2.1. Мир изменит повсеместное распространение дешевого и доступного искусственного интеллекта. Первым настоящим ИИ станет сеть, состоящая из миллиардов чипов. Любое устройство или человек, присоединившись к этой сети, сможет пользоваться ее интеллектом и одновременно обогащать его собственным умственным потенциалом и опытом. ИИ будет постоянно обучаться и станет дополнением человеческого разума: мы сможем его использовать по мере надобности, как свой собственный.
2.2. Любую вещь можно сделать «умнее», встроив в нее чип и при помощи облачных технологий соединив с глобальным искусственным интеллектом.
Умные вещи сами выберут режим стирки; умные игрушки смогут общаться с ребенком и станут больше похожи на домашних любимцев; умные датчики смогут 24 часа в сутки контролировать состояние больного и подбирать индивидуальное лечение и т. д.
Подобным образом изменился мир с появлением электричества. Все, что раньше было обычным, стало электрическим, причем для изобретения прибора электричество не нужно было производить самому. Теперь привычные вещи можно переизобрести, соединив их с искусственным интеллектом.
2.3. В середине 2000 сошлись воедино три фактора, существенно приблизивших появление ИИ: 1) ученые научились делегировать вычисления графическим процессорам, что на порядок ускорило процесс обучения; 2) были накоплены большие массивы данных, без которых обучение больших сетей не имело смысла; 3) были разработаны эффективные коды глубинного обучения, при которых сотни миллионов элементов нейронной сети организуются в пакетированные слои и обучаются по отдельности.
Глубокое обучение (глубинное обучение) – совокупность методов машинного обучения, основанных на обучении представлениям, а не на специализированных алгоритмах, разработанных для конкретных задач.
2.4. Возможны различные виды мышления.
К. Келли предлагает целую классификацию интеллектов, превосходящих человеческий. Например, ум, подобный человеческому, но с более быстрой реакцией; глобальный супермозг, составленный из множества отдельных ограниченных умов; интеллект, разработанный для усиления вашего собственного и бесполезный для любого другого; сверхлогический ум, лишенный эмоций; ум, способный клонировать себя и т. д.
2.4.1. Те типы искусственного разума, которые мы создаем сейчас и будем развивать в будущем, предназначены для решения конкретных, узкоспециальных задач. Искусственный разум должен существенно отличаться от человеческого, самосознание может оказаться для него серьезным недостатком.
Человеческий интеллект небезупречен, например, мы склонны к рефлексии и самокопанию. От искусственного разума мы ждем технической эффективности, а не эмоциональности или тенденции сомневаться во всем.
2.4.2. С другой стороны, умные машины должны выполнять мыслительную работу, которая для человеческого разума недоступна. Сейчас новые научные открытия требуют участия сотен интеллектов, в будущем научные задачи могут потребовать усилий сотен видов интеллекта. У ИИ будет совсем иной подход к науке, и его «инакость» может оказаться даже более ценным качеством, чем скорость или способность оперировать большим объемом данных.
2.5. С искусственным интеллектом будет быстро развиваться робототехника. До конца текущего века роботы отберут у людей 70 % рабочих мест. Ваш будущий финансовый успех зависит от того, насколько эффективно вы сможете с ними сотрудничать, уступая им всю тяжелую, утомительную и сложную работу. Секретом успеха станет оптимизация процесса общения с роботом, симбиоз человека и его персонального робота.
Человечество уже сталкивалось с подобной проблемой. В процессе индустриализации ручной труд был заменен механическим, и многие традиционные профессии исчезли. Но взамен возникло еще больше новых, и люди не остались без дела. Кроме того, гораздо больше людей смогли посвятить себя искусству, литературе, спорту или выбрать совсем уже уникальные творческие профессии.
2.5.1. Любую работу, как физическую, так и интеллектуальную, роботы могут или в ближайшем будущем смогут делать быстрее и эффективнее, чем человек. Кроме того, роботы способны делать вещи, недоступные для человека.
2.5.2. Когда мы передадим свои основные функции роботам и наши базовые потребности будут с легкостью удовлетворяться, мы обнаружим, что единственной задачей человека может стать изобретение новых потребностей, чтобы роботы их удовлетворяли. Они займут наше текущее место, но взамен инициируют создание работы мечты для каждого человека.