Предисловие

Эта книга целиком и полностью написана во время СВО на Украине и под влиянием того, что происходило на фронтах, в тылу – и российском, и украинском, а также в окружающем мире, который менялся стремительно, непредсказуемо и необратимо, хотя осознание этого на уровне не только национальных элит (что бы ни стояло за этим понятием, означающим тех, кто управляет миром, либо думает, что им управляет, или по их поводу в этом уверены обыватели), но и основной массы населения (в тех странах, где о происходящем знали из новостных сообщений: какое дело бушмену, живущему в Калахари, индейцу из амазонской сельвы или горцу-папуасу с Новой Гвинеи, что происходит где-то на востоке Европы?) ещё впереди. Как нельзя дважды войти в одну и ту же реку – вода утекает, так и жизнь меняется после мировых войн, а то, что началось, – безусловно, очередная мировая война. И то, что идёт она пока что, в основном, в экономике, идеологии и информационном пространстве, при ограниченности военных действий Украиной – и то, небольшой её частью, дела не меняет.

Масштабы происходящего и его последствия невозможно оценить, пока всё не закончится. А поскольку оно только началось, говорить о конце не приходится. Опять же: когда начались и когда закончились те войны, которые мы знаем как Первую и Вторую мировые? Сколько лет и десятилетий ощущались их последствия? Сколько локальных войн и конфликтов по всей планете они породили? Как сказались на соотношении сил? Как изменили уровень техники – далеко не только военной – и какие силы привели в жизнь в идеологическом пространстве? Как изменили политическую карту мира, разрушая одни империи и позволяя сформировать другие, давая жизнь национальным государствам и меняя границы, как правило, закладывая основу новых и новых национальных и религиозных конфликтов? Никто пока не суммировал это и не подвёл итоги того, чем была каждая из этих войн, уничтоживших десятки миллионов людей и навсегда изменивших жизнь сотен миллионов и миллиардов. А ведь надвигающаяся Третья мировая обещает быть куда более разрушительной…

Речь даже не о переходе её в ядерную фазу, которой, может быть, удастся избежать. А если не удастся, то последствия, скорее всего, будут фатальными для человеческой цивилизации: наш сегодняшний уровень развития военных технологий позволяет уничтожать целые страны, а то и континенты. Прямое военное столкновение Соединённых Штатов Америки и России, скорее всего, похоронит планету, и нет никаких способов предотвратить его наверняка. Мало кто в украинском или европейском руководстве это понимает. В руководстве американском понимают военные, отчего кое-как и пытаются избежать худшего исхода. Что до политиков, они его приближают каждым шагом, и тут уже ничего не поделаешь: американская политика вошла в период внутренней нестабильности таких масштабов, которые грозят похоронить не только эту страну, но и всех, кто с ней связан, неважно, в качестве союзников, противников или конкурентов, в качестве которых выступают Россия в военной и Китай в экономической сферах. Заметно по рушащейся экономике Европы.

В российском руководстве ситуацию оценивают трезвее трезвого, только исправить ничего не могут, разве что ценой существования страны, чего по понятным причинам оно не хочет, – да и кто на его месте этого бы захотел? Отчего Москве уклониться от военной операции на Украине и не удалось, несмотря на все попытки, включая последнюю, когда это, казалось, могло сработать: выставленные Соединённым Штатам и руководству НАТО в декабре 2021 года условия по стратегической безопасности. Кто бы их с той стороны не то чтобы всерьёз обсуждал, но даже просто рассматривал… Впрочем, одно хорошо: в этот раз, в отличие от 1941 года, начальство хотя бы не стало ждать первого удара по своей территории и сработало на опережение. С массой иллюзий и ошибок на первом этапе военных действий, в течение которого и была написана эта книга, но всё-таки он прошёл лучше, чем могло бы быть…

Загрузка...