Топ-25. Самые знаменитые персонажи китайской истории

ДУ Ю (735–812) – выдающийся государственный и военный деятель Танской эпохи, а также ученый-историк, создавший историческую энциклопедию государственного управления «Общие установления» («Тун дянь»), которая содержала восемь разделов: фискальный, отбор и назначение чиновников, система должностей, ритуальная музыка, этикет, армия и наказания, административное деление империи, охрана границ.


ДЭН СЯОПИН (1904–1997) – государственный и политический деятель, бывший фактическим (но не номинальным) руководителем КНР с 1978 по 1992 годы. Разработал концепцию «социализма с китайской спецификой» и запустил в КНР экономические реформы, способствовавшие интегрированию страны в мировой рынок.


КУН-ЦЗЫ, ОН ЖЕ – КОНФУЦИЙ (551–479 до н. э.) – выдающийся древний мыслитель и философ, учение которого легло в основу философской системы конфуцианства, оказавшей сильное влияние на жизнь Китая и других стран Восточной и Юго- Восточной Азии. Кун-цзы сформулировал «золотое правило» этики, советовавшее не делать ближнему того, чего не желаешь себе, и сформулировал пять постоянств праведного человека: человеколюбие, справедливость, верность ритуалу (обычаям), благоразумие, искренность.


ЛАО-ЦЗЫ (VI–V века до н. э.) – выдающийся древний мыслитель и философ, автор классического даосского философского трактата «Книга пути и достоинства» («Дао Дэ Цзин»). Даосы почитают Лао-цзы как божество.


ЛИ ШИЧЖЭНЬ (1518–1593) – знаменитый врач и фармацевт, автор монументального труда «Основы фармакологии» («Бэньцао ганму»), состоявшего из 52 томов. В этом труде был обобщен весь опыт китайской медицины от глубокой древности и до XVI века.


МАО ЦЗЭДУН (1893–1976) – выдающийся китайский революционер, государственный и политический деятель, основоположник маоизма и создатель КНР. Американский журнал «Time» включил Мао Цзэдуна в число ста выдающихся лидеров и революционеров XX века. У Мао наряду с достижениями были и ошибки, но хорошего в его деятельности гораздо больше, чем плохого. Официальная оценка деятельности Мао выглядит следующим образом: «Товарищ Мао Цзэдун является великим марксистом, а также великим пролетарским революционером, стратегом и теоретиком. Если оценивать его жизнь и деятельность целиком, то становится ясно, что его заслуги перед китайской революцией и китайским народом значительно преобладают над ошибками, допущенными им в период «культурной революции», несмотря на то, что некоторые из этих ошибок весьма серьезны. Заслуги Мао занимают первостепенное место, а ошибки стоят за ними».


МО-ЦЗЫ, он же – МО ДИ (470–391 до н. э.) – выдающийся древний мыслитель и философ, разработавший учение о всеобщей любви (моизм), противостоявшее конфуцианству. Если конфуцианство возводит в абсолют мораль, то главной идеей моизма является любовь всех ко всем. Также моизм отрицает конфуцианское положение о том, что судьбу человека определяет воля небес.


СУ ШИ, он же – СУ ДУНПО (1037–1101) – знаменитый поэт, художник, каллиграф, и государственный деятель эпохи Сун. Творчество Су Ши проникнуто оптимизмом и при следовании классическим канонам несет в себе различные новаторские черты. Уникальность Су Ши как поэта заключается в том, что он творил практически во всех поэтических жанрах, от классической поэзии ши до фу, сочетающего в себе поэзию и прозу.


СУНЬ-ЦЗЫ (544–496) – выдающийся стратег древности, в существование которого верят далеко не все современные историки. Был военачальником в царстве У и одержал впечатляющие победы над царствами Чу, Ци и Цзинь. Написал трактат о военном искусстве под названием «Законы войны почтенного Суня» («Искусство войны»). Суть этого трактата можно выразить одной-единственной фразой: «Каждый, кто отличился победами над врагами, побеждал еще до того, как вражеская угроза приобретала реальные очертания».


СУНЬ ЯТСЕН (1866–1925) – выдающийся китайский революционер, основатель националистической партии Гоминьдан. В 1940 году получил почетный титул «отца нации», а неофициально его называют «Конфуцием от политики». Разработал доктрину трех народных принципов, включавшую в себя национализм, народовластие и народное благосостояние, и доктрину пяти властей – законодательной, судебной, исполнительной, селективной и контрольной. [5]


СЫМА ЦЯНЬ (145–86 до н. э.) – основоположник китайской историографии, создатель «Исторических записок» («Ши цзи») в которых история Китая описана от первозданных времен. Этот труд был начат отцом Сыма Цяня Сыма Таном, который служил историографом при ханьском императоре У-ди. Благодаря своим выдающимся способностям, Сыма Цянь дослужился до высокой должности советника императора, но его карьера была оборвана поступком, совершенным из человеколюбия – он навлек на себя гнев императора, выступив в защиту родственников военачальника, который в безнадежной ситуации сдался хунну и предпочел не возвращаться из плена домой, где его казнили бы за сдачу противнику. Император разгневался и повелел казнить Сыма Цяня. Почтительный сын, не успевший пока еще исполнить волю отца – завершить начатый им труд, попросил заменить казнь кастрацией. Это была не трусость, как могут подумать недалекие умом люди, а сыновья самоотверженность. Для того, чтобы исполнить свой долг перед отцом Сыма Цян предпочел благородную смерть постыдной кастрации. Это произошло в 98 году до н. э. У ученого оставалось 12 лет жизни для завершения его великого труда и он это сделал.


СЮЙ БЭЙХУН (1895–1953) – знаменитый художник, первый, которому удалось гармонично объединить китайскую и западную художественные традиции. В 1949-53 годы Сюй Бэйхун был ректором Центральной академии художеств и председателем Всекитайской ассоциации деятелей литературы и искусства. Сюй Бэйхун стоял у истоков современного китайского изобразительного искусства. Тем, что мы имеем сейчас, мы во многом обязаны ему. Спустя полвека после своей смерти Сюй Бэйхун установил мировой рекорд – его известная картина «Опусти свою плетку», проданная за 9 200 000 долларов США, стала самым дорогим китайским живописным произведением.


ХУАН-ДИ (XXVII век до н. э.) – С Желтого императора начались Китай и китайский народ. Хуан-ди собрал воедино вождей разрозненных племен и в горах Куньлунь создал первое китайское государство, в котором назначенные им чиновники управляли по установленным им законам. В одном из исторических источников приведен рассказ о том, как Хуан-ди начал первую войну. Навоевавшись в период объединения племен в единое государство, Хуан-ди решил больше никогда не воевать и подданные его приветствовали такое решение своего владыки. Но те, кто жил на границах государства, часто подвергались нападению со стороны соседей. И тогда Хуан-ди сказал свое знаменитое изречение, ставшее правилом для всех последующих императоров: «Когда правитель в опасности, народ неспокоен. Когда правитель теряет государство и у подданных появляется новый господин, причиной этих злоключений является не что иное, как попустительство разбойникам».


ЦАО СЮЭЦИНЬ, он же ЦАО ЧЖАНЬ (1715–1763) – автор «Записок о камне», классического произведения китайской литературы которое известно во всем мире под названием «Сна в красном тереме». Однако, это название было дано уже после смерти Цао Сюэциня другим писателем по имени Гао Э, который завершил роман, добавив свои сорок лянов к восьмидесяти, оставленным Цао Сюэцинем.[6] Уникальный роман вызвал уникальное явление – в китайской филологии существует особый раздел, самостоятельная научная дисциплина под названием «хунсюэ»,[7] посвященная исследованию «Сна в Красном тереме». Больше нигде в мире нет науки, посвященной одному-единственному литературному произведению.

Цао Сюэцинь происходил из обедневшего знатного рода. На его долю выпало множество невзгод, начиная с ранней потери родителей и заканчивая смертью первенца. Отец Цао Сюэциня был императорским чиновником для поручений, а сын бо́льшую часть жизни провел в крайней нужде. Но невзгоды не ожесточили сердце писателя и не замутили его ума. Его произведение наполнено любовью к людям и тонким знанием человеческой психологии. Потому оно имеет столь невероятную популярность.


ЦАО ЦАО (155–220) – главный министр империи Хань и фактический ее правитель, выдающийся полководец и неплохой поэт. В классическом романе «Троецарствие» Цао Цао предстает коварным злодеем, вроде герцога Ришелье в «Трех мушкетерах» Александра Дюма, но в народных преданиях сохранился и другой образ – образ мудрого правителя и талантливого военачальника, которому пришлось пережить поражение в известной всему миру битве у Красной Скалы. В романе добродетельный Сунь Цюань и отважный Лю Бэй с помощью мудрого Чжугэ Ляна побеждают злодея Цао Цао, о котором нельзя сказать ни одного хорошего слова. Злодей побежден – и все ликуют, никто не задумывается о том, чем обернулось поражение Цао Цао, стремившегося объединить Китай, в реальной жизни. А обернулось оно тем, что еще 70 лет Китай оставался раздробленным, терзаемым междоусобицами. Цао Цао был не могильщиком империи Хань (этот ярлык ему навесили несправедливо), а государственным деятелем, который стремился повторить великое дело Цинь Шихуанди – объединить страну. В истории Китая можно найти десять тысяч примеров того, насколько невыгодна для народа раздробленность и насколько выгодно единство. Разумеется, у Цао Цао были свои личные интересы, но они совпадали с интересами народа, измученного и разоренного бесконечными войнами.


ЦЗЭН-ЦЗЫ (505–436 до н. э.) – выдающийся философ древности, ученик Кун-цзы, которого Учитель отличал за способности и нравственные принципы. Цзэн-цзы принадлежит известное выражение: «Благородный муж при помощи культуры приобретает друзей, а при помощи дружбы совершенствует свое человеколюбие».


ЦИНЬ ШИХУАНДИ (258–210 до н. э.) – великий император-основатель государства Цинь, который положил конец раздробленности Китая и впервые в истории создал единое китайское государство. То, что это государство ненадолго пережило своего основателя не умаляет заслуг Шихуанди и не принижает его исторической роли. [8]


ЦЮЙ ЮАНЬ (340–278 до н. э.) – знаменитый поэт эпохи Воюющих Царств, отец китайской лирической поэзии, прославившийся не только своими талантами, но и своим патриотизмом. Служил министром при дворе правителя царства Чу Цинсян-вана, но был оклеветан и сослан в провинцию, где занимался собиранием народных преданий. Когда в 278 до н. э. столица царства Чу была захвачена циньской армией, Цюй Юань написал «Плач о столице Ин» и покончил с собой, бросившись реку, потому что не мог вынести такого позора для своей родины. День его гибели, приходящийся на пятый день пятого месяца по лунному календарю отмечается как Праздник драконьих лодок. Гонки на лодках, изображающих драконов, имеют двойственную символичность. На лодках после гибели Цой Юаня местные жители, весьма уважавшие поэта, пытались найти его тело. Отсюда и пошли гонки на лодках. А драконы появились из предания о том, что Цюй Юаня убил речной дракон. Цой Юань был первым китайским поэтом, оставившим потомкам записанные стихи.


ЧАН КАЙШИ (1887–1975) – выдающийся государственный и политический деятель, в 1925 году возглавивший партию Гоминьдан после смерти ее основателя Сунь Ятсена. В 1937 году стал генералиссимусом Китайской республики. Из-за того, что после поражения Гоминьдана в 1949 году Чан Кайши возглавил правительство и Гоминьдан на Тайване, его долгое время считали «предателем» и «отщепенцем», но в последнее время отношение к Чан Кайши изменилось в лучшую сторону. Он этого заслуживает, поскольку сделал очень много для освобождения китайского народа от цинской власти и от японских захватчиков. Ему можно поставить в упрек гражданскую войну между сторонниками Гоминьдана и КПК, но в гражданской войне всегда виноваты обе стороны. И руководству Гоминьдана, и руководству КПК следовало проявлять больше гибкости во время переговоров о создании коалиционного правительства. [9]


ЧЕТЫРЕ ВЕЛИКИЕ КРАСАВИЦЫ ДРЕВНОСТИ, СПОСОБНЫЕ СВОЕЮ ВНЕШНОСТЬЮ ЗАТМИТЬ ЛУНУ, ПОСРАМИТЬ ЦВЕТЫ, ЗАСТАВИТЬ РЫБУ УТОНУТЬ, А ЛЕТЯЩЕГО ГУСЯ – УПАСТЬ: [10]


СИ ШИ (жила в конце Периода Вёсен и Осеней). История ее такова: правитель древнего царства по имени Гоуцзянь потерпел поражение в войне против Фучая, правителя царства У, и Юэ стало частью У. Планируя возвращение утраченных владений, Гоуцзянь со своими верными сановниками разработал хитрый план, решив сыграть на пристрастии Фучая к женщинам. В качестве дани к Фучаю были отправлены красавицы Си Ши и Чжэн Дань, которые вынудили того забыть о государственных делах и убить своего лучшего советника и великого военачальника У Цзысюя, обезглавив тем самым армию У. Все это дало возможность Гоуцзяню вернуть независимость царства Юэ.


ВАН ЦЯН, она же – ВАН ЧЖАОЦЗЮНЬ (I век до н. э., эпоха Западной Хань). История ее такова: за свою красоту Чжаоцзюнь была выбрана наложницей императора Юань-ди. У императора был обычай рассматривать портреты наложниц, выбирая тех, кого он захотел бы приблизить к себе. Обычно девушки дарили богатые подарки придворному живописцу Мао Яньшу для того, чтобы он изобразил их покрасивее, но гордая красавица Чжаоцзюнь, уверенная в собственной неотразимости, не стала подкупать живописца Мао, и он в отместку изобразил на ее лице родинки, которых на самом деле не было. Эти несуществующие родинки оттолкнули императора от Чжаоцзюнь. Вспомнил он о ней лишь тогда, когда в дипломатических целях понадобилось породниться с правителем сюнну Хуханье. Император приказал отдать варвару Чжаоцзюнь, поскольку считал ее самой некрасивой из своих наложниц. Воочию он смог увидеть Чжаоцзюнь лишь во время церемонии передачи ее послам сюнну. Император был поражен несравненной красотой девушки, но уже не мог оставить ее у себя. Свою досаду он выместил на алчном живописце Мао, которого приказал казнить.


ДЯОЧАНЬ (II–III век, эпоха Восточной Хань). История ее такова: в конце II века при малолетнем императоре Лю Се страной правил злодей-сановник Дун Чжо. Придворный чиновник Ван Юнь захотел избавить страну от негодяя и обратился за помощью к своей шестнадцатилетней приемной дочери Дяочань, прославившейся своей красотой. Согласно легенде, когда Дяочань ночью выходила полюбоваться луной, луна пряталась за облако, устыженная ее красотой. Ван Юнь решил предложить Дяочань в жены Люй Бу, приемному сыну Дуна Чжо, который прославился как большой любитель женщин и ценитель красоты. После того, как Люй Бу возжелает Дяочань, Ван Юнь собирался предложить ее самому Дуну Чжо, чтобы вызвать губительную вражду между отцом и сыном. В результате Люй Бу убил Дуна Чжо и взял Дяочань в жены. Конец у этой истории печальный. Люй Бу был побежден военачальником Гуань Юем, который сначала собирался взять Дяочань в жены, но помня о ее коварстве предпочел отрубить ей голову. Честный и простодушный Гуань Юй не знал об истинных намерениях Дяочань, которая стравила отца и приемного сына только для того, чтобы избавить страну от жестокого угнетателя Дуна Чжо.


ЯН ГУЙФЭЙ (719–756). История ее такова: Ян Гуйфэй была настлько красива, что цветы при ее приближении склоняли головки и роняли лепестки. Ли Мао, сын танского императора Сюань-цзуна, влюбился в нее и решил на ней жениться. После нескольких лет жизни с Ли Мао, Ян Гуйфэй удостоилась внимания самого императора и стала ее наложницей (с мнением сыновей императоры не считались точно так же, как и с мнением прочих подданных). В течение 15 лет Ян Гуйфэй была любимой наложницей императора, который не только забросил ради нее все государственные дела, но и назначал на важные государственные должности ее родственников. Пока император развлекался в обществе красавицы Гуйфэй, ее алчные родственники грабили его подданных. Это привело к восстанию. Один из военачальников захватил столицу, перебил всех родственников Ян Гуйфэй, а саму ее приказал задушить шелковым шнурком. По другой версии красавица была задушена по приказу самого императора, которому пришлось пойти на такой шаг ради прекращения смуты в государстве. Сильный ветер не лучше проливного дождя.[11]


ЧЖУ ДЭ (1886–1976) – выдающийся революционер, военный и государственный деятель, один из ближайших соратников Мао Цзедуна. Маршал КНР, Главнокомандующий Красной армии Китая (8-ой революционной армией) в 1930–1940 годы, главнокомандующий Народно-освободительной армии Китая в 1949–1959 годы. Став в 1959 году Председателем Постоянного комитета всекитайского собрания народных представителей, товарищ Чжу демонстрировал здравомыслящий подход к руководству экономикой и выступал против политических кампаний, которые впоследствии были признаны вредными. Он разработал первую концепцию социалистического строительства, приспособленную к специфике китайского общества, но его прогрессивные идеи подвергались критике со стороны Банды четырех и их приспешников. Чжу Дэ преследовался в период «культурной революции», но благодаря вмешательству Председателя Мао его ссылка оказалась недолгой.

В основе всех современных реформ, проводимых в КНР, лежит задача строительства социализма китайской формы, сформулированная товарищем Чжу более полувека назад. Главным критерием всех преобразований, которые предлагал Чжу Дэ было улучшение жизни китайского народа.


ЮЙ-ДИ – Нефритовый император (Нефритовый владыка), верховное божество даосского пантеона, почитаемое не только приверженцами даосизма, но и всеми китайцами. Юй-ди живет в небесном дворце и управляет оттуда всеми небесами, землей и подземным миром. С научной точки зрения Юй-ди – персонаж мифический, но большинство китайцев воспринимает Нефритового императора как реально существующего владыку, который некогда был мудрым и добродетельным правителем, но по своей воле отказался от власти и стал отшельником, обретшим бессмертие благодаря своим добродетелям и талантам. Согласно преданию, перед рождением Юй-ди, его мать увидела чудесный сон, в котором сам Лао-цзы вручил ей младенца, так что тем, кто признает существование Лао-цзы, нужно признавать и существование Нефритового императора, одно взаимосвязано с другим.

Загрузка...