Пусть то, чего ты не можешь сделать, не мешает тому, что ты можешь сделать.
«Маленькие домики на крышах всегда очень уютны, а домик Карлсона – особенно. Представьте себе зелёные ставенки и крохотное крылечко, на котором так приятно сидеть по вечерам и глядеть на звёзды, а днём пить сок и грызть пряники, конечно, если они есть»[1].
Каждый из нас стремится найти такой «маленький домик» и прожить хорошую жизнь, в которой есть разнообразие, сбалансированность, внутренняя согласованность и гармония.
Но что делать, когда обстоятельства вне нашего контроля вмешиваются и не дают реализовать мечты и планы?
Я никогда не задавала себе этот вопрос и думала, что экзистенциальные кризисы обойдут меня стороной, пока не оказалась в ситуации, когда отсутствие одного из ингредиентов «хорошей жизни» стало мешать моей самореализации.
Я выросла на маленьком хуторе, расположенном на холме, который все называли бугром. Бугор был местом особой силы. Весной первыми на нем появлялись крокусы, пахнущие капелью и свежестью. Белый от крокусов, синий от мускарей и низкорослых ирисов, красный от диких тюльпанов, бугор, словно юная модница, менял свою окраску всю весну.
Летом он, как искусный парфюмер, предлагал классику ароматов: чабрец, шалфей, тысячелистник, пустырник, дикий лук и молочай. Этот букет ароматов мы собирали осенью для душистого зимнего чая.
Принарядившись в белое, зимой бугор становился излюбленным местом детей с санками.
Жизнь была размеренна и предсказуема. Всё это время я будто накапливала энергию для тех изменений, которые ворвались, когда мне исполнилось 17 лет.
Институт. Один, второй, третий.
Страна. Одна, вторая, третья, четвертая, пятая.
Профессия. Одна, вторая, третья, четвертая.
Переезды. Один, второй, третий… восемнадцатый.
В результате такой турбулентности у меня сложилась нестандартная карьера, развитие которой было понятно одной мне.
Фрагментарность разрозненных опытов и постоянный отклик на обстоятельства не давали полной картины карьеры. Более того, они не давали ощущения самореализованности, сбалансированности, внутренней согласованности и гармонии, необходимых индикаторов «хорошей жизни».
В ходе этих перемен у меня сложилась атипичная карьера, которая была понятна только мне одной.
Почему атипичная? Она что, оспа или вирус какой-то?
Нет, просто эта маленькая приставка обладает огромной энергией, способной перевернуть всё с ног на голову и разделить единый мир на два: мир типичной и мир атипичной карьеры.
В мире типичной карьеры жизнь персонажей строится примерно по такой схеме: получил диплом, работаешь по профессии, добавляешь или расширяешь компетенции, строишь карьеру в одной области, продвигаешься по лестнице, достигаешь успеха.
Несмотря на свою простоту, легкость понимания и привычный, узнаваемый многими подход, эта формула линейного построения карьеры не срабатывает для всех. И, как только она дает сбой, человек оказывается в атипичном мире.
А там всё по-другому…
В этом мире профессиональное продвижение человека сопровождают стремительные взлеты и падения, разрывы в профессиональном опыте или временные остановки карьеры, разочарования и многократные смены профессий, постоянный поиск и саморазвитие.
По мере продвижения человек перестает ощущать себя специалистом, экспертом в одной области. Его многогранности не хватает места в известной номенклатуре рабочих мест. Он не до конца понимает, как он к этому пришел и чем всё сопровождалось. Он просто пытается найти смысл своей профессиональной разрозненности.
Попав на путь атипичности, человек не говорит себе, что у него атипичное развитие карьеры, он только ощущает на себе эффект нестандартного пути, думая, что именно с ним что-то не так.
Это уже потом, испробовав, помучившись, поискав разные входы и выходы, мы начинаем потихоньку замечать за собой профессиональную нестандартность, которую можно назвать необычной, оригинальной, не такой, как у всех, странной, неидеальной, запутанной, не характерной для других и т. д.
Мы с легкостью жонглируем словами, добавляем и убираем необходимые части слова. Но иногда достаточно такого же малого обстоятельства, как приставка «а», чтобы оказаться атипичным кандидатом.
Со временем я поняла, что разрывность карьерного пути и вторжение могущественных обстоятельств вне нашего контроля являются не исключением, а скорее всего нормой, где нет единства и цельности. Жизнь – сплошные неожиданности. И надо быть готовым к тому, что в любой момент всё может радикально измениться и стать другим, просто другим…
Если вы решились на прочтение этой книги, то, по всей видимости, ваша атипичность уже как-то проявилась и кричит во весь голос о своем существовании.
Как это узнать?
Во-первых, наверняка вас можно записать в группу атипичных кандидатов по следующим характеристикам:
– вы совмещаете несколько разных работ. Сейчас это называют модным словом «слеш-карьера». Сама идея слеш- карьеры не нова. Журналистка Марци Албохер (Marci Alboher) сформулировала ее еще в 2007 году в книге «Один человек/ много карьер»;
– вы тот, у кого были сложности в карьере, вызванные переездом в другую страну, другой город;
– вы тот, кто просто выгорел, и у вас не остается энергии продолжать;
– вы тот, кто запутался в разных фрагментах опыта и не знает, как придать смысл своему профессиональному пути;
– вы тот, кто до сих пор не знает, кем «хочет стать, когда вырастет»;
– вы сканер, мультипотенциал, желающий попробовать, изучить всё. Вы отказываетесь выбирать одну профессию и становиться специалистом. Вам необходимо время, чтобы найти работу, которая вместит все ваши многочисленные увлечения;
– вы полимат, человек, компетентный минимум в трёх разных областях и умеющий/пытающийся интегрировать эти знания воедино;
– вы оказались не на своем месте, потерялись в профессиональном выборе.
Как видите, не все люди, меняющие множество занятий, делают это по одинаковым причинам. Но несмотря на неудачи и сложности в профессиональном пути, вам очень хочется вернуться в колею и восстановить недостающий баланс в самореализации.
Если это так, то давайте знакомиться!
Я – человек с атипичной карьерой, которому пришлось идти вразрез со стандартным положением вещей в карьере.
В прошлом – лингвист, исследователь рынка, HR- менеджер, руководитель отдела по персоналу, в настоящее время – профориентолог и карьерный коуч. Как детали пазла, я передвигала их по отдельности и считала, что мой опыт и знания из разных областей не могут совмещаться. Но оказалось, что они не только совмещались, но и трансформировались.
Работая в сфере профессиональной ориентации, я всё чаще встречала похожие истории. Ко мне обращались люди в момент профессиональных разрывов, когда у них не получалось выстроить прямую линию карьерных перевоплощений. Помогая им и наблюдая за их профессиональными трансформациями, мне захотелось:
– понять, как привычная карьерная линия превращается в синусоиду;
– определить и наметить путь, который проходит атипичный кандидат;
– выстроить внутренний механизм, который позволяет разложить себя по полочкам и собрать в новой версии;
– самой найти и почувствовать внутреннюю опору, помогающую ощущать себя на высоте, несмотря на постоянные перемены.
Работая над этой темой уже несколько лет, я знала, что атипичность не является редкостью. Очень часто мы задаем себе один и тот же вопрос: «Что я сделал не так?» И не подозреваем, что его задают миллионы. Мы ждем, надеемся, что станем другими, что настанет момент, когда наконец мы сможем быть, как все. Мы прячемся в убежища-занятия, где чувствуем себя комфортно, но при этом не преследуем основную цель – приносить пользу и быть профессионально нужным.
«Каждый раз, когда я заканчивала очередные курсы, у меня возникали вопросы: почему у меня не получается найти свое место в жизни и реализовать себя, почему я не как другие, которые стали на одно место и растут по карьерной лестнице? У меня вечно не всё складывалось, приходилось идти учиться на новую профессию», – говорит Джулия, обладатель восьми профессий.
Я решила встретиться и поговорить об атипичности с незнакомыми людьми.
«Друзья, очень нужна ваша помощь. Ищу людей для интервью.
Какие истории мне интересны? Разрывы в карьере:
– вы пробовали работать в разных областях и постоянно ищете новое профессиональное увлечение;
– вы заново меняли и строили карьеру после переезда в другую страну, другой город, после закрытия бизнеса, развода и т. д.;
– у вас множество разнообразных опытов, которые хотите объединить в один проект.
Если это вы и готовы пообщаться, пишите в личку, буду очень признательна».
Так звучало мое приглашение в Facebook. Нажала на кнопку «Опубликовать» и стала ждать ответы. Про себя подумала: если через 10 дней не получу ни одного ответа, оставлю эту затею. Позже мне понадобилось 10 дней, чтобы запланировать и провести все 30 интервью. Уже спустя 10 минут после публикации моего поста я получила первые положительных отзывы.
Люди откликнулись на мою просьбу поговорить об их ати- пичности в профессии, до конца не понимая, о чем пойдет речь.
Как я это поняла?
Отвечая на мой первый вопрос: «В чем заключается Ваша атипичность?», многие собеседники переспрашивали, правильно ли они поняли суть вопроса, уточняли формулировку.
К моему удивлению, ни один из них не ошибся. Все – осознанно или подсознательно – ощущали, что говорить будем о том, что было запланировано в карьере и что получилось на самом деле.
Мне удалось услышать истории 30 человек. Все они оказались нестандартными, любознательными, многогранными, та- ланливыми, азартными и авантюрными личностями, которым постоянно хотелось расширять кругозор и рамки своих возможностей.
Людмила, Игорь, Вера, Людмила В., Юлия, Леся, Влади, Николай, Екатерина, Джулия, Анна, Наталья, Надежда, Анна З., Юлия, Любовь, Юлиана, Юлия, Оксана, Мария, Татьяна, Ольга, Анна, Алиса, Виталий, Елена, Николай, Алла, Елена, Светлана, без вашего участия история этой книги была бы неполной. Спасибо за ваши отклики и помощь в создании материала.
Надеюсь, эта книга поможет каждому читателю:
– разобраться в собственном лабиринте атипичной карьеры;
– перестать бежать по кругу и превратить свою атипич- ность в уникальность;
– понять, как объединить разнородные фрагменты опыта в один проект;
– адаптироваться в обществе, где атипичность становится нормой;
– видеть разрывность жизненного пути не как провал и личностную несостоятельность, а как новые возможности для развития и роста.
Со своей стороны буду рада, если своими наблюдениями смогу помочь атипичным профессионалам носить рубашку атипичности не потому, что больше нечего надеть, а как модный и удобный предмет гардероба.
Если на одном дыхании вы дошли до последнего абзаца предисловия, тогда эта книга точно вам будет полезна.