На сегодня в Германии изданы две мои книги, а в России эта, получается, восьмая. Все эти книги, каждая со своей позиции, исследуют и объясняют один и тот же предмет – духовную энергетическую практику, соприкосновение с которой, не побоюсь громких слов, оказалось для меня удивительным счастьем. Подробнее о своей истории я рассказываю сразу с первой главы. Сейчас я бы хотел несколько слов сказать о Предмете, который в близком кругу мы называем просто – Практика.
Есть восточная притча, где несколько групп людей в кромешной темноте ощупывали слона. Им сказали, что сейчас у них появится возможность изучить это редкое и невиданное в тех краях животное, но при одном условии: делать это надо было в темноте, полагаясь только на тактильные ощущения, воображение и опыт.
Одна группа людей стала ощупывать ноги слона. Другая изучала хобот. Третьи дотягивались до крупа. Разумеется, после полученного опыта изучения на вопрос, на что же, по их мнению, похож слон, каждая группа дала свой ответ.
Я себя ощущаю таким же исследователем слона. Только мой слон – Практика, с которой я когда-то соприкоснулся. Она позволила мне получить желаемый результат, расширила границы понимания о жизни в целом. Разбудила также и любопытство к самой себе уже не как пользователя, а как исследователя.
Волей судьбы, иначе не скажешь, потому что я не могу утверждать, что непременно этого хотел и сознательно к этому шёл, моё изучение Практики на сегодняшний день насчитывает 25 с небольшим лет. Честно говоря, думая о том, сколько лет я «в деле», я испытываю чувство растерянности. В 16 я соприкоснулся с практикой как слушатель и пациент. Между 20 и 30 годами жизни находился в практике как ученик. Когда мне было 33, наш главный наставник благословил меня на самостоятельную работу и сказал про мою будущую деятельность: «Надежда есть…» Надежда на то, что у меня получится доносить о Практике людям.
В 2012 году я сделал первую попытку описать Практику в виде системы физико-энергетических и психодуховных упражнений, направленных на общее оздоровление и развитие психодуховных сил в человеке. Опыт был удачный, но, как я понял, недостаточный! Я смог описать только одну часть «слона». С пониманием того, что мне есть куда углубляться в своих исследованиях, я написал вторую книгу. Таким образом, после я совершил ещё 5 шагов: написал 5 книг про один и тот же Предмет – Духовную энергетическую практику, которая лично мне буквально подарила новую реальность.
Параллельно с изданием книг в России в 2012–2013 гг. в Германии вышли немецкие версии моих книг о Практике. Одновременно с выходом книг Практика стала откликаться в сердцах немецких слушателей, и чтобы её изучать, в Германию, в Дюссельдорф, на учебные семинары приезжали люди из Бельгии, Франции и нескольких других европейских стран. Практика объединила людей, говорящих на разных языках, в общем поле устремления к познанию скрытых в человеке духовных сил.
Время шло, накапливался новый опыт тех, кому я передавал свой опыт применения упражнений Практики. Их опыт углублял и моё собственное понимание. Вместе с этим вновь пропущенным через себя опытом энтузиастов, смело открывших сердца заключённой в Практике силе, я делаю новый шаг и пишу восьмую книгу о Практике. «Слон», стоящий в темноте, стал ещё на уровень понятнее.
Честно говоря, ответить на вопросы тех, кто не соприкасался с Практикой через собственный чувственный опыт, довольно-таки непросто. Как сказал в шутку вначале мой слушатель, а впоследствии коллега по преподаванию и друг, бывший, между прочим, практикующим врачом: «Упражнения описать можно, но при этом легко скатиться в мистику, и тогда описание Практики начинает искажаться». Это действительно так.
Практика даёт человеку новый опыт внутренних переживаний и качественно иное восприятие себя. Говоря просто, в практическом смысле, это можно описать так: человек в своём сознании был один на один со своими проблемами, которые его подавляли психологически и эмоционально. И вот происходит нечто, что качественно меняет внутреннее психоэмоциональное состояние, и там, где было ощущение тупика и безысходности, вдруг появляются надежда и сила для борьбы с текущими проблемами.
С точки зрения внутренних ощущений и переживания экзистенциального опыта для человека, выполняющего упражнения Практики, всё происходит точно или примерно так. Со своими характерными особенностями. Но каждый практикующий начинает ощущать более крепкую внутреннюю опору, которая поддерживает его, а порой даёт силу на самый настоящий подвиг: сделать то, чего не мог раньше. Разорвать круг проблем, по которому безысходно бегал годами.
Но вместе с этим, когда мы говорим о появляющейся внутренней силе, особенно с теми, кто никогда не испытывал такой внутренний опыт, как это будет выглядеть? Довольно-таки мистично. А если это мистично, то для многих взрослых людей уже несерьёзно.
Но Практика – это серьёзно!
Мне хотелось бы донести эту мысль до читателя. Мысль о том, что Практика упражнений, философии и предлагаемого стиля жизни способна в хорошем смысле перевернуть жизнь человека. Дать ему новый ресурс. Дать внутреннюю силу и добавить мощи там, где раньше человек сам не мог. Как я уже сказал и в начале книги повторю ещё и ещё, мне Практика в буквальном смысле подарила качественно новую жизнь. Не менее значимые перемены Практика принесла и многим моим слушателям. Я не скажу, что всем. В Практике имеет большое значение человеческий фактор. Но тем, кто воспринял её правила сердцем и душой, она помогла изменить качество жизни и продолжает помогать.
Поэтому мне бы хотелось, чтобы читатель понимал: он держит в руках учебное пособие. Инструмент, который ждёт применения и потенциально способен дать многое.
Однако следует помнить, что этот инструмент – не волшебная палочка. Его сила раскрывается в последовательной и методичной работе. К этой работе я вас и приглашаю со страниц этой книги. Попробуйте применить этот инструмент на собственном опыте. Как знать, может, он станет рычагом волшебных изменений в вашей жизни, как когда-то стал для меня и многих других людей.
Из отзыва слушательницы-художницы:
«Усилила практику. Прокачала созерцание сильнее обычного для поднятия своих дисциплинарных навыков.
Эффект был улётный в прямом смысле. Легла спать. В полусне-полуяви, в пограничном состоянии сначала стала купаться в воде, даже под водой. Надо сказать, ощущение реальности стопроцентное. А потом меня как понесло в небо с огромной скоростью. В голубое небо с лёгкими облаками и солнцем. Несёт и несёт, всё выше и выше. Мне стало страшно. Я то ли просыпаюсь, то ли просто глаза открываю. Вижу, что в своей комнате лежу. Всё как обычно. А телесные ощущения остаются, будто я лечу в небо. На коже ветер, в ушах шум ветра, голову сдавило. А под занавес был эффект того, что с меня срывается одеяло. Всё как в реальности. Я так с открытыми глазами лежала, потом всё утихло. И оказалось, что я уже проснувшаяся.
Если коротко об ощущениях, я не испугалась только потому, что уже видела многое в практике».
Практика по воздействию носит коррекционный характер и обращена к психоэмоциональной природе человека с целью пробуждения и высвобождения психической энергии, заключённой в эмоциях. Это формирует психосоматический ответ организма и стимулирует творческую активность сознания. Этот сложный цельный эффект реакции организма как тела и энергетической сущности в этой книге определяется как духовный ответ на воздействие Практики, или духовность. Под духовностью подразумеваются телесные ощущения, эмоционально-энергетические состояния и определённый когнитивно-ментальный настрой сознания, необходимый для достижения последующих результатов во время практической части занятий.
Когда у тебя есть понятная цель, зачем практиковать, и дальше набирается собственный опыт в Практике, то особо не задумываешься, а что же такое есть Практика по своей сути. Тем более не думаешь о том, как понятно объяснить это кому-то другому.
Например, я в настоящем не могу уже точно вспомнить, что зацепило меня в объяснениях моего будущего наставника. Но, по правде говоря, я был вообще готов хвататься за любое предложение, лишь бы был толк.
И всё же, чтобы схватиться и сформировать мотивацию, первоначально основанную на чистой вере, что-то меня должно было всё-таки зацепить. Сейчас я это называю так: откликнулась душа. Или пришёл интуитивный ответ на слова объяснений и вложенный в них эмоциональный заряд наставника. Он говорил так, обращаясь к нам: «Это Практика. Она имеет древнюю природу и направлена на раскрытие спящих человеческих и духовных возможностей. Эта сила, если вы будете способны до неё достучаться, даст вам то, что вы для себя по-настоящему желаете».
Теперь стараюсь объяснять я. Индивидуально, в групповом формате, но лицом к лицу объяснять проще. В группе вообще можно сразу давать пробовать упражнения «на вкус» и, когда человек почувствует, получит факт воздействия незнакомого ранее, но физически и эмоционально приятного ощущения, то дальше можно спокойно продолжать объяснять методику упражнений. Полученный опыт внутренних ощущений после выполнения упражнения установит необходимую доверительную связь понимания со слушателем.
Книга – это другое. Здесь мне надо учитывать то, что читатель смотрит на текст через призму собственного опыта. И вместе с этим важно помнить, что история формирования Практики накладывает отпечаток на собственно практическую часть. И для того чтобы читатель эффективнее мог использовать инструменты Практики, мне надо учитывать, скажем так, среднестатистический уровень знакомства с подобными методиками саморазвития и саморегуляции организма.
Однако 21 год назад мне самому была интересна именно практическая польза упражнений, а философское обоснование, почему эти упражнения надо делать именно так, меня не занимало вовсе. Как бывший страждущий и искавший хоть что-то, что способно мне помочь, я помню о том, что тому, кто нуждается в помощи, нужна не столько философия, сколько сама практическая часть. Поэтому акцент в книге поставлен с прицелом на практическое применение изложенного здесь материала. Абсолютно убеждён в том, что умирающему от голода человеку неважно, откуда возьмётся еда, а имеет значение сам факт её наличия и возможности наконец насытиться. Когда же человек отойдёт от края пропасти, то уже сам сможет разобраться с философской и исторической частью. Если ему ещё это будет нужно. Как, например, это заинтересовало меня самого после того, как жизнь наконец-то заиграла для меня яркими красками и я стал способен думать о чём-то ещё, кроме своей болячки.
Итак, на что похожи в практическом смысле подход и инструменты Практики?
Те или иные формы воздействия через тело на психику, которые условно можно назвать телесной терапией, существуют с самых древних времен. Признавая единство психического и физического начала в человеке, Практика является воздействием через психику на соматику и воздействием через соматику на психику. Это позволяет эффективно применять Практику для профилактики и лечения многих психосоматических расстройств и заболеваний. Поэтому в прикладном смысле она является методикой изучения сформированных в систему техник психорегуляции, психофизической тренировкой и аутотренингом.
В Практике используется комплексный подход – сочетание физико-энергетических форм упражнений, психодуховных состояний, вызванных волевым эмоциональным самопринуждением через работу с дыханием и энергетикой человека, и связи между концентрацией внимания при обращении на различные внутренние и внешние объекты. Также можно найти некоторую общность с работой с чакрами, распространённой в индуистских духовных системах. Есть общность и с направлениями, которые в современной психологии называются телесно-ориентированной терапией и когнитивно-поведенческим подходом.
В Практике так же, как в данной терапии, происходит осознание человеком своих телесных ощущений и чувств, эмоций, потребностей, желаний и ожиданий. Этот блок направлен в Практике на то, чтобы человек мог вернуть целостность в своё сознание через устранение неосознаваемых внутренних конфликтов и тем самым сделал шаг к снятию причин внутренних напряжений и ряда психосоматических проблем, если такие появились в результате неосознаваемых внутренних конфликтов. Об этом подробнее будет в книге.
Истоки Практики находятся в суфийской психологии, философии, культуре и стиле поведения. Суфизм – древнее духовно-мистическое течение Востока. А мои учителя, обучившие меня приемам Практики, были суфиями. Некоторые из них – главы суфийских Школ обучения.
Поэтому, разумеется, читатель увидит на страницах книги связи с восточными и древневосточными подходами к обучению. Но, как говорил товарищ Ленин, «Практика – критерий истины». Поэтому я бы хотел, чтобы читатель всё же был больше сосредоточен на практике, чем на философии.
Хотя признаю, что без некоторых духовно-философских отступлений, направленных на создание определённого настроя в чувствах человека, порой просто невозможно. Но подчёркиваю, что это нужно для создания определённого настроя и концентрации энергии чувств, являющихся важным инструментом для практической тренировки, которую мы в своём кругу обучения называем работой с Духом и Сознанием.