Но родина и вольность, будто сон,
В тумане дальнем скрылись невозвратно…
Жизнь всегда будет прекрасным даром, а люди – вольными или невольными пешками в руках политиков, присвоивших себе право повелевать не только идеями, не только судьбами отдельно взятых людей и их сообществ, но и целых народов. Так было в древности, так обстояло дело в средние и новые века, и почти так происходит в новейшие времена. Войны омерзительны по своей сути, в процессе их ведения все стороны ожесточаются до крайности, и тогда происходит расчеловечивание личности, а это сказывается на судьбах их дальних потомков. Но так далеко редко кто заглядывает, а к мудрецам и даже пророкам всесильные правители, как правило, не обращаются, когда дело идет о приращении территории и господстве над иными народами.
Даже сейчас, когда существует гуманитарное международное право и законы, защищающие права человека, с высоких трибун время от времени звучит риторика об угрозе национальной безопасности могущественным державам, а на головы якобы угрожающим им гражданам даже не сопредельных стран (вспомним хотя бы Югославию и Иран) падают реальные бомбы и дома их становятся пепелищами. Сметаются как ненужные культурные и культовые объекты, выталкиваются к чужим границам несчастные беженцы, чьи жизни заботят лишь гуманитарные миссии да немногих совестливых правозащитников.
Эпоха колониальных захватов не осталась в прошлом, ее последствия заметны сегодня в провале политики мультикультурализма в Европе. Рост национального сознания и национальной самоидентификации среди народов бывшего СССР с неизбежностью обращается к прошлому своих народов и их взаимоотношениям с соседями. А здесь каждого ждет не только гордость и сопутствующая ей радость узнавания родового и кровного, но и страдание, порой немыслимая тяжесть, когда понимаешь, что не было мира бескровного, не было благостного единения, а все та же, как и везде, победа сильного над слабым и порабощение взамен имевшейся или обещанной свободы и процветания.
Кавказская война до перестройки была практически неизвестна. Были даты, были обозначены заинтересованные государства, а именно Россия, Турция, Франция, Великобритания. Иной современник наш воскликнет: «А где же США?». Они были заняты собственным строительством – вели широкомасштабную войну с индейцами, коренными жителями, уничтожая племена и загоняя живых в резервации. Кинематограф щедро ознакомил мир с этими событиями, вызвав волну неподдельного сочувствия именно к индейцам, защищавшим естественное право на родные земли и традиционные занятия и верования.
Империи складывались веками, и Россия здесь не исключение. Прочитав собранные под этой обложкой сочинения разных авторов, читатель получит вполне объемное представление о причинах, периодах и ходе жестокой этой войны, ее многих последствиях как для державы, так и мирового расклада. Есть здесь и субъективизм, и попытки очернить других, героизируя свою роль в описываемых событиях. К счастью для человечества, всегда будут люди, которые постараются остаться людьми в любой ситуации и рассказать ту правду, которую они увидели. Здесь есть и они и та правда, которую надлежит знать всем. Знать, чтобы понимать, что и откуда берет начало, чтобы предвидеть, как под пеплом прошлого может возгореться огонь неприязни, недружественности, отчуждения и даже откровенной ненависти.
Прочтите страницы эти и содрогнитесь от боли и отчаяния погибших в той страшной войне, погибших не на поле брани даже, а от голода, эпидемий, равнодушия властей и воровства чиновников второй половины XIX века, без зазрения совести пожиравших деньги, отпускаемые на обустройство черкесов. На минуту представьте эти переполненные в десятки раз больше возможного небольшие турецкие суденышки, перевозившие мухаджиров (от арабского мухаджарет – переселение, изгнание, эмиграция) с Северного Кавказа в Османскую Турцию, становящиеся игрушкой штормов или штиля, ареной голода и жажды, хоронящих своих пассажиров по законам моря. Пройдитесь вместе с авторами этой книги по турецкому берегу, усеянному шалашиками из листьев и рваных палаток, посмотрите, что едят изгнанные с родины черкесы и в какие лохмотья одеты они, и вспомните, что места их былого обитания заросли кустарником и сделались пустыней взамен цветущих садов и благоухающих виноградников. Не побрезгуйте взглянуть на лежащие повсюду трупы и прислушайтесь к раздающемуся с разных сторон погребальному плачу, разве не слышится он сегодня из воюющей Сирии, где так много потомков тех самых мухаджиров?!
Обратите внимание на приводимый в исследовании А. Берже текст прокламации к черкесам турецкого эмиссара Мухаммеда Насарета от 1 июня 1863 года: «Берите ваши семейства и все необходимые вещи, потому что наше правительство заботится о постройке для вас домов и весь народ наш принимает в этом деятельное участие. Если тяжебные дела задержат вас до весны, то по окончании их поспешите переселиться с таким же рвением, как предшественники ваши».
Вот чистой воды провокация с обещанием земного рая для единоверцев-мусульман, и таких приезжих эмиссаров в черкесских землях было немало. А слушали их доверчивые и достаточно наивные горцы, привыкшие жить по законам чести, которые верили и ожидали реальной помощи отовсюду, лишь бы избежать неволи под властью русского царя. Достаточно прочитать хотя бы записки европейца А. Фонвиля, чтобы представить себе всю грандиозность такого обмана и самообмана. Многочисленные факты письменных обращений из Турции с призывами потянуть время, затягивая партизанскую войну до прихода помощи от могущественных держав, содержатся в донесениях офицеров К. Гейнса и С. Духовского, которых никак нельзя назвать друзьями черкесов, но, ознакомившись с их мемуарами («Пшехский отряд…» и «Даховский отряд…»), понимаешь, сколь ценили они воинский дух и достоинство племен, с которыми им пришлось воевать. Понимаешь, как сложно было принять правильное решение людям, которых предавали не только чужие эмиссары, но очень часто собственные старшины, оговаривавшие исключительные права для себя за спинами соплеменников. Видишь, что ввергнутые в покорение вольных племен солдаты и офицеры все же сочувствуют горцам, отмечая великое бедствие этих людей и спекуляции на их проблемах.
Вернемся на наш черноморский берег. Там царят перенаселенность, паника и тот же голод и холод. Никаких минимальных условий для ожидания своей очереди на переправу к турецкому берегу. Ожидания, затягивающегося на месяцы! Ожидания, когда сама смерть уже есть избавление от невыносимых страданий духа и плоти. Это сегодня, по наблюдениям социологов, более половины населения земного шара хотели бы поменять место жительства, но в XIX веке покинуть родину, тем более горцам, было невыносимо тяжко и мучительно. Их использовали по соображениям выгоды все стороны, решающие за их счет политические, геополитические и иные амбиции. А можно же было, коль так важен был для укрепления южной границы этот кусок земли, именуемый Кавказом, постепенно и целенаправленно не только подчинить свободолюбивых горцев, но создать им такие условия жизни, при которых они стали бы лояльными к Российской империи. Такие проекты тоже были, но победила, как везде и всегда, немилосердная политика кнута и пряника. Изгнанию подверглись, по разным источникам, от 500 тысяч до полутора миллиона черкесов. Первым по свежим следам попытался подсчитать число переселившихся председатель Кавказской археографической комиссии А. П. Берже, чей научный труд открывает эту книгу. Он утверждал, что число горцев, выехавших в 1858–1865 годах с восточного берега Черного моря, составило 470 703 человека, а вместе с чеченцами – 493 194 человека. Хотя могут ли быть точными эти цифры, ведь помимо легального мухаджирства было и нелегальное, которое, разумеется, осталось вне внимания официальной статистики.
Стоит набрать в Интернете kavkaz.rusarhives.ru и ознакомиться с документами периода переселения в Османскую империю и научными выводами, представленными Федеральным архивным агентством, Российским государственным военно-историческим архивом, Институтом российской истории РАН, Институтом этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН в проекте «Переселение черкесов». Мы же обратимся к предисловию данного проекта, подписанного В. В. Трепавловым, доктором исторических наук, и Л. С. Гатаговой, кандидатом исторических наук: «Официальной датой начала мухаджирского движения считается 1862 год. Утвердившись во мнении о целесообразности выселения горцев в Турцию, этим вопросом занялись правительственные инстанции. Кавказский комитет – особый орган для управления присоединенным Кавказом, созданный в 1840 году, – 3 мая 1862 года постановил кавказскому начальству начать переговоры с Русским обществом пароходства и торговли о перевозке всех «абадзехов и шапсугов, желающих отправиться в Турцию… по уменьшенной цене за счет казны» император наложил резолюцию «Исполнить». 10 мая комитет принял постановление „О переселении горцев с решением финансировать мероприятия по переселению“».
Позднее в приморских городах дополнительно организовывались подкомиссии во главе с комиссарами, которые следили за погрузкой людей на суда, а в Анапе и Константиновской бухте (Новороссийск) появились карантинно-таможенные посты. Но все же столь массовое переселение не удалось сколько-нибудь обезопасить от стихийных явлений, от злоупотреблений и охотников нажиться на казенных либо личных средствах эмигрантов. Страх гнал людей не только в неизвестность, страх в ряде случаев не позволял горцам даже довериться организованной пароходами более комфортной, нежели на турецких кочермах, перевозке, поскольку курсировали слухи, что горцев обязательно обманут и вывезут не в Турцию, а на верную смерть в Россию.
К 1867 году массовое переселение прекратилось, появился даже квотный вариант, когда ежегодно лишь небольшой процент желающих мог выехать. Очень часто основанием для выезда служило паломничество к святым местам в Мекку, и ехали всей семьей. Не останавливало даже доходящее до кавказского населения известие, что к эмигрантам относятся не вполне лояльно и уж совсем не по-братски, вопреки исламу.
Хотели ли их смерти те, кто гнал и кто приглашал, решая так называемый восточный вопрос? Они просчитывали выгоды этого предприятия, а сами люди вряд ли их занимали. Глядя на великую драму изгнания и зная, как, где и когда использовались мухаджиры позднее, полнее представляешь себе цинизм правителей, стравливающих народы, порождающих вражду между ними на долгие времена и подпитывающих недоверие ко всем остальным.
Прочтите эту страшную книгу с мыслью, что боль ее носит вселенский характер. Русскому человеку, а издатели книги именно русские, нелегко будет принять тот груз ответственности, который прилагается к понятию «отечественная история». Трагедия черкесов неотделима от истории России и затрагивает чувства всех ее народов, прошедших сложный путь к единому государству.
Порой слышим сегодня: «Россия без Кавказа!» и «Хватит кормить Кавказ!». Видим неких политиков и столичных журналистов, которые свысока, одним махом готовы решить все наши проблемы, а заодно, не задумываясь, низринуть Кавказ туда, откуда его не будет видно и слышно. Имперские привычки, к несчастью, живучи. Гражданское же общество раздроблено и пассивно, молчаливо или вяло наблюдает за происходящим. Каких трагедий нам еще следует ждать, чтобы обрести человеческую солидарность, национальное единство и демократию, чтобы сказать внятное «нет» тем, кто хочет использовать народы в качестве пешек в своей игре?..