Современность

После распада Советского Союза политика США перестала отвечать потребностям миропорядка – угрозы, ради противостояния которой Америка создала НАТО, больше не существовало.

То, к чему мы привыкли относиться как к данности, – отсутствие войн, свободная торговля и все, что из этого вытекало, – на самом деле наиболее неестественный момент в истории, и потому он очень хрупок.

Индустриализация «на экспорт». По мере развития международных связей процесс индустриализации некоторых стран ускорялся. То, на что британцам потребовалось семь поколений, в Германии уложилось в четыре, а в Китае – в одно. Потому что эти страны шли по проторенному пути. Появление электроэнергии ускорило индустриализацию, а затем все ускорилось еще сильнее благодаря цифровизации. Знания теперь распространялись по нажатию кнопки. И это обеспечило создание глобального мира.

Несмотря на множество незапланированных перемен, глобальная мировая система работала. Это был восхитительный момент после холодной войны, когда голод и кровавые битвы практически исчезли с лица Земли.

Мировое разделение труда. Технологии распространялись все быстрее, свободная торговля сделала возможным их экспорт, и теперь целые страны обрели свою специализацию и полностью полагаются на импорт товаров других отраслей. Точно так же и большинство людей стали полностью некомпетентны в задачах, которые раньше были жизненно важными.

Гиперспециализация труда – сегодня норма, а торговля стала настолько сложной, что существуют отдельные экономические подсекторы для ее обслуживания (например, планирование складского хранения).

Если по той или иной причине – проблемы с инфраструктурой, климатом, ресурсами, пищей или безопасностью – система перестанет работать, политическая и экономическая карта мира изменится.

В постглобальном мире одни страны пострадают меньше других. Но представьте себе Шанхай без нефти, Берлин без стали или Эр-Рияд без продуктов питания.

Загрузка...