В конце 1980-х годов компания Motorola хотела заполучить доминирующие позиции на зарождающемся рынке мобильных телефонов. Благодаря высокой плотности населения компания без особого труда смогла обеспечить услугами связи жителей больших городов. В то же время предоставить подобный сервис жителям малонаселенных городов не представлялось возможным ввиду высокой стоимости вышек мобильной связи (каждая стоила в районе $100,000). Для того чтобы решить эту проблему, Motorola основала дочернюю компанию Iridium, целью которой был запуск 77 спутников, которые должны были обеспечить мир доступом к мобильной телефонии. Данный проект представлялся прибыльным, если бы всего лишь 1 миллион человек в мире купил бы телефон за $3000 и вносил бы плату $5 за минуту разговора. Инвестиции в проект Iridium и подобные проекты компаний конкурентов суммарно оцениваются в $10 миллиардов.
Проект провалился. Причина – использование линейных инструментов прогнозирования, основанных на прошлом, для оценки все ускоряющегося будущего. За 12 лет разработки проекта цены на установку вышек связи (так же как и цены на мобильные телефоны) стремительно упали, сделав проект нерентабельным.
Похожий и более известный случай произошел с компанией EastmanKodak, которая, не выдержав конкуренции с цифровой фотографией, в 2012 году объявила о банкротстве, несмотря на обладание патентами на цифровую съемку.
Причиной подобных провалов можно считать некомпетентность менеджмента. Однако это скорее системная ошибка, которую допускает абсолютное большинство экспертов в области технологий.
Согласно исследованию, проведенному Винодом Хосла (Vinod Khosla), консалтинговые компании с мировым именем (Gartner, Forrester, McKinsey and Jupiter) систематически ошибались в своих прогнозах по поводу среднесрочного роста рынка мобильной связи в десятки раз. Например, прогноз на рост с 2004 по 2006 год был 14 % в год. В реальности он оказался равен 100 % в год.
Другое важное событие, которое, по мнению авторов, хоть и не зависит, но коррелирует с наблюдениями, описанными выше, это появление компаний-единорогов, которые достигают миллиардной рыночной капитализации со скоростью, которая раньше представлялась невозможной.
Что объединяет все эти события? Авторы считают, что происходит смена парадигм – от линейной к экспоненциальной.
На протяжении большей части истории человечества производительность труда была линейной функцией от количества затраченных ресурсов. Во времена охотников и собирателей удвоение количества работающих людей вело к удвоению полученной провизии. Во времена индустриальной революции производительность многочисленно возросла, но осталась линейной. На наших глазах эта функция, связывающая вложенные ресурсы и полученный результат, преобразовывается в экспоненциальную.
Последние 60 лет наблюдений за производительностью компьютерных процессоров доказывают верность закона Мура. Более того, закон Мура становится применим к большинству современных технологий (закон Курцвейла). Это означает, что отношение цены к производительности таких технологий, как искусственный интеллект, роботехника, биоинформатика, медицина, наука о данных и т. д. будет как минимум удваиваться каждые 18 месяцев. Пересечение этих технологий (например, использование искусственного интеллекта в медицине), возможно, еще более ускорит процесс.
Примеры, иллюстрирующие закон Курцвейла:
• Стоимость 3Д печати упала с $40,000 (2007) до $100 (2014).
• Стоимость секвенирования ДНК одного человека упала с $10 млн (2007) до $1,000 (2014).
В чем же причина таких стремительных изменений? Ответ кроется в более широком распространении информации и более легком, быстром доступе к ней. Начался фундаментальный сдвиг от физического к информационному миру. Физические объекты, без сомнения, остаются, но меняются наши отношения с ними.
В 1991 году в мире насчитывалось около 500 миллионов мобильных устройств, в 2004 году это число возросло до 8 миллиардов. А к 2035 году благодаря развитию интернета вещей это число увеличится до 1 триллиона устройств.
Авторы считают, что информационная революция только началась и основные изменения ожидают нас впереди. Некоторые исследователи-футуристы также считают, что в скором будущем наступит момент сингулярности.
Сингулярность – гипотетический момент, по прошествии которого, по мнению сторонников данной концепции, технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию, предположительно следующий после создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграции человека с вычислительными машинами либо значительного скачкообразного увеличения возможностей человеческого мозга за счет биотехнологий.
Чтобы сделать концепт сингулярности более осязаемым, авторы приводят пример Apple iPhone и то, как его появление изменило рынок потребительской техники, музыки и интернета. Можно себе представить изменения, которые будут вызваны, например, открытиями в области искусственного интеллекта.
Изменения коснутся всех, даже самых консервативных отраслей.
Например, индустрия строительства вследствие проникновения интернета и информации вынуждена была стать более прозрачной и эффективной. Помимо того, по оценкам экспертов, технологии 3Д-печати и ПО, используемое для дизайна и визуализации, способны сократить количество рабочих мест в этой индустрии минимум на 25 % в течение следующих 10 лет.