XX век стал веком больших изменений в экономических системах различных стран. По мнению американских экономистов Грегори и Стюарта, «чтобы провести различие между различными экономическими системами, необходимо сосредоточиться на их четырех общих атрибутах, которые часто совпадают: 1) организация принятия решений; 2) механизмы, обеспечивающие информацию и регулирование: рынки и планирование; 3) владение собственностью: контроль и доход; и 4) механизмы, устанавливающие цели и побуждающие людей к действиям»[1]. Таким образом, эволюция экономической системы страны может быть изучена на этих четырех уровнях. В данной работе для изучения выбраны несколько репрезентативных стран.
1. Механизм принятия решений: С 1789 по 1933 год в течение 144 лет в США проводилась в основном политика либерализм, но экономический кризис 1929–1933 годов привел к изменению политики свободы. Введение «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта ознаменовало переход от рыночной экономики, основанной исключительно на свободной конкуренции, к «смешанной экономике», сочетающей государственное вмешательство и рыночные механизмы распределения ресурсов. После Второй мировой войны США проводили долгосрочную кейнсианскую макроэкономическую политику, и система «смешанной экономики» получила дальнейшее развитие. В целом, роль правительства США в рыночной экономике не мала, и правительство прямо или косвенно влияет на рынок через принятие решений, что является «в основном децентрализованным принятием решений, дополняемым централизованным принятием решений», и относится к «смешанному» механизму принятия решений, сочетающему государственное вмешательство и рынок.
2. механизмы регулирования информации: в соответствии с децентрализованными механизмами принятия решений, информационная структура в США также характеризуется децентрализованной горизонтальной передачей, однако крупные фирмы часто обладают монополией на информацию для собственных нужд. Для защиты конкуренции правительство также создало вертикальную систему передачи информации «снизу вверх», а затем «сверху вниз» в качестве дополнения к горизонтальной системе передачи информации. В последние годы в США наблюдается значительный рост Интернета – канала, сочетающего горизонтальную и вертикальную передачу информации. Взрывное расширение сети передачи информации привело к быстрой передаче информации, что позволило экономике США продолжать расти.
3. Собственность: Экономика частной собственности является основой структуры собственности в США, но государственная собственность, которая находится в меньшинстве, также является важной частью собственности, в основном сосредоточенной на инфраструктуре, такой как электричество, железные дороги и почтовая служба. Кроме того, в США существует небольшая экономика кооперативной собственности. В сельскохозяйственном секторе 5/6 фермеров США участвуют в кооперативах; в несельскохозяйственном секторе США с 1960-х годов внедряют «схемы владения акциями работников», и ко второй половине 1980-х годов почти 80 000 предприятий полностью или частично внедрили «схемы владения акциями работников». Ко второй половине 1980-х годов почти 80 000 предприятий полностью или частично внедрили эти схемы, в которых участвовало около 10 миллионов работников.
4. Стимулы: Механизм стимулирования американского рынка соответствует его индивидуалистической культуре и структуре, основанной на частной собственности, которую можно кратко охарактеризовать как эгоизм. Для фирм прибыль ведет к росту, а убытки – к банкротству. Что касается индивидуума, то США поощряют стремление людей к достижению цели на основе экономической силы, социального капитала и совокупных навыков, при этом государство обеспечивает максимально возможные равные условия в рамках капитализма. В то время как компании согласовывают корпоративные цели с индивидуальными интересами в основном через материальное вознаграждение, США в настоящее время также переходят от акцента на материальном стимулировании к акценту на сочетании материального и духовного стимулирования, рассматривая сотрудников как «социальные существа», а не просто «экономические существа», и стимулируя их духовно. мотивация.
В Японии уже давно существует рыночная экономика, управляемая государством, а с 1990-х годов, на фоне общего международного климата и стагнации собственной экономики, японская модель рыночной экономики адаптируется и движется в сторону либерализации.
1. механизм принятия решений: Когда японское правительство формулирует планы и промышленную политику, оно часто действует не по своей воле, а путем консультаций между правительством и народом (правительством и бизнесом), и полностью прислушивается к пожеланиям предприятий. Правительство играет активную роль только в общении и консультациях с предприятиями. Этот механизм общения и консультаций часто называют «системой наблюдательного совета». Внутри компании все сотрудники японской компании имеют право принимать решения и свободно и полно выражать свое мнение по любому вопросу управления, а за консультации обычно полагаются премии. Когда руководитель принимает решение, он или она сначала консультируется с руководителями групп, начальниками участков и министрами, затем обобщает их в «системе предложений», а затем обменивается мнениями со всеми сторонами перед принятием официального решения, что называется «предварительной консультацией».
2. Механизмы регулирования информации: Поскольку Япония в первую очередь является рыночной экономикой, передача информации в ней, как правило, децентрализована и горизонтальна. После Второй мировой войны Япония придерживалась стратегии догоняющего развития и, таким образом, укрепила вертикальный механизм передачи информации, т. е. планирование или административную информацию, передаваемую сверху вниз. Когда экономические агенты занимаются экономической деятельностью, они в первую очередь полагаются на горизонтально передаваемую рыночную информацию, но они также должны обращаться к вертикально передаваемой административной информации от правительства. Эти вертикально передаваемые виды информации сыграли огромную роль в развитии японских компаний.
3. отношения собственности и доходы: Механизм собственности японской рыночной экономики основан на частной собственности, которая сосуществует с государственной системой. Структура капитала основана на взаимном владении акциями юридическими лицами, собственность которых в конечном итоге принадлежит физическим лицам, и сосуществовании корпоративного и индивидуального владения акциями. С 1990-х годов три крупных государственных предприятия, такие как Japan Telecom и Telephone, были приватизированы, что сделало Японию одной из менее национализированных стран.
4. стимулы: В Японии духовные стимулы существуют не только между компанией и ее сотрудниками, но и между государством и компанией, подчеркивая ответственность, которую сотрудники несут перед компанией, а компания перед обществом. Это не означает, что японские компании не ценят материальные стимулы, скорее, они уделяют больше внимания духовным стимулам, чем европейские и американские компании. Для того чтобы сотрудники оставались верными компании, используется «система стажа», при которой чем дольше стаж, тем выше зарплата. Государство также предоставляет финансовые стимулы и политические преференции компаниям, которые соответствуют промышленным ориентирам. В последние годы система пожизненного найма и система выслуги лет были оспорены различными сторонами, и появились контрактный найм, срочный найм и оплата за компетентность и вклад.
В настоящее время это не свободная экономика без вмешательства государства и не социалистическая экономика с высокой степенью централизации, а скорее так называемый «третий путь экономического гуманизма», находящийся между ними, подчеркивающий социальную рыночную экономику, основанную на свободной конкуренции, должным образом регулируемую государством и гарантированную социальным обеспечением.
1. механизм принятия решений: социальная рыночная экономика Германии основана на сочетании децентрализованного принятия решений, централизованного принятия решений государством и децентрализованного принятия решений предприятиями. В июне 1948 года, когда была проведена валютная реформа, правящая система управления экономикой, существовавшая в первые годы послевоенного периода, была в значительной степени упразднена, оставив организацию и регулирование экономической деятельности рынку и частным структурам. Это положило начало формированию социальной рыночной экономики на практике. В 1967 году, после первой послевоенной рецессии, Федеративная Республика Германия перешла от социальной рыночной экономики к кейнсианскому управлению совокупным спросом, пытаясь преодолеть экономические циклы и достичь полной занятости и стабильной и сбалансированной экономической деятельности с помощью государственных мер по управлению совокупным спросом. После экономического кризиса 1981–1982 годов федеральное правительство отказалось от кейнсианской концепции TDM в пользу следующих мер: путем улучшения условий для частных инвестиций, сдерживания расширения государственных расходов, снижения налогов на продажи и имущество и стимулирования частной экономической активности для достижения структурных изменений и экономического роста было принято неолиберальное управление предложением. Социальная рыночная экономика уделяет больше внимания микроэкономике, чем макроэкономике, т. е. отличается от кейнсианства, которое пропагандирует управление макроэкономической политикой на основе спроса.
2. механизм регулирования информации: по своей сути механизм передачи информации в Германии представляет собой децентрализованную информационную структуру, но это децентрализованная структура с определенным содержанием и последовательностью построения под руководством или вмешательством федеральной правительственной информации, т. е. подавляющее большинство информации передается через рынок, но она также включает информацию, изданную государственной администрацией для определенных целей и преобразованную в рыночные факторы, а также информацию, обработанную и переработанную государственной администрацией. хорошо организованная рыночная информация выражается в тесном сотрудничестве правительства, бизнеса и частных банков в экономических вопросах.
3. собственность: «Западная Германия имеет большой национализированный компонент, включающий железные дороги и большую часть регионального транспорта, большинство коммунальных предприятий, системы связи и вещания, сберегательные банки и некоторые промышленные предприятия. Федеральное правительство контролировало 60 % фондов экономического строительства страны, поэтому было легко изменить поток инвестиций»[2]. Вопреки распространенному в западной экономике мнению о частной собственности как необходимом условии экономического развития, в Западной Германии была большая доля государственной собственности на средства производства, однако экономика развивалась более быстрыми темпами, что противоречит традиционной трактовке западной экономики.
4. Стимулы: Немецкая система стимулирования представляет собой переплетенную систему стимулов, обусловленную разнообразными мотивационными силами, в основе которых лежит, прежде всего, экономическая выгода. Стимулы или мотивационные источники неэкономического интереса присутствуют только в исключительных случаях и в особых формах. Например, государство использует чрезвычайные административные инструменты для исправления экстремальных отклонений в функционировании экономики и для вмешательства в определенные действия микроэкономических агентов с помощью стимулов или ограничений. Вместе с тем, немецкая экономическая администрация уделяет большое внимание применению рациональной политики социального обеспечения для смягчения конфликтов между трудом и руководством, а также применению рациональной системы социального обеспечения для обеспечения надежной гарантии развития рабочей силы. Немецкий либеральный экономист Альмак сказал: «Социальная рыночная экономика – это экономическая система, которая действует по законам рыночной экономики, но дополняется социальным обеспечением в том смысле, что она сочетает принципы рыночной свободы и социальной справедливости»[3].
От командно-плановой системы бывшего Союза ССР к беспорядочной свободной рыночной системе Ельцина и рыночной системе Путина с государственным контролем – такова была основная эволюция Союза ССР и России в 20 веке.
1. Механизм принятия решений: В эпоху плановой экономики все действия экономических агентов определялись правительством, чья воля доводилась до каждого предприятия сверху донизу посредством директивных планов и промышленной политики. Предприятия не имели операционной автономии и были обязаны выполнять только директивные планы своего руководства. После быстрой приватизации механизм принятия решений в России перешел от единого административного порядка в прошлом к механизму, который руководствуется государственными планами и промышленной политикой, а предприятия принимают собственные решения по конкретным операциям в соответствии с рыночным спросом. Однако механизм планирования быстро рассеялся, и даже Госплан был упразднен, а рыночный механизм принятия решений не был создан достаточно быстро, что привело к путанице между решениями государства и предприятий. В настоящее время правительство Путина укрепляет центральный механизм принятия решений и сдерживает горное свободное принятие решений местными органами власти и олигархами-монополистами.
2. Механизм передачи информации: До реформы экономические агенты в основном руководствовались при осуществлении экономической деятельности вертикальным планированием или административной информацией. После быстрой трансформации экономики информация теперь передается не в основном по каналам планирования или административного управления, а в основном через децентрализованные, горизонтальные рыночные ценовые сигналы, причем цены, спрос и предложение являются основной информацией, используемой предприятиями для принятия деловых решений, а административная информация – лишь вторичным сигналом. Однако крайне незрелая информационная система и механизмы передачи информации в России усиливают асимметрию и непрозрачность информации и нуждаются в срочном реформировании и совершенствовании.
3. Собственность и распределение собственности: В Союзе ССР до реформы существовала единая система общественной собственности на средства производства, но после приватизации отношения собственности предприятий качественно изменились: от системы, в которой вся собственность принадлежала государству или коллективу, до системы, в которой основное место занимала частная собственность, наряду с небольшим количеством государственных и кооперативных предприятий. В то же время произошел быстрый переход от распределения, основанного на труде, к двухуровневому разделению труда, основанному на капитале.
4. Стимулы: Советская политика в области заработной платы была полной противоположностью эгалитарному взгляду на распределение заработной платы, который некоторые западные экономисты считают само собой разумеющимся. «Престиж и статус советских менеджеров измерялся количеством заработанных ими денег. Менеджер, который получал большую премию за выполнение и перевыполнение производственных планов, был хорошим менеджером. Большая ежемесячная премия была главным признаком хорошего управления. Система СССР делала такой акцент на системе вознаграждения, что ежемесячные денежные премии стали почти идолом поклонения»[4]. Конечно, в Союзе ССР также придавалось большое значение поощрению работников различными наградами. В России экономические стимулы, угроза безработицы и «эффект Матфея» богатства были основными механизмами, используемыми для мотивации владельцев активов, пролетариев и менеджеров.
Трансформация экономической системы Китая также может быть рассмотрена по следующим четырем направлениям.
1. механизм принятия решений: создание и совершенствование рыночного механизма принятия решений под руководством государства. В процессе реформ Китай не только сосредоточился на создании национальной системы макроконтроля, в центре которой находятся планирование, финансы и финансы, для поддержания единства общих интересов, но и на предоставлении необходимых полномочий низовым, местным органам власти и департаментам под централизованным руководством, что привело к гибкому принятию решений с учетом местных интересов под единым руководством. В сложных условиях индивидуального выбора, корпоративного выбора, рыночного выбора и социального выбора государство постепенно совершенствует свою политику и механизмы принятия решений в «игре» и устанавливает свою руководящую власть.
2. Механизм регулирования информации: с трансформацией механизма принятия решений в Китае от плана к рынку, механизм передачи информации в Китае изменился от вертикального механизма передачи информации между «предприятиями-государствами-предприятиями», который соответствует плану, к горизонтальному механизму передачи информации между «предприятиями-рынками-предприятиями». «Механизм передачи информации между государством и предприятиями и между государством и рынком все больше становится не основной частью передачи информации.
3. механизмы собственности и распределения: создание и совершенствование структуры прав собственности, основанной на общественной собственности, и многофакторного механизма распределения, основанного на трудовой собственности. Одной из целей экономической реформы в Китае является переход от единой экономики с полной государственной собственностью к экономике, в которой государственная собственность является основой, а многочисленные системы собственности развиваются вместе, и реализация «рыночного социализма», основанного на совместном труде в форме государственных корпораций. В то же время экономическая реформа в Китае отказалась от плановой модели распределения по труду с ее эгалитарным подтекстом и перешла от единой формы распределения по труду к экономической форме, в которой рыночное распределение по труду является основным, а в распределении участвует собственность на многочисленные факторы производства. Она стимулировала некоторые слои и регионы разбогатеть первыми, обеспечивая при этом повышение в той или иной степени качества жизни как городских, так и сельских жителей, активно искореняя бедность и рассматривая всеобщее процветание как долгосрочный динамичный процесс и результат.
4. механизмы стимулирования: До реформ и открытости Китай уделял больше внимания духовным стимулам, мотивировал работников с помощью различных почестей и благодарностей, награждения различными медалями, а в отдельные периоды даже критиковал сдельную систему оплаты труда и премирования, неправомерно обесценивая материальные стимулы и экономические выгоды. Однако после реформ наблюдался односторонний акцент на роли материальных стимулов и экономических благ, отсутствие эффективных механизмов и теоретической среды для моральной, культурной и духовной мотивации и даже продвижение индивидуалистических «самостийных» теорий и механизмов и приватизационных реформ, что привело к ускорению дробления богатства и доходов и, напротив, подавило трудовую мотивацию большинства населения. Мотивация большинства населения.
Исследуя изменения экономической системы в вышеперечисленных странах, мы можем сделать следующие эмпирические и нормативные выводы: 1. Изменения экономической системы являются динамичными и развивающимися. Ни одна экономическая система не является неизменной и адаптируется к любой эпохе производства и технологии. Это иллюстрирует переход большинства западных стран от классической свободной рыночной экономики к рыночной экономике с государственным вмешательством, а затем к неоклассической свободной рыночной экономике; и переход большинства советских и восточных стран от командно-плановой экономики к свободной рыночной экономике, а затем к контролируемой государством рыночной экономике.
2. существует разнообразие в изменении экономической системы. Будь то рыночная экономика или плановая экономика. Все они являются специфическими способами функционирования экономики, отличающимися разнообразием. Эти разнообразные способы функционирования экономики образуют множество типов экономических систем, поэтому, как отмечает Аоки Болдихико, «даже если одна и та же экономика является рыночной, существуют различные системы рыночной экономики (разнообразие экономических систем) из-за различных внутренних институциональных конфигураций»[5].Другими словами, разнообразные системы существуют потому, что различные системы внутри одной системы дополняют друг друга. Поскольку эти институты адаптируются друг к другу, они, таким образом, создают силу между институтами в целом, что позволяет таким институтам выжить.
3. существует инерция в изменении экономической системы. Независимо от того, насколько сильно меняется экономическая система, существуют специфические институты, соответствующие культуре и идеологии страны, которые трудно изменить коренным образом. В японской экономике вертикальный механизм передачи информации между государством и фирмами всегда был сильнее, потому что государство доминировало в экономической системе со времен реставрации Мэйдзи до сегодняшней Японии. Это и есть «зависимость от пути» новой институциональной экономики.
4. Существует закономерность в изменении экономической системы. В институциональных изменениях всегда есть повороты. В современном мире существуют четыре основных противоречия: справедливость и эффективность, общественная и частная собственность, государство и рынок, открытость и защита, которые пронизывают экономическую систему и экономическую политику и выражаются как дополняющие друг друга. С точки зрения непрерывной социализации и глобализации экономики, старый и новый кейнсианство более совершенны, чем неолиберализм, а общая тенденция направлена на усиление национального или международного регулирования; рыночная социалистическая экономическая система, в которой общественная собственность на ресурсы является основой, а регулируемое государством распределение – руководством, превосходит или лучше рыночной капиталистической экономической системы, в которой частная собственность на ресурсы является основой, а регулируемое государством распределение – руководством. Это соответствует закону экономической диалектики отрицания.
(Переводчик: Ли Чжожу)
Корея и Китай являются близкими соседями, разделяют культурные ценности, и обе страны достигли больших успехов в экономическом плане. После основания Нового Китая экономика страны быстро развивалась и расширялась. Среднегодовые темпы роста ВВП Китая составляли 6,1 % с 1953 по 1978 год до реформ, 9 % с 1979 по 1990 год и 12 % в период 8-й пятилетки; в 2000 году ВВП Китая достиг 8,9 триллиона юаней, впервые превысив 1 триллион долларов США. В 2000 году ВВП Китая достиг 8,9 триллиона юаней, впервые превысив 1 триллион долларов США, что на 41 % больше, чем в 1995 году в сопоставимых ценах. В период девятой пятилетки среднегодовые темпы экономического роста достигли 8,3 %, что намного выше среднемировых темпов экономического роста в 3,8 %. Согласно информации, предоставленной Всемирным банком, в 1999 году валовой внутренний продукт (ВВП) Китая занимал седьмое место в мире, а разрыв между Китаем и Италией, занимавшей шестое место, значительно сократился. Согласно критериям расчета и классификации Всемирного банка, в 1999 году ВНП Китая на душу населения достиг 780 долларов США, заняв 140-е место среди 206 стран и регионов мира, перейдя из категории стран с низким уровнем дохода в категорию стран с уровнем дохода ниже среднего в период 8-й пятилетки. Это в два раза выше среднего мирового показателя. С 1960-х годов экономика Южной Кореи делала один шаг за другим, достигая высоких темпов роста более 8 % в год на протяжении более чем трех десятилетий. Эти две страны известны как «вторая Япония», первая из «четырех маленьких драконов» Азии, и создали «Чудо реки Хан», которое привлекло внимание всего мира. Однако экономики двух стран имели большие успехи и, по разным причинам, испытывали значительные экономические колебания. В данной статье представлен сравнительный анализ экономического развития Китая и Южной Кореи с 1953 года с целью выявления особенностей и сходства между ростом и колебаниями экономик двух стран.
И Китай, и Южная Корея достигли высокого экономического роста при рациональных правительствах и центральных фигурах.
Корея отличалась высокими темпами роста и длительным периодом правления правительства. Тенденцию экономического роста в Корее с 1953 года по настоящее время можно разделить на 3 фазы. Первая фаза – с 1953 по 1961 год, период, когда экономика росла в среднем на 4 % в год, причем большая часть экономического роста была достигнута благодаря помощи США. Вторая фаза – с 1962 по 1979 год, период высокого экономического роста. Третий этап, с 1980 по 2000 год, был периодом больших взлетов и падений экономического роста. Начиная с 1962 года, темпы экономического роста Кореи имели тенденцию к росту, за исключением четвертой пятилетки и вплоть до седьмой пятилетки. По данным Всемирного банка, за 35 лет с 1965 по 2000 год ВВП на душу населения в Корее составил 7 %. Причина такого достижения – результат рационального руководства правительства.
В течение более чем десятилетия после основания Южной Кореи экономическая реконструкция не смогла начаться, и новый режим находился в неустойчивом состоянии, а после прихода к власти в 1961 году авторитетное правительство при Пак Чун Хи решило, что демократия западного образца не подходит для «терруара» Южной Кореи, или, по крайней мере, что это преждевременно, потому что для бедной и отсталой Кореи и голодающего корейского народа первой потребностью была не демократия, а средства к существованию, а демократия, основанная на экономической бедности, была нестабильной. Первой потребностью была не демократия, а средства к существованию, а демократическая политика, основанная на экономической бедности, нестабильна. Он предложил политику «сначала экономическое развитие», а анализ условий международного рынка в то время привел к дальнейшей политике «сначала экспорт». Корейское правительство разработало «стратегию несбалансированного роста», которая искусственно определила приоритеты экономического развития, т. е. «сначала модернизация промышленности, затем модернизация сельского хозяйства», «сначала легкая промышленность, затем тяжелая промышленность» и «сначала крупные предприятия». Стратегия «модернизация промышленности перед модернизацией сельского хозяйства», «легкая промышленность перед тяжелой промышленностью» и «крупные предприятия перед малыми предприятиями» использовалась для активного содействия крупным чеболям для участия в международной конкуренции. С 1960-х годов корейское правительство активно стимулировало развитие крупных частных предприятий, предоставляя льготные условия кредитования и налогообложения при создании государственных предприятий. После 1980-х годов правительство также обеспечило большие удобства для крупных предприятий в привлечении средств в больших масштабах путем выпуска коммерческих бумаг и акций и заимствования иностранной валюты посредством финансовых реформ, таких как либерализация рынка ценных бумаг и финансов, создание Hyundai, К 1996 году на долю 49 конгломератов приходилось 97 % ВВП страны, а на долю четырех из них – Hyundai, Samsung, LG и Daewoo – приходилось 1,3 % общего объема внутренних продаж и 1,2 % экспорта[2], и они быстро расширились и за короткий период времени стали корпорациями мирового класса и вошли в число 500 крупнейших в мире. Мы не можем отрицать историческую роль корейских крупных предприятий из-за финансового кризиса. Без государственной поддержки крупных предприятий корейская экономика не достигла бы высоких темпов роста более 8 % в год в течение более чем трех десятилетий подряд, начиная с 1960-х годов, и национальный доход на душу населения не вырос бы с 83 долларов США в 1963 году до более чем 10 000 долларов США в 1996 году, из бедной и отсталой страны в сельскохозяйственную страну. Ее называли «второй Японией» и первой из «четырех маленьких драконов» в Азии, создав всемирно известное «Чудо реки Хань». «Третьим этапом была трансформация Кореи из сельскохозяйственной в индустриальную страну. Третий этап был периодом нестабильного экономического роста. С модернизацией промышленной структуры и политикой правительства по открытию для внешнего мира и либерализации рынка капитала экономический рост Кореи вступил в период высокой волатильности роста.
Китайская экономика претерпела радикальные изменения под руководством правительства. Экономика нового Китая развивалась быстрыми темпами. С точки зрения темпов роста ВВП и национального дохода, период 1953–2000 годов можно разделить на три этапа: 1953–1956, 1957–1978 и 1979–2000 годы. 1953–1956 годы – это период завершения Первого пятилетнего плана. В 1956 году по сравнению с 1949 годом валовой национальный продукт вырос на 130,6 %, среднегодовой темп роста составил 16,8 %; национальный доход увеличился на 108,8 %, среднегодовой темп роста составил 14,2 %. Как видно, экономический рост Китая был быстрым с 1953 по 1956 год. Вторая фаза пришлась на период с 1957 по 1978 год. Если взять 1956 год за базовый период, то среднегодовой темп роста ВНП за эти 22 года составил 6,36 %, а среднегодовой темп роста национального дохода – 5,3 %. По сравнению с первым этапом, темпы роста ВНП были на 10,44 процентных пункта ниже, а темпы роста национального дохода – на 8,9 процентных пункта ниже. В экономической истории нового Китая эти 22 года были периодом замедленного роста. Третий этап длился с 1978 по 2000 год. В этот период наблюдался быстрый экономический рост. В сопоставимых ценах ВВП с 1978 по 2000 год рос в среднем на 10 % в год (в текущих ценах ВВП увеличился с 358,81 млрд юаней в 1978 году до 1 трлн долларов США в 2000 году), что на 3,5 процентных пункта быстрее, чем средний темп роста в 6,1 % с 1953 по 1978 год, и на 3,24 процентных пункта быстрее, чем 6,36 % с 1957 по 1978 год. Темпы роста были на 3,5 процентных пункта быстрее, чем средний темп роста в 6,1 % с 1953 по 1978 год, и на 3,24 процентных пункта быстрее, чем 6,36 % с 1957 по 1978 год. Как видно, в этот период китайская экономика вернулась к высоким темпам роста. В этот период было два периода высокого роста: с 1982 по 1988 год со среднегодовым темпом роста 11,4 % и с 1991 по 2000 год со среднегодовым темпом роста 11,2 %. На протяжении 1980-х годов рост ВВП составлял в среднем 3,1 % в развитых странах и только около 2,5 % в развивающихся странах, в то время как в период с 1991 по 1996 год мировая экономика росла в среднем на 2 % в год: 1,8 % в развитых странах и 5,4 % в развивающихся странах. Китай был самой быстрорастущей страной в мире в этот период.
Как правило, существует две стратегии проведения индустриализации в развивающихся странах: одна из них – стратегия приоритета тяжелой промышленности, т. е. индустриализация с такими отраслями, как тяжелая металлургия, химическая промышленность и производство капитальных товаров в качестве ядра. Тяжелая промышленность является капиталоемкой, поэтому ее приоритетность предъявляет высокие требования к накоплению капитала. Как правило, существует два способа решения проблемы нехватки капитала: первый – препятствовать немедленному потреблению и стимулировать сбережения и накопление; второй – отдать приоритет ограниченному капиталу для развития тяжелой промышленности через высокоцентрализованную систему плановой экономики. Другой – сначала развивать легкую промышленность, а затем постепенно создавать отстающие отрасли тяжелой промышленности, такие как производство тяжелых металлов, химикатов и капитальных товаров. Поскольку легкая промышленность, в основном состоящая из потребительских товаров, может быть собрана путем импорта деталей, а необходимое оборудование может быть импортировано, нет необходимости одновременно создавать целый сектор тяжелой промышленности и ждать, пока развитие легкой промышленности накопит больше капитала, прежде чем развивать тяжелую промышленность.
Стратегия индустриализации Китая относится к первой категории, т. е. промышленная политика, в которой до 1978 года доминировала тяжелая химическая промышленность, а после реформы и открытости – легкая и тяжелая промышленность.
В начале «холодной войны» западные страны во главе с США были настроены крайне враждебно по отношению к Китаю и блокировали его в политическом и военном отношении, в 1950 году они манипулировали Организацией Объединенных Наций, чтобы наложить экономическое «эмбарго» на Китай, а в 1952 году создали цензурный комитет по Китаю в Парижском координационном комитете. «В начале 1960-х годов экономические и технологические контакты с бывшим Союзом ССР и Восточной Европой были прерваны из-за открытости идеологических разногласий с бывшим Союзом ССР. В этой ситуации Китаю пришлось развиваться путем индустриализации, а для этого необходимо было отдать приоритет развитию тяжелой промышленности. Чтобы собрать огромный капитал, необходимый для развития тяжелой промышленности, Китай аккумулировал средства для развития тяжелой промышленности в виде «ножниц разницы» между ценами на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, без иностранной помощи. К 1971 году доля промышленной продукции в общем объеме общественного производства достигла 57,44 %, а доля чистой продукции в национальном доходе – 42,90 %, превысив долю сельского хозяйства. Поскольку индустриализация проходила в условиях сегрегации между городом и деревней, сельское население, составлявшее основную часть населения, было в значительной степени исключено из процесса индустриализации, и дуалистическая экономическая структура между городом и деревней практически не изменилась, а поскольку тяжелая промышленность является капиталоемкой, ее поглощение рабочей силы было ограниченным: при том же объеме инвестиций поглощалось только 1,2 % рабочей силы легкой промышленности. Стоимость промышленной продукции превышала стоимость сельскохозяйственной продукции, но рабочая сила в промышленности росла медленно, что привело к большому количеству потенциальной безработицы и большому количеству рабочих, остающихся в сельском хозяйстве. К 1978 году 80 % рабочей силы все еще было занято в сельскохозяйственном производстве[4]. На этом этапе индустриализация Китая в основном характеризовалась расширением масштабов и количества.
После 1978 года, наряду с быстрым ростом экономики, правительство провело две крупные реструктуризации промышленной структуры. Одна из них произошла в 1989–1991 годах – короткий трехлетний период управления и консолидации, который был реактивной корректировкой в ответ на перегрев экономики; вторая началась в 1996 году, в начале девятой пятилетки, и эта корректировка была проактивной, предпринятой после «мягкой посадки» экономики. Другая корректировка началась в 1996 году в начале девятой пятилетки. На протяжении всех четырех пятилетних планов доля первичного сектора снижалась. В середине двух лет снижение было более значительным: с 31,4 % в шестом пятилетнем плане до 26,2 % в седьмом пятилетнем плане, а затем до 21 % в восьмом пятилетнем плане. Показатель снижался почти на один процентный пункт в год. «В период девятой пятилетки снижение немного ослабло, сократившись на 2,1 процентных пункта за пять лет, при этом добавленная стоимость первичного сектора составляла 15,9 % ВВП в 2000 году; доля вторичного сектора в целом росла. Доля вторичного сектора в целом росла, за исключением небольшого снижения в период седьмого пятилетнего плана и тенденции к росту в период восьмого пятилетнего плана и девятого пятилетнего плана. Доля вторичного сектора выросла с 44,2 % в период шестого пятилетнего плана до 50,9 % в 2000 году, в то время как доля третичного сектора сначала выросла, а затем упала. В течение первых трех пятилетних планов доля третичного сектора выросла с 24,4 % в шестом пятилетнем плане до 30,6 % в седьмом пятилетнем плане и продолжила расти до 32,2 % в восьмом пятилетнем плане. Доля третичного сектора выросла с 24,4 % в Шестом пятилетнем плане до 30,6 % в Седьмом пятилетнем плане и продолжила расти до 32,2 % в Восьмом пятилетнем плане.
«В первые три года девятой пятилетки легкая промышленность Китая, такая как текстиль, бытовая техника и химическая промышленность, продолжала развиваться относительно быстрыми темпами под влиянием быстрого роста национальной экономики с 1992 года, и доля легкой промышленности в добавленной стоимости промышленности выросла с 42,2 % в 1995 году до 44,8 % в 1998 году. С 1998 года, в ответ на азиатский финансовый кризис, избыточные мощности большинства традиционных промышленных секторов и явное отсутствие внутреннего спроса, государство начало проводить активную фискальную политику, увеличило инвестиции в строительство инфраструктуры и энергично корректировало структуру промышленных секторов, особенно традиционных текстильной, металлургической, нефтяной промышленности и промышленности строительных материалов, которые были в большей степени сжаты, скорректированы и преобразованы. В результате доля тяжелой промышленности в добавленной стоимости китайской промышленности начала расти во вторые два года Девятой пятилетки, с 55,2 % в 1998 году до 59,9 % в 2000 году. В 2000 году промышленное производство демонстрировало быстрый рост: добавленная стоимость всех отраслей промышленности составила 3957 млрд. юаней, что на 9,9 % больше, чем в 1999 году. Добавленная стоимость легкой промышленности за год составила 950,6 млрд. юаней, увеличившись на 9,5 %; добавленная стоимость тяжелой промышленности составила 1417,9 млрд. юаней, увеличившись на 13 %. Производство и продажи продолжали улучшаться, годовой уровень продаж продукции промышленных предприятий выше уровня 97,71 %, что на 0,46 процентных пункта больше, чем в предыдущем году.
Таблица 1
Добавленная стоимость трех отраслей промышленности как доля ВВП в Китае и Корее в 2000 году (%)
Источник: база данных Всемирного банка 2001
Стратегия реализации индустриализации Кореи относится к последней категории, т. е. промышленная политика, в которой доминирует легкая промышленность на ранних этапах и тяжелая промышленность на более поздних этапах. Первым этапом легкой индустриализации Кореи была альтернативная легкая индустриализация, продвигавшаяся с 1953 по 1961 год. Это было обусловлено острой нехваткой товаров первой необходимости в то время, а также тем, как развитые страны, в частности США, решали проблему излишков сельскохозяйственной продукции.
Второй фазой легкой индустриализации была фаза экспортно-ориентированной индустриализации с 1962 по 1973 год. Этот период был золотым периодом быстрого экономического роста в развитых западных странах, а также периодом, когда промышленность переживала промышленную трансформацию, а либерализация торговли осуществлялась по всему миру. Когда правительство Пак Чун Хи решило продвигать индустриализацию, единственным выходом из бедности был выбор индустриализации, основанной на реальной внутренней и международной ситуации, а это была в основном легкая промышленность. На этом этапе Пак воспользовался поддержкой Кореи со стороны США и нормализацией дипломатических отношений с Японией для импорта большого количества капитала, технологий и сырья из США и Японии, а затем использовал дешевую отечественную рабочую силу для сборки и обработки готовой продукции легкой промышленности и продажи ее на внешних рынках, таких как США и Япония. Хотя международная конкурентоспособность корейской продукции была низкой с точки зрения технологии и качества, цены на легкую текстильную продукцию, произведенную с использованием дешевой рабочей силы, были низкими, и продукция хорошо продавалась в развитых странах из-за высокого спроса. Экспорт продукции легкой промышленности, в основном текстиля, резко вырос, и размер всей корейской экономики ускорился. К 1974 году вторичный сектор обогнал первичный, и центр экономики переместился из сельского хозяйства в промышленность, создав промышленную структуру, в которой третичный сектор был больше вторичного, а вторичный – больше первичного. Однако Корея всегда зависела от импорта в отношении большинства капитальных товаров и основного сырья, таких как машины и промышленное оборудование.
Третий этап длится с 1974 года по настоящее время. В начале 1970-х годов правительство решило отдать приоритет развитию технологичных и трудоемких отраслей тяжелой промышленности, таких как сталелитейная, автомобильная, энергетическое оборудование и общее машиностроение, а также модернизировать промышленную структуру с упором на тяжелую промышленность и развивать эти отрасли как экспортные. Однако на более позднем этапе правительство решило изменить тон своей политики, принимая во внимание такие факторы, как резкий рост цен на нефть и нестабильность поставок, и постепенно сместило цель поддержки и выращивания на технологически интенсивную и ресурсосберегающую продукцию, сосредоточившись на поддержке крупных предприятий и расширении эффекта экономии от масштаба, чтобы стремиться к снижению себестоимости продукции и повышению международной конкурентоспособности. Промышленная структура.
С темпами экономического роста тесно связана экономическая волатильность. Экономические колебания – это чередование расширений и сокращений, пиков и впадин в национальной экономике. Процесс расширения и процесс сокращения составляют цикл экономических колебаний.
Таблица 2
Сравнение темпов экономического роста между Китаем и Кореей Единица %
Примечание: Агрегировано по статистическим ежегодникам обеих стран
Темпы экономического роста обеих стран, приведенные в таблице 2, показывают, что обе страны пережили большие подъемы и спады экономического роста. Во время колебаний темпов экономического роста в Китае с 1953 по 1990 год траектория колебаний роста имела две характерные особенности: во-первых, наблюдались «большие подъемы и спады», с очень высокими пиками и очень низкими впадинами. В новом витке колебаний с 1991 по 2000 год в траектории колебаний произошли новые изменения. Во-первых, от «больших подъемов и спадов» в прошлом к «большим подъемам и спадам», пики по-прежнему были очень высокими, но впадины увеличились.
Годовые темпы экономического роста Кореи колебались с 1953 по 1961 год и с 1980 по 1998 год, и траектория колебаний роста также показала «большие взлеты и падения», то есть с точки зрения пространственного масштаба колебаний, но пик был ниже, а впадина выше, чем у Китая. Что касается колебаний, начиная с 1953 года и используя 1978 год в качестве границы, экономический рост Китая сильно колебался до границы, а затем выровнялся, в то время как экономический рост Кореи плавно колебался до границы, а затем стал более волатильным после нее. Мы используем изменение темпов экономического роста в качестве критерия для классификации цикла и рассматриваем экономические колебания Кореи с 1953 по 2000 год с точки зрения трех аспектов: цикла, амплитуды и положения волны. Корейская экономика характеризуется 3 фазами. Первая фаза – с 1953 по 1961 год, которая включала цикл 1953–1957 годов и цикл 1957–1961 годов. Самым высоким годом роста экономики в этот период был 1953 год, когда рост экономики составил 25,3 %. Самый низкий рост был отмечен в 1956 году, когда экономика выросла на 1,2 %. 1953 и 1957 годы были пиковыми, а первая фаза колебаний характеризовалась коротким периодом колебаний, высоким уровнем волн и высокой интенсивностью. Это было результатом послевоенного дефицита материалов, инфляции и сокращения помощи со стороны США. Вторая фаза длилась с 1961 по 1979 год. Эта фаза наступила после военного переворота Пак Чун Хи 16 мая 1961 года, когда экономический рост стал приоритетным благодаря разработке пятилетнего плана экономического роста, а экономический рост был стабильным на фоне правильного принятия решений и политической стабильности. Этот этап включал четыре цикла с 1961 по 1965 год, с 1965 по 1972 год, с 1972 по 1975 год и с 1975 по 1979 год. В этих четырех циклах, несмотря на шок от мирового нефтяного кризиса, не было классического цикла, в котором наблюдалось бы абсолютное снижение экономического роста, и волатильность каждого цикла была невелика, а разница в волновом положении среднего темпа роста внутри каждого цикла была невелика. Это является побочным отражением выравнивания экономических колебаний. Этот период характеризовался длинными циклами колебаний, низкой волатильностью и высокой волатильностью. Третий период длился с 1980 по 2000 год. Он включал цикл 1980–1985 годов, цикл 1985–1989 годов, цикл 1989–1993 годов и цикл 1993–2000 годов. В этот период, в условиях изменений на международных рынках и корректировки внутренней политики, 2 из 21 года с 1980 по 2000 год принадлежали к классическому циклу абсолютного снижения экономического роста, а именно к циклу 1980–1985 годов. В цикле 1980–1985 годов наблюдались экономические колебания и абсолютный спад классического цикла. Этот цикл имел место во время чередования четвертого пятилетнего плана и пятого пятилетнего плана. Среднегодовые темпы экономического роста во время четвертой пятилетки составили всего 5,5 %, что является самым низким показателем с момента реализации пятилетнего плана экономического развития в 1962 году, особенно отрицательные темпы роста –6,2 % в 1980 году. Причины замедления экономического роста связаны, на внутреннем фронте, с эффективностью инвестиций. Внезапная смерть президента Пак Чун Хи 26 октября 1979 года не только ввергла Корею в политический и социальный хаос, но и дестабилизировала экономику, что привело к отрицательному темпу экономического роста –6,2 % в 1980 году. В цикле 1980–2000 годов самые низкие среднегодовые темпы роста и отрицательные темпы роста в Корее наблюдались в этот период. 1980 и 1998 годы были двумя годами отрицательного роста, и волатильность каждого цикла была большой, и разница в волатильности средних темпов роста внутри каждого цикла также была большой. Это является отражением резких экономических колебаний. Колебания в экономике в этот период характеризовались длинными циклами колебаний, высокой волатильностью и низкой волатильностью. Эти колебания были вызваны ростом протекционизма на внешних рынках, ухудшением состояния счета текущих операций, увеличением дефицита импорта и экспорта и ростом внешнего долга. Значительные колебания внутренних инвестиций также были важным фактором волатильности экономики.