Предисловие издателя

Предлагаемый сборник очерков по истории казахского народа является третьей по счету книгой Радика Темиргалиева, издаваемой Научно-образовательным фондом «Аспандау».

В 2012 г. в Алматы была выпущена книга «Ак-Орда. История Казахского ханства», в 2013 г. в Москве вышла в свет книга «Казахи и Россия». Обе эти книги нашли своего читателя. По информации публикуемой сетью магазинов «Меломан», в последние годы они неизменно входят в число самых востребованных произведений казахстанской литературы. Это очень хороший показатель на сегодняшний день, когда книгоиздательство находится в кризисе и спрос на печатную книгу существенно снизился.

Радует также, что труды Р. Темиргалиева постепенно получают заслуженную оценку в научной среде. Об этом свидетельствует такой объективный критерий как увеличение цитируемости в работах отечественных и зарубежных исследователей. К примеру, автор книги «Россия и Казахская степь: административная политика и статус окраины. XVIII – первая половина XIX века», Д.В. Васильев в своей монографии рассматривая работу Р. Темиргалиева «Казахи и Россия» отметил, что «главной заслугой автора является то, что он впервые в современной историографии Казахстана объединил в одном труде в рамках реализации единой концепции историю всех казахских владений, включая территорию Букеевского ханства».

Однако помимо изданных книг Радик Темиргалиев является также автором около ста научных и публицистических статей, опубликованных в различных журналах, газетах и на сайтах в Интернете. Сама собой у нас появилась идея собрать самые интересные его статьи в отдельную книгу. Несмотря на то, что все эти работы были написаны в разное время, объединенные в одном издании, они удивительным образом сложились в единый и цельный труд, практически ничем не уступающий его книгам.

Необходимо также отметить, что для Научно-образовательного фонда «Аспандау», издание новой книги Радика Темиргалиева было не только возможностью поддержать талантливого отечественного ученого. Издание научной литературы, особенно в области отечественной истории целиком отвечает миссии нашего научно-образовательного фонда «Аспандау», выражающейся в развитии образования информационного общества в Казахстане и формировании в нём объективной системы ценностей, общегражданской национальной идеи и свободного правосознания.

К сожалению, наша история долгое время являлась служанкой советской идеологии и по сути, даже сегодня многие концепции, подходы, методы, принципы классификации и периодизации, господствующие в казахстанской исторической науке, являются наследием ушедшей эпохи. Это можно проследить даже по таким часто употребляемым историками терминам как «феодализм» или «царизм». Новые веяния, обозначившиеся после обретения Казахстаном независимости, выразились в большей степени в каких-то частных моментах, например, в кардинальном изменении оценок деятельности той или иной личности. Общая канва осталась прежней.

В то же время стоит отметить, что одной из проявившихся на современном этапе тенденций стал этноцентризм, подчас открыто и с гордостью провозглашаемый в качестве кредо некоторыми авторами. Понятно, что рост национального самосознания в любом случае будет сопровождаться соответствующей идеологической продукцией. Но очень зыбка та грань, при пересечении которой в нашем полиэтническом обществе она может сыграть и дезинтегрирующую роль. Не говоря уже об уроне, который наносит науке патриотическое мифотворчество на ниве исторического прошлого. Мифология народов с её архетипами нуждается в историческом исследовании, но сознательно мифологизировать историю историкам нельзя.

Обилие исторического материала, позволяет в случае заведомо ангажированной выборки фактов, а проще говоря – их подтасовки, а также соответствующей трактовки, подвести базу под любую концепцию. Можно, к примеру, подготовить работу, в которой будет содержаться множество фактов жестоких расправ над казахским населением, совершенных российскими военными отрядами; изъятия земель и изгнания с них коренного населения; свидетельства политического курса российских властей, направленного на лишение казахов институтов традиционного управления. Все это будет чистая правда.

Но можно написать и такую работу, в которой будет показано, что после присоединения к России, казахи постепенно прекратили вести войны с внешними противниками, и это благоприятно отразилось на росте их численности; будет обоснован тезис, что вследствие появившегося доступа к российской системе образования, у казахов появилась блестящая волна национальной интеллигенции, которая стала издавать первые книги, журналы, газеты и вести борьбу за права казахского населения. И это тоже будет правда.

Однако и та и другая позиция будет позицией «прокурора» или «адвоката» от истории. Настоящий же ученый-историк, если продолжить применение аналогий из сферы юриспруденции, должен быть «следователем», внимательно изучающим любые свидетельские показания и вещественные доказательства, исследуя события и процессы во всей сложности и неоднозначности. Во имя истины, он должен забыть о своей национальности, региональном происхождении, социальном статусе, политических и религиозных убеждениях, в общем, обо всем том, что определяет его симпатии и антипатии как обывателя.

Ценность трудов Радика Темиргалиева, заключается в том, что он реально демонстрирует подобную возможность объективного поиска научной истины в истории, показывает, что же было действительно, а чего не было в прошлом. Тем самым он, в меру своих сил, способствует формированию в историческом сознании нашего общества многомерной и достоверной картины прошлого, без чего адекватное национальное самосознание невозможно.

В информационную эпоху народ, желающий достигнуть высокого уровня политического, экономического и культурного развития, не может довольствоваться в качестве истории, черно-белыми картинками с традиционными победами и поражениями, триумфами и трагедиями, героями и предателями, гениями и злодеями. Одна и та же историческая личность могла выступать в качестве двигателя прогресса в одной ипостаси и проявлять реакционный характер другой гранью своей деятельности. Одно и то же событие могло изменять к лучшему жизнь миллионов людей и обрекать на страдания не меньшее их количество. Соответственно и исторические оценки редко могут быть однозначными.

Я рад, что наше сотрудничество с автором, зародившись когда-то из случайного знакомства на просторах Интернета, переросло в настоящую дружбу единомышленников, борющихся вместе за то, чтобы внести позитивные перемены в жизнь всего казахстанского общества. Я также уверен, что впереди у автора будет еще много трудов, которые будут подготовлены и изданы при деятельном содействии Научно-образовательного фонда «Аспандау».

Канат Ильич Нуров

Президент Научно-образовательного фонда «Аспандау» (Ph.D, DBA)

Загрузка...