Канон устной передачи в Русской Северной Традиции:
Ученики спросили Христа:
Когда Ты уйдешь от нас,
Кто станет над нами большим?
Ответил Он: это место,
В которое вы пришли,
Ведет к Иакову справедливому —
Ради него возникли земля и небо.
Толкование Тихона Арконова:
Кто есть такой Иаков, о ком это реченье Тринадцатое?
Он есть апостол, что заслужил прозвание: БРАТ ГОСПОДЕНЬ.
СВОДНЫЙ, конечно, брат. У Господа не могло быть братьев, родных по крови. Поскольку произошло не по крови-плоти Его зачатие, а совершилось чудесным образом: Святым Духом.
Христос есть Единородный Сын Бога Отца и притом Он Сын ДЕВЫ[2]. Отец у Христа НЕБЕСНЫЙ – земного нет. Евангелие от Луки: «Ангел сказал Марии: зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречется Сыном Всевышнего, и царствию Его не будет конца. Мария говорит Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, и посему нарекут рождаемое Святое: Сын Божий» (Лк 1:30–35).
Родного брата у Христа, таким образом, не могло быть. Но были сводные братья: Иосифа Обручника сыновья, который – до своего обручения с Девой – имел жену. И вот, все дети Обручника от жены той могли – формально – братьями Христа называться. Да и называются они так в Евангелии.
Тогда почему лишь Иакова из всех них зовут: БРАТ ГОСПОДЕНЬ? А по тому же самому – подчеркнул Тихон – зачем и дано ему было прозвище: СПРАВЕДЛИВЫЙ. Ведь он лишь один – Иаков – братом признал Христа. И не на словах он только признал Его, а на деле, затронувшем интересы братьев. И тем признанием – справедливо рассудил дело то. Которое характерно было весьма для времени, в какое ходил по земле Спаситель.