подошла к хозяину (поведение), она получила особо ценную награду в большом количестве (последствие). Вероятность того, что в будущем в подобном контексте собака подойдет к хозяину, повышается.

В результате многократно повторяющихся последствий (ценная награда) при схожей предпосылке (команда подзыва в различных условиях) у собаки закрепляется определенная реакция – вырабатывается привычка всегда реагировать на команду определенным образом (мгновенно бежать к хозяину). Именно так мы и получаем гарантированный подзыв всегда и в любых ситуациях.

Контроль последствий хоть и может показаться простым, на самом деле требует пристального внимания и оценки. Зачастую когда нам кажется, что поведение собаки не привело ни к какому последствию, это ощущение обманчиво. Существует очень много способов, которыми собака может получить удовольствие. Это может быть валяние на спине, погоня за листиком, обнюхивание ароматной травинки и многое другое. Если собака получает подкрепление сразу после совершения нежелательного для вас действия (например, игнорирования команды), это может иметь отрицательное влияние на процесс обучения. Особенно важно следить за недопущением нежелательных для хозяина последствий, когда в рамках обучения подзыву хозяин увеличивает дистанцию подзыва или интенсивность присутствующих раздражителей.

! Так как схема Предпосылка → Поведение → Последствие является центральным звеном обучения собаки, давайте еще раз повторим основные идеи.»

– Предпосылки – это факторы, запускающие поведение собаки. Меняя предпосылку, вы можете влиять на процесс обучения и поведение питомца: держать собаку на поводке, чтобы не допустить ее убегания; добавлять или сокращать дистанцию, с которой вы будете подзывать собаку; добавлять раздражители (отвлекающие факторы) той интенсивности, с которыми ваш собачий ученик справится, выбрав вас, а не раздражитель; постепенно увеличивать интенсивность отвлекающих факторов; менять контекст, в котором вы тренируете собаку (дома, на оживленной улице, в парке, в лесу или на ферме со множеством запахов). Чем большее количество предпосылок вы введете в ваш тренинг, тем большее количество ситуаций сможете проработать, и тем гарантированнее будет подзыв у вашего любимца.



– Поведение – это поведенческий ответ собаки, возникший в результате воздействия предпосылки. В случае отработки подзыва поведением, которое мы формируем, является быстрое движение к хозяину по самой короткой траектории.

– Последствие – это то, что случается в жизни собаки после реализации поведения; то, что делает повторение этого поведения в будущем более или менее вероятным. В случае отработки подзыва последствием будет выдача ценной награды за выполнение команды и недопущение самоподкрепления собакой в случае игнорирования команды.

Загрузка...