Отрасли и компании

В данной главе представлены описания бизнесов и отраслей с высокой детализацией процесса функционирования. Принятие инвестиционного решения включает в себя единовременный разбор продуктов, географии присутствия, качества управленческих решений, финансов компании и многих других параметров. Проведение аналогично исследования необходимо для улучшения качества принимаемых решений.

Глубокое изучение широкого круга публичных компаний позволяет выработать навык эффективной фильтрации новостного шума. Подобная практика помогает отсеивать множество новостей из-за малой значимости и отсутствию влияния на конечный инвестиционный тезис. Материал изложенный ниже представляет способы выделения главного на примере известных акций и направлений.


Туда и обратно или сила металла

Если копать фондовый рынок слишком глубоко, то иногда захватывает ощущение, что не зная историю от А до Я – стремительно растёт риск понести убытки. Этого не хочется ни одному инвестору. Специалистов по качеству облачных услуг мало, но разобраться, где хорошие шахты и руда, а где нет – задача вполне реальная.

На американском рынке есть компания – Cleveland-Cliffs Inc, основанная ещё в 1847 году, как добытчик железной руды. Полтора века копали ресурсы, а потом в 2013-2014 годах начало подкрадываться банкротство. Акции обвалились на 90% к осени 2015 года. Все понимали почему так случилось, но менять никто ничего не хотел. Корень проблемы был в моде на «диверсификацию рисков», оставшейся с 20-ого века. Важно было иметь не один сильный продукт, а несколько, чтобы кризис не убил единственное детище компании. Поэтому бизнес добывал железную руду в США и Австралии, а также уголь, железо и хромит в Канаде.

В США руда была высшего класса благодаря обработке методом DRI, делая её качество 65%. Качество руды отражает сколько процентов железа есть в среднем в куске. В Австралии руда добывалась в одном месторождении для поставок в Китай и обработки никакой не было. Руда была с качеством 59.1%, поэтому шла на продажу со скидкой и меньшей рентабельностью.

В Канаде дочерняя компания несла много лет убытки: руда 56-58% качества, уголь с calorific value ниже 6000. Calorific value – это характеристика, показывающая объём энергии, высвобождаемый при сжигании килограмма сырья. На международном рынке по качеству железо идёт 62% как норма, а 58% и ниже – второсортное сырьё. Средние цены за метрическую тонну на руду 65% – $120, 62% – $100, 58% – $80. Разница умеренная, но при больших плоских издержках это значимо.

Когда всё пришло к состоянию банкротства в 2014 году, то в компании начали назначать конкурсное управление в лице СЕО Лоуренсо Гонкалвеса. Выходец из Бразилии с внушительным послужным списком. Приняв бизнес с 1% рентабельности по чистому доходу, $2 млрд отрицательного акционерного капитала и $3 млрд долгов перед кредиторами, ему удалось совершить невозможное.

Лоуренсо начал борьбу с проблемой диверсификации, приступив к распродаже нецелевых активов – дочерних предприятий в Канаде и Австралии. Затем провёл реструктуризацию долгов, отложив выплаты кредитных тел с 2019-2021 годов на 2024-2025. Одной из больших вех стало возобновление выплаты дивидендов к 4 кварталу 2018 года, которые были приостановлены с 2014 года. В 2019 дивиденды повысили на 20% и начали программу выкупа акций на $200 млн.

Будущее даже старого бизнеса всегда в инновациях. Лоуренсо начал строительство HBI Toledo Plant в конце 2018 года и осенью 2020 завод был завершён! HBI, Hot-Briquetted Iron, является маржинальным продуктом со средней ценой по $300+ за тонну, что соразмерно цене чугуна. Переплавка на заводе 1.63 тонны железной руды в 1.11 тонн HBI создаёт возможность получать с той же руды вместо $196 000 – более $332 000 выручки!

В декабре 2019 года компания приняла решение купить своего клиента, AK Steel. Это производитель стали, который покупал руду, но имел крайне плохую рентабельность. Вертикальная интеграция в сталелитейной отрасли один из лучших способов развития, подтверждающий полноценный выход из банкротства.

Цены на сталь уже могут достигать $700-1100 за тонну и многие аналитики спрашивали «зачем добытчик с рентабельностью выше 15% покупает сталелитейный бизнес с рентабельностью 1%?». Ответ был очевиден – захват новых рынков. Сделку закрыли уже в марте 2020 года в разгар пандемии. Впрочем, стали много не бывает. Новые дома, мосты, дороги – всё потребляет железо и сталь в огромных количествах. Поэтому 28 сентября 2020 года Лоуренсо начал приобретение американских операций Arcelor Mittal, крупнейшего производителя стали в мире. С этой покупкой Cleveland Cliffs планирует утроить производство стали с 5.3 до 16.5 млн тонн в год, становясь крупнейшим производителем плоской стали в США.

Благодаря предпринятым действиям акции компании с момента банкротства в 2014-2015 годах выросли с $1.50 до $20.00. Пандемию бизнес успешно пережил. С момента новости о покупке операций Arcelor Mittal рост котировок составил 200%. Многие аналитические агентства стремительно повышали прогноз по целевой цене, а Байден предложил инфраструктурный пакет, задавая сильный тренд роста спроса на сталь! Cleveland-Cliffs постепенно захватывает лидерскую позицию в сталелитейной отрасли США, что долгосрочно даст компании премиальную оценку.


Сказ о зелёной энергетике

С 2017 по 2019 года на американском фондовом рынке начала восхождение компания Enphase Energy Inc. Эта история не громкая, но поучительная для всех, кто грезит соорудить нефтяной портфель на ближайшие 20 лет. Будучи основанной в 2006 году в Калифорнии, бизнесу понадобилось всего шесть лет, чтобы выйти на IPO весной 2012 года. Основатели были дальновидные и уже тогда решили заняться инновациями – солнечной энергетикой. Само IPO в классической интерпретации было провальным, так как доходность в первые полгода торгов достигала -50% и более. Сначала планировали размещать акции по $10-12, но к дате пришлось снизить цену до $6, ввиду малого интереса инвесторов. Нефть после кризиса 2009 года блистала и была на вес золота. Суммарно привлечь удалось всего $54 млн при капитализации в $275 млн. Лишь к лету 2013 акции стали выбираться из ямы провала, цену в $10-12 удалось взять вовсе только к осени 2014 года.

Все возможные проблемы бизнесу удалось встретить в первые года на рынке и это было благо. В 2016-2017 годах у компании начали падать продажи. Учитывая отрицательную рентабельность, все решили, что бизнес умирает и от акций надо избавляться. Благодаря этим поворотам была возможность купить актив по $0.50-2.00 за штуку с зимы 2016 года до осени 2017. Одной из причин обвала также было начало президенства Трампа, который делал сильный акцент на нефти и гигантах рынка, входящих в индексы S&P500 и DJIA.

Летом 2018 года была куплена часть бизнеса по производству солнечных панелей от компании-конкурента, SunPower Corp. Сумма сделки составила $25 млн наличными и 7.5 млн акциями компании. Это стало отправной точкой успеха. Расходы сокращали ещё в прошлые года, но именно это приобретение дало возможность и выйти на самоокупаемость по операционному доходу, и увеличить темпы роста выручки.

С весны 2019 года бизнес стал расцветать, так как начал производство лучших солнечных панелей на американском рынке. В 2017 году операционная рентабельность была ниже -10%, к 2018 её смогли довести до положительных 0.5%, в 2019 она уже была 16%. В пандемию 2020 бизнес вовсе достиг 24% рентабельности! К весне 2020 года пошли новости о стремительных расширениях операций. Менеджмент стал заключать контракты с застройщиками, а также начал экспансию на европейский и австралийский рынки. Сила бренда стала велика.

Другим важным аспектом для бренда являются индексы. Прошедшей зимой компанию добавили в индекс S&P500 и она стала первой компанией сектора солнечной энергетики, попавшей в него! Почему это значимо? Есть ETF’ы, которые собирают «всё одинаковое разом вместе», но индексы Russell 2000, S&P500, Dow Jones Industrial собирают, чтобы отразить развитие экономики США. Добавление Enphase в подобный индекс равносильно признанию того, что зелёная энергетика будет не только жить и процветать в будущем, но и она уже стала значимой долей экономики страны.


General Motors: из динозавров в новаторы

General Motors – один из старейших производителей машин в США, который имеет широкое портфолио брендов: Hummer, GMC, Chevrolet, Pontiac, Cadillac, Opel. Компания страдала много лет, но в свете прихода Байдена, пандемии и запросов потребителей бизнес начал бурно меняться с 2020 года и теперь является привлекательной компанией для долгосрочных вложений.

Фирма была на грани банкротства во время долгового кризиса 2008-2009 годов, которое привело к реорганизации бизнеса через Главу 11. До этого над ней глумились аналитики, что за 30 лет доля рынка в США у производителя снизилась с 40% до 20%. Впрочем, если имеешь бизнес в США, то надо иметь и инвесторов. Так, бравый новый менеджмент через год структурных изменений пошёл на повторное IPO осенью 2010 года. Затея оказалось успешной, давая в пике за 10 лет 33% доходности. S&P500 за этот период сделал 174% доходности, а Tesla 2452%. Отсутствие альфа-доходности за 10 лет – это неприятно, но времена меняются.

Всё десятилетие компания плавала на 2-7% рентабельности по чистому доходу, а выручка падала с $150 к $137 млрд. Благо светлые американские умы делают машины на века, поэтому многие года никакого роста спроса на авто не было. Все сотрудники компании зарабатывали себе на жизнь хорошим трудом, но для инвесторов это было игрой в детской песочнице. Зато долг рос экспоненциально, с $14 до $105 млрд.

СЕО компании, Мэри Барра, считается одной из самых успешных топ-менеджеров среди женщин, так как выросла внутри компании с должности инспектора по качеству. Хороший СЕО умеет политизировать на благо компании. До самой осени 2020 года, пока Трамп не начал проигрывать дебаты, она стойко поддерживала его курс на «нефть и ДВС машины». Когда же Байден начал доминировать в СМИ, то было заявлено об отказе от ДВС и планах перехода компании к производству электрокаров.

Благодаря одному этому заявлению инвесторы стали вкладывать миллиарды в компанию. ESG-инвестирование поддерживает все инициативы «озелениться», с которыми появляется толпа социальных инвесторов с внушительными суммами. Далее менеджмент публиковал заявления, что вложит сначала $20, потом $27, затем вовсе $35 млрд в электрокары за 5 лет. Это всё лишь укрепляло веру в светлое будущее бизнеса.

Компания выросла на 200% с начала пандемии, но это не конец истории. На Дне Инвестора 2021 было решено прыгнуть выше головы. Бизнес постепенно превратится из производителя машин в платформенную компанию. Платформами являются Uber, Google, Facebook. Это модель бизнеса, которая предоставляет услугу и от неё крайне трудно отказаться, ввиду удобства. Косвенная монополия. Таким образом, машины вскоре станут лишь побочным продуктом General Motors, а покупать будут ПО, приложения, автопилоты и иные инновационные сервисы электрокаров будущего.


Ford: как омолодить старого Мустанга?

Ford – более именитая компания, чем General Motors, так как основана известным Генри Фордом, «отцом» конвейера. Компания производит настолько качественные машины, что скупки сторонних брендов за 100 лет существования было очень мало. Только в 1922 купили Lincoln, который покрывает люксовый сегмент клиентов, а в 2007 был куплен Troller – бразильский бренд внедорожников, на которых обожал ездить Джеки Чан. Что же привело Ford к возрождению?

Успех у бизнеса был своеобразный. Не один General Motors страдал на американском рынке, а Ford, будучи ещё более потребительской компанией, вёл агрессивную ценовую войну, поэтому рентабельность обычно не превышала 4%. До пандемии менеджмент был щедрым и платил более $2 млрд дивидендами. При этом Ford буквально соткан из долга, имея $213 млрд долговых обязательств при рыночной капитализации $62 млрд.

До 2020 года компанией руководил Джим Хэкетт. Опытный управленец 66 лет, который начинал карьеру в Procter & Gamble и Steelcase. СЕО Ford’а он был с 2017 года, хотя в совет директоров вошёл в 2013 году. За три года Хэкетт достиг многого: долг увеличил с $220 до $236 млрд, рентабельность по чистому доходу снизил с 5% до -1%, продажи испытали отрицательный рост с $156 до $127 млрд благодаря пандемии, а потом он ушёл на пенсию! Новый СЕО немного моложе Хэкетта, ему всего 59 лет. Зовут его Джим Фарли.

Карьера Фарли в автопроме вдохновлена его дедом, который начал работать на заводе Генри Форда в 1914 году. Ранее Фарли был вице-президентом Lexus, отвечая за продажи и маркетинг люксового бренда. Также он занимал позиции президента по стратегии и вице-президента по мировым рынкам. В 2015-2017 он руководил продажами Ford в Европе. Став СЕО, он к февралю 2021 года увеличил планы инвестиций в электрокары и самоуправление до $29 млрд, представив до этого несколько классических моделей в электро-варианте, включая Ford Mustang.

Многие инвесторы американского рынка знают, что ESG-стратегии – грозное оружие. Ситуация с General Motors ещё более ярко повторяется для Ford. В 21 веке мало кто даст денег, если нет цели сделать что-то «зеленее». Благодаря смене стратегии на электрокары компания даже получила оценку CDP на уровне А, что ставит её вровень с солнечной энергетикой, а также Apple и Microsoft.

Фарли ещё не представил умопомрачительную стратегию эволюции производителя машин в производителя ПО с рентабельностью 25% по чистому доходу, но он уже сделал много хорошего для старого бизнеса. С улучшением операционных финансовых показателей бизнес может восстановить выплату дивидендов, а снижение долговой нагрузки сделает компанию менее рискованной на случай роста ставок в США. Достижение хотя бы 10% рентабельности будет прорывом для бизнеса. За год рынок уже дал 100% роста за все выгодные решения нового СЕО. Когда это всё начнёт приносить деньги, то восторгу инвесторов не будет предела! В General Motors делается ставка на стратегию, здесь делается ставка на менеджмент.


Будущее с Nvidia

Каждый знаком с их видеокартами, но только ли они у NVIDIA? Начать стоит с менеджмента. Инвестировать в актив, где СЕО является основателем фирмы – это рецепт успеха на американском рынке. Дженсен Хуанг основал компанию в 1993 году и успешно руководит ею по сей день.

В 90-ых годах СЕО совершил революцию, разделив CPU и GPU. До Nvidia центральный процессор, или CPU, обрабатывал все потоки данных, включая графику. Это создавало огромную нагрузку, замедляя работу компьютеров. Делегирование процесса анализа графики на GPU дало скачок производительности и мир увидел прелести компьютерной графики в «Матрице»! А у потребителей появилась новая статья трат – видеокарты. Чудесное архитектурное, коммерческое и технологическое решение! Бизнес не стоит на месте, планируя выпуск DPU чипа под процессы анализа данных. Это даст новый скачок развития компьютерам, а на CPU останутся лишь задачи запуска приложений и обращения к разделам памяти.

Революция в области чипов – первая заслуга. Хуанг же думает на десятилетия вперёд. Менеджмент понял ещё в конце 2000-х, что не сможет продать всем десятки видеокарт и они ограничены размером рынка, поэтому начали строить дата-центры! 40% выручки составляют дата-центры, предоставляющие облачные услуги множеству корпоративных и частных клиентов. Мы не можем продать 10 видеокарт? Ладно, зато мы настроим сотни дата-центров, упаковав их новейшими разработками, и будем взымать плату за подключение к идеальному ПО на мощнейших машинах!

Будущее Nvidia – ИИ. Они давно нанимают лучших программистов, создавших программный язык CUDA для оборудования компании. И чипы для этого разрабатывают отдельно. Новинка Grace выйдет в 2023 году. Её обоснование поражает: «ИИ уже имеют миллиарды параметров. Их количество удваивается каждые 2.5 месяца. Поэтому мы разрабатываем чип, позволяющий писать ИИ сразу с триллионом параметров». Сейчас сегмент ПО приносит $2 млрд выручки. В будущем это станет машиной по печатанию денег, наравне с Microsoft, чья рентабельность по чистому доходу в пандемию превысила за 30%.

Менеджмент делает дотошные презентации по своим продуктам. Одна из услуг – GeForce Now, предоставляющая удалённый гейминг. Другая Nvidia Drive – разработка ИИ для самоуправляемых машин. Титан заключил партнёрство с Luminar Technologies на поставку систем LiDar, лазерной технологии для сканирования пространства вокруг машины. Ключевым партнёром в автопроме выделяется Daimler, получивший в декабре первую в мире лицензию на самоуправляемое ПО 3-его уровня для машин, когда всего есть 5 уровней самоуправления. Так существует вероятность, что именно ПО и чипы Nvidia позволили лидеру немецкого автопрома обойти Tesla в гонке ИИ.

Nvidia параллельно разрабатывает Омнивселенную, нацеленную изменить коммерческое приложение ПО-решений! Тренд Метавселенной пока связывают с рекламой и видеоиграми. Хуанг ориентирует Омнивселенную на корпоративных клиентов, позволяя симулировать строительство фабрики любой сложности и оценивая целесообразность инвестиций через мульти-сценарный анализ с помощью ИИ. Реальный взгляд в будущее из сегодняшнего дня!

Джим Крамер, известный телеведущий, после экскурсии по штаб-квартире описывал свой опыт как «путешествие во времени». Он много лет руководил инвестиционным фондом, но увиденное так поразило его, что он твёрдо сказал «этот бизнес будет стоить $10 трлн в один день!». Сейчас капитализация держится близ $800 млрд. В офисе компании смогли удивить финансиста с более чем 15-летним опытом – это дорогого стоит! Nvidia давно ушла от видеокарт и у неё яркие перспективы на совершенно ином поприще.


Захват вселенной от Apple

Ещё в 2014-2016 годах Александр Герчик спрашивал: «если будущий рост Apple очевиден, то почему не купить их акции сегодня?». На тот момент капитализация бизнеса была ниже $600 млрд, а в 2021 году она достигла заветных $3 трлн. Дорого ли? Начнём с СЕО, Тима Кука. Было море сравнений со Стивом Джобсом не в его пользу. История же подтверждает, что он один из гениальнейших СЕО нашего времени. Благодаря его руководству актив вырос в цене в 12 раз. Ежегодные дивиденды с $10 до $14 млрд. Объём выкупа акций составил более $486 млрд. Выручка взлетела в 3.5 раза, с $108 до $365 млрд! Люди стали покупать на два iPhone в год больше!

На деле могущество Apple далеко не в телефонах. С 2017 года они заявили стратегию на удвоение выручки от сервисов, так как это высокорентабельный бизнес, где чистая доходность может быть выше 40%, когда на технику предел 25%. Сейчас благодаря широкой линейке сервисов предприятие зарабатывает на росте множества рыночных сегментов. Облачные решения – iCloud. Разработка приложений – AppStore. Видеоигры – Apple Arcade. Стриминг – Apple TV+. Музыка – Apple Music. СМИ – Apple News+. Финансы – Apple Pay/Card. Тренировки – Apple Fitness+. Piper Sandler уже прогнозирует достижение $4 трлн капитализации. Фирма может выйти на рынок здравоохранения, встроив измеритель сахара в Apple Watch. Диабет является одним из самых больших рынков в США, от которого можно взять часть. У бизнеса есть ряд юридических разбирательств из-за проблемы с защитой аккаунтов в облаке, но это не ухудшает финансовые показатели.

Обилие сервисов с рентабельностью выше 30% по чистому доходу, доступные более чем миллиарду людей во всём мире, ещё не должны убеждать в привлекательности актива. Важна культовость бренда. Если в России есть поклонники, имеющие всю линейку техники, то в США это религия. Вирусность продуктов растёт с каждым годом и даже на ошейнике счастливой собаки можно увидеть их лого. Мгновенный iMessage, свободная передача файлов AirDrop, детальное видео FaceTime, отсутствие проводов, а сколь бесценен сбор отпечатков пальцев!

Большой проблемой Windows является необходимость адаптации ОС под разные машины. Это значительно замедляет работу. Apple, имея закрытую систему, делает всё под ключ на едином железе, предоставляя большую производительность на Mac. Разработка чипов серии M1 ещё одно достижение бизнеса. Полупроводники являются самым маржинальным продуктом с наценкой от 20%. Так собственные чипы разом снижают издержки и дают лучший перформанс.

Прогресс не стоит на месте. У Apple всё распланировано на года вперёд. Ключевой продукт, ожидаемый в 2022 – VR-очки. Ценник аналитиками намечается в $750. За 5-летку прогнозируют от $18 до $36 млрд продаж. Возможен также план с заменой всех iPhone в мире на очки. Тем не менее куда более реалистично, что потребитель купит разом и смартфон, и часы, и очки. К 2025 году ожидают Apple Car. Учитывая качественность и завершённость продуктов Apple, можно предвкушать изрядный футуризм в дизайне, а сколько всего можно будет продать внутри авто!

В передовой компании и финансы таковы. Публиковали исследование, что даже при отсутствии роста Титан может 5 лет повышать дивиденды на 15% и делать до $50 млрд байбеков в год. Фирме уже некуда девать деньги, поэтому они их складируют «до лучших времён» с более низкими налогами. История с байбеками неотразима! Почти $500 млрд за 10-летку. Зачем их тратить на акции, если можно построить новый завод или нанять толпу программистов под новый проект? Ответ очевиден. Не было более рентабельного проекта, чем выкуп своих акций для $500 млрд.


Собрать $10 трлн с BlackRock

На американском рынке присутствуют неформальные монополисты, имеющие безразмерную власть для одной компании. В их число входит крупнейший в мире инвестиционный менеджер – BlackRock. По результатам 2021 года Гиганту удалось собрать под управлением более $10 трлн, прибавив за год $1.4 трлн. Для сравнения, можно попробовать создать свой фонд и с трудом привлекать $5 млн от инвесторов, а этой бравой команде профессионалов в день несут по $4 млрд даже по выходным! Зародился Монополист в конце 80-ых. Акции начали торговаться на бирже перед «бумом доткомов» в 99-ом году. Управляется бизнес уже более 30 лет Ларри Финком, с которого начнём разбор компании!

Рассказывая про рынок, часто рекомендуется читать выступления именно Ларри Финка. Они прямолинейны и конкретны; СЕО щедро делится информацией в интервью и при публикациях квартальных результатов. Ещё в 2019 году он заявил о «высоком интересе инвесторов к зелёной энергетике». Многие активы в секторе с того дня выросли более чем на 300%. Это закономерно, так как деньги в управление в США дают под конкретные стратегии. Видя, что 90 из 100 инвесторов принесли по $500 млн с требованием «в зелёную энергетику!», то настроения рынка становятся предельно прозрачными. Не одними выступлениями этот СЕО создал себе имя, но и развивая своё детище. Что в нём?

Если полистать 149-страничную презентацию компании “2021 Investor Day”, то где-то к 75 слайду придёт идея: «BlackRock был лидером 10 лет назад, сейчас у нас всё шикарно, а через 5-летку мир станет нашим». Наиболее известным продуктом компании является огромная плеяда ETF под брендом iShares. В ETF обычно включают от 20 акций, объединённых стилистическим трендом, позволяя снизить риск провала одной отдельной компании. С целью удовлетворения всех потребностей клиентов параллельно ведутся инвестиции в облигации, альтернативные активы и сырьевые рынки. Географически у бизнеса нет границ. Средства инвестируются во все мировые рынки.

Отдельным произведением искусства являются финансовые показатели Гиганта. Дивидендная доходность на уровне 2.8% с темпом роста в 11% на протяжении более чем 10 лет. Отечественную могучую инфляцию не обойдёт, но в качестве консервативной инвестиции – лучший выбор из возможных. Инвестировать консерваторы любят на фактах, и здесь они неотразимы. Более 8 лет выручка растёт каждый год при рентабельности по чистому доходу в 25%. Это идентично тому, что каждый месяц с оклада можно без труда отложить 25% «на чёрный день».

У Монополистов всегда есть власть на рынке. В этом случае она почти безраздельна. Самым сильным ПО-решением является инвестиционная платформа Aladdin, которую используют более чем 150 000 фондов и профессионалов. Она позволяет автоматизировать балансирование инвестиционных портфелей и настраивать риск-менеджмент. Благодаря схожим параметрам риск-менеджмента у множества участников рынка наблюдаются «дни роста/падения», когда все акции в списке идут в одном направлении. Второй аспект могущества заключается в миноритарных долях владения публичными компаниями. С ними бизнес приобретает возможность прямого влияния на корпоративные решения, продвигая свои стратегии развития.

Будущее неизвестно никому, но если платить долларом за то, чтобы произошло вполне конкретное событие, то всё становится «слегка» более прогнозируемо. В этом ключе в 2021 году Финк дал потрясающую речь следующего посыла: BlackRock активно поддерживает ESG-инициативы чистого производства, поэтому мы будем увольнять менеджеров, которые не продвигают данные взгляды. Мораль проста: если есть $10 трлн, то можно перекроить рынок под себя! Более чем разумная стратегия для того, чтобы лоббировать интересы инвесторов и делать инвестиции полезнее для общества. Помните, что нет смысла обладать властью, если её не использовать.


Lucid: новые грани люкса

Времена меняются и текущее десятилетие даёт возможность создавать невиданные инновации, навязывая конкуренцию старым лидерам. Lucid Group Inc представляет собой пример яркого новатора в производстве электрокаров. Компанию уже прозвали “Ferrari электрокаров”. Команда менеджмента состоит из бывших управленцев международных гигантов: Tesla, Jaguar, Audi, Apple, Intel, Ford, Volkswagen.

Основным продуктом бизнеса являются электрокары класса люкс. Седаны Lucid Air Dream Edition и запланированный Lucid Air Grand Touring имеют по 1050 лошадиных сил с объёмом батареи на 446 миль. Бизнес уже сотрудничает с NVIDIA для предоставления самоуправляемого ПО своим клиентам и наполнения машин новейшими технологиями. Типовой седан в США стоит $35 000 – 42 000. Самый популярный электрокар Tesla Model 3 может быть заказан за $42 000 – 58 000. Если клиент хочет купить ультра-люксовую машину, то обычно берут Porsche за $150 000. Новые модели Ferrari идут от $200 000. Менеджмент Lucid решил занять нишу со средней ценой на модели Lucid Air в $100 000.

Основными вопросами производственного бизнеса остаются объёмы и оптимизация сборки на заводе. Lucid Group имеет мощности для выпуска 34 тысяч машин в год, которые планируется расширить до 50 тысяч к 2023. Тем не менее за первый квартал было доставлено только 360 машин при объёме предзаказов на 30 000. К концу года менеджмент ожидает до $3 млрд выручки. Столь малый объём поставок обоснован у молодых компаний, так как даже Илон Маск отмечал, что процесс сборки машины можно оптимизировать бесконечно, сокращая его в разы с годами.

Команда продвигает идеалы чистого производства и уже получила позитивные отзывы от рейтинговых агентств машин, назвавших Lucid Air Dream Edition лучшим люксовым электрокаром 2022 года. Одним из больших инвесторов компании является хедж-фонд Саудовской Аравии. Расширяя сотрудничество, в феврале 2021 менеджмент заключил соглашение о строительстве фабрики в Саудовской Аравии с целевым объёмом выпуска в 155 000 машин в год, так как спрос на продукцию значительно превышает предложение. Вслед за данным проектом правительство Саудовской Аравии заключило контракт закупки 100 000 электрокаров в течение 10 лет. До 2024 года будут закупать 1000-2000 машин в год, когда с 2025 объём вырастет до 4000-7000.

Ход времени ускоряется с развитием технологий. Tesla уже стала полноценным бизнесом, зарабатывающим миллиарды. Сегмент люксовых электрокаров пока остаётся зоной умеренной конкуренции, где Lucid Group Inc преуспеет за грядущие года. Важно помнить, что спрос на люкс не падает даже в худшие рецессии и кризисы, так как богатство переходит к новым людям, желающим показать свой новый статус.


Сопротивление бесполезно, Tesla будет повсюду

Популярность бренда Tesla после пандемии растёт стремительными темпами. Компания интенсивно наращивает производство, продолжая менять представления автопрома об автомобильном бизнесе и достигая невиданных ранее рентабельностей в 13% по чистому доходу для отрасли. Многие считали акции переоценёнными. Ходили мнения, что Германия затянет открытие новой фабрики ради защиты конкурентов. Тем не менее бизнес стал неоспоримым лидером. Может ли его что-то остановить?

Tesla уже породила огромное количество именитых инженеров, чьи компетенции высоко востребованы на рынке. Менеджмент компании соразмерно эффективный. Илон Маск, СЕО Tesla, является ярким лицом бренда, коммуницируя со своей аудиторией через Twitter. Он был в числе основателей компании в 2003 году и смог выстроить уникальную технологическую гавань, не имея опыта ведения тяжёлого мануфактурного бизнеса. Оптимизация производства и сборки машин стала краеугольным конкурентным преимуществом, давшим фору лидерам 20-ого века в лице Ford, Daimler, BMW, GMC и азиатским брендам. Маск отдаётся делу со всей страстью, что позволяет достигать опережающих темпов роста по сравнению с отраслью.

Продуктовая линейка бизнеса не ограничивается одними лишь электрокарами. Значимым продуктом бизнеса является ПО для машин. В январе 2022 года компания повысила цену на самоуправление с $10 000 до $12 000. Производство солнечных панелей принесло в 2021 году почти $3 млрд выручки бизнесу. Дополнительно предоставляется спектр услуг по лизингу и вторичному рынку подержанных автомобилей Tesla. Отдельно развивается сеть зарядных станций Supercharger, чьё количество с 2018 года выросло почти в 4 раза. Параллельно ведутся разработки небольших продуктов, например Cyberquad для детей, и планируются инновационные решения для будущего в виде Tesla Bot, гуманоидного робота, Tesla Semi, самоуправляемый электро-грузовик. В разрезе ПО разрабатывается платформа для робо-такси, способная выместить с рынка Uber, Lyft, Didi Global и меньшие ride-share бренды.

Разработки Tesla преображают жизнь людей во всём мире. Одним из важных результатов 2 квартала 2022 года стало достижение 35 млн миль, накопленных самоуправлемой системой FSD Beta. Это самый большой сет данных в мире для машин, который улучшает разрабатываемое ПО. За следующее десятилетие менеджмент планирует убрать необходимость в водителе, а также оптимизировать большую часть производства и повседневных задач людей с помощью роботов Tesla Bot. Проект робо-такси намерен в корне изменить систему автотранспорта, убрав с улиц стоящие машины вовсе.

По финансовым показателям бизнес стал печатным станком для денег. Продажи с 2017 года выросли с $11 до $67 млрд. Рентабельность в 2021 году достигла 10% по чистому доходу и продолжает расти к 14% в 2022. Долговая нагрузка минимальна, с помощью наличных денег бизнес может выплатить все заёмные средства сегодня же. Благодаря высоким темпам роста падают финансовые мультипликаторы. Это формирует более консервативную оценку бизнеса, которая постепенно привлекает новых инвесторов, по чьим меркам раньше цена была необоснованно высокой.

Менеджмент прогнозирует рост производства машин в среднем на 50% в год. Поклонники уже ожидают расширение продуктовой линейки футуристическим пикапом Cybertruck и спорткаром Roadster. Большинство банков и агентств закладывают в финансовые модели достижение выпуска 6 млн машин к 2025 году. Пенетрация рынка продуктами оценивается лишь в 2-3%, что даёт широкие возможности дальнейшей экспансии.

Tesla избежала нескольких банкротств, став неукротимым бизнесом. Менеджмент создал уникальные активы и производит востребованные продукты, поэтому с годами сила бренда только укрепится. В 2010 году Илона Маска поставили в один кадр с каноничным образом Тони Старка в исполнении Роберта Дауни-младшего в «Железный человек 2», уже тогда подчёркивая его новаторские амбиции и схожести с киногероем. Истинно, что для победителя удача закономерность, а неудача случайность.


Disney: от детских мультиков до мирового господства

The Walt Disney Company за последние года развилась до мировой развлекательной компании. Основными бизнес-сегментами являются Disney Media and Entertainment Distribution и Disney Parks, Experiences and Products. Ещё с 90-х годов бизнес стал иконой распространения американской культуры в мире. Тем не менее, разумных границ для развития успешного бизнеса не существует.

Недавно в компанию вернулся СЕО Боб Айгер, руководивший бизнесом более 15 лет. Именно он инициировал сделки по покупке брендов Pixar, Marvel, Lucasfilm и 21st Century Fox, которые теперь усиливают мировую славу компании. Совет директоров вернул его экстренно, уволив за одни выходные Боба Чапека. Последний перенял бразды правления от Айгера в 2020. Айгер подписал контракт на два года. Первыми заявлениями на пресс-конференциях было повышение рентабельности стримингового бизнеса, изменение организационной структуры компании и продолжение политики приостановки найма сотрудников. В 2019 году Айгер выпустил книгу, ставшую бестселлером, “The Ride of a Lifetime: Lessons Learned from 15 Years as CEO of The Walt Disney Company”.

Бизнес компании состоит из огромного количества продукции, окружающей каждого. Кино-вселенная Marvel и продолжение легендарной серии Звёздных Войнов лишь начало. В платном сервисе Disney+ Медиа-Гигант регулярно выпускает новые сериалы с любимыми персонажами публики. Помимо этого, бизнес владеет огромным количеством национальных и международных ТВ-каналов: ABC, Fox, ESPN, Hulu, National Geographic. Охваты аудитории в США исчисляются десятками миллионов, когда в международном формате транслируется более 220 развлекательных и около 55 спортивных ТВ-каналов.

Дополнительно компания владеет 5 огромными парками развлечений, отелями и даже организует круизные туры. Эта часть бизнеса сильнее всего пострадала в пандемию, но представляет самые яркие оффлайн-развлечения для всей семьи. Наконец, также продаются права на персонажей для производства игрушек, одежды, видеоигр, мебели, снеков и многого другого.

Парки развлечений в западной культуре являются большим событием для всей семьи. Люди туда приезжают сразу на выходные или даже неделю, полностью погружаясь с детьми в аттракционы, тематику приключений и бурю эмоций. Производство контента также шагнуло вперёд от детских мультиков 20-ого века. И сами картины стали привлекать более взрослую аудиторию. И новые истории рассказываются последовательно, увлекая разные социальные группы.

До пандемии бизнес был машиной по печатанию денег с рентабельностью по чистому доходу выше 15%. На фоне запуска стримингового сервиса выручка продолжила расти даже при сильнейшем спаде спроса на парки развлечений. С ослаблением пандемии бюджеты блокбастеров от Marvel уже выходят в кинотеатрах, окупая свои бюджеты. Полное восстановление парков развлечений и сокращение издержек от нового стримингового бизнеса позволит вернуться к прежней рентабельности, что делает актив недооценённым по многим параметрам.

Развитие Метавселенной играет на руку Медиа-Гиганту, который черпает выручку из развлечений. С высокой долей вероятности менеджмент может инициировать развитие внутренней студии по разработке видеоигр. Это позитивно скажется на рентабельности компании, так как у конкурентов EA и Activision Blizzard средняя рентабельность выше 20% по чистому доходу. Многие также ждут полного восстановления парков развлечений, где поток посетителей пока остаётся меньше пред-пандемийного уровня.

The Walt Disney Company по количеству подписчиков стремительно приближается к Netflix, имея при этом множество других источников дохода помимо стриминга. Инновации менеджмента придают активу стилистику Growth, когда снизившаяся рентабельность до 4% по чистому доходу делает акции долгосрочным Value-play. Инициатива Боба Айгера по восстановлению рентабельности в первую очередь выглядит наиболее разумной. С точки зрения менеджмента компания сможет легче поглощать ценные активы. Для акционеров это в краткие сроки вернёт премиальную оценку бизнесу.


Полупроводниковая отрасль

В период рецессий наиболее эффективно закупать долгосрочно привлекательные компании. Следующий цикл роста может сделать лидерами совершенно иные сектора, поэтому приобретают что-то уже более состоявшееся, например, полупроводники. Отрасль потеряла более 30% стоимости с начала 2022 года при неизменно хороших финансовых показателях.

Полупроводники являются собирательным понятием для всех чипов, микросхем, видеокарт, плат памяти, гироскопов, ЖК-экранов и прочего. Именно они формируют цифровизацию нашей жизни, ускоряют обработку информации и отправку данных по всему миру. В отрасли существуют суб-сегменты в виде полупроводникового оборудования, ПО для полупроводников и деление на фабричных и без-фабричных производителей, создающие производственные цепочки.

Конечные продукты стремительно изменяют образ жизни и работы каждого человека. Ежегодное обновление девайсов от Apple, Samsung, Xiaomi – это лишь начало. Полупроводники наполняют новые дата-центры, улучшают облачные услуги, повышают уровень комфорта в электрокарах. Инновации в отрасли позволяют быстрее создавать ИИ и увеличивают возможности оцифровки реального мира в виртуальный.

По финансовым параметрам отрасль привлекательна одинаково для опытных и начинающих инвесторов. Вся продукция является премиальной, имея минимальную наценку в 20% по чистому доходу. Так как компании занимаются этим уже десятилетия, то многие платят растущие дивиденды и проводят выкуп акций. У лидеров наблюдается стремительный рост выручки после пандемии. Благодаря постоянному спросу на продукцию бизнесы имеют минимальные долговые нагрузки, что снижает кредитный риск в условиях растущих ставок.

Основной прогноз – удвоение размера выручки участников с $500 млрд до $1 трлн к 2030 году. По своей природе отрасль является циклической со средней длительностью цикла в 2 года, плавно переходящим от дефицита к перепроизводству. Пандемия ускорила цифровизацию человечества на года, породив дефицит полупроводников. Аналитические агентства ожидают окончание дефицита к 2023 году, но пока спрос продолжает превышать предложение на рынке.

Ключевой риск отрасли базируется на отношениях Китая и Тайваня. Последний стал мировым поставщиком полупроводников, удовлетворяющим более 50% мирового спроса и имеющим уникальные производственные мощности. Китай в рамках государственной программы намерен создать соразмерно сильное производство на своей территории и стать самодостаточным, но риск военного конфликта на Тайване оставляет неравнодушным всё мировое сообщество. Вторичный риск – это изменение финансовых мультипликаторов на фоне рецессии и роста ставок. Технологическая отрасль всегда торговалась по премиальным мультипликаторам, отражая опережающие темпы роста. Остаётся неизвестным к каким оценкам вернутся акции после потери более чем трети стоимости.

Компании данной отрасли представляют собой привлекательные инвестиционные кейсы, так как усложнение компьютеров и девайсов будет продолжать ускоряться. Наличие стойкого спроса и крепких финансовых показателей упраздняют возможности банкротства для бизнесов даже в сильнейший кризис. Возможности девайсов растут каждый год и на этом стоит заработать!


Отрасль кибербезопасности

Компании сокращают затраты на персонал во время кризиса, так как это наиболее управляемая издержка и замедление продаж не позволяет нанимать новые кадры. В этой логике можно эффективно инвестировать в акции компаний, чей бизнес не сократится даже в трудный период. Ярким примером выступает отрасль кибербезопасности, которая за последнее десятилетие стала почти полностью В2В-услугой, приобретаемой корпорациями и правительствами.

Качественная защита от хакеров теперь во многом оплачивается бизнесом, включающим эти издержки в стоимость своих продуктов. Это обосновано развитием технологий, где все данные хранятся на серверах Google, Amazon, Meta Platforms и других гигантов. Ключевым продуктом выступают монументальные фаерволлы, защищающие всё облако. Ведь если хотя бы один вирус просочится на сервер, то заражается сразу всё хранилище. Аналогично развиваются технологии личностной идентификации пользователя, чтобы нельзя было воспользоваться девайсами удалённо. Face ID на девайсах Apple один из простых вариантов данного направления.

Уже сейчас ведётся борьба за данные, информацию и внимание людей. С 2021 года начались кибер-атаки с требованиями реального выкупа, что равноценно захвату заложников как в боевиках 80-ых годов. Кибербезопасность формирует щит, который заботится о том, чтобы личные данные оставались личными. В это вкладываются миллиарды долларов, так как для создания конечного продукта требуются первоклассные программисты, пишущие передовой ИИ, а также дата-центры и бесперебойное энергоснабжение.

По финансовым показателям отрасль находится на этапе роста, когда выручка растёт большими темпами и издержки вместе с ней. Это уже полноценный бизнес с множеством активов, клиентов и перечнем услуг, но наиболее инновационные разработчики ПО ещё нерентабельны, например, Zscaler и CrowdStrike. Ввиду этого выплаты дивидендов и выкуп акций пока не прогнозируются.

Рынок кибербезопасности оценивается в $146 млрд на начало 2022 года. До 2026 года ожидают темп роста в 9.5%, что доведёт его размер до $212 млрд. Ускорение цифровизации общества будет увеличивать спрос на услуги кибербезопасности, так как будет необходимо защищать электрокар, «умный дом» и даже «умный город» от потенциальных атак хакеров. Защита крипто-активов и NFT ещё одно перспективное направление для приложения решений.

Среди рисков для отрасли можно выделить замедление темпов роста выручки. Это способно нанести огромный урон молодым компаниям, чья финансовая оценка базируется на будущих денежных потоках. Дополнительным риском выступает бюджет. Переделив самых больших клиентов, компания может выйти на плато, когда новый виток роста выручки будет только от роста цены услуги, как это произошло у Netflix в В2С-сегменте. Повышение ставки ФРС накладывает дополнительный кредитный риск при отсутствии положительной рентабельности у участников отрасли.

Загрузка...