Как любое масштабное явление, технологические революции содержат в себе массу противоречий.
Три века назад изобретение ткацкого станка оставило без куска хлеба десятки тысяч рабочих, но обеспечило взрыв производительности в текстильной отрасли. Появление двигателя внутреннего сгорания поставило крест на гужевом транспорте, но породило сверхприбыльную нефтегазовую и автомобильную отрасли, а также дало людям возможность преодолевать большие расстояния за считаные часы.
Социальные кризисы, депрессия и растерянность, связанные с безработицей и падением общего благосостояния, – это то, что видно на поверхности здесь и сейчас. Но если смотреть вглубь, то по прошествии лет технологический прогресс всегда способствовал росту благосостояния абсолютного большинства, хотя и оставлял после себя немало жертв[1]. Без одного нет другого, эта железная спайка негативных и положительных последствий и есть суть любого развития. Поэтому протесты активистов против той же цифровизации или искусственного интеллекта (ИИ) – вещь бессмысленная и по факту ни на что не влияющая.
Когда Генри Форд[2] изобрел свою первую «бензиновую повозку» и начал разъезжать на ней по всему Детройту, пугая лошадей и жителей, на него посыпался шквал жалоб в полицию. Форда то и дело арестовывали, допрашивали, требовали «прекратить безобразие». Как мы видим, это ничуть не остановило развитие автомобильной отрасли. А сами протестующие спустя каких-то 10 лет с удовольствием пересели на более удобный транспорт.
И те, кто пал в попытках обустроиться в новой реальности, и те, кто обогатился в кризисные времена, так или иначе переживали чувство неуверенности, дискомфорт, необходимость подстраиваться и заново учиться. От нашей готовности преобразовывать хаос в новую нормальность зависит очень многое. Кто-то до последнего держится за прошлое, упуская возможности и открывающиеся перспективы, а кто-то шагает в будущее с пониманием, что как раньше уже не будет, и «превращает лимоны в лимонад». Так рождаются новые корпорации, которые еще вчера были мелкими фирмами, так появляются новые титаны в бизнесе, науке, искусстве, политике, о которых еще год назад мы ничего не слышали.
Авторы книги считают, что «стратегия страуса» в переходное время – самая проигрышная из всех возможных. Пряча голову в песок и игнорируя происходящие процессы, мы оказываемся за бортом жизни.
Давайте подробнее разберем, в каких областях нас ждут самые глобальные изменения и как к ним можно приспособиться.