Углубленная работа делает нас более конкурентоспособными
Любая работа бывает двух видов:
• поверхностная: задачи вычислительного типа, которые не требуют больших интеллектуальных усилий, могут выполняться в состоянии рассеянного внимания и легко могут быть передоверены компьютеру; плоды такой работы легко воспроизводимы, не приводят к новыми открытиям и не создают новых ценностей;
• углубленная: задачи, требующие максимальной концентрации, создающие новые смыслы и способствующие росту мастерства; плоды такой работы не воспроизводимы.
Все значимые открытия и изобретения – результат углубленной, сосредоточенной работы: романы, симфонии, научные идеи. Проблема в том, что в нашу гиперинформационную эпоху заниматься углубленной работой все сложнее: мы постоянно отвлекаемся на звонки и уведомления, то и дело обновляем ленту соцсетей, стремимся быть в курсе всех последних новостей. Мир новостей и соцсетей усиливает нашу рассеянность.
Не удивительно ли, что многие писатели и ученые очень аккуратны с технологиями[1]? Физик-теоретик Питер Хиггс[2] – тот самый, в честь которого назван мелькавший в научных новостях 2010-х бозон, – работает в таком уединении, что журналисты не сразу могли его отыскать, когда Хиггса объявили лауреатом Нобелевской премии. Если вы хотите придумать кое-что выдающееся, вы должны быть сосредоточены на задаче как можно больше времени и при этом отвлекаться на внешние раздражители как можно меньше.
И речь не только об одержимых своими замыслами исследователях и романистах. Потребность в углубленной работе будет только расти: именно люди, умеющие долгое время сосредотачиваться на трудной задаче и предлагать оригинальные, не поддающиеся простому копированию решения, и составят единственную конкурентоспособную группу в экономике XXI века. Остальных заменят роботы. А успеха добьются те, кто умеет управлять роботами: разбирается в визуализации данных, способен создавать сложные теоретические модели, будь то книги или концепции, придумывать новые алгоритмы работы с большими данными, сохраняет способность размышлять и ориентироваться в мире, даже если под рукой нет Google. И чем больше все вокруг одержимы соцсетями, чем больше боготворят быструю связь и верят, что настоящая жизнь умещается в пару твитов, тем востребованнее и богаче поклонники глубины.
Ключевые способности, которые помогут процветать в 2020-е годы:
1) способность быстро овладевать новыми навыками;
2) способность работать как можно быстрее и как можно качественнее.
Обе способности напрямую зависят от того, насколько вы способны углубляться в работу. В конечном счете сосредоточенность даже важнее таланта: все гении добились успеха потому, что очень долгое время были сконцентрированы на одной сложной задаче, будь то создание симфонии или научной теории.
Сосредоточенность меняет мозг физически: размышления над одной и той же задачей вновь и вновь активизируют одни и те же нейронные цепочки, которые в конце концов становятся прочными и сильными – в этом случае человек чувствует, что овладел навыком: может читать на иностранном языке, играть на флейте, починить машину. Но если вы пытаетесь обучиться новому сложному умению (например, говорить на иностранном языке), а в то же время то и дело заглядываете в Facebook, электрические сигналы в мозгу передаются беспорядочно, и ни одна цепочка нейронов не успевает достаточным образом укрепиться.
Есть люди, профессиональная деятельность которых представляет собой именно поверхностную работу. Журналист, торговый агент или руководитель предприятия вряд ли может позволить себе роскошь долгих уединенных размышлений, суть его работы в другом – как можно быстрее принимать решения, быть в курсе множества дел. Для представителей таких профессий советы Ньюпорта не столь актуальны. Для всех остальных они крайне важны.
Углубленная работа делает нас счастливее
Психологи давно установили, что ключевой фактор нашего самоощущения – внимание. То, на что мы обращаем больше внимания, и составляет нашу жизнь. При этом сосредоточенные занятия вроде оптимизации программного кода или написания повести неизменно сопровождаются чувством осмысленности. Значит, чем больше времени вы проводите в таком состоянии, тем более осмысленной вам кажется жизнь.
Еще одно подтверждение сформулировал венгерский психолог Михай Чиксентмихайи[3]: лучшие моменты нашей жизни случаются тогда, когда наш ум или тело максимально напряжены при выполнении трудной, достойной и ценной для нас задачи. Другими словами, счастливыми нас делает вовсе не отдых, не расслабленное лежание на диване, а концентрация на любимом деле. Аморфное свободное время, когда мы не знаем, чем заняться, напрягает мозг куда больше, поскольку дезориентирует его. Не так важно, какой работой вы заняты – важно, что вы отдаетесь ей всей душой, получаете результат, делаете счастливее других людей и тем самым приобщаетесь к чему-то большему. Так и только так мы можем реализовать свою социальную природу.