Прошу извинить, но вступление к этому разделу у меня будет коротким. Более подробные вступления, наверное, имеют смысл только для отраслей, престиж которых в глазах современной молодёжи либо незаслуженно занижен, либо, наоборот, завышен. Что же касается здравоохранения, то конкурсы в учебные заведения этой сферы остаются традиционно высокими1. То есть социальная значимость профессий здравоохранения в среде школьников имеет серьёзный вес. Люди в белых халатах всегда были и остаются (несмотря на то, что их всё чаще ругают как в прессе, так и на скамейке у подъезда) одними из самых авторитетных и уважаемых людей общества, при этом профессия врача большинству школьников представляется интересной, благородной, выгодной и «крутой».
Тем не менее, здравоохранение – это не только врачи. К тому же мы не спроста объединили здравоохранение с общественной гигиеной (санитарией) и социальной работой. Ибо всё это – звенья одной большой и чрезвычайно важно для цивилизации цепи под названием «забота о человеке», в первую очередь о таком человеке, который не в состоянии позаботиться о себе сам или для него это чрезвычайно тяжело. Но начинаем мы этот раздел всё-таки с самой главной в нём профессии, которую в старину называли просто «лекарь».
Специальности: лечебное дело, педиатрия, акушерская практика, организация сестринского дела, сестрино дело
Специализации в зависимости от направления лечебного дела (общая терапия, хирургия, микрохирургия, кардиология и кардиологическая хирургия, офтальмология и офтальмологическая хирургия, пульмонология, отоларингология, педиатрия, психиатрия и т.д.)
Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения)
Средне-специальное (фельдшера и медицинская сестра, медицинский брат) – медицинское училище или колледж
Высшее медицинское (врач общей практики, врач-специалист, врач-биолог, медицинская сестра с высшим образование) – медицинские академии, институты, университеты; а также медицинские факультеты академических университетов
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии:
Для врача: Их, как правило, не выявляют. По крайней мере, при приёме документов в вуз. А вступительные экзамены обычно не предусматривают никакого специального тестирования на профессиональную пригодность абитуриента. Однако учебная нагрузка в таком вузе настолько велика, что сама по себе способна создать прецедент для отсева. Врачу требуется не только способность работать в режиме психологической, интеллектуальной и физической перегрузки – он должен обладать ещё и отличной памятью. К тому же, если Вы хотите действительно стать врачом, к которому ваши пациенты советуют идти своим знакомым, Вам придётся понять, насколько Вы терпимы, насколько умеете владеть собой, ведь Вы будете иметь дело с множеством больных людей, большинство из которых вызывают желание скорее выставить их за порог. Конечно, желательно иметь своего рода медицинское мышление, чутьё лекаря, целителя, способности просто своим общением благотворно влиять на людей, улучшать их самочувствие одним лишь добрым словом и взглядом. Но такое Вы в себе можете заметить ещё до того, как твёрдо решите пойти по стопам врача.
Для фельдшера и медицинской сестры: Практически то же самое; разница в том, что фельдшер и медицинская сестра сложные диагнозы не ставят, их задача – оказать первую помощь пациенту до прибытия врача, а медицинская сестра ещё и помогает врачу вести осмотр или оказание помощи больному. Нагрузка в медучилище, конечно, не сравнима с нагрузкой в мединституте, также и ответственность врача намного выше, тем не менее учится в данного рода средне-специальном учебном заведении тоже нелегко и требуется запомнить огромный объем информации как о внутреннем строении человека, так и о симптомах множества заболеваний, а также длиннющий перечень лекарственных средств и прочих медикаментов, применяемых в том или ином случае до назначения врача и по его назначению.
Характер и содержание работы по данной профессии:
Амбулаторный. Для врача: работа в государственной или частной амбулатории: приём пациентов, составление анамнеза (медицинского образа пациента), диагностирование во время беседы и осмотра, назначение дополнительных диагностических процедур, поиск и назначение курса лечения; посещение пациентов на своём участке по вызову (для терапевтов и педиатров), участие в консилиумах, совещаниях, дежурства в ночные смены и в выходные дни; для фельдшера: работа в сельской амбулатории или здравпункте деревни, посёлка, городского района, производственного предприятия, связанного с риском для здоровья: приём пациентов, проведение осмотра (измерение давления, температуры, прослушивание дыхательных путей, пальпация живота и т.п.), назначение средств первой помощи, в случае несложного заболевания (ОРЗ, неинфекционное расстройства пищеварения, ушиб, неглубокий порез, повышенное давление, переутомление, попадание инородного тела в нос и т.п., не требующее сложной операции) – назначение лечения, а также проведение повторного осмотра, направление больного к врачу вплоть до сопровождения больного до клиники; кроме того фельдшер выполняет работу медицинской сестры; для медицинской сестры: работа в самых разных лечебных учреждения – от сельского здравпункта до клиники федерального НИИ медицинской специализации, от приёма больных в поликлинике до ассистентской работы в хирургическом отделении (операции): оформление рецептов и направлений, помощь врачу при осмотре больного, выполнение инъекций, раздача таблеток и др. лекарств больным в стационаре, выполнение капельницы, дежурство в отделении стационара, выполнение назначений врача, общее наблюдение за пациентами в стационаре, во время операций – подача инструмента хирургу, подготовка дезинфицирующих растворов, ополаскивание рук хирурга и т.п., помощь анестезиологу, оказание срочной помощи больному, вызов дежурного врача в случае срочной необходимости для пациента.
Клинический. Для врача: работа в стационаре: дежурство в отделении, оказание срочно необходимой помощи тяжело больным, осмотр, диагностирование пациентов, контроль хода лечения, для хирурга – участие в операциях либо оперирование, включая пациентов, находящихся на грани жизни и смерти, беседы с родственниками больного, выслушивание опасений, переживаний, претензий, участие в консилиумах и совещаниях, заполнение медицинских карт пациентов, написание множества отчётов;
Для фельдшера и медсестры — то же самое, только в пределах своей компетенции. Кроме того медицинская сестра или фельдшер производят по назначению врача стационарным больным инъекции, капельницы и прочие процедуры, раздают лекарства, убирают в их палатах за санитаров, вывозят пациентов на операцию, измеряют им температуру, применяют экстренные меры помощи и вызывают дежурного врача при необходимости.
Медицинская сестра с высшим образованием, как правило, руководит штатом медсестёр лечебного учреждения и решает разные организационные вопросы, но может выполнять и сестринскую работу и даже ассистировать врачу во время приема больных.
Работа в системе скорой помощи и в системе МЧС: для всех – суточные дежурства на вызовах, срочные выезды, немедленное оказание помощи, беседы с родственниками пострадавшего, тяжело больного или с очевидцами происшествия, неотложное оперирование на месте происшествия, доставка тяжело больного в стационар с поддержанием его жизнеспособности, в МЧС – участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф или террористических актов, полевая реанимация пострадавших, полевые операции, санитарные работы, экспедирование пострадавших в лечебный центр и т.п., написание множества отчетов, заполнение медицинских карт;
Работа в детских учебно-воспитательных учреждениях (детские сады, школы, интернаты, детские дома и т.п.): для всех – проведение плановых осмотров детей, выявление больных, контроль за санитарным состоянием учреждения, его кухни, санузлов, контроль качества питания, написание множества подробных отчетов, ведение медицинских карточек, беседы с родителями, воспитателями, с инспекторами из районных органов здравоохранения и эпидемиологических служб.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования
Биология, химия, физика, ОБЖ, литература и русский язык, информатика, иностранный язык, физкультура, латынь*2
Очевидные плюсы
Благородная профессия во спасение людей, многие пациенты склонны дарить врачам, (фельдшерам и медсёстрам в меньшей степени) подарки, конфеты, поздравлять их с разными праздниками. Для человека, бредящего медициной и борьбой с болезнями, это широкое поле деятельности. Возможность заниматься наукой, искать новые методы лечения и развивать их, делать карьеру, работая или сотрудничая с НИИ, с годами у врача накапливается много разных знакомств. Возможность открыть свою собственную частную практику.
«Подводные камни», очевидные минусы
Работа физически, умственно и психологически тяжёлая, особенно когда пациента спасти не удаётся. За допущенные ошибки люди расплачиваются здоровьем и жизнью, что не может не влиять и на настроение допустившего роковую ошибку врача. Высокая вероятность самому заболеть, заразиться опасной инфекцией, нарваться на крупный скандал с родственниками пациента. Работа в системе МЧС и скорой помощи чревата попаданием в экстремальную ситуацию, когда врачу самому угрожает смертельная опасность. Профессия требует постоянного повышения квалификации, постоянного самообразования. График работы нередко «рваный», что осложняет семейную жизнь. Постоянные стрессовые ситуации и наличие под рукой спирта давит на психику врача, создавая условия для пристрастия к алкоголю. Вместо благодарностей врачи нередко получают оскорбления и угрозы.
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)
В Москве: Врач: 40 000 – 160 000 (чаще до 80 000)
Фельдшер и медсестра: 20 000 – 40 000 (чаще около 25 000)
В крупных областных центрах:
Врач: 18 000 – 40 000 (чаще до 25 000), фельдшер и медсестра: 15000 – 25000 (чаще 18000)
В глубинке России: Врач 15 000 – 30 000 (чаще 25 000), фельдшер и медсестра: 8000 – 25 000 (чаще 10 000)
Каждый пятиклассник знает, что на врача учатся в медицинском институте. Есть ещё медицинские училища (теперь многие из них называют колледжами). Но в них присваивают квалификацию либо фельдшера, либо медицинской сестры. Есть, правда, и медсёстры с высшим медицинским образованием.
Сразу предупреждаю: профессия врача настолько многоплановая и объёмная по знаниям и специфическим навыкам, что про неё можно написать отдельную книгу. Мы же хотим просто показать в профессиях подводные камни, о которых школьник просто так, общаясь с врачами в поликлинике, больнице или видя врачей в кино, представления не получит.
Все, конечно же, знают о разных специализациях врачей. Самая распространённая из них – терапевт. Это они приходят к нам домой по вызову, когда у нас высокая температура и невыносимо болит голова или горло. Терапевт назначает нам и консультации у более узких специалистов – хирурга, невропатолога, кардиолога, ЛОРа, кардиолога, фтизиатра (специалиста по лёгочным заболеваниям), уролога, гастроэнтеролога. Пожалуй, только к окулисту и зубному врачу, да женщины к гинекологу, мы идём напрямую, минуя терапевта.
Но специализация начинается обычно на третьем курсе медицинского вуза. Многие студенты сегодня очень хотят получить квалификацию уролога, зная, что эти узкие специалисты по почкам и заболеваниям мочеполовой сферы сегодня как никогда востребованы в коммерческой медицине. Хорошему урологу мужчины приплачивают даже в обычной государственной клинике. Разумеется, на эту специализацию всегда огромный конкурс. Но её просто так и не получишь. Нужно остаться в ординатуре вуза и выдержать ещё один специальный конкурс, даже на платном отделении.
К тому же мечтателям о высоких заработках в медицине следует заранее знать: работа уролога настолько специфична и требует такого, буквально филигранного, умения обращаться с катетрами (скажем так, безболезненно для пациента вставлять катетер в мочеиспускательный канал), что далеко не каждому врачу вообще доступна. Так же как и работа хирурга.
Свою специфику имеет и…
Врачи с такой специализацией обычно умеют эффективно работать в действительно экстремальных условиях – на месте аварии наземного транспорта или крушения самолёта, в районе только что произошедшего землетрясения, взрыва природного газа, в поле или высоко в горах, в пещере, под землей, далеко от какого-либо населённого пункта, в самолёте (поезде и т.п.), в шахте и так далее. Врачи медицины катастроф способны оказать спасительную помощь даже во время природного катаклизма или боевых действий, когда любое живое существо нацелено спасти, прежде всего, свою собственную жизнь. И в этом профессионалы экстремальной медицины (кстати, фельдшеры, медсёстры, ветеринары тоже) очень и очень похожи на профессионалов системы спасения (спасателей). Они и работают, как правило, в одной бригаде. То есть, представьте себе ситуацию, когда ночью у каждого участника бригады спасателей раздаётся телефонный звонок, и каждый из них, получив приказ на немедленный сбор, срочно прибывает на рабочее место, откуда вся бригады тот час же вылетает в другое государство – вызволять людей, оставшихся под завалами зданий. Так вот вместе с теми, кто будет мужественно разгребать завалы и выносить на волю найденных людей, полетят и медики.
Разумеется, не все выпускники медицинского вуза, получившие специализацию медицины катастроф, работают в учреждениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Кому-то ведь надо работать и в обычных травмпунктах, и на скорой помощи, где довольно часто приходится тоже кого-то в срочном порядке спасать. Конечно же, в особых случаях МЧС обращается к руководству скорой помощи, извините за каламбур, за помощью. И врачи скорой помощи в массовом порядке вылетают в районы катастрофы вместе со спасателями. Но в отличие от врача МЧС, врач скорой помощи участвует в спасении пострадавших от катастрофы или террористического акта эпизодически. Основное его место работы – в мирном городе (посёлке). Но и там работа у врача скорой помощи нередко похожа на экстремальную.
Но часто и самую безопасную работу участкового терапевта можно смело приравнивать к работе в экстремальных условиях. Многие из читающих этих строки, наверняка, сами не единожды бывали на приёме у специалиста государственной поликлиники в момент больших наплывов пациентов. На каждого больного врачу выделяется по нормативам не более 10 минут. За это время необходимо не только осмотреть пациента, но и написать в больничную карту десятки слов. А технология постановки предварительного диагноза включает в себя обязательную беседу с пациентом. Как её успеть провести с каждым, если больше половины пациентов – это одинокие бабушки, которым подсознательно просто хочется пообщаться, но не с кем. Но раздражаться нельзя. Даже если больные плохо воспитаны и ведут себя не подобающим образом, пациент для врача – святое. Это я к тому, что неприятности профессии могут поджидать вас где угодно, даже в самом безопасном и тихом месте, в котором никогда не бывает авральных моментов.
К минусам профессии относится ещё и склонность привязываться к пациентам, воспринимать их как своих хорошо знакомых, симпатичных вам людей. С одной стороны, без этого нельзя: настоящий врач не может быть душевно чёрствым. Но такая чувствительность по отношению к боли пациентов подтачивает нервную систему врача. Нередко врач знает, что пациент, в которого он вкладывает свои силы и душу, всё равно скоро покинет мир. А человек разговаривает с врачом, как будто он совершенно здоров. Или он мучается, но усилием воли, чтобы не расстраивать врача, сдерживает себя. И среди таких пациентов, к которым невозможно не прикипеть душой, часто попадаются совсем юные, с большими наивными глазами. Но железную психику врачу, общающемуся с обречённым ребёнком, иметь нельзя. Но если вы, наш дорогой читатель, найдёте в себе силы выдерживать такое испытание – мы от души благословим вас на сей благородный выбор. Ибо профессии, к которым относится профессия врача, стоят в ряду профессий во спасение жизни.
Какие предметы из школьного курса более всего нужны врачу, вы, наверняка, догадываетесь. Но если говорить, беря во внимание особую душевность этой профессии, то будущему врачу необходимо освоить все школьные предметы без исключения. Совсем не обязательно быть круглым отличником – в медицинский поступают и с тройками в аттестате. Но хорошим врачом может стать только разносторонний и внимательный человек.
Биология, химия, физика – это профилирующие предметы. В вузе эти предметы изучаются настолько глубоко, что старшекласснику вряд ли возможно представить. Химия же включает в себя и современную фармакологию, науку о лекарственных формах. Это очень трудная в запоминании дисциплина, она требует особого терпения, так как по содержанию довольно нудный предмет с огромным объёмом трудно усваиваемого материала. Но анатомия в вузе изучается с не меньшей скрупулёзностью. И все названия частей органов и костно-мышечной системы требуется запомнить по латыни. Да и саму латынь изучать – удовольствие невеликое. Словом, объём одних сугубо профессиональных знаний в студента медицинского вуза впихивается немереный.
Глубоко заблуждается тот, кто думает, что в медицинском вузе расстанется с «проклятой» грамматикой, литературой и английским языком. Изложение (а то и сочинение) всё равно придётся сдавать, причём по довольно сложной теме, а курсы русского языка вводятся сейчас в программу многих вузов, даже технических. Английский же там учат и для бытового общения, и специальный, для чтения профессиональной литературы. И потом, ещё с древности повелось врач – всегда очень интересный, прогрессивный, обаятельный человека и гражданин, патриот своей страны. Не удивительно, что вплоть до падения Российской империи врачами в стране были в основном мужчины. Женщины находили себя либо в роли ласковой и преданной жены врача, либо его медицинской сестры, либо сестры милосердия (почти санитарка).
Сейчас путь в медицину открыт всем, кто оказывается способным выдержать высокий конкурс в медицинский вуз, успешно его закончить, пройти ординатуру и удержаться на рабочем месте несколько лет. Примерно половина выпускников медицинских вузов не приживается в медицинской сфере. Причины разные, начиная от нервозной обстановки на рабочем месте и кончая неадекватными труду зарплатами. В частных клиниках врачи, конечно же, получают хорошо. Но начинающего врача туда, скорее всего, не возьмут, а врач, наработавший опыт в районной клинике (амбулатории или стационаре), равно как и врач скорой помощи, службы спасения, – привыкает к своей системе настолько, что чаще всего не хочет уходить в частое заведение, в котором с пациентов берут большие деньги.
Что касается работы фельдшером, то по сути она мало чем отличается от работы врача. Грубо говоря, фельдшер – это врач со средним медицинским образованием. И, кстати, в России немало фельдшеров, которые врачам практически ни в чём не уступают. Их довольно много работает на станциях скорой помощи и переливания крови, а в сельской местности часто на фельдшера вся надежда больных и немощных.
Разумеется, программа медицинского училища не так обширна, как вуза, и фельдшеру, конечно же, недостаёт многих теоретических знаний. Тем не менее фельдшеры считаются надёжными коллегами и помощниками врачей и выполняют свою чрезвычайно важную миссию там, где врачей вообще нет: или невыгодно его в конкретном месте держать, или он туда не хочет ехать. Чаще это касается российской глубинки, особенно сёл и деревень. А вообще фельдшеров учат и принимать роды, и ставить капельницу, и даже делать неотложные хирургические операции.
Медицинская сестра – это верный помощник любому врачу. Она умеет делать практически то же, что и фельдшер, но в основном их подготовка в медицинском училище направлена на выполнение именно сестринских обязанностей. Медсёстры обычно не уполномочены ставить диагнозы, назначать лечение и выписывать лекарства. Однако это не значит, что они совсем не разбираются в симптомах наиболее распространённых заболеваний. А вообще медсестра, как правило, отлично делает любые уколы, в том числе и внутривенные, запускает в работу любую диагностическую и лечебную аппаратуру, меряет давление и даже делает массаж.
В чем же разница между квалификацией медсестры и медсестры с высшим образованием? Медицинская сестра со средним образованием имеет запись в дипломе «сестринское дело», а медицинская сестра с высшим образованием – «организация сестринского дела», то есть она может быть организатором здравоохранения на своем уровне: стать старшей медсестрой, главной медсестрой, работать заведующей отделом профилактики. Что само по себе говорит о гораздо больших возможностях в плане профессиональной карьеры как медицинской сестры.
Итак, считаете себя достойным занять место в ряду эскулапов? Уверены, что сдюжите и не разочаруетесь? Любите анатомию? Не потеряете голову от фармакологии? Крови не боитесь? Тогда вперёд – за учебники, за спорт, за многое другое, чтобы успешно выдержать экзамены в медицинский вуз и пройти по конкурсу, который редко падает до 3—4 человек на место.
Специальности: стоматология, хирургическая стоматология, ортопедия стоматологическая (зубное протезирование), челюстно-лицевая хирургия (ортодонтская практика), профилактическая стоматология (в том числе и косметическая стоматология и отбеливание зубов).
Специализации: детская, спортивная, гражданская, военная
Примечание. Обучение в вузах и колледжах обычно проходит вне специализации (за исключением детской стоматологии и ортопедии), то есть с широким охватом специальных знаний и навыков, однако будущий специалист сам выбирает для себя наиболее интересное ему социально-возрастное направление. Стоматологов для армии готовят также в военно-медицинских вузах.
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Средне-специальное (зубной врач, зубной техник, зубной косметолог и профилактик, медицинская сестра-стоматолог) – стоматологические отделения медицинских колледжей, стоматологические колледжи
Высшее (врач-стоматолог высшей квалификации, медицинская сестра-стоматолог высшей квалификации, стоматолог-ортопед, профилактический стоматолог (гигиенист), стоматолог-хирург) – медицинские вузы со стоматологическими факультетами, стоматологические вузы
Последипломное образование (стоматолог-ортодонт, специалист челюстно-лицевой хирургии) – Государственная медицинская академия последипломного образования и приравненные к ней вузы.
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
Не выявляются, однако необходимо иметь отличную моторику пальцев и кистей рук, хорошее зрение и не быть склонным к аллергии на лекарственные препараты и химические вещества, используемы в качестве пломбирующих материалов.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования
Химия, биология, иностранные языки, русский язык и литература
Характер и содержание работы
Амбулаторный. Работа в государственных поликлиниках и частных стоматологических клиниках: для врача – приём и осмотр пациентов, выявление больных зубов и их лечение (удаление); для медсестры – помощь врачу в приготовлении пломбы и других средств диагностики и лечения.
Клинический. Работа в стационарных стоматологических клиниках: проведение сложных челюстно-лицевых операций, медсестра помогает хирургу, готовя и подавая инструменты и лекарства.
Профилактика и косметология. Работа, как правило, в частных и реже государственных клиниках: приём и осмотр пациентов, назначение программы профилактических процедур, очистка зубов от камня, отбеливание, выравнивание зубов и прочие косметологические процедуры.
Зубное протезирование. Работа в государственных ортопедических кабинетах и частных салонах зубного протезирования: подбор и изготовление зубных протезов для каждого пациента, подгонка протезов, повторные осмотры и консультирование пациентов с полученными протезами, включая вставные челюсти.
Очевидные плюсы
Как правило, высокие доходы, работать приходится в подавляющем большинстве случаев в хорошо оборудованных комфортных помещениях, удобный график работы. Осознание значимости профессии в жизни людей.
«Подводные камни», очевидные минусы
Как правило, высокий конкурс и конкуренция среди стоматологов и протезистов в наиболее доходных местах (кроме сельской местности, где много в любом случае пока не заработаешь, а пациенты чаще всего – чрезвычайно запущенные), высокая ответственность за жизнь пациента, так как редко, но случается, что пациента умирает или становится инвалидом прямо в стоматологическом кресле из-за непереносимости организмом того или иного химического вещества. Всё время приходится «ковыряться» в чужих зубах. Очень трудно работать людям с обострённым обонянием и неуравновешенным характером, так как работа фактически ювелирная.
Возможные профессиональные заболевания: остеохондроз, аллергии, кистей рук – риск умеренный.
Вилка зарплат (в рублях в месяц)
В Москве и Московской области: 40 000 – 250 000 (чаще около 70 000)
В крупных областных центрах: 20 000 – 100 000 (чаще около 50 000)
В глубинке России: 15 000 – 50 000 (чаще около 30 000)
В принципе, эта профессия кажется понятной каждому, кто хотя бы раз в жизни серьёзно пролечился у стоматолога. И тем, кого ещё при входе даже в сияющую белизной частную стоматологическую клинику, приходит в состояние дискомфорта только от одного запаха используемых в стоматологии лекарств, лучше и не думать о возможных больших заработках стоматолога, включая ортопеда. Получить право лечить зубы, конечно, можно и окончив средне-специальное медицинское учебное заведение, однако сегодня пациенты стоматолога всё чаще приходят со столь серьёзными диагнозами, что у не очень опытного стоматолога со средне-специальным образованием может просто не хватить требуемых знаний. К тому же, не имея высшего образования, в этой области трудно найти хорошее место ни в государственной, ни тем более в частной клинике. И даже если стоматологу без высшего образования выдадут лицензию на осуществление частной практики, вряд ли какой-либо из банков выдаст ему кредит на закупку необходимой для работы аппаратуры.
Кстати, в этом плане (плане открытия собственного бизнес или просто частной практики) стоматологи откровенно проигрывают врачам соматического и психиатрического профиля, которым, чтобы оказать пациенту первую помощь на дому, далеко не всегда нужно иметь при себе что-то типа дорогостоящей бормашины. Так что если стоматология и протезирование в ней влечёт вас исключительно из-за денег, то лучше вначале как следует подумать, готовы ли к жёсткой конкуренции со стороны ваших коллег, многие из которых окажутся намного более опытными, чем вы, когда начнёте искать работу. Другое дело, если ради работы стоматологом вы окажетесь морально готовы переехать в любой регион России, где рады любым кадрам, в том числе и совсем не опытным. В сёлах и «запущенных» с социально-производственной точки зрения районах спрос на услуги стоматологов и протезистов в ближайшие 10—15 лет прогнозируется высокий.
А уже кем вам лучше подойдёт – ортопедом, хирургом или терапевтом – решайте сами. Думается, что успешным ортопедом легче стать и интереснее работать человеку с технической жилкой в характере, любящему что-то мастерить своими руками.
Специальности – гигиена, санитария, эпидемиология
Специализация по отраслевому и социально-возрастному принципу (гражданская, военная, производственная, детская и подростковая)
Примечание. Обучение в вузе проходит по широкому профилю, специализацию выпускник выбирает самостоятельно либо на старших курсах (спецсеминары и спецкурсы, кафедры и темы для защиты диплома) либо при устройстве на работу.
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Высшее (врач-эпидемиолог, врач-гигиенист) – медико-профилактические факультеты медицинские вузов (институтов, академий, университетов), а также медико-биологические и медицинские факультеты академических университетов, имеющие отделения либо кафедры санитарной (гигиенической, профилактической) медицины.
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
Не требуются, однако необходимо обладать высокими обще-академическими способностями, отличной логической и детализированной памятью. Важно со школьной скамьи обнаружить в себе выраженный интерес к биологии, особенно к его разделу о микроорганизмах, и гигиене.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования
Как и у будущего врача общей медицинской практики.
Характер и содержание работы
Санитарно-профилактический. Работа на санитарно-эпидемиологических станциях, в санэпидлабораториях клинических центров, а также предприятий пищевой промышленности или в других органах санитарного контроля, в том числе в детских учреждениях: проверка качества продуктов питания и готовых блюд из них на бактериальную осеменённость, выборочная проверка разной другой продукции, включая непродовольственную (например, детские игрушки) на соответствие нормам безопасности, в том числе химической и радиационной; участие в рейдах по торговым точкам и промышленным предприятиям, проведение совместных акций со специалистами экологического контроля (в том числе экологической милиции), составление протоколов о выявленных нарушениях и загрязнениях, наложение запрета на реализацию и использование того или иного загрязненного товара или продукта и составление актов о взыскании штрафов с нарушителей санитарно-эпидемиологических норм, проведение санитарных экспертиз в жилых и других зданиях, подвалах, цехах, а также проведение дезинфекционных и других санитарных работ по очистке помещений от опасных для здоровья людей факторов.
Оздоровительно-гигиенический. Работа в санаторно-курортных и лечебно-профилактических учреждениях и оздоровительных центрах, в диетологических лечебных, детских и других учреждениях с целью выявления и устранения недостатков питания людей с точки зрения диетологии, а также других условий, не позволяющих людям вести здоровый образ жизни (например, повышенная или пониженная влажность воздуха в жилом или рабочем помещении, обилие шума, слабая двигательная активность детей, находящихся в детском учреждении, и т. д. из этого ряда).
Научный. Работа в соответствующих научно-исследовательских учреждениях.
Очевидные плюсы
Интересная работа, помогающая предотвращать вспышки эпидемий и ухудшение здоровья людей, высокий профессиональный статус врача, высокий социальный статус.
«Подводные камни», очевидные минусы
Во многих случаях физически неприятная работа, возня с выращиванием микробов в чашках Петри, обходы мест с антисанитарными условиями, риск инфицироваться, конфликты с людьми, которым приходится запрещать продажу опасного для здоровья покупателей товара, закрывать рабочие помещения, не соответствующие нормам безопасности, к тому же россияне в большинстве своём пока не считают эпидемиологов и гигиенистов людьми, действительно заботящимися о здоровье граждан, подозревая их в меркантильности (взятки) и халатности (безответственное отношение к исполнению профессионального долга). Зарплата, неадекватная полученному образованию и затрачиваемым усилиям.
Возможные профессиональные заболевания: вегетососудистая дистония, нервное истощение, аллергические реакции, последствия перенесённых инфекций – риск умеренный.
Вилка зарплат
В Москве и Московской области: 25 000 – 40 000
В крупных областных центрах: 15 000 – 30 000 (чаще 22 000)
В глубинке России: 9000 – 25 000 (чаще 15 000)
К сожалению, профессия санитарного врача в глазах нынешней молодёжи (увы, и не только молодёжи) выглядит не очень привлекательно. Конкурсы на факультеты медико-профилактической (санитарно-гигиенической) медицины всё равно есть и требования к поступающим остаются высокие, но… это, как правило, из-за того, что на лечебные, акушерские и менеджерские (организация лечебного дела и управление учреждениями здравоохранения) факультеты поступить ещё труднее, а стать медиком хочется. Почему такая несправедливость в отношении столь важной для цивилизованного общества когорты специалистов.
Вполне возможно, что у значительно части молодёжи в отношении профессии санитарного врача-гигиениста в уме возникает некий социально-коммерческий комплекс, связанный с тем, что санитарный врач никого не лечит и, соответственно, не имеет возможности ни вырасти в звезду медицины (скажем, нейро- или микрохирургии, кардиологии, косметической хирургии м т.д.), ни создать собственную лечебную клинику, ни просто успешно заниматься частной практикой. Разумеется, те, кто, не желая испытывать судьбу при поступлении на более престижные факультеты, сообразил поступить на санитарный, потом не раскаиваются и уже в процессе обучения, что называется, входят во вкус, начиная понимать, насколько работа в области санитарно-профилактической медицины интересна и перспективна в плане карьеры.
Во-первых, эпидемиолог – фигура для любого населённого пункта всё-таки весьма и весьма важная и уважаемая. Только уважают его больше не рядовые жители города (городского) района или посёлка, а его руководители.
Впрочем, там, где санэпидстанция и санитарные врачи действительно радеют о благе жителей подконтрольной территории, они также пользуются заслуженным уважением. Потому что на самом деле все мы хотим, чтобы в подвалах наших домов не водились комары, детские учреждения сияли чистотой и ухоженностью, из водопроводных кранов наших квартир текла чистая питьевая вода, а торговля не травила нас испорченными и просроченными продуктами.
Второе направление профилактической медицины – это пропаганда здорового образа жизни и содействие гражданам, желающим его придерживаться. В этой сфере есть где развернуться человеку творчески активному. Это и лекции в клубах здоровья, и открытие частных диетологических кабинетов, и работа консультантом в оздоровительных центрах, где, кстати, заработать можно в принципе неплохо. И потом, из гигиенистов, как показывает опыт, получаются отличные руководители не только служб и органов санитарно-эпидемиологического надзора, но самых разных лечебных и лечебно-профилактических предприятий, во всяком случае возглавляющих лечебные и оздоровительные учреждения врачей-гигиенистов в России пока больше, чем дипломированных менеджеров здравоохранения. И то, что санитарные врачи не общаются с больными пациентами, среди которых немало и тяжелобольных, лучше рассматривать как несомненный плюс профессии, чем её минус.
А кроме того, врачи-гигиенисты вынужденную смену рода занятий переносят психологически намного легче, чем врачи-лекари. И при этом никогда не остаются без интересной устраивающей их работы, например научным консультантом или редактором в издательстве медицинского профиля, руководителем детского образовательного учреждения с санаторным профилем, научно-производственным консультантом предприятия, выпускающего продукты оздоровительного питания или реализующего биологически активные добавки к пище.
Так что смелее, будущие блюстители общественной гигиены и проповедники здорового образа жизни, выбора за вами. И пусть благодаря ему Россия станет чище, здоровее и стройнее..
Специальности: фармация, коммерция в фармации
Специализация в зависимости от назначения и видов препаратов (сильнодействующие лекарства, лекарства на основе растительного сырья, бады, ветеринарные препараты, изготовление лекарств по рецептам)
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Средне-специальное (фармацевт, менеджер фармацевтического предприятия) – фармацевтические колледжи, фармацевтические отделения и факультеты медицинских училищ и колледжей
Высшее (провизор, фармацевт-технолог) – фармацевтические факультеты медицинских вузов, химико-фармацевтические вузы.
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
Только академические способности успевать по всем школьным предметам и выраженный интерес к химии, лекарственной ботанике и всяким лекарствам. Важно отсутствие склонности к аллергии на разные химические, в том числе и натуральные, вещества.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Химия, биология, физика, математика, русский язык и литературы, иностранные языки, латынь*
Характер и содержание работы
1. Производственный. Работа на фармацевтических предприятиях и в аптеках с производственными отделами: участие в производстве лекарственных субстанций и готовых препаратов, включая организацию технологического процесса, выбор технологического оборудования, обеспечение правильных условий хранения сырья и готовой продукции, проведение технологического контроля и сертификации готовой продукции;
2. Лекарственное обеспечение, общая фармацевтическая практика и коммерция. Работа в органах управления государственным лекарственным обеспечением, в том числе лицензирования фармацевтического бизнеса, а также в оптово-розничной сети аптечных предприятий либо в службах снабжения клинических учреждений: участие в процессе удовлетворения заявок на получение лицензий и оформления разрешительной документации, подготовка инструкций для подконтрольных фармацевтических предприятий, организация и проведение проверок на соответствие реализуемых препаратов международным стандартам, организация работы аптечного предприятий, включая оформление необходимых документов и проведение закупок ассортимента, участие в обеспечение государственных и частных клиник лекарствами и субстанциями;
3. Информационно-просветительское направление. Работа в государственных и негосударственных информационно-консультационных центрах, а также в отраслевых СМИ и издательствах: оказание консультативной помощи специалистам лечебно-профилактических, фармацевтических учреждений и населению по вопросам применения лекарственных средств, а также образовательная и научно-практическая работа.
4. Научно-исследовательская и внедренческая практика. Работа в медицинских и фармацевтических НИИ, испытательных и внедренческих фирмах, государственных органах регистрации лекарственных средств, инновационных службах фармацевтических компаний: участие в лабораторных испытаниях и научном поиске новых технологий получения лекарственных субстанций (включая написание научных статей и выступления на научно-практических конференциях), участие в проведении доклинических и клинических испытаний новых субстанций и лекарств, регистрации и внедрении в лечебную практику новых лекарственных средств при тесном сотрудничестве с ведущими клиническими учреждениями страны.
Очевидные плюсы
Стабильная потребность в кадрах практически во всех регионах России, особенно там, где имеется химико-фармацевтическая промышленность либо предприятия, специализирующиеся на выращивании аптечных лекарственных растений и их обработке. Возможность всегда быть в курсе всех фармацевтических новинок, отличить рекламу от реально эффективного препарата, привлекательные заработки. Возможность при желании и высоком уровне академических способностей сделать научную карьеру в этой отрасли.
«Подводные камни», очевидные минусы
Работа, как и подготовка фармацевта, требует большого умственного напряжения. Подчас она монотонная и утомительная физически. Высокая ответственность за поступающие или отправляемые в аптечную и клиническую сеть препараты, поскольку от их качества зависит жизнь и здоровье многих людей.
Возможные профессиональные заболевания: вегето-сосудистая дистония, остеохондроз, аллергические реакции – риск умеренный.
Вилка зарплат
В Москве и Московской области: 30 000 – 100 000 (чаще 40 000)
В крупных областных центрах: 20 000 – 50 000 (чаще 30 000)
В глубинке России: 9 000 – 25 000 (чаще 15 000, в основном работа в аптечной сети)
Примечание. У провизора возможностей сделать карьеру и сразу после учёбы получать хорошую зарплату заметно выше, чем у фармацевта со средне-специальным образованием.
Итак, таблетки, микстуры, капсулы, порошки и физрастворы. Современные химические лаборатории и поражающие воображения производственные цеха, полностью соответствующие международными санитарно-производственным стандартам. Или же обычная аптека, не исключено, что сельская, с сотнями и тысячами наименований разных препаратов и вереницами нуждающихся в лекарствах людей с их проблемами, слёзами и скандалами. Всё это находится в зоне работы аптекаря.
Да, когда-то так называли фармацевтов и провизоров. Как и лекарства называли снадобьями.
Аптекарь вплоть до прошлого века в глазах подавляющего большинства людей выглядел фигурой таинственной, в чём-то даже магической. Аптекарей немного побаивались и непременно уважали. При этом аптекарь не продавал лекарства, а отпускал их за вознаграждение. И в этом его статус долгое время был почти равен статусу лекаря (врача). Но он делал всё – от разработки рецепта «зелья» до назначения индивидуальной схемы применения. Причём нередко аптекарей внимательно слушали даже самые авторитетные и считающие себя «ассами» лечебного дела эскулапы.
Впрочем, врачи уважают специалистов по лекарствам и сегодня. Только времена сильно изменились: рядовые потребители лекарственных средств давно уже не испытывают в отношении аптечных работников никакого пиетета и уже не особенно-то и прислушиваются к их мнению. Хотя многие покупатели лекарства уже привыкли спрашивать у стоящей за прилавком дамы в белом халате «что-нибудь от простуды и температуры» и прочих недугов, даже в случаях, когда подобрать лекарство без вреда для здоровья можно только с помощью врача.
Итак, профессия фармацевта и провизора сегодня – одна из самых обыденных, распространённых и популярных среди выпускников школ. Она в определенной степени выгодно оплачиваемая и широко востребованная, хотя и не особенно престижная. Более того, аптекарей часто ругают за подделки, высокие цены, нежелание помочь стесненному в средствах больному человеку подобрать эффективное лекарство по его кошельку (а наоборот, желание «впарить» препарат подороже).
Людей сегодня раздражает отсутствие нужного им препарата в продаже на момент обращение и предложение «заглядывать почаще» в то время когда препарат необходим уже сию минуту. И самое сегодня больное звено в аптечной работе – это обеспечение лекарствами больных, имеющих право на скидки. И чаще всего изменить ситуацию не в силах ни рядовой фармацевт со средне-специальным образованием, стоящий за аптечным прилавком, ни опытный провизор с высшим образованием, занимающийся снабжением аптек лекарствами, ни специалист фармации, работающий в государственных органах лекарственного обеспечения, ни фармацевт-учёный, разрабатывающий, патентующий и внедряющий новые лекарственные средства, ни фармацевт-технолог, участвующий в серийном производстве различных препаратов. Почему?
Да потому что производство лекарств – сфера безумно дорогая. На поиск и разработку одного принципиально нового препарата обычно уходят сотни миллионов долларов. И всё то, что реально помогает в тяжёлых случаях, как назло (чаще всего) влетает в копеечку, а нуждающихся в таких лекарствах везде много, и у государства всегда не хватает финансов, чтобы оплатить нужное лекарство в нужном количестве всем остро нуждающимся без исключения. А кто крайний? Как всегда, стрелочник, то есть в данном случае фармацевт и провизор. В первую очередь работник аптеки, в том числе и не только менеджер.
Это я к тому, что большая часть выпускников фармацевтических колледжей и вузов находит себе работу именно в аптечной сети. В науку идут, как и практически во всех отраслях, единицы. Просто потому что стать учёным в принципе способны единицы из тех, кто получает высшее образование. В науке, в том числе и обслуживающей какое-то конкретное фармацевтическое производство, тоже много «подводных камней», но, поскольку туда идут, как правило, прирождённые учёные, никакие трудности их обычно не останавливают. Даже такие, как полный провал клинических результатов всей исследовательской работы, на которую были затрачены лучшие годы жизни. Или ещё хуже – препарат разработали, допустим, вы, а лавры с соответствующим вознаграждением достались другому, к примеру, вашему руководителю.
Тут надо знать, что фармация – очень коррумпированная отрасль даже в производственно-научной сфере. Вращающиеся в ней деньки сравнимы с деньгами, вращающимися в сфере торговли высокоточным оружием нового поколения. А это означает, что риск стать «негром» фармацевтических разработок у нашедшего себя в фармации учёного довольно высок. И к этому надо быть морально готовым.
Управлять лекарственными потоками, тем более закупаемыми государством (что считается весьма денежным делом), тоже нелегко и люди «с улицы» на такую работу, как правило, не попадают.
Несколько проще найти работу в клиническом стационаре – закупать для больницы разные медикаменты. Но тут нужен опыт, поскольку ответственность чрезвычайно высока, и за обнаруженные в процессе лечения больных подделки, если они, не дай Бог, приведут к чему-то нехорошему, по полной мере спросят с провизора-снабженца – вплоть до суда.
Работа в контролирующих органах (в том числе и в области выдачи разрешений на фармацевтическую деятельность, регистрации лекарственных средств) – тоже, грубо говоря, «блатная», потому что есть поле для получения «нетрудовых» доходов. Чаще всего на такую работу люди сначала находят по своим неформальным каналам место (разумеется, не за просто так), а уж потом любой ценой добывают диплом. Необязательно при этом преступным образом его покупать, гораздо надежнее под готовое место поступить в соответствующий вуз и успешно окончить его. И, конечно же, всегда в этой сфере работает определённый процент специалистов, попавших на такую работу по реальному, честному конкурсу. Но надо обязательно стать магистром.
В принципе, с высшим образованием можно найти себе применение в консультационных центрах либо в каком-нибудь отраслевом издательстве, если, отлично владея специальностью «фармация», вы обнаружите в себе способности к написанию консультационных и аналитических текстов либо разъяснительной устной работе. Можно устроиться и преподавателем в медицинское или фармацевтическое училище. Только надо отдавать себе отчёт в том, что свободных вакансий в этой сфере очень немного, и предпочтение отдаётся научным работникам, то есть тем, кому удалось по окончании вуза устроиться на работу в соответствующее НИИ.
Итак, аптека? Не только. Высока потребность в кадрах на фармацевтических производствах. Другое дело, что аптечные сети есть в любом городе или районе, а фармацевтические фабрики и комбинаты – в чётко заданных местах, куда, видимо, придётся переехать. Кстати, бояться «химии» на современных химико-фармацевтических производствах не стоит: в цехах сегодня, как правило, идеальная чистота, и вряд ли какая-либо субстанция будет попадать вам в лёгкие. В то же время производство разных пищевых добавок в России год от года набирает обороты, открываются новые цеха и производства и набираются новые кадры, а сырьё в таких производствах используется чаще всего растительное и совершенно не токсичное. Это очень перспективное направление.
Ещё нужны специалисты фармации на фирмы оптовой торговли препаратами – в качестве специалистов по формированию экономически эффективного ассортимента (который лучше продаётся и на более выгодных условиях), а также как эксперты, обеспечивающие отсечение заведомо некачественных, поддельных или просроченных препаратов.
И очень перспективной сегодня считается специальность коммерсанта в области фармацевтических средств. То есть человека, который умеет с нуля организовать аптеку или оптовое предприятие по продаже фармацевтических и парафармацевтических средств, подобрать кадры, получить все разрешительные документы, найти наиболее выгодных поставщиков, разработать концепцию рекламной кампании, правильно рассчитать отпускные цены и наладить контакты с потенциальными покупателями мелкооптовых партий лекарств (имеются в виду аптеки, сети аптек и лечебные учреждения). Но это уже работа предпринимателя, менеджера по продажам, по рекламе и подбору персонала в одном лице, но с качественным фармацевтическим образованием.
Ну что? Не испугались трудностей хлебной профессии? Не боитесь в случае неудач в науке, сертификации, на производстве и в управлении просто встать за аптечный прилавок? А что? Это ведь не просто продавец. Это продавец-целитель, аптекарь то бишь. И без этого продавца с фармацевтическим образованием (а без него никто не имеет право отпускать лекарства ни по рецептам, ни без них) современная цивилизация существовать не в состоянии. Так что этот труд тоже почётен и достаточно хорошо оплачиваем.
Только имейте в виду: конкурсы в колледжи, тем более в вузы в этой сфере также высоки, как и в лечебной. Так что профилирующие предметы и те, что помогут вам развить свой интеллект, учите получше. Удачи, будущие разработчики панацей и просто рядовые аптекари.
Специальности: психология, социальная психология, педагогическая психология, клиническая психология
Специализация в зависимости от сферы применения знаний и вида профессиональной практики (детская и подростковая психология, военная психология, медицинская психология, производственная психология, коррекционная психология)
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Высшее (психолог, военный психолог, врач-психолог) – факультеты психологии академических университетов. Военных (армейских) психологов готовят в Воронежском высшем авиационно-инженерном училище. Врачей-психологов – в некоторых медицинских вузах.
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:
При поступлении в вуз их обычно не выявляют3, однако весьма желательно обладать врождённым умением внимательно слушать любого собеседника, говорящего с вами на любую тему, то есть очень важно обнаружить в себе повышенный интерес к личности человека в принципе (а не какого-то симпатичного вам человека).
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Русский язык и литература, математика, история, биология, рисование, музыка, танцы*, психология*.
Характер и содержание работы:
Клинический. Работа в коррекционных школах и лечебно-профилактических учреждениях: проведение бесед и тестирования детей и взрослых, нуждающихся в помощи психолога, психологическая диагностика проблем личности, разработка индивидуальных планов психологической коррекции личности, нередко в союзе с лечащим психиатром или невропатологом, проведение лечебно-психологических тренингов и бесед с пациентами.
Коррекционно-образовательный. Работа в общеобразовательных школах и других детских учреждениях, включая детские дома и приюты: наблюдение за разными детьми и характером их взаимоотношений, составление индивидуальных психологических портретов детей, выявление у них личностных проблем, разработка индивидуальных и групповых программ коррекции этих проблем и организация процесса реализации этих программ с конкретными детьми в союзе с педагогами и родителями, ведение инструкционных и консультационных бесед с родителями и педагогами, а также с детьми, проведение тестирования детей и коррекционных тренингов с ними, способствующих улучшению психологического состояния каждого из них, помощь в создании оптимального морального климата в детской среде, разрешение проблем взаимоотношения детей с педагогами и родителями.
Частная психологическая практика общей психологической помощи. Работа на правах индивидуального предпринимателя или в частной фирме, оказывающей услуги психолога: составление индивидуальных психологических портретов клиентов на основе регулярных бесед с ними, проведение пси-коррекции клиентов, помогающей им понять свои способности и склонности, найти наиболее эффективные способы решения возникших проблем личного плана (во взаимоотношениях в семье, с родителями, с детьми, с любимым человеком и т.п.) и поднять жизненный тонус, позитивно настроиться на преодоление жизненных трудностей.
Экстренная психологическая помощь. Работа в государственной службе экстренной психологической помощи: дежурство на телефоне доверия, общение с звонящими людьми, нуждающимися в психологической помощи или поддержке, направленное на создание у звонящих позитивного настроя преодоления временных житейских трудностей, которые побудили их обратиться за помощью к психологу. Возможна также работа в системе МЧС или милиции, когда приходится оперативно выезжать с бригадой спасателей на место, где некий человек демонстративно хочет покончить с собой или держит заложников. В таких случаях от психолога требуется убедить человека не совершать задуманного (либо отпустить заложников) или хотя бы отвлечь его внимание от действий спасателей или оперативников (спецназовцев).
Корпоративная психологическая коррекция. Работа на любом предприятии, руководство которого считает важным иметь в штате психолога: наблюдение за работой сотрудников, ведение бесед и тренингов, настраивающих на создание благоприятного морального климата в коллективе и достижение успеха в работе, помощь в наиболее безболезненном разрешении возникающих на предприятии конфликтов, участие в отборе кандидатов на ту или иную рабочую позицию в фирме.
Очевидные плюсы
Чрезвычайно увлекательный рабочий процесс изучения поведенческих реакций самых разных людей, возможность позитивно повлиять на их поведение и даже судьбу. Радость от неформального общения с людьми, которые нуждаются именно в таком общении, особенно эта радость усиливается, если ваши труды привели к успеху человека в жизни, которым психолог обычно радуется вместе со своими «подопечным».
«Подводные камни», очевидные минусы
Трудности с поиском работы, которая удовлетворит ваши профессиональные амбиции. Обычно получается либо хорошая зарплата, часто при весьма неудобном для жизни графике работы, либо удовлетворение творческих и научных интересов психолога. Как правило, довольно долгий (не меньше 10—15 лет) путь по лестнице профессиональной карьеры, нередки профессиональные срывы и потеря работы. Высокая вероятность разочарования в профессии. Работа в системе МЧС или в милиции чревата нервными срывами.
Возможные профессиональные заболевания: вегето-сосудистая дистония, нервное истощение – риск умеренный.
Вилка зарплаты (в рублях в месяц)
В Москве и Московской области: 15 000 – 50 000 (чаще 20 000)
В крупных областных центрах: 10 000 – 30 000 (чаще 15 000)
В глубинке России: 5000 – 10 000 (часто поиск работы затруднён)
А вот профессия, привлекающая школьников, прежде всего, (как это кажется мечтателям) влиять на поведение собеседника.
Психология всегда привлекала молодёжь, и конкурсы на психологические факультеты университетов практически всегда оставались и остаются большими – от 5 до 10 человек на место. И это при том, многие выпускники факультета психологии впоследствии откровенно разочаровываются в избранной профессии. Кстати, в число таковых попадают и те, кто сумел устроиться по полученной специальности.
Как это ни покажется странным, но по миру кочуют данные о том, что, якобы, выпускники актёрских и режиссёрских факультетов (не говоря уж о журналистах и художниках) разочаровываются в полученной профессии в гораздо меньшей степени и гораздо реже, чем психологи. Хотя вакантных мест для психологов, если присмотреться к рынку труда, всегда бывает больше (в процентном соотношении к претендентам на должность), чем для актёров, режиссёров, художников и журналистов. С чем же обычно связано разочарование в профессии психолога?
Ну, прежде всего всё-таки оговоримся, на самом деле всё печально, как кажется со стороны. И проблемы растерянности специалиста, испытавшего на пути своего профессионального становления неудачу (нередко кажущуюся), для России и для стран западной Европы во многом разнятся. Там психологи нередко опускают руки и начинают сомневаться в правильности своего выбора чаще всего потому, что их работа, как им (опять-таки!) кажется, не даёт ожидаемого результата. То есть, люди, с которыми они вели специфические беседы и тренинги, никак не меняются, продолжая по-прежнему сталкиваться в жизни с проблемами, победить которые они надеялись с помощью психолога. Возможно, к психологу, так и не сумевшему, с его точки зрения, и, нередко, с точки зрения реципиента (т.е. обратившегося за помощью), вывести последнего из круга психологических проблем, приходит ощущение, сравнимое с ощущениями мага, заклинания и обряды которого не приводят ни к каким изменениям в окружающем мире и людях. И он начинает чувствовать, что магия в принципе – шарлатанство. Или он сам категорически не пригоден к магии.
То есть, в данном случае к психологии. Но там, на цивилизованном Западе, попавших в прострацию психологов спасают их же коллеги и конкуренты на рынке труда, только более опытные и способные. В России всё обстоит иначе. Дело не в русском менталитете, страдающем, якобы, предвзятостью по отношению к психологам. И не в том, что россияне в большинстве своём уверены, что в психологии прекрасно разбираются сами, а все болезни и проблемы психологического плана на самом деле либо от водки, либо «от нервов», либо от недостатка денег
Да, уровень жизни большинства россиян не позволяет им планировать расходы даже на лечение явных физических недугов, не говоря уж о психологической профилактике. А те, кто обеспечен, порой заносчивы и амбициозны настолько, что в упор не замечают назревающий в себе душевный кризис и не осознают его наступление. Эти факторы важные, но не определяющие. Хотя бы потому, что уровень жизни в России всё-таки, пусть и не так заметно, как хотелось бы, но поднимается. Поэтому материальная проблема в этой сфере будет играть всё меньшую роль. А главное в ответе на вопрос «почему многие выпускники факультетов психологии в России остаются без работы», скрывается, видимо, в том, что Россия на пути своего перехода от кризисного социализма к нормальному капитализму (сейчас он пока тоже кризисный) ещё не выработала в себе потребности, присущие развитым в демократическом плане нациям.
Тут следует хорошо усвоить, что демократический менталитет не может быть привнесён в нацию извне как некая технология управления поведением людей. Это поведение формируется внутри самой нации, также как из зародыша в утробе матери формируется ребёнок. Можно ли просто заставить или убедить его формироваться быстрее? То-то и оно. И потребуется ровно столько времени, сколько определено для этого процесса Природой.
Вы спросите, а причём тут, собственно, психология? Да притом, что потребности в услугах тех или иных специалистов в обществе целиком и полностью зависят от характера самого общества. Но характер этот не является величиной постоянной – пройдёт время (сколько – определить сейчас невозможно), и услуги психологов в России станут востребованными в такой же степени, в какой они востребованы в странах Западной Европы и Северной Америки. Кстати, с ролью психологов в странах с мусульманским менталитетом отлично справляются муллы и муфтии. В России – отчасти православные священники, отчасти коллеги по работе, которые, кстати, нередко очень даже неплохо утешают. Пока что. В будущем ситуация изменится, и каждый специалист займёт в потребностях граждан строго определённое место.
Но кем работают выпускники факультетов психологии сегодня? Выбор у них, как ни кажется странным, достаточно широкий. Но он включает в себя и вакансии, напрямую не связанные с психологией как наукой и методом влияния на людей. К примеру, специалист по подбору кадров просто обязан быть хорошим психологом. Влиять на людей, помогать им решать их психологические проблемы такому специалисту вовсе не обязательно, а чаще и нежелательно: его задача сводится к поиску востребованных на рынке труда специалистов в той или иной отрасли. Но мало найти просто специалиста по диплому – нужно ещё и понять, сумеет ли он вжиться в определенный коллектив, представляющий заказчика на специалиста.
Людей с психологическим образованием очень любят брать на должности, связанные с управлением работой группы специалистов, к которым нужен особый подход. То есть, это, как правило, специалисты творческих профессий, включая технических специалистов, при этом знающие себе цену и реально востребованные на рынке труда. Задача руководителя их команды заключается, прежде всего, в том, чтобы создать в команде атмосферу эффективного сотрудничества, взаимодействия без конфликтов и ненужных споров. Говоря проще, руководство фирмой надеется, что руководимая таким специалистом команда будет работать как можно лучше и не настроится сбежать к конкурентам. Знания в области психологии, навыки эффективного общения на такой должности очень и очень кстати.
Охотно берут психологов и менеджерами по продажам, по рекламе и связям с общественностью. Работодатели в таких случаях надеются на ожидаемое от специалиста с дипломом психолога умение строить эффективные отношения с разными людьми, многие из которых в таких отношениях вовсе не заинтересованы (ещё бы! Задача психолога в данном случае не просто расположить собеседника к себе, а использовать его в своих, диктуемых должностными обязанностями, целях). То есть, по мнению многих нынешних работодателей, психолог просто обязан владеть специфической техникой убеждения. И те, кто ей действительно овладевает, очень быстро делают в России карьеру. Но, сейчас я вас немного разочарую, не на поприще собственно психологии, а в сфере продаж или привлечения инвестиций, руководства коллективом. Если психолог еще и юрист по второму образованию – из него получается отличный управленец. Или следователь, прокурор, участковый инспектор – да кто угодно!
Но вы-то, поступая на факультет психологии, мечтаете о постижении тайн человеческой психики. То есть вам хочется работать именно психологом, а не менеджером или милиционером. Что ж – и это доступно. В общеобразовательных школах сейчас присутствует должность психолога. Разумеется, свободные вакансии психолога в школе встречаются для нас с вами, как правило, там, где нам работать не хочется. Например, выпускник факультета психологии МГУ живет в Москве, а свободная вакансия на момент получения диплома оказывается где-нибудь в трех часах езды от дома. Снимать квартиру в районе работы сегодня, увы, невозможно: психолог в школе имеет зарплату по единой тарифной сетке, как и учитель.
Сегодня стало реальным попасть в штат серьёзной компании на позицию именно психолога, который постоянно проводит командные психологические тренинги и индивидуальные беседы, направленные на создание у сотрудников положительного делового настроя.
Понятно, что многие абитуриенты, подавая заявление на факультет психологии, думают о практике «настоящего психолога», который ведёт приём нуждающихся в его помощи людей. Но ведь и в школе, и в центре социального обслуживания, и в коммерческой фирме психолог, по сути, помогает людям обрести душевное равновесие. Обязательно ли для этого нужен приём в кабинете?
А кроме того, после окончания вуза можно пройти дополнительное обучение, которое заметно расширит ваши возможности выбора работы. Вот, например, по каким курсам проводится дополнительно обучение на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова:
Кадровый менеджмент
Клиническая психология
Организационная психология и управление персоналом
Практическая психология личности
Практическая психофизиология
Психологическая помощь
Психологическое консультирование, психотерапия и психодиагностика личности
Психология управления персоналом
Психолого-педагогические основы учебного процесса
Стресс и психологическая помощь
Тренинг-менеджмент
Сколько психологи зарабатывают? Всё зависит и от индивидуальных способностей психолога, и от опыта, и от обстоятельств. Но в среднем их зарплата, если они загружены на целый рабочий день, в России не превышает средней зарплаты по региону. Или превышает не намного. Выбирая эту профессию, желательно помнить, что психолог – не нотариус, к нему в очередь в ближайшее десятилетие пациенты вряд ли выстроится. А удовлетворить интересы того, кто всё-таки к нему обратился, весьма и весьма трудно.
И это притом, что учиться на факультете психологии тоже нелегко. Как, впрочем, и поступить на этот факультет. Какие предметы следует изучать наиболее активно? Как это ни покажется странным, но прежде всего математику и русский язык, потом биологию, иностранный. Психологию же на этот факультет не сдают, и полученные факультативно в школе знания по этому предмету вы будете вторично изучать уже на факультете вуза, если в него попадёте. Успехов.
Специальности: социальная работа, право и организация социального обеспечения, правоведение (социальный аспект), социальная педагогика и психология, другие гуманитарные специальности, в том числе педагогические
Специализация в зависимости от социально-возрастной категории обслуживаемых людей (дети-сироты, одинокие пожилые люди, инвалиды, военные инвалиды и т.д.)
Примечание. Обучение обычно охватывает все специализации сразу – профиль её специалист выбирает самостоятельно либо при написании дипломной (кандидатской и пр.) работы, либо во время трудоустройства. В области социальной работы могут успешно трудиться люди, не имеющие специального образование, однако предпочтение в таком случае отдаётся людям с высшим образованием.
Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):
Средне-специальное (социальный работник, специалист по социальной работе с углубленной подготовкой в области права, социальный педагог) – колледж социальной работы или педагогический колледж, готовящий специалистов в этой области.
Высшее (социальный работник, специалист по социальной работе с углубленной подготовкой в области права, социальный педагог – все высшей квалификации, менеджер в области социальной работы, социальный психолог) – факультеты социальной работы некоторых государственных университетов, негосударственные вузы, факультеты психологии некоторых университетов, другие вузы социальной работы и социальной психологии, вузы предпринимательского профиля, учебные заведения Православной Епархии.
Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией
При поступлении в учебное заведение не выявляются. Однако необходимо иметь выраженную тактичность в общении с разными людьми, в том числе больными, с плохим слухом и восприятием и склонными к девиантному поведению. Очень важна хорошая память, терпеливость и терпимость, выраженный интерес к личности человека и его проблемам, врождённое стремление помочь, умение слушать в большей степени, чем говорить самому.
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования
Русский язык и литература, история, психология* и педагогика*, основы первой медицинской помощи*, физкультура, ОБЖ
Характер и содержание работы
Индивидуальная помощь. Работа в центрах социального обслуживания и органах опеки и попечительства: оказание помощи по хозяйству подопечным пожилым людям и инвалидам вплоть до стирки белья и доставки продуктов из магазина, помощь в оформлении правовых документов, психологическая помощь путём общения по интересам, контроль условий воспитания детей в патронатных семьях, оказание помощи гражданам, желающим усыновить сироту или взять ребёнка под опеку, в поиске кандидатуры ребёнка и оформлении документов, консультационная помощь остро нуждающимся одиноким людям в области права.
Организационная работа в органах государственной опеки и попечительства. Работа в местном управлении и самоуправлении: подбор кадров для индивидуальной работы с подопечными и контроль их обслуживания, организация новых центров социального обслуживания с дневным пребыванием в них нуждающихся пенсионеров и детей из многодетных семей, инвалидов, планирование, организация и проведение культурно-досуговой работы с этим категориями граждан, привлечение спонсоров и меценатов к оказанию материальной помощи нуждающимся людям, участие в распределении местной, федеральной и международной гуманитарной помощи.
Благотворительное направление. Организаторская и менеджерская работа в негосударственных благотворительных организациях и фондах, общественных организациях, федерациях, профсоюзах и ассоциациях инвалидов и т.д.: участие в разработке и проведении акций по сбору средств и пожертвований с последующим распределением собранных средств среди определённых категорий нуждающихся людей, проведение различных конкурсов с выдачей грантов социальной направленности (например, на оказание помощи больным сахарным диабетом, на обучение одарённых детей из многодетных семей, на санаторно-курортное лечение детей-сирот и т.д.) и другая благотворительная работа с населением.
Научно-аналитическая и преподавательская деятельность. Работа в научных учреждениях социального профиля, а также учебных заведениях социально-педагогической сферы: проведение социологических исследований по заказу государственных и коммерческих организаций, а также международных гуманитарных структур, изучение общественного мнения по тем или иным вопросам социального плана, преподавание основ социальной работы и обществоведения, изучение практики социальной деятельности в регионах и разных государствах, выступление на научно-практических конференциях, подготовка научных статей на социальные темы для корпоративных, отраслевых и других изданий и издательств.
Очевидные плюсы
Интересная творческая работа, осознание особой важности общественной миссии этой профессии – помогать людям решать самые разные жизненные проблемы, которые никакие другие специалисты не решают, возможность познакомиться с массой разных интересных людей, заиметь много друзей и наработать серьёзную базу для создания собственного бизнеса практически в любой сфере экономики.
«Подводные камни», очевидные минусы
Успех в этой работе трудно формулируем на начальном этапе профессиональной карьеры. Социальный работник без опыта часто не может представить, чего он может в итоге добиться и к какой цели ему следует стремиться. Поэтому данная сфера открывает пути к успеху только для людей с активной жизненной позицией, коммуникабельных, жаждущих общения с самыми разными людьми, стремящихся реально помочь конкретным людям и верящим в том, что реально изменить общество к лучшему. Люди без предпринимательской жилки, начиная трудиться в сфере социальной работе, склонны «увязать» в рутине повседневных забот и оформлении разных отчётных бумаг. В то же время прирожденные коммерсанты, привыкшие мыслить прямолинейными бизнес-категориями, пытаются превратить социальную работу в некую правовую базу для излечения прибыли, в результате чего создают в этой сфере несвойственное ей направление работы с нуждающимися в помощи людьми, портят репутацию благотворительным организациям и в конечном итоге разочаровываются в избранной профессии.
Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата (для специалистов низовых звеньев системы социального обслуживания), вегето-сосудистая дистония – риск незначительный.
Вилка зарплат
В Москве и Московской области: 20 000 – 50 000 (чаще 25 000)
В крупных областных центрах: 10 000 – 30 000 (чаще 15 000)
В глубинке России: 6 000 – 15 000 (чаще 12 000), в ряде регионов поиск работы с гарантированным заработком затруднён.
Предупреждаю сразу: тот, кто думает, что социальный работник только обслуживает одиноких старушек, доставляя им продукты или стирая бельё, – можно сказать, ничего не знает об этой профессии. А между тем с середины 90-х годов в России стали открываться различные негосударственные университеты, в которых студенты за немалую плату получают высшее образование именно по специальности «социальная работа». Спрашивается, нужно ли серьёзное образование тому, кто просто покупает продукты, стирает и гладит, выносит мусор?
Конечно же, любой человек должен уметь это делать, и стареньким одиноким людям такая помощь нужна, как и свежий воздух и вода. Но это вовсе не значит, что этим людям больше от социального работника ничего не нужно.
На самом деле социальный работник для подопечного – спаситель во многих вопросах, в том числе и юридических, когда нужно грамотно оформить завещание или договор ренты, социального обслуживания, документы на получение субсидии или дарственную на имущество. И это далеко не всё, что нередко нужно сделать одинокому престарелому человеку или инвалиду. То есть, социальный работник, который приносит ему покупки из магазина, должен быть ещё и всесторонне развитым, грамотным человеком, разбираться в правовых вопросах, уметь при необходимости организовать своему подопечному консультацию специалиста, вызвать на дом нотариуса, врача, сантехника и проследить за тем, чтобы интересы подопечного никто не ущемил.
А ещё от этого человека ждут общения. Помню, будучи корреспондентом московской окружной газеты «За Калужской заставой», я напросился с социальным работником в гости к «её» бабушкам. Мы сначала зашли в супермаркет, я помог дотащить женщине тяжёлую сумку до нужного дома, а потом мне пришлось принять участие в беседе с каждой из трёх старушек, которых мы посетили. И каждая из них не обратила особенного внимания на принесённые продукты и не стала пересчитывать чеки, даже отказывалась брать сдачу4, стремясь переключить внимание на беседу о каком-нибудь событии или о своей племяннице, которая никак не приедет к ней в гости. Одна из бабушек, бывший доктор судебно-медицинской экспертизы, даже устроила что-то вроде маленького праздника – заставила нас прочитать по отрывку из стихотворения и вручила в качестве приза по апельсину. Как мы ни отказывались от угощения, ничего не получилось: сильно обижусь и всё тут.
В принципе, чтобы по-человечески общаться со стариками, даже с академиками или бывшими актёрами, не обязательно окончить вуз – достаточно быть просто добрым отзывчивым человеком. Именно без этих качеств в социальной работе делать нечего.
К сожалению, в эту сферу милосердия и благотворительности идут не только сподвижники добра, но и прирождённые коммерсанты, которые используют возможности благотворительных организаций в своих корыстных целях. Отчасти из-за действий таких людей социальная (особенно благотворительная) работа многими россиянами воспринимается с большим недоверием. А среди некоторой части молодёжи создалось мнение о том, что в социальную работу идут те, кто ни к чему серьёзному не способен.
Но, думаю, вы уже поняли, что помогать беспомощным инвалидам и старикам, равно как сиротам5, матерям-одиночкам и многодетным семьям, – дело в высшей степени ответственное и требует высокой образованности. Реально социальный работник – это мастер на все руки. Он и психолог, и социолог, и правовед, и менеджер. Просто начинается карьера в этой сфере чаще всего именно с этой ступени – оказание персональной бытовой помощи и работа с нуждающимися в социальной помощи и защите людьми в центрах социального обслуживания.
«Подводные камни» в этой сфере чаще всего нестандартные и при желании легко преодолимые. Обычно это особо капризные подопечные, которые могут жаловаться администрации района или дирекции центра социального обслуживания на то, что вы им чего-то не донесли, в чём-то им отказали, нагрубили и даже обокрали. Случается, что социального работника «сердобольные» соседи обвиняют в том, что он, к примеру, «объедает старушку», приносит ей поддельные лекарства и завышает цену на них. Это наш российский менталитет, и к этому надо быть заранее готовым. Разумеется, вспыльчивым и обидчивым людям в социальные работники тоже лучше не идти.
Но социальная работа – это очень широкая сфера деятельности. Например, выпускники Российского государственного Социального университета, как опубликовано на его информационных стендах, работают:
• в международных, федеральных и региональных фондах социальной помощи
• в учреждениях социальной защиты населения
• в службах по работе с персоналом
• в консультационных центрах
• в больницах и клиниках
• в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.
На одном из посвящённых социальной работе Интернет-ресурсов говорится, что
«все специализации «Социальной работы» можно условно разделить на три блока:
– работа с людьми: медико-социальная работа, психолого-социальная работа, социальная работа с людьми с инвалидностью, социальная работа в системе образования
– организация и управление: менеджмент в социальной работе, организация социальной работы с населением, экономика, право и управление в социальной работе
– аналитика: социальное прогнозирование и моделирование, история, методология и теория социальной работы»
«Прежде всего задайте себе вопрос: кем и в какой организации вы хотели бы работать, – советуют на этом ресурсе опытные специалисты этой сферы. – Если это государственные структуры внебюджетных фондов, то и вуз, соответственно, должен быть государственным. Такой диплом поможет вам попасть в «касту» высокооплачиваемых специалистов. Другое дело, если вы собираетесь создать в социальной сфере творческий коллектив или общественную организацию. В этом случае понадобятся практические навыки работы с грантодателями, фондами, со спонсорами и инвесторами. Здесь вы сами будете назначать себе зарплату. Поэтому и преподаватели нужны такие, кто имеет опыт реализации некоммерческих проектов, умеет оформлять заявку на получение денежного гранта, взаимодействует или руководит общественными организациями города. И, по-моему, в таком случае нет принципиальной разницы, в каком вузе (государственном или коммерческом, профильном или непрофильном) вы будете получать образование.
Если вы гуманитарий, подавайте документы в РГСУ, МГУС или РосНОУ. В список вступительных экзаменов этих вузов не входят естественнонаучные дисциплины. Сдавать придется русский язык в форме ЕГЭ, историю и, в зависимости от вуза, литературу или обществознание.
Хорошо знаете биологию – поступайте в МГПУ или РГМУ. А все абитуриенты Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета должны знать основы христианства, этот предмет здесь – профилирующий. В Военно-техническом университете, помимо привычных вступительных испытаний, придётся сдавать нормативы по физподготовке и проходить военно-профессиональный отбор: собеседование, психологическое тестирование, медкомиссию».
То есть социальные работники могут работать и спасателями, и психологами в горячих точках, заниматься реабилитацией людей, пострадавших в катастрофе или от теракта, а также военнослужащих, принимавших участие в контртеррористических операциях.
Отлично, когда социальный работник не только хорошо знает законодательство в области социальной помощи, но и многое умеет делать своими руками, например, оказать первую помощь пострадавшему в аварии или своему подопечному, который просто упал дома в обморок, починить сорвавшийся в квартире у подопечного кран, убедить отчаявшегося сироту в том, что всё у него в жизни сложится хорошо.
Социальные работники также собирают пожертвования с граждан и организаций, чтобы, к примеру, спасти какого-то конкретного ребёнка от тяжёлого заболевания, направив его в уникальную зарубежную клинику. Они также добиваются госпитализации остро нуждающегося одинокого человека или ребёнка из многодетной семьи в федеральную специализированную клинику, защищают права воспитанников детских домов, в том числе и покинувших детское учреждение после достижения 18-ти летнего возраста. Работают эти специалисты и в пенитенциарных учреждениях, защищая права отбывающих наказание и помогая некоторым из них вернуться к нормальной законопослушной жизни после выхода на свободу.
Наконец, с такой специальностью можно просто открыть собственный социально ориентированный бизнес, сочетая получение прибыли с созданием лучших условий для жизни пенсионеров, детей-сирот, инвалидов. Поле деятельности для высококвалифицированных социальных работников – широчайшее. Пожалуй, это одна из самых широкопрофильных профессий современности. В неё же входит и социальная педагогика (например, работа с трудными подростками в сотрудничестве с детской комнатой милиции и т.д.), и социальная психология, и лоббирование интересов остро нуждающихся в государственной поддержке категорий граждан как в органах местного самоуправления, так и в Госдуме России.
И везде для успешной работы необходима кипучая энергия, позитивное отношение к жизни, терпимость к самым нелицеприятных человеческим поступкам, уважение людей, предпочтение работы на благо общества работе на собственное благо. Понятно, что такая работа не может протекать спокойно и размеренно, без эмоциональных встрясок и напряжений, без скандалов и споров, без переживаний и авралов вплоть до попадания в кризисные ситуации. Однако если помогать людям и улучшать жизнь вокруг себя вам интереснее, чем заниматься чем-то конкретным, то все трудности социальной работы вы преодолеете.
И последнее. Часто в социальную работу идут люди творческого склада, которым не удалось реализовать себя в искусстве или культуре. Потому что социальная работа представляет возможность быть не только нужным конкретным людям (и быть любимым этими людьми), но и проявлять все качества, присущие актёру, режиссёру, писателю и художнику. Социальные работники – это авангард цивилизованного общества. Если они в обществе есть, значит оно доросло до уровня, на котором ему небезразлична судьба своих сограждан. Успеха.