Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.
Жизнь – игра, игра азартная, она привечает тех, кто готов к действиям и не боится риска. Когда-то, в 90-е, еще до того, как появились в каждом доме компьютеры и компьютерные игры, в моде были книги-игры, построенные по принципу квестов. Вы от имени героя изучали предложенную автором ситуацию и выбирали путь следования. Согласно этому выбору вам нужно было открыть указанную страницу и прочесть к чему ваше решение привело. Конечно, у вас всегда оставалось право переиграть партию или заранее хитро ознакомиться с последствиями. В реальности такого не бывает, но подключив собственный разум, не так сложно просчитать ближайшее будущее, как со знаком плюс, так и со знаком минус. К тому же, встав на место героя, вы были лишены всяческих ограничений и страхов, которые постоянно заставляют нас стопорить прогресс.
Подключив собственный разум, не так сложно просчитать ближайшее будущее, как со знаком плюс, так и со знаком минус.
Одним из увлечений в долгие часы досуга для многих является компьютер. Интернет становится окном в мир, где люди получают необходимое общение, а компьютерные игры развлекают и позволяют на несколько часов почувствовать себя настоящим вершителем судеб. Возможно, психологи правы, утверждая, что в каждом из нас живет ребенок. Большинство, дожив до солидных лет, все равно не прочь подурачиться. А обучение и для взрослых больше пользы приносит в игровой форме. Предлагаю вам небольшой эксперимент. Посмотрите на задачи и цели, поставленные перед собой, как на игру.
Чтобы перейти к действию, следует разобраться с самим собой, разграничив реальные возможности от надуманных страхов.
Собственно, об этом говорил еще Эрик Берн. Взаимоотношения людей построены на общении, а общение – это большая игра. Ежедневно, ежечасно, ежеминутно мы вступаем в контакт с окружающими. И далеко не всегда обе стороны получают удовольствие от столкновения. Человек иерархичен и привык соблюдать субординацию. Конечно, наш уклад заметно отличается от мироустройства в Древнем Китае, где цвет одежды указывал на положение человека в обществе, а следовательно, и накладывал отпечаток на стиль и манеру общения. Но и в нашей жизни есть свои правила. Я не говорю об элементарной вежливости и уважении к старшим, а также о доброжелательности. Это само собой разумеющиеся основы поведения, так же как и соблюдение норм морали, впитанных с молоком матери. Речь пойдет о другом.
Наши далекие предки отправлялись на охоту, чтобы утолить голод, искали пещеру, чтобы обезопасить себя и семью от врагов, и вступали в смертельные поединки ради любимой женщины. Сейчас времена изменились: чтобы добыть пропитание, мы отправляется в супермаркет, чтобы позволить себе комфортабельную пещеру, копим деньги, ну, разве что по-прежнему возможны кулачные бои за обладание любимой. Чтобы получить деньги, нам приходится работать на благо общества: проводить лучшие годы жизни в офисе, уткнувшись в монитор, или на заводе, у станка, или за прилавком. Вступать в контакт с коллегами и начальством. Дома строить отношения с родными и близкими. Частенько эти отношения доставляют удовольствие особое, как увлекательная игра. В четырех стенах небольшого офиса могут кипеть мексиканские страсти, а в кабинете у шефа разворачиваться психологические триллеры.
Многое зависит от жизненных приоритетов и иерархии ценностей. Кому-то важнее семья, кому-то любовь, кому-то карьера, а кто-то предпочитает жить для себя. Но всем свойственно стремиться к цели, пусть даже иногда кажется, что человек не трогается с места и не предпринимает никаких действий. В Экклезиасте есть замечательная фраза: «Все суета сует», – и воспринимать ее можно двояко. Кто-то увидит в ней великую пустоту и тщетность бытия, а кто-то разглядит мудрость всеобъемлющую, гласящую, что в мире очень мало по-настоящему трагичных событий и не стоит из-за мелочей страдать, тем более что большинство проблем мы придумываем себе самостоятельно. Стоит всегда помнить, что жизнь цветная, она не может быть только черной или только белой, а наша задача научиться всегда отличать ее краски и верить в чудеса.
Не раз в литературе встречалось сравнение человеческих судеб и земной жизни с огромной шахматной партией, где Высший разум, или Бог, устанавливает свои правила игры. Да и склонность самих людей к игровому началу не осталась без внимания в психологии. Если вспомнить идею учения Эрика Берна, то окажется, что в каждом из нас живет три начала: Родитель, Взрослый и Ребенок. И в зависимости от ситуации и личных особенностей индивида эти начала проявляются в той или иной ситуации. А еще он утверждал, что люди действительно играют в игры. Приведу пару небольших цитат из его всемирно известной работы «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».
На языке психологии состояние «Я» можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего «Я», которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие категории:
• состояния «Я», сходные с образами родителей;
• состояния «Я», автономно направленные на объективную оценку реальности;
• состояния «Я», все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.
Неформально проявления этих состояний «Я» называются Родитель, Взрослый и Ребенок.
1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний «Я», повторяющих состояния «Я» его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния «Я» при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это понятие, можно сказать: «Каждый носит в себе Родителя».
2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их «Я». На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».
3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку»
«Игрой» мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождения, на наш взгляд, двумя основными характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша. Процедуры бывают успешными, ритуалы – эффективными, а времяпрепровождение – выгодным. Но все они по своей сути – чистосердечны (не содержат «задней мысли»). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда – драматичным.
Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом.
Понаблюдайте за своим поведением, не важно, сколько вам лет, какой социальный статус вы занимаете в обществе. Понаблюдайте за родными и близкими. Обязательно найдется человек, к которому вы относитесь покровительственно, воспринимая его как подшефного. Вы помогаете ему, журите как ребенка за необдуманные поступки, наставляете на путь истинный. А порой вам хочется кого-то одернуть за недостойное поведение, которое в вашем понятии не соответствует данному человеку. Зато иногда вы с чистой детской радостью способны посмотреть на мир, вспомнив свое детство и даже вернувшись туда на пару мгновений. Бывает же и так, что вас одолеет чисто детская обида, появится желание сделать маленькую гадость, разумом вы поймете человека, доставившего вам неудобства, но печалиться не перестанете. И я не упоминаю случаев обыкновенного упрямства, когда эмоции берут верх над разумом.
Я, к примеру, человек довольно серьезный, но, оказавшись пару лет назад в парижском Диснейленде, напрочь забыл о своей серьезности и недавнем в ту пору сорокалетии. Как мальчишка, я наслаждался всеми прелестями на этом празднике жизни. Меня совершенно не коробило, что господин, чьи виски тронула седина, генеральный директор пусть и скромной, но личной фирмы, промышляющей рекламным бизнесом, в костюме индейца на лошади смотрится потешно. А что такого? Что в этом постыдного? Только то, что такие индивиды более гармонично смотрятся в качестве посетителей Лувра? Смею вас уверить, я там был не одинок, Диснейленд давно уже не только страна детей, взрослые тоже не прочь сбежать туда от череды серых будней. Конечно, Лувр я посетил, полюбовался и на Джоконду, и на Венеру Милосскую, но, смею вас заверить, именно Диснейленд оставил у меня самые яркие впечатления. Когда взрослые люди тратят свой досуг на компьютерные игры, с азартом разгоняя монстров, спасая миры или ворочая целыми империями, – это в порядке вещей. А почему я должен идти против себя и скрывать это?
Не опасайтесь быть самим собой, от этого еще никто не умирал.
Отвлекитесь от философских рассуждений, от жалости к себе, от того, как вы привыкли себя представлять, осознайте, что вы – участник большой игры. Вам нужно что-то найти, выполнить миссию, для этого придется подключить смекалку, ум логическое мышление.
Итак, игра началась. Как всякая игра, она начинается с выбора главного героя. Вы либо выбираете себе персонаж по вкусу, либо изучаете того, за кого вам отныне придется принимать решения. Следовательно, нам для первого уровня неплохо подобрать ключик к самому себе. Что значит узнать себя, если еще Сократ заявлял, что он ничего не знает? Просто вам предстоит заново познакомиться с собой, раскрыть настежь чулан подсознания, произвести инвентаризацию имеющихся в наличии ценностей, избавиться от ненужного мусора. И после обновления отправиться навстречу приключениям.
Осознайте, что пришла пора измениться, вы готовы к возрождению из пепла, дорогу осилит идущий.