Четвертая промышленная революция открывает новую эпоху в эволюции человечества и меняет концепты всех социальных систем так же, как первые три промышленные революции изменили мир за последние 250 лет. Технологии последней технологической революции принципиально отличаются от всех прежних и несут с собой:
• неограниченные возможности центров хранения и обработки данных;
• стремительную трансформацию бизнес-среды;
• цифровизацию образования и возникновение новых знаний;
• трансформацию существующих систем управления из-за необходимости регулировать стремительный технологический прогресс;
• эволюцию человеческого мышления, систем ценностей и моделей поведения.
Главные проблемы связаны с тем, что современный мир пытается управлять технологиями XXI века, используя модели и инструменты XX века. Как следствие:
1. Законодательство, которое регулирует использование технологий, либо отсутствует, либо находится в стадии разработки.
2. Растет риск углубления социального неравенства из-за низкой доступности технологий для развивающихся стран и бедных слоев населения.
3. Геоинженерные испытания, синтетическая биология могут нанести биосфере серьезный ущерб.
4. Алгоритмы защиты информации уязвимы, что может угрожать безопасности граждан и нарушать неприкосновенность частной жизни.
5. Виртуальная реальность, захватив зрение, слух, вкус, обоняние и осязание человека, усугубляет психологические расстройства.
Основное опасение авторов книги вызывает тот факт, что амбиции разработчиков и инвесторов не способствуют, а скорее противоречат идее доступности и безвредности технологий, не говоря уж о необходимости ориентации технологий на рядовых потребителей. Пока основные бенефициары инноваций – те, кто начал использовать их первыми.
Сейчас Google контролирует почти 90 % глобального рынка контекстной рекламы, Facebook – 77 % мобильного трафика социальных сетей, Amazon – почти 75 % рынка электронных книг. На операционные системы Android и iOS приходится практически 100 % смартфонов. Microsoft, Cisco-Webex, Apple владеют более чем 60 % мирового рынка в своих сегментах, которые постоянно растут. Правительство США при этом усиленно поддерживает экспансию своих монополистов, что подтверждает история изгнания китайской Huawei с ее уникальными разработками для сетей 5G из зон влияния США.
• создание оружия массового поражения, например, на основе нейро- и биотехнологий;
• материалы на базе нанотехнологий, причиняющие вред окружающей среде или здоровью людей;
• дестабилизация политических систем и экономик из-за вытеснения традиционных источников энергии (нефть, газ и пр.) альтернативными (солнечный свет, биотопливо и т. п.);
• уязвимость мировой экономической модели из-за развития искусственного интеллекта, который способен разрушить механизмы подотчетности, прозрачности и контроля;
• манипуляция человеческим сознанием с помощью технологий может заставить людей совершать противоестественные для их природы поступки.
Если не оптимизировать современные системы управления, которые отличаются инертностью и консерватизмом, контроль этих угроз станет невозможным.
Прецеденты бесконтрольного использования технологий довольно многочисленны: интернет переполнен анонимными сообществами педофилов, самоубийц и прочих неблагополучных личностей; цифровой контент соцсетей безнаказанно транслирует фейковые новости и экстремистские призывы; нейротехнологии становятся опасным инструментом в руках манипуляторов – политиков и бизнесменов; блокчейн используется преступными сообществами в «темном» интернете (darknet или deep web). Все это примеры использования технологий, созданных группами с узкими интересами ради коммерческой выгоды.
1. Фокус на людей, а не на технологии. Технологические разработки изначально должны быть направлены на создание условий для повышения благосостояния и социальных перспектив.
2. Новые возможности, а не ограничения. Технологический прогресс должен способствовать свободе выбора людей.
3. Носители ценностей, а не инструменты. В инновации четвертой промышленной революции должны быть заложены гуманные ценности, начиная со стадии разработки идеи и заканчивая процессом внедрения.
В связи с этим высокотехнологичные проекты должны одобряться, если в них предусмотрены: технологическая осуществимость, экологическая устойчивость, социальная приемлемость и главенство интересов человека.
Необходимо также создание международных регулирующих организаций, в которые должны войти представители всех заинтересованных сторон: ученые, консультанты по устойчивому развитию, экологи, инноваторы, представители глобальных корпораций, правительств, гражданского общества, международных институтов.