От автора. Сила женщины

Что-то происходит с современными женщинами, они словно заблудились, разминулись со своим представлением о себе, о своей женственности.

Сегодня мы становимся свидетелями радикальных акций Femen[1] и Pussy Riot[2], в которых представление о женщине как о хранительнице духовных устоев оборачивается откровенным антиклерикализмом и богоборчеством. И хотя такие выступления – крайность, мы видим, что борьба женщин за равенство, а иногда и превосходство над мужчиной, стала приметой нашего времени.

Уже несколько десятилетий это стремление пробуют осмыслить лучшие умы современности. Дарио Салас Соммэр, чилийский философ, сторонник возрождения духовности и нравственности, который ищет решение насущных проблем человека в развитии потенциала его внутреннего мира, пишет: «Настоящая причина неравенства женщин состоит в том, что у женщины нет своей четкой определенности, поэтому ей остается „жить взаймы" и копировать поведение мужчин. Они имитируют мужскую роль и не знают, что значит быть настоящей женщиной, не понимают, что их качества иные, чем у мужчин, а отличия между полами не только физические, но ментальные и психологические»[3].

В то же самое время множество женщин выступают против феминизма и эмансипации и занимают полностью противоположную позицию – стремятся к деэмансипации, возвращению в прежнее патриархальное состояние. Оказывается, что они мечтают о домострое.

Осуждение феминизма свойственно даже активным, либеральным женщинам, а не только тем, чья позиция по отношению к явлениям социальной жизни более спокойная, чьи смысловые приоритеты заключены в другом. Споры не утихают, но разгораются с новой силой, демонстрируя лик восставшей женственности, отстаивающей свои права в мире мужчин или, наоборот, воюющей за нежелание их расширять. Но не потому ли эта проблема по-прежнему остра, что решается войной?

Дарио Соммэр полагает: «Невозможно юридически установить равенство между полами посредством протекционистских мер, поскольку защищать означает признавать более низкое положение подзащитного. Ошибочно ограничивать проблему женского неравенства только дискриминацией со стороны мужчин или отсутствием необходимых законов, поскольку все это только внешняя сторона вопроса… Женщинам нужно осознать, что равенство не может быть достигнуто законодательно, поскольку требует от женщины работы, усилий и индивидуальной ответственности»[4].

Глядя на этот калейдоскоп образов – на непреклонных феминисток, на сторонниц домостроя – ревностных платочниц, критикующих девушек, зашедших в храм одетыми не так, как им кажется уместным, на «жриц красоты», сосредоточенных лишь на том, как они выглядят, – как нам понять, какая же она вообще, женщина? Чего, собственно говоря, она хочет? И чего хотим мы, мужчины? Поскольку все, что происходит с женщинами, происходит в ответ на осознанный или неосознанный запрос, который мы им предъявляем.

Вы можете справедливо возразить, что, помимо перечисленных типажей, встречаются и просто милые женщины, не участвующие в баталиях «за права и обязанности сторон», бесконечно дорогие, сердобольные, не кладущие бешеные силы на «алтарь» своей красоты, а, наоборот, готовые поделиться последним куском хлеба с нищим или отдать совсем не лишнюю копеечку на лечение больного ребенка, умные, красивые, имеющие глубокую и такую искреннюю веру. Казалось бы, ответ на вопрос, какая она, женщина, найден. Увы, как часто, общаясь с ними, приходится слышать извиняющиеся нотки в их голосе и видеть растерянность и смущение от того, что они… женщины.

Жозетта Круассан, посвятившая много лет миссионерскому служению, описала свои наблюдения за нашими современницами в своей книге «Призвание женщины, или Священство сердца». Ее слова оказались очень созвучны моему опыту: «Я видела, что за их благополучным обликом часто скрывается полная растерянность; они были похожи на сбившиеся с курса корабли. Женщины отчаянно старались выстоять в ситуациях, превосходящих их возможности, уже не понимая, как себя вести, как реагировать и просто как быть. Одним словом, меня потрясли как их собственная боль, так и те страдания, которые они сеяли вокруг себя. Меня поразило, что, потеряв собственное „я", они уже не знают ни своего места по отношению к мужчине, ни своего предназначения»[5].

Книга, которую вы держите в руках, во многом написана в поддержку этим женщинам, их женственности, которая не противопоставляет себя мужчине, не соперничает с ним, не превращается в кокетство, но сохраняет глубокую человечность, доброту, любовь и искреннюю веру. Для меня подлинная женственность содержится именно в этом.

Как бы хотелось, чтобы эти женщины стали по-настоящему свободными, такими, какими нас делает только истина, исполненными такого достоинства, какое дает осознание того, что мы – чада Божии и Его творение.

Вот как пишет об этом Жозетта Круассан: «В этом растерянном мире, пытающемся отыскать смысл жизни, я почувствовала необходимость вернуться к истокам, исследовать Писание и постараться понять, что Слово Божие говорит о смысле жизни, о страдании и смерти. И тогда я ощутила все величие роли женщины, поняла, как необходимо человечеству, чтобы женщина вновь обрела собственное „я" и свое место в замысле Божием, помогая мужчине обрести свое, дабы вместе трудиться в ожидании Царствия Божия»[6].

Путь к такому пониманию себя лежит через осознание своего призвания, которое открывается шаг за шагом. И речь идет не о том, чтобы принять себя как человека женского пола или, как постоянно пишет об этом в негативной коннотации идеолог феминизма философ Симона де Бовуар[7], ощущать себя человеком, в то время как окружающие постоянно твердят, что ты – всего лишь самка человека. Важно осознавать себя не просто человеком, но дочерью Божией, и вместе с тем понимать, что это значит.

Мы видим, что через всю нашу человечность проходит эта удивительная цепочка призваний: дочь, невеста, жена, мать, бабушка; сын, жених, муж, отец, дед. Именно через призвание нам проще понять наши гендерные различия[8]. Причем без обид и разногласий. У мужчины никогда не возникнет, скажем, стремление к призванию материнства или у женщины – к отцовству.

Призвания – это достойные категории, не имеющие негативной окраски, как, например, качества – мужские и женские: логика и целеустремленность – или, наоборот, эмоциональность и абсолютная спонтанность. Если мы будем размышлять о наших различиях в этой плоскости, мы не будем сталкиваться и сравнивать друг друга. Согласно исследованиям Симоны де Бовуар, все положительные качества общество приписывает мужчине, а все отрицательные – женщине. Хотя справедливости ради надо отметить, что мы знаем и обратные случаи.

Рассуждая друг о друге в категориях призваний, мы выйдем совсем на другой уровень. К чему приводит, например, ставший привычным разговор о профессиях? К бесконечным спорам. Может ли женщина стать летчицей? А почему не может?! Или космонавтом?

Не стоит останавливаться и на социальных ролях. Этот подход, который предполагает, что каждый человек, а точнее личность, есть не что иное, как совокупность репертуара усвоенных им социальных ролей, сужает наше представление друг о друге. Мы видим, что социальные роли женщины в обществе расширяются. Даже в традиционалистских и исламских странах женщины могут занимать пост премьер-министра, как, например, Индира Ганди, Беназир Бхутто. Женщина становится таким же элементом системы, как мужчина, и оказывается, что между ними нет никакой разницы. Эта модель ведет к утрате различий даже между родителями в семье и появлению «родителя номер один» и «родителя номер два».

Но призвания, и особенно их цепочка, выстраивают именно Божественную природу женского и мужского пола. Их освоение позволяет нам проникнуть на куда более глубокий уровень, чем социальные роли.

Открывая в себе, что это значит – быть чадом Божиим, и раскрывая свое призвание, можно уверенно начинать поиски своего места в земной человеческой жизни. Ведь движение в этом направлении приближает нас к истине, а мы помним, что Христос – это и Путь, и Истина, и Жизнь. Эта дорога ведет нас к подлинному бытию, а не внешнему, полному искусственных социальных ограничений.

Есть очень много наносного в наших представлениях о себе как мужчинах и женщинах, много мифов и стереотипов. И, возможно, права Симона де Бовуар, когда начинает развенчивать эти мифы, объясняя их происхождение влиянием социума и доказывая, что они не имеют под собой никакой основы – ни научной, ни философской. И тогда особое значение приобретают слова Писания о том, что все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3: 26–28).

Наши социальные перегородки – раб, свободный, начальник, подчиненный, мужчина, женщина – до Бога не доходят. «Человек как образ и подобие Божие – это в равной мере и мужчина, и женщина. Образ же „мужчины" в спасении – Христос: Отрок, Сын, Брат, все что угодно, но не „мужчина"»[9], – писал священник Александр Шмеман[10].

Однако сразу же встает вопрос: если во Христе нет разделения между мужчиной и женщиной, как же они различаются? Разными призваниями. Апостол пишет: В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом (1 Кор. 7: 24). Такими, какими Он создал нас, мы и должны служить Ему и людям.

Как уже говорилось, осознание своего призвания дается нам не сразу, но шаг за шагом. И пройти этот путь нам поможет вера в Бога, доверие к Нему, с которыми напрямую связана наша вера в себя. Митрополит Антоний Сурожский говорил: «Тема о вере Бога в человека не так часто является темой разговора, размышления, а вместе с тем это такая потрясающая тема!.. Бог каждого из нас вызывает к бытию для того, чтобы мы вступили в таинство взаимной с Ним любви. Он является для всего мироздания Женихом, и каждая человеческая душа является как бы невестой. И Он свободно вызывает к бытию каждого из нас, как бы веря в то, что мы не обманем Его ожиданий… Мы должны любить самого себя, но не того эмпирического человека, которым мы являемся: самолюбивого, глупого, тщеславного, а любить того человека, который заложен в глубины наши как возможность и как призвание. Мы должны искать в себе этого человека, мы должны найти в себе этого человека, его беречь, как Божия Матерь берегла Спасителя, когда Он лежал в яслях, как Она Его хранила, когда Он был Младенцем, как Она Его защищала, когда Он был Ребенком»[11].

На этом пути нас поджидает множество трудноразрешимых, каверзных вопросов, ответы на которые, я надеюсь, отчасти даст эта книга. Как понимать женственность? Как относиться к феминизму и эмансипации и действительно ли Библия призывает к закрепощению женщины? Какие различия существуют между мужчинами и женщинами и в чем состоит Промысл Божий о них? А теперь – обо всем по порядку.

Загрузка...