Глава 1 За наших веселых, за женщин медовых!

Эту книгу мы начинаем, пожалуй, самыми красивыми, самыми яркими, самыми экспрессивными тостами, посвященными, конечно же, женщинам. Да простят нас мужчины! Жизнь кавказского мужчины не имеет смысла, если рядом с ним нет женщины, за которую он мог бы драться по законам гор, которой он мог бы восхищаться, которую мог бы боготворить, которой дарил бы свою любовь, нежность и обязательно комплименты.

Кавказский мужчина ценит в женщине несколько качеств. Во-первых, это красота, которая действительно обладает страшной силой, если она обращена на истинного горца. Во-вторых, это ум. Не стоит думать, что по законам гор женщина в доме – лишь приятное дополнение интерьера. Это не так. На Кавказе ценят умных женщин именно за то, что благодаря своему уму они заставляют мужчин почувствовать себя мужчин мужчинами. И, наконец, еще одно качество – это доброта, заставляющая тех, к кому она обращена, не чувствовать себя одинокими.

* * *

У нас на Кавказе мужчины говорят: «От нашего ребра нам не ждать добра». Аллах сотворил женщину из ребра Адама, но если бы. Он назначил ей быть госпожой мужчины. Он сотворил бы ее из головы; если бы рабою, то сотворил бы из ноги; но так как Он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то и сотворил из ребра. Так выпьем же за то, чтобы от этого ребра, как от настоящего друга, исходило одно добро!

* * *

Однажды в молодости Гиви сознался сестре, что хочет жениться. Сестра долго искала, искала и, наконец, нашла одну девушку. Гиви спросил у сестры:

– Ну хорошо, сестра, а сколько, скажи, пожалуйста, лет той девушке, что ты мне присмотрела?

– Я спрашивала у нее, сколько ей лет, – ответила сестра, – но она сказала: «Я не знаю». Но она молодая.

– Нет, – возразил Гиви, – тогда она мне не нужна.

– Почему? – спросила сестра.

– Потому что она уже в летах.

– Откуда ты знаешь?

– Женщины, когда им перевалит за 30, всегда говорят, что не знают, сколько им лет. Раз она так говорит, значит ей больше 30.

Так выпьем же за то, чтобы женщины всегда знали свой возраст!

* * *

Однажды в горном селе настоятель мечети важно поучал прихожан:

– Женщина так уж создана: волосы у нее длинные, а ум короткий…

Кацо, который находился в это время в мечети, остался недоволен:

– Простите меня, уважаемый домулла, но когда у женщины волосы длинные, это ее красит, но как может быть ум коротким, этого я не могу себе представить. Будь я на вашем месте, я просто пожаловался бы на свою жену и не охаивал бы всех остальных.

Так давайте выпьем за женщин, в которых все прекрасно!

* * *

Женщины, несмотря на то, что являются слабым полом, порой значительно сильней мужчин. В их руках – власть над мужчинами. Женщина может опозорить мужчину до скончания века, отвергнув его любовь, но также может и прославить его в веках, одарив своей любовью.

Так выпьем же за то, чтобы женщины всегда только прославляли мужчин.

* * *

Давным-давно в одном ауле жила женщина, некрасивая и распутная. Но когда она выходила из дома, то обязательно прихорашивалась, надевала яркие разноцветные платья, и люди указывали друг другу на нее.

Однажды в зимний солнечный день жители аула вышли из своих домов, уселись на площади и беседовали, потягивая трубки. Появилась и та некрасивая женщина, но разодетая, нарядная, так что с первого взгляда казалась привлекательной. Прошла она мимо жителей аула – и все обратили на нее внимание. Одни поглядывали на нее косо, другие говорили:

– Позавидуешь тому, у кого в доме такая женщина!

Случилось так, что среди жителей аула оказался и муж той женщины. Когда он увидел знаки одобрения и услышал, как восхищаются его женой, он немедленно подозвал ее к себе; при всем честном народе он приподнял чадру, закрывавшую ее лицо, и громко сказал:

– Люди, поглядите хорошенько, и вы поймете: меня сразило то, что внутри, а вас то, что снаружи!

Так выпьем же за то, чтобы женщины покоряли нас не только внешней, но и внутренней красотой!

* * *

Однажды умудренный опытом аксакал провозгласил такой тост:

– Я хочу выпить за женскую глупость. Мы часто спрашиваем себя, почему Бог создал женщин такими красивыми и такими глупыми? Ответ на самом деле очень прост: красивыми, чтобы мы могли любить их, а глупыми – чтобы они могли любить нас.

Так выпьем же за женскую глупость!

* * *

В давние времена жил в одном ауле добрый и работящий человек, и была у него жена, такая злая и сварливая, что второй такой не сыскать, хоть все аулы три раза обойди. Со всеми она спорила, со всеми бранилась, ко всем она придиралась, все наоборот делала, всех в ауле переспорила. А бедному мужу от нее вовсе житья не было.

Пошел он как-то в лес за дровами и нашел там глубокую-глубокую яму. «Хоть бы в эту яму провалилась злая ругательница, – подумал он, – и мне, и всему бы аулу легче стало». Вернулся он домой и говорит жене: «Нашел я в лесу глубокую яму, а в ней много золота, завтра пойду и золото достану». Не отпустила его злая жена одного, подумав, что он не унесет много золота. Пошли они вместе. Обмотал он около ямы свою жену веревкой и стал опускать в яму. Спустил поглубже – да и выпустил веревку из рук. Вернулся добрый человек домой, прожил день, другой, неделю. И решил пойти в лес, узнать, что сталось с его сварливой женой. Подошел к яме – из нее доносились крики и ругань его жены и еще чьи-то охи.

«Эй, кто там охает?» – спросил добрый человек. – «Это я – чудовище. Совсем меня замучила злая женщина!» – донеслось из ямы. Пожалел тогда добрый человек чудовище и вытащил его из ямы. За это чудовище согласилось исполнить три его желания. Пообещало и исчезло. А человек в свой аул пошел.

Немного времени прошло, услышал этот человек, что какое-то чудовище легло около одного аула и никого в аул не впускает, никого из аула не выпускает. Мало того: каждый день кого-нибудь хватает и пожирает. Помог тогда людям этого аула добрый человек и истратил свое первое желание. Второе и третье желания у него также ушли на помощь жителям других аулов, где злодействовало чудовище.

Когда все желания были исполнены, пришли к доброму человеку жители четвертого аула и попросили помощи в борьбе с чудовищем. Добрый человек сказал, что не в силах им помочь, но люди настаивали, прося пожалеть их детей. Тогда пошел добрый человек к чудовищу. Разозлилось чудовище, стало грозить съесть человека, но тогда тот и говорит: «Я пришел помочь тебе – помнишь злую женщину, которая тебе в яме житья не давала? Так вот, она выбралась и повсюду ищет тебя». Испугалось тогда чудовище, поднялось, закружилось и пропало. С тех пор никто его не видел.

Так выпьем же за наших сварливых жен, которые даже благодаря своей ругани способны вершить добрые дела!

* * *

На Кавказе есть обычай: когда в доме рождается девочка, отец достает ружье и стреляет один раз. Когда девочка вырастает и ее хотят выдать замуж, отец стреляет из ружья дважды, когда же девушку выдают замуж – отец стреляет из ружья трижды. Так давайте выпьем за то, чтобы из наших домов почаще раздавались ружейные залпы!

* * *

Для кавказского мужчины у женщины может быть семь возрастов: это новорожденная, ребенок, девушка, молодая женщина, молодая женщина, молодая женщина и молодая женщина. Так выпьем же за последние четыре возраста, из которых не выходит и не выйдет ни одна женщина!

* * *

Однажды жена Вано долго смотрела на лицо мужа и сказала:

– Я удивляюсь твоему сердцу. Действительно, оно у тебя очень выносливое.

– К чему ты это сказала? – спросил Вано.

– Твое лицо так страшно, что страшнее тебя – только дикий зверь в лесной чаще, – ответила жена, – поэтому только выносливое сердце может вытерпеть это.

– Если уж на то пошло, то у тебя сердце в четыре раза выносливее моего, – заметил Вано.

– Почему? – удивилась его жена.

– Сам я себя не вижу, – ответил Вано, – ты же каждый день смотришь на меня – и сердце твое выдерживает.

Так давайте выпьем за выносливость женщин, которым приходится нас терпеть!

* * *

Однажды Вано сказал жене:

– Жена, наша жизнь с тобой на этом свете ничего не стоит, но не унывай! Уж на том свете ты развеселишься.

– Почему? – спросила жена.

– Потому что ты попадешь в рай.

– Откуда ты это знаешь? – спросила жена.

– Как откуда я знаю, – ответил Вано, – посмотри на мое лицо. Ты каждый день смотришь на меня и терпишь. А тот, кто терпит, обязательно попадет в рай.

Так давайте выпьем за женское терпение!

* * *

У русских есть поговорка: «Если хочешь принять правильное решение, посоветуйся с женой и сделай наоборот». На Кавказе же говорят: «Если хочешь принять правильное решение, посоветуйся с женой и сделай так, как она скажет». В итоге русский, прежде чем что-то сделает – наломает кучу дров, а горец добьется своего сразу.

Так выпьем же за женщин, которые никогда плохого не посоветуют.

* * *

Если о женщине говорит весь аул – это значит, что она ведет легкомысленный образ жизни.

Если о женщине говорит вся улица – это значит, что она жена самого зажиточного селянина.

Если же о женщине говорит весь двор, то это значит, что она слишком сварлива.

Так выпьем же за женщин, о которых говорят только любящие их мужчины!

* * *

Давным-давно на Кавказе существовал такой обычай. Девушка, прежде чем выйти замуж, должна была приручить горного барана. Она брала с собой охапку свежей травы и поднималась рано утром высоко в горы. Если ей удавалось увидеть горного барана, она обнаруживала свое присутствие и бросала ему траву, при этом сама она удалялась. Так продолжалось некоторое время. В конечном итоге баран привыкал к девушке и, съев принесенную ему траву, ложился к ее ногам и блаженно дремал.

Только после этого, когда девушка сумела приручить гордое свободолюбивое животное, она могла выйти замуж. Ведь в каждом кавказском мужчине живет неукрощенный горный баран.

Так выпьем же за женщин, чтобы им удавалось нас приручать!

* * *

Гиви пришел как-то к приятелю и говорит:

– Жаль мне тебя.

– Это почему же? – полюбопытствовал приятель.

– Сегодня мы долго препирались с женой, – отвечал Гиви, – так что я стал подумывать: а не выгнать ли мне ее из дому? Но потом я пошел на базар и купил ей новые чулки, платье и туфли.

– Я-то тут при чем? – удивился приятель.

– А при том, – говорит Гиви, – что твоя и моя жены дружат и часто навещают одна другую. Стоит только твоей жене увидеть обновки моей, как она тут же пристанет к тебе.

Тут приятель сдвинул папаху на лоб, подумал и стал готовить деньги.

Так выпьем же за женскую дружбу, отражающуюся на мужских кошельках!

* * *

Восточный мужчина – теплолюбивый мужчина, он не может жить без солнечных лучей. Но солнце для горца – это не только небесное светило – его вполне может заменить женщина, которая согреет его своей лаской и нежностью во время непогоды.

Так выпьем же за прекрасных женщин, которые никогда не дадут нам замерзнуть!

* * *

У нас на Кавказе ценят две вещи – вино и женщин. Причем вино не может заменить женщину, а вот женщина способна заменить вино. Присутствие настоящей женщины опьяняет. Молодая женщина – словно молодое, терпкое вино. Женщина постарше сравнима разве что с выдержанным вином, имеющим свой оригинальный букет.

Так выпьем же за то, что женщины при необходимости заменяют мужчинам вино!

* * *

У соседа Гоги, Вано, была сварливая жена. Спасаясь от ее брани, сосед частенько приходил к Гоги и жаловался:

– Вах, Гоги. Отчего Бог велит жениться? Жил бы спокойно без жены и горя бы не знал!

На это Гоги ему ответил:

– Не к лицу настоящему мужчине, Вано, жаловаться. Пусть жена твоя – это зло, но зло необходимое.

Так давайте выпьем за необходимое зло!

* * *

Вы бывали когда-нибудь в горах ночью? Нет?! Э, друзья мои, вы много потеряли. Нет ничего прекрасней, чем звездное небо над горами Кавказа! Горцы с самого детства созерцают звезды, а потому способны оценить их красоту, как никто другой. Наверное, поэтому в каждой женщине кавказский мужчина видит звезду, упавшую с неба, ведь красоту женщины можно сравнить лишь с сиянием звезды, такой далекой и такой близкой.

Так выпьем же за женщин, благодаря которым мы с вами можем жить среди звезд!

* * *

У нас на Кавказе говорят: «Если ты хочешь добиться любви женщины – сделай ее подругу своим другом». Кавказские мужчины знают толк в женской дружбе.

Так выпьем же за женскую дружбу, которая помогает мужчинам завоевывать любовь!

* * *

Две вещи наполняют душу кавказского мужчины трепетом – это вино и женщины. Женщины, как и вино – кружат голову. Вино, как и женщина – порой заставляет совершать необдуманные поступки. Хорошее вино, как и хорошая женщина – стоит дорого. Как вино, так и женщина – склонны к брожению.

Так выпьем за женщин и вино в нашей жизни!

* * *

У любого кавказского мужчины есть одна слабость: он не может за столом не выпить за женщин. Вот и я – не исключение.

За вас, милые женщины!

* * *

На Кавказе есть предание. Однажды жили два джигита – Вахтанг и Зураб. Как-то Вахтанг прибыл к Зурабу и крикнул:

– Ва, Зураб!

Вышла жена Зураба.

– Где Зураб? – спрашивает Вахтанг.

– Его нет дома. Зачем он тебе нужен?

– Я пришел испытать его мужество и отвагу.

Жена Зураба говорит:

– Он делает то, что не под силу тебе.

– А что он делает?

– Он подкидывает до небес кинжал острием вниз – и когда кинжал падает, ловит его и затем с кинжалом во рту танцует на острие иголки.

Вахтанг сделал то же самое и сказал:

– Если он такой мужественный, пусть приходит состязаться со мной меж двух гор в назначенный день.

Когда он уехал, жена Зураба положила в арбу барана и поехала к жене Вахтанга:

– Наши мужья собираются драться. Если они вступят в бой, одна из нас останется вдовой. Если мы станем подругами, они не будут биться.

Жена Вахтанга стала подругой жены Зураба; зарезав в честь этого события барана, они съели его – и жена Зураба отправилась домой. Когда Вахтанг вернулся домой, жена ему сказала:

– Ты не должен драться с Зурабом, потому что я и жена Зураба теперь подруги.

Так и не пришлось Вахтангу и Зурабу помериться силами.

Так выпьем же за женскую дружбу, которая способна спасти жизнь мужчин!

* * *

Аллах сказал: «Все, что возьмешь, расстанется с тобой. Все, что отдашь, останется с тобой». Я – счастливый человек, так как женщинам я отдаю себя всего.

Так выпьем же за женщин, которые заставляют нас давать, а не брать!

* * *

Я хочу выпить за умных женщин. Мужчина, при всем своем уме, никогда не объяснит, за что он любит женщину. Но женщина, если она «знает толк» в мужчине, всегда сможет объяснить, за что она его любит.

Так давайте выпьем за умных женщин!

* * *

Однажды молодой джигит, спустившись с гор, оказался в незнакомом городе. Он бродил по улицам в надежде найти ночлег. Уже поздней ночью ему посчастливилось найти приют у молодой вдовы. Она положила его в своей единственной комнате на соседней кровати. Ночью женщина стала жаловаться, что ей холодно. Джигит одолжил ей свое одеяло.

Через некоторое время женщина снова пожаловалась на то, что ей холодно. На что гость сказал, что ему больше нечего предложить ей. Тогда женщина сказала, что раньше, когда был жив ее муж, он согревал ее своим телом. Тут скромный юноша опешил и промолвил: «Простите, но где же я в 3 часа ночи в незнакомом городе могу найти тело вашего покойного мужа?»

Так выпьем же за способность женщин давать тонкие намеки!

* * *

В нашем роду из поколения в поколение передается одна притча.

Когда мой прапрапрапрадед женился на девушке из соседнего аула, он повез ее в свой на коне. Но по дороге конь оступился – и мой предок сказал: «Раз»; когда конь споткнулся, он сказал: «Два»; но когда конь оступился в третий раз – он зарубил его. Тогда его жена воскликнула: «Зачем ты убил бедное животное?» В ответ она услышала одно лишь слово: «Раз». С тех пор всем женщинам в нашем роду рассказывают эту притчу, перед тем как они выйдут замуж.

Так выпьем же за женщин, которые умеют вовремя замолчать!

* * *

В одном горном селении Кавказа жила семья, в которой было три дочери. Жили бедно, перебиваясь с лаваша на воду. Младшая дочь никогда не сетовала на судьбу и, несмотря на свое тяжелое положение, находила в себе силы дарить радость окружающим. Средняя дочь никогда никому не сказала доброго слова за всю свою жизнь, а всех и вся винила в своей судьбе. Старшая дочь относилась к людям избирательно и не каждого оделяла теплом своего сердца.

Пришло время – и родители выдали дочерей замуж. Младшая дочь так и прожила всю свою жизнь в бедности, никогда никому не отказывая в помощи. Средняя дочь жила, как улитка в своем домике, все время таская его на себя и ни на минуту из него не отлучаясь. И, наконец, старшая дочь, единственная прожила свою жизнь в достатке и семейном благополучии.

Так выпьем же за женщин, которые знают, что делают!

* * *

На Кавказе существует поверье: женская дорога в рай складывается из ступенек, которых столько, сколько раз в жизни женщина любила.

Так давайте выпьем за то, чтобы ни у кого из женщин лестница не обрывалась на половине пути!

* * *

Однажды к Аллаху явился мужчина и попросил сотворить женщину. Бог взял немного лучей солнца, задумчивую грусть луны, ласковый взгляд серны, трепет лани, красоту лебедя, нежность пуха, легкость воздуха, свежесть воды. А во избежание приторности добавил непостоянство ветра, болтливость сороки, слезоточивость облаков и все ужасы грома и молнии. Все смешал. Из этой смеси получилась прекрасная женщина. Аллах вдохнул в нее жизнь – и отдал мужчине, сказав:

– Бери и мучайся!

Так выпьем же за эту прекрасную смесь!

* * *

Очень давно в горах жил молодой человек по имени Кацо, который славился искусством строить башни. В одном из аулов Аккинского ущелья Кацо засватал девушку. Как-то весной, когда легче всего бывает добыть в горах овчинки с молодых овец, попросил Кацо свою невесту обработать овчины и сшить ему шубу.

Невеста обещала исполнить просьбу жениха, но дело шло у нее очень вяло; уже лето близилось к концу, начинались холодные утренники, а шубы все не было. Поинтересовался жених, исполнено ли его поручение, и, к великому огорчению убедился в полном нерадении своей невесты: оказалось, что еще и овчины не были окончательно выделаны. Желая выразить возможно сильнее недовольство таким невнимательным отношением к своей просьбе, Кацо стал негодовать и, чтобы проучить свою невесту, сказал, что он сам приготовит все необходимое и построит высокую башню скорее, нежели будет готова шуба.

От слов дошло и до дела; начал Кацо готовить камни, а затем скоро приступил и к возведению стен. Дабы не ударить лицом в грязь перед невестой и доказать правдивость своих слов, Кацо, естественно, очень торопился – и работа быстро двигалась.

Вот уже стены закончены, на высоких подмостках навалены каменные плиты; осталось из них свести крышу, как вдруг бревна подмостков обломились под непомерной тяжестью камня – и… Кацо слетел с пятисаженной высоты вместе с материалом, которым и был убит. Прибежала на шум невеста и, увидев обезображенный труп своего жениха, бросилась рядом с ним на кинжал и тоже пала мертвой.

Так давайте выпьем за женщин, которые всегда делают все в срок и не спеша; и за то, чтобы мужчины никогда не торопили женщин, дабы в итоге не достигнуть печального результата, как в нашей истории!

* * *

Однажды по горной дороге ехал молодой джигит со своей красавицей-женой. Ум его был извилист, как каракуль на папахе. Шашка его была остра, как игла. Кулак его был тверд, как горный валун. А конь его был быстр, как ветер.

Ехали они долго и сильно проголодались. Вдруг увидел джигит: стоит на вершине холма горный козел. Снял тогда джигит ружье и выстрелил на скаку, но козел даже не шелохнулся. Остановил коня джигит и еще раз выстрелил, но отскочил горный козел. Сошел с коня джигит, присел на колено, прицелился, выстрелил, но увернулся горный козел. Тогда красавица жена слезла с коня и пошла по дороге. Засмотрелся горный козел на женщину, ведь красота завораживает и животных. И тут джигит сделал последний, смертельный для животного выстрел.

Так выпьем же за женщин, которые благодаря своей красоте могут пленить не только мужчину, но даже и горного козла!

* * *

Один молодой джигит похитил свою невесту из соседнего селения. Родственники девушки быстро отыскали храбреца и спросили свою дочь: хочет ли она быть его женой? Девушка согласилась с тем условием, что она будет уходить от мужа один раз в году на один день. Джигит, недолго думая, согласился.

После свадьбы они жили счастливо. Один раз в году жена уходила на один день. Сначала джигит относился к этому спокойно, но в конце концов его разобрало любопытство, решил он узнать, куда это уходит его жена. Дождавшись следующего дня ее ухода, он стал за ней следить. Странная картина открылась его взору. Поднявшись высоко в горы, его жена превращалась в змею и начинала шипеть.

Так давайте выпьем за женщин, которые шипят только раз в году – и то вдалеке от своих мужей!

* * *

На празднике в ауле один аксакал произнес следующий тост:

– Я хочу выпить за здоровье падших женщин нашего аула. Будет здоровье у них, будет здоровье и у всех мужчин нашего аула, а будет здоровье у всех мужчин нашего аула, будет здоровье и у всех женщин нашего аула, а будет здоровье у всех женщин нашего аула – будет здоровье и у мужей падших женщин. А будет здоровье у мужей падших женщин – будет здоровье и у самих падших женщин.

Так выпьем же за здоровье падших женщин!

* * *

В горных селениях Кавказа есть такой обычай: когда в семье рождается девочка – отец должен посадить дерево около своего дома; когда же девочка вырастает и становится женщиной, то отец должен срубить дерево, которое он посадил при ее рождении.

Так выпьем же за горные долины, красивей которых не бывает ничего на свете.

* * *

Когда у одного аксакала выросла красавица дочь, он решил, что уже пора рассказать ей о том, как много коварства и подлости встречается в жизни; он сказал ей: «Милая дочка, все мужчины хотят только одного. Они хитры и коварны и постоянно строят козни, стремясь заполучить понравившуюся им девушку. Ты даже не заметишь, как окажешься у них в ловушке. Сначала мужчина восхищается тобой, потом приглашает тебя погулять.

Потом вы проходите мимо его дома – и он вспоминает, что забыл папаху, и предлагает зайти на минуту к нему домой. Там он знакомит тебя со своими родителями и делает тебе предложение, от которого ты уже не можешь отказаться по законам гор, так как переступила порог его дома. В итоге будешь опозорена и ты сама, и вся наша семья.»

Дочь приняла слова отца настолько близко к сердцу, что однажды, придя в дом с молодым джигитом, сказала ему: «Отец, ты, наверное, пророк. Все было точно так, как ты рассказывал. Сначала он восхищался моей красотой, потом пригласил к себе, сославшись на то, что забыл папаху. Но тут я вспомнила твои слова и сказала, что сначала мы должны зайти ко мне и взять мой родовой талисман. И вот, отец, мы здесь. Я хочу тебя с ним познакомить – и при тебе прошу его стать моим мужем. Я оказалась достойной быть твоей дочерью, так как обесчестила его и его семью прежде, чем это сделал он.»

Так выпьем же за детскую наивность и непосредственность молодых девушек!

* * *

Я хочу выпить за девушку, которой 17 лет: она как роза, понюхаешь – пахнет. За женщину, которой от 20 до 30 лет: она как яблоко, откусишь – сладко. За женщину от 30 до 50 лет: она как вино – пьешь и еще хочется. За женщину, которой более 50 лет: она как мясо, жуешь, жуешь, глотать не хочется, а выплюнуть жалко.

Так выпьем же за женщин, которые прекрасны в любом возрасте!

* * *

Давным-давно в кавказских селах существовал обычай – когда в семье сельского князя вырастал сын и ему нужно было выбирать жену, сельчане приводили на княжеский двор своих дочерей. Родители жениха задавали девушкам разные вопросы – проверяли, насколько они хозяйственны, трудолюбивы, экономны. В итоге они выбирали одну-единственную. И как вы думаете: какой должна была быть будущая жена будущего князя? А вот ответ – выбирали самую красивую.

Так выпьем же за женскую красоту, которая побеждает в любых состязаниях!

* * *

Давным-давно на Кавказе жили два друга. Один – Гоги, другой – Вано. У Вано была красавица невеста Альбика. Задумал Гоги отбить невесту у друга. Гоги владел краем ингушей, а Вано – краем грузин. Но Альбика сказала Гоги: «Если ты вздумаешь насильно увезти меня, то тогда не сможешь бывать в Грузии, а Вано – в Ингушетии. Из-за одного желания обладать мною не стоит этого делать. Я сама уйду от Вано и выйду замуж за тебя.» Успокоив Гоги, она отправила его домой. Но вскоре понял Гоги, что Альбика его обманула. Решил он тогда устроить себе мнимые похороны, чтобы заманить на них Альбику. Приказал он перед своей мнимой смертью послать всадника с вестью к Альбике.

Альбика приехала, но до конца не верила, что Гоги умер, а потому взяла с собой шило, которым ткнула тело Гоги, чтобы проверить, жив ли он. Но тот даже не пошевелился. Когда же все люди разошлись, Гоги вскочил, чтобы броситься на Альбику. Но Альбика сказала ему:

– Не делай этого; если ты это совершишь, то потеряешь свою честь, так как надругаешься над гостьей. Сделай вид, что пробудился, созови людей и сохрани честь. Но я знаю, что ты все равно не успокоишься, а потому приезжай на этой неделе в Охкаде – и ты познаешь вкус моего тела.

Когда же Гоги со спутниками приехал к Альбике, она накормила его и четырех его друзей замечательным ужином, а в конце сказала:

– Гоги, я без ущерба для края сделала тебя братом Вано, теперь тебе не придется избегать края грузин. Я преподнесла твоим сподвижникам быка, а тебе и четырем всадникам приготовила девять блюд, различных по цвету, но одинаковых по вкусу, в знак того, что каждая женщина внешне отличается от другой, но на вкус они все одинаковые. Это тебе в назидание. Приготовленная каша (я смотрела, съешь ли ты ее) была сварена на молоке из моих грудей, ты поел моего молока и стал мне сыном. А сыну не дозволено делать то, что ты задумал.

Гоги оценил мудрость Альбики.

Так давайте выпьем за красивых и умных женщин, которые с достоинством хранят свою честь!

* * *

На Кавказе ни одно застолье не обходится без тоста, прославляющего женский ум. Вот и я, следуя традиции, хочу выпить за умных женщин. В то время, как умная женщина может выразить многое в немногих словах, глупая обладает способностью много говорить и ничего не сказать.

Так выпьем же за умных женщин, обладающих краткостью мысли и ясностью ума!

* * *

На Кавказе есть одна старая притча. Приползла как-то к Аллаху змея и говорит: «Преврати меня в прекрасную женщину, надоело мне в чешуе ползать». Аллах исполнил ее просьбу и, превратив ее в прекрасную женщину, сказал: «Иди и жаль людей». Затем прилетела к Аллаху белая голубка и попросила: «Преврати меня в прекрасную женщину» – и Аллах превратил ее и молвил: «Иди и неси людям добро». С тех пор по земле ходят две прекрасные женщины – с черной и белой душой.

Так выпьем же за женщин с белой душой, которых несомненно больше!

* * *

На Кавказе есть поверье: время, проведенное с друзьями, не засчитывается в возраст. Время же, проведенное с женщиной, вычитается из нашего возраста.

Так выпьем же за женщин, благодаря которым мы всегда можем оставаться молодыми!

* * *

На Кавказе есть одна легенда: жили когда-то красавица княжеская дочь и бедный, но храбрый и благородный юноша. Они очень любили друг друга. Но случилось так, что к княжне стал свататься некий весьма состоятельный мужчина. Он послал сватов к князю – и тот, недолго думая, дал свое согласие на брак. Княжна не захотела подчиниться отцу и убежала с любимым далеко в горы.

Шли они, взбираясь по горным кручам. Однажды их увидел некий человек. Он побежал к князю и за большую плату сообщил ему, где находятся беглецы. Князь схватил ружье и поскакал в горы. Когда он стал нагонять беглецов, они пробирались по узкой тропе. Юноша шел впереди, а девушка за ним. Обуреваемый яростью, князь выстрелил и попал в свою дочь. Упала она навзничь – и ее коса свесилась с горы. По этой длинной косе потекла девичья кровь, и образовался родник, вода в котором не иссякает и по сей день.

Так давайте поднимем наши бокалы в честь героических женщин, которые ради своей любви готовы пожертвовать жизнью!

* * *

На Кавказе говорят: «Если хочешь быть счастливым один день – выпей вина. Если хочешь быть счастлив два дня – пей прекрасное вино два дня. Если хочешь быть счастлив всю жизнь – уважай, цени, береги свою жену.»

Так выпьем же за наших женщин, которые продлевают наше счастье на всю жизнь!

* * *

Настоящий кавказский мужчина считает своим долгом сделать счастливой женщину. Но один великий человек сказал: «Счастливой может быть только та женщина, у которой есть дети; ведь мало любить, нужно, чтобы любовь была освящена».

Так давайте дарить женщинам счастье! Вот за это и выпьем.

* * *

Когда в кавказской семье вырастает сын, отец посвящает его в тайны, которые должен знать настоящий джигит. И вот что настоящий джигит должен знать о женщине. У женщины всегда три возраста: кажущийся, действительный и приписываемый себе. Но джигит должен забыть о существовании двух первых возрастов и полностью доверять женщине.

Так выпьем же за то, чтобы женщины не стеснялись говорить правду!

* * *

На Кавказе превыше всего в девушке ценится ее честь. Девушка, забывшая свою честь, становится опозоренной. Пожертвовать честью можно лишь ради спасения своего народа.

Так выпьем же за то, чтобы женщины всегда сохраняли свою честь!

* * *

У грузин была царица по имени Тамара. Она была храброй, и ее любил народ. С большим войском в Грузию явился персидский царь. Поначалу ему сопутствовала победа. Тамара вынуждена была отступать. Впереди ее войска гнали арбы, затем шли сами воины. Так Тамара углублялась в горы по Дарьяльвскому ущелью. Здесь она засела в своей большой башне. Персидский царь послал сказать Тамаре:

– Сдавайся. У меня огромное войско – и ты не победишь меня. Сдашься, я возьму тебя в жены.

– Хотя и огромно твое войско, но любой из моих воинов сможет противостоять твоим десяти воинам. А чем стать твоей женой, я бы предпочла выйти замуж за самого никчемного своего воина.

Тамара сплотила грузин и разные горные народы. С их помощью она разгромила и изгнала из своего края персидского царя.

Так выпьем же за непокорных женщин, умеющих добиваться своего!

* * *

Я хочу выпить за самых умных женщин. Самая глупая женщина может сладить с умным мужчиной, но с мужчиной, обладающим кавказским темпераментом, сладит лишь самая умная женщина.

Так выпьем же за самых умных женщин!

* * *

На Кавказе в женщине больше других ценятся три качества: это любовь, нежность и скромность.

Так выпьем же за то, чтобы ни одна женщина не скрывала в себе эти качества!

* * *

На Кавказе, если от джигита женщина уходит к другому мужчине – джигит становится опозоренным на всю жизнь. Ведь единственное, что побуждает женщину к измене, – это скука и однообразие, от которых чахнет ее сердце.

Так выпьем же за то, чтобы женщины никогда не скучали в нашем присутствии!

* * *

Первое правило, которого должен придерживаться джигит в общении с женщиной, гласит: «Когда женщина не права, первым делом нужно попросить у нее прощения».

Так выпьем же за женщин, которые всегда правы!

* * *

Кавказские мужчины ценят в женщинах естественность. Молодые женщины не всегда понимают, как чарует приятная внешность, дарованная судьбой, и как полезно было бы не разрушать этого очарования. Естественная красота завораживает так же, как и природа Кавказа. Но они портят столь редкостный и хрупкий дар природы жеманством и подражанием дурным образцам. Они стремятся во всем подражать эталонам красоты, которые на самом деле являются одномоментными, подражают им даже в голосе и походке. Они усваивают то, что им совсем не свойственно, проверяя в зеркале, довольно ли они не похожи на самих себя, и затрачивают немало труда, чтобы казаться менее привлекательными.

Так давайте поднимем бокалы за естественную привлекательность женщин!

* * *

Я хочу выпить за порядочных женщин, ведь почти все порядочные женщины – это нетронутые сокровища, которые потому в неприкосновенности, что их никто не ищет.

Так давайте выпьем за порядочных женщин и за то, чтобы все сокровища Земли нашли своих владельцев!

* * *

Кавказский мужчина знает одну простую истину: большинство женщин сдается не потому, что сильна их страсть, а потому, что велика их слабость. Вот почему все кавказские мужчины имеют такой успех у женщин, даже те, которых красавцами не назовешь.

Так выпьем за женскую слабость!

* * *

Случилось это в незапамятные времена, когда враждовали между собой представители знатных ингушских родов, и даже отдельные селения враждовали между собой, когда верх брали сильные, а слабые так или иначе подчинялись им. Некогда жители селения Гули попали в зависимость к салгинцам и вынуждены были платить им дань. Как-то салгинцы приехали в Гули, но не нашли приготовленной дани. Тогда они в виде залога взяли в плен одну молодую красавицу – жену богатейшего и влиятельнейшего в ауле жителя.

Да только в тот момент муж ее отсутствовал. Кое-кому, правда, было известно, что он гостил в селе Эрзи. Пастух его отправился к хозяину, чтобы рассказать о случившемся с его женой. Встретив уже возвращающегося домой хозяина на перевале, что близ аула Белхане, пастух рассказал ему о пленении его жены салгинцами. Взбешенный хозяин, с возгласом негодования: «Как ты осмелился поведать такую позорную для меня весть!», одним ударом сабли зарубил пастуха на месте.

Сам же хозяин без промедления отправился в погоню за похитителями – салгинцами. Незаметно обогнав своих обидчиков, ехавших по ущелью, он спрятался вблизи дороги, в каменное строение для скота и стал стрелять из лука по своим обидчикам. Сам он был совершенно недосягаем для вражеских стрел. Он был метким стрелком – и быстро поразил нескольких человек своими стрелами. Но вдруг… у него лопнула тетива, и он перестал стрелять. Ему оставалось только наблюдать в бессильной злобе, как на его глазах увозят жену.

Красавица жена догадалась о причине прекращения его стрельбы. Она была ему верная жена и горячо его любила. Чтобы не быть понятой врагами-похитителями, она крикнула ему насмешливым тоном:

– Прощай, неудачник! Если ты голоден, поищи у себя в кармане пышки на масле!

Муж полез в карман своего платья и, к большой своей радости, обнаружил не пышки, а запасную тетиву. Быстро натянув тетиву на лук, он очень скоро меткой стрельбой перебил оставшихся врагов и освободил жену из плена.

Так давайте же выпьем за умных женщин!

* * *

Каждый горец знает, что женщины ценят в мужчинах смелость. Стоит только изумить их, чтобы заинтересовать, а когда заинтересуешь их, то и нетрудно понравиться им.

Так выпьем же за женщин, которые умеют ценить мужчин!

* * *

Когда в одном горном ауле собрались все мужчины, старейшина, решив узнать, уважают ли они своих жен, спросил:

– Кто из вас недоволен своими женами, пусть встанет!

Все встали, только один человек продолжал сидеть. Старейшина обрадовался, что хоть один мужчина в ауле уважает свою жену и не говорит, что недоволен ею; он сказал:

– Слава Богу, я впервые вижу человека, довольного своей женой!

На это оставшийся сидеть джигит ответил:

– Ты ошибаешься, ата. Я не встал потому, что жена перебила мне ногу кочергой, и я не могу подняться. А то бы вскочил первым…

Так выпьем же за то, чтобы женщины никогда не оставляли мужчинам возможности перестать их уважать!

* * *

Как-то разговаривали два столетних грузина. Один другому говорит:

– Гиви, мне вчера моя жена сказала, что я такой же сильный, как и в 75 лет.

– Почему она так сказала?

– У нас во дворе лежит камень, который положил еще мой прадед. Так вот я в 75 лет не мог его сдвинуть с места и сейчас – не могу.

Так выпьем же за женское умение делать комплименты!

* * *

Давным-давно на Кавказе существовал обычай: если женщина поцелует врага своего мужа, то враг становился другом мужа.

Так давайте выпьем за то, чтобы женщины почаще одаривали мужчин своими поцелуями!

* * *

Когда на Кавказе открыли первое казино «Седьмой континент», там произошел один интересный случай. В казино зашла одна женщина, поставила на число 21 и выиграла крупную сумму. Все были просто ошарашены подобным везением и спросили, как ей это удалось, на что она ответила:

– Мне было знамение. Когда я проснулась утром и посмотрела на календарь, то обнаружила, что сегодня седьмое июля, то есть седьмое число седьмого месяца. Затем я ехала в автобусе номер семь, вышла на седьмой остановке и оказалась прямо у входа в ваше казино «Седьмой континент». Я поняла, что это знамение, умножила семь на три и получила 21.

Так выпьем же за оригинальную женскую логику, которая покоряет не только мужчин, но и Фортуну!

* * *

Когда в кавказской автошколе шли экзамены, экзаменатор спросил экзаменующегося:

– Представь, ты едешь на машине, видишь – на дороге слева молодой девушка идет, справа – старый-старый дедушка. Кого давить будешь?

– Старый… – ответил тот.

– Дурак! Тормоз давить надо!

Так выпьем же за женскую молодость, которая способна уберечь кавказского мужчину от преступления!

* * *

Издавна на Кавказе мужчину и женщину уподобляли двум нотам, без которых струны человеческой души не дают правильного и полного аккорда.

Так давайте выпьем за женщин, которые, дополняя нас, рождают небесную музыку!

* * *

На Кавказе говорят, что если женщина плачет, то каждая слеза, которую она роняет, есть тяжелое обвинение против ее мужчины.

Так давайте выпьем за то, чтобы у женщин никогда не было повода в чем-либо нас обвинить!

* * *

В прежние времена в горах бесчинствовали разбойники. Они грабили людей, брали их в плен и продавали. Многие люди от разбойников прятались по лесам и лощинам. В одну из ночей один горец сказал своей дочери:

– Сходи, дочка, за водой.

– А что я буду делать, если появятся разбойники? – спросила дочь.

– В небе ярко светит луна, и ты заранее увидишь их, если появятся, – ответил отец.

Взяла девушка кудал (национальный кувшин с узким горлом), маленькую чашечку для зачерпывания воды и пошла к источнику. А под мостом, на ее пути, сидели спрятавшиеся разбойники. Лишь только девушка подошла к реке, они выскочили из-под моста, полоснули ее ножом по ребрам и отпустили.

Поняла девушка, чего хотят разбойники: днем пойти по кровавому следу и увести в плен всю семью, разграбить хозяйство. Девушка подставила чашечку под ребра и пошла домой. Отцу она сказала:

– Месяц был в небе, а шайка была под мостом. Разбойники хотели, чтобы я оставила след, но я ни капли крови не уронила.

Так давайте выпьем за женщин, всегда стоящих на страже домашнего очага!

* * *

На Кавказе, говоря о женщине, никогда не забывают о ее главном предназначении – материнстве. Женщина-мать – человек особый, ее любовь не знает преград, ее грудью вскормлен весь мир.

Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери, все это насыщает нас любовью к жизни!

Так выпьем же за женщин, которые имеют счастье быть матерями!

* * *

Каждая женщина подобна розе – такая же красивая. Но розы без шипов не бывает. Лепестки быстро облетают, а колючие шипы остаются.

Так выпьем же за то, чтобы женщины подольше сохраняли свои лепестки!

* * *

В горных селениях Кавказа при постройке домов на крыше помещали громоотвод, по той простой причине, что в горах нередки грозы. Но вот внутри дома, как оказалось, тоже частенько собираются грозные грозовые тучи. И самым лучшим спасением от них являются ласка, нежность и забота женщины – хозяйки дома.

Так выпьем же за женщин – лучший громоотвод в семейной жизни!

* * *

Одного джигита спросили: «Если бы твоя жена провинилась, какое бы наказание ты для нее выбрал?» Джигит подумал и ответил:

– Если бы я хотел наказать свою жену посильнее, я бы купил ей много украшений и запер бы ее в комнате без зеркала.

Так выпьем же за то, чтобы женщины никогда не подвергались такому наказанию!

* * *

В кавказской семье женщина бесценна. Ей дано высокое предначертание: она – мать, хранительница очага, жрица любви. Она несет в мир жизнь, любовь, заботу, нежность и терпимость. Она растит детей, согревает нас, мужчин, любовью, заботой, верой в нас.

Так будем же любить, уважать и поклоняться женщине и вернем ей высокое ощущение своей ценности. Выпьем за женщин!

* * *

Женщины всегда стремятся преуменьшить свой возраст. Почему они это делают? У кавказских мужчин на этот счет свое мнение. Женщины просто вычеркивают из своего возраста бесполезные годы, проведенные без любви.

Так давайте выпьем за то, чтобы ни один год жизни женщины не был вычеркнут из ее возраста!

* * *

Давным-давно в Грузии жила девушка Тамара, которая славилась своим умом, благородством и богатствами. Тамара ни за кого не хотела идти замуж. Шестеро грузин верно служили ей и исполняли все ее желания. Состарилась Тамара и почувствовала, что скоро умрет. У Тамары не было ни сестры, ни брата – и поэтому она еще при жизни позаботилась о своих похоронах и о своих богатствах.

Приказала она вырыть глубокий подвал, выложить его камнем, сделать над ним перекрытие в виде дверей. Если наступить на это перекрытие, двери проваливались, а затем сходились вновь. Над подвалом возвели небольшой каменный домик. На дверях его снаружи и изнутри повесили замковые петли. Тамара приказала сделать себе гроб из золота. Все свое остальное золото и серебро Тамара припрятала. Перед смертью она разделила своих верных шестерых слуг на три пары и провела с каждым в отдельности беседу.

Двоим из слуг, которые были постарше, Тамара наказала похоронить ее у моря в определенном ею месте, забрать у нее ключ, вернуться, открыть домик и в благодарность за службу взять ее золото.

Вскоре Тамара умерла. Двое слуг понесли ее гроб на указанное место, похоронили ее, забрали ключи, пошли к домику. На перекрестке двух дорог их подкараулили двое других слуг, которым Тамара наказала, оказывается, чтобы встретив, они убили первых двух слуг и взяв у них ключ, золото забрали себе. Они так и сделали, убили первых слуг, забрали ключ и радостные, пошли к домику. Все думали, что Тамара там спрятала свое золото. Слуги дошли до домика, но там их подкарауливала третья пара слуг, которые, также по приказу Тамары, убили тех и забрали ключ.

Подошли они к домику и стали все делать так, как наказывала им Тамара. Они открыли ключом двери, вошли, заперли двери изнутри, прошли по коридорчику и одновременно ступили на потайное перекрытие в полу. Оно, как и должно, провалилось, разделившись надвое, слуги полетели вниз и погибли на острых пиках. Пол вновь сомкнулся.

Навечно осталось тайной: где похоронена Тамара и где спрятаны ее богатства. А слуг Тамара погубила для того, чтобы сохранить тайну и иметь для себя слуг и на том свете.

Так выпьем же за расчетливых женщин!

* * *

Настоящий мужчина – это тот, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет.

Так давайте выпьем за то, чтобы на жизненном пути женщин встречались только настоящие мужчины!

* * *

В одном доме в горном ауле жили две девушки и одна старуха. И никак они не могли решить, кому в доме следить за порядком.

– Нам ни к чему дома хозяйничать, – говорили девушки, – так как мы скоро выйдем замуж.

– А я скоро помру, – говорит старуха, – так что мне тоже незачем следить за порядком.

Но вот прошло время, девушки так и не вышли замуж, а старуха не умерла. Так и продолжали они жить, голодные и грязные.

Так выпьем же за женщин, которые всегда следят за порядком в доме!

* * *

Как-то женился грузин на украинке. Когда отгуляли свадьбу, и молодые остались одни, грузин сел на скамеечку и нравоучительно с акцентом сказал:

– Теперь ты моя жена, и я тебе вот что скажу. Если я приду домой, и папаха у меня вот тут, – он сдвинул свою папаху на лоб, то ты меня покорми, напои, приласкай, но ни с чем ко мне не приставай!.. А если я приду домой и папаха у меня вот тут, – он сдвинул папаху на затылок, – то ты меня накорми, напои, приласкай, и тогда можешь просить о чем хочешь!..

– А теперь слухай сюды! – прервала его молодая жена. – Если ты придешь домой, а руки у меня вот тут, – она уперлась руками в свои крутые бока, – то плевать я хотела, где у тебя папаха!..

Так давайте выпьем за женскую убедительность!

* * *

Молодая Насипа как-то жаловалась своей подруге:

– Ко мне вчера вечером пришел Вано. Я так была взволнована, так была им очарована, что в порыве пылкой нежности сказала:

– Возьми у меня самое дорогое! Он вывел коня из конюшни, вскочил на него и умчался, как ветер.

Так выпьем же за то, чтобы мы всегда понимали женщин правильно!

* * *

Молодой энергичный джигит, полный нежности и страсти, увидел на поляне обнаженную женщину и овладел ею.

– Я вас не испугал? – спросил он ласково и нежно.

– Нет, – ответила она.

– А еще, не испугаю?

– Нет.

Он овладел ею еще раз. Тогда женщина и говорит:

– А вы не могли бы испугать меня еще раз?

Джигит скрылся.

Так давайте выпьем за то, чтобы все желания женщин исполнялись!

* * *

Летом на берегу Черного моря загорали обворожительные красавицы. Молодой джигит решил познакомиться с одной из них. Прошел мимо нее, она – ноль внимания. Наконец он не выдержал и спросил:

– Красавица, неужели ты не замечаешь меня?

На что девушка ответила:

– Молодой человек, вы зачем сюда приехали?

– Отдыхать.

– А кем вы работаете?

– Я чабан в нашем ауле.

– Вот представьте себе: вы спустились с гор и приехали на море в отпуск, приходите на пляж, а здесь бродят одни овцы и бараны.

Так давайте выпьем за то, чтобы женщины почаще отдыхали!

* * *

Молодой джигит говорит своей жене после свадьбы:

– Прежде чем мы отправимся в свадебное путешествие, сердце мое, я хочу еще кое-что рассказать тебе о своем прошлом.

– Гиви, но ты уже рассказывал мне о своем прошлом перед свадьбой, – удивляется молодая жена.

– То, о чем я хочу рассказать тебе, произошло именно в промежутке между свадьбой и сегодняшним днем…

Так давайте выпьем за то, чтобы женщины узнавали от нас правду своевременно!

* * *

Как-то в одном горном ауле мать напутствовала свою дочь перед свадьбой:

– Дитя мое, никогда не спорь с мужем, ни в коем случае ни словом не противоречь ему – сразу плачь!

Так выпьем же за то, чтобы ни одной слезинки не проронилось из глаз наших жен!

* * *

Одну кавказскую долгожительницу как-то спросили:

– Как вам удалось дожить до такого возраста?

– Это благодаря моему мужу, – ответила долгожительница. – Да, да, благодаря ему, бедному. Он умер, когда ему исполнилось 35 лет…

Так выпьем же за женское долголетие!

* * *

Однажды в горных ущельях Кавказа шли муж и жена, причем жена шла впереди мужа. Совершенно случайно их увидел мулла и возмутился:

– Хасан, ты нарушаешь Коран!

– Когда писали Коран, дороги не минировали. Вперед, Фатима!

Так выпьем же за то, чтобы женщины всегда шли на один шаг впереди мужчин!

* * *

Как-то женился один молодой грузин. Молодая супруга говорит ему после свадьбы:

– Дорогой, я должна тебе признаться, что умею готовить только два блюда – манную кашу и компот из груш.

Молодой грузин посмотрел на блюдо, стоящее перед ним, и спросил:

– А это которое из них?

Так давайте выпьем за женщин, которые никогда до конца не раскрывают своих достоинств!

* * *

В одном горном ауле проходила свадьба по старинному кавказскому обычаю. Через некоторое время после свадьбы встречается новоиспеченный муж со своим старым знакомым.

– Я слышал, что ты женился по старинному обычаю гор. Тебе ведь пришлось похитить жену?

– Да, так оно и было.

– И ее родители гнались за вами?

– Гнались.

– И не догнали?

– Догнали.

– И чем же все это кончилось?

– Они живут вместе с нами в нашей квартире.

Так выпьем же за дочернюю любовь к своим родителям!

* * *

Однажды в грузинскую семью, в которой была взрослая дочь, пришла сваха и привела жениха. Невеста была хромой, уродливой, горбатой. Жених шепотом стал упрекать сваху за то, что та могла бы найти невесту и попривлекательней. Сваха, утешая его, сказала:

– Ты можешь говорить громко, она все равно ничего не слышит!

Так давайте выпьем за идеальных женщин!

* * *

Однажды молодой горец оказался в купе с красивой девушкой. Он сразу же стал искать способ с ней познакомиться:

– Скажите, мужчины каких национальностей вам нравятся?

– Мне нравятся индейцы, они такие бесстрашные, и евреи, потому что они умные…

Молодой человек, недолго думая, ответил:

– Разрешите представиться: Чингачгук Гоги Моисеевич.

Так выпьем же, за разнообразие женских вкусов!

* * *

Один горец разговаривает со своим другом:

– Если бы ты знал как мне нравится Москва! С ней у меня связаны самые приятные воспоминания о самых великолепных женщинах!

– Гоги, но ты же ведь никогда не был в Москве, – заметил его друг.

– Действительно, не был, но зато туда часто ездит моя жена…

Так давайте выпьем за женщин, которые расширяют наш кругозор!

* * *

Гиви разговаривает со своей невестой. Она ему и говорит:

– Гиви, когда ты станешь моим мужем, я буду делить с тобой все тяготы и невзгоды.

– Спасибо, родная, но у меня нет ни тягот, ни невзгод!

– Но, Гиви, я же сказала: «Когда ты станешь моим мужем!»

Так выпьем же за женскую дальновидность!

* * *

Молодому джигиту понравилась девушка – и он, дабы показаться человеком культурным, произнес следующие слова:

– Девушка, можно ли вас пригласить на чашечку кофе?

На что девушка, не задумываясь, ответила:

– Можно, только в постели не курить.

Так выпьем же за женскую проницательность!

* * *

Вахтанг пригласил в кино красивую девушку. В течение всего киносеанса он нежно ее обнимал. Сидящая сзади пожилая женщина сделала ему замечание:

– Слушайте, а вы не могли бы заниматься этим дома?

– Мог бы, но дома – жена…

Так давайте выпьем за то, чтобы наши жены всегда находились на своем месте!

* * *

После непродолжительной встречи Кацо с девушкой, она сказала ему:

– Прощайте, мне пора идти.

– Как это понимать? – ответил возмущенный Кацо. – А зачем же я тогда приглашал вас в ресторан?

Так давайте выпьем за женщин, которые всегда остаются истинными леди!

* * *

Однажды Гоги приснился чудный сон. Ему снилось, будто бы все женщины на земле стали страдать половым бессилием. Когда он рассказал об этом сне своему другу Кацо, тот спросил его:

– Послушай, Гоги, а в чем выражалось половое бессилие женщин?

– В том, что они не могли отказать ни одному мужчине.

Так давайте выпьем за исполнение наших снов!

* * *

Однажды у Кацо спросили:

– Послушай, Кацо, говорят, что ты научил свою жену играть в нарды. Неужели?

– Действительно, научил – и, знаете, хорошо сделал. В прошлый выходной я выиграл у нее половину своей зарплаты.

Так выпьем же за женский азарт!

* * *

Как-то, поссорившись с женой, Гиви задал риторический вопрос:

– Странно! Почему у самых больших дураков самые красивые жены?

– Ну ты и подхалим! – ответила ему жена со всепрощающей улыбкой.

Так давайте выпьем за наивных женщин, которые в каждом слове слышат комплимент!

* * *

Когда жена Вано купила лотерейный билет, она сказала:

– Если я выиграю, то куплю себе новое пальто.

– А если нет? – спросил Вано.

– Тогда тебе придется купить мне его!

Так выпьем же за женщин, которые всегда находят выход из затруднительных положений!

* * *

Когда Васо после свадьбы стал подсчитывать свои расходы на свадебное путешествие и сравнивать их с размерами приданого своей жены, он сделал вывод, что женился исключительно по любви.

Так выпьем же за женщин, которые выходят замуж исключительно по любви!

* * *

Разговаривают Вано и Гиви. Гиви рассказывает, что он вчера поссорился со своей женой. Вано спрашивает:

– Гиви, за кем же осталось последнее слово?

– За мной, конечно! – гордо заявил Гиви. – Я сказал: «Ну ладно, покупай».

Так выпьем же за женщин, которые умеют вовремя уступить в споре!

* * *

На Кавказе говорят: глупая жена ругает мужа, а умная жена – себя за то, что вышла за него замуж.

Так давайте выпьем за умных жен!

* * *

Кацо спросил у своей жены:

– Дорогая, ты не обратила внимания на женщину, которая только что прошла мимо нас?

– Не пойму, о ком ты говоришь. Не о той ли убогой с крашеными волосами, фальшивыми ресницами, кривыми ногами, длинными руками, в безвкусном красном плаще и старомодной фетровой шляпе? С какой стати я стану обращать на нее внимание?

Так давайте выпьем за женскую невнимательность!

* * *

Когда Гоги стал поздно приходить домой, навеселе, не отдавать зарплату, его жена стала жаловаться подруге:

– Я похудела из-за этого на десять килограммов.

Ее подруга посочувствовала ей и воскликнула:

– Что же ты так мучаешься, не бросишь его?

– Понимаешь, – ответила жена Гоги, – я хочу похудеть еще на два килограмма.

Так давайте выпьем за женщин, которые способны из всего извлекать выгоду!

* * *

Когда один уважаемый аксакал отмечал свое восьмидесятилетие и пятидесятилетие своей совместной жизни с супругой, его спросили:

– Как вам удалось сохранить семейную жизнь и в то же время такое крепкое здоровье?

– В этом нет никакого секрета, просто когда мы с женой поженились, мы заключили с ней договор: как только мы повздорим, я надеваю бурку и ухожу в горы. Так вот именно ежедневные прогулки в горы и принесли такую пользу и моему здоровью, и моей семейной жизни.

Так выпьем же за жен, с которыми мы становимся долгожителями!

* * *

О женской хитрости на Кавказе сложено много легенд, одна из них гласит: встретила как-то некая женщина Вахтанга и говорит:

– У меня случилась беда. Я уронила в колодец свои украшения. Не поможешь ли ты мне их достать?

Согласился Вахтанг и пошел за женщиной. Привела женщина Вахтанга к колодцу, сняла с головы украшения и, держа их над водой, говорит:

– Видишь, вон они на дне?

– Вахтанг заглянул в колодец: и правда, на дне лежат украшения. Он сбросил с себя одежду и полез в колодец.

Вдруг из колодца донесся его голос:

– Тебя как зовут?

– Это, – отвечает женщина.

Как только Вахтанг скрылся в колодце, хитроумная женщина схватила его одежду – и была такова.

Вахтанг же долго искал, но не нашел украшений, так и вылез ни с чем из колодца. Делать нечего, решил он идти домой. Идет он по дороге и каждого встречного спрашивает:

– Ты Это видел?

– Кто же этого не видел, дурень? – отвечали ему и начинали колотить чем попало.

Так давайте же выпьем за женскую хитрость!

* * *

Как-то Зурабу сообщили, что теща его, стирая белье, поскользнулась и упала в реку, но что тело ее еще не найдено. Зураб вошел в реку и стал искать вверх по реке, идя по направлению к истоку. Ему говорят:

– Зураб! Разве труп может плыть вверх по течению? Ты иди лучше вниз по реке.

Зураб же покачал головой и ответил:

– Ах, вы не знаете, какой она упрямый человек! У нее все наоборот. Я хорошо изучил ее характер.

Так давайте выпьем за женскую непредсказуемость!

* * *

В одном ауле жил мудрец. Как-то к нему пришла соседка и говорит:

– Послушай, отчитай мою сумасбродную дочь или напиши заклинание. Сделай только что-нибудь; может быть, она отойдет. А то каждый день она схватывается со мною. И чего только она не выкидывает, даже бьет меня иногда.

Мудрец отвечал:

– Знаешь, я старик, и мое заклинание не подействует. Найди ей мужа, лет двадцати пяти – тридцати; он ей будет и наставником и мужем. А там – семья, заботы о детях, и она будет мягка, как воск, тиха, как голубка.

Так давайте же выпьем за то, чтобы женщины лечились только этим лекарством!

* * *

Когда Гиви был молодой, мать сказала ему однажды:

– Послушай, сынок, не пора ли тебе привести в дом молодую жену? Ведь я день за днем становлюсь старее – и силы у меня убывают.

– А какой должна быть жена? – спросил Гиви.

– Лучше всего, если она будет немногословна, – ответила ему мать.

Отправился Гиви искать себе невесту, но где бы он ни побывал – и на Западе, и на Востоке женщины говорили слишком много.

В конце концов рассказали ему, что в одном горном ауле живет одна старая женщина с дочерью. Отыскал он их дом, остановился перед калиткой и крикнул:

– Есть кто дома? Можно войти? – В ответ ни звука.

Гиви набрался духу, шагнул во двор и снова спрашивает:

– Есть кто дома? Можно войти? – И опять молчание.

Тогда забрался он в дом по лестнице, которая стояла во дворе, заглянул в комнату и видит: лежит на циновке девушка, а лицо ее обращено к Гиви.

– Хочешь стать моей женой? – спрашивает он ее.

А девушка по-прежнему смотрит на него и молчит. «Так ведь именно такую молчаливую жену мать и советовала мне выбрать», – подумал Гиви, схватил девушку в охапку и принес к себе в дом.

– Что ты наделал, – не своим голосом закричала мать, увидев Гиви с мертвой девушкой на руках, – ты навлек на себя великую беду. Родители усопшей, наверняка, уже обнаружили пропажу – и только чудо спасет тебя, если они найдут здесь ее труп.

И, действительно, не успела она договорить, как в комнату ворвались родственники усопшей девушки и стали колотить Гиви палками и обзывать его последними словами.

Выпьем за то, чтобы женщины никогда не переставали говорить!

В этой главе нашей книги сбрана лишь малая толика того, что сказано настоящими южными мужчинами о женщинах. И в самом деле, разве может быть настоящий мужчина столь краток, когда речь идет о ЖЕНЩИНЕ. И пусть сказано много слов о красоте и женской нежности, да только настоящий мужчина всегда будет считать, что сказано мало. А между тем любовь к женщине толкает его на новые подвиги и свершения. А когда все битвы завершены победой, приходит время застолью. Так вот, ни одно застолье на Кавказе не обходится без тостов о любви.

Загрузка...