Квантовой механике уже больше века, однако в сознании многих людей она все равно находится где-то рядом с магией, потому что некоторые результаты квантовой науки не поддаются непосредственному наблюдению, а их логика противоречит нашим представлениям, полученным из жизненного опыта.
Вокруг квантовой механики есть два мифа:
1) она не стыкуется с классической механикой;
2) она применима только к объектам микромира.
На самом деле: 1) классическая физика – частный случай квантовой; 2) объекты макромира также обладают квантовой запутанностью.
Второй пункт применительно к человеку означает, что ему доступны сверхъестественные состояния, однако их достижение – это сложный процесс.
СМИ регулярно сообщают, что очередная компания пустилась в квантовую гонку, создав квантовый компьютер, превосходящий по количеству ячеек памяти все предыдущие, или разработав новые алгоритмы квантовой криптографии и так далее. Но что все это означает и к чему может привести?
Для начала нужно разобраться с явлением квантовой запутанности, которая лежит в основе всей этой «магии». В книге изложены фундаментальные понятия квантовой теории (суперпозиция, вектор состояний, декогеренция), ее физические и математические основания. Автор приводит как общепризнанные понятия и теории, так и гипотезы, которые разделяет ряд ученых, но которые еще не получили поддержки большинства в научном сообществе.
Однако «Квантовая магия» – не просто книга, популярно излагающая квантовую теорию и ее практическое значение. Автор также предпринимает попытку объединить науку и все сверхъестественные, до сих пор не объясненные явления, которые пока остаются прерогативой эзотерических течений. При этом он подчеркивает важность теоретических количественных моделей, в то время как любители всего необычного больше интересуются частными свидетельствами. В книге встречаются параллели между квантовой физикой и мировыми религиями, эзотерическими течениями и философской мыслью.
Для удобства читателей мы пометили фрагменты саммари, где заканчиваются научно доказанные факты и начинаются гипотезы автора другим цветом.