Примечания

1

XIX века. – Изд.

2

Journal d’une residencе en Circassie pendant les annees 1837, 1838 et 1839 par James Stanislas Bell, trad. par Lonis Viviên. Т. 1. С. 167.

3

Ramusio, Raccolta di Viaggi. Venezia, 1559. Т. 2.

4

Bell. Journal d’une résidence en Circassie… Т. 1. С. 168.

5

См: D’Ohsson. Des peuples du Caucase et des pays au Nord de la mer Noire et de la mer Caspienne au X. siécle, on Voyage d’Abon-El-Cassim. Paris. Гл. 5.

6

Description du Caucase et des pays qui avoisinent la mer Noire et la mer Caspienne par Massoudi. (943); Trad. par Klaproth. Magasin Asiatique. 1835. Р. 289.

7

Les six voyage de Tavernier. Paris, 1676. Гл. 11.

8

Elles feroient scrupule de I’empêcher de cueillir ce qu’il faut de lis et de roses pour un bouquet de juste grosseur (LesVoyages de Jean Struys. Amsterdam, 1681. C. 195).

9

Frédéric Dubois de Montpéreux. Voyage autour du Caucase. Paris, 1839. P. 115.

10

Voyage dans les steps d’Astrakhan et du Caucase par le Comte Jean Potockii publié par Klaproth. Paris, 1829. T. 1. P. 164.

11

Bell. Указ. соч. Т. 1. С 244.

12

«In früheren Zeiten wurden selbst die Kinder kurz nach des Geburt von einem sich aufdringenden Erzieher der zuvor mit der Amme undvielleicht mit der Mutter sich’verstandigt hatte, gerauht. Sieben Zeugen, die bei dem Ranbe gegenwärtig, sing müssen später die Aechtheit des Kindes mit einem Eide bekräftigen» (Reineggs. Beschreibung des Kaukasus. SPb, 1796. Т. 1. Ч. 6. S. 251).

13

«Un prince rougit de colere, – читаем мы у Клапрота, – sil’on s’informe de la santé de sa femme et de ses enfants; il ne répond pas et tourne le dos avec mépris» (Voyage au Caucase.Т. 2. С. 362).

14

Bell. Указ. соч. Т. 2. С. 245 и 246; Koch. Reise durch Ruszland nach dem Laukasischen Isthmus. Т. 1. С. 383.

15

Ancient Society. С. 414.

16

См.: Les origines du mariage et de la famille par A. Giraud-Feubon, fils. С. 67.

17

См. заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей Н. Н. Харузина (Сборник материалов по этнографии, изд. при Дашковском этнографическом музее / Под ред. В. Ф. Миллера. 1872. Вып. 3. С. 120. Далее: СМЭ при ДЭМ; а также: Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 6. С. 15. Далее: ССКГ.

18

Клапрот. Ю. Voyage dans les steps d’Astrakhan et du Caucase. Париж, 1829. С. 127.

19

Там же. С. 153.

20

См.: Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. Т. 2. С. 173.

21

Грабовский Н. Ингуши, их жизнь и обычаи // ССКГ. Вып. 9. С. 53.

22

Там же. С. 49.

23

Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1. Кн. 1. С. 427.

24

Леонтович Ф. Адаты… Т. 2. С. 177 и 178.

25

Koch. Reise durch Ruszland nach dem Laukasischen Isthmus. Т. 2. С. 290.

26

Сведения эти почерпнуты частью из личного допроса стариков, сделанного во время путешествия по Хевсуретии летом 1887 года, частью из брошюры, посвященной изучению быта хевсуров г-ном Худаковым (Заметки о Хевсуретии. С. 9, 14, 16 и 30).

27

См.: Reineggs. Указ. соч. Т. 1. С. 211.

28

1 См. в «Юридическом вестнике» (декабрь 1887 года) мою статью «Пшавы» (этнографический очерк). См. также: Хаханов А. О пшавах / Ред. В. Ф. Миллер // СМЭ при ДЭМ. 1888. Вып. 3. С. 93.

29

См. подробнее: Ковалевский М. Современный обычай и древний закон. М., 1886. Т. 1. Гл. «Брак и система родства».

30

От слов: «эм», что по-татарски значит самка, и частицы «эчь» или «ить», означающей род или происхождение (Шопен И. Новые заметки на древние истории Кавказа и его обитателей. СПб., 1866. С. 19).

31

Белль Д. Journal d’une résidence en Circassie. Т. 2. С. 24.

32

Сведения, собранные на местах и уже обнародованные в ст.: Ковалевский М. Пшавы // Юридический вестник. 1887. См. также: Хаханов А. О пшавах; Худадов Н. Заметки о хевсурсах.

33

Relatio de la Colchide du Mengrellie par le P. Archange Lamberti, missionnaire de la propagation de la Foy (Thévenol. Relation de Voyages curienx. 1696. Т. 1. С. 40–43). Journal de Voyage du chevalier Chardin en Perse-par la Colchide. Londres, 1686. С. 86.

34

О похоронном ритуале мингрельцев см.: Mourier J. L’état religienx de la Mingrelie // Revue de I’histoire des religions, a. 1887. Juellet-août. С. 90; О похоронном ритуале пшавов: Ковалевский М.Пшавы: Этнографический очерк. С. 203 и 204.

35

См.: Koch. Reise durch Ruszland nach dem Laukasischen Isthmus. Т. 1. С. 437.

36

Комаров А. В. Адаты и судопроизводство по ним. С. 18.

37

См.: Ковалевский М. Современный обычай и древний закон. Т. 1. С. 90.

38

Ковалевский М. Современный обычай и древний закон. Ч. 2. Отдел «Уголовные обычаи осетин».

39

Ковалевский М. Пшавы: Этнографический очерк. С. 205.

40

См.: Ковалевский М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. 1879. Ч. 1. Гл. 2.

41

Reineggs. Указ. соч. Т. 1. С. 259.

42

В архиве Нальчикского округа мне не раз попадались дела, в которых со слов горских судей было записано, что «по существующему обычаю в Кабарде обрядовые холопы без их согласия не продаются в чужие руки» (См.: Черный настольный журнал Кабардинского окружного народного суда. 1863. 22 авг.). Другое дело – унауты, которым обычай не дозволяет других связей с женщинами, кроме временных, и которых во всякое время дозволяется отдельно от семьи продавать.

43

Барон Сталь. Этнографический очерк кабардинского народа; Леонтович Ф. Адаты… Т. 1. С. 170).

44

Voyage de Jean Potocki. С. 168.

45

У кабардинцев при краже у соседа лошади требуется возвращение 3 лошадей, а при краже барана, смотря по тому, у кого он украден, 10 и 20. (Адаты… Т. 1. С. 253–256). О воровстве у осетин см.: Современный обычай и древний закон. Т. 2. Отдел «Уголовное право». О воровстве у черкесов см.: Леонтович Ф. Адаты… Т. 2. С. 136 и 137 и 262. О воровстве у ингушей см.: Грабовский Н. Ингуши (их жизнь и обычаи) // ССКГ. Вып. 9. С. 94.

46

Reineggs. Allgemeine historish-topographische Beschrebung des Kaukasus. 1796. Т. 1. С. 40.

47

См.: Адаты… Т. 2. С. 137; Грабовский Н. Ингуши (их жизнь и обычаи) //ССКГ. Вып. 9. С. 95.

48

Убиение незаконнорожденных младенцев практикуется одинаково и черкесами, и осетинами, и сванетами.

49

Подробности на этот счет можно найти как в заключительной главе настоящего сочинения (Дагестан), так и в «Современном обычае и древнем законе» (отдел «Уголовное право осетин»). См. также: Выписка о правах и обычаях чеченцев Владикавказского округа. 1849 // Адаты… Т. 2. С. 117–120; Сб. адатов жителей Кумыкского округа. 1865 // Адаты…. Т. 2. С. 118.

50

Егиазаров С. А. Исследование по истории учреждений в Закавказье. Казань, 1889. Ч. 1. С. 146.

51

Одни только аварские ханы, не имеющие особой генеалогии, в то же время должны быть признаны весьма древними.

52

Родословное древо шамхалов Тарковских отпечатано в первом томе «Сборника сведений о кавказских горцах»; родословная кабардинских князей помещена у Палласа на с. 428 его Voyages. Дюбуа де Монпере в грузинских летописях находит указание на то, что родоначальник кабардинских князей Инал жил в начале XVI века.

53

Из чеченских сказаний // ССКГ. Вып. 5. С. 38.

54

Осетинские народные сказания // Там же. С. 15.

55

Из кабардинских сказаний о нартах (ССКГ. Вып. 5. С. 53, 64 и 65).

56

Сын Сафа не считает обидой передать жене Урызмага предложение быть его любовницей (Там же. С. 50 и 51), а жена другого витязя Уастверджи открыто заявляет тому же Урызмагу, что она сойдется с ним, если только муж не придет к ней ночью (С. 59). Еще более характерно то, что сам Урызмаг считает возможным снова сойтись со своей вероломной женой, узнав о характере сделанного ей любовником подарка.

57

Предание о поселении дигорцев в Камунзе // Миллер В. Ф. Осетинские этюды. Т. 1. С. 138.

58

Ср.: Ковалевский М. Род// Первобытное право. Ч. 1. С. 85.

59

Статья Даргуна помещена в Zeitschrift für die Vergleichende Rechts Wissenschaft, издаваемой Колером.

60

Опыты по истории русского права Чичерина и его полемика со мной в «Критическом обозрении» за 1878 год. Сергеевич // Журнал Министерства народного просвещения. Далее: ЖМНП; Лекции и исследования.

61

См.: Миллер В. и Ковалевский М. В горских обществах Кабарды // Вестник Европы. 1884.

62

Voyages dans les Gonvernements méridionaux de l’empire de Russie en 1793–1794. Т. 1. С. 431.

63

Potocki. Voyages… С. 176.

64

Le Voyage de Guillaume de Rubruquis. Гл. 2; Bergeron. Voyages en Asie. Т. 1.

65

Les six voyages de Jean Baptiste Tavernier. Т. 3. Гл. 13; Т. 1. С. 313).

66

Там же. С. 301. Приблизительно то же говорит о земледелии черкесов и Klaproth: «On cultive la même piece de terre pendant deux ou trios ans desuite; et lorsque le terrain est puisé ou détérioré, on en laboure un autre lorsqu’ils ont, de cette maniéré fait le tour de leur village é la distances de quelques verstes, ils emportent tours leurs effets et vont s’établir sur un terrain é défricher (Voyage au mont Caucase. Т. 1. С. 374). Барон Сталь повторяет Клапрота, когда говорит: «Переселения аулов с места на место весьма часты: истощив кругом себя землю, аул переходит на другое место» (Леонтович Ф. Адаты… Т. 1. С. 176).

67

Миллер В. Ф. Осетинские этюды. Т. 4 С. 50 и 51.

68

Ср.: Dubois de Montpéreux. Указ. соч. T. 2. C. 49.

69

Klaproth. Voyage au mont Caucase. Т. 1. С 397.

70

Лаудаев У. Чеченское племя // ССКГ. Т. 6. С. 50.

71

Олеарий А. Путешествие в Москву и Персию. Кн. 6. Гл. 12; Les six voyages de Tavernier, livre troisiéme (Гл. 12).

72

Сведения эти собраны мною на месте во время пребывания моего в Атажухином ауле от управителя князя Атажухина – г-на Кудашева.

73

Ковалевский М. Современный обычай и древний закон. Т. 1. Гл. «Имущественные отношения осетин».

74

Chardin. Journal du Voyage. Londres, 1686. P. 77.

75

Клапрот Ю. Указ. соч. Т. 1. С. 404.

76

См.: Лаудаев У. Указ. соч.// ССКГ. Вып. 5. С. 15.

77

См.: Грабовский Н. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушевского округа // ССКГ. Вып. 3. С. 13.

78

Дело, разбиравшееся в Закатальском народном суде 2 марта 1878 года.

79

Дело от 12 марта 1878 года.

Загрузка...