Говорили кельты детям (а вблизи кружила птица):
«Голова – сосуд священный, в ней одной душа хранится».
Услыхала птица слово, выше звёзд она взлетела
И в стране чужой далёкой разглядела Брана тело.
Властелин земель британских, воин исполинской силы —
Он лежал на поле битвы, словно на краю могилы.
Кровь текла из ран жестоких, и дышать казалось нечем,
И главу свою от тела повелел в тот миг отсечь он.
Меч сверкнул неумолимо и на солнце вспыхнул ало.
Высоко за чёрной тучей в небе птица прокричала.
Говорили кельты детям: «Голова – сосуд священный…»
Головою, смерть поправшей, славен Бран благословенный.
Много лет друзья скитаясь Брана голову возили,
Обращались с ней учтиво, за совет благодарили.
И, однажды, в час заветный, путь окончив дальних странствий,
Брана душу возвратили стороне родной британской.
Голова пользовалась у кельтских племен особым почитанием. Для них она имела куда большее значение, чем сердце, столь ценимое в других архаических цивилизациях. Кельты считали голову обиталищем души и полагали даже, что голова способна существовать сама по себе, без всего остального тела. Некоторые легенды отражают предполагаемую способность некоторых голов существовать отдельно от тела. Так, например, в валлийской легенде о Бране Благословенном рассказывается о том, что, когда Бран был смертельно ранен в бою с войском Матолвха, короля Ирландии, он сам попросил своих друзей отрубить ему голову и отвести ее на родину, а не предавать земле в Ирландии. На всем протяжении долгого обратного пути голова, по легенде, сохраняла способность есть, пить и даже разговаривать, совсем как тогда, когда она была живой и венчала собою могучее тело Брана.