В марте 2016 года разработанная Google программа для игры в го выиграла партию у корейского чемпиона Ли Седоля. В сентябре Alphabet, IBM, Microsoft, Facebook и Amazon объявили о создании партнерства в сфере искусственного интеллекта. В октябре того же года глобальный объем мобильного интернет-трафика впервые превысил объем трафика с настольных устройств.
Эти события ознаменовали наступление постмобильной эры, в которой ключевую роль играет развитие:
▶ искусственного интеллекта;
▶ облачных вычислений;
▶ технологии сбора и обработки больших данных;
▶ блокчейна.
Вместе они создают фундамент для преобразования промышленности, инфраструктуры и для глубоких изменений в социальной сфере.
Несмотря на то что в развитии цифровых инструментов есть явные глобальные лидеры (Amazon, Microsoft, IBM и Google), в узких нишах успеха могут добиться и компании помельче. Авторы описывают, как Oracle и Salesforce скупают небольшие фирмы, чтобы завладеть перспективными патентами и дополнить свой цифровой портфель разнообразными нишевыми сервисами.
Традиционные IT-поставщики переориентируют свой бизнес под облачные вычисления, а те, кто не успел этого сделать, вынуждены дробить компании и выбывают из гонки за лидерство.
В наше время обмен данными стимулирует экономическое развитие гораздо сильнее, чем традиционный товарооборот. Важнейшей характеристикой развития стал предложенный Oxford Economics и Accenture индекс «цифровой плотности», описывающий уровень проникновения цифры в производственные процессы.
Расчеты показывают, что повышение «цифровой плотности» на каждые 10 % дает рост ВВП на душу населения на уровне 0,5–0,62 %. При этом показатель счастья вырастает на 1,3 пункта.
Половину списка крупнейших компаний планеты занимают IT-гиганты, и их доля постоянно растет.
Цифровая экономика в конечном счете обеспечивает рост благосостояния и социальной удовлетворенности граждан, но увидеть это на коротком отрезке развития мешает так называемый парадокс взаимосвязи, описанный Робертом Дж. Гордоном в книге The Rise and Fall of American Growth в 2016 году.
Внедрение новых технологий вызывает такие парадоксальные эффекты, как:
▶ временное падение производительности труда в переходный период;
▶ смещение фокуса с потребностей личности и общества на развитие технологий;
▶ усугубление имущественной поляризации (доходы обеспеченных растут, малоимущих – падают).
На наших глазах с внедрением информатизации меняются требования к сотрудникам всех отраслей и организаций: теперь наряду с профессиональной компетентностью необходима и цифровая.
Несмотря на то что в целом цифровая грамотность растет, около 40 % китайских компаний жалуются на нехватку кадров, владеющих передовыми цифровыми инструментами.
Развитие интернета не только создает новые рабочие места, но и снимает такие традиционные ограничения, как привязка сотрудника к рабочему месту, работа на одного работодателя, жесткий рабочий график и т. п. Все больше людей становятся фрилансерами и сотрудничают в нескольких виртуальных организациях, максимально полно раскрывая свой творческий и профессиональный потенциал.
Рост цифровой грамотности населения повышает общий культурный уровень страны, помогает сформироваться поколению, которое легко адаптируется к новой реальности и свободно общается в сетях. Важно, что люди, обладающие цифровыми компетенциями, отличают точную информацию и разоблачают фейки, таким образом сохраняя чистоту информационного пространства.