Есть много разных историй о том, как люди изобрели календарь. Вот одна из них.
Когда человечество еще не знало календаря и не присвоило названий годам, месяцам, дням и часам, всем было трудно следить за временем. В конце концов даже природа запуталась во времени: летом вырастали зимние сугробы, а весной опадали осенние листья. Звезды в небе то и дело сбивались с привычного пути, и на Земле все шло наперекосяк.
Вскоре мир пришел в такой беспорядок, что встревожились даже Небеса. Наконец Нефритовый император понял: пора что-то предпринять. Он созвал своих лучших небесных служителей, астрономов и математиков, и после долгих споров и размышлений было найдено решение: составить календарь, который будет отображать поток энергии Ци во Вселенной, отмечать ее повторяющиеся циклы и ритмы в виде часов, дней, месяцев и лет. Тогда можно будет предсказывать судьбу, и жизнь снова станет протекать гармонично.
Но для такого календаря нужны были имена – названия для двенадцати фаз, которые отображали бы часы суток, месяцы в году и циклы лет. Требовались названия запоминающиеся, знакомые и достойные. Поэтому Нефритовый император объявил о начале соревнования. Первые двенадцать животных, которые доберутся до его Небесного дворца, получат постоянное почетное место – в их честь назовут одну из двенадцати фаз календаря. Императорский указ обсуждался широко и с большим волнением. О нем жужжали цикады и щебетали скворцы. Даже улитки и морские ежи передавали друг другу эти новости, молча шевеля рожками и иголками.
В те времена Кот и Крыса еще были лучшими друзьями. Они жили впроголодь в бедной деревне и зачастую кормились одними объедками. Но они оба были честолюбивы и умны. Они вместе разработали план, предполагая, что он поможет им попасть в Небесный дворец и навеки вписать в календарь свои имена.
«Это будет нелегко, – предупредил Кот. – Чтобы достичь Небес, нужно пересечь бескрайнюю пустыню и взойти на высокую гору, а потом перебраться через Небесную реку, которая разделяет пространство на две части. И есть так много животных, которые сильнее и быстрее нас».
«Пожалуй, ты прав, – сказала Крыса. – Но долгое и трудное путешествие пойдет нам на пользу. Нам с тобой так мало нужно для жизни! Мы привыкли обходиться пустым желудком и песней, и, конечно, у нас есть поддержка друг друга. В этой гонке все будет решаться не только выносливостью, но и остроумием и силой воли».
Когда началось состязание, задрожала вся земля. Многие животные остались сидеть по домам, потому что у них не было ни надежды, ни интереса; однако тех, кто решил участвовать в этой гонке, все равно было не счесть. Небеса колебались от взмахов крыльев, реки бурлили от движений множества плавников, и по земле топотало столько лап и копыт, что и болота, и дикие подлески превращались в широкие утрамбованные дороги. Так продолжалось много дней, и даже Крыса начала сомневаться в успехе.
Когда бесчисленные участники состязания достигли обширной пустыни, сухая жара заставила многих сойти с дистанции. Те, кто продолжал гонку, страдали от жажды, так что их решимость тоже подверглась испытанию на прочность. «Почему я должен так мучиться, – сказал гордый Орел, – когда в моем доме я уже король и там есть холодные чистые ручьи, полные нежной извивающейся рыбы?»
Но Крыса и Кот шли дальше. Они пили из крошечных стоячих лужиц, а когда и лужиц не осталось, они решили не думать о жажде и стали петь друг другу ободряющие песни. Вскоре пески сменились камнями: участники гонки – которых осталось всего несколько сотен – достигли скалистого подножия высокой горы. На ее опасных склонах оставшихся животных поджидали новые испытания – крутые обрывы, разреженный воздух и ледяные ветры. «Я не могу идти дальше, – признался могучий Слон. – У меня слишком тяжелые кости. Вдобавок я боюсь отморозить уши. Вернусь-ка я домой. Там я уже король, там меня греет теплое солнце и питают плодородные равнины».
Крыса и Кот знали, что у них дома ничего нет. По ночам они прижимались друг к другу, чтобы согреться. Они двигались быстро, и вскоре им показалось, что они остались одни – на многие мили вокруг не было видно других животных.
«Я думаю, мы можем ускориться и победить, – предположила Крыса однажды вечером. – Это большая честь – прийти к финишу первыми из всех животных».
Кот сонно зевнул: «Для меня будет честью просто добраться до цели».
«Я уверена, – задумчиво сказала Крыса, – что если мы прибудем к финишу вместе, то император все равно выберет тебя первым. Людям всегда нравилась твоя роскошная шерсть. Кто же предпочтет крысу?»
Но Кот уже спал. А Крыса всю ночь ворочалась от таких мыслей. Когда рассвело, Кот проснулся и увидел, что Крыса рассматривает его.
«О чем ты думаешь?» – спросил Кот.
«Я проснулась очень рано, – ответила Крыса. – Я раздумывала, стоит ли разбудить и тебя тоже. Я смотрела вперед. Идем, мы почти на месте».
Они вдвоем поднялись на вершину горы, которую отделяла от Небес могучая Небесная река – тот самый молочный поток звезд, который разделяет небосвод на две половины. Там друзья остановились, напуганные грозным ревом реки.
Наверху уже ждала Коза, самая проворная альпинистка.
«О, привет, – сказала Коза. – Может быть, вы сможете мне помочь?»
«Что случилось?» – спросил Кот.
«Мы опоздали? – расстроилась Крыса. – Сколько животных уже впереди нас?»
«Я пришла первой, – ответила Коза. – Но я не люблю воду. Поэтому Тигр, Собака и Кролик меня обошли».
«Тигр и Собака – отличные пловцы, – сказал Кот. – Они обязательно победят».
«Кролик тоже обогнал тебя? – удивилась Крыса. – Как ему это удалось?»
Коза кивнула на неровную цепочку из скользких и блестящих камней, которые тут и там поднимались над водой: «Кролик стал прыгать по этим камням. Я предупреждала, что это опасно, однако он был настроен весьма решительно. Боюсь, что его смыло волной. Я не знаю, сумеет ли кто-нибудь пересечь эту реку, кроме моей подруги Лошади, которая движется быстро и уверенно. Но если бы мы с вами пошли вместе…»
Коза хотела сказать что-то еще, но Крыса от нее отмахнулась.
«Коза права, – вздохнул Кот. – Мы не справимся в одиночку».
«Конечно, не справимся, – ответила Крыса. – Но даже если мы возьмем Козу в свою компанию, мы не придем первыми. Я проделала весь этот путь не ради второго места. Чтобы победить, нам нужно положиться на кого-то сильного и надежного».
В этот момент на вершине горы показался Бык.
Бык был не самым быстрым из всех животных, которые участвовали в состязании. Все остальные хлопали крыльями, бежали, скакали и скользили вокруг, а он просто шел, тяжело переставляя ноги. Бык был медлительным – но очень сильным. Сквозь самые суровые песчаные бури и густую грязь болот, по самым крутым барханам и склонам Бык терпеливо брел вперед, ни на мгновение не снижая скорости. Теперь он был одним из последних животных, которые все еще не сдавались.
«Поторопись! – воскликнула Крыса. – Мы должны забраться к нему на спину».
Проворный Кот поднял свою подругу, как котенка, и сам тоже запрыгнул на Быка. Толстокожий Бык даже не почувствовал изящных кошачьих лапок. Он вступил в Небесную реку и продолжал идти как всегда, не обращая внимания на бурлящую воду.
Крыса хихикнула и помахала на прощание Козе, которая в одиночестве и растерянности стояла на берегу.
Потом Бык поплыл. Вскоре они увидели то место, где Небесная река вытекала из-за облаков. Невдалеке высились великолепные башни Небесного дворца, золотые и украшенные звездами.
«Мы победим!» – воскликнула Крыса.
«А как же Бык?» – спросил Кот.
«Забудь о нем. Чтобы выиграть это состязание, нужно иметь что-то еще, а не просто тупую мускулатуру».
«Смотри, впереди Тигр», – заметил Кот.
Переправа через реку утомила даже беспощадного Тигра. Его шерсть намокла, а дыхание вырывалось из груди короткими и сердитыми вздохами. Но когда Бык приблизился к нему своей медленной поступью, Тигр стиснул острые как бритва зубы и удвоил усилия.
Финишная черта была совсем близко – животные уже видели Нефритового императора, ожидающего на берегу. Бык и Тигр двигались ноздря в ноздрю – Бык шагал молча, а Тигр скалил клыки и рычал.
«Он вот-вот нас догонит», – сказал Кот, поглядывая на рычащего Тигра.
«Нет!» – воскликнула Крыса.
И она столкнула Кота со спины Быка. Кот с воем упал на спину Тигра, а затем раздался всплеск. Течением реки их обоих затянуло вниз.
Как только Бык начал выходить из воды, Крыса спрыгнула с его спины и первой пересекла финишную черту. Если Бык и удивился, что пришел вторым, то не подал виду. Позади них из воды вылез Тигр, брызгая слюной и изрыгая проклятия – которые перешли в смущенное мяуканье, как только он увидел, что Нефритовый император наблюдает за ними, приподняв бровь.
«Поздравляю, – сказал Нефритовый император. – Вы первые из всех животных, которым это удалось. Крыса, за свою хитрость, напористость и несравненное честолюбие ты заслужила почетное место первого животного в зодиаке».
Но Крыса не слушала – она рассеянно оглядывалась по сторонам. Хотя голос Нефритового императора был звучным и мудрым, а Небесный дворец своей красотой превосходил все самые смелые фантазии, взгляд Крысы то и дело возвращался к реке. Где же Кот?
Ах, вот он! Заметив жалкий комок мокрой коричневой шерсти, цепляющийся за сломанную ветку, Крыса побежала обратно к берегу.
«Кот! – закричала она. – Ты все-таки добрался! Течение сильное, да?»
Комок шерсти зашевелился, и показались длинные мокрые уши и дрожащий нос Кролика. Крыса застыла как вкопанная.
«Прости, – сказал Кролик, слегка чихнув. – Я тебя знаю?»
«Поздравляю, – сказал Нефритовый император. – За твои быстрые ноги и удачливую душу, Кролик, объявляю тебя четвертым в зодиаке».
Остаток состязания прошел как в тумане. Крыса сидела на берегу реки и молча смотрела на прибывающих участников. Следующим был Дракон – он плыл по небу, изгибаясь и блестя чешуей.
«Дракон должен был победить», – подумала Крыса. Это было очевидно, однако Дракон сказал, что был занят – по дороге он вызвал дождь в нескольких деревнях посреди той огромной пустыни, которую они миновали, а затем помог бедному Кролику, который все-таки упал с камней в Небесную реку. По мнению Крысы, все это звучало очень напыщенно. Следующей появилась Лошадь – она с грохотом взбежала по узкой тропинке, но споткнулась, потому что ее укусила Змея, которая успела незаметно обвиться вокруг ее ноги. «Вот мошенница!» – с сожалением подумала Крыса. Затем на маленьком самодельном плоту из веток и бечевки прибыли Коза, Обезьяна и Петух. Гордые крылья Петуха приводили плот в движение, и потому Нефритовый император отдал Петуху десятое место. Обезьяна стала девятой, поскольку смастерила плот своими умелыми руками. Коза получила восьмое место в награду за то, что собрала вместе пассажиров плота.
«Итак, ты победила, – сказала Коза Крысе, выслушав похвалы от Нефритового императора. – Поздравляю! А где твой друг?»
Крыса не ответила. День клонился к вечеру, тени удлинились, но больше никто из животных не появлялся у цели. Все отправились наслаждаться пиршеством, которое приготовил Нефритовый император, и только Крыса осталась у реки. В конце концов ушел и Нефритовый император, чтобы воздать должное уважение своим гостям.
Наступила ночь; больше никто не пришел. Крыса никогда раньше не видела звезды так близко. Она вспомнила, как они с Котом голодными ночами много раз любовались звездами, мечтая сорвать с неба какую-нибудь из них и положить в рот. Теперь она могла дотянуться до звезд, но у нее не было аппетита.
Крыса заметила две фигуры, выходящие из воды. Она радостно подпрыгнула, но тут же поняла, что это Собака и Кабан. Увидев темный силуэт Крысы, Собака было зарычала, но сразу успокоилась, поскольку уловила знакомый запах. Крыса и Собака были знакомы: они не раз вместе искали пропитание в своей бедной деревне.
«Крыса! – воскликнула Собака и радостно встряхнулась, виляя хвостом и разбрызгивая воду во все стороны. – Я тебя не узнала. Где Кот?»
«Я надеялась, что ты знаешь, где он, – вздохнула Крыса. – Кот упал в реку. А что случилось с тобой? Тебя тоже подхватило течением?»
«Что-что? Нет, – сказала Собака. – Я просто играла и плескалась в воде. А потом пришел Кабан, и мы славно вздремнули на берегу».
«Вы спали? А как же состязание?»
«Вовсе не каждый день удается побывать на райском берегу, – фыркнул Кабан. – Было бы глупо не устроить себе праздник по этому поводу».
«Что мы скажем? Кто из нас прибыл первым?» – спросила Собака.
«Мне все равно, – ответил Кабан. – Мне кажется, это была ты».
«Пошли, – сказала Собака. – Здесь пахнет едой, а я умираю с голоду. Ты идешь с нами, Крыса?»
Но Крыса уже улизнула в темноту.
В конце концов порядок знаков зодиака оказался следующим: Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака и Кабан.
Кот так и не добрался до цели, и с тех пор отношения между крысами и кошками безнадежно испорчены.
Вполне возможно, что впервые вы услышали о китайском зодиаке в связи с лунным Новым годом – этим замечательным праздником, который обычно приходится на начало февраля. Может быть, вы видели красную бумагу, которую люди вывешивают на двери и стены для привлечения удачи, или были на торжествах в Китайском квартале.
Если лунный Новый год – традиция в вашей семье, то вы наверняка смотрели по телевизору гала-концерт Весеннего фестиваля или помогали своим родным лепить пельмени. Как бы то ни было, если вы принимали участие в праздничных торжествах, то, скорее всего, обратили внимание на популярную символику, которая так часто встречается в эти дни, – бумажные фонари или красные конверты с изображением животных, например обезьян или крыс. Если присмотреться повнимательнее, то даже на декоративной красной бумаге, которая традиционно изготавливается вручную, часто можно увидеть замысловатые орнаменты в виде зодиакальных животных.
Всякий раз, когда наступает 4 февраля (а иногда 3 или 5 февраля), меняется животное зодиака, управляющее годом, а вместе с ним меняются модели привлечения удачи и возможностей. Лунный Новый год – идеальный момент для того, чтобы почтить новое животное, отпраздновать новые начинания и приход весны. В Китае этот праздник приходится на новолуние, наиболее близкое к личунь (первым дням весны) и началу китайского солнечного, или фермерского, календаря. Вот почему новогодние торжества имеют тенденцию сдвигаться из года в год, но никогда не задерживаются более чем на шестнадцать дней, считая с 4 февраля. Традиционно празднование длится две недели, до Фестиваля фонарей, который устраивается в ближайшее полнолуние. В этот период устраиваются бесконечные трапезы с друзьями и семьей, церемонии приветствия удачи и почитания предков, старейшин и домашних божеств, весенняя уборка, фейерверки и, конечно же, встреча нового зодиакального животного!
Традиции зодиакального года и лунного Нового года зачастую упоминаются как китайские, однако эти дни празднуют во многих культурах по всему миру. Тибет, Корея, Япония и Вьетнам отмечают лунный Новый год почти в одно и то же время и часто придерживаются схожих традиций, которые сложились под влиянием Китая как древней имперской державы. В Монголии лунный Новый год, называемый «Цагаан Сар», начинается ровно на один лунный месяц раньше, чем в Китае, – в первое новолуние после солнцестояния. Многие мусульманские этнические группы в Азии празднуют Навруз 21 марта. И конечно же, лунный Новый год также празднуют люди в других странах по всему миру, от Индонезии до Соединенных Штатов!
Судьба китайского зодиака схожа. Эта традиция зародилась в Китае, но впоследствии тоже широко распространилась и эволюционировала в разных странах мира. Идентичные или похожие зодиаки используются в Корее, Японии, Вьетнаме, Камбодже, Таиланде и других местах; как правило, в этих системах присутствуют точно такие же животные, просто несколько модифицированные, а потому лучше соответствующие местным культурам.
История китайского зодиака уходит корнями в те времена, о которых мы знаем лишь отрывочно. В Китае шестидесятифазный способ отсчета дней встречается еще в самых ранних гадательных надписях на кости, датируемых примерно 1250 годом до нашей эры. Изображения животных использовались в качестве символов и тотемов с незапамятных времен. Однако связь животных с временными циклами установилась, очевидно, только при династии Хань, то есть около 200 года до нашей эры, когда сама астрология переживала своего рода ренессанс. В это же время система циклов расширилась за счет включения в нее лет, месяцев и дней, и начал эволюционировать зодиак в его сегодняшнем понимании. Шестидесятидневный цикл начали использовать как способ определения энергии Ци не только для рождения и характера человека, но и для вселенной вокруг него. В совокупности эту информацию использовали для того, чтобы помочь человеку наметить более гармоничный жизненный маршрут.
Этот способ определять характер человека и его будущее, основываясь на знаках зодиака, называется «Ба-цзы», или «Восемь слов». Цель Ба-цзы состоит в том, чтобы дать вам четыре зодиакальных толкования – по одному для вашего года, месяца, дня и часа рождения. Их также называют Четырьмя столпами. Возможно, вы уже знаете зодиакальный знак своего года рождения, но другие три столпа тоже важны. Все эти четыре толкования отражают циклы энергии Ци – причудливые алгоритмы Вселенной, которые действовали во время вашего рождения. Каждый столп содержит и животное, и элемент (стихию), и именно эта комбинация из восьми элементов определяет судьбу человека.