Одна из самых серьезных опасностей, с которой могут столкнуться мирные активисты на пути к цели, – решение некоторых сторонников применить силу. В пылу борьбы даже у самого мирного и осознанного человека может возникнуть порыв взяться за оружие. Ему может показаться, что намного действеннее размахивать заряженным пистолетом, а не проводить мирную акцию. Потому что оружие – это круто. Когда вы держите его в руках, вы чувствуете, что способны решить любую проблему и победить любого врага. Однако насилие представляет собой реальную угрозу не только потому, что уносит жизни ни в чем не повинных людей, но и потому, что грозит самому движению из-за дискредитации его идей.
В начале 1960-х темнокожий парень из Южной Африки Нельсон Мандела восхищался Ганди и много лет боролся с режимом апартеида ненасильственными методами. Вместе с друзьями он создал успешную юридическую компанию, которая специализировалась на выдвижении обвинений против жестокости полиции. Власти, напуганные успехом фирмы, вынудили юристов перенести офис в отдаленную часть города и сделали все, чтобы задушить бизнес.
Нельсон был одним из руководителей партии «Африканский национальный конгресс», которая быстро росла. Когда на акции протеста стали выходить десятки тысяч людей, власти ввели военное положение и запретили общественные собрания. Манделу посадили в тюрьму, из которой он вышел другим человеком. Перестал читать книги Ганди, предпочитая им произведения Мао и Че. Больше не говорил о ненасильственном сопротивлении, а восхищался Фиделем Кастро и его быстрым прорывом к власти. В своих выступлениях он призывал к кровавой борьбе и свержению диктатуры.
Нельсон Мандела стал заклятым врагом правительства. Вместе с соратниками он взрывал правительственные здания, электростанции и посевы. Был схвачен и отправлен в одиночную камеру, подвергался пыткам и унижениям. Пленный революционер стал символом сопротивления. Казалось, весь мир требовал его освобождения. Премьер-министр Южной Африки Питер Виллем Бота даже предложил освободить Манделу, если он прекратит использовать насильственные методы. Тот отказался.
Мандела провел в заключении 27 лет и вышел на свободу убежденным сторонником ненасильственных методов. Он утверждал, что Южной Африке нужно не кровопролитие, а прощение и примирение. На личном опыте он убедился, что насилие не позволяет построить страну, о которой мечтал он сам и его сторонники.
Оружие меняет людей. Они чувствуют себя всесильными. Но это иллюзия.
Политологи Эрика Ченовет и Мария Стефан пришли к заключению, что кампании ненасильственного сопротивления бывают успешны примерно в два раза чаще, чем их агрессивные аналоги. С оружием в руках вы одержите победу с вероятностью 26 %, а если используете ненасильственные методы – 53 %.
Ученые также выяснили, что вооруженное сопротивление в стране никогда не объединяет более 50 тысяч участников. Но когда движение наполнено юмором и креативом, когда вера и надежда на лучшее побеждают страх, число соратников растет в геометрической прогрессии. Ченовет и Стефан также определили, что у стран, в которых активисты вели ненасильственное сопротивление, шанс остаться демократиями через пять лет после конфликта был 40 %. А в государствах, выбравших насильственную борьбу, этот шанс оказался менее 5 %.