В 2023 году обычный ноутбук за $1 тысячу будет обладать такой же вычислительной мощностью, как наш мозг. А через 25 лет гаджет тех же размеров будет скрывать в себе мощь всех семи миллиардов человеческих мозгов. Впрочем, к 2050 году мы давно расстанемся с самим понятием «ноутбук», даже виртуальные очки будут встречаться разве что в музеях: виртуальная жизнь будет протекать не на экране гаджета, а сольется с жизнью реальной.
Если это звучит как фантастика, вспомните про возможности наших гаджетов 15 лет назад. Имея телефон в кармане, мы не могли выйти в интернет, заказать такси, прочитать новости. Мы могли лишь позвонить! Впрочем, и эта возможность казалась чудесной, вспомните про такую неудобную реальность 1990-х…
Столь стремительное усовершенствование гаджетов объясняется законом Мура.
В 1965 году инженер Гордон Мур предсказал, что число электронных компонентов, из которых состоят микросхемы, будет удваиваться каждый год – а значит, каждый год будет удваиваться компьютерная мощь гаджетов.
Для всех нас это означает одно: не стоит торопиться с покупкой новой модели компьютера, через два года она будет стоить в два раза меньше. Этот принцип работает до сих пор, объясняя почти абсолютную доступность смартфонов. Однако у него есть предел, предсказанный самим Муром. Уже в новом тысячелетии инженер заявил, что к 2025 году его закон перестанет работать, ведь существуют чисто физические ограничения того, насколько мелкими и энергоемкими могут быть составляющие наших гаджетов. Впрочем, оптимисты с Муром не согласны, ведь и физика не стоит на месте, изобретая все более энергоемкие материалы.
Физика стоит на службе у компьютеров – вот почему изменения столь стремительны. Технологии сильны связями: чем эти связи разнообразнее и прочнее, тем быстрее наступает такое непривычное будущее. Новые виды лекарств разрабатываются быстрее, потому что в их разработке уже участвует искусственный интеллект. Развитие искусственного интеллекта невозможно без использования новых энергоемких носителей, которые позволяют компьютерам умещаться в кармане пиджака, а не занимать целую комнату. Мобильность и многофункциональность телефонов делают их оперативными помощниками в самых разных сферах жизни.
Виртуальные связи между смартфонами, GPS-навигаторами, всевозможными датчиками и устройствами становятся все теснее, превращаясь в глобальный интернет вещей, где кухонная плита знает, что приготовить вам на завтрак, а виртуальный помощник лучше вас осведомлен, какое кино вы хотите посмотреть вечером после работы. Благодаря конвергенции технологий[1] все это придет в нашу жизнь быстрее, чем кажется.
Главный техноидеолог Рэй Курцвейл рассчитал, что следующее столетие вместит в себя 20 тысяч лет технологических изменений.
1. Инерция сознания. Человеческий мозг – очень консервативная штука: он сформировался в те времена, когда наши предки сидели вокруг костров и боялись хищников, и мало изменился с тех пор. А вот окружающая реальность менялась слишком быстро. Мы мало восприимчивы к сложным взаимосвязям разных явлений, потому что привыкли мыслить линейно, измеряя завтрашний день вчерашней меркой. К тому же гаджеты слишком легко приходят нам на помощь: мы с радостью доверяем им все повседневные операции, включая сложение и вычитание двузначных чисел. В результате мы понемногу глупеем, а искусственный интеллект, помогающий нам со счетом и всем остальным, напротив, стремительно умнеет.
2. Инерция бизнеса. Слишком многие компании, даже самые крупные, работают по сценариям, которые сформировались 100–200 лет назад, в эпоху индустриальной революции. А как быть с блокчейном, продажами в интернете и растущей китайской экономикой? Незнание рисков чревато быстрым крахом: по прогнозам, 40 % компаний из списка Fortune 500 обанкротится в ближайшие 10 лет.
1. Оцифровка (digitalization). Если вас нет в интернете, вас нет нигде, потому что все становится Сетью. В 2020 году количество подключенных к интернету вещей превышает 50 млрд, и оно лишь увеличивается, причем в геометрической прогрессии.
2. Уловка/обман (deception). Это слово можно перевести на русский с разными смысловыми оттенками, потому что внедрение в нашу жизнь новых возможностей вроде блокчейна или криптовалют всегда противоречиво. Будущее лукаво.
3. Разрушение (disruption). Благодаря технологиям привычные вещи меняют свои свойства. И если трансформация рукотворных предметов более привычна, то вмешательство в биологическую природу человека еще кажется чудом. Но после того как Крейг Вентер в 2010 году синтезировал первую в мире искусственную бактерию, этот рубикон был пройден. Тогда же, в 2010-м, в США с помощью 3D-принтера научились создавать кровеносные сосуды – сегодня, спустя 10 лет, их производство поставлено на поток. По прогнозам, трехмерные печатные органы появятся на рынке к 2023 году.
4. Удешевление (demonetization). Сколько стоит сегодня сделать качественное фото? Нисколько, если телефон у вас в кармане. А ведь мы еще помним про какие-то фотостудии… Но самый яркий пример – сам телефон: разработка его современной версии в 1980 году обошлась бы в $110 млн, а получившийся в результате такого безумно дорогого стартапа гаджет был бы 14 метров в длину и требовал около 200 киловатт энергии. Привычная нам GPS-навигация в 1981 году уже не была фантастикой, но стоила $120 тысяч.
5. Дематериализация (dematerialization). Электронные книги вместо бумажных, Википедия вместо толстых томов, iTunes вместо музыкальных магазинов… Список перебравшихся в виртуальность вещей растет с каждым днем.
6. Демократизация (democratization). Технологии не только стремительно совершенствуются, но и стремительно дешевеют, а значит, становятся все более доступными. Доходит до абсурда: сегодня больше жителей Африки имеют доступ к сотовой связи, чем к чистой воде.
1. Экономия времени. Каждый раз, когда вы озадачиваете Google очередным вопросом, технология экономит вам 15 минут по сравнению с прошлыми, бумажно-библиотечными временами. Бытовые хлопоты отнимают у нас всего полтора–четыре часа в неделю, а наши предки век назад тратили на это 58 часов – без электричества и водопровода.
Когда Джобс создавал первые модели своих компьютеров, он изводил коллег требованием делать машины быстрее – даже если речь шла о секундах. «Скажем, мы можем сэкономить 10 секунд от времени загрузки, – рассуждал Джобс. – Умножьте это на 5 миллионов пользователей, и это будет 50 миллионов секунд каждый день. Больше года – это же десятки жизней! Стоит того, не так ли?» Сегодня мы понимаем: Джобс не ошибся.
2. Всегда на связи. В 2010 году к интернету были подключены 1,8 млрд человек, к 2017-му уже 3,8 млрд – половина земного шара. Деление на онлайн и офлайн стремительно устаревает.
3. Долголетие. Рэй Курцвейл заявляет, что скоро наука научится удлинять наши жизни вдвое: более чем на год за каждый уже проживаемый год. Столетний юбилей перестанет быть бонусом редких счастливчиков. Живя дольше, мы накапливаем опыт, становимся мудрее; дольше сохраняя силы, мы будем куда эффективнее для общества. Если бы Блез Паскаль и Эйнштейн дожили до 100 лет, они смогли бы сделать для науки куда больше… Но как скоро медицина придет на помощь? «Уже к 2030 году», – обещает Курцвейл.
4. Больше свободного времени – больше гениев. Хотя измерение IQ и не единственный показатель гениальности, тест по системе Стэнфорда-Бине показывает, что 1 % населения соответствует этому критерию. Это 75 млн человек с неплохими умственными способностями. Еще 50 лет назад эти способности имели куда меньше шансов проявиться, потому что потенциальный гений сидел в маленьком провинциальном городке и почти не имел доступа к информационным сокровищам цивилизации, не общался с себе подобными. А 200 лет назад потенциальный гений мог вообще не дожить до отрочества. Технологии обеспечивают нас связью, обещают долголетие и позволяют не заботиться об элементарном выживании – а значит, у человечества появляется куда больше времени на полезные размышления о главном.
5. Новые деньги. Технологии подарили человечеству нового золотого тельца – криптовалюту. Агентство Bloomberg назвало биткоин самым эффективным активом десятилетия: первым товаром, купленным в 2010 году за криптовалюту, были две пиццы – с тех пор, за 10 лет, биткоин вырос на 9 000 000 % (для сравнения: золото за этот срок подорожало лишь на 25 %). Важно, что эти доходы непосредственно работают на технологии. Объем инвестиций в разработку искусственного интеллекта вырос с $5,4 млрд в 2017 году до $9,3 млрд в 2018-м; затраты на биотехнологии росли столь же уверенно: с $11,8 млрд (2017-й) до $ 14,4 млрд (2018-й).