Вплоть до XX века женщины часто оставались на вторых ролях в обществе. Однако уже в XIX веке появились первые активистки, боровшиеся за гендерное равенство и свободы, хотя такие случаи были скорее исключением из правил. В XX веке произошел переломный момент для женщин по всему миру: феминистки начали повсеместную борьбу за права, свободу и образование.
Непримиримый борец за избирательные права женщин.
Элис выросла в окружении представителей протестантского христианского движения квакеров, где гендерное равенство и женское образование считались нормой. Вера в социальную справедливость была с ней с самого детства.
После окончания Пенсильванского университета в 1907 году Элис отправилась в Англию, чтобы продолжить образование. Там она вступила в Женский социально-политический союз. Суфражистское движение в Англии оказалось более воинственным, чем на ее родине, и со временем Элис стала принимать участие в протестах и митингах против гендерных ограничений в избирательном праве и не раз была арестована. В тюрьме она объявляла голодовку и была подвергнута насильственному кормлению.
Вернувшись в США, Элис Пол продолжила бороться за женские избирательные права самыми смелыми методами и основала Национальную женскую партию. Суфражистки устроили пикет у Белого дома, за что получили прозвище молчаливые стражи: они стояли у ворот с табличками, призывающими президента обратить внимание на права женщин. За эту деятельность Элис получила самый долгий тюремный срок в своей жизни – 7 месяцев. Несколько раз она объявляла голодовку, будучи под стражей, и была на грани полного изнеможения.
Ее мучения, как и невзгоды других суфражисток, не прошли зря. Показав упорство, Национальная женская партия добилась своего: президент Вудро Вильсон поддержал поправку в Конституцию США о предоставлении женщинам избирательного права. 18 августа 1920 года 19-я поправка к Конституции была ратифицирована.
Вторая в истории женщина – судья Верховного суда США.
Дочь эмигранта, выросшая в небогатой семье, потерявшая мать за день до своего школьного выпускного, Рут с ранних лет знала, что такое неравенство и как важно женщинам получать образование наравне с мужчинами.
«Моя мама постоянно говорила мне две вещи. Первая – быть леди. Вторая – быть независимой. В мое время женщины не изучали право. Для большинства девочек, которые росли в 1940-е, статус ”миссис” был намного важнее, чем статус бакалавра», – вспоминала Рут Бейдер Гинзбург.
Рут показывала отличные знания везде, где бы ни училась: в средней школе, Корнеллском университете, Гарвардской юридической школе. В последней она затмила весь класс и стала первой женщиной в коллегии журнала Harvard Law Review. Все эти успехи она совмещала с материнством.
В Гарварде случилось событие, которое заставило Рут пристально взглянуть на права женщин. Вместе с восьмью другими студентками юридического факультета она была приглашена на ужин с деканом, где девушкам задали недвусмысленный вопрос, почему они считают себя достойными занимать места в школе вместо мужчин.
В 1970-е годы Гинзбург начала свою карьеру защитницы гендерного равенства. Причем это относилось не только к женщинам. С 1973 по 1975 год она представила в Верховном суде шесть дел о гендерной дискриминации и выиграла пять из них. Одно дело было о молодом вдовце, который после смерти жены подал заявку на получение социального пособия для вдов, но ему отказали. Рут взялась за это дело и одержала победу.
В 1993 году президент Билл Клинтон назначил Рут Бейдер Гинзбург судьей Верховного суда США. Она стала второй женщиной на этом посту после Сандры Дэй О’Коннор. Рут решительно выступала за гендерное равенство, право на аборт, права трудящихся и отделение церкви от государства. Рут оставалась борцом и за пределами зала суда: четыре раза в жизни ей был диагностирован рак, и четырежды она его победила.
Первая феминистка Египта.
Худа родилась в конце XIX века и детство провела в гареме. Ее отец был из высшего сословия, поэтому помимо жены имел несколько наложниц, среди которых была мать Худы. В детстве свободу девочки никто не ограничивал: она играла с братом, училась играть на фортепиано, читала книги и посвящала много времени образованию. Однако все изменилось, когда ей исполнилось 13 лет. На рубеже XIX и XX веков у египетских женщин не было права выбора, когда и за кого выходить замуж. Так случилось и с Худой: родители решили отдать ее замуж за Али Шаарави, который был на 26 лет старше девушки.
Худа вышла замуж, но при этом, в отличие от многих соотечественниц, у нее была возможность путешествовать, общаться с европейскими женщинами и впитывать их традиции, образ жизни и свободу. Это позволило Худе пересмотреть свои взгляды на жизнь египтянок.
Муж Худы был политическим активистом, их брак оказался удачным, Али советовался с женой по разным вопросам и приглашал ее на политические встречи. В 1910 году она открыла школу для девочек, а также вовлекала женщин в общественную деятельность. Худа Шаарави стала организатором женского протеста за независимость Египта от Британии.
Апогеем ее смелости стало возвращение в Каир после международной конференции по избирательному праву для женщин. Сойдя с поезда, она сняла вуаль, покрывавшую ее лицо. Многие были шокированы, некоторые женщины последовали ее примеру. В итоге Шаарави вдохновила на отказ от вуали тысячи женщин по всему Египту.
На протяжении всей жизни Худа Шаарави продолжала представлять египетских женщин на международном уровне, отстаивать права девочек на образование, ратовать за справедливые нормы труда для женщин и бороться за их права и свободы.
Борец за права человека и женское образование.