Прежде всего целесообразно определить и уточнить те понятия, которые будут упоминаться в данной работе.
Наиболее важным является понятие этнической общности – большой социальной группы людей, объединенных общими установками и диспозициями, стереотипами поведения и взаимосогласованными экспектациями типичных реакций на различные события жизни. Этнос есть явление социально-психологическое. Под социумом понимается социальная группа людей, объединенных на основе общей территории, экономики и политики, выработавшая единые поведенческие требования к различным событиям жизни. Таким образом, социальная общность имеет две взаимопроникающие формы: этнос и социум.
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. К статическим компонентам относят психический склад этноса и этническое сознание, к динамическим – этнические чувства и этнические вкусы.
Л. Г. Почебут дает следующие определения основным компонентам, входящим в понятие этнопсихологии [41, с. 35–44].
1. Психический склад этноса – это специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности, передающийся из поколения в поколение. Психический склад, в свою очередь, состоит из этнического характера, этнического темперамента, этнических традиций и обычаев.
1) Этнический характер – это не простая сумма черт, а определенная целостная структура. Природа этой структуры неоднозначна. Одни ученые под этим понимают структуру мотивов, другие – структуру ценностных ориентаций, третьи – структуру инстинктивных стремлений. Это описание целой этнической группы, а не отдельной личности. Этнический характер определяется не гносеологическим восприятием мира, а совокупностью социально-экономических, исторических и географических условий существования этноса. Этнический характер наиболее ярко проявляется в литературе и искусстве, в народных мелодиях, танцах, пословицах, поговорках. Он объективируется в культуре народа, исходит из него и оказывает на него влияние.
Характер – это совокупность существенных устойчивых психических свойств человека как члена общества, которая проявляется в его отношении к действительности и накладывает отпечаток на его поведение и поступки. За чертами характера скрываются в основном:
а) черты, отражающие общественно-психический склад личности и его направленность (дисциплинированность, направленность);
б) черты, характеризующие отношение человека к другим людям (уважение, откровенность, грубость, презрительность);
в) черты, говорящие о том, как человек относится к самому себе (добропорядочность, добросовестность, настойчивость);
г) черты, показывающие отношение личности к труду и своему делу (эгоистичность, скромность, обидчивость);
д) черты, характеризующие отношение человека к вещам (жадность, расточительность).
Специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретной этнической общности. Эти стереотипы доминируют в структуре личности большинства представителей этнической общности [41, с. 91–100].
Социальный стереотип – упорядоченная, схематичная, детерминированная культура, «картинка мира» в голове человека (по У. Липпману, 1922). Стереотипы – это своеобразная крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида. Ему уютно за стенами такой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности. Поэтому любое посягательство на стереотипы есть посягательство на безопасность индивида, он расценивает такие действия как посягательство на основы его миропонимания. Особенностью автостереотипов является стремление этнической общности внести в их содержание нечто от идеала, подчеркнуть наиболее самобытные черты национального характера.
В стереотипах отражены некоторые приемы, типы поведения или деятельности, некоторые типы реагирования на какие-то факторы окружающего мира и на мир в целом. Нормы являются регуляторами деятельности. Носителями нормы являются социальные субъекты (люди, коллективы, классы, общественные группы). Национальный характер – это особая совокупность социальных норм поведения и деятельности, типичных для представителей той или иной нации.
Весьма примечательно, что стереотипы, касающиеся европейских народов, содержат какую-то конкретную информацию по отношению к национальному характеру любого из них. Можно встретить утверждения, что немцы педантичны, аккуратны, законопослушны, французы – храбры, галантны, тщеславны, финны – упрямы, трудолюбивы, немногословны и т. п. Подобный подход к описанию национальных характеров достаточно распространен. С помощью информации, содержащейся в стереотипе, можно составить определенный образ представителя любого из этих народов. Важно, что эта информация эмоционально нейтральна, она не имеет целью возбудить положительные или отрицательные чувства к тому или иному народу.
Изучить этнический характер – значит раскрыть его наиболее выраженные социально-психологические черты. Уникальна только структура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими. Здесь неправомерна абсолютизация. Речь может идти не о том, что этническая общность монопольно обладает той или иной чертой, а лишь о различиях в степени ее проявления. Можно уподобить черты национального характера музыкальному ряду. В пределах одной октавы могут существовать различные наборы нот (аккорды) с различной степенью интенсивности звучания, но все возможные комбинации не выходят за пределы самой октавы.
2) Этнический темперамент – это внешнее выражение этнического характера. Здесь под темпераментом подразумевается не то, что имеется в виду в общей психологии (сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик). Этнический темперамент не зависит от типа нервной системы. Это определенный стандарт реагирования на конкретную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части.
Этнический темперамент максимально выражается в особенностях вербального и невербального общения, что отражается на темпе речи, количестве и энергичности движений и жестов, величине социальной дистанции, открытости и проявлении чувств.
3) Этнические традиции и обычаи. Субъективные представления о нормах и правилах поведения объективируются в виде обычаев и традиций. Многие нормы и правила усваиваются подсознательно с помощью механизма подражания. В основе обычаев лежат привычки, которые отшлифовываются из поколения в поколение. Привычка – это действие, закрепленное в поведении человека и ставшее его потребностью. Этнические обычаи и традиции составляют ту палитру красок, с помощью которой можно нарисовать портрет народа, отражающий его самобытность.
2. Этническое сознание возникает в процессе исторического развития этнической общности на почве национальных чувств и представлений как осознание этнического бытия и обладает большой устойчивостью. Оно имеет психическую природу.
Этническое самосознание есть осознание принадлежности к определенной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия (мы, наш). Этническое самосознание является наиболее устойчивым элементом этнопсихологии, поскольку формируется на основе общности происхождения, языка, культуры и быта еще при первобытнообщинном строе как самосознание рода, племени и существует до настоящего времени.
В своем развитии этническое самосознание проходит несколько этапов: осознание национальных чувств (мы – они); осознание своей этнической принадлежности; осознание приверженности к определенным национальным ценностям, общности интересов. На этой стадии начинает формироваться этнологическое самосознание.
Этнологическое самосознание – это осознание принадлежности к этносоциальной общности как социально-экономическому и политическому институту. Это осознание места и роли своей общности в системе межнациональных отношений, осознание самобытности, уникальности своей культуры. Это понимание своего места в сложном социальном мире. В крайнем своем проявлении этнологическое самосознание принимает формы национализма и этноцентризма.
Факторами, формирующими национальный характер, являются: условия природной среды, в которой обитает нация; сложившийся тип хозяйственной деятельности; генетический фонд нации; тип общества, в котором она живет; духовные основы нации (религиозные и идеологические). Изучать национальный характер можно исходя из следующих теоретических установок.
1. Основу национального характера составляют психофизиологические особенности нации, в частности стереотип поведения, обусловленный ее генофондом. В этом случае национальный характер предстает как устойчивое природное явление, проявляющееся во взаимодействиях людей. Меняется он крайне медленно, по мере изменения генофонда.
2. В основе национального характера лежат привычные взаимодействия людей, обусловленные типом общества, в котором живет нация. Тогда национальный характер предстает как социальное явление, способное изменяться по мере изменения общества, т. е. значительно быстрее, чем в первом случае.
3. Национальный характер есть сочетание природного и социального компонентов, которое можно рассматривать в двух аспектах: какое начало играет ведущую роль; насколько согласованы (или конфликтны) между собой оба начала.
К динамическим компонентам этнопсихологии, как говорилось выше, относятся этнические чувства и этнические вкусы.
1. Этнические чувства тесно связаны с этническим сознанием, они дают толчок к осознанию своей этнической принадлежности, своей культуры. Этнические чувства всегда имеют конкретно-историческое содержание. Их формирование определяется:
а) современными экономическими и политическими условиями жизнедеятельности этноса. На степени выраженности этнических чувств сказываются в первую очередь межнациональные отношения, войны, национальная экспансия, экономические кризисы, идеи национального развития;
б) историческим прошлым народа, например тем, подвергался ли он в прошлом гнету. Этнические чувства более динамичны, чем психический склад этноса и этническое сознание. Они могут быть позитивными (национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу) и негативными (национализм, шовинизм, национальные и расовые предрассудки, чувство отчужденности по отношению к другим народам, презрение к своему народу). Этнические чувства бывают столь неоднозначны, что можно одновременно испытывать гордость за свой народ и стыд за него же.
2. Этнический вкус – это оценка правильности, нормальности, красоты, морали и норм общественного поведения, обусловленная спецификой явлений, происходящих в этносе на протяжении длительного периода. Национальные вкусы являются психологической основой развития самобытной культуры. Общечеловеческая культура не существует вне рамок национальной культуры.
Рассмотрим этнические факторы развития личности [42, с. 66–83]. В последнее время обозначилось четкое разделение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект деятельности». Личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Здесь подчеркивается влияние на формирование и развитие личности не только социальных и исторических условий, но и той национальной среды, в которой происходит жизнедеятельность личности.
Каким образом формируется в личности осознание этнической общности? Здесь существуют две основные проблемы. Во-первых, это этнические характеристики личности: а) что составляет сущность этнического в психике человека, б) как в развитии личности представлена диалектика соотношения общечеловеческого, социального и этнического. Во-вторых, это пути и способы формирования личности: а) каким образом происходит социализация и индивидуализация личности, б) что побуждает человека относить себя к той или иной этнической личности.
Философское понимание личности предлагает три основных подхода к трактовке данного понятия. В соответствии с первым, сущность личности сводится к сумме ее психических свойств. При этом психический мир личности понимается как полностью изолированный от социального окружения. Таким образом, этническое в личности понимается исключительно как психическое образование. Второй подход к пониманию личности связан с материализмом, в частности с марксизмом, который существенно принижает влияние этнической общности на личность. Таким образом, в качестве атрибутов этнического рассматриваются чисто внешние характеристики – язык, единая территория, общность экономического уклада и пр. Суть третьего подхода в том, что акцент делается не на статике сущностных особенностей личности (наличие сознания, темперамента, характера, направленности и пр.), а прежде всего на динамике личностного бытия, на процессе реализации человеком своих природных и социальных возможностей. Иными словами, новорожденный может проявиться в качестве личности только при условии социального способа своего существования.
Становление личности идет параллельно становлению индивидуальности. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Формирование личностных качеств человека находится в тесной взаимосвязи с его индивидуальным сознанием, которое зависит не только от статуса и роли личности, но и от ее индивидуального отношения к своему положению (статусу, роли).
Социализация – это процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человеком. Индивидуализация – это процесс становления личности путем селекции информации, получаемой индивидом из окружающей среды, и производства новых духовных ценностей, значимых для общества. Индивидуализация осуществляется в основном посредством выбора (книг, друзей, профессии, места работы и жительства и т. п.). Социализация же осуществляется в основном посредством принуждения (обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр.). Социализация – это долг, индивидуализация – это право личности. Только индивидуализированная личность способна к творчеству, созданию нового, производству идей. Только индивидуализированная личность предполагает уникальное, творческое начало в человеке, способность отбирать, оценивать, создавать новое.
Можно выделить два социально-психологических механизма, которые приводят к застою в обществе. Первый – это формирование личности, не имеющей право на индивидуальность, обязанной полностью принимать социальные нормы и ценности общества, не высказывать собственного мнения, не предлагать новых социальных идей. Второй механизм связан с нарушением принципа единства сознания и деятельности при формировании личности. Это выражается в том, что человеку с детства внушаются определенные идеалы, ценности, установки и стереотипы поведения, которые не соответствуют и даже противоречат объективной реальности. Субъективный мир ребенка целенаправленно формируется посредством принуждения, а не свободного самостоятельного выбора или реализации собственных идеалов. Когда поступки человека не соответствуют его собственным ценностным ориентациям, а подчиняются исключительно социальным нормам и требованиям, появляется раздвоенность внутреннего мира и поведения, возникает беспринципность и двуличие.
Социумизация – освоение индивидом духовных ценностей и опыта только того общества (социума), в котором он воспитывается. Этнизация – освоение индивидом духовных ценностей и опыта только того этноса, к которому он принадлежит. Культуризация – освоение индивидом духовных ценностей и опыта других (как завершивших свой путь, так и современных индивиду) социумов и этносов.
Личность – категория историческая и по своему внутреннему содержанию (установки, мотивы, ценности, знания, нормы) может быть неадекватна современному обществу. В Средние века за новые идеи, как известно, людей сжигали на кострах.
Наиболее значимым фактором социализации личности является процесс усвоения языка. Вторым является уровень культурно-исторического развития общества. Различные социальные общности предъявляют к формированию личности свои специфические требования. Сравнение моделей личности, сформировавшихся под влиянием западной и восточной культурных традиций, показывает, что западная модель человека является активно предметной, дает установку личности формироваться в деятельности, в деяниях и поступках. Здесь превалирует принцип единства сознания и деятельности. Восточная культура не придает такого значения предметной деятельности, утверждая, что творческая активность, как бы служащая пружиной активности личности, развертывается лишь во внутреннем, духовном пространстве и познается не практикой, а в акте мгновенного озарения, инсайта.
Европейская культура понимает личность как целостную систему. Раздробленность, множественность «я» воспринимается европейцами как нечто ненормальное, как болезнь, которую надо лечить. В китайской культуре, наоборот, личность воспринимается как множественность, совокупность различных обязанностей, как долг по отношению к обществу, родителям, семье, самому себе.
В европейской культуре личность оценивается в целом, ее поступки в разных ситуациях считаются проявлением одной и той же сущности. Китайцы избегают суждений о человеке в целом, разделяют его поведение на изолированные области, в каждой из которых действуют свои законы и нормы поведения. В европейском обществе поведение человека объясняют мотивами его действия, в Китае – общими правилами, нормами. Китайцы более интровертны, чем европейцы, и это соответствует ценностным ориентациям их культуры.
Третьим важным фактором социализации является общение. Первое правило общения (свинцовое) гласит: поступай с другим так, как ты не поступил бы с собой. Такое правило неэффективно при межэтнических контактах. Второе (серебряное): не поступай с другим так, как не поступил бы с собой. Это значит мерить других на свой аршин. В межэтнических контактах оно тоже неэффективно. Третье (золотое): поступай с другими так, как ты поступил бы с собой. Оно отлично работает в системе отношений одной культуры, одного этноса. При межкультурном взаимодействии это правило не всегда эффективно, так как одни и те же поступки в разных культурах оцениваются по-разному.
Возможно преобладание процесса этнизации при становлении личности, что характерно для традиционных обществ, где подчиненность личности обычаям, традициям, ритуалам, этническим нормам и стереотипам также сковывает ее развитие. Личность в большей степени ориентируется на прошлое, на опыт и традиции предков, чем на современные тенденции и потребности социального развития.
Вне связи с проблемой индивидуальности личность есть абстракция и в реальном мире не существует. Но индивидуализация – это не только выделение человека из общества, это и интеграция, т. е. включение его в систему общих связей и отношений. Если безграничная дифференциация ведет к индивидуализму, то чрезмерная интеграция растворяет индивидуальность в обществе (приводит к конформизму).
В индивидуализации присутствуют самоопределение, самопроявление и самодостаточность. Двигаясь по пути социализации и индивидуализации, личность создает свою систему отношений с окружающими ее людьми и предметами, в том числе и к самой себе. В социальной психологии отношение личности к самой себе известно под термином «Я-концепция». Это то, что человек значит для самого себя, это способ его поведения. Она формируется с помощью двух механизмов: персонификации и идентификации. Персонификация – это перенесение личностных качеств на другого человека в процессе сравнения себя с ним. Идентификация – это, напротив, перенесение личностных качеств другого на себя. Для этнической психологии и то и другое чрезвычайно важно.
Традиционный китайский подход к изучению национального характера несколько отличается от тех понятий, о которых речь шла выше.
В традиционных китайских словарях «Цыхай» и «Цыюань» (начало ХХ в.) слово сингэ «характер» отсутствует. Позднее оно было заимствовано из английского – реrsonality (личность). Выходит, что в старые времена в Китае такого понятия вообще не существовало. Дело не в том, что никто не рассуждал о поведенческой морали и характере лю дей, просто независимое существование индивида не признавалось. Объясняется это социально-экономическими условиями, которые существовали в Китае в течение многих веков.
Кстати, в современных словарях само понятие сингэ, как и другое, синонимичное ему понятие жэньгэ, может означать «личность», «натуру», «характер», «темперамент», несмотря на то что характер и темперамент в психологии – вещи совершенно разные.
Китайский ученый Ли Циншань считает, что необходима китаизация принятых на Западе представлений и понятий, связанных с этнопсихологией. Он также придерживается мнения, что в аналитических работах не может быть нейтрального подхода к исследуемому объекту. Все зависит от мировоззрения и ценностных ориентаций самого ученого, ибо в данном случае трудно избавиться от субъективности. Поставленная цель исследования, позиция автора, потребность, ожидание, интерес, ценность, вера – все это влияет на конечный результат. Да и участники экспериментов также обладают своей спецификой. Так, китайским реципиентам свойственны три стандартные реакции во время опросов: встречная реакция, т. е. попытка угадать, что хотели бы услышать; реакция золотой середины, т. е. соединение двух позиций в одну; реакция уклонения. Такая реакция не случайна, ибо непосредственно связана с китайской культурной традицией. Вот почему китаизация социальной психологии не может не учитывать и метод исследования. Для этого нужно рассматривать и учитывать табу-запреты, социальные предпочтения, способ мышления, тенденцию в выборе и т. п.
Известно, что восточная культура по своему характеру коллективная культура, а западная – индивидуальная. Восточные люди, живущие в рамках коллективной культуры, относятся к коллективизму с особым внимианием. Они рассматривают коллектив не только как реальное собрание индивидов, но и как более высокую ценность, чем индивиды. Индивид может существовать только в качестве члена семьи, нации, класса и других коллективных образований. Кроме этого, у него нет каких-либо социальных функций. Восточный человек приспосабливается к обществу не для того, чтобы контролировать, распоряжаться и управлять другими, а для того, чтобы соответствовать обществу и другим, находиться с ними в гармонии. Приспособиться – значит придавать значение связям, отношениям между людьми, «лицу».
Отсюда невозможность механического перенесения в Китай социальной психологии индивида, принятой на Западе, необходим трудный путь китаизации и создания социальной психологии, которая соответствовала бы восточной коллективной культуре.
В Китае проблемами, связанными с особенностями национального характера, занимались многие. Это были и философы, и политические и общественные деятели, и писатели. В качестве примера можно привести таких выдающихся представителей китайской нации, как Янь Фу, Лян Цичао, Сунь Ят-сен, Чэнь Дусю, Ли Дачжао, Лу Синь… [93, с. 22].
Во взглядах китайских ученых, высказывающихся по поводу характера своих соотечественников, нет единства. Профессор Ша Ляньсян подытожил мнения 71 ученого и выяснил, что максимальный процент единства во взглядах составил 24,4 %, а самый низкий – 5,2 %. Позиции, по которым производился опрос:
– экономны, трудолюбивы, довольствуются тем, что имеют – 24,4 %;
– эгоистичны, лживы, стремятся обмануть – 22,3 %;
– семья прежде всего, авторитет превыше всего – 12,9 %;
– гуманны и милосердны, склонны к самосовершенствованию – 11, 6 %
– малообразованны – 8,5 %;
– сохраняют золотую середину, скромны, интровертны – 8,3 %;
– сообразительны, житейски мудры, самостоятельно преодолевают трудности – 6,8 %;
– миролюбивы, снисходительны – 5,2 %. [93, с. 26–27].
Следует сказать о разнообразной, однако, с нашей точки зрения, недостаточно четкой терминоло гии в китайском языке, которая используется для обозначения понятий, относимых к этнической пси хологии. Согласно традиционному толкованию, слово сингэ «характер» включает в себя такие понятия, как шицзегуань «мировоззрение», сяньши тайду «реальная позиция», синьли тэчжэн «особенности психологии» и синвэй фанши «манера поведения». Каждое из этих понятий, в свою очередь, включает множество других взаимосвязанных подвидов.
1. При рассмотрении понятия «мировоззрение» используется традиционная морфема гуань, означающая «взгляд, точка зрения».
Исходя из этого, следуя за китайскими учеными, будем под мировоззрением подразумевать сумму таких понятий или качеств, как миросозерцание (или взгляд на жизнь), ценностная ориентация (или взгляд на ценности), взгляд на счастье, взгляд на природу, взгляд на политику, взгляд на мораль.
Мировоззрение человека в целом вырабатывается с помощью четырех основных элементов, образующих законченную структуру. Это, прежде всего, «познание», благодаря которому человек получает знания, а без них не может быть мировоззрения. При этом знания должны носить научный и системный характер. Далее, «взгляд, или точка зрения», которые позволяют давать оценку полученным знаниям. Уверенность в правильности такой оценки придают «убеждения». И наконец, «мечта и представление об идеале» заставляют отстаивать свои убеждения и бороться за достижение цели.
В связи с тем что мировоззрение индивида тесно увязывается китайскими учеными с традиционной китайской культурой, где прослеживается активное и пассивное влияние одного на другое, возникают активные и пассивные черты национального характера. Далее следует характерный для китайского образа мышления набор качеств, которые и отражают мировоззрение индивида. При этом предлагаются следующие пары понятий с позитивным и негативным значениями (или активным и пассивным отношением к различным явлениям жизни и общества):
1) Человек неизбежно побеждает Небо. Под Небом подразумеваются не только силы природы, но и сам человек, который может владеть этими силами, использовать и преобразовывать их. Иначе говоря, человек – хозяин своей судьбы. Если же в человеке преобладает пассивное начало, тогда он покоряется воле судьбы. Подневольное существование крестьянского населения, постоянные природные катаклизмы приучили китайский народ к долготерпению. Для китайцев понятие жэнь «терпеть» имеет особый смысл. С этим понятием связано немало пословиц и поговорок, например: «Человек не должен бояться многоразового терпения, а должен опасаться одного случая нетерпения». «Не будешь терпеть, и счастье растает, как снег, будешь терпеть, и невзгоды развеются, как пепел».
2) Идеал Великой гармонии, который в принципе утопичен и больше напоминает первобытный коммунизм. А реальная жизнь – это автократия или стремление к автократии, что с точки зрения психологии приводит к склонению перед авторитетом в ожидании указаний свыше. В этом состоит еще одно противоречие или противопоставление.
3) Наконец, принцип «золотой середины». Этот конфуцианский тезис занимает важное место в традиционном китайском сознании и традиционной культуре. Следовать середине, не вдаваться в крайности, поступать надлежащим образом и умеренно – такая позиция имеет и отрицательные стороны, проявляющиеся в примиренчестве, компромиссе и отсутствии чистосердечности. Это характерно для китайских крестьян. Отсюда и пословицы: «Дерево, которое выше леса, непременно будет сломлено ветром», «Балка, которая торчит из-под крыши, гниет первой». Это качество отмечал китайский писатель Лу Синь. Характерный пример. Скажем, в комнате слишком темно, предлагается прорубить в ней окно. Все наверняка будут возражать. Но если сказать, что тогда придется снести крышу, то все немедленно согласятся с тем, что следует прорубить окно. Противоположная сторона этого вопроса – экстремизм. Когда терпеть уже невозможно, люди идут на крайности.
2. Далее следует подвид «реальная позиция» – то, как индивид относится к себе, к людям и к избранному делу. Здесь прежде всего подразумеваются такие противоположные по значению пары, как скромность и зазнайство. Скромность – традиционная черта китайского характера, и проявляется она в строгой оценке и требовательности к самому себе. Вместе с тем индивид должен учитывать положительные стороны других и проявлять желание учиться у людей. Об этом говорили и Конфуций, и Лао-цзы. Похвальба и самодовольство, возможно, неотделимы от замкнутости традиционной китайской культуры. Китайцы всегда пренебрежительно относились к другим национальностям, не проявляя желания воспринимать чужую культуру. А если и воспринимали ее, то, как правило, адаптировали или поглощали.
Далее следуют такие противоположные качества, как самоуверенность и самоуничижение, честность и лживость, бескорыстие и корыстолюбие, трудолюбие и лень, новаторство и консерватизм.
3. Психологические особенности китайцев предлагается рассматривать с трех сторон: 1) интеллект (с учетом перцепции, воображения, умственных способностей и мышления); 2) настроение (с учетом его уровня, устойчивости, продолжительности и доминирующего душевного состояния) и 3) воля (имея в виду степень определенности цели, уровень самоконтроля, сопротивление трудностям, последовательное проведение цели в жизнь). При этом в качестве объекта анализируются такие пары, как мудрость и глупость, стремление к синтезу и слабость анализа, скрытность чувств и сердечность и теплота, благородство и личная слава, независимость и покорность, храбрость и трусость.
4. Что касается манеры поведения, то учитываются внешние и внутренние факторы воздействия на форму поступков китайца. Здесь имеются в виду традиционный образ мышления, нормы морали, национальные привычки, мнение и воля старших. Речь идет об ограничении мышления и поступков едиными нормами, правилами и требованиями. Собственные мысли и действия определяются собственными потребностями, интересами и желаниями. С известной долей условности здесь речь идет скорее об интровертности и экстравертности характера.
В манере поведения учитывается также желание найти общее. Под этим подразумевается стремление учитывать и поддерживать интересы и выгоду группы, коллектива, поступать так, как поступают все. Обратная позиция считалась ересью, движением против течения. К манере поведения также относят цивилизованность поведения и варварство, чистоплотность и неряшливость. Вот как эта схема выглядит в иероглифическом выражении:
Итак, китайские психологи, следуя традиционным принципам научных исследований, предпочитают избегать абстракций и апеллировать к конкретным понятиям и категориям. Правда, они не всегда имеют четкие границы.
В многочисленных китайских работах, так или иначе посвященных особенностям национальной психологии и менталитета, используется понятие цзиншэнь. Русский эквивалент этого слова в китайско-русском словаре (Пекин, 2002) представлен в трех значениях: 1. Дух (духовный); душа (душевный); моральный; нравственный. Духовный мир, духовная жизнь. 2. Дух, сущность 3. Психика. При втором безударном слоге – дух, энергия, силы, бодрый.
К этому понятию китайские исследователи относятся с большим вниманием, по-разному раскрывая его сущность. Все признают, что данное слово или понятие можно толковать как в широком смысле, так и в узком его значении. В широком смысле слова цзиншэнь – это все нематериальные явления (противопоставленные материальному миру). Сюда относятся человеческое сознание, чувства, воля, мышление, представление, теоретические выкладки, учение и т. д. К узкому значению этого слова следует относить то, что считается внутренним ядром, душой и опорой явлений культурного сознания; то, что лежит в глубоких слоях души и является относительно устойчивым. Большинство китайских исследователей считает, что при рассмотрении национального характера следует исходить из узкого значения этого слова.
Существуют три точки зрения по поводу того, где находится граница понятия «национальный дух». Некоторые ученые считают, что при определении рамок данного понятия следует исходить из прогрессивного, активного, позитивного начала, т. е. истинный национальный дух подразумевает выкристаллизованную мысль, прогрессивные понятия, выдающиеся явления культуры, в которых отражаются интересы народных масс и пути развития общества. Сюда не входят пассивные, отрицательные компоненты национальной культуры.
Рассмотрим, как к данному понятию относятся некоторые китайские ученые. Так, известный китайский философ Чжан Дайнянь считает, что имеются два фактора, которые составляют национальный дух. Это, во-первых, то, что исповедуется большинством, и, во-вторых, то, что может побуждать людей к движению вперед. Это своеобразный катализатор [168, с. 5].
Однако есть и те, кто считает, что понятие это нейтральное. Оно подразумевает как активное, прекрасное, прогрессивное, выкристаллизованное, так и пассивное, отрицательное, отсталое, грубое. Если первое – это «хребет нации», ее прекрасные традиции, то второе – это отрицательные черты национального духа.
Другой китайский исследователь, Фан Литянь, считает, что можно рассматривать понятие цзиншэнь как с узких позиций, так и в широком смысле этого слова. Сам он считает, что с узких позиций рассматривать проблему в целом даже предпочтительней. При определении понятия «национальный дух» он предлагает исходить из пяти факторов. Во-первых, это то, чем обладает большинство людей, а именно широко распространенный в народе, общепризнанный способ мышления. Во-вторых, это дух, который постепенно развивался, обогащался и становился зрелым. В-третьих, это основополагающие способы мышления. В-четвертых, это дух добрососедства в общении с представителями других наций.
В-пятых, это дух, который ведет вперед [168, с. 3–4]. При всей расплывчатости формулировок в них можно заметить поступательные тенденции, активные черты китайской натуры.
Еще один китайский ученый, Чжан Цичжи, считает, что национальный дух – это в первую очередь гуманность. Он об ращает внимание на моральную сторону вопроса, церемонии и справедливость, следуя традиционному лозунгу тянь ся вэй гун «мир принадлежит народу». Во-вторых, национальный дух китайца отличает единение с природой. Он привык относиться к ней с любовью, беречь ее и преобразовывать. В-третьих, национальный дух – это сочетание инь и ян, нечетного и четного, симметрии и асимметрии. Наконец, Чжан Цичжи отмечает прагматизм китайцев и их умение приспосабливаться к обстоятельствам [168, с. 5].
Следовательно, четкое определение такой этнопсихологической категории, как характер, подменяется понятием «национальный дух» (миньцзу цзиншэнь). Как правило, китайские исследователи склонны к простому перечислению тех или иных качеств, которыми в идеале обладают или должны обладать носители китайского менталитета. Уже упоминавшийся Фан Литянь относит к национальному духу такие моральные качества, как честь и благородство души, благодушие и снисходительность, патриотизм. Вместе с тем отмечен и практицизм китайцев. Такую же позицию занимает и Лю Ганцзи [168, с. 6].
Ши Юаньцян подчеркивает, что китайский национальный дух обладает яркой интровертностью, что наглядно проявляется в жизни людей из знаменитой новеллы Тао Юаньмина «Персиковый источник». У китайцев превалирует жертвенность, в то время как на Западе доминируют экстраверты, повсюду царит рыцарский дух и дух борьбы [168, с. 12].
Бао Синьцзянь отмечает, что к типичным качествам национального духа китайцев следует добавить: 1) длительную историю; 2) широту охвата; 3) богатое содержание (трудолюбие, храбрость, готовность терпеть лишения и бороться, патриотизм, стремление к единству, тщательность и кропотливость, экономность и бережливость); 4) яркий и глубокий рационализмом.
Некоторые ученые считают, что национальный дух китайцев включает в себя: склонность к консенсусу, культурную традицию с превалированием гуманности; умение преображаться, интуицию, экспериментальный тип мышления, активность [168, с. 11].
Итак, многие китайские исследователи не прочь поговорить о «национальном духе», каждый раз вкладывая в это понятие свое собственное видение.
Далее мы будем исходить из принятых в отечественной этнопсихологии понятий и категорий, обращаясь там, где необходимо, к традиционным представлениям китайцев относительно «национального духа» и других понятий, выделяя в них общее и различное.