Отец мне как-то сказал, что дерево, впрочем, как и любое другое растение, – это самое уникальное живое существо на Земле. Только дерево может по праву быть олицетворением жизни, гармонии и семьи. Сами посудите: любое растение, от малого до великого, даёт жизнь всем существам на этой планете. Именно растения у нас отвечают за производство кислорода. Именно они каким-то магическим способом умеют превращать лучи солнечного света в кислород, воздух, которым мы дышим. Вы только вдумайтесь, насколько это удивительно! Даже самый маленький росточек протягивает к Солнцу свои листики, будто ладошки, и ловит солнечные лучики, а затем этими же «ладошками» дарит окружающему миру микроскопический кусочек свежего кислорода. И таких листиков мириады – больше, чем звёзд на небе. И каждый наш вдох свежего воздуха – это тысячи солнечных лучиков, отфильтрованных через тысячи листиков каких-то растений или деревьев. Не зря же леса называют лёгкими нашей планеты. Ну не удивительно ли?
Но растения дают не только кислород, но и многое-многое другое. Вот сели вы есть – оглянитесь, присмотритесь к тому, что вас окружает, и вы всё поймёте сами. Перед вами стол, сделанный из дерева. На столе тарелка с супом, а в супе лук, морковка, картошка, капуста, укроп, петрушка, приправы – сплошные растения. На второе макароны, а все макаронные изделия, как известно, из муки, которая, в свою очередь, не что иное, как молотая пшеница. К слову, пирожки – тоже из муки. Чай, кофе, какао – всё это плоды или листья особых деревьев. Фрукты, ягоды, шоколад, соки. Вы спросите: «А как же мясо и молоко?» Да. Конечно, мясо не растёт на деревьях, а молоко – это не цветочный нектар, но погодите… Ведь чтобы получилось молоко, корове надо съесть траву, и эту же траву корова и ест, чтобы вырасти и обрасти мясом! Ну и, конечно же, одежда. Про неё тоже не стоит забывать, ведь практически вся наша одежда выросла на полях. Не в прямом, конечно, смысле, но всё же! Именно из хлопка делают нити, а потом и ткань, из которой уже шьют нам самую удобную хлопчатобумажную одежду. Ну и, конечно же, книги и любая бумага, большинство лекарств, деревянная мебель, деревянные дома – всё это когда-то было растением или деревом, которые сначала отдали нам кислород, а потом и накормили нас, обули, одели и даже согрели. Ведь уголь, который используют для обогрева зданий, тоже когда-то был растением, но со временем и в определённых условиях превратился в такой вот чёрный горючий камень.
Всё это всегда было для меня удивительно и непостижимо! Но вот про что с особенным энтузиазмом отец нам с мамой объяснял, так это про то, что деревья – отличные семьянины, с заботой относящиеся к своему дому и со всей строгостью к своему потомству. Он даже написал несколько статей в различные журналы на такие темы, как «Современные ячейки общества на примере буковых растений», «Семейные узы растительного мира», «Взаимосвязь миграции растения и человека» и что-то ещё в таком же духе. Суть большинства его семейных лекций заключалась в том, что человек по своей природе – пакостник. Он всегда ищет новое, лучшее место для себя и своих потомков. Вот напакостит сначала в одном месте, оставит всё как есть и переезжает в новое – более чистое место, оправдывая это самыми что ни на есть благородными мотивами – заботой о своих близких. У деревьев же всё наоборот. Дерево способно прорасти в самом непригодном для жизни месте. Запуская свои корни вглубь и вокруг себя, оно начинает облагораживать свою территорию: осушает болота, разрыхляет почву, приманивает птиц, животных; вокруг появляются разнотравье, цветы, грибы, ягоды. А потом приходит время и дерево пускает семена по ветру, отправляя своё потомство на новые клочки земли, неухоженные. И потомство начинает расти, занимаясь, как и его родители, выживанием и облагораживанием своей территории. И в итоге появляется лесной массив, благоухающий ароматами цветов, с разнообразием птичьих песен и снующими то там, то здесь различными зверюшками. И таким становится прекрасным это место, что туда сразу же начинают стягиваться люди со своими жилищами: сначала это туристические палатки, потом дачные посёлки, элитные коттеджи и, наконец, каменные многоэтажки с развитой городской инфраструктурой.
Как вы уже поняли, в этом противостоянии человека и дерева мой отец был на стороне деревьев. И именно поэтому он всегда говорил, что мы никогда и никуда не переедем. Что самое лучшее место для жизни – это то, которое мы сами себе сможем подготовить. А мы с мамой что? Слушали папу и гордились им, какой же он у нас молодец! Но честно признаюсь, что втайне я всё равно мечтал о путешествиях по дальним странам и, как и любой другой мальчишка, мечтал о самых необыкновенных приключениях в своих вымышленных путешествиях. Но год назад я даже в самых своих смелых фантазиях не мог предположить, насколько будут необыкновенными и нереально фантастическими мои летние каникулы, о которых я решил наконец-то рассказать.
Да что же это я! Так увлёкся рассказом о деревьях, что забыл представиться. Меня зовут Коля. Я ученик 5 «А» класса, и мне одиннадцать лет. Но во время моих приключений мне было десять и я только-только окончил четвёртый класс. В школе меня все называют Зелёным. Нет. Я совершенно не выгляжу зелёным, как вы могли сразу подумать. Я не крашу волосы в зелёный цвет, как это любит делать у нас Машка Михайлова, и я не ношу зелёную одежду, потому что считаю одежду такого цвета совершенной безвкусицей. Правда, глаза у меня зелёного цвета, но дело всё не в них, а банально в моей фамилии. Коля Зеленин. Конечно же, Зеленин – это не интересно. Ну кто такой мальчик с фамилией Зеленин? Всего лишь мальчик. А вот Зелёный – это для местных мальчишек уже другое дело, это претензия стать личностью среди дворовой детворы. Вот так как-то, незаметно для меня, и приклеилось ко мне это прозвище. Даже учительница, как-то вызывая к доске, забылась и сказала: «Раз никто сегодня из моих любимчиков с задних парт не готов ответить на простой вопрос, что всё-таки угрожало планете Маленького принца из произведения Экзюпери, то попросим спасти вас всех Зелёного Колю – он-то уж точно знает ответ на этот вопрос». После этих слов последовали смешки с других парт, ну и потом, разумеется, мой ответ. А ответы на вопросы учителей у меня всегда наготове. Уж здесь я стараюсь! Учусь я практически на одни пятёрки.
И в этом я нахожу свой тайный смысл. Моя личная «Теория Коли Зеленина» заключается в том, что если ты хорошо учишься и много знаешь, то и времени у тебя свободного гораздо больше, чем у отстающих учеников. Звучит на первый взгляд противоречиво. Ведь отстающие ученики потому и отстающие, что всегда превращают время, которое должно быть затрачено на учёбу, в свободное. Но я стараюсь углубляться в корень, так сказать – в суть проблемы.
Во-первых, я считаю, что те ребята, которые не учат уроки, а вместо этого веселятся на улице, совершенно не умеют интересно это делать. Веселиться без знаний об окружающем мире – это как в поговорке: «Смех без причины – признак дурачины». Если у вас мало знаний и вам лень их получать, то и воображение у вас будет, скажу я вам, весьма ограниченным. Будете получать удовольствие от самых простых и примитивных вещей, как, например, Кузьма – одноклассник мой Серёга Кузьмин – самый рослый у нас в классе, с кудрявыми огненно-рыжими волосами и с постоянно кривой усмешкой на своём лице. Самое любимое его занятие – стоять на мосту, перекинутом через небольшую речушку с незамысловатым названием Буковая, и плевать на головы выплывающих из-под моста утят. У меня всё по-другому. Уж поверьте! Если я бегу на улицу гулять, то обязательно случается очередное космическое сражение, где с моим появлением у нашей галактики появляется шанс на победу. И всё потому, что я обладаю тайными приёмами пронизывать пространство и время, благодаря чему могу быстро и бесшумно прокрасться в тыл иногалактического врага и устроить там заварушку с освобождением планеты. И наконец, пробираюсь сквозь секретный инопланетный портал, что находится на мосту, попадаю в неизведанный уголок Вселенной и заговариваю на чистом математическом языке с незнакомой ещё всем внеземной расой. Ну скажите, неужели интереснее просто стоять и плевать на головы этих бедных утят?
Во-вторых, если вы учите уроки и не пропускаете школьные темы, то в дальнейшем на уроки у вас уходит всего лишь 10–15 минут. И всё потому, что вам не надо возвращаться к предыдущим темам, чтобы понять сегодняшнее задание, потому что вы и так всё помните. И в этом случае остаётся гораздо больше свободного времени, которое вы можете использовать на своё усмотрение, а также нет риска остаться в наказание после занятий в школе и уж тем более остаться на второй год.
Всё это было здорово! Мама, папа, школьные друзья, интересные преподаватели, забавные папины лекции за ужином о прелестях оседлой жизни и необходимости улучшить свой мир, битвы с космическими пришельцами на задворках дома, воскресные посиделки с удочкой на Буковой и сотни маленьких других радо – стей жизни. Но иногда бывает так, что в одночасье ваш мир и вся привычная вам жизнь вдруг рушатся. И когда мир рушится, начинают происходить события, совсем неподвластные вам. А ещё реже – где-то раз в миллион лет – такие события меняют настолько сильно жизнь какого-нибудь не сильно приметного во вселенском масштабе мальчика (возможно, даже только-только окончившего четвёртый класс старенькой школы на окраине Новосибирской области), что переворачивают ваши знания о мире с ног на голову. И как раз цепочка таких событий и произошла со мной в прошлом году, в самом начале летних каникул.