«Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
Погружение в этот радикал, как и, в дальнейшем, в другие составляющие человеческого характера, предлагаю начать с примера.
Речь зашла о водке. Собственно, несколько мужчин пили виски, и кто-то, открывая тему национальных горячительных напитков, заметил, что шотландцы, дескать, по праву гордятся своим крепким зельем и заставили весь мир его уважать.
– Нет людей, которые не любят виски, есть люди, которые пока не нашли свой сорт, – Сергей процитировал старинную поговорку.
– Зато у нас есть водка, – патриотично настроенный Анатолий залпом допил скотч. – Водка лучше.
– Сравнил, – скептически протянул Сергей, покручивая на столе стакан с толстым дном, заставляя плескаться в нём ароматную янтарную жидкость. – Во-первых, водка значительно грубее по своим вкусовым качествам. Во-вторых, даже этот простецкий напиток у нас, по-моему, разучились производить.
– С чего ты взял? – в диалог вмешался Евгений. Сергей и Толик переглянулись. Их удивило не то, что Евгений вступил в разговор, а то, что он – человек, любящий поговорить и себя послушать, – не сделал этого до сих пор.
– Так с чего же ты это взял? – Евгений дотянулся до своей, лежащей почти в центре стола, на видном месте, солидной дорогой зажигалки, прикурил сигару, выдержал эффектную паузу, картинно выпустил струю дыма изо рта и только после этого продолжил.
– В России, да будет вам известно, есть компания, производящая великолепную водку. Ве-ли-ко-леп-ну-ю! – он направил кончик сигары вверх, как восклицательный знак. – В рецептуре – вековые традиции, а технологии самые современные… Водка, по сути, это смесь спирта и воды. Казалось бы, действительно, проще простого, – ан нет. Какого спирта! И какой воды!.. Спирт эти парни покупают у татар. А татары не только у нас, но и в мире, пожалуй, одни из лучших его изготовителей. Их спирт только класса «люкс», другого они знать не хотят, а выше по качеству не бывает. Так вот, даже в тех бутылках водки, на которых написано «произведено из спирта «экстра» (это классом ниже), на самом деле спирт «люкс». Нужно занять все ценовые ниши, вот и пишут «экстра», чтобы была возможность выставить продукт в линейку более дешёвых марок.
Евгений торжествующе оглядел собеседников, будто рассказывал сейчас о себе. Это он не разменивается на всякое там «экстра». Только «люкс»! Убедившись, что друзья его внимательно слушают, продолжил:
– Теперь о воде. Знаете, вода перед купажом водки должна подвергаться так называемой «подготовке» – очистке, проще говоря. Ребята купили для этого оборудование в США. Баснословно дорогое! Качают воду из собственной артезианской скважины (а завод находится в прекрасном экологически чистейшем месте) и пропускают через систему. Однократно. Потому что двукратная очистка превращает её уже в воду для инъекций. В ампулы можно запаивать. А это «не есть хорошо» для вкуса будущей водки. Кстати, спирт тоже ещё раз очищают. Для этого установлены огромные угольные колонны – фильтры. Купаж – приготовление напитка – производится в специальных ёмкостях, типа цистерн. Из нержавеющей стали с каким-то особым покрытием. Когда идёт купаж, их главный технолог днюет и ночует рядом с этими цистернами. Не дай Бог, температура или влажность наружного воздуха изменятся – к примеру, дождь пойдёт или подморозит. Он сам вручную меняет режим – электронике не доверяет. Владелец компании говорит, что если будет война, то он своей грудью этого технолога прикроет от пули. Ну, про войну он шутит, положим. А про то, что прикроет грудью – нет.
– И какие же марки они производят? – заинтересованно спросил Анатолий.
– Обычную водку, а ещё – с добавлением мёда, лимона и… апельсина кажется. Да, вот что интересно. Оказывается, водка lege artis (по всем правилам) не должна содержать никаких искусственных добавок. Чтобы сделать водку с мёдом, они в Липецкой области покупают самый лучший мёд, привозят в бидонах на завод, готовят из него по какому-то эксклюзивному рецепту ароматический спирт. Бесцветный, но сохраняющий насыщенный букет свежего мёда. И уже этот спирт добавляют при купаже. То же самое с цитрусовыми. В приготовлении ароматических спиртов используют только кожуру – цедру. Очищенные фрукты поступают в заводскую столовую – для витаминизации работников. Вообще, у них бесплатная столовая для всех категорий сотрудников. И порядок в цехах идеальный. Атмосфера абсолютной трезвости, я не шучу! Гордятся своим производством буквально все – от руководства до секретаря в отделе кадров.
– Представляю, сколько стоит бутылка такой водки! – Сергей скривил губы в скептической улыбке.
– Говорю вам, они выставляют свои продукты во всех ценовых диапазонах. От «эконом-класса» до «суперпремиума». И хозяин бизнеса предпочитает в застолье водочку не самую дорогую, средненькую по цене. «И не потому», – сказал он мне как-то по дружбе, – «что я небогатый человек». У него, реально, очень большое состояние. Очень! Так что дело не в экономии, просто водочка великолепная. Как я и утверждал с самого начала. Да, и ещё один любопытный штрих: на каждую бутылку они наклеивают маленькую этикетку, где указан состав неизбежных примесей в водке. Слева то, что допускается по ГОСТу, справа – то, что сейчас в этой бутылке. Внутрифирменный стандарт. Покупатель может обратиться в лабораторию по месту жительства и проверить, так ли это на самом деле. И взыскать штраф с производителя, если что. Ребята держат уровень! Я вам скажу – впечатляет. Сивушных масел и сложных эфиров в десять раз меньше допустимого. Чистейшая водка! Правда, уксусный альдегид всего раза в два ниже ГОСТа. Это потому, что угольный фильтр, очищая спирт от сивухи, отдаёт, как они говорят, в него альдегид. Ну, да это не страшно. Виски и коньяк, насколько я знаю, от сивухи вообще не чистят. Поэтому они, конечно, пахнут приятно, но вредны для организма. А у этих парней водка ничем не пахнет. Ставят два стакана на стол – в одном вода, в другом водка – и на спор принюхиваются, определяют, где что. Да вы можете спросить у Николая. Вы же его знаете. Они с другом как-то взяли несколько бутылок этой водки, на другой день подходят ко мне и говорят: «Зря выбросили деньги». «Почему?», спрашиваю. «Да потому, что выпили всё, захмелели, а утром ни мутит, ни голова не болит. Непорядок». – Евгений хохотнул, поглядел на потухшую сигару и вновь щёлкнул затвором зажигалки.
– Да как называются-то их марки? – Анатолий вопрошающе смотрел на Евгения.
– А вам зачем? Вы же водку, насколько я понимаю, не пьёте. – Евгений, улыбаясь, поправил белоснежный манжет, схваченный золотой запонкой.
– Брось ты, жить в России и не пить водки – нонсенс! – Анатолий победно хлопнул ладонью по столу.
– Ты, раз уж сказал «А», говори и «Б», – нахмурился Сергей. – Как называется водка, кто производитель?
– Ба, ба, ба! Что я слышу? – Евгений торжествующе приподнял подбородок. – Наш любитель виски снизошёл до вульгарного напитка.
– Не для себя, не для себя! – Сергей замахал руками. – Но скоро праздник. День Победы. Я хочу моим старикам поставить на стол качественный продукт. Ну, не ломайся. Говори название, я по дороге домой куплю.
Этот разговор – зарисовка с натуры. Я присутствовал при нём. Знаю человека, названного здесь Евгением. Если кто-то думает, что он – продавец водки, то ошибается. У Евгения свой небольшой, но вполне, по нашим временам, устойчивый бизнес, не имеющий отношения к производству и продаже алкогольных напитков.
Приглядимся к деталям. Рассказывая о водке (сразу замечу, что этот господин мог бы повествовать в том же духе о чём угодно), Евгений попивает престижный «скотч», курит сигару, щёлкает дорогой зажигалкой так, чтобы это видели все, манерничает, важничает. Вставляет в речь архаизмы («ан нет», «да будет вам известно», «ба-ба-ба!» и др.; так сейчас в быту почти не говорят, но рассказчик привычно стилизует свою речевую продукцию под «художественную литературу»). Часто употребляет сильные и яркие эпитеты: великолепный, баснословный, чистейшая. Сияет ослепительно белыми манжетами и золотыми запонками. Словом, демонстрирует себя во всех выигрышных ракурсах.
И, главное, надолго завладевает общим вниманием. Убедительно и эффектно (не знаю, удалось ли мне хоть в какой-то мере передать впечатление, произведённое его рассказом) развивает тему, случайно возникшую в ходе застолья. Повторяю, возникни другая тема, ему тоже было бы что сказать.
Какую же цель он преследует в разговоре (ведь не водку же рекламирует, в самом деле)? Чего он хочет, осознанно или интуитивно? – Обратить на себя благожелательное внимание, создав иллюзию собственной эксклюзивности (в данном случае, редкой осведомленности). Заинтересовать окружающих собой. Да, именно, собой. О чем или о ком ни говорили бы обладатели истероидного радикала – а поведенческие проявления именно этого радикала мы сейчас обсуждаем – они повествуют о себе, нахваливают себя, даже если при этом формально превозносят до небес чужие заслуги.
Бросаясь терминами, описывая «технологические процессы», наш Евгений добивается того, что его принимают за знатока. А ведь он не имеет отношения к обсуждаемому производству, и его знания поверхностны.
Попутно он создаёт впечатление своего высокого социального статуса. Помните его слова: «Сказал он мне как-то по дружбе», «у него очень большое состояние»? Это он о владельце водочной компании, с которым, якобы, на дружеской ноге. Хотя в действительности Евгений и этот человек, представитель российской деловой элиты, принадлежат к разным социальным слоям.
Евгений – истероид[7]. И присутствующий в его характере истероидный радикал всегда будет направлять его к очевидному, востребованному, но весьма специфичному результату – созданию иллюзии благополучия (успеха, высоких достижений, социальной значимости, обладания особо ценными личными качествами и т. п.).
Какова природа такого поведения, что можно сказать о его происхождении и механике? Почему иллюзия, а не что-либо другое, становится продуктом этого, весьма распространённого в социуме, радикала?
Кому нужны иллюзии, кто и на каких условиях готов взамен предоставлять нечто подлинное? Где пригождаются истероиды с их демонстративностью, иллюзорностью, а в каких сферах деятельности их присутствие нежелательно?
Давайте – не спеша, не упуская важных подробностей – разберёмся в истероидности, как поведенческой тенденции, рождаемой истероидным радикалом.
Информация к размышлению. В трудах по психиатрии (точнее, психиатрической характерологии) многим типичным вариантам поведения даются весьма нелестные оценки. Но так называемому «истерическому» (демонстративному) характеру в этом смысле достаётся, похоже, больше всех. Складывается впечатление, что им… брезгуют, что ли? Один из виднейших психотерапевтов нашего времени М.Е. Бурно, при всём очевидном стремлении увидеть в «истериках» нечто позитивное, тем не менее, вынужден констатировать: «часто клянут демонстративных, смеются-потешаются над ними»[8].
Вот несколько цитат из специальной литературы, посвящённой истерическому характеру. Судите сами.
«Существо демонстративного склада – в склонности увлечённым позированием тешить своё уязвимое честолюбие, тщеславие… Ухаживая за больным мужем, недовольная таким «гнусным» занятием, истеричка поминутно упрекает, оскорбляет этого беспомощного человека, жалуясь вслух на свою «горькую» судьбу сиделки, а через несколько дней на его могиле, с чистым сердцем, благополучно вытеснив прежние упрёки мужу, причитает-рыдает так, будто готова была бы ещё целый век терпеливо за ним ухаживать… Даже большим горем (например смертью единственного ребёнка) истеричка нередко «депрессивно»-демонстративно упивается или трагически-томно смакует его, как дорогое вино»[9].
«Если в какой-нибудь области истерику приходится столкнуться с соперником, то он не пропустит самого ничтожного повода, чтобы унизить последнего и показать ему своё превосходство. Своих ошибок истерики не сознают никогда; если что и происходит не так, как бы нужно было, то всегда не по их вине… По отношению к тем, кто возбудил их неудовольствие, они злопамятны и мстительны. Будучи неистощимы и неразборчивы в средствах, они лучше всего чувствуют себя в атмосфере скандалов, сплетен и дрязг. В общем, они ищут лёгкой привольной жизни… Духовная незрелость истерической личности, не давая ей возможности добиться осуществления своих притязаний путём воспитания и развёртывания действительно имеющихся у неё способностей, толкает её на путь неразборчивого использования всех средств воздействия на окружающих людей, лишь бы какой угодно ценой добиться привилегированного положения»[10].
«Смущение демонстративной личности чуждо, а повышенный интерес со стороны она принимает с величайшим удовольствием и стремится «испить чашу до дна». Любопытно, что если внимание собравшихся, как бывает иногда, носит недоумевающий или даже неодобрительный характер, то истерик легко закрывает на это глаза: лишь бы быть заметным»[11].
Однако крайне важно понимать, что психиатры (в приведенных выше текстах, в частности) ведут речь о так называемых патологических характерах, психопатиях, где особенности поведения выражены чрезмерно и мешают нормальной адаптации человека к среде обитания. Характеры в психиатрии обсуждаются в аспекте проблем, которые они создают своим обладателям и тем, кто их окружают.
Психология имеет дело с полноценной психикой и, напротив, призвана объяснить преимущества различных характеров, подчеркнуть их положительную роль. Ведь «полноценность» в данном контексте означает, прежде всего, уживчивость. Умение наладить взаимовыгодные, конструктивные социальные связи.
Человек – существо общественное. Наша способность (или неспособность) быть полезными, востребованными, сотрудничать на взаимовыгодной основе – без преувеличения, вопрос жизни и смерти. Мы не выживаем в одиночку. Поэтому в психологической традиции «характер» – это способ успешной адаптации, а не причина дезадаптации. Другими словами, характер – это набор достоинств, дарованных человеку природой, а не изъянов.
В этой связи, прошу обратить внимание, что мы называем «истероидным»[12], а не истерическим, радикал, изучение которого продолжаем. Подчёркивая тем самым, что он несёт в себе свойства, подобные истерическому характеру, но он ему не тождественен.
Существенная разница также и в том, что истероидный радикал понимается нами не как «особенная личность», не как целостный реальный характер, а как его часть – совокупность качеств поведения, связанных общим происхождением (от одних и тех же внутренних условий – базовых особенностей психики). Характер включает в себя несколько радикалов. Следовательно, «истероидного характера» в нашем понимании нет, поскольку не существует обладателей одного лишь истероидного радикала.
«Истероид» (так же, как «шизоид», «эпилептоид» и т. д.) – это модель для изучения соответствующего радикала, а не, в полном смысле, реальный индивид.
Истероидный радикал формирует специфическую тенденцию в поведении человека. Поведенческая тенденция – это более или менее осознанное стремление к определённым целям, результатам