Пчельное дело в селениях почитается самым таинственным, важным, и , сверх того , не для всех доступным занятием. Люди зажиточные, хозяйственные, имеющие до ста ульев, всегда, по народной молве, состоят в дружественной связи с нечистой силою. Мнения поселян о пчельном деле столь разнообразны, что одни избирают для него покровителями св. угодников, другие обрекают водяному дедушке. Пчельники, приверженцы этого последнего мнения, называются в селениях ведунами, дедами, знахарями. Каждый из них имеет свои собственные понятия, приобретаемые, по преданию, от других, и каждый, в свою очередь, совершает над пчелами свои проказы.
Ведуны думают, что пчелы первоначально образовались в болотах, под рукою водяного дедушки. Матка, как первород этих пчел, была выкуплена злым чародеем за тридцать голов знахарских и передана в улей одного ведуна, по велению нечистой силы. Этот ведун, из ненависти к людям, научил матку жалить людей, а матка обучила своему ремеслу всех пчел. Когда пасечник-ведун устраивает где-нибудь пасеку, тогда, для хозяйственного благоденствия и медового обилия, обрекает водяному дедушке самый лучший улей. Между ведунами до сих пор не решено: оставлять ли этот обреченный улей на пасеке, или бросать его в трясинное место в болото? Если которые оставляют обреченный улей на пасеке, то дед охраняет только заведение; если же топят в болоте это улей, то он не только доставляет все возможные средства к размножению пчел, но еще заставляет пчел летать на чужую пасеку для похищения меда.
Знахари полагают, что все пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедушкою и брошенной в болото. Когда рыболовы опустили невода в это болото, то, вместо рыбы , вытащили улей с пчелами. От этого улья развелись пчелы по всему свету. Жаленье пчел, началось с того времени, они полагают, как один из этих рыболовов хотел украсть матку. Когда же преступник открылся в своем похищении, то знахари, для исцеления опухоли и боли, решили между собой, что похититель должен съесть матку. За это открытие от ужаленья пчел водяной дедушка передал навсегда пчел в руки знахарей. Получив в свое покровительство пчел, они изобрели разные способы для охранения их. Пересчитаем их:
Для размножения пчел знахари советуют поселянам: когда ударят к заутренней на Велик день, быть на колокольне и после первого удара отломить кусочек меди от колокола. Этот кусок меди приносят на пасеку и кладут в сердовой улей.
Варят растения дурман с тысячелистником, брызгают плетень, деревья, строения, с целью истребить соседних пчел и отучить своих от полета на чужой двор.
Во время роения пчел заблаговременно заготавливают улья, окуренные еловую курушкою, вытертые жгучей крапивою, украшенные разными приносками, получаемыми от приходящих бывалых людей, ставят в ряды, на юг, восток, запад-так, что бы пчелы прямо вылетали на восток. Расположение ульев пчельники считают важным делом, и потому, когда желают кому показать свое заведение, изменяют его. Это делается большей частью из подозрения и недоверчивости. Подозрение основывается на том, что могут устроить подобным образом такое же заведение; а от этого опасаются упадка на цены. Опасность зиждется на странном мнении, будто бы пчельник-знахарь может дать приказание своим пчелам вытаскать мед.
Для усыпления чужих пчел знахари собирают маковые головки и варят их в козьем молоке. Это молоко, высосанное налетное пчелою, может приучать чужих пчел к переселению.
Деды-пчельники в селениях почитаются несведущими в сношениях с нечистою силою: это просто караульщики. Но простолюдин уважает и боится оскорбить деда-пчельника: он знает, что оскорбление всегда ведет к разрушению хозяйства. Замечательная черта деда-пчельника заключается в предпочтении водить пчел по лесам.