100+. Как грядущая эпоха долгожительства изменит все – от карьеры и взаимоотношений до институтов семьи и религии
Книга «100+» раскрывает секреты науки и технологий, которые помогут нам жить дольше и счастливей; рассматривает, как общество будет справляться с быстрым ростом численности населения преклонного возраста. Грядущий демографический сдвиг имеет огромное значение, и впереди нас ждут большие перемены. Книга стала бестселлером и, по оценке газеты Financial Times, вошла в список лучших произведений 2012 года.
Для тех, кто интересуется, что нас ждет в будущем;
Для того, кто хочет узнать, как долго человек может прожить;
Для тех, кто задается вопросом, что делать в условиях роста численности населения пожилого возраста.
Сайт автора www.soniaarrison.com
Соня Аррисон (Sonia Arrison) – автор бестселлеров и бизнес-аналитик, изучающий влияние новых технологий на общество в течение большей части двух десятилетий. Она является соучредителем компании Unsugarcoat Media, а также основателем, научным консультантом и попечителем в Университете Singularity в Маунтин-Вью, Калифорния.
Ее исследования сосредоточены на экспоненциально растущих технологиях и их влиянии на общество.
Ее последняя книга «100 Plus: Как грядущая эпоха долгожительства изменит все – от карьеры и взаимоотношений до институтов семьи и религии, рассматривает социальные, экономические и культурные последствия радикального человеческого долголетия. Книга стала национальным бестселлером и внесена в список «Лучшие книги 2012 года» Financial Times.
Соня Аррисон также является членом Совета в Thiel Foundation, старшим научным сотрудником Института Фрейзера в Ванкувере, и автором двух предыдущих книг (Western Visions и Digital Dialog).
Ранее она была директором и старшим научным сотрудником по техническим исследованиям Тихоокеанского научно-исследовательского института, обозревателем TechNewsWorld, и организовала радиошоу под названием «цифровой диалог» в сети Voice America.
Средняя продолжительность человеческой жизни за последние два тысячелетия значительно увеличилась: от 29 лет в начале девятнадцатого века практически до 70 лет на сегодняшний момент. С развитием технического прогресса и научных открытий эта тенденция будет только усиливаться.
Но если все мы будем жить дольше, то, без сомнения, это будет иметь много социальных последствий. Население планеты увеличится, возрастет, как никогда раньше, численность в обществе возрастных людей, нуждающихся в заботе, а работоспособное население столкнется с экономическими проблемами.
Как с этим справиться? Из этой книги мы узнаем, что худшие опасения относительно нового мира значительно преувеличены. Даже если все мы будем жить дольше, общество сможет с этим справиться и даже процветать.
почему первый человек, который доживет до 1000 лет, возможно, уже есть среди нас;
почему мы должны быть готовы к тому, что у нас может быть брат на 50 лет младше;
как можно «взломать» гены.
В чем различие между человеком и животными? Одно из отличий в том, что, в отличие от животных, мы знаем, что однажды умрем. Вопросы судьбы и ее изменения волновали человечество тысячелетиями.
Древние люди рассматривали смерть как наказание богов за человеческие грехи и безнравственность. В древней Греции считалось, что смерть, болезни и страдания – это возмездие Зевса за принятие людьми в дар огня от титана Прометея.
Наши предки проводили много времени, пытаясь обхитрить свою судьбу.
Люди древних и средневековых цивилизаций искали способы замедлить или даже остановить процесс старения. Так, например, хотя деятельность алхимиков была направлена преимущественно на превращение обычных металлов в золото, они также уделяли внимание и вопросам бессмертия, пытаясь создать эликсир, продлевающий жизнь.
Несмотря на попытки преодолеть смерть, наши предки были уверены, что бессмертие это не всегда хорошо.
Пример находим в повести Дж. Свифта «Гулливер». Гулливер попадает в страну Лаггнегг, где живут струльбруги – бессмертные люди. Вначале Гулливер радуется, но затем понимает, что это проклятье. Насладившись прекрасной юностью, струльбруги на старости теряют свои силы, у них выпадают зубы и волосы, они не могут разговаривать, становятся озлобленными и дикими.
Таким образом, наши предки, с одной стороны, желали бессмертия, но с другой – опасались потери здоровья. В следующем разделе мы узнаем, как современная наука решает вопрос предотвращения старости и сохранения при этом здоровья.
Большинство из нас хочет прожить долгую жизнь, но многие не желают быть немощными или испытывать боль.
К счастью, современная наука нашла способ разрешить эту дилемму, помогая нам прожить более долгую и здоровую жизнь.
Новые медицинские технологии позволяют лечить те заболевания, с которыми раньше мы не знали как справиться. Тканевая инженерия – один из примеров такого прорыва.
В 2008 году у Клаудии Кастиллио (Claudia Castillo) вследствие туберкулеза атрофировалась левая трахея, отрезав приток воздуха к левому легкому. Раньше единственным выходом было бы полное удаление левого легкого – очень рискованная операция. Но Клаудию вылечили по-другому. Стволовые клетки, взятые из ее костного мозга, были пересажены на донорскую трахею, которая затем была трансплантирована в ее организм. Операция прошла успешно, и через несколько недель ее легкие работали в полную силу. Через два месяца она танцевала на Ибице.
Регенерация – это последнее чудо медицины. В природе мы можем наблюдать это явление на примере саламандры, у которой на месте утраченной лапки чудесным образом вырастает новая. Сейчас ученые начали имитировать подобный процесс для людей.
Пациентка Дипа Калкарни (Deepa Kulkarni) лишилась кончика пальца. Оставшаяся его часть была помещена в специальный материал, называемый внеклеточным матриксом (extracellular matrix) – ЕСМ – который предотвращает образование рубцов и стимулирует рост тканей. Через семь недель ее палец вырос до своих нормальных размеров.
Прогресс в генетике также поможет нам повысить эффективность медицинских осмотров и лечения. Проверка человеческих генов, например, становится более быстрой и доступной.
Если мы получим доступ к генам пациентов, то сможем успешно проводить более эффективное индивидуальное лечение раковых заболеваний и ВИЧ.
Вы стоим на пороге научных открытий, которые позволят предотвращать болезни и помогать телу восстанавливаться. В скором будущем многие из нас смогут насладиться гораздо более долгой и приятной жизнью.
Но если мы добьемся более долгой и здоровой жизни, будет ли это хорошо? Мы узнаем это в следующей главе.
Успехи в науке и медицине значительны: сделано предположение относительно того, что первые люди, которые проживут 1000 лет, уже родились.
Этот прогресс впечатляет, но что с этической стороной вопроса? Должны ли мы это одобрять? Всегда ли лучше дольше жить? Несмотря на кризисы, да!
Ученый Леон Кас (Leon R. Kass) утверждает, что увеличение продолжительности жизни несовместимо с человеческой природой. Он считает, что живи мы дольше, утратили бы интерес и не боролись бы, чтобы найти смысл существования. Действительно ли именно призрак смерти наполняет жизнь смыслом?
Увеличение продолжительности здоровой жизни не сделает нас менее человечными. Например, в 1850 году средняя продолжительность жизни составляла 42 года. Было бы глупо говорить, что люди в то время были человечней из-за потенциально более близкой смерти.
Люди очень хорошо приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, и увеличение продолжительности жизни является одной из подобных перемен.
Еще один аргумент против увеличения продолжительности жизни заключается в неэффективном использовании ресурсов. Но это неправда.
Доктор Эндрю Чапмен (Audrey Chapman) из Центра здоровья в Коннектикуте (Connecticut Health Center) считает, что просто неэтично инвестировать средства в дорогостоящие технологии, направленные на увеличение продолжительности жизни, в то время как в развивающихся странах люди умирают молодыми от болезней, которые современная медицина легко лечит. Проблема в том, что такой взгляд искажает ситуацию и не учитывает потенциальные преимущества, которые подобные исследования обеспечивают развивающимся странам.
Расходы на исследования, связанные с продолжительностью жизни, составляют незначительную часть бюджета на здравоохранение во всех богатых странах мира, и выделение их, как аморальных необоснованно.
Задумываясь о нашем будущем стареющем населении, мы не должны становиться пессимистами. Но на что это все будет похоже? Узнаем об этом из следующей главы.
Это кажется очевидным: увеличение продолжительности жизни при неизменных показателях рождаемости приведет к тому, что мир будет переполнен людьми. В соответствии с многочисленными исследованиями увеличение численности населения будет значительным, что станет причиной нехватки ресурсов и страшных экологических последствий. Но так ли это?
В действительности рост продолжительности жизни оказывает не такой значительный эффект на увеличение численности населения, как мы ожидаем.
Ученые Чикагского университета разработали модель для оценки роста численности населения в мире, предположив, что рождаемость останется на прежнем уровне. Используя данные Швеции, они показали, что, если население Швеции совсем перестанет стареть, то его численность увеличится за сто лет на 22%.
Увеличение численности и среднего возраста населения не обязательно приведет к дефициту ресурсов или ухудшению состояния окружающей среды.
Профессор Стэндфордского университета Паул Эхрлич (Paul Ehrlich) в своей книге «Бум населения» (The Population Bomb), вышедшей в 1968 году, предсказывал, что в 1970 годах сотни миллионов людей будут страдать от голода из-за нехватки пищи на планете. Но случилось противоположное. Количество калорий в расчете на одного человека с тех пор постоянно увеличивалось, и, по прогнозам, эта тенденция сохранится и дальше.
Мысль об ухудшении состояния окружающей среды также должна быть подвергнута критике из-за своей надуманности.
По словам Билла Гейтса, обычно мы не принимаем во внимание силу и влияние человеческого разума. Рост численности населения означает большее количество идей и инноваций, что поможет нам снизить вредное воздействие на экологию.
Кроме того, если мы будем жить дольше, то будем больше заботиться о своих будущих потребностях и станем бережней относиться к природе.
Одним из результатов более длительной жизни является то, что у нас будет больше времени, чтобы создать семью и завести детей. Возможно, мы будем делать это несколько раз, что приведет к интересным последствиям.
Новые технологии позволят женщинам рожать детей в более позднем возрасте. Примером является случай, произошедший в 2008 году, когда индианка Деви в 70 лет родила здорового ребенка. Медицина развивается быстро, снижая риски, связанные с поздней беременностью.
Следствием будет потенциально большая разница в возрасте между братьями и сестрами. Сейчас редки случаи, когда эта разница составляет больше 20 лет. Но если мы будем жить до 150 лет, что, по мнению исследователей, может случиться в скором будущем, разница в возрасте в 40 или даже 50 лет между братьями и сестрами станет обычным явлением.
Еще одним следствием позднего рождения детей будет увеличение количества старых родителей, которым трудно справляться с детьми и играть с ними. Однако если ученые смогут улучшить наше состояние здоровья, подобной проблемы не возникнет.
Более продолжительная жизнь может также привести к разнообразию структуры семьи.
В наше время дети воспитывались, как правило, одним или двумя биологическими родителями.
В прошлом в связи с войнами, болезнями, высоким уровнем смертности при родах повторный брак при наличии ребенка или усыновление детей были обычным явлением. Когда мы начнем жить дольше и сможем иметь большее количество отношений в течение жизни, то, вероятно, вернемся к типу семейных отношений, основанных на общественных связях (между приемными детьми и родителями), в отличие от сегодняшних, основанных на биологических связях.
Некоторые люди переживают по поводу того, какое влияние окажет на экономику увеличение численности возрастного населения. Кто будет содержать всех этих старых людей? Но увеличение продолжительности жизни может оказаться экономическим преимуществом.
Экономисты Дэвид Блум (David Bloom) и Дэвид Каннинг (David Canning) определили, что, если в одной стране средняя продолжительность жизни на пять лет больше, чем в другой при прочих равных условиях, то реальный доход на душу населения будет увеличиваться на 0,3— 0,5% быстрее в более «здоровой» стране.
Почему?
Одна из причин заключается в том, что увеличение продолжительности жизни приводит к тому, что работники становятся более образованными, и это обеспечивает более быстрый экономический рост.
Кроме того, если мы живем дольше, то получаем дополнительные выгоды от более высоких заработков. Если вы работаете в течение 40 лет после окончания обучения, то получаете высокие заработки в течение этих 40 лет. Но если вы работаете в течение 70 лет после окончания обучения, то получаете более высокие заработки гораздо дольше.
Кроме того, поскольку более образованные люди будут дольше работать, общее количество работников с высоким уровнем образования на рынке труда будет постоянно увеличиваться, пополняясь выпускниками университетов.
Экономисты Родолфо Мануэлли (Rodolfo Manuelli) и Ананс Сешадри (Ananth Seshadri) показали, что различия в ВВП между странами связаны с колебаниями уровня человеческого капитала (основными его составляющими являются полезные для общества знания и навыки), который имеет прямую связь с уровнем образования населения.
Глобальные исследования свидетельствуют, что от увеличения продолжительности жизни больше всего выигрывают самые бедные страны, поскольку обладают большим потенциалом для улучшения благосостояния и дохода.
Так, например, Национальное бюро экономических исследований опубликовало отчет, в соответствии с которым с 1965 по 1995 годы за счет роста продолжительности жизни населения увеличение уровня благосостояния в Мексике составило 27% ВВП, по сравнению с 5% ВВП в более богатых США.
Как повлияет на религию мир, в котором мы живем достаточно долго, редко болеем и умираем? Какое влияние окажет увеличение продолжительности жизни на нашу духовность?
Так как мы будем жить дольше, то идея о жизни после смерти теряет свою привлекательность.
Большинство основных религий предполагают существование жизни после смерти. Антрополог Эрнест Бэккер (Ernest Becker) уверен, что без смерти религии не будет. Вера в загробную жизнь успокаивает людей и является привлекательной для них.
Но если наука позволяет нам жить дольше, основным религиям, чтобы соответствовать требованиям времени, будет необходимо переместить внимание на другие вещи.
Долгая жизнь позволит нам больше размышлять над важными в жизни вопросами и откроет новые горизонты духовности.
Исследовательница религии Лавиа Кохн (Livia Kohn), профессор Бостонского университета и специалист по даосизму, предсказывает, что вопрос о том, чем наполнить нашу жизнь и как организовать время, станет чрезвычайно важным, когда мы приблизимся к нашей конечной цели – бессмертию. Определенный вид духовного руководства может помочь нам управлять своей жизнью.
Футурист Рэй Курзвейл (Ray Kurzweil) призывает к созданию новой религии. Он является членом движения, которое иногда называют «трансгуманизмом». Согласно идеям, лежащим в его основе, мы приближаемся к точке «сингулярности», где наука и технология позволяют преодолеть ограничения биологии.
В своей книге «Сингулярность рядом» (The Singularity is Near) он пишет о необходимости новой религии, основанной на уважении человеческого сознания и знаний. Его идея, вероятно, получит новый импульс, поскольку в настоящий момент мы являемся свидетелями значительных изменений человеческой жизни, вызванных новыми технологиями.
Движение долгожительства, как и любое другое, нуждается в покровительстве и продвижении с целью привлечения финансирования для дальнейшего развития. Есть множество способов для реализации этой цели.